7 пугающих, но совершенно нормальных симптомов у ребенка

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Причины энуреза

Причины неорганического энуреза

Острые психотравмирующие ситуации вызывают преобладание процессов торможения в нервной системе. Это вызывает торможение рефлекса по управлению мочевым пузырем. Причины:

  • испуг;
  • угроза жизни или здоровью;
  • разлука с матерью;
  • физическое наказание;
  • конфликт с родителями;
  • переезд на новое место;
  • смерть близкого человека;
  • рождение брата или сестры;
  • перенесенная травма, операция.

Хронические психотравмирующие ситуации

  • развод родителей;
  • алкоголизм, наркомания в семье;
  • воспитание в неблагополучной семье;
  • чрезмерная строгость, тирания со стороны родителей;
  • чрезмерные нагрузки в школе.
  • Гормональные нарушения. Нарушения суточного ритма выделения гормона, который контролирует выведение воды и солей организмом – вазопрессина. Нехватка вазопрессина приводит к двукратному увеличению ночного объема мочи по сравнению с детьми, у которых уровень гормона в норме.
  • Генетические наследственные факторы. Задержка развития контроля над мочевым пузырем передается по наследству. У 75% детей с энурезом один или оба родителя страдали недержанием мочи. Пи этом выраженность болезни зависит от степени повреждения гена и его локализации в хромосоме.
  • Незначительные повреждения мозга плода в период беременности, во время или сразу после родов. Эти факторы приводят к нарушению работы ствола мозга и продолговатого мозга, отвечающих за вегетативные функции организма (работу органов дыхания, пищеварения, выделения).
  • обвитие пуповиной;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы;
  • инфекции, перенесенные беременной;
  • инфекции и интоксикации у младенцев.

Социальные факторы

  • принадлежность к незащищенным социальным группам – малоимущие, беженцы;
  • проживание в плохих жилищных условиях;
  • длительное использование одноразовых подгузников (более 2-х лет);
  • пребывание в специализированных учреждениях – детском доме, интернате.

Причины органического энуреза

  • эпилепсия;
  • гипертиреоз;
  • сахарный и несахарный диабет, сопровождающиеся образованием большого количества мочи;
  • аномалии позвоночника и спинного мозга;
  • воспалительные заболевания мочевого пузыря (цистит), мочеиспускательного канала (уретрит);
  • аномалии в строении органов мочеиспускания;
  • задержка умственного развития.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Что такое ночные кошмары у детей

Стоит отметить, что ночные страхи не являются плодом воображения ребенка или черезчур заботливых родителей. Ночные кошмары – это физиологическое явление галлюциногенного характера. Обычно данное явление возникает, когда перевозбужденный мозг ребенка не способен перейти в стадию торможения. Из-за этого возникает повышенное психическое возбуждение.

У одной трети детей, которые страдают ночными кошмарами, зачастую проявляется повышенная двигательная активность. Во сне такие дети могут активно размахивать конечностями, а также пытаться убежать

При этом важно помнить, что ребенок находится в стадии глубоко сна и может пораниться. У детей, страдающих от ночных кошмаров, может развиться парасомния или лунатизм

Отметим, что детские ночные кошмары – это не наследственное заболевание, оно не обусловлено генетическими факторами. Ночные кошмары могут проявляться у людей всех возрастов, однако наибольшее количество расстройств фиксируется у детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет.  При этом стоит отметить, что от ночных кошмаров в большинстве случаев страдают мальчики. Полное избавление от страхов в ночное время наступает к двенадцати годам.

Истоки заболевания

В масштабном формате о расстройстве заговорили в 1983 году благодаря шведскому ученому Бенгту Хагбергу. В это время он со своей группой изучал 35 подобных между собой случаев в 3 разных странах: в Португалии, Франции и Швеции.

Однако Хагберт не является первооткрывателем синдрома. Впервые его обнаружил педиатр Андреас Ретт, имя которого носит заболевание. Он наблюдал за двумя девочками, имеющими одинаковые симптомы. Их он заметил в очереди на прием. Они сидели на коленях у матерей, а те держали их за руки. Девочки раскачивались как маятники, а затем внезапно обе начали совершать стереотипные движения руками. Дети застыли в одном положении, отстраненные от окружающего мира. Взгляд был направлен в одну точку. Поражала их синхронность в движениях и поведении.

В своих письменных архивах врач отыскал подобные истории болезни, а затем отправился в Европу, чтобы разыскать и там таких же пациентов. В 1966 он сделал первые публикации своих исследований, которые, однако, не вызвали особого интереса.

Зафиксированную им болезнь Ретт назвал синдромом атрофии мозга. Сначала ее считали проявлением аутизма или шизофрении, и только лишь в 1983 году вывели в отдельную нозологическую единицу.

В настоящее время синдром относят к категории довольно редких генетических заболеваний. Он встречается с частотой случаев 1 на 15000. Причиной его называют мутацию гена МЕСР2. Этот ген отвечает за синтез определенного белка, влияющего на развитие мозга. В норме этот белок, спустя некоторое время после рождения, должен подавляться другими генами, чтобы обеспечить нормальное развитие мозга.

Если же ген МЕСР2 мутирован, то белок инактивируется не полностью, что вызывает аномальное мозговое созревание, и провоцирует развитие синдрома Ретта.

Обычно мутирующий ген располагается в Х хромосоме, потому заболеванием страдают преимущественно девочки.

Когнитивные и двигательные особенности

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Что делать

Ночные кошмары могут настигнуть любого ребёнка. Родители должны правильно на это среагировать, чтобы не напугать еще больше. Следует поговорить с малышом, убедить его, что сны – это всего лишь картинки, которые не сделают ему ничего плохого. Малыш должен прочесть на лице родителя уверенность и спокойствие.

Родители должны изучить вышеперечисленный список возможных причин. Устранив их, можно помочь ребёнку избавиться от кошмаров.

  • Наладить взаимоотношения с малышом;
  • Оградить его от домашних ссор, чрезмерно утомляющих компьютерных игр, частого просмотра ужастиков по ТВ;
  • Необходимо составить режим дня, чтобы ребёнок вовремя укладывался спать днём и ночью;
  • Умственным и подвижным играм должно отводиться определённое время;
  • Необходимо проверить здоровье крохи;
  • Перед сном можно почитать малютке сказку, спеть колыбельную, чтобы во время засыпания он чувствовал спокойствие;
  • Если кроха готов рассказать, что ему приснилось, то можно узнать у него все подробности. Можно вместе с ним изобразить персонажи сновидений на бумаге и придумать смешную историю, а потом разорвать листок или разрезать ножницами. Ребёнок рассмеётся и будет меньше бояться страшных снов;
  • Перед сном можно напоить малютку настойками из успокоительных трав;
  • Можно сходить с малышом на прогулку перед сном или приготовить ему ванную с успокоительными травами;
  • Необходимо проводить по утрам зарядку, наполнить день полезными впечатлениями;
  • Многие детки пугаются выдуманного чудовища, живущего под кроватью или в шкафу. Это повод, чтобы проверить свои актёрские способности. Прогоните его подручными средствами, а потом проверьте, покинуло ли темноту мифическое чудовище.

Обычно, ночные кошмары перестают сниться самостоятельно после выявления и устранения причин. Но бывают случаи, когда нужно обратиться к врачу.

Степени проявления

Для кого-то расстройство, со слов самих больных, становится настоящим адом, кошмарным сном, при котором не удается проснуться. Тогда как на других оно мало отражается.

Существует несколько степеней развития заболевания:

  • легкая – приступы случаются редко и практически не меняют привычный уклад жизни паникера. Он предпочитает обходить стороной места, где с ним случается приступ, но делает это непринужденно, не затрагивая своих интересов;
  • средняя – если паникеру доподлинно известно, что скоро он окажется в ситуации, способной спровоцировать приступ. Уже за несколько дней он начинает беспокоиться и переживать. Его терзают страхи и тревожность, он нервничает, становится напряженным и раздражительным. Но стоит ему пережить роковой час, и он снова становится жизнерадостным человеком;
  • тяжелая – больной постоянно находится в раздумьях и в страшном ожидании очередного приступа. Порой он начинает опасаться даже самых безобидных вещей, боится выйти из подъезда – вдруг ему на голову упадет кирпич, или мыться в душе, боясь поскользнуться в мокрой ванне. Удел таких больных – социальная изоляция и одиночество. При этой степени расстройства случаются флешбэки, когда больной мысленно и эмоционально переживает прошедшие приступы. И это провоцирует страх их повторения.

Несмотря на то, что паническое расстройство – распространенное явление, обществом оно воспринимается тяжело. Многие считают этих людей слабовольными либо симулянтами, сетуют на то, что они не могут держать себя в руках, хотя на самом деле приступ панической атаки неподвластен разуму. Поэтому часто больные испытывают неловкость, стесняются своего поведения в приступный период. Нагнетает обстановку и то, что им тяжело справиться с атакой. И человек на фоне этого начинает избегать людей, даже увольняется с работы, вводит себя в глубокое депрессивное состояние.

Паническое расстройство – это не что иное, как страх и тревога, гипертрофированные в сознании человека. Постепенно осознавая это, овладевая навыками самопомощи и пользуясь помощью адекватного специалиста, избавиться от пугающего расстройства вполне реально.

3 «безобидных» симптома, которые нельзя игнорировать

Если у малыша появилось хотя бы одно из перечисленных явлений, немедленно вызывайте врача.

  1. Мышцы на затылке ребенка стали напряженными, твердыми на ощупь. Если у ребенка еще и поднялась температура или появилась необычная сыпь, это может указывать на менингит — воспаление мозговых оболочек.

  2. У малыша сохнет язык, губы, западают глаза. Это признаки обезвоживания, которые возникают при рвоте, поносе или высокой температуре. Немедленно начинайте выпаивать малыша водно-солевым раствором.

  3. Неприятный запах от малыша. Если моча, кал, дыхание или пот ребенка стали издавать необычно резкий запах, внимательно следите за его самочувствием и не затягивайте с визитом к врачу. Это может быть признаком обменных нарушений, инфекции или отравления.

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

Как улучшить и нормализовать паттерн сна.

Из-за распространенности нарушений сна у детей, педиатр или семейный врач в каждое из своих посещений или осмотров должен обратить внимание и на этот аспект, расспросив родителей (таблица 3)

Врач должен рассказать родителям о важности здорового сна у ребенка, не менее важного, чем нормальное питание или рост зубов. При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов

Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме

При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов. Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме.

Таблица 3. Вопросы родителями для оценки сна ребенка

Каждый визит должен включать вопросы:

Если в ответ на вопрос родитель указывает на проблемы
В какое время вы укладываете ребенка в постель?
Что обычно происходит в вашем доме перед ужином и засыпанием?
Что вы обычно делаете за 60 и 30 минут до засыпания?
Что происходит, когда выключается свет?
Когда ребенок плачет, как вы отвечаете? Как быстро?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при засыпании вечером?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при ночном пробуждении?
Сколько раз ребенок просыпается ночью?
Как вы или другой родитель реагируете?
Как быстро ребенок снова засыпает?
Во сколько ребенок просыпается утром?
Играет ли ребенок спокойно сам перед засыпанием или ждет, пока к нему кто-нибудь подойдет?
Спит ли ребенок в колыбели или в постели?
Являются ли условия детской комнаты, способствующими засыпанию?
Спит ли ребенок когда-либо с вами в постели?
Спит ли ребенок с игрушкой, мягкой игрушкой или любимым одеялом?
Засыпает ли ваш ребенок днем? Как часто? Как долго?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Типы патологических проявлений

По характеру проявления аносмия бывает:

  • Врожденной, когда обонятельная система формируются с нарушениями ещё в процессе развития плода.
  • Приобретенной, данная форма характеризуется патологическими изменениями правильно сформированных обонятельных путей в результате воздействия на них негативных факторов.

По типу происхождения различают:

  • центральную аносмию, когда по разным причинам нарушаются обонятельные пути, то есть проблема связана с органическим поражением ЦНС;
  • периферическую, когда проблемы связаны непосредственно с зоной носа.

Существует несколько разновидностей данного типа патологий:

  1. респираторная форма аносмии развивается, если проход по носовым ходам затруднен, из-за чего вдыхаемый воздух не доходит до обонятельного сегмента;
  2. функциональная: нарушения носят преходящий характер и возникают по причине хронического синусита, ринита, ОРВИ, а также на фоне невралгии обонятельного нерва;
  3. эссенциальная: это поражение нервных окончаний обонятельного анализатора, вследствие атрофии слизистой оболочки носовой полости;
  4. возрастная: необратимые структурные изменения связаны с возрастными изменениями.

Таким образом, к развитию аносмии приводят либо препятствия в полости носа, либо проблемы с передачей нервных импульсов в мозг. Если определить источник проблем не получается, диагностируют идиопатическую аносмию. Для того, чтобы определить, какое именно нарушение привело к снижению обоняния, врач проводит определенные диагностические мероприятия.

Причины снижения обоняния

Полностью или частично нарушить обонятельную функцию могут следующие негативные факторы:

  • врожденные аномалии строения носа;
  • доброкачественные образования в полости носа (полипы);
  • ринит, синусит любой формы и этиологии;
  • поражение слизистой в результате вирусной инфекции (грипп, ОРВИ);
  • черепно-мозговые травмы, в том числе сотрясение мозга;
  • патологии области головного мозга, отвечающей за обонятельную чувствительность.

Исходя из медицинской практики, среди причин, нарушающих восприятие запахов, лидируют травмы, затем идут вирусные поражения и опухолевые новообразования.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста. 

<<Форма с консультацией>>

<<Форма бесплатного курса>>

Pavor nocturnes или ночные страхи

Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна.  Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти  до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).

Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров

ФакторНочные страхиНочные кошмары
ВозрастОт 3 до 8Любой возраст
ПолЧаще у мальчиковНе имеет значения
Возникает в фазе снаNREMREM
ПробуждениеНетДа
Память на событиеНетДа
Усиливается при стрессеДаДа

Жизнь после подтверждения болезни

Да, она существует. Часто случается, что вовремя поставленный диагноз позволяет остановить развитие заболевания. В этом случае подросток может не вспоминать о своем недуге до конца жизни. Но так везет не всем. Бывает, что подростковая шизофрения не уходит бесследно, а просто трансформируется в другую стадию, тогда нужно научиться с нею жить. Конечно, будет непросто это сделать, но не стоит отчаиваться и опускать руки: люди живут с куда более серьезными проблемами.

Даже если диагноз «шизофрения» окончательно подтвержден, это не повод отчаиваться и опускать руки

Очень важно начать лечение, а современные лекарственные препараты поистине творят чудеса, при этом практически не имеют побочных эффектов

В наше время шизофрения вовсе не приговор, молодой человек должен и может вести нормальный образ жизни. Периоды ремиссии могут продолжаться до 5-7 лет.

Бытует мнение, что шизофрения, начавшая свое развитие в подростковом возрасте, обязательно должна проявляться агрессивным поведением или шокирующими поступками. В действительности все не так. Шизофренические приступы не провоцируют агрессию. Подросток, страдающий этим психическим расстройством, скорее способен причинить вред самому себе, нежели кому-то из окружающих.

После лечения ребенок обязательно должен пройти курс реабилитации. Она подготовит его к жизни в социуме. Специалисты расскажут как вести себя в различных ситуациях, анализировать чувства, контролировать эмоции. В отдельных случаях за подростком понадобится постоянное наблюдение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий