Как выполняется артикуляционная гимнастика для детей 3—7 лет

Артикуляционная гимнастика

«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».   К.С. Станиславский.

АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.

В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.

К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.

Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.

Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.

Наш организм – это совершенная система, в которой  психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.

Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части.  Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:

  • нижней челюсти;
  • губ;
  • языка.

Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
  • Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
  • Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
  • Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
  • Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось  ваше лицо полностью.  Далее зрительный контроль можно устранить.
  • Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
  • Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
  • Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
  • Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.

Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.

Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Советы родителям

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут; выполняется стоя или сидя с обязательным соблюдением осанки.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз.
  • Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться,
  • другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является специально разработанной логопедами методикой, предназначенной для коррекции произношения у детей. Она включает в себя курс упражнений, помогающий поставить правильное произношение звуков. Еще она имеет название «логопедическая зарядка». Она нужна в случае не правильного функционирования артикуляционных органов, если они недостаточно сильны и недостаточна амплитуда движений, при не правильном положении языка и губ при произношении звука или слога.

Ребенок при этом:

  • неправильно или нечетко произносит звук;
  • не произносит нужный звук и заменяет его другим;
  • изменяет порядок букв и слогов.

Поскольку качество произношения является одним из важнейших факторов общего развития, то целесообразно уделить этой проблеме особое внимание. Обычно дети в возрасте 2-3 года хорошо произносят простейшие глухие и звонкие согласные, такие как К, Г, Х, Н, Д, Г и гласный звук О

В 3-4 года это уже С, Й, Л и гласный звук Э.

Речевой аппарат и мышцы человека требуют для своего развития нагрузок. Ребенку сложно без тренировки правильно произносить гласные и согласные звуки.

Примеры конспектов занятий

Конспект занятия включает в себя:

  • Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
  • Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
  • Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
  • Цели и задачи комплекса.
  • Ход занятия с таймингом:

Организационный момент – 30 секунд;

Упражнение «улыбка» – 30с;

«Хоботок» – 30с;

Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;

Упражнение «шарик» – 20с;

«Шарик сдулся» – 20с;

Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;

Упражнение «лопатка» – 1 мин

«Наказать непослушный язычок» — 30с;

«Маляр» — 1 мин

«Чашечка» — 30с

Подведение итогов – 1 мин

  • Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
  • Используемая при составлении плана методическая литература.

Например, история про кота Рыжика:

  • Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
  • Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
  • Маятник – «Потянулся влево, вправо»
  • Варенье – «Съел варенье из кармана»
  • Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»

Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной. Особенность их — наглядное оформление материала. Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.

Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей. Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка

Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.

Пример занятия ребенка

Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.

*Цены актуальны на 3.05.2019

Артикуляционная гимнастика для сложных звуков

При произнесении сложных звуков, язык, гортань, небо, поддается вибрации. При недостаточном развитии мышц и связок, у ребенка не получится произнести букву «р». Исправить этот недостаток или ускорить процесс правильного произношения можно при помощи определенных упражнений, которые мы рассмотрим ниже.

Недостаточное развитие подъязычной связки, напряжение или, наоборот, ослабление приводит к упрямству языка и, как следствие, дефекту произношения. Двух разовый ежедневный подход к упражнениям поможет выровнять речевую проблему.

Упражнение «Вкусно» или «Вкусное варенье». Выполняется с высоко поднятым широким языком и выступающим за верхнюю губу. Кончик языка должен тянуться к носу. В напряжение проделывается 15 секунд;

Упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом, язык напряжен и касается поочередно верхнего ряда зубов, затем нижнего. Выполняется в течение 15 секунд;

Упражнение «Чашечка».  Подходит для развития артикуляционной деятельности, в этот момент укрепляются связки языка, которые способствуют усилению вибрации.

Веселая артикуляционная гимнастика (Нищева Н.)

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка»

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Учимся делать упражнение «Хоботок»

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок»

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка»

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

Методика для дошкольников разного возраста

Методика проведения артикуляционной гимнастики зависит от возраста дошкольника. Так, до года тренировка сводится к игре в зеркало (когда сначала мама повторяет за малышом, потом малыш за мамой).

В 2—3 года можно начинать полноценные занятия, но ставить звуки еще рано, основная цель — развитие слуховой внимательности, контроль выдоха ртом, ознакомление с высотой и силой голоса, тренировка точности произнесения звукоподражательных сочетаний («ко-ко», «мяу-мяу»).

Рекомендуемые упражнения:

  • «Шарик» — надуть и сдуть щеки одновременно и по очереди;
  • «Ворота» — на 5—7 секунд широко открыть рот;
  • «Домик» — открыть ротик, показать и спрятать язык;
  • «Угадай-ка» — опускайте чайную ложечку то в горячую (но не обжигающую), то в холодную воду и дотрагивайтесь ей до язычка ребенка, он с закрытыми глазками должен угадать в какой воде была ложечка.

В 4—5 лет занятия проводятся с целью закрепления старых понятий и введения новых, например, верхние и нижние зубки, узкий и широкий язычок, бугорки за зубками. Рекомендуемые упражнения:

  • «Почистим зубки» — ротик широко открыт, губки сложены в улыбку, двигая язычком влево-вправо, малыш как бы чистит зубки изнутри (остальные органы остаются неподвижными, работает исключительно язык);
  • «Иголка» — открывая ротик, ребенок выдвигает язычок вперед, делая его как можно более узким;
  • «Парус» — губки сложены в улыбку, ротик широко открыт, кончик язычка упирается в бугорок за зубами, дошкольник должен удержать такое положение.

В 6—7 лет выполнение упражнений становится автоматическим. К такому возрасту патологии произношения хорошо заметны и понятно, что необходимо исправить. Упражнения подбираются для каждого дошкольника в индивидуальном порядке. Особое значение приобретает развитие фонематического слуха, так как ребенок, плохо различающий звуки на слух, не сможет их правильно писать.

Рекомендуемые упражнения:

  • «Замени звук» — взрослый произносит слово, а дошкольник меняет в нем одну букву, к примеру, «писк—риск», «лес—вес», «лак—бак»;
  • «Хлопни в ладошки» — когда ребенок слышит определенный звук (оговоренный со взрослым заранее), он хлопает в ладошки.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

Разминка

Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо размяться:

сделать упражнения на дыхание;

Так ребенок учится распределять дыхание при произношении слов и предложений. 

разработать речевой аппарат;

«Свеча». 

Ребенок представляет, что перед ним — торт с горящими свечами. Первая свеча до пяти секунд, вторая — до семи, а третья — до десяти и с голосовым сопровождением. Воздух не должен закончиться раньше времени. 

Важно поставить губы трубочкой при выдохе. 

«Иголочка». 

Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, затем вторую языком. Во время прокола воздух выходит изо рта медленно и постепенно. Упражнение выполняется под счет.

Разминка не должна длиться дольше 15 минут.

Артикуляционные упражнения

Каждый день нужно добавлять по одному новому упражнению для поддержания у ребенка интереса. Ниже — примеры самых популярных упражнений для детей двух-трех лет.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:

  • позевывание;
  • полоскание горла;
  • резкое, отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ;
  • покашливание.

Упражнения для нижней челюсти:

  • открывание и раскрывание рта, причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого;
  • жевательные движения;
  • движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек:

  • надувание щек: обеих одновременно и попеременно;
  • перегонка воды из одной щеки в другую;
  • втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для мышц шеи, гортани. Выполняются с закрытым ртом:

  • опускание головы вниз;
  • запрокидывание головы;
  • поворот головы вправо-влево;
  • наклоны головы вправо-влево;
  • руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
  • сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Упражнения для губ и языка:

  • «Улыбка» — улыбнуться, разомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Заборчик» — улыбнуться, сомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Трубочка» — рот приоткрыть, боковые края языка загнуть вверх. Язык приобретает форму трубочки, задержаться в этом положении. 
  • «Бублик» — сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Лопатка» — открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Чашечка» — широко раскрыть рот, высунуть язык вперед и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Часики» — улыбнуться, вытянуть язык вперед, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
  • «Качели» — широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10 раз.
  • «Индюк» — открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, произнося «бл-бл-бл». Нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Горка» — широко открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть язык. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Маляр» — открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по небу вперед — назад, начиная от верхних резцов до мягкого неба. Повторить 5-10 раз.
  • «Грибочек» — улыбнуться, придавить язык к небу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Конфета» — рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
  • «Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10 раз.
  • «Барабанщик» — приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук . Повторить 10-15 раз.

Что такое артикуляционная гимнастика?

В логопедической практике артикуляцией называют способность произносить звуки раздельно. Чёткость звучания напрямую зависит от развития артикуляционного аппарата. Наибольшее влияние на произношение оказывает постановка губ, языка и щёк. Детям необходимо развивать речевой аппарат, выполняя набор специальных упражнений.

Гимнастика для развития речи выполняется в игровой форме. Ребёнка располагают перед зеркалом и обучают простым и забавным упражнениями, помогающим лучше контролировать движения языка, щёк и губ. Взрослый на собственном примере показывает правильный вариант выполнения каждого упражнения, а ребёнок их старательно повторяет. Занятия с малышами в возрасте 2-3 лет длятся 7-10 минут, а с детьми 3-4 лет – около 20 минут в день.

Логопедическая гимнастика не требует особых условий. Через несколько месяцев работы от зеркала можно будет отказаться и выполнять упражнения «на ходу», с пользой коротая время в пробках, длинных очередях, на детской площадке.

Детские психологи считают, что артикуляционная гимнастика помогает не только в исправлении дикции, но и в укреплении семейных отношений

Родители становятся для ребёнка прямым примером для подражания и обучают навыку, крайне важному для адаптации в социуме. Научить малыша правильно говорить, значит заложить фундамент для успешного будущего

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является специально разработанной логопедами методикой, предназначенной для коррекции произношения у детей. Она включает в себя курс упражнений, помогающий поставить правильное произношение звуков. Еще она имеет название «логопедическая зарядка». Она нужна в случае не правильного функционирования артикуляционных органов, если они недостаточно сильны и недостаточна амплитуда движений, при не правильном положении языка и губ при произношении звука или слога.

Ребенок при этом:

  • неправильно или нечетко произносит звук;
  • не произносит нужный звук и заменяет его другим;
  • изменяет порядок букв и слогов.

Поскольку качество произношения является одним из важнейших факторов общего развития, то целесообразно уделить этой проблеме особое внимание. Обычно дети в возрасте 2-3 года хорошо произносят простейшие глухие и звонкие согласные, такие как К, Г, Х, Н, Д, Г и гласный звук О. В 3-4 года это уже С, Й, Л и гласный звук Э

В 3-4 года это уже С, Й, Л и гласный звук Э.

Речевой аппарат и мышцы человека требуют для своего развития нагрузок. Ребенку сложно без тренировки правильно произносить гласные и согласные звуки.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)

Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры

Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий