Центральные доктрины и насчитавшиеся разделения в православии
Православие – одно из самых древних христианских течений, которое существует неотъемлемой составляющей жизни многих стран Восточной Европы, Ближнего Востока и ряда других регионов. Несмотря на то, что православная церковь объединяет множество стран и народов, внутри этой религиозной системы существуют определенные разделения и дискуссии, касающиеся ключевых доктрин и учений. В этом разделе мы рассмотрим несколько центральных доктрин православия и основные разделения, которые возникли с течением времени.
Монотеизм и Троица
Одна из основных доктрин православия – это вера в единого Бога. Православные христиане исповедуют монотеизм, то есть веру в существование только одного Бога
В то же время, особое внимание уделяется учению о Троице – веры в Бога, проявляющегося в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Таким образом, вера в Троицу является центральной доктриной православного христианства
Авторитет Православной церкви
В православии особое значение придается авторитету Православной церкви и ее иерархии. Православные считают, что Церковь, как духовное руководство и прибежище для верующих, обладает особым авторитетом в религиозных вопросах, таких как интерпретация Священного Писания или проведение обрядов и таинств. Однако внутри православия существуют различные церкви и патриархаты, которые в некоторых случаях могут различаться в мнениях и традициях.
Разделения в православии
В ходе исторического развития православия возникли различные разделения, касающиеся доктрин и принципов веры. Наиболее знаменитым разделением в православии является Восточный и Западный схизм, произошедший в XI веке, который привел к образованию православной и католической церквей. Другими разделениями являются различные церковные схизмы, такие как разделение между старообрядцами и московской патриархией или разделение между Грузинской и Русской православной церковью. Каждое из этих разделений обусловлено различиями в практиках, традициях и учениях, и все они влияют на многообразие православных церквей и конфессий в наши дни.
Сводка
В православии существуют некоторые центральные доктрины, такие как вера в монотеизм и Троицу, а также особый авторитет Православной церкви. В то же время, в ходе истории возникли различные разделения внутри православной веры, которые влекли за собой создание разных церквей и патриархатов. Эти разделения продолжают оказывать влияние на современную православную веру и практику.
Протестантизм
У большинства протестантов Библия признана как единственный источник вероучения. Протестантизм ориентирует человека на возможность личного общения с Богом. Из этого вытекает право каждого человека прочитать и обсудить Библию
Протестанты уделяли большое внимание человеческому воплощению Иисуса, поэтому основной их праздник – Рождество. Основными богослужениями являются:
- чтение библии;
- проповеди;
- индивидуальные и коллективные молитвы;
- пение религиозных гимнов.
Преимущественно отвергнут культ Марии, святых, мощей и икон. Основная организационная структура протестантизма – община, в которой нет развитой иерархии священнослужителей.
В протестантизме выделяют два направления:
- либеральное – признает критику Библии;
- фундаменталистское – настаивает на буквальном понимании Библейских текстов.
Протестантизм учит, что значение имеют не только и не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих задач, то есть в добросовестном выполнении трудовых задач человек реализует заповеди христианства. Протестантизмом утверждено равенство перед Богом всех верующих и проповедование спасения верой уже на Земле. Также отрицается монашество и безбрачие духовенства. Протестантизм характеризуется стремлением к разделению сфер влияния духовной власти церкви и светской власти государства.
Основной догмат протестантизма – это догмат о спасении души только лишь верой в искупительную силу жертвы Иисуса Христа. Другие способы спастись, принято считать несущественными. В соответствии с этим догматом, в связи с грехопадением, первородным грехом, произошла утрата человеком способности к самостоятельному совершению добра, в связи с чем спасение может прийти к нему только в результате божественного вмешательства, то есть спасение – это дар божественной благодати.
Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:
Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
Триадологические:
• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).
• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.
Мариологические:
• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.
• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.
Прочие:
• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».
• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.
• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.
При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).
В православии существуют две точки зрения на католиков.
• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).
• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
История зарождения
В III веке на Ближнем Востоке возникло христианство с основателем Иисусом Христом, которого распяли в I веке. Однако еще задолго до этого существовали апостолы — приближенные ученики Христа, которые проповедовали учение, основанное на его заповедях.
Христианство распространялось по территории Римской империи. Притом государственная языческая религия устраивала на него сильные гонения. В 313 году император Константин Первый легализовал христианство, и борьба церкви значительно снизилась. В 380 году Римской империей стал управлять Феодосий Первый. По его указу христианство превратилось в государственную религию. Она сохранялась до тех пор, пока не произошло падение Западной империи, а затем и Восточной Римской империи.
После этого церковь на Западе была важным фактором в сохранении классической цивилизации, создании монастырей и отправке миссионеров для обращения в христианство народов Северной Европы вплоть до Ирландии. На Востоке Византийская империя сохранила православие и после массовых вторжений ислама в середине VII века.
Когда пала Римская империя на западе, в 476 году католическая вера конкурировала с арианством за обращение варварских племен. В 530 году святой Бенедикт написал собственное «Правило святого Бенедикта». Оно стало практической инструкцией по тому, как жить в монашеской общине. В результате послание разослали по европейским монастырям. Монастыри превратились в проводников цивилизации. Они работали в качестве центров духовной жизни, а также сельского хозяйства, экономики и производства.
В дальнейшем Папа превратился в настоящий источник авторитета. Папа Григорий Первый занимался управлением церковью и устанавливал строгие реформы. Мужчина был из старинной семьи сенаторов, требовал от всех дисциплины, которая считалась традиционной для правления того времени.
Второй важнейшей фазой в процессе установления папского превосходства на видное место продолжалась с середины XI до середины XIII века. Григория Седьмой после 1075 года смело обрушился на традиционные обычаи. По ним император занимался контролем назначений на самые высокие церковные саны. В результате таких действий в Италии и Германии затянулась церковная и гражданская рознь.
Изначально Лютер вовсе не собирался бороться с Римским престолом, он лишь выступил против идеи, что папа может отпускать грехи и тем более брать за это деньги. Лютер собственноручно отослал копию своих тезисов архиепископу Альбрехту, а тот уже передал их папе Льву X.
Неожиданно быстро весть об этих тезисах облетела Европу, уже через две недели их активно обсуждали в большинстве университетов и религиозных центров.
Не один раз Римский престол пытался принудить Лютера отречься от его взглядов на папскую власть и авторитет Церкви, но безрезультатно, и в конце концов папа Лев X осудил Лютера по 41 пункту (булла Exsurge Domine, 15 июня 1520 г.), а в январе 1521 г. отлучил его от Церкви. Тем временем реформатор опубликовал один за другим три памфлета, в которых излагались основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и все устройство Католической Церкви.
В результате возник протестантизм, который со временем получил различные ответвления.
Лютер оставил след в истории и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но и стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522—1542), в нем ему удалось установить нормы немецкого национального языка, которого в то время практически не было.
Большая заслуга Лютера также в учреждении по всей стране начальных школ, развитии университетов, усовершенствовании учебных программ, именно Лютер первым стал говорить о том, что обучение должно быть обязательным, а для детей бедняков — бесплатным.
Отличие 5. Католикам нельзя жениться.
Ну вернее католикам жениться можно, а вот их священникам нельзя. и это плохо. Библия осуждает такое поведение.
1-е послание Тимофею 4 глава Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
Из этого текста мы видим, что вступать в брак можно. А у католиков нельзя. И этот запрет приводит к известным грехам, о которых и говорить стыдно. У протестантов, например пастор должен быть обязательно женат. А у православных не женатым должен быть лишь епископ. А на обычных священников запрет не распространяется.
Отличие 6. Понимание природы Духа святого.
Католики, трактуют Святой Дух (не догматически) как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общее действие (энергия) всех Трёх Лиц Святой Троицы, поэтому Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью. В православии Святой дух понимается личность, а не результат отношений. И Любовь возникает между Духом святым, Сыном и Отцом, а не так что любовь это дух. Если и Дух – это любовь, то любовь как личность, со своими желаниями и волей.
Что такое православный?
Православная церковь также известна как восточная православная церковь. Это вторая по величине христианская церковь. Это также один из старейших религиозных институтов в мире.
Он повлиял на культуру восточной и юго-восточной Европы, а также на историю. Эти церкви управляются епископами в местном синоде и функционируют как автокефальная община.
Православная церковь не считает Папу непогрешимым. Православным священникам разрешено вступать в брак, в отличие от католических священников. Приоритет чести может быть отдан Константинопольскому патриарху. Тем не менее, будучи признанным и получившим наивысший статус, он не имеет власти над церквями.
Восточная Православная Церковь считает Иисуса Христа главой, а Церковь – телом.
Православные христиане верят, что епископы и духовенство предвосхищают благодать Божию и власть. Его передают, возлагая на руку, практика, начатая апостолами.
Они различают вечную сущность Бога и местные энергии как отношения между Богом и его творениями.
Вот как он (Бог) достигает человечества. Юлианскому календарю следуют автокефальные церкви, а остальные следуют пересмотренному юлианскому календарю.
Они не верят в чистилище. Нет принуждения к исповеданию своих грехов.
Мы нашли для вас лучшие предложения на Amazon
# | предварительный просмотр | Продукт |
---|---|---|
1 | Православная учебная Библия, твердый переплет: древнее христианство обращается к современному миру | |
2 | Мыслить православно: понять и приобрести православный разум |
Ритуалы и служение Богу
Теперь посмотрим на отличия протестантской церкви от двух других течений в плане ритуалов и божественных служений:
Критерий | У протестантов | У католиков | У православных |
---|---|---|---|
Число таинств | В ряде течений нет ни одного. В большинстве случаев только 2 Причастие и Крещение | 7 | 7 |
Крещение | Для взрослых ( у некоторых и детей) присутствует погружение в воду в качестве обряда | Младенцев обливают водой | Младенцы погружаются в воду |
Миропомазание | Отсутствует | Не ранее, чем в 7 лет | После крещения |
Причастие | Вином (допускается сок) и хлебом | Миряне хлебом, духовенстве исключительно вином и хлебом | Хлеб и вино |
Исповедь | Перед Богом каются в грехах | Перед священником, отпущение грехов допускается за индульгенцию и добрые дела | Перед Богом либо батюшкой, необходимо искреннее раскаяние |
Крестятся | Нет | Двумя пальцами слева направо | Тремя пальцами справа налево |
Церковная служба | Поются псалмы, произносятся молитвы, читается Библия, присутствуют проповеди | Месса | Литургия |
Пост | Возможно несоблюдение | Соблюдается | Соблюдается |
Основные обрядовые различия между православием и католицизмом
Православие
Католицизм
Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.
Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.
Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.
Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.
В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.
Алтарь, как правило, ориентирован на восток.
Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.
Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.
Детей начинают причащать с младенчества.
К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.
Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.
Целибат обязателен только для монахов.
Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).
Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.
Минимальный евхаристический пост составляет один час.
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.
В католическом богослужении чаще всего используется орган.
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.
Брак принципиально нерасторжим.
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.
Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.
Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».
Принят термин «освящение воды».
Принят термин «благословение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.
Католическое духовенство, как правило, безбородо.
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.
Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.
Монастыри различаются лишь уставом.
Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).
В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.
Используется григорианский календарь.
О любви
В католицизме дева Мария играет гораздо большую роль, чем в православии. Есть версия, что во время крестовых походов её образ заменял воинам мать. Но с большой славой приходит большая ответственность. Как относятся в двух ветвях христианства к женщинам и делам сердечным?
Одно из важных отличий православия от католичества: православные не признают догмат о непорочном зачатии и не считают Богородицу безгрешной. “Учение о безгрешности Богоматери учению православному не только чуждо, но и противно. Имея много свидетельств против себя, оно не имеет никаких за себя”, — говорил святитель Иоанн Шанхайский. И, признавая Марию обычной женщиной, православная церковь одновременно терпимее относится к женщинам другим.
Например, католики не признают разводов. Наша церковь же с самого начала допускала их возможность, пусть и в отдельных случаях. Католики запрещают священникам жениться, в православии безбрачия должны придерживаться только епископы.
Также католики запрещают любую контрацепцию. Презервативы, таблетки, спирали — всё это грех и харам. Православие предохраняться не запрещает — при условии, что вы состоите с партнёром в законном браке. Так что и здесь мы, оказывается, гораздо прогрессивнее наших западных братьев.
Чем католическая церковь отличается от православной
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Независимо от того, верим мы в Господа или нет, но все мы верим во что-то высшее. Население земного шара исповедует большое количество различных религий. Какой из них следовать – это только Ваше решение. Так, например, среди населения нашей страны чаще всего встречается православие и католицизм. Все чаще люди задаются вопросом о том, чем отличается католическая вера от православной?
Обоюдное влияние
И несмотря на наличие отличий, существует обоюдное влияние православия на католическое учение, и наоборот. К таковым относят:
- Тяга католиков к православным иконам, образы которых до сих пор можно встретить в церквях.
- Католиков также привлекают работы богословов из православия. Они не отрицают их и изучают, в полной мере поддерживая культурный уровень.
- До 19 века православная иконопись частично была подвержена влиянию католиков. Все это было частично, а не повсеместно и только до тех пор, пока православными мастерами не был совершен полноценный переход на академическую манеру.
- Перенятие богослужения из католицизма — пассии.
- Обоюдное влияние на архитектуру зданий друг друга. Православные архитекторы брали что-то из католических церквей, а католики от православных. При этом конфликтов на этой почве не возникало.
Православие и католицизм до сих пор продолжают заимствовать друг у друга культурные аспекты. Это наглядно подтверждает встреча Папа Римского с Патриархом в 2016 году. Именно в рамках этой встречи было произведено обсуждение важных для обоих направлений вопросов.
Православие и католичество — попытки объединиться (Унии)
Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.
Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии — между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:
- Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
- Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
- Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью — священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.
Лионская Уния (1274 год)
Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.
Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)
В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства — крестовыми походами, Византия — противостоянием с Турками, Русь — с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.
Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге — народ объединение на таких условиях не поддержал.
Брестская Уния (1596 год)
Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).
Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен — хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык — остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.
После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий — а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.