7 бабушкиных мифов о здоровье детей, которые стоит уже забыть

Мифы о младенцах, связанные с их развитием

Миф 6: «Первые дни ребенок все видит вверх ногами»

Многие бабушки уверенны, что в начале своей жизни младенец видит мир перевернутым. Связывают они это с тем, что в материнской утробе ребенок расположен вниз головой. На самом деле, при появлении на свет малыш впервые открывает глаза. С первого дня ребенок осваивает зрение, постепенно начинает учиться фокусировать взгляд, различать очертания, цвета.

Миф 7: «Первые недели малыш ничего не слышит»

Согласно этому мифу в свои первые недели жизни ребенок не может слышать. В действительности, ребенок слышит уже в утробе матери. Просто реагирует малыш только на резкие звуки.

Миф 8: «Если рано прорезываются зубки, ребенок вырастет гениальным»

Прорезывание зубов никак не связано с будущим уровнем интеллекта. Ребенок вырастет умным, если будут созданы оптимальные условия для его развития, обучения.

От насморка

Сейчас уже реже, а еще недавно подоконниках в каждом доме можно было увидеть горшок с алоэ или каланхоэ. «Он лечебный», — говорили бабушки и при простуде капали в нос детям сок из растения. Еще считается, что от насморка помогают также сок свеклы или лука. Младенцу закапывали несколько капель грудного молока.

Мнение врача

Природные кислые соки могут навредить ребенку — «сжечь» нежную слизистую оболочку носа. В итоге вместо улучшения есть риск получить настоящий химический ожог и хронический насморк на всю жизнь. И тем более не стоит экспериментировать со здоровьем новорожденного. Грудное молоко — нестерильно, поэтому очень легко превратить таким способом вирусный слизистый насморк в гнойный бактериальный.

От боли в горле

Считается, что горячее молоко с медом помогает от боли в горле. А более сильное средство, хотя и неприятное — смесь из горячего молока, свежего лука, чеснока.

Мнение врача

Если нет аллергии и сахарного диабета, молоко с медом — вкусная штука, однако в лечении оно вряд ли принесет большую пользу. Добавление лука и чеснока в молоко ничего не принесет, кроме неприятного запаха. Доказано, что аллицин (эфирное масло лука и чеснока), попадая в организм человека, тут же распадается и теряет свои бактерицидные свойства. Вне организма действительно аллицин препятствует размножению бактерий, но не убивает их.

Миф № 1

Многие родители ошибочно думают, что прививки могут привести к развитию аутизма, но это не так. 

Самое удивительное, что научного подтверждения этой взаимосвязи не существует. 

Однако предыстория развития мифа такова: в феврале 1998 года в уважаемом научном журнале The Lancet была напечатана статья врача Эндрю Уэйкфилда, где он утверждал — вакцина от кори, свинки и краснухи провоцирует аутизм. 

Однако позже выяснилось, что результаты исследования были нарочно сфальсифицированы, а Уэйкфилда лишили лицензии.

Прививки — это безопасно, но риск все же есть, правда, он небольшой. От вакцины умирает 1 ребенок на 1 млн.

Миф № 4

Ветряная оспа — не повод для изоляции и беспокойства, до 12 лет эта болезнь протекает очень легко и в крайне редких случаях вызывает осложнения.

Стоит беспокоиться, если ребенок ей не переболел. 

По этой причине в западных странах не принято объявлять карантин и изолировать малыша в случае болезни: будет лучше, если окружающие его дети тоже переболеют вовремя.  

У ветрянки есть свои сроки, можно сказать, она проходит сама собой.  

Но принимать антигистаминные и жаропонижающие медикаменты — дело нелишнее. Поскольку они уменьшат зуд и снизят температуру.

Что касается зеленки — она лечит оспу, поэтому в ней нет никакого смысла. Западные врачи советуют принимать душ, чтобы облегчить зуд кожи. 

Самое важное — не растирать кожу после мытья, а бережно промокнуть

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Мифы о младенцах, связанные с уходом

Миф 1: «Чтобы у ребенка были хорошие волосы, необходимо в годик побрить ему голову»

В действительности стрижка никак не влияет на активность роста волос. Просто коротко подстриженные волосы смотрятся гуще, так как сострижены тонкие кончики. Если вы все же надумали постричь ребенка, то будьте осторожны, ведь волосяные луковицы у малыша расположены близко к поверхности кожи. Во время бритья их можно сильно повредить, после чего луковицы могут уже не восстановиться. А густота волос человека зависит от количества волосяных фолликулов, что заложено генетически.

Миф 2: «Купать младенцев необходимо в кипяченой воде»

Еще один бабушкин забобон гласит, что ребенка разрешается купать только в кипяченой воде, дабы не раздражать его нежную кожу. Такое убеждение происходит еще с давних времен, когда воду для купания брали из природных источников и кипятили для обеззараживания. Современная вода из-под крана не требует кипячения – это делает ее более жесткой. На чувствительной коже младенца это сказывается скорей отрицательно.

Миф 3: «При купании на дно ванночки нужно подкладывать пеленку»

Согласно бабушкиным забобонам, пеленку кладут в современную ванночку, чтобы ребенку было теплее. На самом же деле пеленка не дает никакого дополнительного тепла, однако ее можно применять как мягкую подстилку. Наши бабушки подкладывали пеленку еще во времена, когда грудничков купали в деревянных посудах. Пеленка была нужна, чтобы избежать заноз.

Миф 4: «Если малыш икает – он замерз»

Распространенный бабушкин забобон утверждает, что икота – признак замерзания ребенка. Икота представляет собой ритмичное сокращение диафрагмы, вызванное раздражением блуждающего или диафрагмального нерва. Чаще всего такое бывает из-за обычного скопления воздуха в желудке после еды, повышения внутрибрюшного давления при крике или плаче. Ребенок при вдыхании холодного воздуха иногда может начать икать, но это вовсе не значит, что он замерз.

Миф 5: «Ручки и ножки должны быть всегда теплыми»

Нормальным считается, если при комнатной температуре ручки и ножки у ребенка прохладные, но не горячие или холодные.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

От простуды

Нельзя купать ребенка, гулять на свежем воздухе.

Мнение врача

При простуде свежий влажный воздух — полезен. Сухой воздух квартир усугубляет течение. Поэтому рекомендуют включать увлажнитель или вешать влажные простыни. Однако гулять на морозе при бронхите все же не стоит. Купать ребенка во время болезни обязательно. Очищаются поры, снижается температура. У меня в практике был случай — ребенок с длительной лихорадкой неясного генеза вылечился после первого купания. До этого он был обследован с ног до головы и никакой болезни не нашли. Выяснилось, что с тех пор, как поднялась температура, родители ребенка не купали, примерно месяц…

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Миф № 6

Некоторые родители начинают паниковать, если ребенок где-то порезался или поставил ссадину, мол может произойти заражение крови, но это не так.

Не стоит пугать ребенка заражением крови, когда он отдирает корочку от царапины или не имеет желания смазывать порез йодом. 

Если у малыша нормальная иммунная система — паниковать по поводу мелких повреждений на коже совершенно не нужно: их достаточно промыть водой и сбрызнуть антисептиком.

Для перестраховки от столбняка ребенка нужно прививать, в противном случае антисептики и антибиотики не помогут.

Кроме того, врач рекомендует при ослабленном иммунитете, в случае пореза грязным предметом в песочнице, тщательно обработать рану. 

Но не используйте йод или зеленку: они сушат кожу, и рана дольше заживает. И помните, что этими антисептиками рану можно обрабатывать только вокруг поврежденного участка. 

От зубной боли и стоматита

Привязать чеснок к запястью, а к десне рядом к больным зубом приложить кусочек соленого сала. Ребенку при стоматите давали пожевать сырой лук.

Мнение врача

Чеснок в лечении зубной боли — интересный способ. Возможно, эфирные масла (аллицин) отвлекут от навязчивой боли, однако больной зуб сам не вылечится и визит к стоматологу не отменит. А с салом вот что получается: соль будет оттягивать на себя жидкость, а сало, как гидрофобный элемент (не может всасывать воду) будет препятствовать задержке лишней воды. С точки зрения физики, может быть, метод и сработает. А скорее всего только усилит воспаление, так как для организма соль — это дополнительный раздражитель.

А вот лечить стоматит сырым луком ни в коем случае нельзя. Сок вызывает химический ожог слизистой оболочки ротовой полости.

О том, что делать, если у ребенка стоматит, можно прочитать в нашей статье.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

От кашля

Микстуру в домашних условиях готовили так: редьку чистили, делали в ней углубление, наливали мед и этим соком поили больного ребенка.

Мнение врача

Очень сладкое «лекарство», детям обычно оно нравится. Если ребенок кроме ОРВИ ничем не страдает в момент лечения (нет аллергии, нарушения обменных функций, заболеваний печени и почек, воспалительных заболевания кишечника, панкреатита, гастрита, сахарного диабета), то сок редьки с медом давать можно, хотя о пользе средства доказательств нет. Только позаботьтесь потом о зубах — пусть ребенок тщательно прополощет рот и выпьет простой воды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий