Чем отличается католическая церковь от православной?

Центральные доктрины и насчитавшиеся разделения в православии

Православие – одно из самых древних христианских течений, которое существует неотъемлемой составляющей жизни многих стран Восточной Европы, Ближнего Востока и ряда других регионов. Несмотря на то, что православная церковь объединяет множество стран и народов, внутри этой религиозной системы существуют определенные разделения и дискуссии, касающиеся ключевых доктрин и учений. В этом разделе мы рассмотрим несколько центральных доктрин православия и основные разделения, которые возникли с течением времени.

Монотеизм и Троица

Одна из основных доктрин православия – это вера в единого Бога. Православные христиане исповедуют монотеизм, то есть веру в существование только одного Бога

В то же время, особое внимание уделяется учению о Троице – веры в Бога, проявляющегося в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Таким образом, вера в Троицу является центральной доктриной православного христианства

Авторитет Православной церкви

В православии особое значение придается авторитету Православной церкви и ее иерархии. Православные считают, что Церковь, как духовное руководство и прибежище для верующих, обладает особым авторитетом в религиозных вопросах, таких как интерпретация Священного Писания или проведение обрядов и таинств. Однако внутри православия существуют различные церкви и патриархаты, которые в некоторых случаях могут различаться в мнениях и традициях.

Разделения в православии

В ходе исторического развития православия возникли различные разделения, касающиеся доктрин и принципов веры. Наиболее знаменитым разделением в православии является Восточный и Западный схизм, произошедший в XI веке, который привел к образованию православной и католической церквей. Другими разделениями являются различные церковные схизмы, такие как разделение между старообрядцами и московской патриархией или разделение между Грузинской и Русской православной церковью. Каждое из этих разделений обусловлено различиями в практиках, традициях и учениях, и все они влияют на многообразие православных церквей и конфессий в наши дни.

Сводка

В православии существуют некоторые центральные доктрины, такие как вера в монотеизм и Троицу, а также особый авторитет Православной церкви. В то же время, в ходе истории возникли различные разделения внутри православной веры, которые влекли за собой создание разных церквей и патриархатов. Эти разделения продолжают оказывать влияние на современную православную веру и практику.

Протестантизм

У большинства протестантов Библия признана как единственный источник вероучения. Протестантизм ориентирует человека на возможность личного общения с Богом. Из этого вытекает право каждого человека прочитать и обсудить Библию

Протестанты уделяли большое внимание человеческому воплощению Иисуса, поэтому основной их праздник – Рождество. Основными богослужениями являются:

  • чтение библии;
  • проповеди;
  • индивидуальные и коллективные молитвы;
  • пение религиозных гимнов.

Преимущественно отвергнут культ Марии, святых, мощей и икон. Основная организационная структура протестантизма – община, в которой нет развитой иерархии священнослужителей.

В протестантизме выделяют два направления:

  1. либеральное – признает критику Библии;
  2. фундаменталистское – настаивает на буквальном понимании Библейских текстов.

Протестантизм учит, что значение имеют не только и не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих задач, то есть в добросовестном выполнении трудовых задач человек реализует заповеди христианства. Протестантизмом утверждено равенство перед Богом всех верующих и проповедование спасения верой уже на Земле. Также отрицается монашество и безбрачие духовенства. Протестантизм характеризуется стремлением к разделению сфер влияния духовной власти церкви и светской власти государства.

Основной догмат протестантизма – это догмат о спасении души только лишь верой в искупительную силу жертвы Иисуса Христа. Другие способы спастись, принято считать несущественными. В соответствии с этим догматом, в связи с грехопадением, первородным грехом, произошла утрата человеком способности к самостоятельному совершению добра, в связи с чем спасение может прийти к нему только в результате божественного вмешательства, то есть спасение – это дар божественной благодати.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

История зарождения

В III веке на Ближнем Востоке возникло христианство с основателем Иисусом Христом, которого распяли в I веке. Однако еще задолго до этого существовали апостолы — приближенные ученики Христа, которые проповедовали учение, основанное на его заповедях.

Христианство распространялось по территории Римской империи. Притом государственная языческая религия устраивала на него сильные гонения. В 313 году император Константин Первый легализовал христианство, и борьба церкви значительно снизилась. В 380 году Римской империей стал управлять Феодосий Первый. По его указу христианство превратилось в государственную религию. Она сохранялась до тех пор, пока не произошло падение Западной империи, а затем и Восточной Римской империи.

После этого церковь на Западе была важным фактором в сохранении классической цивилизации, создании монастырей и отправке миссионеров для обращения в христианство народов Северной Европы вплоть до Ирландии. На Востоке Византийская империя сохранила православие и после массовых вторжений ислама в середине VII века.

Когда пала Римская империя на западе, в 476 году католическая вера конкурировала с арианством за обращение варварских племен. В 530 году святой Бенедикт написал собственное «Правило святого Бенедикта». Оно стало практической инструкцией по тому, как жить в монашеской общине. В результате послание разослали по европейским монастырям. Монастыри превратились в проводников цивилизации. Они работали в качестве центров духовной жизни, а также сельского хозяйства, экономики и производства.

В дальнейшем Папа превратился в настоящий источник авторитета. Папа Григорий Первый занимался управлением церковью и устанавливал строгие реформы. Мужчина был из старинной семьи сенаторов, требовал от всех дисциплины, которая считалась традиционной для правления того времени.

Второй важнейшей фазой в процессе установления папского превосходства на видное место продолжалась с середины XI до середины XIII века. Григория Седьмой после 1075 года смело обрушился на традиционные обычаи. По ним император занимался контролем назначений на самые высокие церковные саны. В результате таких действий в Италии и Германии затянулась церковная и гражданская рознь.

Изначально Лютер вовсе не собирался бороться с Римским престолом, он лишь выступил против идеи, что папа может от­пускать грехи и тем более брать за это деньги. Лютер собствен­норучно отослал копию своих тезисов архиепископу Альбрехту, а тот уже передал их папе Льву X.

Неожиданно быстро весть об этих тезисах облетела Европу, уже через две недели их активно обсуждали в большинстве уни­верситетов и религиозных центров.

Не один раз Римский престол пытался принудить Лютера от­речься от его взглядов на папскую власть и авторитет Церкви, но безрезультатно, и в конце концов папа Лев X осудил Лютера по 41 пункту (булла Exsurge Domine, 15 июня 1520 г.), а в январе 1521 г. отлучил его от Церкви.  Тем временем реформатор опубликовал один за другим три памфлета, в которых излагались основные по­ложения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и все уст­ройство Католической Церкви.

В результате возник протестантизм, который со временем получил различные ответвления.

Лютер оставил след в истории и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но и стремился исполь­зовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Боль­шое значение имел выполненный Лютером перевод на немец­кий язык Библии (1522—1542), в нем ему удалось установить нормы немецкого национального языка, которого в то время практически не было.

Большая заслуга Лютера также в учреждении по всей стране начальных школ, развитии университетов, усовершенствовании учебных программ, именно Лютер первым стал говорить о том, что обучение должно быть обязательным, а для детей бедняков — бесплатным.

Отличие 5. Католикам нельзя жениться.

Ну вернее католикам жениться можно, а вот их священникам нельзя. и это плохо. Библия осуждает такое поведение.

1-е послание Тимофею 4 глава Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским,  через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,  запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. 

Из этого текста мы видим, что вступать в брак можно. А у католиков нельзя. И этот запрет приводит к известным грехам, о которых и говорить стыдно. У протестантов, например пастор должен быть обязательно женат. А у православных не женатым должен быть лишь епископ. А на обычных священников запрет не распространяется.

Отличие 6. Понимание природы Духа святого.

Католики, трактуют Святой Дух (не догматически) как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общее действие (энергия) всех Трёх Лиц Святой Троицы, поэтому Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью. В православии Святой дух понимается личность, а не результат отношений. И Любовь возникает между Духом святым, Сыном и Отцом, а не так что любовь это дух.   Если и Дух – это любовь, то любовь как личность, со своими желаниями и волей.

Что такое православный?

Православная церковь также известна как восточная православная церковь. Это вторая по величине христианская церковь. Это также один из старейших религиозных институтов в мире.

Он повлиял на культуру восточной и юго-восточной Европы, а также на историю. Эти церкви управляются епископами в местном синоде и функционируют как автокефальная община. 

Православная церковь не считает Папу непогрешимым. Православным священникам разрешено вступать в брак, в отличие от католических священников. Приоритет чести может быть отдан Константинопольскому патриарху. Тем не менее, будучи признанным и получившим наивысший статус, он не имеет власти над церквями.

Восточная Православная Церковь считает Иисуса Христа главой, а Церковь – телом.

Православные христиане верят, что епископы и духовенство предвосхищают благодать Божию и власть. Его передают, возлагая на руку, практика, начатая апостолами.

Они различают вечную сущность Бога и местные энергии как отношения между Богом и его творениями.

Вот как он (Бог) достигает человечества. Юлианскому календарю следуют автокефальные церкви, а остальные следуют пересмотренному юлианскому календарю.

Они не верят в чистилище. Нет принуждения к исповеданию своих грехов.

Мы нашли для вас лучшие предложения на Amazon

#предварительный просмотрПродукт
1Православная учебная Библия, твердый переплет: древнее христианство обращается к современному миру
2Мыслить православно: понять и приобрести православный разум

Ритуалы и служение Богу

Теперь посмотрим на отличия протестантской церкви от двух других течений в плане ритуалов и божественных служений:

КритерийУ протестантовУ католиковУ православных
Число таинствВ ряде течений нет ни одного. В большинстве случаев только 2 Причастие и Крещение77
КрещениеДля взрослых ( у некоторых и детей) присутствует погружение в воду в качестве обрядаМладенцев обливают водойМладенцы погружаются в воду
МиропомазаниеОтсутствуетНе ранее, чем в 7 летПосле крещения
ПричастиеВином (допускается сок) и хлебомМиряне хлебом, духовенстве исключительно вином и хлебомХлеб и вино
ИсповедьПеред Богом каются в грехахПеред священником, отпущение грехов допускается за индульгенцию и добрые делаПеред Богом либо батюшкой, необходимо искреннее раскаяние
КрестятсяНетДвумя пальцами слева направоТремя пальцами справа налево
Церковная службаПоются псалмы, произносятся молитвы, читается Библия, присутствуют проповедиМессаЛитургия
ПостВозможно несоблюдениеСоблюдаетсяСоблюдается

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Православие

Католицизм

Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.

Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.

Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.

Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).

Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.

Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).

Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.

В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.

Алтарь, как правило, ориентирован на восток.

Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.

В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.

Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.

Детей начинают причащать с младенчества.

К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.

Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.

Целибат обязателен только для монахов.

Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).

Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).

Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).

Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.

Минимальный евхаристический пост составляет один час.

В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.

В католическом богослужении чаще всего используется орган.

Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.

Брак принципиально нерасторжим.

Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.

Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.

Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.

Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».

Принят термин «освящение воды».

Принят термин «благословение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.

Католическое духовенство, как правило, безбородо.

Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.

Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.

Монастыри различаются лишь уставом.

Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.

В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).

В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.

Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.

Используется григорианский календарь.

О любви

В католицизме дева Мария играет гораздо большую роль, чем в православии. Есть версия, что во время крестовых походов её образ заменял воинам мать. Но с большой славой приходит большая ответственность. Как относятся в двух ветвях христианства к женщинам и делам сердечным?

Одно из важных отличий православия от католичества: православные не признают догмат о непорочном зачатии и не считают Богородицу безгрешной. “Учение о безгрешности Богоматери учению православному не только чуждо, но и противно. Имея много свидетельств против себя, оно не имеет никаких за себя”, — говорил святитель Иоанн Шанхайский. И, признавая Марию обычной женщиной, православная церковь одновременно терпимее относится к женщинам другим.

Например, католики не признают разводов. Наша церковь же с самого начала допускала их возможность, пусть и в отдельных случаях. Католики запрещают священникам жениться, в православии безбрачия должны придерживаться только епископы.

Также католики запрещают любую контрацепцию. Презервативы, таблетки, спирали — всё это грех и харам. Православие предохраняться не запрещает — при условии, что вы состоите с партнёром в законном браке. Так что и здесь мы, оказывается, гораздо прогрессивнее наших западных братьев.

Чем католическая церковь отличается от православной

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Независимо от того, верим мы в Господа или нет, но все мы верим во что-то высшее. Население земного шара исповедует большое количество различных религий. Какой из них следовать – это только Ваше решение. Так, например, среди населения нашей страны чаще всего встречается православие и католицизм. Все чаще люди задаются вопросом о том, чем отличается католическая вера от православной?

Обоюдное влияние

И несмотря на наличие отличий, существует обоюдное влияние православия на католическое учение, и наоборот. К таковым относят:

  1. Тяга католиков к православным иконам, образы которых до сих пор можно встретить в церквях.
  2. Католиков также привлекают работы богословов из православия. Они не отрицают их и изучают, в полной мере поддерживая культурный уровень.
  3. До 19 века православная иконопись частично была подвержена влиянию католиков. Все это было частично, а не повсеместно и только до тех пор, пока православными мастерами не был совершен полноценный переход на академическую манеру.
  4. Перенятие богослужения из католицизма — пассии.
  5. Обоюдное влияние на архитектуру зданий друг друга. Православные архитекторы брали что-то из католических церквей, а католики от православных. При этом конфликтов на этой почве не возникало.

Православие и католицизм до сих пор продолжают заимствовать друг у друга культурные аспекты. Это наглядно подтверждает встреча Папа Римского с Патриархом в 2016 году. Именно в рамках этой встречи было произведено обсуждение важных для обоих направлений вопросов.

Православие и католичество — попытки объединиться (Унии)

Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии — между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью — священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Лионская Уния (1274 год)

Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.

Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)

В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства — крестовыми походами, Византия — противостоянием с Турками, Русь — с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.

Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге — народ объединение на таких условиях не поддержал.

Брестская Уния (1596 год)

Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).

Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен — хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык — остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.

После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий — а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий