Как появилась гуманная педагогика
Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться.
Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Амонашвили закончил школу с золотой медалью.
В институте Шалва Александрович устроился вожатым в пионерлагерь. Ставил с детьми спектакли, организовывал походы и в со временем понял, что его призвание — преподавание. В 1955 году он с отличием закончил университет и устроился в НИИ педагогики Грузии. Параллельно преподавал в школе историю, литературу и даже труд.
В 1960-м Амонашвили защитил диссертацию по педагогике… и отказался от неё спустя несколько лет, признав, что ошибался.
Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода. В своих поисках учёный обсуждал с учениками идеи великих педагогов прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — Занкова, Эльконина и Давыдова. Изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики.
С 1964 года гуманно-личностный подход стал применяться в грузинских школах в качестве эксперимента, целью которого было вырастить не юных гениев и даже не сознательных членов общества, а «просто хороших людей». Результатами Амонашвили остался доволен.
В 1970-х годах эксперимент продолжился в Москве: 40-летний доктор педагогических наук принял руководство школой для «проблемных» детей и за два года превратил её в одну из самых преуспевающих школ столицы. На вопрос комиссии, как ему это удалось, Шалва Александрович ответил, что детей надо любить и заниматься с ними.
Педагог-новатор преподавал в Московском педагогическом университете, работал в Министерстве образования Грузии, участвовал в разработке учебной программы «Школа 2100». Амонашвили — автор более 70 книг с размышлениями о гуманной педагогике, психологии, культуре и философии.
В настоящее время Шалва Александрович возглавляет Академию гуманной педагогики, которая разрабатывает учебные программы для детей, учителей и родителей. В 2021 году учёному исполнилось 90 лет, но он продолжает проводить семинары, читать лекции и издавать статьи.
Его сын Паата Амонашвили продолжает дело отца: будучи президентом Международного центра гуманной педагогики, он координирует работу 200 лабораторий в России и за рубежом.
<<Форма демодоступа>>
Минусы гуманистической педагогики
В некоторых аспектах жизни человек, воспитанный в гуманистической педагогике, может оказаться неготовым к реальной жизни: взрослым не всегда приходится заниматься только тем, что им нравится и интересно. Иногда приходится выполнить работу и служебные необходимости вне зависимости от желания. С другой стороны, такие дети умеют быстро приспособиться к ситуации, поэтому, скорее всего, особенных трудностей у них не возникнет.
Трудная работа для учителя. В авторитарном подходе всё просто: учитель говорит, дети делают то, что он сказал, педагог идёт по своей заданной и давно прописанной программе, вне зависимости от потребностей детей. В гуманистической педагогике необходимо отталкиваться от интереса детей. Но в классе – 30 человек, у каждого – свои образовательные желания, и чтобы реализовать потребности каждого, учителю приходится изрядно постараться. С другой стороны, талантливый педагог обычно неплохо с этим справляется.
Отсутствие преемственности отрицательно влияет на личность. Например, если в школе воспитание гуманистическое, и ребенка здесь уважают, прислушиваются к нему, удовлетворяют его интересы, а дома – авторитарные родители, которым больше хочется, чтоб ребенок был «удобным», чем активным и любознательным, то может возникнуть конфликт. В первом варианте, в школе такой обучающийся может начать вести себя деструктивно, так как это место, где он может проявить себя, пусть даже негативно. Во втором – конфликт с родителями: ребенок имеет свою точку зрения, но он не вправе ее высказать. В обратном случае, когда учитель авторитарен, а родители – сторонники гуманной педагогики, также возникает масса трудностей
Важно, чтоб школа и семья действовали сообща.
Не каждый авторитарный учитель готов перестроиться на гуманистическое направление. Человек, привыкший, что дети безоговорочно его слушаются и выполняют его указания, зачастую психологически не может «спуститься» на уровень ребенка и услышать его.
Если образовательная организация работает с деструктивными детьми и подростками, то наладить образование в рамках гуманного подхода достаточно трудно: такие дети обычно имеют весьма неприятные взгляды, интересы и привычки, поэтому общаться с ними «на равных» получится не у каждого педагога
Тем не менее, если учителю это удается, то он достигает невероятных результатов: подростки с деструктивным поведением, когда начинают осознавать, что к их мнению и словам прислушиваются, «раскрываются» с лучшей стороны, и начинают развиваться как личности в более правильном русле.
Принципы гуманно-личностной педагогики
Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях.
Традиционное обучение основано на простой схеме кнута и пряника. Решил задачу — молодец, пять. Не решил — двойка и унижение. Можно ли научить ребёнка чему-нибудь таким способом? Определённо, да. Можно ли привить ему любовь знанию, а не к оценкам? Едва ли. Поэтому в концепции гуманной педагогики Амонашвили главную роль играют отношения между учеником и учителем.
Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания.
Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере.
Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Работа учителя — помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее.
При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:
Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно ищут их — этим объясняются неразумные и даже опасные шалости младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть быть связано с трудностями, но такими, которые ребёнок в состоянии преодолеть.
Страсть к взрослению. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. Но какой смысл он вкладывает в понятие «взрослый», полностью зависит от его старшего окружения. Рядом с ребёнком должен быть мудрый наставник, который будет уважать его личность, общаться на равных, доверять посильные но ответственные дела
Чтобы ребёнок стал ответственным, самостоятельным и целеустремлённым, важно сотрудничать, а не давить на него. Страсть к свободе
Хотеть быть взрослым — значит хотеть независимости. Поэтому дети терпеть не могут, когда старшие слишком сильно опекают и поучают их. Но это не значит, что ребёнка вовсе не нужно ограничивать и предоставить самому себе. Амонашвили видит решение в «свободном выборе несвободы». Это как с играми — ребёнок охотно принимает их правила, то есть соглашается на ограничения. Поэтому учёба должна быть похожа на игру, где все участники на равных соблюдают условия. Это мнение разделяют и наставники «Домашней школы Фоксфорда»:
Система Амонашвили рекомендована Министерством Образования РФ. Под эгидой Центра гуманной педагогики работают школы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Благовещенске и других городах. В них не ставят оценок и не сравнивают детей между собой. Ученики не конкурируют, а учатся помогать друг другу и радоваться чужим успехам. Дети чувствуют себя полноправными участниками процесса: им предлагают самостоятельно провести урок, придумывать задания и даже создавать учебники. Ребятам не только преподают науки, но и помогают формировать духовные ценности.
Гуманно-личностная педагогика — это не учебная программа и даже не набор методических рекомендаций. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. Амонашвили уверен, что воспитание не может ограничиваться школой. Необходимо создать вокруг ребёнка человечную, принимающую и вдохновляющую среду. Для этого учителя, родители и другие старшие родственники должны:
- понимать свою ответственность (достойный ли я воспитатель?);
- осознавать цель воспитания (чему я могу научить?);
- выполнять одни и те же правила в отношении ребёнка;
- вести достойный образ жизни.
Только в таком случае ребёнок получит гармоничное воспитание, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир.
Гуманистические концепции воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.
Выход из «прокрустова ложа» такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагоги ческой науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.
Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.
+Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Индивидуальные цели
Целеполагание на уроке – это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:
- свободный стиль – цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
- жесткий стиль – цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
- интегрированный стиль – цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.
Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.
Функции целеполагания
Мы уже поняли, что постановка задач – это важный этап в достижении успеха в любой сфере
Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике
Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении – основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.
Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.
Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.
Компоненты целеполагания
Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:
- Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
- Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
- Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.
Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его
Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников
Общее понятие о целеполагании
Целеполагание – это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.
В педагогической деятельности целеполагание – это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:
- государственного масштаба;
- отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
- воспитания для разных возрастных категорий;
- при изучении разных дисциплин;
- возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.
Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.
Принципы гуманистической концепции
Личностный подход в воспитании:
— признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
— уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод;
— ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;
— отношение к воспитуемому как к субъекту собственного развития;
— опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса.
2. Природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся и реализация следующих положений:
— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств;
— опора при их формировании на мотивационно-потребностную среду учащихся;
— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем для школьника виде деятельности;
— изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств школьника в общей структуре возрастно-половых проявлений;
— возрастно-психологическая диагностика и коррекция поведения;
— взаимосвязь возрастно-половой диагностики, психологической консультации и коррекции.
3 . Культуросообразность воспитания: опора на национальные традиции народа, его культуру, национально-этнические обряды.
4. Гуманизация межличностных отношений, создание психологически комфортной атмосферы, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно ее развитие и саморазвитие.
5. Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
6. Деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса. Каждый должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
7. Дихотомический подход к организации воспитательного процесса: в педагогике существуют понятия — антиподы: субъект — объект, коллективность — индивидуальность, поощрение — наказание и т.д.; абсолютизация одного понятия за счет другого ведет к перекосам в воспитании; в каждом конкретном случае необходимо видеть сложные взаимоотношения, казалось бы, противоположных явлений и ситуаций, не только их борьбу, но и взаимодействие, взаимопроникновение, а порой и переход в свою противоположность.
8. Дифференциация воспитания:
— в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями;
— в связи с особенностями номинальных и реальных групп;
— в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания;
— с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
9. Средовой подход в воспитании:
— различные варианты взаимодействия учебного заведения с семьей и вне учебными заведениями;
— включение учащихся в заботы и проблемы ближайшего окружения, превращение школы в культурно-духовный центр микросоциума;
— совершенствование внутренней среды школы: оформление, чистота и порядок.
Для школ, в которых сложилась гуманистическая система воспитания, характерны следующие признаки:
— наличие у взрослых и детей целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом, настоящем, будущем;
— наличие коллективных творческих дел;
— формирование здорового образа жизни ученического коллектива: порядка, позитивных ценностей, мажорного тона, динамизма;
— педагогически целесообразная организация среды самой школы(предметно-эстетической, пространственной, духовной), использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурно);
— реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.
Исторические цели
Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества
Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:
- духовный аспект;
- развитие чувства ответственности перед государством;
- правовой аспект;
- культурное саморазвитие,
- толерантное отношение к окружающим;
- умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.
Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.
Сущность гуманистического воспитания
Определение 2
Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.
Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.
Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.
Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.
Гуманистическое воспитание должно обеспечивать положительную мотивацию к процессу преодоления возможных жизненных трудностей. Основой полноценного и эффективного воспитания является формирование самооценки собственной личности каждым ребенком, осознанием своего «Я», его роли и месте в обществе.
Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.
Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- умственное воспитание;
- физическое воспитание;
- трудовое воспитание.
Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.
Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.
Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.
Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.
Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.
Вывод
В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.
В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.
И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.