Причины появления патологии
Когда происходят события, меняющие привычный уклад, например ребенок идет в детский сад, уезжает в лагерь или, не дай Бог, оказывается в больнице, это усиливает беспокойство родителей. Подобное переживают все мамы и папы, но со временем большинство из них успокаиваются: чадо выздоравливает, адаптируется в новом коллективе. Однако у мнительных личностей после перенесенного стресса тревожность лишь усиливается.
- Психологическая травма. Утрата близких, развод с мужем и т.п. – может привести к тому, что женщина всю свою любовь выплескивает на драгоценного отпрыска, ограждая его от реальных и мнимых опасностей.
- Детские травмы. Причиной чрезмерного страха за ребенка может стать… страх собственной смерти. Скорее всего, будучи маленькой, женщина сильно испугалась, узнав, что все люди смертны, но никто из близких не обратил внимания на ее смятение. Не отработанный в детстве страх превратился в монстра, вызывающего сильную непрерывную тревогу, которая вылилась, в частности, в чрезмерное беспокойство за собственного ребенка.
- Чувство вины. Это случается с мамами, которые вынуждены все время проводить на работе. Уделяя мало времени сыну или дочери, они грызут себя изнутри: «Я плохая мать, совсем не вижу ребенка!». В итоге чувство вины перерастает в постоянный страх за жизнь и здоровье своего чада.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: компульсии
Компульсии – ряд повторяющихся действий (ритуалов), которые необходимо совершить, чтобы “справится” с навязчивостями, снизить уровень тревоги и общего напряжения.
Можно привести несколько примеров ритуалов:
1.При страхе заражения ребенок определенное количество раз моет руки, при этом с каждым разом частота и продолжительность процедуры может увеличиваться.
2.При страхе за жизнь родителей ребенок при их отсутствии дома может по нескольку раз звонить им по телефону или писать бесконечные смс-сообщения, а перед сном определенное количество раз читать молитву за их здоровье.
3.При навязчивых сомнениях – проверяет закрыта ли дверь в комнату или квартиру, а убедившись в правильности своих действий, в дальнейшем повторяет их вновь и вновь, с каждым разом все чаще.
4.Составляет определенный маршрута в школу и из школы для того, чтобы “ничего плохого не произошло”. Раскладывает вещи в определенном порядке. Носит одежду определенного цвета.
Так же как и навязчивости, компульсии воспринимаются ребенком как чуждые и абсурдные. Он страдает от них и пытается им сопротивляться.
ОКР у детей. Порочный круг
Развитие обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) у детей и подростков напоминает порочный круг: навязчивость (обсессия) – тревога и напряжение – компульсия (ритуал) – временное ослабление тревоги и напряжения – повторение навязчивости. Круг замкнулся…
Главная задача врача-психиатра – разорвать эту цепочку и вернуть пациенту психическое равновесие.
Следует обратить внимание, что симптомы ОКР у детей могут указывать на более тяжелое заболевание, такое как шизофрения. Уважаемые родители, при появлении у ребенка симптомов ОКР не бойтесь обращаться за помощью к врачу-психиатру!. Пример из практики. Анастасия М
16 лет обратилась в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. С детства отличалась пунктуальностью, аккуратностью, склонностью к перфекционизму. За последние месяцы стала обращать повышенное внимание на порядок в своем шкафу для одежды. По нескольку раз в день проверяла аккуратно ли сложены вещи. Стала просыпаться среди ночи с чувством тревоги. Не могла заснуть, пока не проверит порядок в шкафу. Понимала всю нелепость и абсурдность переживаний, но справиться самостоятельно с ними не могла. Совместно с родителями приняла решение обратиться за помощью к специалистам
Пример из практики. Анастасия М. 16 лет обратилась в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. С детства отличалась пунктуальностью, аккуратностью, склонностью к перфекционизму
За последние месяцы стала обращать повышенное внимание на порядок в своем шкафу для одежды. По нескольку раз в день проверяла аккуратно ли сложены вещи
Стала просыпаться среди ночи с чувством тревоги. Не могла заснуть, пока не проверит порядок в шкафу. Понимала всю нелепость и абсурдность переживаний, но справиться самостоятельно с ними не могла. Совместно с родителями приняла решение обратиться за помощью к специалистам.
На фоне проведенного лечения удалось достичь улучшения психологического состояния. Девочка вернулась к привычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает врача для контроля состояния.
Пример из практики. Глеб, 8 лет. Родители обратились в Центр. Мальчик с детства отличался тревожно-мнительными чертами характера, много читал, изучал энциклопедии. В возрасте 7 лет во время пикника случайно подавился шашлыком, был сильно напуган данным фактом, после чего появился страх за свою жизнь, категорически отказался принимать пищу в твердом виде, требовал измельчать ее на 12 кусков. Присоединился страх заражения, мог по нескольку раз мыть руки, в том числе ночью. Школьный психолог рекомендовал проконсультироваться у врача-психиатра.
На фоне проведенного лечения психологическое состояние мальчика стабилизировалось, ребенок вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию.
Подводим итоги
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков требует лечения и наблюдения у врача-психиатра. Имеющиеся в арсенале современной психиатрии препараты могут способствовать полному исчезновению или значительному ослаблению симптомов и возвращению ребенка к обычной жизни. Обязательным элементом является психотерапия.
Обсессивно-компульсивное расстройство – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например Дэниэл Рэдклифф, актер сыгравший Гарри Поттера в одноименной франшизе; актер Леонардо ди Каприо, певица Кэти Пэрри, актрисы Кэмерон Диаз, Джессика Альба, Шарлиз Терон.
Ярко описаны пациенты с ОКР персонажами Леонардо ди Каприо в фильме 2004 года “Авиатор”, Джека Николсона в фильме 1997 года “Лучше не бывает”.
Причины повышенной тревожности у детей
Значительный «вклад» в развитие тревожности вносят родители. Бывают дети, особенно сильно предрасположенные к повышенной тревожности — дети творческого склада ума, высокочувствительные, меланхолического темперамента. Но обычно, если родители нашли подходящий подход к воспитанию ребёнка, тревожность может проявляться лишь эпизодически, не перерастая в тяжёлую форму. Рассмотрим самые распространённые причины детской тревожности.
- Тревожная атмосфера дома
Дети всегда перенимают модель поведения близких взрослых. Если родители сами постоянно о чем-то беспокоятся, их тревожность передаётся ребёнку. Он усваивает, что мир опасен, что на самые разные события в жизни нужно беспокойно реагировать. В этом случае ребенок становится мнительным, его страхи распространяются на все сферы жизни. Даже если родители не высказывают открыто свои страхи, дети всегда чувствуют напряженную атмосферу. В такой обстановке стресс у детей может стать хроническим.
2. Психологическая травма
Причиной повышения тревожности может стать любая ситуация, которая вызвала сильный стресс у ребёнка. Развод родителей, потеря близкого человека, серьёзные конфликты с учителями или сверстниками, болезнь — любое из этих событий наносит ребёнку тяжёлую травму. Если родители и психологи не помогли справиться с ней, страхи и тревоги будут сопровождать ребёнка и дальше
Такой травмой может стать даже публичное порицание или провал ребенка на важном мероприятии, особенно если он растёт чувствительным и эмоциональным
3. Авторитарный стиль воспитания
Когда детям предъявляют слишком высокие требования, ругают за любые ошибки, не позволяют выражать свои эмоции и часто наказывают, тревога становится их постоянным спутником. В такой ситуации дети постоянно вынуждены бороться за любовь и принятие, страдают от частой критики, стремятся угодить родителям любой ценой и отчаянно боятся потерять их расположение. Особенно тяжело им приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. Ещё тяжелее, если родители применяют жестокие наказания или запугивания. Как следствие — низкая самооценка, неуверенность в себе, недоверие к окружающему миру, постоянные страхи и высокий уровень тревоги.
Диагностика тревожности у детей
Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.
У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.
Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.
Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.
Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:
напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.
Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.
Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.
Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:
мышечное напряжение;
постоянное беспокойство;
нарушения сна;
невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
раздражительность.
Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.
Советы психолога
Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».
Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.
Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.
В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.
Влияние повышенной тревожности родителей на психику ребенка
Практика показывает, что дети, которых чрезмерно опекают, не реже, а, может быть, и чаще других становятся жертвами трагедий и несчастных случаев. Это происходит по причине того, что родительская гиперопека делает психику малышей очень уязвимой. Родитель внушает сыну/дочери, что мир полон угроз, страшных и неприятных вещей, и всегда нужно ожидать худшего от людей. Родительские установки на жизнь звучат для ребенка как непреложная истина: раз папа/мама за него беспокоятся, значит, основания опасаться за свое благополучие и безопасность есть. Характер такого ребенка становится робким и подозрительным. Страхи подавляют врожденную детскую любознательность. Ребенок становится закрытым, идет установления контакта с новыми людьми с большой неохотой, имеет, как правило, не больше одного или двух друзей и не проявляет желания знакомиться, общаться.
Чтобы не превращать собственных детей в невротиков, нужно самим обрести душевное равновесие. Для этого следует предпринять несколько шагов.
1. Составить список своих страхов за детей
Пожалуй, их будет непросто отследить и сформулировать. Сам процесс может вызвать чувство сильной тревоги
Но сделать это очень важно, так как эта процедура снимает внутреннее напряжение.
Если родители не причисляют себя к числу невротиков, а их ребенок в то же время робок, тревожен и пуглив, то можно попросить хорошего знакомого понаблюдать за общением с ребенком со стороны. Чувство тревоги часто загоняется глубоко в подсознание
Строгий отец, устанавливающий железную дисциплину в доме, может не осознавать, что подвержен страху за своих детей. Через агрессивное самовыражение он снимает напряжение, но заставляет таким образом чувствовать своих детей слабыми и беспомощными.
2. Критично оценить свои страхи
Можно проделать такое упражнение. Взять лист бумаги и записать вверху в виде заглавия, что беспокоит. Ниже нужно привести аргументы, которые говорят о том, почему пугающее событие маловероятно. Нужно подвергнуть сомнению свои устоявшиеся убеждения, но начинать лучше с тех, которые вызывают не самую сильную тревогу. Например: «Мой ребенок обязательно простудится, пропустит школу и его успеваемость пострадает». Аргументы против: «У моего сына/дочери хороший иммунитет. Я слежу за тем, чтобы он всегда одевался по погоде. Даже если он подхватит простуду, выздоровление не обязательно займет много времени. Он никогда не болел подолгу раньше. Мой ребенок очень смышленый, и в случае чего быстро догонит учебный материал. Когда я был/была ребенком, пропуски занятий не испортили мне школьный аттестат.»
Если чувство тревоги отступает, значит, упражнение помогает. Но в жизни бывают случаи, которые порождают устойчивые страхи. Если тревожность связана с каким-то трагическим случаем, с которым психика до конца не смогла справиться, понадобится помощь психотерапевта.
Упражнения на снижение тревоги у детей
Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность.
Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».
Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.
Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.
Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.