Артикуляционные упражнения для звука Р

Как научить малыша говорить

Первые признаки речи возникают у малыша еще в возрасте 4 месяцев. Именно в этот период маленький ребенок начинает издавать звуки, которые принято называть гулением. Изначально они непродолжительные. Постепенно у ребенка появляется уверенность и он начинает издавать более продолжительные звуки. Конечно же, речь в этом возрасте лишена смысла. Это больше является признаком того, что малыш в прекрасном настроении.  Рекомендации и полезные советы для развития речи и что бы научить малыша говорить в этот период заключаются в следующем:

Чаще общайтесь с ребенком. Добивайтесь его ответа любым звуком или же смехом

Завладевайте вниманием малыша при помощи игрушек, произнося при этом четко их название

В восемь месяцев у ребенка начинают формироваться отдельные слоги. Это можно сравнить с лепетом. В этом возрасте дети уже способны подражать определенным звукам. Также малыш способен сделать интонацию своей речи более выразительной.

В этом возрасте дети произносят слова на разный лад, при этом ударение и интонация произвольно видоизменяется. Чтобы научить ребенка говорить, именно в этот период необходимо чаще общаться с ребенком, показывать ему игрушки и предметы, четко произносить их название, а также рассказывать про животных и объяснять различные действия. Все нужно делать четко и ясно, чтобы ребенок точно понял о чем вы говорите. Стоит побуждать малыша совершать определенные действия, например, открыть рот, подать игрушку. Не стоит заменять название предметов более упрощенными, так как это только замедляет развитие речи. Эти мелкие советы помогут вам научить ребенка правильно говорить слова и звуки со временем.

Совместные игры

Конечно, не стоит в этот период использовать те слова, которые сложны для восприятия. В полтора года малыш уже способен изъясняться словами. Его словарный запас в этом возрасте должен состоять, как минимум, из сорока слов. При этом основная нагрузка ложится на собеседника, так как он должен тщательно описывать окружающий мир, животных и предметы, применяя в своей речи глаголы, прилагательные и прочие части речи. Также следует указывать на взаимосвязь между отдельными частями речи, например: «Посмотри, котик играет с солнечным зайчиком». В этом возрасти наступает момент, когда необходимо обращаться к малышу уже с более сложными просьбами, например, попросите его принести ручку или открыть книгу малышку. В этот период следует сделать акцент на увеличение запаса слов у ребенка. К двухлетнему возрасту словарный запас малыша должен составлять не менее 300 слов. В три года малыш должен уже уметь использовать придаточные предложения. В этом возрасте необходимо стимулировать свое чадо к изменению окончаний отдельных слов, а также согласование их в предложении. Чтобы ребенок почувствовал уверенность, необходимо поощрять его стремление говорить. Перейдем к следующим советам как научить правильно говорить ребенка и произносить слово мама, папа и разные звуки такие как ш, л, р, ж.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата

Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык). Логопед проверяет речевое дыхание

Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие)

Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Рекомендации по автоматизации звука

Как только у ребенка получилось выговорить Р, начинайте его автоматизацию в слогах. Перед этим упражняйтесь в произнесении длинного раскатистого звука, пускай язык привыкнет к ощущению вибрации. Обычно закрепляют правильное произношение в прямых слогах (РА, РО, РУ), но в случае со звуком Р некоторым детям проще, когда он находится в твердой позиции, а не когда органы артикуляции занимают положение последующего гласного.

На этапе закрепления в слогах используйте слоговые дорожки, чистоговорки. Приступайте к закреплению в словах, только когда ребенок будет уверенно произносить Р в слогах. Предлагайте такие задания: придумывать слова на этот звук, называть все предметы, например, в комнате, в которых есть этот звук. Для тренировки правильного произношения во фразах подойдут короткие стихи, можно составлять фразы из предложенных слов, скороговорки.

Затем идет автоматизация в предложениях и связной речи. Ребенок может составлять рассказы по картинке, из предложенного списка слов. Взрослый может придумать сказку про звук Р и предложить ребенку ее пересказать. Параллельно нужно проводить работу над соотнесением звука с буквой: прописывайте букву Р, выкладывайте ее из подручных материалов.

В начале этапа автоматизации в заданиях речевой материал должен быть насыщен звуком Р. Органы артикуляции должны запомнить правильное положение при произношении, а ребенок фиксирует его правильное звучание в речи. Также в логопедических упражнениях на звук Р в самом начале закрепления взрослый произносит его вместе с ребенком, потом ребенок его повторяет. А потом логопед или родители просят его самостоятельно сказать. При подборе речевого материала не используйте слова с использованием мягкого варианта Р и звука Л и Л`. Речевой материал должен соответствовать детскому восприятию.

Почему возникают проблемы со звуком «р»

В норме «чистое» произнесение «р» наблюдается к 5-5,5 годам. Иногда можно встретить более раннее его становление — как правило, у детей, с которыми много и активно занимаются родители. Но чаще наблюдаются различные проблемы, как то: гортанное произнесение, замена «р» на «л» или «в», вибрирующий «р», изолированное произнесение (то есть отдельно ребенок рычит, но в словах «р» не выговаривает) и т. п. Причин тому несколько:

  1. Сниженный или, наоборот, чрезмерный тонус языка.
  2. Несформированность правильной дыхательной нагрузки во время говорения (слишком слабая воздушная струя при произнесении).
  3. Артикуляционная незрелость всех речевых мышц (щек, губ, языка, гортани).
  4. Короткая подъязычная уздечка.
  5. Нарушения произнесения других звуков (чаще всего шипящих и свистящих).

Артикуляционная гимнастика для постановки [р]

Веселые упражнения данного комплекса помогут вашему чаду усвоить требуемое положение артикуляционного аппарата для произнесения «рычащих» фонем.

  • «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрываем ротик. На выдохе шлепаем по распластанному языку губками, проговаривая «Пя-пя-пя». Затем зубками: «Тя-тя-тя».
  • «Блинчик». Наш язычок — широкий и плоский, как бабушкин блинчик. Кладем его на нижнюю губу и удерживаем, считая до десяти, обнажив верхние зубы.
  • «Качели». Кончиком языка по очереди тянемся то к носу, то к подбородку, как на качелях: вверх — вниз. Чтобы челюсти не двигались, можно их придержать ладошками.
  • «Маляр». Теперь язычок превращается в кисточку, и ею мы покрасим «потолок» во рту (нёбо). Растянули губы в улыбке, открыв рот, и начали «красить» язычком, двигая им назад – вперед.
  • «Чистим зубки». Открываем рот. Движениями языка вправо – влево «чистим» верхние зубы изнутри кончиком языка.
  • «Грибок». Открываем рот, улыбаемся. Теперь нужно присосать язычок к нёбу. Считаем до десяти, а потом щелкаем. Покажите, какой вы сорвали грибок (игрушку или картинку).
  • «Заводим моторчик». Делаем «Грибочек». Ставим палец (ватную палочку) под язычок, и, произнося «др-р-р-р», быстро вибрируем пальчиком. Ротик в улыбке. Чем сильнее дуем, тем громче звук.
  • «Гармошка». Покажите ребенку гармошку, а затем попробуйте изобразить ее губами. Улыбаясь, нужно разинуть рот. Присосав язычок к нёбу, начинаем открывать и закрывать рот («играть на гармошке»). Это хорошая тренировка для растягивания подъязычной связки.
  • «Лошадка». В течение минуты цокаем языком. Рот открыт, губы улыбаются.
  • «Дятел — барабанщик». Растянули губы в улыбку, приоткрыли рот, язычок поместили за верхние зубки. Быстро стучим языком на выдохе по нёбу со звуком «Д-д-д». Звук проговаривается с усилием, напрягаются не только мышцы языка, но и шейные, и даже плечевого пояса.

Заниматься с детьми нужно каждый день 3-4 раза по 3-5 минут, желательно сидя. За один раз выполнять не более трех упражнений, каждое необходимо повторить 5-7 раз. Задания со временем нужно усложнять, но постепенно.

Занятие первое

Осваиваем образование и произнесение звука «р» в слогах «ра», «ро, «ру», «ры». Такой вариант произношения «р» освоить маленьким детям проще всего, поэтому именно с его отработки начинаются упражнения и занятия для постановки согласного «р». От раскатистого «р-р-р»этот звук отличается тем, что во время его произношения кончик языка не вибрирует, а находится практически в неподвижном положении.

Подготовка

Как и любое другое логопедическое занятие, постановку «р» следует начинать с артикуляционной гимнастики и упражнений, которые подготовят губы и язык ребёнка.

«Непослушный язычок»

Это упражнение поможет научить ребёнка выкладывать широкий и расслабленный язычок на нижнюю губу. Покажите ребёнку, используя  собственный язык, как его можно превратить в «блинчик».

Выполнение: малыш, приоткрыв ротик, чуть выдвигает широкий «блинчик» языка за пределы ротового отверстия, а потом кладёт его в расслабленном состоянии на нижнюю губу.

Затем на лежащий язычок опускается верхняя губа ребёнка, и это движение повторяется несколько раз. Верхняя губка ребёнка как бы похлопывает «непослушный» язычок. Должен получиться следующий звук: «пя-пя-пя».

Важно: нужно следить, чтобы выполняя это упражнение, ребёнок выдыхал равномерно. Струя воздуха должна быть ровной и чётко направленной. Если этот момент вызывает трудности, то необходимо вспомнить упражнения, направленные на постановку правильного речевого дыхания

Если этот момент вызывает трудности, то необходимо вспомнить упражнения, направленные на постановку правильного речевого дыхания.

«Язычок-непоседа»

«Непослушный» язычок продолжает своё путешествие во рту и отправляется выше, соприкасаясь с верхней губкой.

Шаг 1. Приоткрыв рот, юный ученик приподнимает по-прежнему расслабленный, ненапряжённый язык. При этом он должен коснуться им, сохраняя такое положение, верхней губы.

Важно: откорректируйте расстояние между верхней и нижней губами малыша. Оно не должно быть большим, тогда упражнение не вызовет затруднений. Шаг 2. Теперь язычок направляется дальше, к той области нёба, которая ограничивается основанием верхних резцов

Необходимо показать, как язык покидает верхнюю губу, «проскальзывает» зубные резцы и оказывается за ними, чуть сместившись ближе к альвеолам. Зафиксируйте это положение речевого аппарата, оно будет исходным на занятиях по дальнейшей постановке согласного «р»

Шаг 2. Теперь язычок направляется дальше, к той области нёба, которая ограничивается основанием верхних резцов. Необходимо показать, как язык покидает верхнюю губу, «проскальзывает» зубные резцы и оказывается за ними, чуть сместившись ближе к альвеолам. Зафиксируйте это положение речевого аппарата, оно будет исходным на занятиях по дальнейшей постановке согласного «р».

По окончании упражнения язычок плавно скользит туда, откуда он начал своё «путешествие» – то есть укладывается широким «блинчиком» на нижнюю губу.

«Язычок жужжит»

Заключительная часть артикуляционной гимнастики, необходимой для успешного освоения ребёнком согласного звука «р».

Шаг 1. Язык поднимается, упираясь в нёбо в районе основания верхних резцов. Затем скользит по верхнему нёбу в сторону альвеол и останавливается. Зафиксируйте это положение.

Шаг 2. Ученик выдыхает в направлении ротового отверстия, при этом его язычок приобретает чуть вогнутую форму. В этом положении на выдохе попросите ребёнка произнести «з-з-з». Если все сделано правильно, то получившийся звук будет похож на «зжж».

Внимание: следите за тем, чтобы язык оставался широким, а рот не закрывался. Если ребёнок хорошо воспринимает визуальную информацию,то лучше делать эти упражнения перед зеркалом вместе со взрослым. Повторите последнее упражнение несколько раз

Нужно добиться лёгкой и непринуждённой артикуляции звука «зжж»

Повторите последнее упражнение несколько раз. Нужно добиться лёгкой и непринуждённой артикуляции звука «зжж».

Начинаем произносить «Р»

Шаг 1. Сделайте предыдущее упражнение, заставив язычок «зжужжать». Зафиксируйте его положение во рту, посмотрев в зеркало.

Шаг 2. Постепенно отодвигая на выдохе кончик языка в сторону альвеол, преобразовывайте полученный звук «зжжж» в «р», но не раскатистый «р-р-р», а «р» плавный, который образуется, если пропеть слог «р-ааа». Для того чтобы образовалось плавное сочетание «р-ааа» нужно усилить напор воздушной струи.

Все эти артикуляционные упражнения приводят к приобретению навыка выговаривания ребёнком плавного звука «р». Для подобного звукообразования не требуется вибрация кончика языка.

Освоение привычного всем, раскатистого «р-р-р», требует немного других упражнений и манипуляций, проводимых при помощи взрослых.

Автоматизация звука Р в слогах (ра, ро, ры, ру)

После получения изолированного звука, его введение в речь начинают с слогов. Если постановка была от опорного звука, то используют сочетания: дра, дро, дру и т.п. Для того чтобы детям было интересно это делать, произношение звуков совмещают с разными играми.

Предложите ребенку выкладывать фишки на каждый произнесенный слог либо прошагать его

Для развития слуховой памяти ребенка не только просят повторить слоги, но и запомнить их. Например, дается дорожка: дра-дра-дро-дра. Ее нужно повторить. Если ребенку сложно воспроизвести 4 слога, то их количество уменьшают до трех или двух.

Посмотрите видео с упражнениями для автоматизации звука Р:

Описание артикуляционных упражнений для звука «р»

Упражнения для постановки звука «р» у детей необходимо подбирать, исходя из того, какие мышцы ротовой полости и движения языка участвуют в произнесении этого звука. Если проанализировать, как мы проговариваем «р», то можно заметить, что основной упор делается на правильное касание языком нёба: кончик языка упирается в основания верхних передних зубов и вибрирует в выдыхаемой с силой воздушной струе.

Если у ребенка недостаточно выражен тонус ротовых мышц или, напротив, наблюдается чрезмерное напряжение щёк, губ, языка, необходимо подбирать упражнения, либо расслабляющие, либо укрепляющие мускулатуру рта

Важно поставить ребенку правильное дыхание, т. к. звук «р» очень сильный и требует активного выдоха

звук «р» очень сильный и требует активного выдоха.

Конкретный коррекционный маршрут зависит от причин, лежащих в основе трудностей произношения. Тем не менее, есть несколько общих логопедических упражнений на звук «р»:

«Грибок». Улыбнуться, обнажив зубы. Язык прижать плашмя к верхнему нёбу и широко открыть рот, не отрывая язык. Упражнение хорошо способствует растяжению подъязычной связки. Главное – стараться, чтобы язык оставался максимально прижатым к нёбу, должен наблюдаться эффект «присоски». В таком положении уздечка напоминает ножку гриба, а язык — шляпку. Выполнять упражнение не менее 10 секунд. Упражнение «Моторчик»

Звук «р» важно завести, т. е. ввести в речь ребенка

Для этого нужно обучить малыша правильной постановке языка в момент произнесения «р». При выполнении упражнения рот открыт, язык прижат к верхнему нёбу. Пальчиком или ватной палочкой нужно прижать язык в таком зафиксированном положении. Ребенок должен произнести звук «ж» или «д» (кому как легче), с силой выталкивая воздушную струю. Пальчиком при этом быстро водим под языком из стороны в сторону. Важно, чтобы язык при этом был напряжен, а кончик расслаблен и вибрировал. Такое положение ближе всего к естественному процессу произнесения звука «р». Артикуляционный аппарат привыкает к такой ситуации, появляется возможность сначала спровоцировать искусственно, а затем закрепить звук «р» в речи ребенка

ввести в речь ребенка. Для этого нужно обучить малыша правильной постановке языка в момент произнесения «р». При выполнении упражнения рот открыт, язык прижат к верхнему нёбу. Пальчиком или ватной палочкой нужно прижать язык в таком зафиксированном положении. Ребенок должен произнести звук «ж» или «д» (кому как легче), с силой выталкивая воздушную струю. Пальчиком при этом быстро водим под языком из стороны в сторону

Важно, чтобы язык при этом был напряжен, а кончик расслаблен и вибрировал. Такое положение ближе всего к естественному процессу произнесения звука «р»

Артикуляционный аппарат привыкает к такой ситуации, появляется возможность сначала спровоцировать искусственно, а затем закрепить звук «р» в речи ребенка.

Далее коррекционная работа строится на введении звука «р» в различные слоги (с постановкой звука в начале, в конце и в середине) и слова. Постепенно вводятся чистоговорки, скороговорки, т. е. происходит автоматизация звука «р» в упражнениях и играх.

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

«Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
«Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
«Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
«Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
«Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
«Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки

Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
«Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе

Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Комплекс гимнастики

Для облегчения восприятия упражнений, визуализации используют картинки. Есть готовые наборы разных авторов:

  • Нищевой;
  • Танцюры;
  • Волошиной;
  • Куликовской и других.

Каждая карточка сопровождается цветной картиной, пояснениями для взрослого и образцом выполнения.

Первое упражнение «Блинчик». Оно направлено на выработку широкого, расслабленного языка. Для его выполнения нужно широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу

Важно чтобы он был распластанным. Если ребенку тяжело это сделать, то его аккуратно прикусывают зубками со звуком «П». Массаж позволяет расслабить мышцы, снять напряжение

Массаж позволяет расслабить мышцы, снять напряжение.

«Заборчик» нужен для отработки улыбки, поднятия губ. Нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, удерживать положение. Необходимо делать так, чтобы оба зубных ряда было хорошо видно.

«Лошадка» — цокать языком. Широкая часть крепко приклеивается к нёбу, резко опускается, слышен характерный щелчок. Действия осуществляют при открытом рте, челюсти разомкнуты. Нижняя челюсть неподвижна!

«Грибок» — рот открыт, губы в улыбке, широкий язык плотно присасывается к нёбу, удерживается в таком положении.

«Вкусное варенье» — кончиком языка провести по верхней губе, словно облизывая ее. Движения делаются сверху вниз, по всей длине губы. Челюсть должна быть неподвижна! Для облегчения выполнения ребенку мажут губу медом, вареньем.

Для «Качелей» рот широко открывают, язык высовывают, поднимают вверх, вниз. Движения выполняют за счет языка.

«Конфета» — рот закрыт, губы сомкнуты, язык упирается в одну, другую щеку. С внешней стороны будут видны «холмики».

Обязательно отрабатывается «Дятел», «Пулемет». Для этого губы держат в улыбке, зубы разомкнуты, рот открыт. Кончик языка ударяет по альвеолам верхних зубов, ребенок произносит «Дддд» или «Тттт».

Для растягивания уздечки используют массаж. Кончик языка оборачивают салфеткой, удерживают, легко тянут, поднимают вверх, вниз. Нельзя доводить до острой боли. Под языком аккуратно массируют маленьким шариковым зондом, ватной палочкой.

После хирургического подрезания необходимо сразу начинать заниматься. Иначе появятся рубцы, которые ограничивают подвижность. Комплекс упражнений стандартный.

Как заинтересовать ребенка?

Чтобы занятия были эффективными, малютке должно быть интересно. Читаете книжку — комментируйте ее, изображайте героев сказок, по ходу повествования ненавязчиво вставляйте артикуляционные упражнения. Гуляя на улице, «покачайтесь язычком на качелях», проходите мимо стройки — станьте «малярами». Возьмите себе за правило чистить зубы не только щеткой, но и языком.

Существует определенная последовательность в разучивании комплекса артикуляционной гимнастики. Для начала вы в игровой форме рассказываете об упражнении, привлекая игрушки (гармошку, лошадку, грибок), картинки. Заодно покажите буквы. Чтобы у малыша загорелись от восторга глазки, понадобится ваше актерское мастерство. Важны интонация голоса взрослого и эмоциональный настрой. Вы скучаете — ваш отпрыск тоже.

Рассказали — покажите упражнение сами, да не просто так, а с восторгом. Гарантируем, что с таким же упоением малыш будет повторять за вами. Когда ребенок старается сделать все сам, следите за правильностью выполнения: если требуется, помогите чаду удерживать язык, «заводить моторчик», используя соску, чайную ложку или шпатель.

Ваше золотце любит варенье? Намажьте сладким верхнюю губу; дети с удовольствием слизывают его, при этом фиксируя нужное положение языка. Фантазируйте. Если в доме живут питомцы, привлекайте их. Облизнитесь, как Барсик. У кого получится лучше? Чей язык длиннее — Рекса или Дашеньки?

Используйте музыку, комбинируйте артикуляционную гимнастику для постановки звуков с движениями рук, тела. Полезны игры с водой — дуть через коктейльную трубочку в стакан с водой, пускать мыльные пузыри, сдувать легкие предметы — перышки, ватные шарики, кусочки бумаги. Можно задуть горящую свечку — на медленном выдохе, постепенно отдаляя свечку от ребенка.

Комплекс упражнений (описание)

Ниже описаны наиболее эффективные артикуляционные упражнения для правильного произношения буквы Р. Они способствуют «созреванию» звука и разогревают язык, губы и челюсть перед занятиями.

Упражнение «Лошадка»

Целью этого упражнения является укрепление мышц языка и выработка подъема его наверх. При этом нужно улыбнуться, показать зубы, пощелкать языком, издавая звуки цокота копыт. Упражнение нужно начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. При этом нужно двигать только языком, оставляя челюсть неподвижной.

«Конфетка»

В роли конфеты здесь выступает язык. Необходимо упереть его в щеку, а снаружи надавить на него рукой, стараясь вернуть на место. Это простой метод поможет улучшить кровообращение в артикуляционном аппарате, укрепить мышцы, а также улучшит настроение ребенка.

«Грибок»

“Грибок” выполняется для растягивания подъязычной уздечки и выработки подъема языка. Упражнение проводится следующим образом:

  1. Необходимо широко улыбнуться, показав зубы, прижать язык всей полостью к небу.
  2. Рот должен быть широко открыт, а губы должны находиться в положении улыбки в течение всего упражнения.
  3. Боковые части языка должны быть прижаты в одинаковой мере, то есть они не должны опускаться.

Упражнение называется «грибок», так как язык напоминает шляпку гриба, а растянутая уздечка – его ножку. Повторяя упражнение нельзя забывать о широкой улыбке.

«Гармошка»

Цель “гармошки” заключается в укреплении различных мышц языка. Для этого необходимо растянуть губы в улыбке, прикрепить язык к верхнему небу. Затем, не отпуская язык, нужно закрывать и открывать рот, оставляя губы в улыбке

Важно, что при открытии рта губы нужно держать неподвижно. При открытии и закрытии рта нужно удерживать его на счет 3-4

Также нужно проследить, чтобы язык не провисал при открытии рта.

«Косточка»

Это упражнение простое. Для роли косточки можно использовать какую-либо палочку, например, счетную. Ее необходимо поместить за верхними резцами и прижать языком. Палочку нужно зафиксировать в таком положении и держать 15-20 секунд. После этого «косточку» нужно разместить на нижних зубах и также удержать языком около 15 секунд. Выполняя упражнение нельзя забывать об открытом рте.

«Маляр»

При этом упражнении отрабатываются подвижность языка и его движения вверх. При этом нужно открыть рот и улыбнуться. Языком надо провести по небу, совершая движения вперед-назад. Необходимо следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а кончик языка доходил до внутренней части верхних резцов. При этом язык должен проталкиваться вперед, но не высовываться наружу.

«Барабанщик»

Это упражнение направлено на выработку подъема языка и укрепление его мышц. Кроме того, оно научит напрягать кончик языка. Для этого надо открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка нужно постучать по верхним альвеолам, при этом несколько раз произнося английский звук Д. Упражнение стоит проводить медленно, постепенно ускоряя темп. Не стоит забывать об улыбке и открытом рте во время упражнения. Челюсть также необходимо держать неподвижно, а двигать только языком. При этом английский звук Д должен выходить четким, не размазанным.

 Перечисленные упражнения помогают улучшить произношение Р и исправить другие логопедические дефекты. 

Артикуляционную гимнастику по исправлению произношения можно проводить самостоятельно или под наблюдением специалиста. Звук Р – один из самых сложных для постановки, поэтому артикуляционную гимнастику для него стоит проводить регулярно. Занятия по произношению звука Р поможет ребенку обрести уверенность, сделает его речь более четкой и понятной.

Постановка звука «р» с помощью игр, картинок и других развлекательных средств

Поскольку с дефектами произношения сталкиваются дети-дошкольники, возникает необходимость построить коррекционные и развивающие занятия таким образом, чтобы ребенку было интересно и несложно выполнять артикуляционные упражнения. Надеяться на произвольную работу в таком возрасте еще не приходится, поэтому занятия советуют проводить в виде игр.

Как это лучше сделать, зависит от возраста, пола и предпочтений ребенка. На нашем сайте есть описание множества конкретных методик, в частности, упражнения артикуляционной гимнастики для звука «р» в картинках. Здесь мы лишь приведем общие рекомендации по работе с детьми.

Дыхательные упражнения для звука «р» можно организовать в соревновательном ключе (кто быстрее/дальше/больше надует мыльных пузырей, загонит ватных мячиков в «ворота» и т. п.).
Для развития дыхания можно и нужно использовать свистки, дудочки, трещотки: так ребенку проще оценить эффективность выполнения упражнения, да и со звуковым сопровождением играть всегда веселее.
Имитацию звуков животных лучше сопровождать взаимодействием с игрушкой (та же лошадка, тигренок и пр.) или рассматриванием картинки с изображением зверя.
Каждое упражнение имеет свое, понятное ребенку название

Важно объяснить, почему упражнение так называется, таким образом, мы стимулируем воображение ребенка, ему становится интересно, как это «грибок» может вырасти во рту, как можно пальчиком «завести мотор» и т. п.

Развитие мышц лица

Для правильного произношения важно развитие всех двигательных мышц лица. Для этого детей учат строить разные рожицы

Их просят улыбаться, смеяться, грустить, хмуриться. Полезно учить их подмигивать, ухмыляться и удивленно поднимать брови.

Любые изменения в лице помогают не только учить разные эмоциональные состояния, но и развивать тонкие движения мышц лица. Можно предложить ребенку освоить приемы самомассажа. Для этого пальцами рук проводят проглаживающие движения от середины лба к вискам, от носа к ушам, от подбородка к шее.

Для того, чтобы он научился дышать полной грудью, используют следующее упражнение. Ребенка кладут на спину. На его живот ставят небольшую легкую игрушку и предлагают покатать ее. Для этого нужно надуть живот медленно, чтобы он был как мячик, а потом выдохнул.

Хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий