Целеполагание в педагогике в наши дни

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего

Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Проверочный Если

тест вы хотите проверить свои знания по данного теме урока, можете пройти небольшой состоящий, тест из 5 вопросов. В каждом вопросе правильным быть может только 1 вариант. После выбора одного вами из вариантов, система автоматически переходит к вопросу следующему.

Максимальное количество баллов — 5. На получаемые баллы вами влияет правильность ваших ответов и прохождение на затраченное время

Обратите внимание, что каждый вопросы раз разные, а варианты перемешиваются

тем Перед как начать тестирование, рекомендуем чтобы, зарегистрироваться результат был сохранен в вашей смогли, и вы истории бы видеть собственный прогресс.

Проблемы целеполагания педагога

Целеполагание, как основа планирования деятельности учителя возникла в связи с развитием менеджмента, который стал активно внедряться в практику школьного обучения в конце XX столетия. Целевое назначение образовательной деятельности стало рассматриваться в качестве ведущего компонента организации обучения и воспитания и управления данной деятельности. Цели обучения являются теми итогами образовательной работы педагога, которые предвосхищаются им.

Целеполагание является конечным итогом деятельности учащихся, который достигается по ходу решения ими разнообразных образовательных задач.

Правильная постановка цели учебного занятия является залогом эффективности образовательной деятельности. Однако, в процессе целеполагания учителя возникают сложности, обусловленные рядом факторов, как внутреннего характера – профессионализм педагога, его мастерство, творческий подход к делу, так и внешними обстоятельствами – ресурсное обеспечение учебного заведения, условия реализации образовательной деятельности, требования руководства и т.д.

Также, часто, возникают ошибки в формулировании целей образовательной деятельности. столь несущественные недочеты работы, оказывают отрицательное воздействие на эффективность образовательной деятельности.
При определении целей учебной деятельности или отдельного учебного занятия, возникают следующие ошибки:

  1. Цель подменяется содержанием деятельности. Это происходит при ее неверной постановке, неправильной формулировке. Это означает, что нельзя ставить цель в таком виде: «Ознакомление учащихся с чем-либо, изучение какого-то правила, закона, алгоритма и т.д.»;
  2. Замена цели методом образовательной деятельности. Если цель формулируется, как способ осуществления какой-то деятельности, отдельного направления обучения, то она является некорректной. Нельзя ставить цель в таком формате: «Проведение беседы с учащимися на какую-то тему, объяснение чего-либо, наглядное представление какой-то информации и т.д.»;
  3. Представление цели как процесса деятельности. Цель отражается, как совокупность действий учащихся, т.е. она формулируется в следующем виде: «Решение учащимися задач по конкретной теме, выполнение той или иной работы и др».

Таким образом, важное значение имеет именно формулировка целей образовательной деятельности. Потому что ошибочное представление целей оказывает влияние на ее развертывание и итоги реализации образовательной деятельности

Структура процесса целеполагания

Структура системы целеполагания содержит 5 главных элементов:

  1. Постановка, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Составление плана деятельности, направленного на достижение целей;
  3. Прогноз ожидаемых результатов;
  4. Оценка полученных результатов;
  5. Корректировка выявленных ошибок и неточностей.

Целеполагание в педагогике – это отражение его объективной и субъективной сторон. Объективная сторона характеризуется объективно существующими вызовами личности и государству в постоянно изменяющемся обществе; объективными требованиями к сущности образования и степени профессиональной подготовки специалистов, соответствующей новому уровню социального развития.

Субъективная сторона целеполагания, как системообразующий фактор современной педагогики, определяется деятельностью специалистов по постановке и формулировке целей. Субъекты воспитательного процесса наделены сознанием, обладают личностными качествами и компетенциями, что накладывает определенный отпечаток на характер поставленных целей.

Формулируем точную цель

SMART — аббревиатура метода, который помогает сформулировать конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), актуальную (Relevant) и ограниченную во времени (Time Bound) цель. Такую задачу проще понять и выполнить. Если она большая и сложная, разбейте цель на несколько этапов.

Герой фильма «Форрест Гамп» Бабба хотел открыть свой креветочный бизнес, когда вернется из армии. Он знал о креветках все, что полагается. Чтобы цель Баббы была по SMART, ей нужно добавить количественные показатели и уточнить время

Specific — конкретная. Цель должна быть понятной и однозначной. Решите, чего вы хотите достичь. Попробуйте ответить на вопрос: что и зачем вам нужно? Например, вы хотите написать книгу, чтобы стать профессиональным писателем.

Measurable — измеримая. Как вы поймете, что цель достигнута? Определите количественные показатели, которые помогут измерить и описать успех. Оценивайте свой прогресс и сверяйтесь с этими показателями. Уточняем нашу цель: написать книгу и выпустить ее печатную версию в издательстве.

Achievable — достижимая. Трезво оценивайте свои возможности, ставьте достижимые и амбициозные цели. Если придумать недосягаемую задачу, вы потеряете мотивацию. Слишком легкая цель быстро потеряет ценность, а вы — интерес. Подумайте: ваша цель не слишком легкая или сложная? Какие ресурсы и усилия потребуются для ее достижения?

Чтобы написать книгу, нужно каждый день тренироваться и писать по семь страниц текста. На это потребуется два часа в день. Если у вас хорошая дисциплина и вы понимаете, как работают издательства — это достижимая цель.

Relevant — актуальная

Цель должна быть важной и реальной. Совпадать с глобальными целями и ресурсами, которые у вас есть

В нашем примере: первая изданная книга поможет набрать аудиторию, получить обратную связь для следующих работ. Задача помогает достижению главной цели — стать профессиональным писателем.

Time Bound — ограниченная во времени. Дедлайн помогает сосредоточиться на выполнении цели и не отвлекаться на другие задачи. Временные рамки мотивируют и помогают контролировать работу над достижением цели.

Уточняем пример цели по SMART: писать по семь страниц в день, чтобы к июлю 2022 года написать книгу на 360 страниц и выпустить ее в издательстве.

Проверьте цель по критериям SMART

Для достижения необходимого результата можно использовать разные методы. Самый универсальный — технология SMART. Это акроним и он переводится как “умный”. Более 60 лет люди добиваются успеха с помощью технологии SMART. Она включает в себя 5 критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.

Конкретность (S)

Формулируйте цель понятно и максимально четко.

Никаких “похудеть” или “научиться”. Конкретизируйте: “ Мой вес равен 65 кг”, “Победа как минимум в 10 шахматных партиях”. Благодаря конкретизации вы увидите свои промежуточные успехи. Например, снижение веса с 80 кг до 71 будет вас мотивировать работать дальше, ведь до цели осталось меньше половины пути.

Насколько высокую планку вы ставите себе? На каком уровне хотите овладеть навыком или усвоить информацию? Например, Михаилу достаточно научиться играть на гитаре простые дворовые песни в три аккорда, а Оксана стремится к участию в международных конкурсах.

Три уровня владения информацией, навыками

Уровень 1. Базовый. Джош Кауфман, автор книги “Первые 20 часов. Как научиться чему угодно” говорит о принципе достаточности. Принцип подразумевает овладение навыком на уровне, достаточном для того, чтобы занятие всего лишь принесло вам удовлетворение.

Уровень 2. Средний. Вы оперируете основными понятиями, не нуждаетесь в готовых шаблонах, можете даже консультировать других.

Уровень 3. Высокий. Вы знаете обо всех тонкостях, хитростях изучаемого предмета. Другие люди ссылаются на вас как на авторитетный источник и берут с вас пример.

Не важно, совершенствуетесь ли вы в области игры на гитаре или осваиваете создание сайтов — везде есть разграничения уровней владения навыками. До постановки цели определите, какой именно результат вас устроит

Измеримость (M)

Формулируйте цель с цифрами:

сроками, объемом, процентами, соотношением, временем

Любая работа подразумевает наличие результата. На SmartProgress есть параметр «Критерий завершения». Заполняя эту строку, вы сформулируете для себя, к чему нужно прийти. Как определить, что цель достигнута? Выучено 100 английских слов, прочитано 60 книг, заработано 800 тысяч рублей.

Достижимость (A)

Задумайтесь, реально ли достижима ваша цель

Иногда достаточно просто включить логику — вряд ли вы отдохнете в Таиланде, если у вас патологическая боязнь самолетов.

Проверяя цель по этому критерию, проведите учет ресурсов. Это время, знания, навыки, деньги, полезная информация, знакомства, опыт. Часть из этого у вас уже есть, а кое-что еще надо раздобыть. На SmartProgress есть поле “Личные ресурсы”, где вы еще раз задумаетесь, что поможет вам достичь цели.

Релевантность (R)

Цель должна соотноситься с другими целями и не противоречить им

Этот критерий еще называют экологичностью цели в значении «бережно для уже существующего».

Насколько новая цель помогает или хотя бы не мешает уже имеющимся?

Экологичность бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя относится к вашим стремлениям, ценностям, убеждениям. Внешняя экологичность — взаимосвязь новых и старых целей.

Например, вы хотите стать начальником отдела, но для этого нужно часто ездить в командировки. А одна из ваших целей — проводить больше времени с семьей. Здесь две цели вступают в противоречие и не могут считаться экологичными.

Вопросы, которые следует задать себе:

  • Как  ваша новая цель соотносится с вашими старыми целями, желаниями, образом жизни, ожиданиями?
  • Такого ли результата вы хотите достичь, ставя данную цель?
  • Стоит ли она затраченных усилий?
  • Почему и для чего вы хотите достичь этой цели?

Определенная по времени (Т)

Поставьте конечный срок достижения цели

Четко поставленные сроки мотивируют работать активнее. Легко оглянуться назад, чтобы проверить, сколько пути пройдено, и сколько еще нужно преодолеть. Закон Паркинсона гласит: “Любая работа увеличивается в объеме, чтобы заполнить все отпущенное на нее время”. Поэтому, если у цели нет срока, вряд ли у вас дойдут до нее руки.

Боитесь разочароваться и не достичь цели в отведенное время? Тогда поставьте дедлайн чуть дальше, чем требуется.  

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов

Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Подходы к классификации целей в педагогике

В соответствии с требованиями ФГОС, дидактические цели в качестве прогнозируемых результатов педагогического воздействия заключены в 3 группы задач:

  1. Образовательные;
  2. Воспитательные;
  3. Развивающие.

Согласно распространенной классификации выделяют следующие типы целей:

  • Предметные;
  • Личностные;
  • Метапредметные.

Все перечисленные цели зафиксированы в образовательных стандартах.

Уточнение цели отражается в постановке отдельных задач – так называемых, ступеней, этапов на пути к достижению целей. В структуре задачи заложены требования, направленность на выполнение единой цели; дидактические условия и средства, используемые в процессе решения задач. Цели и задачи в совокупности формируют целевой компонент педагогической системы, который вместо с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), оценочным направлен на формирование единства педагогической системы.

В педагогических материалах дается определение целеполагания, роли этого сознательного процесса в педагогической деятельности и образовани. В сатье освещаются факторы, которые вляют на выработку целей воспитания, рассматриваются виды целеполагания.

ВложениеРазмер
tselepolaganie.doc141.5 КБ

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.

2. По сущности самой цели:

  • экономические (прибыль, налоги, расходы),
  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • научные
  • экологические и т.п.
  1. 3. По дублированию:
  • периодически повторяющиеся
  • разово решаемые
  • регулярные
  1. 4. По структуре фирмы:
  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке – это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль – цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль – цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль – цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Подходы к классификации целей в педагогике

На сегодняшний день согласно требованиям ФГОС, дидактические цели как прогнозируемые результаты педагогического воздействия представлены тремя группами задач:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Достаточно распространённой выступает классификация, согласно которой выделяют следующие виды целей:

  • личностные;
  • предметные;
  • метапредметные.

Все указанные цели фиксируются в образовательных стандартах.

Конкретизация цели находит свое отражение в постановке отдельных задач – своего рода ступенек, этапов на пути достижения целей. В структуре задачи выделяют требования, направленность на реализацию общей цели; дидактические условия и средства, которые используются в процессе решения задач. Совокупность цели и задач формирует целевой компонент педагогической системы, который наряду с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), результативно-оценочным (рефлексивным) формирует единство педагогической системы.

Структура процесса целеполагания

В структуре системы целеполагания выделяют пять ключевых моментов:

  1. Выдвижение, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Планирование деятельности, направленной на достижение целей;
  3. Прогнозирование ожидаемых результатов;
  4. Оценивания полученных результатов;
  5. Коррекция выявленных ошибок, недочетов.

В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума.

Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими определенный отпечаток на характер сформулированных целей.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его

Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание – это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание – это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества

Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу

Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке

Урок целеполагания

В научных трудах наибольшее распространение получили такие определения целей: предвосхищаемый исход деятельности, предметное отображение будущего, индивидуальный образ желаемого, который опережает отражение обстоятельств в сознании индивида.

В образовании под целью подразумевают предвосхищаемый результат, т.е. образовательный продукт, которому надлежит быть реальным и конкретным.

Целеполагание сегодня – это проблема современного урока. Основы целеполагания являются важнейшим элементом достижения успешной деятельности. Ведь от того, насколько грамотно сформулированы и конкретизированы цели, зависят и пути их достижения, и конечные исходы.

Суть проблемы заключается в подмене цели, формальном подходе, завышенных целях, постановке собственных целей учителей.

Подмена целей заключается в том, что часто учителя чувствуют моральное удовлетворение от того, чем занимаются школьники на уроках, а не от результатов урока. Происходит подмена целей обучения средствами достижения.

Формальный подход заключается в расплывчатости и неопределенности целей, которые сформулировал преподаватель, что приводит к непониманию этих целей учащимися и самим преподавателем.

Завышенные цели бывают в зависимости от их масштаба глобальными и локальными. Обычно на уроке происходит постановка глобальной цели, которую невозможно получить за одни урок. Цель, связанная с конкретным уроком называется локальной.

Постановка персональных целей учителями ведет к тому, что учащиеся не ставят самостоятельно цель, вследствие этого им бывает скучно на уроке.

Целеполагание в педагогике подразумевает процесс обнаружения задач и целей субъектов образовательной деятельности (учащихся и учителей), их обнародования друг другу, координации и достижения.

Цель является тем, к чему стремятся, что нужно реализовать. На уроках ставится обучающая, формирующая личность и воспитывающая цели. Они должны быть диагностируемыми (т.е. проверяемыми с помощью определенных средств), конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными, точными.

Отсюда следует, что цель урока – это его исход, достичь который планируется с помощью применения дидактических, методических и психологических приемов.

Обучающие цели содержат в себе овладение учениками знаниями, практическими навыками и умениями.

Воспитывающие цели содействуют воспитанию позитивного отношения к системе знаний и самому процессу обучения, формированию убеждений, идей, позиций, свойств и качеств личности, самооценки, самостоятельности, приобретении опыта нормального поведения в любом социуме.

Развивающие цели (формирующие) способствуют формированию специальных и учебных умений, усовершенствованию мыслительных процессов, формированию эмоциональной сферы, диалога, монолога, коммуникативной культуры, реализации самооценки и самоконтроля, а в общем развитию и становлению личности индивида.

Категории цели и целеполагания в педагогике

Дидактические цели в педагогической науке – это концентрированное выражение интересов общества и личности; базовый фактор педагогической системы; элемент прогнозирования, проектирования, осуществления и управления педагогического процесса.

Педагогическое целеполагание – это процесс и результат определения, формулировки, постановки целей и задач обучения, инициированный педагогом и принимающийся учениками; сердцевина образовательного процесса; эффективный методический и дидактический инструмент формирования образовательно-воспитательного процесса, который определяет выбор форм, методов и способов педагогического воздействия.

Категории цели и целеполагания в педагогике

Определение 1

В современной педагогической науке под дидактическими целями понимают концентрированное выражение интересов общества и личности; системообразующий фактор педагогической системы; часть прогнозирования, проектирования, реализации и управления педагогического процесса.

Определение 2

Соответственно, педагогическое целеполагание представляет собой процесс и результат выдвижения, формулировки, постановки целей и задач обучения, который инициируется педагогом и принимается обучающимися; сердцевину образовательного процесса; эффективный методический, дидактический инструмент организации образовательно-воспитательного процесса, определяющий выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий