Для безболезненной адаптации важен не столько возраст, сколько навыки и режим
В большинстве случаев детки после 2 лет уже начинают посещать дошкольное учреждение. Однако возраст — это далеко не единственный критерий определения готовности крохи к новым условиям. Гораздо легче пройдёт процесс адаптации, если малыш:
- имеет элементарные навыки самостоятельности:
- может держать ложку,
- может занять себя игрушкой и играть какое-то время без участия взрослых;
- может достаточно длительный период пребывать без матери (3–4 часа);
- легко переживает расставание с ней;
- имеет навыки гигиены и самообслуживания (просится на горшок, сам моет ручки);
- умеет говорить на минимальном уровне (отвечает на вопросы «да», «нет», произносит своё имя);
- имеет режим сна и бодрствования, подходящий под правила дошкольного учреждения.
Отказаться от раннего посещения детского сада стоит в том случае, если малыш достаточно часто болеет (минимум один раз в месяц). Врождённые недуги, а также особая диета могут стать поводом для того, чтобы оставить малыша на домашнем воспитании до школы.
Нередко можно услышать такой термин, как «несадиковый ребёнок». Чаще всего его применяют мамы, дети у которых плохо переживают период адаптации. На самом деле малышей, которые не смогли бы привыкнуть к новым условиям, не существует. Правильное поведение родителей и воспитателей поможет малышу приспособиться. «Несадиковыми» некоторые дети могут быть только по ряду физических причин (отставание в развитии, инвалидность, хронические заболевания).
Адаптация к детскому саду и новый режим дома
Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.
Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива. Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.
Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться. Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям
Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше
Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период
Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями
В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат. Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.
Учитывая все факторы адаптации, о которых говорилось выше, становится понятно, что работа full-time — не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. Лучше отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся силы, чтобы помочь малышу справиться со всеми сложностями.
Подготовка ребенка к детскому садику
По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.
Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:
Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься
На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы
В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.
Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
Соблюдение режима
Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели
Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.
И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.
Этапы физиологического и психологического приспособления к новым условиям и правилам
Попадая в новые условия, малыш должен перестроиться не только эмоционально, но и физически. Маленький организм приспосабливается к новой окружающей среде. Физиологическая адаптация делится на следующие этапы:
- Острая адаптация. В это период маленький организм болезненно реагирует на новую обстановку. В напряжении находятся все жизненно важные системы. В результате многие дети в этот период заболевают.
- Неустойчивое приспособление. Организм ещё ослаблен, но уже нормально реагирует на окружающие условия.
- Устойчивое приспособление. Организм ребёнка возвращается к такому же состоянию, как и до первого посещения детского сада.
В период острой адаптации часто происходит снижение иммунитета и малыш может заболеть
Чем крепче иммунная система крохи, тем легче удастся пережить приспособление к новым условиям. При этом возраст ребёнка значения не имеет. Дети, которые регулярно проводят время на свежем воздухе, полноценно питаются и общаются со сверстниками, часто начинают адаптацию в дошкольном учреждении сразу со второго этапа.
Важной является также психологическая адаптация, которая подразумевает приспособление ребёнка к требованиям, существующем в новом коллективе. Процесс будет включать:
- привыкание к распорядку дня;
- налаживание контакта с воспитателями и детским коллективом;
- принятие новых «коллективных» правил.
Большинство детей в первые дни ведут себя настороженно, не хотят играть с одногруппниками и общаться с воспитателями. Но проходит совсем немного времени, и малыш уже чувствует себя как дома.
Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»
Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик
В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным
Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова
Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.
Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия
Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
Чего не надо делать в период адаптации к детскому саду?
- Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
- Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
- Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
- Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
- Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
- Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).
Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность, можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…
Важнее всего — прислушиваться, и не оставлять без внимания жалобы ребенка. Возможно, адаптация длится слишком долго или кажется такой трудной, потому что малышу действительно не комфортно, возник конфликт. Ребенку станет проще, когда он поймет, что находится под маминой зашитой, и его не обидят!
- Стихи для детей про детский сад
- Погодки: детский сад
Почему ребёнку нужно ходить в детский сад
Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.
В группе ребёнок не только учится общаться с другими детьми, но и привыкает к самостоятельности
Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:
ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми
И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша
Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.
В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.
Очень часто именно в саду у ребёнка проявляется хороший аппетит, а родители не могту нарадоваться, ведь раньше их малыша нельзя было заставить нормально поесть
Что делать, если ребенок плачет в садике?
Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.
Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:
Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
Разговаривать с ребенком
Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом
Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.
Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.
Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.
Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?
В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.
Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.
Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок
Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду
Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.
Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя
Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна
Что стоит делать, чтобы облегчить адаптацию?
Постепенно приучайте свое чадо к садику. Вначале придите познакомиться, посмотрите группу и шкафчик. Поиграйте на площадке. Каждый день узнавайте, как он провел свой день. Постепенно вы оба привыкните, и малыш будет рассказывать все больше и подробнее. Что делал, что кушал, с кем играл и т. п. Поощряйте за хорошее поведение, но не покупайте походы в сад. Иначе впоследствии это послужит поводом для шантажа. «Пойду, если купишь что-то».
Проиграйте ситуации, которые возникают в группе. Предложите, как можно реагировать на то или иное действие. Так будет легче адаптироваться, и он будет знать, как поступить в той или иной ситуации. Разрешите взять из дома любимую игрушку, пусть она напоминает ему дом. По выходным не нарушайте детсадовский режим. Учите делиться, взаимодействовать с детьми.
Если вы видите, что тревожность повысилась сильно, ребенок вздрагивает и плохо спит по ночам, или все это еще сопровождается рвотой и поносом — нужно срочно выяснять причину такой реакции.
Как уговорить идти в садик
Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы — плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.
Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.
Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе — все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.
Заведите друга. Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.
Как родители могут облегчить жизнь малышу?
1. Сначала родители должны быть сами уверены в том, что садик – это необходимость. Нельзя винить себя за то, что пришлось отдать ребеночка в это учреждение. Так надо, и с этим ничего не сделаешь. Когда родители до этого дойдут, они смогут передать эту уверенность и своему ребенку.
2. Необходимо рассказать воспитателю все то, что он должен знать о малыше. Ему будет легче найти общий язык с ребенком.
3. Нельзя оставлять малыша в саду сразу на целый день. Время пребывания увеличивать надо медленно. Здесь родители должны следить за состоянием своего чада, чтобы понять то, какое время нахождения в саду для ребенка в этот момент является оптимальным.
4. Оставляя детей в садике, родители должны вести себя твердо. Не надо долгих прощаний, от этого малышу будет намного хуже.
5. Когда расстаться с мамочкой ребенок не в силах, то можно попробовать другой вариант. Пусть малыша отводит в сад отец или кто-то из близких людей.
6. Ребенку будет легче находиться в группе, если он возьмет из дома игрушку, которая ему дорога.
7. Малыша необходимо как-то мотивировать на поход в садик. К примеру, в группе есть аквариум. Можно сказать малышу, что рыбки будут скучать по нему, когда его не увидят, и так далее. Родителям нужно проявить фантазию.
8. Когда идет привыкание малыша к саду, то нельзя делать перерыв. Конечно, есть исключение, если ребенок вдруг заболел. А так не надо идти на поводу. Ему потом будет еще сложнее.
9. Обязательно надо сказать малышу о том, что мамочка и папочка им очень гордятся, что он у них стал совсем взрослым и очень самостоятельным ребенком. Вашему чаду будет приятно это слышать, особенно если родители будут хвалить его при ком-то еще.
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
Будет хорошо, если ребенок сможет выбрать себе обновки к детскому саду, получит небольшой подарок, если в сад разрешено принести игрушку. Ребенку будет интересно показать обновки сверстником. Пусть первый день в саду станет праздником.
Поговорите с воспитателем и расскажите об особенностях характера ребенка, ничего не утаивая. Зная обо всех возможных трудностях, воспитателю будет легче помочь в адаптации.
В первый день старайтесь не отходить далеко, скажите своему крохе, что вы будете рядом и скоро придете за ним
Важно выполнять обещания и не обманывать. Если вы скажете, что в саду придется побыть совсем недолго, а, на самом деле, предстоит большой срок, малыш потеряет доверие и испугается.
Маленьким детям тяжело ориентироваться во времени, поэтому лучше описывать сроки вашего прихода событиями — «ты поиграешь, поспишь, поешь, а потом я сразу за тобой приду».
Вы можете заранее узнать распорядок дня в саду и перестроить под него ваше расписание
Так ребенку будет легче привыкнуть к распорядку дневного сна. Оставлять малыша на полный день раньше, чем он начнет хорошо спать в саду, не рекомендуется. Усталость не позволит выдержать нагрузки.
Увеличивать время пребывания в саду лучше постепенно, по получасу в день.
Приучайте ребенка к самостоятельности. Чем раньше он начнет самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и туалет, тем проще ему будет привыкнуть к образу жизни в детском саду.
В период адаптации не стоит загружать ребенка дополнительными кружками и секциями. Проведите время после сада вместе, за спокойной прогулкой или тихими играми. Важно не перегрузить нервную систему ребенка.
Ход игры:
Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:
«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.
Игра «Пирамида»
Цель: закрепление материала мастер-класса,определение, что нового почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры с детьми дома.
Ход: родители, психолог стоят в кругу, протягивает руку и говорит, что важного она почерпнула из данного семинара-практикума сегодня. Родители по очереди кладут свою руку сверху и сообщают, что важного для себя они почерпнули из данного мастер-класса
Уважаемые родители! Давайте вспомним, о чем мы говорили на сегодняшней встрече (психолог систематизирует ответы родителей, раздает памятки) И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!
Приложение. Советы родителям на период адаптации детей к ДОУ
• В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
• Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада
• В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.
• Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
• Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
• На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизора, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
• Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
• Будьте терпимее к его капризам.
• Выполняйте советы и рекомендации воспитателя.
• Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.
Использованная литература:
1. Загик Л. В. Воспитателю о работе с семьей. М. Просвещение,1989г.
2. Новицкая Н. Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры, 1999г.
3. Приглашает детский сад. Москва. ЛИНКА-ПРЕСС, 2002г.
4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М. 1972г.
…и истерикам
«Самое страшное для ребенка — это потеря значимого взрослого, которым является родитель. И чем младше ребенок, тем больше он зависит от него, ведь взрослый — это гарантия жизни ребенка, залог его безопасности и уверенности в том, что он любим, принят и защищен, — объясняет Екатерина Левина. — И когда мама прощается с малышом в раздевалке, ему может быть очень страшно, особенно если в его жизни был опыт покидания. Отсюда и вопросы: “А ты за мной приедешь? А точно придешь?”. В момент, когда это происходит, поверьте, что для ребенка ваш уход — это сильное переживание
И важно поддержать малыша, не обесценивая его чувства»
Но несмотря на все это, помните, что все скандалы малыш закатывает для родителей, а с воспитателями в группе этого почти не бывает. «Конечно, любой маме трудно видеть плачущим своего ребенка, и тем более оставлять его одного в таком состоянии. Но если потакать ему, то эти слезы не кончатся никогда. — уверяет Елизавета Тюрина. — Более того, и это проверено не на одном десятке детей, стоит уйти маме бьющегося в истерике ребенка, и через полторы минуты он совершенно спокоен и занимается в группе своими делами».
Совершенно не обязательно ваш ребенок будет с трудом вставать по утрам, упираться по дороге в садик, устраивать вам скандалы в раздевалке и страдать от тяжелого адаптационного периода — возможно, он с радостью воспримет эти изменения в его жизни
Но родителям важно быть готовым к тому, что это очень вероятный сценарий. Вот несколько советов тем, у кого адаптация проходит тяжело:. Будьте внутренне уверены в том, что это необходимо
«Если родитель твердо знает, что ему нужно уходить, ребенку будет легче смириться с расставанием. А если родитель тревожится, то метаться будет и ребенок», — уверена Екатерина Левина. Объясните малышу, что вам необходимо уйти, но вы обязательно вернетесь за ним. Уверенности вам несомненно прибавит и осознание того, что вы оставляете своего ребенка в надежных и заботливых руках.
Будьте внутренне уверены в том, что это необходимо. «Если родитель твердо знает, что ему нужно уходить, ребенку будет легче смириться с расставанием. А если родитель тревожится, то метаться будет и ребенок», — уверена Екатерина Левина. Объясните малышу, что вам необходимо уйти, но вы обязательно вернетесь за ним. Уверенности вам несомненно прибавит и осознание того, что вы оставляете своего ребенка в надежных и заботливых руках.
Помните про кризис 3-х лет. О том, что это такое, вы можете подробнее прочитать здесь. Часто ребенок отправляется в сад в самый разгар кризиса трех лет, и этот факт может усложнить и затянуть период адаптации малыша к саду.
Позвольте ребенку грустить. Ребенок имеет право на свои чувства. «Вместо того, чтобы ругать малыша за слезы, разделите его переживания: “Мне тоже очень грустно, что мы расстаемся, но мы обязательно встретимся вечером…”, или “Мне жаль, что тебе не хочется идти в сад, но это необходимо…», — рекомендует Екатерина Левина.
Заведите ритуал прощания. Оставляя ребёнка в детском саду, постройте с ним планы на вечер, например, вместе сходить на горку или почитать любимую книжку. Обязательно выполните их, а на следующий день придумайте новые.
Попросите кого-то другого. Если истерики долгое время не кончаются, необходимо выключить из процесса того, на кого интенсивнее всего реагирует ребенок: помните, что малыш не оставит попыток воздействовать на вас, если будет видеть, что вы на это откликаетесь. Пусть в сад малыша приводит тот, с кем ребенку легче расставаться.
Не пугайте малыша садом. «Будешь плохо себя вести — пойдешь в сад!», «Не успокоишься — не приду за тобой!» — так очень часто родители унимают разгулявшегося ребенка. Екатерина Левина предостерегает от этой ошибки: «Задача родителей — показать ребенку сад в позитивном ключе, а не сделать его местом исполнения наказания. Ищите другие способы воздействия».
Выходите из дома пораньше. Не факт, что можно что-либо сделать, чтобы истерика закончилась. Но если вы знаете, что вас ждет в раздевалке сада — выходите из дома раньше, начинайте ее профилактику по дороге. Ведь если времени впритык, и вам некогда пообщаться с малышом, у него создастся ощущение, что вы хотите поскорее избавиться от него. А это вряд ли вам поможет.
Доверьтесь воспитателю. Вы ведь уже общались с воспитателями и заведующим сада, уверены в их профессионализме и без сомнений привели к ним своего малыша. Если ничего не помогает, если на пределе сил уже и вы, и ребенок, просто передайте малыша в руки воспитателя, который найдет способ договориться с ребенком. А в случае, если ему это не удастся, он обязательно позвонит.