Безопасность детей на железной дороге: Правила поведения

Что небезопасно делать вблизи железной дороги?

Любые правила поведения в местах повышенной опасности продиктованы весьма печальным опытом. Необходимо объяснить детям, что их не выдумали «вредные дяди и тети» для того, чтобы ограничить их свободу. То, что запрещено, – действительно опасно.

Регламент поведения на железнодорожных путях и вокзалах гласит:

  1. Нельзя находиться за чертой перед краем платформы, небезопасно даже заступать за нее. Если нарисованной на платформе линии нет, то безопасным расстоянием может считаться расстояние не менее 5 метров до рельса.
  2. Нельзя переходить пути при красном сигнале светофора или опущенном шлагбауме на переезде или переходе. Иногда даже взрослым не хватает терпения после проезда состава дождаться поднятия шлагбаума или включения зеленого цвета. Может быть, они думают, что нерадивый работник зазевался и не открывает проход? На самом деле велика вероятность того, что приближается другой состав – по встречным путям.
  3. Даже рискуя опоздать на поезд, нельзя пролезать под вагонами и перебираться через автосцепки. В это время состав может тронуться или просто дернуться – и увечье или даже гибель неминуемы.
  4. Пути можно пересекать только по мосту или специальным переходам.
  5. Платформа, пути, ж/д насыпи, тоннели не место для игр. Это смертельно опасно!
  6. На вокзалах, привокзальных площадях, платформах дети могут находиться только под наблюдением взрослых. Ребенка, даже подростка, лучше взять за руку.
  7. Находясь вблизи железной дороги, наушники нужно снять, телефонные разговоры прекратить и быть очень внимательным.

Как добиться от детей выполнения правил безопасности на железной дороге?

Дети воспринимают и запоминают только ту информацию, которая им интересна. И задача взрослых – преподнести правила безопасности на железной дороге увлекательно, в игровом стиле. Рассказывать нудно, с большим количеством специальных, непонятных детям терминов ни в коем случае нельзя.

Очень хорошо использовать наглядные картинки и смешные примеры в своей речи. Любой ребенок отлично запомнит вывод, сделанный из смоделированной ситуации. Например, взрослый изображает поезд, а малыш – идущего в наушниках пассажира. Результат их столкновения далек от реальных трагедий на железнодорожных путях, но легко запомнится вашему крохе.

Конкурс рисунков для закрепления правил безопасности в ж/д транспорте для детей

Каждый ребенок – художник. Нужно обязательно использовать детскую любовь к рисованию для закрепления безопасных правил поведения.

Обсуждение картинок можно превратить в увлекательную викторину. К примеру, дать задание детям – нарисовать любое из правил, не подписывая его. Остальная группа только по изображению должна будет сформулировать запрет или предостережение и рассказать о последствиях их нарушения.

Для маленьких детей можно использовать не рисунки, а раскраски, но обязательно акцентировать их внимание на правильности выбора цвета. Запрещающий – красный, разрешающий – зеленый и т

д.

Что небезопасно делать в вагонах состава?

Вагон, в котором едут пассажиры, на какое-то время становится домом для них и их детей. В любом доме есть свои ограничения.

В вагонах поездов и электричек детям нельзя:

  • играть с острыми, режущими и травмоопасными игрушками (это дротики, стрелы, игрушечное оружие, стреляющее пульками, и т. д.);
  • пользоваться пожароопасными предметами (зажигалками, фейерверками, петардами и т.д.)
  • высовываться из окон или входных дверей вагона на ходу поезда;
  • переходить из вагона в вагон без сопровождения взрослых;
  • сидеть на подножке стоящего поезда;
  • выходить на перрон во время стоянок без сопровождения взрослых;
  • выходить из вагона до полной остановки поезда;
  • портить железнодорожное имущество.

Общие правила поведения на железной дороге

К данным правилам относятся:

  1. Нельзя перемещаться по железнодорожным путям.
  2. Железнодорожные пути необходимо переходить только в тех местах, которые оборудованы пешеходными настилами.
  3. Если на ж/д переезде закрыт шлагбаум или горит красный сигнал светофора переходить через переезд запрещено.
  4. Нельзя пролезать под вагонами и перелезать через автоцепки.
  5. Вдоль путей необходимо идти на расстоянии дальше 5 м от крайнего рельса.
  6. Если ж/д мосты или тоннели не оборудованы дорожками для прохода, проходить через них нельзя.
  7. Когда проходит поезд одного направления, необходимо убедиться, что не идет маршрут встречного направления и только потом переходить через пути.
  8. Во время перехода через пути нельзя разговаривать по телефону и использовать наушники.
  9. Запрещено подниматься на электрические опоры.
  10. Нельзя трогать электрические провода, которые лежат на земле.
  11. Запрещено залезать в цистерны и другие ж/д объекты.
  12. Запрещено зацепляться за движущийся состав.

В России каждый день происходят 6-8 несчастных случаев на ж/д.

Ответственность родителей за действия детей на жд транспорте

За действия детей на ж/д транспорте полную ответственность несут родители. В обязанности каждого родителя входит разъяснение для детей правил безопасности на ж/д.

Важно! Нельзя оставлять детей одних около железнодорожных путей. Это опасно для их жизни

Те дети, которые играют вблизи ж/д путей, подвергают опасности свою жизнь. Также это подвергает опасности здоровью и жизни других людей.

Запрещается

Важно
Взрослые должны обязательно донести до ребенка, что не только игры, но и само нахождение вблизи ЖД путей необычайно опасно. Поэтому он должен знать на зубок список ограничений.. Нельзя:

Нельзя:

  • Двигаться вдоль рельс;
  • Стоять в непосредственной близости к железной дороге во время движения состава;
  • Подлезать под поезд даже во время его стоянки;
  • Перелезать через места сцепления вагонов;
  • Пересекать линию ограничения около платформы;
  • Устраивать активные игры вблизи полотна;
  • Бегать около двигающегося поезда;
  • Прыгать на рельсы с платформы;
  • Садиться или высаживаться с состава во время его движения.

Выполнив все вышеперечисленные правила, вы обезопасите себя и ребенка от несчастных случаев на железной дороге!

Ход ЗАНЯТИЯ

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о правильном поведении на железной дороге. Ведь железная дорога –это зона повышенной опасности. Кто–нибудь из вас ездил на поезде, электричке? Как вы думаете, какие опасности могут поджидать человека во время ожидания поезда, либо непосредственно в самом поезде? (выслушать варианты ответов детей).

Действительно, опасность на железной дороге может подстерегать повсюду, поэтому каждому из нас необходимо знать правила безопасности на железнодорожных путях. Нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или для сокращения времени. Как вы думаете, а где можно переходить или переезжать жд пути?

Правильно, осуществлять проезд или переход можно только в специально отведенных для этого местах. Одним из таких мест является переезд (показ иллюстрации: переезд, шлагбаум; рассматриваем иллюстрации, что на них изображено, составляем алгоритм перехода или проезда через железнодорожные пути: при пересечении жд переезда остановитесь, внимательно посмотрите на сигналы, убедитесь, что не видите приближающегося поезда и только потом продолжайте движение; если сигналы показывают приближение поезда, необходимо остановиться и подождать, пока поезд не уйдет.)

На вокзале, чтобы перейти с одной платформы на другую, можно воспользоваться подземным переходом, тоннелем, либо настилом для пешеходов. В любом случае необходимо быть предельно внимательным и осторожным!

Сейчас давайте рассмотрим несколько ситуаций. Вы слушайте внимательно и ответьте на вопрос, правильно ли действовали персонажи ситуаций, и как поступили бы вы?

СИТУАЦИЯ №1 Иван Петрович торопился в кассу, купить билет на электричку. В это время прибыл поезд и перекрыл Ивану Петровичу переход через пути. «Эх, – подумал Иван Петрович, – сейчас быстренько под вагоном перелезу!» И полез под вагон…

(ни в коем случае нельзя подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки: показ иллюстрации «Автосцепка»)

СИТУАЦИЯ №2 Игорь шел со школы.Он побыстрее хотел прийти домой и решил срезать путь: «Пойду по рельсам, так быстрее!» Посмотрел – поезда нет и спокойно пошел, а чтоб не скучно было одел наушники, включил музыку по громче…

(движения по жд путям запрещены даже при отсутствии на них подвижных составов; при переходе через железнодорожные пути человек должен быть предельно внимательным, ни в коем случае нельзя надевать наушники, рассматривать картинки в телефоне, играть в приставку)

СИТУАЦИЯ №3 Света ехала на велосипеде от бабушки домой. Ее путь лежал через жд переезд. Света видела, как машины останавливаются перед переездом. «Но я ведь на велосипеде, – подумала Света,- я быстро проеду, зачем мне останавливаться?» И поехала…

(при пересечении переезда нужно остановиться, убедиться, что пути свободны и только потом продолжать движение)

– Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы, а теперь давайте немного отдохнем. Поиграем в игру «Поезд». (выбирается машинист, он ведет поезд, остальные дети – вагоны. Ребята встают друг за другом, положив руки на плечи.Ведущий: Машинист должен быть очень внимательным и точно следовать по маршруту, который я проложу.

Игра проводится 2-3 раза, каждый раз выбирается новый машинист и прокладывается новый маршрут)

– Ребята, возвращайтесь на свои места, продолжаем занятие. Посмотрите на следующую иллюстрацию (показываю иллюстрацию «Платформа. В ожидании поезда») Как вы думаете, а какие могут быть требования безопасности при ожидании поезда? (если дети затрудняются ответить,задаю наводящие вопросы: Можно ли устраивать подвижные игры на перроне? Можно ли подходить к краю платформы? Можно ли бежать к подъезжающему поезду)

Итак, формулируем требования безопасности при ожидании поезда:

-не отходить далеко от взрослых;

-не устраивать подвижных игр;

– не бежать по платформе рядом с вагоном движущегося поезда;

-не пересекать ограждающую белую линию.

Молодцы, ребята! А теперь давайте проверим, кто из вас был самым внимательным сегодня. Я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к сегодняшнему занятию, где было бы изображено то, как НЕЛЬЗЯ себя вести, находясь рядом с жд путями. Разделимся на группы по два человека, у каждой группы должна получиться своя картинка.

После рисования, дети рассказывают по своей иллюстрации, какие правила жд безопасности были нарушены.

Итог: Соблюдая эти простые правила безопасности, вы убережете и себя и окружающих от беды. Всегда вблизи железной дороги будьте внимательны и осторожны!

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, я для вас приготовила что-то интересное! Предлагаю вам разгадать загадки, отгадывая их, вы поймете, о чем пойдет речь.

Загадки:

1. Братцы в гости снарядились

Друг за другом прицепились

И, помчались в путь – далёк

Лишь оставили дымок (вагоны)

2. Ем я уголь, пью я воду

Как напьюсь, прибавлю ходу

Везу обоз на сто колёс

И называюсь …. (паровоз)

3. По лежачей лесенке,

Напевая песенки

Мчатся бегуны стрелой,

Связанные меж собой.

Не ватагой, не гурьбой –

Друг за другом чередой (поезд)

4. На большие расстоянья

Мчится он без опоздания

Пишется в конце два «с»

Называется …. (экспресс)

.Воспитатель: Ребята, как вы уже догадались мы с вами будем беседовать о поездах и железной дороге. А помочь мне сегодня решил сам Аркадий Паровозов. Дети, а вы знаете, кто он такой? (Ответы детей).

Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь путешествовали на поезде или электричке? (Ответы детей).

Железная дорога – это очень удобный вид транспорта, которым люди пользуются каждый день. Однако опасность на железной дороге может подстерегать повсюду, поэтому каждому необходимо соблюдать правила безопасности на железнодорожном пути.

Нельзя пересекать ж/д пути там, где это удобно или для сокращения пути. Как вы думаете, где можно переходить или переезжать ж/д пути? (Дети отвечают).

Правильно, осуществлять проезд или переход можно только в специально отведенных для этого местах. Одним из таких мест является ж/д переезд.

Рассматривание слайда.

Формулируем алгоритм: при пересечении ж/д путей остановись, внимательно посмотри по сторонам, убедись, что не видишь приближающегося поезда и только потом продолжай движение.

На вокзале, чтобы перейти с одной платформы на другую воспользуйся подземным или наземные переходом.

В любом случае, необходимо быть внимательным и осторожным.

Сейчас мы рассмотрим следующие ситуации.

Вы ожидаете поезда.

Рассматриваем слайд,делаем вывод: нельзя отходить от взрослых и играть в подвижные игры.

Переходите ж/д пути и слушаете музыку через наушники.

Рассматриваем слайд,делаем вывод: при переходе через ж/д пути человек должен быть предельно внимательным. Нельзя надевать наушники и слушать музыку. Она будет вам мешать заметить приближающийся поезд.

Решили покататься на крыше вагона.

Рассматриваем слайд,делаем вывод: поезда следуют по железной дороге и могут ехать по мостам, сквозь туннели. Во избежание травматизма не влезайте на крыши вагонов.

Решили влезть на столб около железной дороги.

Рассматривание слайда,делаем выводы: в проводах, которые расположены над поездом идет электрический ток, благодаря нему, поезд едет. Для человека этот ток смертельно опасен. Чтобы избежать поражения электрическим током не приближайтесь к проводам, не влезайте на металлические конструкции железнодорожных мостов.

Вы что-то забыли в поезде/ на платформе.

Рассматриваем слайд,делаем выводы: при следовании поезда тоже необходимо соблюдать определенные правила: не садитесь и не выходите на ходу поезда, входите и выходите из вагона только при полной остановке поезда.

На платформе увидели друга и решили помахать ему рукой.

Рассматриваем слайд,делаем выводы: при движении поезда не запрещается открывать окно, когда становится жарко. Нельзя высовывать из окон ни голову, ни руки, ни другие части тела! Это может привести к тому, что вас стукнет проезжающий рядом поезд.

Ребята, мы с вами рассмотрели основные причины травматизма на железной дороге

Чтобы их избежать будьте внимательны и обращайте внимание на ж/д знаки, которые предупредят вас о приближении ж/д переезда

Рассматривание слайда.

«Уважаемые дети! Все возможно, все бывает, так сказать, мимо дети, Аркадий Паровозов может и не пролетать!» (аудиозапись).

   Для закрепления правил поведения на железной дороге проводится д/игра «Опасно-безопасно».Детям раздаются два кружка: красный и зеленый. Воспитатель называет ситуации, а дети поднимают кружок – если опасные – красный, если безопасные – зеленый.

Ситуации:

Ребята, ожидая прихода поезда, играют в мяч на платформе.

Даниил и Вика, играя в прятки, прячутся под вагонами.

Влад с Мишей переходят железнодорожные пути по пешеходному мостику.

Женя с мамой выходят из вагона после того, как поезд остановился.

Витя хотел прокатиться на крыше поезда.

Ваня с Дашей увидели провод около поезда и отошли подальше от него.

Косте стало жарко и он открыл окно и высунул руку.

Катя переходя ж/д пути сняла наушники.

В помощь родителям, путешествующим с детьми

Для детей любого возраста самое естественное состояние – находиться в постоянном движении

При поездке в поезде перед родителями стоит трудновыполнимая задача – удержать внимание ребенка, так как бегать и прыгать в ограниченном пространстве вагона нельзя

Для детей младшего и среднего школьного возраста можно использовать:

  • просмотр заранее загруженного в любой из гаджетов художественного или мультипликационного фильма;
  • развивающие игры, которые также можно предварительно скачать в телефон («Эрудит», «Элиас», «Филворды»);
  • чтение увлекательной книги (можно вслух по очереди);
  • игра в слова или ассоциации;
  • составление рассказов на основе увиденного за окном поезда;
  • игра «Морской бой» – не требует никакого оборудования, кроме шариковой ручки и листа бумаги, но чрезвычайно азартная и увлекательная.

Дошкольнику в возрасте до 6 лет очень трудно долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном. Поэтому смена занятий – самый лучший выход

Самые яркие воспоминания – из детства. Путешествие на поезде может стать одним из таких для малыша. Однако взрослые должны позаботиться о безопасности своих детей в дороге.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий