Целеполагание в педагогике. Уроки истории

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов

Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Слайд 13Завышение цели.По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные.

Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно

достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и др. документах. Они диктуются требованиями общества, государства.Часто преподаватели ставят глобальные цели. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Слайд 2Притча по случаю Прознал как-то один человек, что в соседнем селе

живет самый меткий стрелок, и решил встретится с этим удивительным

человеком. Собрался он в путь и в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее поселение. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане ровные стрелы с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу, и та вошла ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на что ты смотришь, когда целишься – на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда, может быть, на кончик лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть куда дует ветер? Тоже нет, я смотрю только на чель, я вижу только цель. А как можно промахнуться, если ничего кроме цели не существует? Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он – самый великий стрелок в мире. На что стрелок ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука.
Удивился мужчина и реши поговорить с этой девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на доме мишень – и опять стрела точно в центре, на земле мишени и в ней точно в центре стрела! А на земле рядом с домом сидит девочка и рядом с ней лук. Обратился к ней человек, не она ли самая опытная лучница? Девочка согласилась. “В чем же секрет твоего мастерства?” – поинтересовался человек. “Я просто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы мишень” – был ответ.

Слайд 40Правильна ли цель? Чтобы оценить ее нужно:- определить краткость, четкость

и простоту формулировки цели;- определить, заложен ли в формулировке конечный

результат, т. е. диагностична ли цель;-определить,  чем   вызвана  постановка  цели:  требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.;- какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель;- определить степень осознанности учителем цели;- выяснить реальность достижения цели;-  определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной дея­тельности на уроке;- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и ре­зультатом.

Подписи к слайдам:

у читель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №5» г. Камень-на-Оби Е.А. Ермакова мастер-класс по теме: «Целеполагание , как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

Плохой учитель сообщает истину, хороший — учит ее находить . А. Дистервег «Хорошее начало – половина дела». Народная мудрость

Цель мастер — класса : обрести в вашем лице союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задачи: напомнить коллегам понятие «педагогический успех», «целеполагание», «ситуация успеха»”; показать методы и приемы целеполагания на первом этапе урока применяемые на уроках истории провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся .

В процессе обучения истории учитель формулирует три группы целей: Обучающие «выбрать», «назвать», «дать определение», «написать», «перечислить», «систематизировать». Развивающие соотнести, сопоставить, классифицировать, сгруппировать, объяснить, сделать выводы, доказать, обосновать суждения, выдвинуть (проверить) гипотезу. Воспитательные пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…

« Подводящий диалог » Тема: «В рыцарском замке» Действия учителя Действия ученика Ребята, кого в современном обществе называют рыцарем? Приведите пример рыцарского поступка. А в средние века кого называли рыцарем? Есть в этом определении характеристики, которые вы перечисляли, говоря о современном значении слова «рыцарь»? А почему сейчас мы так понимаем это слово? Посмотрите отрывок фильма «История рыцаря». Поступок какого героя можно назвать рыцарским, а какого – нельзя? И почему? Итак, кто же из них был рыцарем по титулу? А мог ли первый герой стать рыцарем? Кто думает иначе Ребята, какое противоречие в фактах мы видим в этом отрывке? Так какой же возникает вопрос? Формулируем учебную проблему :

«Работа над понятием». Тема урока: «Смутное время» Найдите в толковом словаре значение термина смутное время «Смутное время» — раздоры, восстания, мятеж. Определите цель нашего урока, поставьте задачи которые нам предстоит решить для достижения цели.

«Противоречие». Тема: « Отечественная война 1812 года». Сегодня мы будем говорить о войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия. Учащиеся формулируют цели урока.

«Ситуация яркого пятна» тема «НЭП» Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят .»

Тема :« СССР в 30-е гг.»: Действия учителя Предполагаемы ответы детей Что вы знаете об отношении людей к личности Сталина? Характеризуют его по-разному По официальной версии И.В. Сталин родился 21 декабря 1879 под знаком Сатаны. Как думаете о чем пойдет речь? Отразилось ли это на его политики?

«Тема-вопрос». Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта?» 1. Вспомнить 2 . Определить 3. Выяснить

«Работа с таблицей» тема «Столетие бедствий » Вопросы для сравнения Жакерия Восстание У. Тайлера

«Домысливание» Тема: « Бунташный век» Выясним … Узнаем… Научимся … Проверим …

«Оптические иллюзии» Тема: «Архитектура Древней Греции»

«Решение ребусов» С (х = т) Тема: «Смута»

«Собери пазлы » тема: «Отечественная война 1812 года» Василий Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г).

Был Грозный на расправу скор, жесток – И сила беззаконья и закона. И смерть его раздоров всех исток – Борьба бояр кровавая у трона . Она была подобна схватке свор. Кто одолел, те правили с грехами. Борьба властей – трагический раздор. Был смутными закончен временами . Врагам на растерзанье сдали Русь: Безвластье и предательство в расцвете. Как я такого времени страшусь! Бесследно всё – кто за беду в ответе? Из прошлого не выкинуть строки. Отечество спасло простонародье . К своей судьбе вернулись мужики, Где ожидало старое невзгодье . .. Взойдёт не скоро светлая заря – И жизнь не зря по-черному бранили: Нашли народу нового царя И на века холопство сохранили . Алексей Порошин «Отсроченная тема»

Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов!

Слайд 25Воспитывающий аспект цели (направления воспитательной работы по Н.Е. Щурковой): Я

– концепция: требовательность к себе, гордость и скромность, чувство собственного

достоинства, дисциплинированность, ответственность, добросовестность и т.д.        Я – другие люди: гуманность, товарищество, доброта, деликатность и вежливость, терпимость, взаимовыручка и т.д.       Я – общество: чувство долга, ответственность, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехами и т.д.       Я – труд: ответственное выполнение заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие и т.д.       Я – Родина: чувство гордости за успехи, озабоченность ее трудностями и т.д.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего

Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу

Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание – это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению

Глобальная цель в воспитательном процессе – создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Слайд 39 Цель необходимо записать на доске, показать на слайде, обсудить, совместно

сформулировать (иногда мы просто формально ее проговариваем) Затем она обсуждается,

при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце занятия необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Слайд 21РекомендацииФормировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы

на уроке. Образовательные цели урока не рекомендуется ставить в общем

виде: усвоить такое-то правило, закон и т.д. Можно ли за один урок добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается это не многим. Цель урока должна носить конкретный характер, т.е., какие изменения в знаниях учащегося должны произойти именно за этот урок. Предметные, образовательные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимися предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого

Слайд 45Источники информации 1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.2. Подходы

к целеполаганию на уроке информатики. http2. Подходы к целеполаганию на

уроке информатики. http://2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.3.Формирование навыка целеполагания. http3.Формирование навыка целеполагания. http://3.Формирование навыка целеполагания. http://www3.Формирование навыка целеполагания. http://www.3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.4.Каким должен быть современный урок. http4.Каким должен быть современный урок. http://4.Каким должен быть современный урок. http://www4.Каким должен быть современный урок. http://www.4.Каким должен быть современный урок. http://www.it4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.15.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.6.Целеполагание при проектировании урока. http6.Целеполагание при проектировании урока. http://6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.7. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: ОЦ “Педагогический поиск”, 2000.
8. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: ОЦ “Педагогический поиск”, 2001.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий