Задания для дошкольников для запоминания азбуки на примере буквы Н

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог: Сядет тот, кто назовет глазные звуки. Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог: Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог: Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н.

2. Звук . Артикуляция звука. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н», губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук?

Дети: Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог: А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети: Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук» Развитие фонематического слуха. Выделение звука из ряда гласных звуков, слогов

Педагог: Вам нужно поймать звук . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове»

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове.

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог: молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н.

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н?

Дети: Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н. Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске. Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н.

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука .

7. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н.

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква.

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом, а маленькую букву сначала обведите, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука .

11. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н.

Пе д а г о г Какая это буква?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук вы запомнили?

Дети

Пе д а г о г Что мы делали на занятии?

Упражнение “Опиши картинку”

Представим себе картинку с попугаем, который сидит на жердочке. Нам даны слова: “клешни, алмаз, трава, щипцы, шоколад”. И теперь, используя на максимум свою фантазию, объясняем, как может быть связан попугай на картинке с этими словами.

Своими лапками попугай держится за жердочку, как КЛЕШНЯМИ, его глазки похожи на АЛМАЗЫ, его оперение зеленое, как ТРАВА, но имеются и оранжевые проблески, как ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ, клюв попугая похож внешним видом на ЩИПЦЫ, жердочка, на которой сидит попугай, цвета “горький ШОКОЛАД”. Такое упражнение на запоминание не только поможет развить память ребенку, но и проявит его фантазию.

Ход занятия.

Организационный момент.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок!

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Меж двух светил

В середине я один.

Дети. Нос.

Дыхательная гимнастика.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо —

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Воспитатель. Ребята, скажите: какой звук вы услышали в слове НОС.

Дети. Звук .

— Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук .

— Губы у нас сомкнуты или разомкнуты?

Дети. Разомкнуты.

А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами?

Дети. За верхними.

— А теперь произнесите звук .

— Губы у нас тоже разомкнуты?

Дети. Разомкнуты.

— А язык за нижними или за верхними зубами?

Дети. За нижними.

— Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить и . —

— Что у нас с голосовыми связками происходит?

Дети. Вибрируют.

— А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка?

Дети. Кончик языка мешает.

— Ребята, звук – какой это звук : гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый?

Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.

— Повторите звук .

— Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук ?

Дети. Твёрдый согласный звук обозначаем синим цветом.

— А как будет звучать мягкий согласный ? Повторите его.

— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук ?

Дети. Мягкий согласный звук обозначаем зелёным цветом.

— Правильно!

— А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Девочки хлопают на звук , а мальчики топают на звук .

Игра «Поймай звук».

— из ряда звуков : Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.

— из ряда слогов: Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.

— из ряда слов: Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.

— Молодцы! Справились с заданием!

Игра «Найди предмет со звуком и .

— Ребята, а теперь попробуйте найти и назвать предметы со звуком и .

— Давайте сядем за стол. Перед вами лежат домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова. Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук или . СЛОН, НОСКИ, КОНЬКИ.

Звукобуквенный анализ слова САНИ, НОС.

Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку, и Оксанку

По дорожке катят … САНКИ!

— Маленькие – САНКИ, а большие – САНИ.

— Составим схему слова САНИ.

— Сколько слогов в слове САНИ? (похлопали)

Дети. Два слога.

— Какой первый слог?

Дети. СА.

— Какой первый звук в этом слоге?

Дети. Звук .

— Дайте ему характеристику.

Дети. Согласный, глухой, твёрдый.

— Какой фишкой обозначим?

Дети. Обозначается синей фишкой.

— Какой второй звук в этом слоге?

Дети. Звук .

— Дайте ему характеристику

Дети. Гласный звук.

— Какой фишкой обозначим?

Дети. Обозначается красной фишкой.

— Какой второй слог в слове САНИ?

Дети. Слог НИ.

— Какой первый звук в слоге НИ?

Дети. Звук ,

— Дайте характеристику звука .

Дети. Согласный, звонкий, мягкий.

— Какой второй звук в слоге НИ?

Дети. Звук .

— Дайте характеристику звуку .

Дети. Гласный звук.

— Молодцы!

То же самое со словом НОС.

Физминутка «Собрались мы все в кружок»

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. С мячом.

Темный – светлый

Короткий – … (длинный)

Холодный – … (теплый, горячий)

Пасмурный — … (ясный, солнечный)

Ветер — … (безветрие, тихая погода)

Заморозки — … (оттепель)

Зимний — … (летний).

Знакомство с буквой Н.

— Ребята, есть звуки и . Мы их говорим, слышим. А есть буква Н, в которой живут звуки и , которую мы пишем и читаем.

— А на что похожа буква Н?

Дети. На гамак, лесенку и т. д.

— Из каких элементов состоит буква Н?

Дети. Из двух длинных палочек и одной короткой.

— Давайте выложим букву Н из счетных палочек и напишем её на манной крупе.

— А теперь, сядем за стол, возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.

— Пропишем букву Н в тетрадях.

— Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?

— А о какой букве?

— А что для вас было самым сложным?

НА ЧТО ПОХОЖИ БУКВЫ

БУКВЫ ВОКРУГ НАС

Посмотри по сторонам — Буквы тут и буквы там. Раз-два-три-четыре-пять! Мы выходим их искать.

А Буква «А» идет пешком, Затянулась ремешком.

Б

А в больнице буква «Бэ» Всех катает на себе. Если кто ходить не может — Буква «Бэ» ему поможет.

В

Проплывает буква «Вэ» По волнам, по синеве. Не догнать ее — умчалась — Ни дельфину, ни киту. Может быть, она встречалась Вам в каком-нибудь порту?

Г

Кран подъемный — буква «Гэ» — На одной стоит ноге И одной своей рукою Поднимает вверх такое, Что другому не поднять — Стенку весом тонн на пять.

Д

Буква «Дэ» на курьих ножках. Чья избушка? Чья сторожка? Это домик деда Пети. Заходите в гости, дети!

Е

Так похожа «Е» на вилы, Что однажды буква «Е» Сена воз сама сгрузила И сложила в стороне.

Ж

Знают все наверняка — «Ж» похожа на жука.

З

К нам однажды на козе Прискакала буква «Зэ». Буква «Зэ» козу кормила, Буква «Зэ» козу поила, Вымя вымыла водой. У козы большой удой. Баночка готова Молока парного.

И

Дрессировщик с буквой «И» В цирке на арене. Эта буква, посмотри, Встала на колени. Долго-долго хлопал зал. И под шум оваций Дрессировщик приказал: — Надо подниматься! «И» сказала: — Иго-го! Хлопать мне не надо. Не хочу я ничего, Кроме рафинада.

Й

Встало «И» под фонарем, Мы его не узнаём. Изменилось — посмотри На него украдкою. Раньше было просто «И», А теперь «И краткое».

К

Буква «К» читает книжку Про котенка и про мышку, Про козу и про козлят И про всех зверей подряд.

Л

Прислонилась к ели ель — Получилась буква «эль».

М

Если станут две палатки В поле рядышком совсем, Запиши в своей тетрадке: Эта буква — буква «Эм».

Н

Буква «эН», тебя я знаю. Буква крепкая, стальная. У тебя огромный рост И не буква ты, а мост. По тебе бегут машины, Под тобой бежит река С пароходами большими. Над тобою — облака.

О

Бублик — это буква «О» — Вы запомните легко.

П

Прямо с нашим домом рядом Буква «Пэ» — большой турник. Я пока с таким снарядом Управляться не привык. Вот немного подрасту — Заберусь на букву ту.

Р

«эР» — турист, идет в поход, За спиной рюкзак несет.

С

Ночью гляньте в небо сами — «эС» Луной висит над вами. Делим бублик пополам — Будет «эС» и мне, и вам.

Т

«Тэ» и в дождик и в жару Укрывает детвору.

У

«У» похожа на рогатку — Лишь резиночку приладь! Но, пожалуйста, ребятки, Просьба в птичек не стрелять!

Ф

Федя в доме не обуза. Федя — повар, Федя — шеф. Взял под мышки два арбуза — Получилась буква «эФ».

Х

«Ха» на ножницы похожа, «Ха» бумагу резать может, Может выкроить штаны, Сарафан для дома. С этой буквой мы дружны, Нам она знакома.

Ц

Буква «Пэ» пустилась в пляс И плясала целый час. Буква «Пэ» домой вернулась, Раз-два-три! Перевернулась, Прыг да скок на табурет. Где она? Была и нет! Превратилась в букву «Цэ» С ножкой маленькой в конце.

Ч

Стул поставлен вверх ногами — Получилась буква «Че». «Че» совсем как наша мама С младшим братом на плече.

Ш

Встали три карандаша На линейку — это «Ша».

Щ

Буквы разные ища, Не забудь про букву «Ща». Три трубы и краник сбоку — Наливай стаканчик сока! Буква «Ща» на день рожденья Всем готовит угощенье.

Ь

Это всем давно известно — Мягкий знак похож на кресло. В нём Алёнушка сидит, Учит с мамой алфавит.

Ы

Стал торшер напротив кресла. Что же вышло, интересно? Нарисуй и запиши — Получилась буква «Ы».

Ъ

Это кто по водной глади Там плывет, на нас не глядя? Проплывает с криком «кряк»? Неужели «Твердый знак»? Был он раньше в алфавите, Эй, быстрей его ловите! Твердый знак, давай играть! Возвращайся к нам в тетрадь!

Ё и Э

Буква «Ё» идет по пляжу, Буква «Э» навстречу ей. Языки друг другу кажут — Нет занятия глупей. «Ё» всегда глядит вперед, «Э» — совсем наоборот, «Э» спиною пятится Будто каракатица.

Ю

Если бублик вы не съели, Если он ещё при вас, То в одном хорошем деле Пригодится он сейчас. Поиграем с ним немножко. Сбоку — вилку, рядом — ложку. Запиши в тетрадь свою — Эта буква — буква «Ю».

Я

Буква Я, буква Я С виду очень важная — Толстый выпучит живот, Ногу выставит вперёд. Но узнал намедни я Что она последняя.

Рисунки — Яэль Пушкиной

Л. М. Сорока, 2017

Сказки и шарады с буквой Н

Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:

«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?

Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»

Шарады:

Шарада Буквы Н

С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)

Сказки и шарады с буквой Н

Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:

«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?

Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»

Шарады:


Шарада Буквы Н

С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)

Удвоенные буквы

Если вы не можете запомнить слова с удвоенными гласными или согласными, что делать тогда? Здесь поможет запоминание одного некого сюжета. Берем несколько слов, в которых вы постоянно забываете, как пишется буква «т» или «тт». Слова: оттепель, аттестат, аттракцион, конфетти, коттедж, оттенок. Теперь придумываем небольшой сценарий, в котором могли бы встретиться эти слова. «Когда наступила оттепель, и ребята из коттеджного поселка «Конфетти» получили свои аттестаты, они отправились на аттракцион «оттенок». Это все, конечно, очень субъективно. Каждый должен выбрать слова, которые именно ему не по силам запомнить. В своей голове с помощью фантазии сложить это в целостный сюжет и запомнить.

Что такое слоговые таблицы и как с ними работать?

Слоговые таблицы – это столбцы различных слогов:

открытых (на, ло, су), закрытых (тел, сун, лок) и сочетание 4-5 букв (слит, клынс)

Все сочетания букв не несут смысловую нагрузку, поэтому всё внимание ребёнка сосредоточено именно на правильном прочтении. При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:. При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:

При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:

  • Читать можно и по столбикам, и по строчкам или же вразбивку.
  • Желательно добиться равномерного прочтения слогов. Для этого можно использовать метроном или самим отстукивать, комфортный для скорости чтения вашего ребёнка, ритм.
  • От одной таблицы к другой переходим только тогда, когда отработана предыдущая.

Развивающие задания

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Н».
  • Раскрасить большую и маленькую буквы ”Н” в синий цвет. Написать маленькую букву “н” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “н”. Обсудить, кто изображён на картинках?
  • На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинки,  узнать, кто на ней изображен, вставить букву “Н” в слове ”Незнайка”. Учимся писать букву “Н”- нужно обвести буквы и разноцветными карандашами, а потом найти носкам пары и соединить их линиями между собой.
  • На какую букву начинается слово ”носок”.
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Н” — обводим пунктирные линии.
  • Ищем пять букв «Н» там, где представлены картинки, и раскрашиваем их в синий цвет. (Игра в буквы на внимательность).
  • Помочь Нюше из мультфильма “Смешарики” собрать все буквы ”Н,” обвести аккуратно пунктирные линии, вставить букву “Н” в слове ”Нюша”.

Сказка про букву Н

Буратиний нос На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он — Буратино. Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

— Надоело мне этот Буратиний нос делать,— бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается! Надулся Никита.

— Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

— Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

(Г. Юдин)

Развивающие задания

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Н».
  • Раскрасить большую и маленькую буквы ”Н” в синий цвет. Написать маленькую букву “н” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “н”. Обсудить, кто изображён на картинках?
  • На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинки, узнать, кто на ней изображен, вставить букву “Н” в слове ”Незнайка”. Учимся писать букву “Н”- нужно обвести буквы и разноцветными карандашами, а потом найти носкам пары и соединить их линиями между собой.
  • На какую букву начинается слово ”носок”.
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Н” — обводим пунктирные линии.
  • Ищем пять букв «Н» там, где представлены картинки, и раскрашиваем их в синий цвет. (Игра в буквы на внимательность).
  • Помочь Нюше из мультфильма “Смешарики” собрать все буквы ”Н,” обвести аккуратно пунктирные линии, вставить букву “Н” в слове ”Нюша”.

Мемори.

Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре

Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.

Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.

Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!

Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Изучаем буквы в действии!: Буква И

1. Занятие про букву И

Держится подружка за моё ушко,Век бежит со мной стежкою одной. (Иголка с ниткой)

3. Игра «Сломался телевизор» (идея от сюда)Взрослый говорит звук И и выкладывает карточку с картинкой — ребёнку нужно закончить слово.(и)грушка, (и)голка, (и)збушка, (и)рис, (и)зюм, (и)ндеец

4. Составление наглядных звукосочетаний из карточек:ИА, АИУ, ОАИ, УИ

5. Развитие фонематического восприятия

а) хлопнуть (или поднять карточку с буквой И)  на звук из звукового ряда:

=А  И  О  К  Н  У  И  И  А  И  Ы  О  У  И

б) повторить только слова со звуком “и”:

=ива, айва, утка, индюк, игра, улыбка, автобус, имя, угол, июль, иголка…

6. Упражнение с крыжками — на каждую строчку передвигаем бусинки-крыжечки:

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя)

Назвать имена мальчиков и девочек, и, если ребёнок услышит в имени звук , то ему нужно хлопнуть в ладошки:

=Аня, Уля, Иван, Илья, Антон, Инна…

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Ира, Настя, Вася, Коля, Анна, Ирма, Клава

8. Образовать прилагательные-антонимывысокий — низкийширокий — узкийбольшой — маленькийплохой — хорошийхолодный — горячий

9. Игра «Что лишнее?» («Четвёртый лишний»)Выкладываются несколько картинок или предметов и надо определить в какой картинке нету звука И (или просто на слух).

1= мишка, лиса, волк, тигр2= очки, осы, ива, индюк

10. Чудо-деревоНужно выбрать картинки (надписи) в названии которых есть звук И и «повесить» на дерево как листочки. Я сделала такое дерево (распечатывать на А4) и к нему листочки (А5) — даю пустые листочки, так что вы сами можете вписать туда нужные слова:

11. Найти спрятавшуюся букву И

12. Сказка про братьев Ик и Ищ (источник)Жили-были два брата. Одного звали Ие, а другого — Ищ. Ик был маленький, а Ищ — огромный (показ «портретов»). У Ика был домик, а у Ища — домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …У Ика не нос, а …У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища не рот, а …У Ища не нос, а …У Ища не глаз, а … и т.д.

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о братце Ище.

В именах Ик, Ищ есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

13. Найди все буквы И и обведи их (источник)

14. Найди спрятанные буквы И (можно также Й) и обведи их (источник)

17. Раскрась только те кубики, на которых написана буква И

18. Найти букву И (источник)

Знакомство с буквой Н

Для занятий понадобится картинка с изображением Н и носорога. Пригодятся счетные палочки, акварельная краска, пластилин, детские книги со стихами, загадками, шарадами. Закрепить материал помогут раскраски, цветные карандаши, бумага в клеточку.


Пластилин для занятий.

Использование визуального канала с помощью зрения

Запоминание новых знаков у детей независимо от возраста происходит в первую очередь через органы зрения. Использование визуального канала необходимо для создания у ребенка ассоциации картинки со звуком. Задействовать этот канал в полную силу помогут упражнения для запоминания нужного образа.

Для запоминания образа Н рекомендуется разучить стихотворение из детской книжки с цветным изображением животного. Легко запоминается детьми четверостишие Лидии Гржибовской из «Веселой азбуки»: Носорог кричит друзьям: «Букву Н принес я вам! Букву Н вам надо знать, Чтобы Новый год встречать!».

После усвоения образа с картинкой следует переходить к запоминанию одной буквы. Для этого взрослый показывает фигуру Н в алфавите без картинок или вместе с учеником выкладывает ее из подручных средств: счетных палочек, карандашей, конфет. Закреплять знание и одновременно развивать воображение следует на совместных прогулках несложным упражнением: выложить символ Н из камушков, веточек, проволочек.

Следующий этап обучения через визуальный канал — нахождение нужной фигуры в середине слова. На прогулках ребенка просят найти изображение Н на вывесках, сделанными большими и понятными шрифтами. Со временем упражнение усложняется вопросом, в какой части стоит нужный символ — в начале, середине или конце. Можно делать упражнение дома, используя газеты, журналы, рекламные проспекты.

Для закрепления образа следует совместно нарисовать фигуру Н на листе бумаги и вырезать ее. Далее взрослый разрезает букву посередине, вертикально или горизонтально на 2 части и предлагает ребенку сложить ее вновь.


Картинка из азбуки для запоминания буквы Н.

Использование тактильных упражнений с помощью ощущений

Тактильные ощущения играют важную роль в познании маленьким человеком окружающего мира. Упражнения с помощью ощущений развивают творческое начало ребенка. Для изучения азбуки применяются специальные игры — упражнения, усиливающие связь между ощущением и мозгом, помогающие усвоению нового материала.

Медленно нарисовать пальцем на ладошке ребенка нужный буквенный символ, попросить его закрыть глаза и произнести звук «н».

Из ладошек и отставленного большого пальца изобразить фигуру Н.

Увлекательным занятием станет рисование Н на бумаге пальцем с помощью гуаши или акварельной краски.

Из пластилина или теста слепить фигурку Н.

На рассыпанной по ровной поверхности крупе нарисовать пальцем Н.

Использование звукового канала

Слышать и различать в словах твердые и мягкие звуки, а затем складывать их в слоги дети учатся, используя этот канал восприятия. Упражнения по звуковому методу выполняются как самостоятельно, так и одновременно с визуальными или тактильными.

Учитель медленно произносит ряд слогов, содержащих и не содержащих Н: не, за, ня, ма, ну, со, ню, хе, ни, нэ. Задача ребенка: топнуть ногой, когда слышит твердый звук , хлопнуть в ладоши при мягком . Постепенно упражнение с этим же условием усложняется. Вместо слогов взрослый говорит ряд слов: Наташа, нитки, Николай, барабан, Надежда, клиника, санки, коньки.

Для ребят постарше дается задание запомнить как можно больше слов на звук или при прослушивании рассказа Георгия Юдина про Никиту. Это классический детский текст о том, как мальчик на Новый год стал себе делать из бумаги нос Буратино. Ничего у него не получилось. Никита придумал сделать рог на голове, как у носорога. Опять не справился. Обиделся на всех, решил, что лучше придет после Нового года и скажет, что был в костюме невидимки. Рассказ содержит много слов с «Н», поэтому считается подходящим для данного занятия.

Использование звукового канала

Параллельно с изучением зрительного образа нужно выполнять упражнения, способствующие формированию у ребенка умения слышать твердый звук и мягкий звук в устной речи.

  • Взрослый произносит ряд слогов (не, зо, ны, ук, на, ня, мы, ор, но, си, ну, тэ, ню, хо, ни, нэ, да, не). Если ребенок услышит слог с твердым звуком или мягким звук , то он должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
  • Взрослый произносит любые слова, если малыш услышит слово с твердым звуком или мягким звук , то он должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
  • Взрослый читает стихотворение, а потом просит кроху хлопнуть в ладоши или топнуть ногой тогда, когда кроха услышит в слове твердый звук или мягкий звук . Для выполнения данного упражнения подходят стихотворные тексты советских классиков, например Самуила Маршака: «Носорог бодает рогом — не шутите с носорогом», Генриха Сапгира: «Извините, носорог,

Вы не тычьте в книгу рог.

Вы читайте. Это просто:

нитки, ножницы, наперсток».

Правильное развитие ребенка невозможно без дополнительных занятий. Если мамы и папы, бабушки и дедушки хотят, чтобы их чадо быстро запомнило всю азбуку, то обязательно нужно выполнять вышеперечисленные упражнения. Заниматься можно ежедневно или через день-два. Упражнения стоит проводить в игровой форме, следя за временем, чтобы ребенку было интересно и комфортно. Занятие стоит прекратить, если малыш начинает отвлекаться.

Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Н], буква н, Закрепление“» размещена в разделах

  • Буква Н и звуки , . Конспекты занятий
  • Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Подготовительная группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, внимание, память. Воспитывающие: воспитывать у детей осознанное отношение к учебной деятельности

Воспитывающие: воспитывать у детей осознанное отношение к учебной деятельности.

Методы и приё мы:

Наглядные картинки, схемы, буквы, слоги, картинка с изображением Незнайки.

Словесные: беседа (объяснение, вопросы детям, пояснение, указания)

Практические: игры: «Найди звук», выкладывание букв из счётных палочек, составление слов из слогов, печатанье слов и чтение предложений, игра «Замри».

Игровой: игровая мотивация (приходит Незнайка).

Предварительная работа: знакомство со звуком и буквой Н

Оборудование: картинка с изображением Незнайки, изображение половины буквы, картинки изображающие предметы, в названии которых находится звук , счётные палочки, карточки со слогами в конвертах, таблицы для чтения слогов, рабочие тетради, цветные карандаши.

Развиваем речь ребенка — упражнения и тренажеры

Зачастую ребенок неправильно произносит звуки, потому что у него слабо развиты мышцы речевого аппарата. Логопеды предлагают упражнения, направленные на укрепление этой группы мышц. Начинать выполнять их нужно с 3-4 лет, чтобы к 6-7 годам никаких пробоем с речью у малыша не было.

  1. Упражнения на укрепление мышц языка, помогают выговаривать буквы «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж».
  • «Жало» — максимально напрячь язык, высунуть и находиться в таком положении как можно дольше.
  • «Лопаточка» — язык положить на нижнюю губу.
  • «Чаша» — открыть рот, высунуть язык, не коснуться зубов, засунуть обратно.
  • «Маятник» — открыть рот, высунуть язык, напрячь, и водить вправо и влево.
  • «Лошадь», «индюк» — малыш должен имитировать цоканье копыт, а также крик индюка (бл-бл-бл).
  1. Упражнения на укрепление корня языка, помогают правильно произносить звуки «г», «к», «х».
  • легкое покашливание;
  • имитация звуков при полоскании горла;
  • произношение гласных «а», «и», «э», но резко, отрывисто.
  1. Правильное смыкание губ, помогает произносить звуки «б», «м», «п».
  • Сжать карандаш в губах, описать им круг в воздухе.
  • Сжать губами фасоль или семечку, а потом резко выплюнуть.
  • Показать, как фыркает лошадь.
  • Имитация звуков барабана – бум, бам.
  1. Тренировка щечек.
  • По очереди надувать щечки.
  • Надуть щечки и имитировать пережевывание пищи.
  • Перекатывать воздух из одной щечки в другую.

Мелкая моторика помогает в развитии речи. Регулярно массируйте ладошки ребенка. Можно использовать для этого мягкие щетки, шарики, проговаривать прибаутки. Отлично развивают мелкую моторику аппликации, нанизывание бус, лепки из пластилина или соленого теста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий