5 мифов о тревожных детях

Отследить и побороть: про тревожность и панические атаки

— Как распознать тревожность? Какие у неё симптомы?

— Вы часто чем-то обеспокоены, а в мыслях то и дело появляется слово «вдруг»: «Вдруг я недостаточно хороша? Вдруг он подумал обо мне плохо? Вдруг я ничего не смогу?» А ещё тревога может проявляться в теле: ощущения будут как перед важным экзаменом — дрожат коленки, выступает пот, дребезжит в животе, тошнит и хочется пить.

— Когда с тревогой можно справиться самостоятельно, а когда — пора обращаться к психологу?

— Вначале главным критерием должен стать субъективный уровень комфорта. Если периодическая тревога не мешает вам жить обычной жизнью — хорошо, мешает — идите к специалисту. Другое дело, если навязчивые мысли преследуют вас постоянно или случаются панические атаки — тут уже к психологу пора объективно.

— Кстати про панические атаки. Расскажите, что это и почему они происходят?

— Паническая атака — это приступ сильной тревоги. Она возникает внезапно и так же внезапно проходит. Чаще всего она случается в закрытом или тесном помещении, когда возможности передвижения ограничены. Например, во время поездки в метро.

— Что ощущает человек в этот момент?

— Состояние панической атаки развивается быстро и интенсивно. Самые частые ощущения: спазмы в животе, учащённое сердцебиение, мысли вроде «я сейчас потеряю сознание и умру», удушение, тремор, головокружение. И дальше по классической схеме: из-за того, что человек верит своим мыслям, он только усиливает тревогу и ухудшает своё состояние.

— А как не верить своим мыслям, если они кажутся такими правдивыми?

— Убеждайте себя, что ни один из ужасов, который вы представляете, не случится. И это на самом деле так. Паническая атака — только ощущение. От неё никто не умирал и даже не терял сознание. Сопротивление приступам можно натренировать.

— Многие, кто столкнулся с паническими атаками, стараются избегать источник, их спровоцировавший. Например, не ездят на метро…

— Избегать триггеров — самое неправильное, что можно сделать в данной ситуации. Сегодня вы не ездите на метро, дальше из-за аналогии «метро — это поезд» не сядете на электричку, а там и трамвай с троллейбусом недалеко.

Чем больше мест и ситуаций вы обходите стороной, тем сильнее пугаете мозг: он получает сигналы об опасности и защищает вас от всего, что похоже на источник тревоги. Так «опасная» территория увеличится до улицы и вы перестанете выходить из дома. Поэтому идите туда, где страшно, наперекор тревожным мыслям.

— В последнее время в инфополе встречается универсальный совет: «Чтобы тревога и панические атаки ушли, медитируйте». Стоит ли верить?

— Здесь очень важно разделять понятия — что мы понимаем под «медитацией»? Медитация как ненаучная техника из интернета: «Медитируйте на богатого мужа, и появится богатый муж» — конечно, не работает

Медитация как современный подход в когнитивно-поведенческой терапии — и правда работает

Она выстраивается на идее осознанности и учит управлять вниманием. Представьте, что вы находитесь в комнате и в ней громко разговаривают люди

Несмотря на гул, вы с лёгкостью концентрируетесь и слышите своего собеседника, а чужие разговоры превратятся для вас в фон. Точно так же можно поступить и с мыслями — сфокусироваться на «здоровых», а на тревожные не обращать внимания.

Миф 5. Тревожность – несерьезная проблема.

Мы все испытывали беспокойство и представляем, какие чувства оно вызывает. Но страдающие от тревожных расстройств отличаются от тех, кто испытывает стресс или просто нервничает время от времени. Тревога пронизывает их жизнь. Они избегают вещей, которые должны или хотят делать, потому что беспокойство встает на их пути. Тревожность становится по-настоящему серьезной проблемой. К счастью, этот вид расстройств успешно поддается лечению. Если вы страдаете от тревожности и это сказывается на качестве вашей жизни, смело обращайтесь за профессиональной помощью.

Еще:

Что делать, если не работается, но надо прямо сейчас?

Опрос: Как часто вы испытываете тревогу?

Взгляд в асфальт, или уличный абьюз

Преодолейте эти страхи и вы добьетесь успеха

Про жизнь сейчас и планы на будущее

Состояние стабилизировалось. Я не помню, на каком конкретно моменте я почувствовала, что стало лучше. Постепенно, шаг за шагом все ушло, все негативное. Стало спокойно. Я смогла избавиться от депрессии. Я радуюсь жизни. Много эмоций.

Не одна я радуюсь жизни. То, что происходит вокруг, тоже заряжается тем, что идет изнутри. Я заметила, что люди меняются, мои отношения с окружающими, и все удается.

Сейчас мне тоже приходится принимать антидепрессанты — поддерживающая дозировка. Ашмейба Нино Анатольевна объяснила, что их нужно принимать более длительное время, возможно и всю жизнь. Никто этого не может сказать.

Я могу сказать, что психотерапия при депрессии и лечение не решает всех проблем, но помогает открыть глаза и дает направление, куда идти дальше. Мое состояние было похоже на замкнутый круг, когда ты не видишь выхода. А здесь тебе показывают — вот, пожалуйста, дверь открыта, тебе надо идти туда. Но как ты пройдешь — это уже будет зависеть от тебя. Тебе помогают идти. Основная работа — это работа с собой.

С декабря 2018 я перебралась жить в Италию. 25 февраля у меня будет свадебная церемония. Свадьбы большой не будет, все будет достаточно скромно. Но я выхожу замуж. Я живу в пригороде провинции Турина. Не в квартире, мой жених купил дом с садом. Общение с природой, свежий воздух и, наверное, все то, о чем мечтают многие люди.

Когда меня в подростковом возрасте спрашивали: «А когда ты выйдешь замуж?», я говорила: «Никогда! Ни-ког-да!» Отношения с молодыми людьми и затем с мужчинами у меня не складывались. Чаще всего я боялась и бежала от отношений. За 37 лет жизни у меня никогда не было длительных отношений. И вот сейчас случились первые глубокие и обдуманные, серьезные отношения. Это ново, это необычно, и мне это нравится.

В каких случаях нужен специалист-психолог

  1. Если вы так сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые задачи. Например, вы настолько беспокоитесь за результаты домашней работы, что отменяете поход в театр и сидите с ребёнком над учебниками.
  2. Если жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
  3. Если общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту.
  4. Если вы слишком бурно или неадекватно реагируете на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться. Например, он говорит, что не понимает предмет и переживает за будущую контрольную, а вы начинаете кричать, что он бездельник и никогда не найдёт работу.
  5. Если вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, а отказаться от него самостоятельно очень сложно.

Иллюстрация на обложке: Ashleigh Green / Dribbble

Миф 5. Надо научить ребенка всегда добиваться результата

Мы призываем ребенка учиться на 4 и 5, ходить в выбранный кружок хотя бы до конца года, завершать начатое рукоделие. Нас так пугает идея, что хорошее занятие будет брошено, и мы, сжав зубы, продолжаем делать вместе с ребенком то, что давно надоело ему и нам

Результативность – это важный ориентир, он держит в тонусе и не дает уйти в апатию и безделье, но важно искать золотую середину

Современный мир нелинейный и сложный, путь в нем больше похож на лабиринт, чем на линию взлета авиалайнера. И результат сегодня важен, если мы действительно хотим на него опереться, чтобы идти дальше в этом направлении. Например, диплом об образовании или сертификат о законченном курсе уже сложно назвать 100% полезным. Гораздо важнее – портфолио, которое демонстрирует навыки. А хорошее портфолио можно наработать, только если у человека есть интерес и драйв к своему делу.

Поэтому важнее понимать, к чему тянется ребенок и в чем хочет расти. Не нужно бояться менять курс, тем более что в детстве и юности интересы меняются у большинства. Если сын горел астрономией, брал олимпиады, а за год до вуза решил уйти в биологию, – поддержите. И заверьте, что потраченные на курсы и телескоп семейные деньги не обязывают его теперь заниматься звездными скоплениями до конца жизни.

Как вырастить ребёнка счастливым?

Хотим ответить на вопрос, волнующий каждого родителя. Как сделать так, чтобы твой ребенок рос счастливым человеком?

О воспитании написано так много, но все равно у каждого времени есть свои горячие вопросы. Как быть, если подросток ничего не хочет? Почему современные дети мало читают? С трудом переносят скуку? Сидят в телефоне, вместо того чтобы бродить допоздна с друзьями? – это настоящие вызовы для родителей, и решить их не помогут никакие мифы о воспитании.

Остается только все время быть живым, чувствующим и открытым ребенку и жизни – как и положено в квесте родительства. 

Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка

Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы

Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства

Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью. То есть ребенок с патологической тревожностью волнуется всегда, даже когда поводов для этого нет, он не может расслабиться, всегда напряжен.

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Слияние: «Твой страх — мой страх»
  2. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»
  3. Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
  4. Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

Почему страхи укореняются в детях

Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.

Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.

Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:

  1. Травматическая ситуация или физическое насилие
  2. Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
  3. Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые

Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет

А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Лечение тревожности

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье

Здесь можно привести следующие общие рекомендации:

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Психотерапия

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.

Миф 1. Родители должны приспособить свою жизнь к ребенку

Мы стараемся дать детям лучшее, спрашиваем их мнения по делу и не по делу, подстраиваем семейный бюджет, свои маршруты и даже рабочее место под их нужды. Иногда ребенок или подросток, сам того не желая, организует жизнь всей семьи – мамы, папы, бабушки и дедушки. Дети ощущают это как огромное давление. Такой порядок ведет к капризам на ровном месте, плохому сну, претензиям, неврозам и агрессии.

Более простой и здоровый вариант воспитания отработан веками. Не взрослые приспосабливают свою жизнь к ребенку, а ребенок приспосабливается к жизни семьи, ее возможностям и привычкам. Он следует за родителями, как утенок за мамой-уткой. Дети естественным образом к этому предрасположены, особенно если взрослые чувствуют себя уверенно. И как раз уверенность и спокойствие взрослых важнее всего для детского счастья и гармоничного развития. Все остальное второстепенно.

Как понять, насколько вы тревожный родитель

Сравните свои требования с требованиями других родителей к детям того же возраста в аналогичной ситуации. Например, в 8-м классе никто из детей не звонит и не докладывает, что благополучно добрался до занятий, а вы этого требуете. Почему? Если все живут рядом со школой, а ваш ребёнок добирается час на разных видах транспорта, это требование оправданно, если же нет — это повод задуматься, с чем связано ваше повышенное беспокойство.

Другие признаки повышенной тревожности родителя:

  • тревожность ребёнка;
  • склонность ребёнка к экстремальным увлечениям и риску;
  • активный бунт подростка против ограничений;
  • психосоматические заболевания у родителя или ребёнка.

Психологи отмечают связь тревожности и аллергических заболеваний, включая астму и дерматиты; сюда же относятся жалобы на головную боль и боли в животе при отсутствии реальных патологий. Разумеется, причин у таких состояний может быть много, но если такие проявления есть, родителю стоит оценить, в том числе, и свой уровень тревожности.

Миф 2. Соска помогает сну

Существует множество аспектов родительства, один из них — правильное использование соски. Между родителями по этому поводу постоянно ведутся дискуссии: один активно выступает «за» использование соски во время сна, второй — категорически «против». Но истина, по сути, находится где-то посередине. 

После установления лактации (3-4 недели после рождения ребенка), соска может стать прекрасным помощником для мамы. Она помогает безопаснее приспосабливаться малышу к внеутробному миру, защищает новорожденного от такого опасного состояния, как синдром внезапной смерти младенца.

Как утверждают специалисты из Американской Академии Педиатрии, соска не влияет на продолжительность грудного вскармливания; ее можно смело предлагать на время засыпания ребенку в возрасте 1-4 месяцев. Если во время сна соска выпала изо рта ребенка, — возвращать ее не нужно. 

В период формирования всех стадий и циклов сна — после 3-6 месяцев — соска может стать причиной так называемой негативной ассоциации со сном. Что это означает? Малыш, который засыпает с соской и просыпается без нее в момент кратковременного пробуждения из быстрого сна, настоятельно требует вернуть соску обратно. В таком случае он может проснуться полностью. Если малыша это не беспокоит, тогда нет поводов для волнения, ведь никакого негативного воздействия на здоровый сон нет.

В основном, дети в возрасте до 6 месяцев не могут самостоятельно манипулировать соской, родителям приходится им помогать. В случае, если во сне соска является помехой, ее лучше убрать. 

Уже после 7-8 месяцев малыши хорошо умеют манипулировать соской и начинают понимать, что продолжить сон можно без помощи родителей. Ребенок, обнаружив соску в кроватке, уже самостоятельно вставляет ее себе в ротик. Это означает, что малыш начинает активно пользоваться своими навыками.

Если ребенок уже в 5-месячном возрасте умеет самостоятельно пользоваться соской, подавать и убирать ее в течение ночи уже не нужно. Однако это индивидуальный выбор семьи; у специалистов на этот счет единого мнения нет.

Миф 4. Кашка перед сном

В момент готовности ребенка принимать какую-либо детскую пищу (различные смеси, каши, молочные продукты) родители начинают активно интересоваться продуктами питания, представленными в различных магазинах. Часто можно увидеть на прилавках торговых сетей большое разнообразие детской еды, в том числе смеси с интригующим названием «Кашка перед сном». В составе такого продукта, в основном, преобладают углеводы, которые:

  • являются источником энергии для растущего организма;
  • способствуют правильной работе пищеварительного тракта;
  • повышают уровень глюкозы в крови и насыщают организм.

Безусловно, углеводы важны в рационе человека. Однако улучшение сна они не обеспечивают, ведь плохой сон может быть обусловлен огромным количеством других факторов. К тому же фактор голода по мере взросления ребенка постепенно отходит на второй план.

Нужно добавить, что для подросшего ребенка важно сбалансированное питание в виде белков, жиров и углеводов в дневное время. По этому поводу вы можете посоветоваться с педиатром

В основном, специалисты не рекомендуют употребление пищи за 30 минут до сна. 

Благодаря сбалансированному питанию, можно поддерживать и восполнять силы, ведь абсолютно любой организм стремится к равновесию и стабильности. Если кашка входит в состав такого питания, — это, с одной стороны, хорошо, но многие родители ошибочно думают, что именно таким образом можно решить проблему плохого сна, хотя это далеко не так. Да и сами производители не дают никаких гарантий по этому поводу.

Как родительская тревожность влияет на ребёнка

Он тоже становится тревожным

Очень часто ребёнок «считывает» тревожность родителей, даже когда они сами её не замечают. Он становится чрезмерно ответственным, например, очень беспокоится за свои результаты в школе, сидит допоздна за уроками, отказывается гулять с друзьями. Тревожные дети плохо реагируют на перемены в жизни, слишком переживают, если совершили ошибку или сделали что-то неправильно.

Он слишком старается быть хорошим

Иногда, чтобы не беспокоить тревожного родителя, дети ведут себя очень хорошо, демонстрируют дома только свои положительные качества. Это подавление негативных проявлений могут выливаться во внезапные вспышки агрессии или непослушания.

Он не получает поддержки

Родителю важно чутко реагировать на ребёнка, быть в контакте с ним, а тревожному родителю это сделать сложнее. На любую ситуацию он реагирует собственными переживаниями, и ребёнок остаётся без родительской поддержки

Очень часто дети тревожных родителей ничем с ними не делятся, чтобы не расстроить или не вызвать новых ограничений. При этом ребёнок остаётся один на один со своими проблемами.

Он не учится справляться с тревогой

Справиться с беспокойством помогает обдумывание ситуации. Тревожный родитель не в состоянии научить ребёнка адекватным способом справляться с тревогой — думать о ней. В этом случае ребёнок:

  • избегает тревожных ситуаций. Например, отказывается выходить к доске, учить сложные предметы, поступать в вуз.
  • отказывается чувствовать тревогу вообще. Это приводит к рискованным поступкам и попаданиям в опасные ситуации: например, ребёнок может увлечься экстремальными хобби или видом спорта.

Заключение

Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.

Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:

  • Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.

  • Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.

  • Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.

  • И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий