Астено-невротический синдром у детей

Почему развивается астено-невротическое состояние

На появление патологии влияют наследственные причины и такие внешние факторы:

  • физические перегрузки;
  • жесткие диеты;
  • частые стрессы;
  • конфликтные ситуации;
  • нервное перенапряжение;
  • проблемы общения;
  • особенности личности (излишняя впечатлительность);
  • воздействие токсинов – красок, тяжелых металлов, пыли;
  • нарушения режима дня;
  • последствия приема лекарств;
  • недостаток отдыха;
  • курение;
  • злоупотребление алкоголем.

Причиной астено-невротического состояния могут быть такие патологии:

  • артериальная гипертензия;
  • железодефицитная анемия;
  • болезни щитовидной железы;
  • расстройство мозгового кровообращения;
  • иммунодефицитные состояния;
  • атеросклероз;
  • вегетососудистая дистония;
  • анемия;
  • туберкулез;
  • менингит;
  • пиелонефрит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • хронические болезни ЖКТ (панкреатит, цирроз печени);
  • нарушения метаболизма;
  • тяжелая беременность.

Факторы развития невротического синдрома у детей

Заболевание у малышей провоцируют следующие причины:

  • частые вирусные, бактериальные инфекции;
  • интоксикация организма при болезнях, воздействии химических веществ;
  • ослабление иммунитета;
  • черепно-мозговые травмы;
  • врожденные патологии нервной системы;
  • нарушение режима сна;
  • неполноценное питание.

Астено-невротический синдром у детей возникает как результат действия таких факторов:

  • гипоксия плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • конфликты дома, в детском саду, школе;
  • дефицит микроэлементов, витаминов;
  • физические перегрузки;
  • родовые травмы;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • курение, употребление алкоголя матерью при беременности.

Лечение астено-невротического синдрома

Астено-невротический синдром, как и остальные виды неврастении, лечится комплексными терапевтическими методами. Лечение начинается только после постановки диагноза у специалистов, с обозначением его особенностей и факторов отягощения. Терапия заключается в коррекции режима, медикаментозном лечении и работе с психологом.

Коррекция режима

Соблюдение режима дня необходимо вне зависимости от причины невроза у ребенка.

  • длительные прогулки на свежем воздухе — для большего насыщения кислородом всего организма;
  • необходимо наладить режим сна, в соответствии с возрастными потребностями ребенка, его длительность должна быть 8–9 часов;
  • сбалансированное меню, со всеми необходимыми витаминами и микроэлементами, если какой-то вид продуктов ребенок не ест – используется комплексная витаминная терапия с помощью препаратов;
  • закаливающие процедуры, контрастный душ, ходьба босиком;
  • создание благоприятной атмосферы вокруг ребенка, исключение стрессовых факторов.

Выполнение данных рекомендаций поможет избежать рецидива неврологических заболеваний в будущем и возникновения других расстройств.

Лечение медикаментами

Назначением каких-либо медикаментов и мягких успокоительных препаратов занимается только врач после постановки диагноза. Детям с расстройствами ЦНС прописывают: препараты для подавления возбудимости, препараты для улучшения кровообращения и насыщения мозга кислородом, ноотропы и аминокислоты.

Медикаментозное лечение проводится комплексно, при необходимости подключаются препараты для лечения сопутствующих заболеваний. Пациенты находятся строго под наблюдением врача.

Физиотерапия

Детям и подросткам, страдающим от каких-либо болезней, связанных с повышенной нервностью, чрезвычайно важны соответствующие возрасту физические нагрузки.

При лечении астении рекомендуют курсами пройти общеукрепляющие массажи, бальнеотерапию, УВЧ, светотерапию. Все эти мероприятия помогут мышцам расслабиться, улучшат кровообращение и деятельность всех внутренних органов и систем.

Психотерапевтические меры

Занятия с детским психотерапевтом дают отличный и стабильный результат в борьбе с астено-невротическим синдромом. Беседы со специалистом назначают пациентам, достигшим возраста 4-х лет. Коррекция нацелена на рост личностных качеств, умение контролировать и проявлять свои эмоции мирным путем.

Психолог помогает побороть всплески агрессии, страхи, фобии, суицидальные наклонности, найти свое «Я» и правильно его выражать действиями. Если триггером для ребенка выступила смена коллектива в саду или школе, назначают занятия в общей группе, тогда ребенку легче побороть страх общения с новыми людьми и наладить социальную активность.

Профилактические меры

При своевременной диагностике и лечении астено-невротического синдрома у детей прогноз благоприятный. С началом терапии симптомы будут постепенно уменьшаться и через некоторое время исчезнут, но есть риск рецидива в пубертатном периоде.

Для предотвращения рецидива неврозоподобных заболеваний специалисты рекомендуют такие шаги:

  • четкий распорядок дня;
  • сбалансированное питание, прием витаминов и микроэлементов;
  • сохранение дневного сна до 3-5 лет и дольше;
  • длительность ночного сна 8-9 часов;
  • отсутствие стрессовых ситуаций в семье;
  • устранение причин переутомления;
  • отказ от самолечения ОРВИ и каких-либо других болезней;
  • обязательные физические нагрузки;
  • длительные пешие или велосипедные прогулки.

Главное — следует избегать избыточной нагрузки на ЦНС и обходить стороной шумные мероприятия, способные вызвать эмоциональный всплеск. Детям с нестабильным состоянием нервной системы противопоказаны громкие концерты, посещение комнат страха и подобных аттракционов, посещение траурных мероприятий, просмотр грустных фильмов и фильмов со спецэффектами.

Пойдет на пользу спокойный досуг с чтением книг, просмотром комедий, посещением музеев, дельфинария, вышивкой, рисованием и др.

Классификация патологии

В зависимости от этиологии психоневротический синдром имеет следующие разновидности:

  • цереброгенный – вызван заболеваниями головного мозга;
  • соматогенный – обусловлен нарушениями функций внутренних органов;
  • дезадаптационный – связан с воздействием непосильных психологических нагрузок;
  • неврастения – предопределена чрезмерным истощением нервной системы.

По тяжести астено-невротическое состояние подразделяется на такие степени:

  • Начальная. Возникают редкие всплески раздражительности, на которые пациенты не обращают внимания и не лечатся.
  • Среднетяжелая. Происходит чередование эмоционального возбуждения и равнодушия, самочувствие больного ухудшается.
  • Тяжелая. Сильная депрессия нередко осложняется простудами из-за снижения иммунитета.

Стадии астении

В зависимости от течения заболевания врачи выделяют несколько его степеней. Неврозоподобный синдром имеет три стадии:

  • Гиперстеническая. Сопровождается усталостью, перепадами настроения, бессонницей, снижением работоспособности. Человек не воспринимает это как симптомы болезни.
  • Раздражительная слабость. Самочувствие становится хуже: возникают головные боли, депрессия, силы не восстанавливаются после отдыха и сна.
  • Гипостеническая неврастения требует применения лекарств. Для нее характерны смена депрессии возбужденным состоянием, полная потеря работоспособности.

Типы по МКБ10

Международная классификация определяет два основных варианта развития патологии:

  1. Гипердинамический. При таком характере болезни проявляется повышенная возбудимость, рассеянность, расторможенностью, потеря внимания. Также яркие признаки — эмоциональная нестабильность и бессонница.
  2. Гиподинамический. Провоцирует сниженную активность, плохое настроение, чрезмерное спокойствие. Ребенок существует внутри собственного мира, он слабо реагирует на изменяющуюся реальность. Вероятны проблемы с развитием речи, неадекватное восприятие запахов и посторонних звуков.

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.

Расстройство у малыша 2–6 лет

Родителям сложно определить, какое заболевание вызывает апатию и плаксивость у малыша 3 лет. Невроз у детей проявляется противоречивыми симптомами. Успешное лечение патологии возможно, если у малыша отсутствуют тяжелые поражения ЦНС.

Если вашему малышу часто досаждают простуды и вирусные заболевания, а его аппетит снижен, есть основание заподозрить, что психические резервы крохи снижены.

Испуг в присутствии незнакомых людей и капризы являются симптоматическими проявлениями. Распознать невроз помогут такие симптомы у детей:

  • беспокойный сон;
  • недержание мочи в ночное время;
  • вспышки агрессии, малыш часто повышает голос на старших родственников, скандалит со сверстниками, ломает игрушки, стоит показать ребенка доктору;
  • укачивание в транспорте, из-за невротического расстройства у маленьких детей может быть тошнота и рвота;
  • усиленное потоотделение;
  • судороги рук и ног;
  • нервный тик;
  • потеря интереса к играм.

Если родители дошкольника игнорировали вышеупомянутые симптомы и лечение было запоздалым, невроз у детей начнет проявляться сильным физическим дискомфортом. Запущенный недуг дает о себе знать болями в шее и руках. После физических упражнений у малыша может кружиться голова.

Иногда случаются припадки у мальчиков и девочек 5 лет. Если невроз изнуряет ребенка пугающими симптомами, без лечения дошкольник не справится с проблемой. Припадком называется состояние, когда малыш бьется головой о стену или о стол, наносит себе травмы.

Мои рекомендации

Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.

Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.

Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе ­– творчество действует на них исцеляюще.

Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.

Причины нервного расстройства

Астения может возникнуть по следующим причинам:

  • генетическая предрасположенность к расстройствам нервной системы;
  • меланхолический или холерический тип темперамента у ребенка;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • асфиксия в процессе родов или кислородное голодание плода во время внутриутробного развития;
  • сильные эмоциональные потрясения матери во время беременности;
  • ярко выраженный токсикоз в период вынашивания плода;
  • воздействие на плод токсичных веществ в результате употребления матерью медицинских препаратов, алкоголя или курения во время беременности;
  • резус-конфликт у матери и ребенка;
  • нарушение обменных процессов в коре больших полушарий в результате нейронных патологий и заболеваний мозговых оболочек;
  • ДЦП;
  • травмы позвоночника;
  • ослабленный иммунитет ребенка;
  • черепно-мозговая травма или инфекционные заболевания в период раннего детства;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • менингит, арахноидит и энцефалит;
  • онкология головного мозга;
  • аномалии в работе почек и печени;
  • дефицит в организме витаминов группы В;
  • гормональный дисбаланс, патология эндокринной системы;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • сахарный диабет;
  • длительное пребывание в стрессовом состоянии или сильное эмоциональное потрясение;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты в отношениях с близкими;
  • излишняя строгость родителей, применение в отношении ребенка жестоких методов воспитания;
  • низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
  • сложности социализации и адаптации ребенка к новому коллективу и месту жительства;
  • физическое переутомление, обусловленное нарушением режима труда и отдыха;
  • избыточное количество занятий у детей в сфере дополнительного образования;
  • подростковая игромания;
  • бесконтрольный просмотр детьми телепередач и фильмов, оказывающих негативное влияние на психику;
  • употребление подростком психотропных веществ, алкоголя, наркотиков.

Астено-невротический синдром у детей: причины

Среди разнообразия предпосылок расстройства зачастую во главе стоит общественный и сопутствующий ему психологический фактор.

Моральные перегрузки, которым предшествовали неудачи социального адаптирования и повседневные неурядицы, довольно просто могут спровоцировать кризис астенического типа.

Возможные варианты, из-за которых появляется астено-невротическое недомогание:

  • большая нагрузка на нервную систему;
  • частые стрессы;
  • нарушение функций обмена веществ в мозге человека;
  • перенесенные травмы шеи и головного мозга;
  • болезни щитовидной железы;
  • наследственный фактор;
  • неполадки центральной нервной системы.

Особенно сильно эти симптомы относятся к людям с весьма слабой психикой. Желание продвижения по службе, достижения успехов в карьере тоже рискует спровоцировать повреждение психических функций, если данный человек часто ущемляет себя в полноценном отдыхе и постоянно недосыпает.

Тоже самое случается и с детьми: быть первым учеником в классе, лучше всех сдать нормативы ГТО, победить на городской олимпиаде и прочее.

С одной стороны, это похвальные стремления, но с другой, ребенок перестает полноценно отдыхать, постоянно находится в напряжении и, как следствие, получает психическое перенапряжение и расстройство.

А в случае, если повышенные психологические нагрузки сопровождают хронические осложнения мочеиспускательной системы или гормональные дисфункции, то миновать острое протекание астении вряд ли удастся.

Еще возможными условиями появления осложнения у детей могут быть:

  • перенесенная гипоксия после рождения;
  • плохое питание;
  • перенесенные бактериальные или вирусные болезни, преодоление которых было осложнено нейротоксикозом;
  • слабая развитость нервной системы.

Появление психических расстройств, как в детском, так и в среднем возрасте рискует быть вызвано еще неокрепшей детской нервной системой или неполноценностью психических функций.

Вирусные инфекции, сопровождающиеся судорогами, потерей сознания и другими видами нейротоксикоза нередко бывают причиной анамнеза.

Симптомы появившегося заболевания проявляются в истериках, зачастую беспричинном плаче, необъяснимых капризах малыша.

На появление астенического осложнения способно сильно повлиять место проживания. Например, на севере постоянная недостача солнечного света имеет отрицательное воздействие на развитие детской психики.

Общие характеристики заболевания

Церебральная астения — это комплексное заболевание, которое представляет собой психическое расстройство, относящееся к группе неврозов. Его развитие в детстве связывают с тем, что структуры ЦНС продолжают формироваться 6–7 лет после рождения ребенка. Малыш бурно реагирует на негативные происшествия, неудачи, воспринимает все близко к сердцу. Такое поведение детей и подростков часто списывают на малый возраст или юношеский максимализм.

Церебрастенический синдром диагностируется в знаковые периоды жизни, сопровождаемые переживаниями. Возможные причины неврозов у детей — смена учебного заведения или коллектива, период сдачи экзаменов, поступление в вуз и др.

Заболеванию подвержены мальчики и девочки дошкольного, школьного возрастов, а также подростки. Пики обострения приходятся на межсезонье — весну и осень, состояние отягощается и маскируется под ОРВИ или остальные болезни, сопровождаемые кашлем. Раздражители в определенном секторе мозга провоцируют покашливания.

Стадии астено-невротического синдрома

В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:

  1. Гипертоническая неврастения. На данной стадии у больного отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, эмоциональная впечатлительность, снижение эффективности выполнения умственного или физического труда, рассеянность, опоясывающая головная боль, проблемы со сном.
  2. Раздражительная слабость. Недуг переходит на вторую стадию в том случае, если больной игнорировал начальные признаки заболевания и не обратился за медицинской помощью. Данная стадия характеризуется тем, что свою раздражительность человек уже не может скрывать, его нервная система быстро истощается. Больной не может сконцентрироваться на стоящих перед ним производственных или учебных задачах из-за постоянной головной боли, слабости в теле. Человек чувствует себя разбитым с самого утра.
  3. Гипостеническая неврастения. Если на второй стадии не последовало обращения к врачу, недуг перерастает в 3 стадию. У больного появляется хроническая усталость, тоскливое настроение, апатия, сонливость. Появляются психосоматические нарушения: кожный зуд, выпадение волос, ломкость ногтей, боли в позвоночнике и суставах, снижение остроты слуха и зрения, обострение хронических заболеваний.

Что такое астено-невротический синдром у детей

Сразу следует сказать, что если в малыша с детства не было проявлений агрессии, невропатолога он не посещал, но признаки подобного поведения имеют место, то не стоит связывать их с особенностями характера и оставлять на самотек.

Это недуг, и довольно серьезный, который без адекватного лечения может очень сильно травмировать психику ребенка.

Недуг относится к одному из типов невроза, которому подвержены как взрослые, так и дети. У малышей оно проявляется особенным образом. Психическое нарушение проявляется у детей под видом сильной утомляемости, нервного истощения.


вегетососудистой дистонией

Что такое астено-невротический синдром

Сильные эмоции, с которыми трудно справиться самостоятельно, конфликты, чрезмерная реакция на раздражители, провоцируют тяжелые последствия.

Астено-невротический синдром – комплекс патологий, которые вызваны сильным нервным истощением.

Болезнь имеет такие названия:

  • астеноневроз;
  • синдром хронической усталости;
  • астения;
  • нервно-психическая слабость;
  • астенический синдром.

Снижение иммунитета, психологические травмы, сильные эмоции, физические и умственные перегрузки провоцируют такой механизм развития болезни:

  • Происходит перенапряжение нервных процессов в коре головного мозга.
  • Нарушается деятельность высших отделов центральной нервной системы.
  • Меняется баланс процессов торможения или возбуждения.
  • Развивается вегетативная дисфункция.
  • Возникают неадекватные реакции организма на внешние воздействия.

В чем опасность психопатологического расстройства

Астения при отсутствии лечения приводит к таким серьезным последствиям:

  • гормональные сбои у детей и взрослых;
  • эндокринные нарушения;
  • обострение патологий ЖКТ;
  • язва желудка;
  • инфаркт миокарда;
  • затяжные депрессии;
  • ипохондрия (беспокойство по поводу возникновения болезней);
  • острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • у переболевших детей нарушения во взрослой жизни репродуктивной функции;
  • склонности к суициду.

Симптомы и признаки неврастении

Астено-депрессивный синдром у детей и взрослых имеет схожую клиническую картину:

  • снижение иммунитета, приводящее к частым инфекциям и простудам;
  • быстрая утомляемость;
  • головная боль;
  • апатия;
  • отсутствие аппетита;
  • беспричинная смена настроения;
  • возбудимость;
  • слабость;
  • нарушения сна.

Проявления астеноневроза у взрослых

Мужчины и женщины при заболевании ощущают такие симптомы:

  • частая раздражительность;
  • быстрая утомляемость при работе;
  • панические атаки;
  • тревожное состояние;
  • бессонница;
  • безразличие к окружающим;
  • ночные пробуждения;
  • тахикардия;
  • колебания артериального давления;
  • нервозность.

Симптомы неврастении у мужчин проявляются в расстройстве функций мочеполовой системы – уменьшается либидо, снижается потенция. У женщин нарушается менструальный цикл. Кроме этого, наблюдаются такие признаки заболевания:

  • боли в сердце;
  • одышка;
  • сонливость днем;
  • нарушение дефекации;
  • сложность изложения мыслей;
  • цефалгический синдром (головные боли);
  • снижение умственных способностей;
  • трудность сделать вдох;
  • истощение.

Признаки патологии у детей

При заболевании у школьников наблюдают ухудшение успеваемости, нарушения памяти. Астено-невротический синдром у детей сопровождают такие признаки:

  • отказ от еды;
  • капризность;
  • плач без причины;
  • агрессия по отношению к детям или игрушкам;
  • чувствительность к яркому свету, громким звукам;
  • головная боль;
  • проблемы общения с ровесниками;
  • резкие смены настроения;
  • истерики;
  • частые простуды.

Диагностика астенического невроза у детей

Астенический невроз может проявляться у детей разными способами, поэтому диагностика этого состояния является сложной задачей. Однако, наличие определенных симптомов может указывать на наличие астенического невроза у ребенка.

  • Усталость и слабость — ребенок постоянно жалуется на усталость даже при минимальном физическом нагрузке, утром чувствует слабость и не может просыпаться;
  • Раздражительность — ребенок становится быстро раздражительным и нервным, может кричать и уходить в себя без видимой причины;
  • Затруднение в концентрации внимания — ребенок не может сосредоточиться на выполнении задач и даже на общении, склонен отвлекаться;
  • Снижение школьной успеваемости — астенический невроз может приводить к снижению способностей ребенка, а также к неудачам в учебе и перед экзаменами;
  • Беспокойство и тревожность — ребенок может начать беспокоиться и переживать из-за любой мелочи, становится более впечатлительным и эмоциональным.

Если родители заметили у своего ребенка подобные симптомы, то необходимо обратиться к психологу или педиатру для консультации и дальнейшего наблюдения. Диагностика астенического невроза может включать общее обследование, психологическое тестирование и наблюдение за ребенком на протяжении нескольких недель или месяцев.

Как правило, диагностика астенического невроза предполагает:
Оценку психического состоянияОценка уровня тревожности, наличия депрессии и других психических расстройств.
Обследование физического состоянияИсключение наличия любых заболеваний, которые могут вызвать астению или слабость.
Сбор анамнезаИзучение истории развития ребенка, а также сведений о заболеваниях и прочих факторах, которые могут повлиять на его психическое и физическое состояние.

Симптомы

Неврастению подразделяют на три формы. Каждая имеет специфические симптомы.

Гиперстеническая неврастения

Начальная стадия. Встречается наиболее часто. Основные признаки – раздражительность и возбудимость.

Симптомы:

  • перепады настроения;
  • потеря самообладания;
  • непереносимость громких звуков, скоплений людей;
  • снижение работоспособности;
  • быстрая утомляемость;
  • рассеянность;
  • невнимательность;
  • нарушения сна;
  • опоясывающие головные боли;
  • общая слабость;
  • ухудшение памяти.

Детей постоянно укачивает в транспорте. Малыши страдают от ночного недержания мочи.

Раздражительная слабость

Промежуточная стадия, для нее присуща следующая клиническая картина:

  • чрезмерная возбужденность;
  • раздражительность;
  • эмоциональное и физическое истощение;
  • непродолжительные по времени, но частые приступы злости;
  • слезливость;
  • несвойственная суетливость;
  • слишком бурная реакция на шумовые раздражители, яркий свет, резкие запахи;
  • неконтролируемые эмоции;
  • невнимательность и рассеянность;
  • проблемы с запоминанием;
  • преимущественно подавленное настроение;
  • вялость;
  • апатия;
  • расстройства сна;
  • ухудшение аппетита;
  • нарушение работы органов ЖКТ (повышенное газообразование, запоры, повышенная кислотность желудка, чувство тяжести в животе);
  • головные боли;
  • учащенное сердцебиение.

Гипостеническая неврастения

Последняя стадия. Главные показатели – слабость и истощение.

Проявления:

  • вялость;
  • апатия;
  • сонливость;
  • подавленность;
  • постоянная усталость;
  • плохое настроение;
  • тревожность;
  • грусть;
  • слезливость;
  • эмоциональная нестабильность;
  • мнительность;
  • нервный тик;
  • судороги;
  • перепады настроения.

Подростки бывают подвержены фобиям и паническим атакам. Маленькие дети страдают от страхов реже.

Особенности реабилитационного периода

Дети с АНС ведут себя неадекватно. Они постоянно капризничают и плачут, кричат на окружающих, обижают других детей. Малыши и подростки с этим расстройством часто закатывают беспричинные истерики, не слушаются родителей и педагогов, у них страдает успеваемость.

После проведения лечения маленьких пациентов не оставляют без внимания. Дети, столкнувшиеся с неврастенией, остаются в группе риска. Их шансы на повторное заболевание увеличиваются.

Грамотные терапевтические процедуры дают быстрый эффект, но прекращать лечение раньше, чем установит врач, нельзя. Беседы с психологом должны стать регулярными. Малышу или подростку необходимо найти хобби, не предусматривающее психическое и физическое перенапряжение. Цель реабилитации – полное устранение причин и последствий болезни.

Причины

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).

Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).

Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы

Симптомы неврастении у ребенка характеризуются достаточно большим количеством различных признаков.

Условно их можно разделить на проявления функционального нарушения работы вегетативной части нервной системы и коры головного мозга.

Симптомы церебральной астении со стороны вегетативной нервной системы

Проявления неврастении со стороны вегетативной нервной системы включают симптомы, которые могут маскировать заболевания внутренних органов, к ним относятся:

  • покалывание в области сердца, которые имеет максимальную выраженность на фоне умственных, эмоциональных нагрузок или стрессов;
  • учащение сокращений сердца свыше возрастной нормы (тахикардия);
  • повышенная потливость ребенка.

Иногда астенический синдром у детей может сопровождаться субфебрильной температурой тела (около +37,5º С), особенно, если нарушение работы центральной нервной системы было спровоцировано увеличением продукции гормонов щитовидной железы.

Проявления астенического синдрома со стороны коры головного мозга

Признаки неврастении у ребенка со стороны коры головного мозга включают в первую очередь психологические изменения, которые характеризуются такими симптомами:

  1. Повышенная утомляемость, которая проявляется в невозможности ребенка выполнять умственную работу.
  2. Неусидчивость, невозможность концентрации внимания – на фоне повышенной утомляемости ребенок остается подвижным, неусидчивым, он не может сконцентрироваться.
  3. Нарушение памяти, в первую очередь краткосрочной, которое часто бывает взаимосвязано с пониженной концентрацией внимания (ребенок не запоминает информацию, потому что не может сконцентрироваться).
  4. Изменение эмоционального фона ребенка, которое проявляется раздражительностью, вспыльчивостью, плаксивостью (особенно у маленьких детей).
  5. Плохой сон – ребенок может длительное время плохо засыпать, но затем утром его также сложно разбудить. Бывает ситуация наоборот – ребенок засыпает быстро, но может проснуться от малейшего шороха.
  6. Эмоциональная лабильность – перепады настроения в течение небольшого промежутка времени и без видимых предпосылок или причин.

В целом основными симптомами, которые требуют повышенного внимания родителей, являются гиперактивность ребенка, снижение концентрации внимания (рассеянность), непослушание. Появление таких проявлений требует обращения к врачу, так как может указывать на возможное развитие функциональных изменений в работе структур центральной нервной системы.

Лечение

Терапевтические мероприятия для лечения такого недуга, как церебрастенический синдром у детей, являются комплексными.

Они начинаются только после проведения диагностики причин развития функциональных нарушений работы центральной нервной системы ребенка, которые включают специальные психологические тесты для определения степени нарушений, методики инструментальной диагностики для выявления возможных заболеваний головного мозга или внутренних органов (рентгенография, компьютерная томография, электроэнцефалография, методики ультразвукового исследования). Терапевтические мероприятия включают общие рекомендации (режим), медикаментозное и психологическое лечение.

Факторы развития болезни

Среди наиболее частых причин неврозов детей выделяют:

  • кислородное голодание, которое кроха испытал в утробе матери или при родах;
  • наследственная предрасположенность: от матери или отца ребенок может унаследовать высокий уровень возбуждающих активных соединений, при участии которых происходит взаимодействие между нейроцитами (клетками головного мозга);
  • голодание головного мозга: если обменные процессы в мозге нарушены, ткани органа испытывают нехватку ценных веществ — вследствие этого происходит нарушение нервной системы и развивается невротическое расстройство;
  • заболевания, поражающие головной мозг и его оболочки;
  • травмы черепа: у маленьких мальчиков и девочек происходит активный рост мозгового вещества, кости черепа мягкие — даже незначительная травма может повлечь за собой детскую неврастению;
  • несбалансированный рацион: недостаток витаминов группы B в организме способствует появлению астенического невроза детей;
  • сильный испуг, потрясение;
  • длительное нервное перенапряжение: тяжелая обстановка в семье, конфликты с учителями могут вызвать невроз подростка;
  • болезни щитовидной железы: когда организм продуцирует избыточное количество гормонов, кора головного мозга крохи начинает работать в режиме повышенной активности, нервная система юного пациента не справляется с такой нагрузкой, и он становится раздражительным, плаксивым.

Описывая детские неврозы и причины их возникновения, медики также упоминают инфекционные недуги. Ослабить организм дошкольника и сделать его нервную систему уязвимой способны болезни печени и заболевания почек.

После травмы позвоночника часто происходит развитие неврозов у детей. Психическая нестабильность наблюдается у малышей, страдающих детским церебральным параличом.

Важным фактором, способным вызвать невроз, являются особенности темперамента. Жертвами психического расстройства становятся малыши-меланхолики.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы

Клинические симптомы астено-невротического синдрома у ребенка

Чтобы выявить астено-невротический синдром у ребенка, нужно обращать внимание на следующие клинические проявления:

  1. Частая утомляемость и капризность ребенка. При частом проявлении агрессии малыша невозможно успокоить. Он не желает делать то, что говорят родители;
  2. Ночное недержание (энурез) формируется у трети всех детей с данным заболеванием;
  3. Судороги, нервные тики, пошатывание головы, патологическое движения в суставах – все это симптомы астено-вегетативного синдрома;
  4. У школьников с патологией нарушен процесс запоминания информации, они трудно обучаются, подвергаются частым депрессиям;
  5. Раздражительность и способность впадать в истерику на «пустом месте»;
  6. Рассеянность и повышенная активность;
  7. При астено-невротическом синдроме ребенок способен причинять себе боль (бьются о стену или о пол головой).

Заключение

Нередко доктора сталкиваются с необходимостью устранять неврозы у детей дошкольного возраста. Эти психические нарушения могут возникнуть у малыша, перенесшего родовую травму или инфекцию. Среди главных причин неврозов у детей — чрезмерная требовательность родителей, конфликты с одноклассниками и педагогами. Чтобы ликвидировать симптомы недуга, неврологи назначают юным пациентам водолечение, электросон, а также транквилизаторы и ноотропные препараты. Для предотвращения невроза убирают причину страха

Для формирования адекватной самооценки важно, чтобы старшие члены семьи относились к нему доброжелательно

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий