Аутизм у детей: признаки, симптомы, причины возникновения

Диагностика

Диагностика аутизма проводится с первых же дней жизни. Ребенок ведет себя не так, как прочие дети, едва появившись на свет. В начальный период жизни превалируют нарушения контактов с матерью и выражения простейших эмоций.

Также гораздо позже начинает говорить. Возможна серьезная задержка в речевом развитии, вплоть до полного отсутствия вербальной функции. Это свидетельствует в пользу низкофункциональной формы патологического процесса. Атипичные разновидности манифестируют после 3-х лет.

При наличии настораживающих признаков, родителям рекомендуется обращаться к врачам. Профильные специалисты, работающие с больными — невролог, психотерапевт, дефектолог, логопед. Начать рекомендуется с консультации невролога, он подскажет, в каком направлении двигаться.

Что касается подростков и взрослых, используется сочетанная методика. Поводится устная беседа с клиническим психологом, чтобы выявить волевые, эмоциональные, мнестические и когнитивные нарушения. Назначается серия простейших тестов: определить эмоции по фотографии или схематической картинке, составить рассказ по графическому материалу, прочитать текст, пересказать его, запомнить количество предметов и их форму, тип, а затем воспроизвести по памяти и прочие формы работы. Это позволяет оценить разные аспекты интеллектуальной активности и поведенческих составляющих.

В большинстве случаев, все становится ясно уже на этом этапе. Если патология развилась спонтанно, имеете смысл обследовать головной мозг и эндокринную сферу, сосудистую систему. Обязательно назначается МРТ, возможно с контрастным усилением, ангиография. Допплерография и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, шеи.

В отсутствии данных за органические поражения головного мозга, можно говорить о диагнозе.

Диагностика аутизма и верификация патологии также требует отграничения от прочих расстройств. Исследование предполагает дифференциальную диагностику с социофобией, социопатией, органическими заболеваниями головного мозга, олигофренией, шизофренией. В спорных случаях, возможно, потребуется госпитализация в психоневрологический диспансер.

Видео по теме

О причинах возникновения и симптомах аутизма у детей в видеоролике:

Таким образом, аутизм проявляется с самого рождения. Болезнь дает о себе знать практически сразу. С каждым годом ее симптоматика становится все более выраженной. Внимательные родители в первые годы жизни, замечают отклонения в развитии малыша. При начальных же признаках нарушения, стоит обращаться к доктору.

Проявления аутизма очень похожи на симптомы других патологий. Поэтому задачей медика является выполнение дифференциальной диагностики. К сожалению, аутизм не лечится. Но можно скорректировать нарушения и улучшить качество жизни ребенка.

Причины возникновения аутизма у детей

Споры о причинах возникновения аутизма не утихают. На сегодняшний день считается, что аутизм является сложным полигенным заболеванием, обусловленным не только генетической предрасположенностью, но и внешними факторами.

  • В большей степени причина аутизма у детей связана с наследственностью. Учеными выявлены определенные гены, ответственные за возникновение данного заболевания. Многие из них достаточно распространены среди общей популяции, однако аутизм появляется только при наличии определенных мутаций в генах и влияния внешних факторов.
  • Функциональные и структурные изменения в областях головного мозга также могут быть причиной аутизма. При выполнении МРТ-исследований мозга у больных аутизмом выявляются нарушения кровоснабжения головного мозга, изменения в строении многих структур, функциональные отличия в работе долей.
  • Нарушение обмена биогенных аминов головного мозга (дофамина, норадреналина, серотонина, мелатонина и других), участвующих в передаче нервных импульсов, приводит к определенным биохимическим изменениям. Многие российские и зарубежные исследования подтверждают, что между этими изменениями и возникновением аутизма есть непосредственная связь. Так, например, у больных аутизмом отмечается повышение уровней серотонина, аспартата и глутамата.
  • Воздействие отрицательных факторов на плод во время беременности матери (например, внутриутробная инфекция, тяжелое протекание беременности с преэклампсией), тяжелые роды, родовые травмы. 
  • Спорной и активно изучающейся возможной причиной возникновения аутизма является индивидуальная непереносимость глютена и казеина. В пользу этой теории свидетельствуют значительные улучшения, возникающие у больных на фоне соблюдения безглютеновой, низкоуглеводной диеты.

Четкого представления об этиологии и патогенезе аутизма до сих пор не существует. Предполагается, что его симптомы являются последствием различных изменений в структурах головного мозга во время его развития. Причем нарушения в развитии мозга возникают еще на стадии эмбрионального этапа. 

На МРТ-исследовании головного мозга у детей с аутизмом чаще всего выявляются изменения лобной части коры мозга, мозжечка, расширение боковых желудочков. Объем и вес головного мозга у больных аутизмом больше, чем у здоровых детей. 

Кроме того, у людей, страдающих данным недугом, отмечаются: выраженное нейровоспаление, митохондриальная дисфункция, истощение запасов глутатиона, оксидативный стресс. 

Аутизм часто сопровождается и другими сопутствующими психическими заболеваниями (депрессивные и тревожные расстройства, нарушения сна, синдром гиперактивности), а также эпилепсией.

Что делать?

Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым»
Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.
Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь
Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле

Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Такой ребёнок станет как все?

Скорее всего, нет. Маловероятно, что человек с РАС полюбит тусовки, заведёт миллион друзей, станет многодетным родителем и самым востребованным в городе тамадой.

Однако, вполне возможно, он:

  • научится себя обслуживать;
  • отыщет друзей;
  • будет зарабатывать деньги;
  • освоит компьютер и интернет;
  • сделает карьеру;
  • укрепит семью своих родителей;
  • займется искусством.

Всё это потребует колоссальных вложений времени, сил и денег. Всё это может произойти только в семье. Ни одно закрытое специализированное детское учреждение (интернат, дом инвалидов) таких результатов не даёт.

Некоторым людям с РАС поддержка родителей или опекунов будет нужна всю жизнь.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

  1. Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
  2. Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
  3. Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
  4. В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.

У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

Диагностика и лечение аутизма

Все перечисленные признаки состояния не являются уникальными, часто это может быть просто черта характера человека, временное отклонение. Для диагностики детского аутизма используют следующие тесты:

  1. Оценка поведения ребенка по общим показателям (до 1,5 лет).
  2. М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест. Используется в возрасте от 1.5 до 2.5 лет.
  3. Рейтинговая шкала CARS для детей 2 – 4 лет, поведение ребенка оценивается по каждой категории вопросов.
  4. Скрининговый тест ASSQ – предназначен для пациентов 6 – 16 лет. Представляет собой ряд вопросов, на которые могут ответить родители или сам пациент. Вывод делается по набранному количеству баллов.

Все перечисленные тесты считаются скриннинговыми методами диагностики, они дают повод для дальнейших исследований, но не являются основанием для постановки диагноза.

Дополнительно может понадобиться УЗИ головного мозга, ЭЭГ для исключения эпилепсии, консультация с отоларингологом, чтобы исключить задержку речи из-за тугоухости.

Медикаментозное лечение не может полностью вылечить заболевание, оно используется для купирования специфических симптомов. Для помощи ребенку используется психотерапия. Она направлена на улучшение качества жизни, помощь в адаптации, снятие напряжения в семье, обучение ребенка самопомощи.

Родителям нужно принять ребенка и постараться подстроиться под его нужды. Соблюдать распорядок, считаться с правилами поведения, не давить на него морально. Тогда прогнозы на будущее будут благоприятными.

Аутизм у ребенка старше 11 лет

Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

  • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
  • дефицит внимания;
  • бесцельные сложные движения;
  • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
  • непонятные страхи также имеют место;
  • гиперактивность;
  • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме — если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
  • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
  • агрессия, направленная на себя.

Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ — им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду

Диагностика аутизма у детей

Причем, эти различные диагнозы, где, так  или иначе, есть «отголоски аутизма» — «атипичный аутизм», «детский аутизм«, «зпр с аутичными чертами» и прочее, только добавляют лишней путаницы родителям, на мой взгляд. В США уже давно все эти диагнозы объединены в единый диагноз «расстройство аутистического спектра» и это, опять же, на мой взгляд, гораздо удобнее и эффективнее. Почему? Да потому что само по себе нарушение развития — это динамичный процесс, и в разные годы жизни ребенка (1,5 года, 4 года, 7 лет) он будет проявляться по-разному. А на практике, когда это происходит, начинается «перетягивание одеяла» между спецами, родители бегают из кабинета в кабинет в надежде услышать вариант диагноза «полегче», что отнимает у них эффективное время коррекции нарушения! Ведь в итоге, как сказал Елисей Осин (ведущий специалист-психиатр) «Главным для ребенка с аутизмом будет не врач, а учитель». И я с этим согласен на все 100%.

Стоит сказать, что главные критерии диагноза — это нарушения в 3х сферах, так называемая «триада»: в это нарушения в социальном взаимодействии, нарушения в коммуникации, и особенности деятельности или проявлений поведения, о котором я упомянул выше

За точным диагнозом лучше обращаться к профессионалам, психиатрам-практикам, которые занимаются этой сферой довольно плотно, если для вас это важно

Если на принятие диагноза уходит от 1 до нескольких месяцев в лучшем случае, то следующий этап это поиск причин.

Стереотипное поведение

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться

Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

Выполнение ежедневных ритуалов

Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки

Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.

  • хлопанье в ладоши
  • щелканье пальцами
  • покачивание головой
  • другие однообразные движения

Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии

Ранние проявления аутизма у детей

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Памятка для родителей

Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.

Предложите помощь
Постарайтесь подбодрить родителей
Уберите все опасные предметы рядом с ребенком
Сохраняйте спокойствие
Дайте родителям
понять, что вы все понимаете
Проявите заботу и понимание

Не думайте, что ребенок обязательно избалован
Не критикуйте ребенка
Не критикуйте родителей
Не смотрите пристально, это очень грубо
Не шумите, не привлекайте внимание к ребенку
Не говорите родителям обидные слова

У моих друзей ребёнок с аутизмом. Как с ними общаться?

Не верноВерно
Наука не стоит на месте, вылечат!Ты научишься с этим жить. Если я могу помочь, я рядом, только скажи.
Ты, наверное, пила во время беременности, да? Ну, если честно?Промолчать.
Это всё из-за прививок, да?Промолчать.
Я слышал, помогает гомеопатия/обтирания кровью гадюки/заговоры/гипноз! Почему ты не пробуешь?Что вы уже пробовали? Чем я могу помочь?
Сдайте его в интернат, молодые ещё, нового родите!Промолчать.
Я не умею общаться с… ТАКИМИ.Подскажи, я должен что-то знать, чтобы не навредить?

Способы помочь:

  • собрать материальную помощь на работе/в спортклубе и т. д.;
  • помочь с уборкой/готовкой;
  • посидеть пару часов с ребёнком;

Это требует больших усилий, чем возня с нейротипичным школьником, но всё абсолютно реально. Такая помощь очень нужна, потому что маме иногда хочется на маникюр или попить кофе одной, а вот бабушек-энтузиасток после постановки диагноза становится в разы меньше.

обсудить, в какой информации нуждается семья (курсы реабилитации, школы с инклюзией, тьюторы, педиатры), и посёрфить интернет на эту тему;

Не нужно скидывать всё подряд с тегом #аутизм.

продолжать общение, приглашать на мероприятия в прежнем режиме.

Лечение аутизма

Доказанных методов лечения РАС не существует. Таблетки от аутизма нет. Но есть работающие методы психосоциальной коррекции. Они повышают качество жизни человека с диагнозом и его близких.

Фармакотерапия

Из медикаментов применяют нейролептики, транквилизаторы, ноотропы, витамины.

Единственный разрешенный детям нейролептик – Рисперидон. Это атипичный нейролептик, т. е. препарат нового поколения, дающий меньше побочных эффектов. Названия препаратов: Рисполепт, Рилептид, Рисперидон, Риссет. Доза подбирается лечащим врачом для каждого пациента отдельно. Расчёт производят по весу, а не по возрасту.

Цена препарата варьируется от 145 до 400 рублей за упаковку таблеток.

Диетотерапия

Применяют безглютеновую и безказеиновую диету. Исключают молоко, хлеб, пшеницу, ячмень, рожь. Чтобы оценить, работают ли пищевые ограничения, нужно продержаться без клейковины минимум полгода.

Диета получила популярность, т. к. заметно улучшает поведение у детей с РАС.

Программы реабилитации

НазваниеСуть метода
АВА — терапияПоведенческая терапия, использование окружающей среды для коррекции поведения. Очень эффективна. Эксперт в СНГ – Юлия Эрц.
ТоматисИспользование звуковых импульсов для работы с корой головного мозга.
АнималотерапияЛечение контактом с животными: дельфинами (дельфинотерапия), лошадьми (иппотерапия), собаками (канистерапия).
АрттерапияЛечение рисованием.
Кинезитерапия, сенсорная интеграцияЛечение движением.
Занятия с логопедомДля решения речевых проблем.

Признаки аутизма или странный ребенок

Число детей, у которых диагностирован ранний детский аутизм, ежегодно растет. Немалая часть этой «пандемии» связана и с ошибочной диагностикой. Провести точную границу между нормой и патологией позволяет знание об устройстве человеческой психики, раскрытое в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Около 5 % всех малышей рождается со свойствами звукового вектора. Он задает маленьким детям определенные особенности и свойства психики:

  • внешнюю «холодность», невысокую эмоциональность, которая может ошибочно восприниматься мамой как признак аутизма;

  • стремление к уединению, избегание больших компаний, что естественно для обладателя сверхчувствительного слуха, но проявлением аутизма тоже не является;

  • стремление сосредотачиваться на своих мыслях и ощущениях, которое со стороны выглядит как некая «отрешенность», заставляя взрослых заподозрить симптомы аутизма у таких детей;

  • «отсроченный» ответ на вопрос (ребенок отвечает не сразу);

  • болезненную реакцию на шум и громкие звуки.

Такие особенности являются абсолютно естественными для маленьких детей со звуковым вектором. Однако некомпетентным специалистом даже они могут оцениваться как признаки аутизма у ребенка, как легкая форма болезни. Порой масла в огонь подливают и страхи родителей: испуганная мама видит проявления аутизма там, где это просто естественные психологические особенности маленького звуковичка.

Однако настоящие симптомы аутизма у ребенка, и в легкой форме, и в самых тяжелых проявлениях, развиваются тоже только при наличии у малыша звукового вектора. В каком случае это происходит, каковы причины развития аутизма и как определить возникновение болезни?

Какие существуют виды аутизма

Согласно МКБ10, к расстройствам аутистического спектра относятся:

  • детский аутизм (синдром Каннера);
  • атипичный аутизм;
  • синдром Ретта;
  • гиперактивное расстройство, сочетающееся со стереотипными движениями и умственной отсталостью;
  • синдром Аспергера;
  • другие общие расстройства развития;
  • общее расстройство развития, неуточненное.

В МКБ 11го пересмотра РАС шифруется кодом 06 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и включает единую подгруппу (6A02 «Расстройство аутистического спектра»). Все вышеперечисленные диагнозы в новой классификации отсутствуют.

Другие ранние признаки аутизма у ребенка

Звуковой вектор является доминантным, поэтому звуковая травма становится причиной множественных нарушений в развитии остальных векторов ребенка. По этой причине к основным признакам аутизма до года и в 1 год могут добавляться «сопутствующие» — в результате нарушений в других векторах психики.

Например, нарушения развития в кожном векторе у новорожденных и детей с аутизмом до 1 года могут проявляться так:

  • тактильная непереносимость: ребенок крутится на руках матери, стремится избегать ее прикосновений;

  • на купание или гигиенические процедуры ребенок реагирует истерикой;

  • при попадании на кожу пищи или жидкости во время кормления ребенок реагирует криком или плачем.

Нарушения развития при аутизме у малышей с анальным вектором до 1 года проявляются иначе:

  • напряженная поза «столбиком» на руках матери;

  • частые необъяснимые рвоты и срыгивания;

  • отказ пробовать все новое (есть новые виды пищи, кушать из новой посуды, надевать новую одежду).

Важно понимать, что такие симптомы нельзя в полной мере назвать признаками аутизма у ребенка. Они являются вторичными и возникают по причине искаженного развития всех заданных малышу векторов

Это лишь следствие основной причины аутизма у детей — травмы в доминантном звуковом векторе:

Когда мама раскрывает устройство психики малыша, наполняет и развивает его природные свойства — то признаки аутизма в год, 2 года и даже у детей 3-4 лет с легкостью уходят.

Другие признаки аутизма у ребенка до 4 лет

Полная картина того, какие симптомы аутизма специалисты определяют у ребенка, наблюдается в совокупности нарушений развития всех векторов. Например:

Аутичному малышу с кожным вектором может быть свойственна гиперактивность, «полевое поведение», сниженное внимание. Нехватку ощущений своего чувствительного сенсора (кожи) он добирает через стереотипные движения и прыжки («Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).

Аутичный малыш со зрительным вектором демонстрирует истеричность и множественные страхи

Свою чувствительную зону (глаза) он стимулирует с помощью особых ощущений: разглядывая свои руки или игрушки на просвет, световые пятна на стене или узор на обоях («Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом»).

Для аутичных детей с анальным вектором характерны агрессия, упрямство. Они склонны к ритуалам в кормлении и прогулках, демонстрируют общую заторможенность (подробнее в статье «Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции»).

Подобные признаки аутизма у ребенка часто рассматриваются специалистами как основные, определяющие. Однако с системной точки зрения являются вторичными, возникшими на базе психотравмы в звуковом векторе. Поэтому при определении признаков аутизма у маленьких детей отталкиваться в первую очередь нужно от того, насколько ребенок поддерживает контакт с внешним миром.

Внешне наиболее легкие признаки аутизма можно наблюдать у детей с синдромом Аспергера. Обычно это общительные и эмоциональные дети, много говорят, обильно жестикулируют. Однако специалисту нетрудно заметить, что ребенок, активно выражая себя, не слышит другого, не настроен на «обратную связь». Такие на первый взгляд легкие признаки аутизма также требуют своевременной коррекции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий