7 навыков родителей самостоятельных детей

Важность формирования навыков самообслуживания с детства

Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, умением обслужить себя. Постепенно освобождаясь от опеки взрослых, малыш начинает верить в свои силы и выполнять все необходимые действия самостоятельно.

Принимая заботу взрослых, ребенок получает пример, как заботиться о себе и об окружающих, и стремится следовать этому примеру.

Важно, чтобы взрослые создавали условия для реализации таких самостоятельных порывов, а также, чтобы целенаправленно обучали выполнению гигиенических и практических действий. Только так первые неумелые попытки постепенно преобразуются в полезные привычки

Приучение детей к обслуживанию самих себя ценно тем, что развивает их практическую умелость и оказывает влияние на личностное развитие.

Формирование навыков самообслуживания способствует:

  • развитию самостоятельности;
  • формированию трудовых навыков;
  • привитию полезных привычек;
  • закладыванию основы ЗОЖ;
  • развитию волевых качеств личности;
  • формированию стремления к достижению цели;
  • развитию аккуратности;
  • приобретению уверенности в себе и своих действиях.

Все это взаимосвязанные навыки, которые помогают ребенку адаптироваться к жизненным ситуациям и окружающему социуму.

Можно ли приучить детей к самостоятельности

Не каждый ребёнок склонен сам проявлять инициативу в выборе досуга, садиться за уроки без родительского напоминания или предлагать помощь в домашних делах. Но привить детям самостоятельность вполне возможно, так как это не врождённая черта, а результат воспитания. Задача родителей — приучить ребёнка к ответственности за свои поступки, поддержать его в стремлении к автономии и освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни. 

Очень важно подойти к вопросу системно. Родитель должен сразу понимать, что взросление ребёнка — процесс из множества этапов

Формирование самостоятельности у детей начинается в два-три года, когда они учатся базовым навыкам вроде ходьбы, и продолжается до 15–16 лет. Этот путь требует длительной и постоянной работы со стороны родителей.

Родитель должен с самого начала хотя бы примерно представлять, в каком возрасте его ребёнок сможет самостоятельно совершать определённые действия, — так, чтобы на него можно было полностью положиться в конкретном деле. Например, оставить продукты в холодильнике, зная, что ребёнок сам сможет приготовить себе обед или разогреть готовую еду. После того, как цель обозначена в обозримом конкретном будущем, можно разбивать путь к ней на шаги.

Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но подготовиться к этому периоду стоит заранее — познакомить ребёнка со спектром дел, которыми занимаются взрослые, рассказать ему, что такое обязанности и ответственность, передать знания, которые позднее ребёнок сам испытает на практике. 

Если вы хотите научить детей самостоятельности, ни в коем случае нельзя допускать резких переходов в своём поведении. Не стоит ограждать ребёнка от мира обязанностей и взрослых забот, ожидая, что он сам однажды освоится со всем, когда вырастет. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше чрезмерной опеки — и то, и другое оставляет ребёнка неподготовленным к взрослой жизни.

<<Форма демодоступа>>

1. Учиться разговаривать с ребенком

Интернет открыл для наших детей целый мир — они могут погуглить ответ на любой вопрос или пройти Кембриджские курсы, не выезжая в Англию. Поэтому обычным авторитетом вроде «я так сказал» их уже не возьмешь, рискуешь в ответ услышать: «А почему так? В интернете говорят по-другому. А вот что сказали друзья».

Родителям приходится учиться не давить своим авторитетом, а объяснять и разговаривать. Это сложно. Мы привыкли жить в модели, где нам что-то вкладывают, вколачивают в голову, а мы этому следуем. С нашими детьми это уже не работает.

Занимайте свою позицию в разговоре, но аргументируйте ее. Или честно признайтесь: «Я не знаю, как правильно — давай разберемся вместе». Вырабатывайте правила совместной жизни, устанавливайте границы, изучайте и исследуйте вместе. Ну и не забывайте, что перед вами — такой же человек со своим внутренним миром, желаниями и возможностями. Такой подход помогает выстраивать честный и открытый диалог.

5. Искренне интересоваться увлечениями ребенка

Когда я был классным руководителем в общеобразовательной школе, давал такое задание: сначала просил детей написать 5 своих увлечений, а потом родителей — написать 5 увлечений своих детей. Полное несоответствие! Родители не знали, чем увлекаются их дети.

Я считаю, что моя задача как родителя — заметить увлечения ребенка и помочь ему их реализовать как можно раньше. Например, моя старшая дочь очень любит собак, и мы поддерживаем это увлечение: взяли собаку из приюта, вместе смотрим материалы про собак, рассказываем про профессии, связанные с собаками. И сейчас у Миры появилось желание стать грумером. Возможно, она бы и без нашей помощи пришла к такому решению, но мне кажется, что наша поддержка дает детям дополнительные силы и уверенность.

Интересоваться ребенком — значит интересоваться и его увлечениями. Я, например, не очень люблю сетевые игры, но периодически захожу в «Майнкрафт» и играю с дочками — они очень просят. Если бы я сказал: «Да ну эту вашу ерунду», то сразу бы обесценил их интересы. А мне они действительно важны.

Я искренне верю, что нам, взрослым, всегда есть чему поучиться у детей. Я учусь у своих дочек, у учеников — один ребенок научил меня делать обложки для видео для моего ютуб-канала, другой рассказывает мне про экологию, третий объясняет, как запустить свой стартап

Всё это классное взаимовыгодное сотрудничество, и чтобы его построить, родителям важно учиться видеть и слышать своих детей

7 навыков родителей, чьи дети умеют решать свои проблемы

Мой подход в воспитании детей изменился благодаря одному откровению. Однажды моя жена вспомнила свое детство: “Каждый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо слова, он брал словарь и предлагал узнать его вместе”.

Помните Библейскую притчу? «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Воспитывайте детей так, чтобы они могли справиться со своей проблемой без посторонней помощи.

Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы.

Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка искать решения, вместо того, чтобы расстраиваться и ждать помощи извне.

Следующие вопросы мы используем в нашей семье:

  • Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы?
  • Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?
  • Можем ли мы усовершенствовать твою идею?
  • Как ты думаешь, почему этот человек поступил так?
  • Это было проявлением любви? Может быть, это было безрассудством?
  • Что ты чувствовал после принятого решения? Что ты можешь изменить в похожей ситуации в будущем?

Ответы, которые человек самостоятельно находит в глубине своих чувств, всегда мудрее, чем шаблонные стандарты, навязанные другими людьми.

3. Родители самостоятельных детей превращают критические замечания в развлечение.

Вместо того, чтобы читать нотации и запрещать что-либо, гораздо эффективнее поразмышлять с ребенком на тему добра и зла, читая вместе книгу или разыгрывая ситуацию с помощью любимых игрушек. Часто это выглядит так, будто вы предлагаете ребенку разработать морально-этическую стратегию, отделив конфликтную ситуацию от личности ребенка при помощи выдуманного сюжета.

Когда-то в детстве мне пришлось многое вытерпеть от учительницы английского языка. Родители с сочувствием выслушивали мои обиды, каждый раз уговаривая продолжать учебу. К концу года я не только знала английский так, как не смогла бы выучить в другом месте, но приобрела еще более важные знания в области межличностных отношений.

Несколько лет назад у нас с женой был соблазн забрать ребенка из футбольной секции из-за неприятного тренера. Но мы решили продолжать тренировки, решив молиться за этого человека. Мы понимали, что наш ребенок встретит еще множество трудных людей на своем пути и ему нужно уметь общаться с ними. Мы хотели, чтобы ребенок развивал в себе интуицию, терпимость и рассудительность, пока у нас есть возможность пройти эти испытания вместе с ним.

6. Родители самостоятельных детей терпеливо воспринимают их неудачи.

Для того, чтобы ребёнок научился находить свои собственные, нестандартные решения, важно оградить его от оценочных суждений. Разве можно создать что-то новое, ни разу не ошибившись? Ребёнок должен понимать, что ошибаться – это нормально

Родителям для этого нужно переориентировать свое внимание с ошибок и недостатков на возможности поиска новых, более эффективных решений

Самостоятельность: суть и главные составляющие

Что же такое самостоятельность? Если говорить о детях, то многие расценивают это качество как способность обслуживать себя самостоятельно, удовлетворять базовые естественные потребности, делать что-то без помощи со стороны взрослых, а также умение занимать себя. Но на самом деле понятие более обширное, и оно включает несколько составляющих:

  • Инициативность. Это способность действовать не по чьим-то указаниям, а по собственной инициативе. Ребёнок должен осознавать необходимость участия в событиях или делах, не дожидаться просьб или принуждения.
  • Уверенность в себе. Это не только самооценка, но и способность оценивать свои возможности и силы адекватно. Самостоятельный и осознанно мыслящий ребёнок не будет пытаться осуществить невозможное, например, передвинуть тяжёлый диван.
  • Ответственность. Эта составляющая крайне важна, и она охватывает несколько аспектов: понимание последствий собственных действий, способность исправлять ошибки, готовность исполнять обязанности и выполнять данные обещания. Сюда же можно включить и понимание того, что результаты (достижение целей, успехи) зависят от самого ребёнка, а не от окружающих людей или обстоятельств.
  • Способность принимать решения, причём не спонтанно, а обдуманно, анализируя ситуации и продумывая их возможные исходы.
  • Умение ставить реальные цели и достигать их, пусть постепенно и поэтапно.
  • Способность действовать сознательно при известных требованиях или определённых условиях. Пример: мама или папа дал задание и установил временные ограничения. Ребёнок должен не только выполнять просьбу, но и понимать, что медлить и лениться не стоит.
  • Самоконтроль, самостоятельная оценка результатов деятельности. Ребёнок, делая дело, не должен отвлекаться или переключаться на что-то другое. Также он может проверить себя и исправить ошибки, которые были допущены.
  • Способность использовать алгоритмы – переносить хорошо знакомые последовательности действий на новые обстоятельства.

Такие качества есть даже не у каждого взрослого. И главная проблема часто заключается именно в том, что мама или папа просто не понимает, как именно действовать, так как и сам не способен на то, что описано выше. Но если разобраться во всём, задача станет решаемой.

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Памятка для родителей

Чтобы терпеливо и последовательно обучить своих детей бытовой культуре, родителям стоит взять на вооружение 7 золотых правил:

  • Поощрять стремление своего малыша к самостоятельности.
  • Показывать алгоритм правильности действий на своем примере.
  • Не торопить, давая выполнить все действия самостоятельно.
  • Не спешить помочь, понимая, что дошкольник только овладевает этими навыками.
  • Использовать игровые ситуации, потешки, небольшие стихотворения в процессе обучения.
  • Поддерживать свой позитивный эмоциональный настрой и положительное отношение к действиям у ребенка.
  • Хвалить ребенка за каждый получившийся шаг в процессе выполнения процедур.

Если родители придерживаются перечисленных правил, у детей формируются устойчивые навыки самообслуживания. В последствии навыки превратятся в привычки – действия, выполнение которых становится естественной потребностью.

Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы.

Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка искать решения, вместо того, чтобы расстраиваться и ждать помощи извне. Следующие вопросы мы используем в нашей семье:

    • Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы?
    • Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?
    • Можем ли мы усовершенствовать твою идею?
    • Как ты думаешь, почему этот человек поступил так?
    • Это было проявлением любви? Может, быть это было безрассудством?
    • Что ты чувствовал после принятого решения? Что ты можешь изменить в похожей ситуации в будущем?

Ответы, которые человек самостоятельно находит в глубине своих чувств, всегда мудрее, чем шаблонные стандарты, навязанные другими людьми.

Почему чадо растёт несамостоятельным: главные ошибки родителей

Почти всегда в несамостоятельности ребёнка виноваты его родители. Они допускают следующие ошибки:

Спешка, нехватка времени. Очень часто родители пресекают попытки самостоятельности из-за дефицита временных ресурсов. Банальный пример: малыш пытается одеваться в сад, но мама опаздывает на работу, поэтому одевает чадо сама, чтобы сборы прошли быстрее. А можно просто вставать раньше.
Тотальный контроль. Многие папы и мамы постоянно контролируют поведение и действия ребёнка, причём часто из-за собственной лени или стремления к комфорту. Пример: малыш пытается убраться в комнате, но делает это не так, как привыкли родители. И мама или папа, чтобы не переделывать всё и как можно проще добиться желаемого результата, не направляют чадо, не советуют ему мягко и не предоставляют ему свободу действий, а просто дают указания. В итоге сын или дочь вырастает исполнителем, не способным к самостоятельности.
Гиперопека – больное стремление родителей защитить чадо от угроз, от всего окружающего мира. Чтобы не подвергать ребёнка опасности и уберечь его, некоторые мамы и папы берут на себя его обязанности, мешают познавать мир (ведь это так опасно!), выбирают еду, одежду и даже друзей. В итоге чадо вырастает совершенно не приспособленным к жизни, не умеющим брать ответственность и принимать собственные решения.
Завышенные ожидания. Иногда родители ожидают от своего ребёнка быстрых или идеальных результатов. Но ведь сын или дочка только учится, поэтому задержки, отступления от намеченной цели и ошибки неизбежны. А порой путь к результату делится на этапы. И если не хвалить ребёнка за такие промежуточные достижения, он просто лишится мотивации и стимула, не будет ни к чему стремиться.
Отстранённость. Есть и родители, которые просто отстраняются, отходят в сторону и пускают всё на самотёк, считая, что ребёнок и сам познает азы. Это сравнимо с тем, как не умеющего плавать человека бросают в озеро, где он барахтается и пытается держаться на воде. Да, вероятно, он не утонет. Но может не только не научиться плавать правильно, но и получить страх на всю жизнь. Развитие самостоятельности требует поддержки, постоянного внимания, стимулирования и похвалы.
Непринятие взросления. Да, для родителей их дочь или сын всегда будет ребёнком

Но важно понимать, что чадо взрослеет и всё меньше нуждается во вмешательствах со стороны мамы или папы.

Для начала — принять тот факт, что наши дети — совершенно другое поколение

Мы воспитываем и учим поколение детей, которые сильно от нас отличаются:

По-другому воспринимают и обрабатывают информацию: через социальные сети, популярный видеоформат и лидеров мнений. Мы часто говорим в их сторону «вот, цифровое поколение», но для них уже нет различия между онлайн и офлайн — они нормально существуют и тут, и там.
Интересуются тем, о чем наше поколение не задумывалось: экология, забота о себе, осознанный образ жизни

Они и сами нас многому учат: отказываться от пакетов, пить больше воды, да даже превращать любимое хобби в заработок.
Им уже не так важно обладать вещами, чтобы получить кайф — им достаточно просто пользоваться. Вместо коллекции кассет — подписки на музыкальные и киносервисы

Вместо собственного самоката или велика — арендованный. Им проще получать эмоции здесь и сейчас и не откладывать жизнь на потом — и в этом у них больше свободы.
Не торопятся заводить семью, брать ипотеку. У них другие приоритеты и мнение и больше вариативности. Например, кем стать и где учиться, чему в принципе посвящать свое время и жизнь.

Задача родителя — видеть в ребенке человека: со всеми его возможностями и недостатками. Смотреть на него не глазами «о, это в тебе — от мамы, а это — от папы, ты такой же, как мы, и ты должен вот это», а принять, что современные дети не похожи на нас, и это нормально.

4. Развивать эмоциональный интеллект — в первую очередь свой собственный

Родителям важно учиться замечать и называть эмоции — и свои, и ребенка. Если ребенок еще не подросток, нужно с ним сесть и разобраться: «Ты злишься? Почему? Что вызвало твою злость?» Выслушать, обсудить ситуацию

А когда злость накрывает нас и хочется поругаться — так и сказать: «Я сейчас очень злюсь на тебя за то, что ты не отвечал на телефон. Я за тебя волновался».

Если ребенок постарше, его может раздражать, когда родитель лезет с такими вопросами

Важно научиться видеть эмоцию ребенка и принимать ее:. «Я вижу, что тебе тяжело сейчас, если хочешь — можем поговорить об этом»

«Я вижу, что тебе тяжело сейчас, если хочешь — можем поговорить об этом».

Тогда ребенок будет понимать, что проявлять свои чувства — это нормально, никто за это не будет ругать и не выгонит из дома. В этой безопасной атмосфере можно и проблему решить, и объяснить, что если тебе плохо, не нужно делать плохо людям вокруг.

Родители самостоятельных детей позволяют им учиться на своих ошибках, несмотря на то, что это неприятно.

Когда-то в детстве мне пришлось многое вытерпеть от учительницы английского языка. Родители с сочувствием выслушивали мои обиды, каждый раз уговаривая продолжать учебу. К концу года я не только знала английский так, как не смогла бы выучить в другом месте, но приобрела еще более важные знания в области межличностных отношений.

Несколько лет назад у нас с мужем был соблазн забрать ребенка из футбольной секции из-за неприятного тренера. Но мы решили продолжать тренировки. Мы понимали, что наш ребенок встретит еще множество трудных людей на своем пути и ему нужно уметь общаться с ними. Мы хотели, чтобы ребенок развивал в себе интуицию, терпимость и рассудительность, пока у нас есть возможность пройти эти испытания вместе с ним.

3. Хвалить за конкретные вещи

Все мы желаем детям самого лучшего: образования, среды, окружения. Вместе с тем в погоне за этим «лучшим» мы порой ругаем детей за неудачи и отклонения от курса. Взять хотя бы домашку и уроки, значимость которых часто преувеличивается.

Да, нам бы очень хотелось, чтобы дети соответствовали какой-то норме, шкале, системе оценок. Пятерки и четверки — это здорово, но не стоит хвалить ребенка только за них. Есть гораздо более важные вещи, которые так легко упустить из внимания.

Например, для меня ценнее честность в отношениях с детьми и то, что они всегда могут ко мне обратиться, даже если что-то пошло не так. Я рад, что дочь может прийти из школы и спокойно сказать, что получила двойку — потому что знает, что мы не будем ее ругать, а вместе обсудим сложности и придумаем, как их решить.

Еще мы привыкли хвалить ребенка абстрактно: «Вот молодец, вот умница!» А ведь похвала — мощный инструмент, который помогает ребенку понять, что он делает хорошо. Хвалите его за конкретные действия. Причем даже не обязательно добавлять «молодца» и «умницу», нужно просто добрым голосом озвучить то, что ребенок сделал хорошо: помыл за собой посуду, отложил карманные деньги, сделал всю домашку.

Родители самостоятельных детей постепенно отстраняются от участия в проблеме, позволяя ребенку брать на себя все большую ответственность.

Дети способны не только найти подходящий маршрут, выбрать себе меню или гардероб, они могут оказаться хорошими советчиками в решении наших взрослых проблем. Когда мы что-нибудь доверяем им, они учатся доверять самим себе. Чувство ответственности, умение сотрудничать и лидерские качества формируются в детстве. Несмотря на то, что нам самим их порой не хватает, мы можем помочь в этом развитии своему ребенку.

Самый ценный подарок, который родители могут сделать своим детям, — это предоставить им возможность самим отвечать за свои поступки.

Например, ребенок однажды решает пропустить уроки в школе, потому что ему «просто не хочется туда идти». Он просит мать написать учителю записку, что он заболел.
Ребенок принимает решение, не желая отвечать за последствия. В этом случае мать должна написать записку следующего содержания: «Моему сыну сегодня не хочется идти в школу» и сказать своему ребенку: «Ты решил сегодня не ходить в школу — я не буду ради тебя врать. Если ты не хочешь идти в школу, это твое решение, но будь готов встретиться лицом к лицу с его последствиями».
Ребенок поменьше может попытаться проверить свои крылышки другим способом: например, в холодную погоду ему захочется гулять без куртки. Мать, зная, что на дворе холодно, советует ему одеться потеплее. Ребенок отказывается. Нет необходимости продолжать давить на ребенка, тем более что обычно это ни к чему не приводит.
Если она скажет ему, что он «хочет простудиться», то, скорее всего, ребенок действительно простудится. Но если мать признает, что ребенок сам несет ответственность за свои решения, то должна сказать ему: «Почувствуешь, что тебе холодно, — вернись домой и надень куртку».
Когда ребенок сам отвечает за свои решения, он и чувствовать себя будет совсем по-другому. Он не простудится, потому что не запрограммирован на это — не думает о простуде. Но как только он поймет, что на улице холоднее, чем ему казалось, он просто зайдет в дом и наденет куртку. Самостоятельное принятие решений — одно из наших основных свойств от природы, и дети постоянно отстаивают свое право на это. Если родители ежедневно принимают решения вместо него, ребенок стремится поступать наперекор их указаниям и просьбам, о чем бы ему ни говорили.

Опрятность и аккуратность — это полезные привычки ​

Как приучить ребенка к опрятности? Личная гигиена и поддержание порядка в комнате — это привычки, которые нужно вырабатывать не один год. Крики, наказания, выполнение ряда дел за малыша — не выход

Приучая неаккуратного, неопрятного ребенка к порядку, родителям важно действовать в соответствии с этапами формирования любой полезной привычки:

1

Осознание важности. Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть

Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога

Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть. Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога.

2. Планирование

Воспитание любой привычки вносит коррективы в повседневную жизнь. Не помешает составить четкое расписание дня, чтобы у ребенка хватало времени не только на учебу, но и на уборку комнаты.

3. Правильный настрой

Позитивный настрой и вера в себя позволят ребенку воплотить желаемое в жизнь. Родителям тоже придется участвовать — напоминать, объяснять, показывать, подбадривать, хвалить. Уборка в комнате и содержание личных вещей в чистоте не должны становиться для ребенка наказанием.

4. Воплощение

После осознания важности привычки и грамотного планирования дня, зарядившись позитивными эмоциями, можно приступать к воплощению задуманного. Ребенок должен выполнять поставленные перед ним задачи с оговоренной периодичностью

Не нужно изолировать ребенка абсолютно от всех проблем

Конечно, есть проблемы, которые касаются только взрослых людей, и действительно, втягивать в них детей не рекомендуется. Но зачастую родители стремятся оградить свое чадо практически от всех проблем. Такой подход является в корне неправильным: полагаясь на то, что родители всегда решат все проблемы за него, ребенок никогда не научится решать их самостоятельно. Случается так, что в какой-то момент, перед ребенком возникает какая-то проблема, а родителей в это время нет рядом. И вот тут психика малыша может сильно пострадать, так как он не готов к суровой действительности, и не способен самостоятельно принять какое-либо решение.

В данном случае главная задача родителей – помочь крохе решить возникшую проблему самостоятельно, но при этом помогать ему советами, направлять ребенка, хвалить за успешное решение возникшего вопроса. Впрочем, похвала уместна и в том случае, если проблема, не смотря на все усилия ребенка, пока осталась не разрешенной: ведь малыш очень старался и у него обязательно все получится!

Инициатива и самостоятельность у детей

Когда ребёнок взрослеет и познаёт мир вокруг себя, он естественным образом стремится к независимости. Шаг за шагом он осваивает все навыки, которые понадобятся ему, чтобы жить одному, учиться, работать, дружить, заводить семью и реализовывать мечты. Этому процессу часто вредит излишний контроль со стороны родителей. Беспокойство за безопасность ребёнка часто выливается в гиперопеку. Порой родители ограничивают свободу действий детей даже в довольно взрослом возрасте, опасаясь, что самостоятельно ребёнок не справится с возможными проблемами. Такая особенность воспитания чревата сложностями в личностном становлении ребёнка: человек, которого чрезмерно опекали в детстве, вырастает нерешительным и безынициативным. Есть прямая связь между самостоятельностью ребёнка и уверенностью в собственных силах у взрослого человека, которым этот ребёнок станет. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий