6 детских болезней, о которых мамочки стесняются говорить

Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить

В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.

К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери

С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.

Запомнить:

прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.

Энтеробиоз

Мария, мама 5-летней Ксюши:

Что говорят врачи?

Энтеробиоз – это болезнь, которая требует немедленного лечения. Яйца глистов могут попасть в детский организм из песка или земли, а еще можно заразиться, если пользоваться общим горшком или унитазом. Не нужно корить себя, если у вашего ребенка появились острицы. Если вы заметили, что ребенок стал расчесывать анус, сдайте в лабораторию анализы, а после подтверждения диагноза начинайте лечение, которое назначит педиатр. В качестве профилактики возникновения энтеробиоза учите ребенка мыть руки после прогулок и посещения туалета, коротко постригайте ногти, следите, чтобы он не облизывал пальцы и не обкусывал ногти.

Опасность подросткового возраста

Дисморфофобия в большей степени характерна для подростков. К этому существует достаточно много предпосылок. Это, в первую очередь, гормональные изменения и физические, непривычные ощущения собственного тела. Следующий фактор – интеллектуальное развитие, также претерпевающее изменения. У подростков меняется способ мышления и восприятия. Индивидуальное сознание замещается общественным, что сказывается на таких важных аспектах, как определение социальной роли, самооценке.

Подросток плохо понимает и анализирует свои изменения. П.Б. Ганнушкин говорил, что эти сдвиги делают подростка неуклюжим, но одновременно дают ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой.

Показательно данную проблему выразил Л.Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Период отрочества он описывает так: «стыдлив я был от природы. Но убежденность в собственном уродстве преувеличивала мою стыдливость. Я убежден в том, что разительное влияние на человека оказывает его наружность. А точнее, его уверенность в своей привлекательности или непривлекательности».

В подростковом возрасте выделять отдельные недостатки в собственной внешности – дело обычное. Но, в отличие от дисморфофобов, здоровые подростки не делают данную проблему центром своего естества. В итоге она уходит сама собой по мере взросления ребенка.

Так как же помочь ребёнку? Вот несколько полезных советов:

  • Как можно чаще хвалите, целуйте и обнимайте своего ребёнка. Старайтесь участвовать в его жизни и одобрительно относиться к любым его идеями.
  • Ни в коем случае не давите. А лучше всего поговорите с ребёнок в непринуждённой обстановке. Объясните ему, что у дружбы есть много плюсов. Также приведите примеры из своей жизни. А дальше постепенно знакомьте его с другими детьми. Во время общения побудьте рядом, чтобы ребёнок меньше волновался. Ваш малыш ложен сам научиться находить себе друзей.
  • Позвольте похулиганить. Да да! Но только не пугайтесь. Все дети шалуны и непоседы. Разрешите своему малышу выйти из зоны комфорта и что нибудь сотворить. Но конечно все не должно заходить за границы разумного. А вы должны показать свою самую спокойную реакцию. Тем самым ребёнок поймёт, что может и дальше познавать мир и все вокруг не такое уж и страшное.
  • Учитесь договариваться. Будьте дипломатами и никогда не придерживайтесь авторитарного режима. А ваш ребёнок в это время будет нормально развиваться и начнет учиться находить компромиссы.
  • Запишитесь в кружок или секцию. Любое общее занятие по интересам со сверстниками поможет раскрепостить застенчивого ребёнка и поможет ему стать более уверенным в себе. А круг единомышленников поможет ему раскрыть новые таланты.
  • Ребёнок должен принимать решения самостоятельно. Особенно это касается бабушек. Надо понимать, что наши дети будут жить в этом мире, где ему будет необходимы базовые навыки самообслуживания и самостоятельности. Он должен принимать  верные и грамотные решения.

 Научите детей любить себя и гордиться своими достижениями. И тогда ваш ребёнок преодолеет застенчивость, стеснительность, зажатость, что положительным образом повлияет на его дальнейшую жизнь.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Неприятный запах изо рта

Когда моя дочь была совсем маленькой, чем она только не болела. Я прошла ускоренный курс молодого бойца и теперь, кажется, мне ничто не страшно. Но сейчас у нас новая проблема: плохой запах изо рта. Вполне себе безобидная вещь, на первый взгляд. Но как только я поймала себя на мысли, что мне неприятны наши поцелуи из-за ее несвежего дыхания, я поняла, что у нас проблема. И дело тут не в гигиене, как оказалось.

Что делать: Если у взрослых причиной несвежего дыхания могут быть как проблемы с зубами/деснами, так и заболевания желудочно-кишечного тракта, то у детей недостаточная гигиена полости рта — основная причина плохого запаха изо рта, утверждают стоматологи. Введите правило чистить зубы каждый раз после приема пищи вплоть до семи лет и следите за его выполнением. Обязательно напомните ребенку, что чистить нужно и язык, так как бактерии размножаются именно там (продукты их жизнедеятельности как раз и являются причиной неприятного запаха). Если зубы расположены плотно друг к другу, научите ребенка пользоваться зубной нитью, так как обычная зубная щетка не может достать остатки пищи из труднодоступных мест. Если ребенок следит за гигиеной полости рта, но дыхание все равно несвежее, обратитесь к педиатру. Причиной могут быть кислая отрыжка, увеличенные миндалины или аденоиды, ушная инфекция или хронический гайморит (который, к слову, обнаружили у моей дочери).

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Нетипичная картина

Наряду с типичной формой заболевания, описанной выше, встречаются и атипичные формы. Они имеют свои особенности, от которых зависит тяжесть заболевания.

  1. Zapella – форма синдрома с неярко выраженными признаками. Речь частично сохранена, умеренно выражен сколиоз, умственная отсталость средней степени тяжести. Физически развиваются нормально.
  2. Hanefeld – в клинической картине преобладает раннее развитие судорожных приступов. Часто они случаются даже до появления умственной деградации.
  3. Rolando – на первый план выходят признаки задержки психомоторного развития. Ребенок теряет возможность передвигаться, нарастает стереотипия движений, его беспокоят дыхательные нарушения.

Синдром Ретта – сложное генетическое заболевание. Прежде всего, его сопровождает полная умственная деградация и психоневрологические нарушения, влекущие за собой многочисленные патологии других систем организма.

К сожалению, в мире еще не существует способа кардинального искоренения болезни, хотя ученые ведут постоянные разработки в этом направлении.

Лечение синдрома сводится к трем основным направлениям. Медикаментозная терапия назначается для купирования судорожных припадков и стимуляции работы головного мозга.

Диетотерапия включает в себя контроль массы тела, употребление в пищу высококалорийных, витаминизированных продуктов.

Однако наибольшее внимание уделяется реабилитационным мероприятиям, направленным на укрепление опорно-двигательного аппарата и поддержание умственного, психомоторного развития

Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них

Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию

Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них. Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию

Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них

Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию.

Куда уходит детство

Дети всегда оказываются психологически не готовыми к изменениям условий жизни из-за того, что кому-то из родителей поставлен серьезный диагноз, к примеру БАС или рак. Им трудно принять, что мама или папа, которые еще совсем недавно заботились о них, были сильными и здоровыми, вдруг становятся несамостоятельными, беззащитными, не могут ходить, обслуживать себя, состояние их здоровья ухудшается, и они больше не уделяют столько же внимания своему сыну или дочери, сколько уделяли до болезни. 

Особенно тяжело приходится старшим детям в семье, и тем детям, которые и до прихода в дом беды проявляли лидерские качества. Когда один из родителей тяжело заболевает, а второй вынужден большую часть своего времени посвящать заботе о супруге, такие дети сознательно или неосознанно возлагают на себя ответственность за сохранение благополучия семьи, становясь «маленькими взрослыми». 

Какую бы стойкость и мужественность ни демонстрировал ребенок, которому пришлось раньше времени повзрослеть и стать сильным, он чувствует себя обделенным заботой, остро осознает свою незащищенность и, чаще всего, испытывает чувство вины за то, что не может ничего исправить.   

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Причины

Точная причина развития шизофрении в подростковом возрасте доподлинно неизвестна. Однако уверенно можно сказать, что существуют факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование заболевания. К ним относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • стрессовые ситуации;
  • сложные семейные взаимоотношения;
  • компьютерная зависимость;
  • употребление наркотических средств;
  • курение, детский алкоголизм.

Путем многолетних исследований доказано, что ребенок подросткового возраста имеет в два раза больше шансов заболеть шизофренией, если этот недуг был ранее обнаружен у кого-то из его родственников. Вероятность психического расстройства возрастает в разы, если оба родителя страдают шизофренией. Наследственность имеет огромное влияние на формирование личностных черт характера.

Стресс, как известно, может быть причиной многих заболеваний, и шизофрения не исключение. Чрезмерные переживания в сочетании с несформировавшейся психикой подростка ложатся в основу сначала эмоциональных сбоев, а затем и тяжелых психозов. А они уже влекут за собой шизофренические расстройства.

Неспокойная обстановка в семье, конфликты с родителями, юношеский максимализм – все это атрибуты переходного возраста. Они вполне могут стать толчком к развитию заболевания. Подросток, который в течение долгого времени не находит поддержки и понимания, теряет самооценку, замыкается в себе и впадает в депрессивное состояние. Без помощи психотерапевта в такой ситуации не обойтись.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми – бич современности. При чем здесь шизофрения? Все просто. Во время игры происходит искажение восприятия реальных событий. Чем сильнее подросток увлечен компьютером, тем тоньше грань между реальным и виртуальным миром. Понимание всех жизненных событий кардинально меняется. Галлюцинации и бред воспринимаются как часть игры, и у ребенка нет  желания покидать ее. Родители не видят ничего необычного в том, что он разговаривает сам с собой, однако именно в этот момент нужно начинать бить тревогу.

Наркотики, алкоголь и сигареты сами по себе недопустимые вещи для подростка. Они оказывают негативное влияние на физическое состояние еще неокрепшего детского организма, приводя к общей интоксикации и задержке умственного развития. Но самое страшное заключается в том, что страдают от этого клетки мозга. Не до конца сформированная психика под воздействием наркотических веществ может спровоцировать сбой, влекущий за собой шизофрению и другие тяжелые расстройства сознания.

Лечение

Многие люди, страдающие дисморфофобией, относятся критически к своему состоянию, но самостоятельно справиться с ним не могут. Мешает этому непреодолимый страх, охватывающий больного, хотя тот прекрасно осознает его бессмысленность.

Чтобы понять, нужна ли человеку помощь со стороны, и чтобы помочь себе разобраться в собственных ощущениях, больной может пройти тест на дисморфофобическое расстройство. Такой можно найти в интернете – он находится в свободном доступе.

Лечением патологии занимается врач-психиатр. Положительное воздействие оказывает на пациента прием психотропных препаратов, в частности, антидепрессантов, а также когнитивно-поведенческая психотерапия.

Очень важным аспектом, который обязательно стоит учитывать при терапии, является наличие другого расстройства. Тогда дисморфофобия становится только синдромом в рамках данной психопатологии. В первую очередь проводят лечение основного расстройства. И только затем, если BDD не проходит в рамках терапии основного заболевания, приступают к его ликвидации.

Причины

Выделяют следующие причины развития одышки:

  • кардиологические нарушения (врожденные/приобретенные пороки сердца, кардиомиопатии, новообразования, гидроперикард);
  • заболевания верхних дыхательных путей (брахиоцефальный синдром, коллапс трахеи, паралич гортани, инородное тело, инфекция);
  • заболевания нижних дыхательных путей и легких (инфекция, опухоль, дирофилляриоз);
  • патологии плеврального пространства (гидроторакс при кардиопатологиях, новообразованиях, инфекция);
  • заболевания грудной клетки/мышечные патологии (травма, токсическое, инфекционное повреждение);
  • другие патологические состояния.

Следует отметить, что множество различных заболеваний, не имеющих отношения к нарушению работы сердца и дыхательных путей, также сопровождаются одышкой. Так, например, увеличение в объеме брюшной полости и возникающее при этом избыточное давление на диафрагму приводит к тому, что собака начинает чаще дышать, чтобы обеспечить доставку кислорода к легким. Поэтому скопление жидкости в брюшной полости (асцит), или расширение желудка приводят к увеличению частоты дыхания.

Метаболические нарушения (диабетический кетоацидоз, повышенная температура тела, анемия) – все это также может обусловливать возникновение одышки. 

При выраженном болевом синдроме собака также может часто дышать, при этом может быть достаточно сложно обнаружить другие признаки того, что у собаки что-то болит. 

Одышка всегда патологический синдром, при физической нагрузке у здоровой собаки будет учащенное дыхание, но не затрудненное. В некоторых случаях одышка может быть симптомом ургентного, то есть жизнеугрожающего состояния, когда помощь собаке необходима срочно, в течение ближайших часов. 

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра

Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый

Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

  • Визуальный контакт
  • Есть ли ответная улыбка
  • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
  • Реагирует ли ребенок на свое имя
  • Лепет
  • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

В 1-2 года:

Есть ли у ребенка отдельные слова
Понимает ли ребенок речь
Понимает ли жесты
Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
Проявляет ли интерес к другим детям
Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

В 2-3 года:

  • Произносит ли простую фразу из 2 слов
  • Есть ли эхолалии
  • Символическая игра
  • Наличие стереотипий

В 3 года:

  • Направлена ли речь ребенка на общение
  • Играет ли с другими детьми
  • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
  • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
  • Реакция на изменения обстановки

Признаки аутизма в 4 года и старше:

  • Ребенок понимает речь слишком буквально
  • Путает личные местоимения
  • Не способен поддерживать дружеские отношения
  • Упрямство (ригидность)
  • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

  • Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
  • Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
  • Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
  • Soundsory (улучшение моторики и речи).

Автор текста: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.

Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению

С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.

Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.

Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.

С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»

Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.

Запомнить:

разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.

Жизнь с надеждой

Еще один важный вопрос, который часто встает в семьях, где есть неизлечимо больной человек, − нужно ли готовить ребенка к смерти близкого. Большинство психологов едины во мнении, что нужно, − это позволит снизить уровень стресса, когда страшный момент наступит.

Конечно, не стоит говорить малышу намеренно, что его мама или папа скоро умрет. Но если ребенок сам задает вопрос на тему смерти, лучше не избегать разговора

Важно спокойно объяснить, что все люди смертны. Стоит рассказать, если это позволяют нравственные и религиозные устои семьи, что есть «мир иной», куда люди уходят после завершения земной жизни

В то же время, не акцентируйте внимание на неизлечимом характере болезни и не отнимайте у ребенка надежду. Жить, ожидая каждую минуту расставания с родным человеком, невыносимо тяжело даже взрослому, что уж говорить о детях

Да, папа сильно болеет, но он старается выздороветь, мы его лечим – именно такая позиция взрослых придает ребенку сил и снижает его тревожность. 

Конечно, смерть близкого, даже если перед этим на тему его ухода с ребенком беседовал квалифицированный психолог, будет для него ударом. Без поддержки взрослого, который поможет пережить этот страшный момент, ребенку не обойтись. Но все же подчеркивать заранее, что печальный исход неизбежен, не стоит. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий