Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели, методики, картотека упражнений

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.

  • «Грибок» — упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Языковая картотека для педагога

Согласно логопедической практике, возраст 2-3 года еще достаточно мал для того, чтобы правильно ставить звуки, в 3-4 года некоторые логопеды уже могут проводить занятия с детками, а вот возраст 4-5 и 5-6 лет идеален для того, чтобы выполнять различные упражнения.

Помимо занятий с наглядными карточками, можно делать звуковые упражнения, чтобы развивать подвижность челюсти, губ, например, мычать, свистеть, произносить все гласные звуки, кроме ё, я, ю. Эти звуки можно произносить долго, например, ииииииии, либо чередовать их ааааууууооо.

Подберите скороговорки, пословицы, поговорки, где много гласных звуков и приходится широко открывать рот.

Вы можете сортировать картотеку в зависимости от того, какие цели вы ставите для занятий, рассортировать ее в зависимости от букв, которые необходимо тренировать, либо в зависимости от видов деятельности.

Ну и завершая статью, хочу напомнить о важности дыхательной гимнастики для детей раннего возраста. Варианты дыхательной гимнастики вы найдете в книге Ворониной Л.П

«Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», а также в новом экземпляре книги 2018 года.

Рекомендации

Для плодотворной тренировки дикции существуют особые указания по проведению. Основные правила занятий:

  1. Артикуляционная гимнастика – это не просто веселая игра, а регулярные занятия с ребенком. Их проведение следует осуществлять каждый день, чтобы не потерять полученные навыки от предыдущих уроков.
  2. Оптимальное количество упражнений 2-3 раза в день. Время проведения от 5 минут. Больше 3 различных тренировок речевого аппарата делать не рекомендуется, чтобы не переутомлять малыша.
  3. Начать заниматься лучше всего с 2 летнего возраста. Рекомендуется применять зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои действия.
  4. Задачи, которые требуют напряжения мышц в определенном положении нужно выполнять не больше 15 секунд.
  5. Все упражнения выполняются, не спеша и с подробным объяснением крохе.

Чтобы занятия с малышом не превратились в настоящую пытку родителям следует придерживаться нескольких советов:

  1. Вызвать интерес у крохи. Достаточно на личном примере показать упражнение. Также можно вызвать «дух соперничества», предложив показать упражнение папе, чтобы он выбрал у кого лучше получается.
  2. Не переутомляйте ребенка. Дети в возрасте от 2-5 лет не могут по долгу сидеть за одним занятием, поэтому настаивать или заставлять насильно нельзя. Иначе в следующий раз малыш совсем откажется от выполнения.
  3. Если у крохи не получается определенная задача, то перенесите другие задания на следующий день и сосредоточьтесь на проблемном упражнении. Ругать ребенка нельзя следует проявить терпение.

Родителям необходимо постоянно хвалить малыша и радоваться его новым достижениям. Взрослый должен полностью контролировать процесс и следить за правильностью выполнения задачи. Все движения языком нужно выполнять симметрично. Иначе усилия будут приложены зря. Комплекс занятий должен строится на статистических и динамических упражнениях в равной степени.

Как улучшить дикцию и четкость речи в более старшем возрасте подскажет логопед https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html. Основная рекомендация специалистов – разучивание скороговорок с правильной манерой произношения от простого стишка к более сложному. Каждый урок должен начинаться с повторения пройденного материала.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Терпение, забота, похвала и усердная работа с малышом помогут добиться отличных результатов. Тогда любимый кроха заговорит не хуже диктора на телевидении.

Post Views: 618

Задачи

Цель артикуляционных упражнений – тренировка органов речевого аппарата для безошибочного звукопроизношения.

Основные задачи:

  • сформировать правильную артикуляцию фонем;
  • укрепить постановку звука в слогах и словах;
  • усовершенствовать навыки постановки звука с помощью занятий на подвижность органов речи.

Артикуляционная гимнастика представляет различные группы упражнений. Каждая из них направлена устранение ошибок в произношении или на тренировку развития речевых способностей ребенка. Занятия для детей составляют с учетом возрастных показателей и наличия дефектов речи.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на:

  1. Статистические. Органы речи практически не совершают движений. Главная цель сформировать артикуляционный уклад.
  2. Динамические. Множественное повторение одних и тех же движений.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Для получения большего эффекта от заданий необходимо поочередно выполнять вышеперечисленные виды упражнений.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении. «Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее. «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка. «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед

Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы. «Буря»

Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой

Получится «шторм». «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Бегемотик

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. И повторяем 3-4 раза.

Щенок (Заборчик)

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно также смог,

Вот, смотри. Сейчас!

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Хоботок (трубочка)

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка (лопатка)

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Клювик (иголочка)

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котёнок лакает молоко

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Орешек

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Киска сердится (мостик)

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Маятник (Часики)

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.

Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза

Качели

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Чашечка

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно

поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну.

Повторяем упражнение 3—4 раза.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Стихотворная форма занятий легко усваивается детьми. Помимо моторики, речи, у них развивается память. Для упражнений достаточно 5-6 стихов, которые будут узнаваться детьми с чтения первых строк. Круг можно повторить. С каждым днем ребятишки будут комфортнее воспринимать знакомые мотивы и с легкостью повторять работу мимики и пальчиков. Каждое стихотворение направлено на определенную группу мышц, ниже буду приведены методические указания. Мамы в домашних условиях, как и профессиональные педагоги, могут тренировать своих деток.

Методическое упражнение «Улыбка». Выполняется с закрытыми зубками (стиснутыми) 15 секунд. Лучше делать задание перед приемом пищи, чтобы мышцы не успели устать;

Методическое упражнение «Гармошка». Выполняется с прикрепленным к небу широким языком. На каждый счет необходимо открывать и закрывать рот. Выполнять 20 раз;

Методическое упражнение «Месим тесто». Перед чтением стихотворения все дружно улыбаются, на каждой строчке чередуется кусание языка и пошлепывание между губ; 

Методическое упражнение «Расческа». Между зубами пропускаем язык и просовываем вперед-назад на счет до 15. При этом ребенок должен улыбаться. Сложность заключается именно в улыбке, при выполнении упражнения задействованы все необходимые мышцы;

Методическое упражнение «Чашечка». Выполняется с улыбкой и широко открытым ртом. На счет 15 упражнение заканчивается;

Методическое упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом и высунутым языком с чередованием. Кончик языка касается поочередно нижней челюсти, на следующий счет верхней челюсти.

Рекомендации

Для плодотворной тренировки дикции существуют особые указания по проведению. Основные правила занятий:

  1. Артикуляционная гимнастика – это не просто веселая игра, а регулярные занятия с ребенком. Их проведение следует осуществлять каждый день, чтобы не потерять полученные навыки от предыдущих уроков.
  2. Оптимальное количество упражнений 2-3 раза в день. Время проведения от 5 минут. Больше 3 различных тренировок речевого аппарата делать не рекомендуется, чтобы не переутомлять малыша.
  3. Начать заниматься лучше всего с 2 летнего возраста. Рекомендуется применять зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои действия.
  4. Задачи, которые требуют напряжения мышц в определенном положении нужно выполнять не больше 15 секунд.
  5. Все упражнения выполняются, не спеша и с подробным объяснением крохе.

Чтобы занятия с малышом не превратились в настоящую пытку родителям следует придерживаться нескольких советов:

  1. Вызвать интерес у крохи. Достаточно на личном примере показать упражнение. Также можно вызвать «дух соперничества», предложив показать упражнение папе, чтобы он выбрал у кого лучше получается.
  2. Не переутомляйте ребенка. Дети в возрасте от 2-5 лет не могут по долгу сидеть за одним занятием, поэтому настаивать или заставлять насильно нельзя. Иначе в следующий раз малыш совсем откажется от выполнения.
  3. Если у крохи не получается определенная задача, то перенесите другие задания на следующий день и сосредоточьтесь на проблемном упражнении. Ругать ребенка нельзя следует проявить терпение.

Родителям необходимо постоянно хвалить малыша и радоваться его новым достижениям. Взрослый должен полностью контролировать процесс и следить за правильностью выполнения задачи. Все движения языком нужно выполнять симметрично. Иначе усилия будут приложены зря. Комплекс занятий должен строится на статистических и динамических упражнениях в равной степени.

Как улучшить дикцию и четкость речи в более старшем возрасте подскажет логопед https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html. Основная рекомендация специалистов – разучивание скороговорок с правильной манерой произношения от простого стишка к более сложному. Каждый урок должен начинаться с повторения пройденного материала.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Терпение, забота, похвала и усердная работа с малышом помогут добиться отличных результатов. Тогда любимый кроха заговорит не хуже диктора на телевидении.

Post Views: 1 039

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
    можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
    и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще
    2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс
    выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже
    отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо
    делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное
    движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед
    зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за
    ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
    маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый,
    а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от
    простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность
    выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
    подвинуть язык  в сторону ложкой или
    другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно
    включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических
    упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
    счетов.

Нарушения в произношении свистящих звуков у детей

Недостаток произношения свистящих звуков до 4 лет считается физиологическим косноязычием, а после четырех диагностируется, как «сигматизм свистящих звуков». У детей выявляется:

  • Межзубный сигматизм. При произнесении кончик языка не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Ребенок, как говорят в быту, начинает шепелявить.
  • Губно-зубной сигматизм. Артикуляция комбинированная, произношение нечеткое, свистящие произносятся подобно губно-зубным звукам «ф» и «в».
  • Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, и слышится звук с гнусавым оттенком. Это чаще всего зависит от поднятого корня языка так, что он касается мягкого неба. Звуки заменяются храпом в нос.
  • Призубный сигматизм. Язык упирается в края верхних и нижних резцов. Образуется затвор, мешающий проходу воздуха через зубную щель, поэтому пропадает характерный свист и вместо «с», «з» слышатся «т», «д». Например, «зонт» –«донт»; «суслик» – «тутлик».

Основные проблемы находятся в компетенции специалистов: неправильный прикус, наличие аденоидов, дизартрия (слабая подвижность языка), недостаточный фонематический слух.

Однако нередко неправильное звучание порождается сторонними факторами – невнимательностью к произношению, малой речевой практикой дошкольника. Огромное значение имеет правильная речь взрослых, находящихся рядом с ребенком, их стремление помочь дошкольнику усвоить точное звукопроизношение свистящих.

Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет

Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7-летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.

Упражнения для губ

  • Улыбка без зубов.
  • Улыбка-заборчик, с зубами.
  • Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
  • Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
  • Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
  • Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
  • Чмоканье.
  • Статическое удержание губами карандаша или трубочки.

Упражнения для губ и щек

  • Шарик – надуть обе щеки одновременно.
  • Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
  • Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.

Упражнения на отработку звуков

Упражнения на артикуляцию определенных звуков для детей строятся в комплексе.

Обратите внимание! Сначала идут статичные и динамичные базовые упражнения – Шарик, Улыбка, Трубочка. Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:

Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:

  • Свистящие (с, з) – Лопатка, Наказать непослушный язычок, Маляр.
  • Шипящие (ж, ш, щ, ч) – Варенье, Чашечка, Фокус.
  • Сонорные (л) – Наказать непослушный язычок, Лошадка, Качели.
  • Сонорные (р) – Маляр, Пулемет, Иголочка.

«Вкусные» речевые игры

«Вкусные» – значит связанные с едой и ее приготовлением. Дети обожают проводить время на кухне вместе с мамами. Если использовать это время с умом, то малыш не будет скучать, мешать, отвлекать от готовки, но с удовольствием займется полезным делом. Главное, не забывайте, что прием пищи и речевая игра – вещи несовместимые.

Для начала определите круг дел, которые вы могли бы доверить малышу. Например, вынуть из холодильника и разложить продукты. Каждый ингредиент вашего будущего блюда – это слово, которое можно угадывать по буквам, проговаривать и т. д.

Продукты бывают кислые, соленые, горькие, сладкие. Можно делить их по категориям, проговаривая названия. Можно разбирать целые блюда на составные части, например, перечислить, из чего состоит борщ или оливье.

Приготовьте несколько простых считалочек в стихах, под которые можно выполнять какие-нибудь простые ритмичные действия, например, месить или катать тесто. Хорошо, если стишки будут связаны с едой.

Примерный комплекс упражнений для утренней гимнастики

Зарядка должна быть построена так, чтобы быстро разогреть организм и дать ему небольшую физическую нагрузку. Вводная часть занятия – разминка – должна содержать в себе ходьбу и бег, которые даются попеременно, чтобы постепенно активизировать деток

Важно вносить всевозможные сюрпризы в эту часть, добавлять музыку, предметы или усложнять задания. Длительность такой части составляет не более 3 минут. Что касается основной части зарядки, то в ней должны быть те упражнения, которые активизируют мышечную активность, помогут в разработке суставов, формировании правильной осанки и гармоничном развитии всего тела

Что касается основной части зарядки, то в ней должны быть те упражнения, которые активизируют мышечную активность, помогут в разработке суставов, формировании правильной осанки и гармоничном развитии всего тела.

Разминка может выглядеть так:

  • ходьба на месте и с постепенным продвижением вперед;
  • бег по кругу и вокруг каких-либо препятствий (игру можно назвать «Догонялки», суть которой будет состоять в обхождении препятствий в попытке догнать того, что спереди);
  • для смены активности используется опять ходьба, но уже попеременно на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы, что особенно эффективно при плоскостопии;
  • снова беговые упражнения с резкими торможениями по хлопку или с остановкой музыки (игру можно назвать «Прятки», сутью которой будет не только резкая остановка, но и поиск места для того, чтобы спрятаться);
  • последнее также включает в себя ходьбу, но в этот раз она усложняется добавлением работы рук, которые по сигналу поднимаются, разводятся по сторонам и опускаются, можно также использовать ходьбу с высоким поднимание ног, согнутых в коленях.

После разминки важно провести игровую часть тренировки, где дети получат спортивную часть занятия с оригинальной подачей, что доставит им максимум удовольствия. Рассмотрим примерный перечень таких упражнений

  • «Всем привет!». Для выполнения нужно встать следующим образом: ноги врозь, руки за спину. На счет 1 – вдох и наклон вниз, 2 – возвращение в исходную позицию. Упражнение напоминает поклон. Для большей активности можно придумать четверостишье, которое будет проговариваться во время выполнения задания.
  • «Где мои друзья?». Ноги врозь, руки на пояс. На счет 1 – поворот корпуса в одну сторону, 2 – в другую. В качестве усложнения можно добавить движение руки к лицу, как будто высматривая кого-то.
  • «Растем, как грибочки». Ноги врозь, руки вниз. На счет 1 – через стороны поднять руки вверх, 2 – потянуться вверх, став на носочки, 3 – опуститься на пятки, 4 – вернуться в основное положение.
  • «Давай загорать!». Лечь на спину и провести перекат на живот в одну сторону, а затем с исходного положения в другую.
  • «Зайчик-попрыгайчик». Ноги вместе, руки перед собой, локти согнуты. Выполнение прыжков на одном месте и вокруг предмета, импровизированного дерева или куста.

В заключение важно дать упражнения на ходьбу и дыхание, чтобы восстановить пульс и привести ребенка в спокойное состояние. Если остается время, стоит дать простой комплекс на растяжку, включающий наклоны вперед из положения сидя с прямыми ногами и разведенными в разные стороны, наклоны вниз из положения стоя также с прямыми и широко разведенными ногами. Все движения выполняются плавно и медленно, чтобы не повредить мышцы и расслабить ребенка

Все движения выполняются плавно и медленно, чтобы не повредить мышцы и расслабить ребенка.

Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики

На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки

На втором кубике — упражнения для развития корня и кончика языка

На третьем кубике — 1пражнения для развития языка и губ

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы — образцы выполнения задания.

Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики

Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.

Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы

Какую игрушку приобрести — не важно. Можно даже сделать её своими руками

Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее.

Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать

Начинайте проводить артикуляционную гимнастику с детьми с самого раннего возраста, используйте интересные и разнообразные способы привлечения их к работе: картинки, игрушки, кубики. Не заставляйте дошкольников, если у них что-то не получается, — помогайте им. Перечисленные упражнения кажутся взрослым простыми и веселыми потому, что мы с лёгкостью можем выполнить любое упражнение, но для детей это большой труд. Не забывайте проводить гимнастику каждый день, тогда количество перерастёт в качество, и ребёнок научится выполнять всё быстро и уверенно. А качественно выполняемая артикуляционная гимнастика — это залог чистой и правильной речи.

Артикуляционная гимнастика игры

Как привлечь ребенка для речевой гимнастики? Заинтересовать его тем, что ему будет интересно, а именно, играми. Даже артикуляционные упражнения можно представить в форме игры. Для родителей и воспитателей разработано множество литературы с занимательными играми, которые помогут увлечь ребенка и в то же время исправить дефекты произношения.

Игры-сказки. Замысел таких игр состоит в том, что главный герой игры должен проходить небольшие препятствия или выполнять некоторые задания. Например, язычок, который отправился в путешествие, живет в домике, где он открывает окошки. Когда логопед зачитывать про окошки, дети выполняют упражнения, открывая рот и высовывая язычок и так далее по сказке-игре;

Игра «Болтушка» развивает язык;

Игры с дополнительными предметами: бубликом, карандашом, соломенной трубочкой. Эти предметы используются по ходу игры для выполнения упражнений.

Суть артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата. Целью таких занятий является:

  • укрепление мышц губ, языка, щек;
  • повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
  • развитие координации движения артикуляционных органов;
  • закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков

Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка

Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.

Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений. Чтобы разнообразить такие занятия, предлагаем воспользоваться следующей картотекой артикуляционной гимнастики для детей 5 – 6 лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий