«Синдром первоклассника, или Психосоматика и школьные стрессы», Горбунова И., изд. Феникс
Как помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям? Ведь после линейки, белых бантиков, цветочных букетов и галстуков его ждут бесконечные диктанты, вычисления и сидячая работа на протяжении почти что половины дня. Но и дома трудно расслабиться: нужно и домашнюю работу сделать, и новый материал выучить, и маме с папой помочь, да ещё и выспаться.
Столь резкий переход от одного режима к другому у многих детей вызывает протест: тут и болезни, и стрессы, и травмы. Помогите своему ребёнку, разработав план на день с системой поощрений и наказаний. Задайте мотивацию для дальнейшей учёбы с помощью этой книги!
Совет 5. Настраивайте ребёнка на успех
Родителям свойственно воспринимать ошибки ребёнка как удар по собственной репутации. Как это, мой ребёнок схлопотал двойку? Как это, ребёнок забыл стихотворение на празднике? Мозг обманчив: мы начинаем фиксироваться на ошибках и не замечать успехов. Попробуйте применять правило зелёной ручки. Суть заключается в том, чтобы сначала хвалить, а потом предлагать улучшения.
Представьте, что учительница возвращает вам написанную контрольную и вы ожидаете, что весь лист перечёркнут красной ручкой с многочисленными замечаниями и восклицательными знаками на полях: это плохо, тут ты забыл, там сглупил.
Но вместо этого вы получаете лист, где зелёной ручкой подчёркнуто то, что получилось хорошо: ты применил правило, о котором часто забывал; ты исправил ошибку, допущенную в прошлый раз; ты проявил интересный ход мысли. А потом учительница добавляет: подойди после урока, обсудим, как можно улучшить некоторые детали.
Правило зелёной ручки эффективно в любой ситуации. Его применяют даже менеджеры в топовых компаниях: сначала хвалят сотрудника и перечисляют перечень его заслуг, а затем отмечают пункты, над которыми можно поработать.
Выбирая в первую очередь поощрять, а не критиковать ребёнка, вы заложите в него позитивное отношение к провалам: он не будет бояться ошибиться и получить замечание красными чернилами.
Никогда не отказывайте ребёнку во внимании
Ребёнок по-настоящему жаждет внимания взрослого
Ему важно знать, что вы действительно слушаете и смотрите на него, а не витаете где-то в облаках, продумывая свои взрослые дела. Показывайте вашу заинтересованность и проводите с ребёнком время качественно, не отвлекаясь на телефон
«Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много. Они готовы на всё, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим
Для пираний главная цель в жизни — это пожирать всё, что попадается им на пути. Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило»
Совет 1. Сделайте поддержку нормой коммуникации
Для начала задайте себе вопрос: принято ли в вашей семье поддерживать друг друга? Уделяете ли вы время тому, чтобы похвалить ребёнка, узнать, как у него дела, сказать ему что-то приятное?
Поддержка — одна из ключевых родительских функций. Если в семье нет доверительной атмосферы и вечером все молча сидят в телефонах, не стоит рассчитывать, что ребёнок сам начнёт выстраивать с вами близкие отношения.
Чтобы поставить поддержку на первое место, начните отслеживать свои реакции во время разговоров с ребёнком. Если вы чаще реагируете негативно («Почему четыре, а не пять?», «Зачем ты с ним общаешься?», «Даже слушать это не хочу», «Не умеешь — не берись»), уровень поддержки в семье критически низкий. Со временем ребёнок просто перестанет обращаться к вам по каким бы то ни было вопросам.
Возможны и агрессивные ответные реакции, избегание контакта: ребёнок будет закрываться, потому что не получает должной эмоциональной заботы.
А если в ваших реакциях преобладает позитивный настрой («Ничего страшного, получится в следующий раз», «Зато ты попробовал», «Оценки не главное», «Я тебя всё равно люблю»), ребёнок станет охотнее делиться переживаниями и доверять родителям сокровенные вещи.
Преимущества воспитания детей в одиночку
Pixabay/Pexels
• Свободная от сресса среда
Как правило, родители разводятся, чтобы не ссориться перед своими детьми. Наличие меньшего количества аргументов сделает окружающую среду менее подавляющей. Одинокие родители будут чувствовать себя в большей безопасности и почувствуют душевное спокойствие.
• Хорошее ролевое моделирование
Детям, чьи родители находятся в разводе, намного легче понять, что для нормальной жизни не обязательно нужен партнер. Ваш ребенок не будет бояться одиночества.
• Чувство ответственности и независимости
Поскольку родители-одиночки имеют напряженный график, дети станут более ответственными. Пока их родителей нет рядом, они будут выполнять работу по дому и другие вещи самостоятельно без помощи кого-либо еще. Уборка дома, стирка одежды, регулярное приготовление завтрака способствуют независимости, укрепляют уверенность в себе, повышают самооценку и формируют хорошую трудовую этику.
• Правильная дисциплина
Вы сами выбираете модель воспитания. Как одинокий родитель, убедитесь, что используете лучший метод, чтобы воспитать любящих, заботливых, надежных и хороших детей.
• Отсутствие конкуренции
Мамы и папы иногда соревнуются за любовь своего ребенка. Однако, если другого супруга нет в семье, у одного из родителей нет конкурента.
• Индивидуальное время
Несмотря на ваш плотный график работы, найдите способ провести время со своими детьми. Обычно родители, которые не могут удовлетворить желания своих детей, просто дают им вещи. Но они не знают, что это не то, что им нужно. Проводить с ними время лучше всего. Хотя это немного сложно, вы, конечно, можете это сделать.
• Мирная атмосфера
Проблемы между мамами и папами могут быть самыми разрушительными. Для семей с одним родителем спокойная атмосфера является преимуществом. Вы можете не только сказать до свидания обременительным отношениям, но вы также можете освободить себя от других забот.
• Свободное распоряжение деньгами
Деньги являются еще одним источником недопонимания между родителями. Вы не можете легко тратить деньги без согласия вашего партнера. Прежде чем что-то купить, вы обязательно должны спросить своего супруга заранее. Если вы воспитываете ребенка в одиночку, то это дает вам шанс самостоятельно распоряжаться деньгами.
Воспитание ребенка: самые популярные методы
Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество
Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах
Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.
Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:
- Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
- Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
- Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
- Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
- Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.
Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.
В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».
Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете
При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне
Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.
Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.
Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.
Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.
Завтра рано вставать…
Каждый день вы ждете его из школы, и время, кажется, еле ползет. Наконец он появляется в дверях, ваш новоиспеченный первоклассник. Вы бросаетесь к нему с нетерпеливым вопросом: “Ну как?” И в ответ получаете безликое: “Нормально…” И все. Куда-то он бежит, спрашивает о чем-то незначительном
Он что, не чувствует важности этих первых школьных дней в его жизни?!
Все нормально. И правильно. Он все пережил. Даже очень сильно. Просто теперь ОНО позади. И нужна психологическая пауза. Когда вы дойдете до дома, можно будет снова вспомнить, что произошло сегодня с вашим малышом…
В первый день, конечно, дома многих ждал подарок. “Взрослый”, связанный с будущей школьной жизнью. Например, новый том красочной энциклопедии. Или какая-нибудь разрезная игра. Или сладости, которые полагается есть при поступлении в первый класс: конфеты “Первоклассница”, печенье из буковок, макароны из цифр и торт, на котором выложено: “1 сентября”.
Теперь каждый день вы всей семьей садитесь за стол и с удивлением “замечаете”, что в вашем Мишеньке (Сашеньке, Наденьке) что-то изменилось. На первый взгляд даже непонятно, что именно. Какая-то серьезность в глазах. Собранность, которой не бывает у дошкольников. А как же иначе? Ведь перед тем, как лечь спать, надо проверить, в порядке ли портфель, все ли там на месте.
Кстати, учительница не говорила, что завтра надо принести что-нибудь, чего в портфеле не оказалось? Говорила? Оказывается, нужно срочно идти в магазин? Что ж, пойдем вместе
Это очень важно. И нужно сделать это незамедлительно
А потом хорошо бы позвонить бабушке и дать подробный, детальный отчет о том, как зовут учительницу, за какую парту и с кем посадили нового ученика (если соседка – девочка, как она выглядит?), что ели на завтрак и что лежит в портфеле, как прошел очередной день…
Одежду нужно аккуратно сложить на стульчике, чтобы с утра не искать. И перед сном можно посмотреть какой-нибудь специальный мультик на “школьную тему”… Спокойной ночи, малыш! Завтра рано вставать.
Рубежи профориентации
У большинства детей без каких-либо ярко выраженных способностей (например, абсолютный музыкальный слух в три года) склонность к определенным видам деятельности выявляется в семь-восемь лет, когда завершается период игровой деятельности и начинается развитие эмоциональной сферы. До этого возраста проявляются в основном творческие способности, и зачастую нет смысла чем-либо серьезно заниматься, потому что ребенок еще не способен осознавать, например, гимнастику или плавание как «работу». Решение погружаться в это для него — игра, зависящая от факторов «хочу»/«не хочу». До семи-восьми лет ребенок в целом может интересоваться только игровыми видами деятельности и ходить в секции лишь ради друзей. И только потом начнется пора настоящего интереса к спорту, музыке или шахматам.
Подростковый кризис (примерно 13 лет) тоже может повлиять на интересы ребенка, который начинает искать себя в мире. Причем возможны два варианта: попытка стать максимально самостоятельным и выбрать «взрослое» занятие или, наоборот, всеми силами пытаться отодвинуть взросление и вернуться к детским увлечениям. Например, ребенок до школы занимался плаванием, потом бросил, и в 13-15 лет снова хочет туда же, просто потому что эмоционально процесс возвращает его в условные шесть-семь лет.
После завершения подросткового периода (18-19 лет) эмоциональная сфера начинает сдавать позиции перед рациональной, и это тоже может повлиять на смену интересов человека. Выбор профессии уже чаще происходит не по критерию «нравится» или «не нравится», а с учетом перспективности, востребованности, полезности для мира и общества. В исследовании, проведенном в Бразилии на людях в возрасте 12-65 лет, четко прослеживаются изменения ценностей с течением жизни. Для 20-30 летних было характерно стремление к карьерному росту, в то время как после 30 лет рос интерес к семье, и здесь на первый план может выйти стабильность профессии, а не ее перспективность.
Экономика образования
Что сейчас считают важным в образовании люди разных поколений
В исследовании коммуникационной группы ADV Group, проведенном в 2014 году (больше подобных исследований не выполнялось), четко видны изменения интересов в зависимости от возраста. У подростков 13-17 лет акцент идет на видеоигры, спорт, моду, музыку и танцы, а у студентов 18-24 лет приоритеты смещаются: спорт теряет актуальность и пропадает из топа. Возможно, одна из причин в том, что родители в этом возрасте уже перестают влиять на выбор ребенка, и он может уйти из секций, в которые его отдали. Кроме того, часто после школы те, кто не планирует дальше связывать жизнь со спортом, бросают его. У молодых людей 25-34 лет в топе интересов остается мода, появляется тяга к кулинарии и возвращается на прежние позиции спорт. После 35 лет картина остается прежней, но добавляются путешествия, а после 45 лет в топ попадает литература, которая остается актуальной и для людей 55-64 лет, и для тех, кому 65-74 лет, но сюда также добавляются искусство и кино.
Совет 2. Исследуйте, как ребёнок просит о поддержке
В понимании взрослого человека запрос на поддержку — это прямая фраза «мне плохо, пожалей меня». Но у детей всё работает иначе: из-за юного возраста и отсутствия богатого жизненного опыта им труднее распознавать свои эмоции и отслеживать ментальное состояние. Иногда они просто не понимают, почему им сейчас плохо, и не могут подобрать правильные слова для того, чтобы выразить свои тревожные чувства
Поэтому для родителя важно приходить на помощь раньше, чем об этом попросят
Здесь многое зависит от возраста: младшеклассникам требуется гораздо больше поддержки, чем старшим школьникам. Поддержка и забота должны стать основой общения с детьми младшего возраста. Характерный запрос на поддержку у детей до 11–12 лет — начать капризничать и требовать родительского внимания. Они могут прибежать, попросить пообниматься и поиграть.
А с подростками сложнее — они мало того что не запрашивают поддержку, но и могут отмахиваться, когда вы пытаетесь её оказывать. Следует изучить, в какой форме приходит просьба о поддержке. Возможно, вы этого даже не замечаете или не воспринимаете всерьёз. Частое явление — подросток приходит постоять рядом, пока вы занимаетесь своими делами на кухне.
Всегда оценивайте среднее состояние вашего ребёнка: что для него эмоциональная норма, а что нет? Ведь поддержка бывает разной.
Если ребёнок учится дома — неважно, на дистанционке или в онлайн-школе, — полезно понаблюдать, какой поддержки ему не хватает. Для кого-то это организационная поддержка: помочь выработать самодисциплину или составить расписание
А кому-то в первую очередь требуется эмоциональная поддержка: если ребёнок перешёл на онлайн-обучение совсем недавно, ему может быть сложно адаптироваться к новым процессам.
<<Форма демодоступа>>
Какие факторы провоцируют РПП
Специалисты выделяют несколько наиболее частых «спусковых крючков» пищевых расстройств.
Стандарты глянцевой красоты
Массовая культура последних нескольких десятилетий внесла очередные коррективы в стандарты красоты, и всё больше девочек-подростков стремятся к недостижимой «идеальной» худобе. Благодаря кинематографу и рекламе мы считаем, что красивая девушка обязательно должна быть худой, не иметь ни единого волоса на теле, кроме головы, питаться салатами и не притрагиваться к еде после шести.
Масло в огонь нездорового восприятия женского тела подливают тематические паблики во «ВКонтакте», чаще всего рассчитанные на женскую аудиторию: «90–60–90», «40 кг», «Типичная анорексичка». Наряду с вполне нормальными тренировками и советами по питанию можно встретить нездоровые диеты, на которые подсаживаются множество школьниц: например, в попытке угнаться за стандартами на протяжении нескольких дней рекомендуется есть только шоколад и пить воду.
Но в последние годы набирают популярность альтернативные тенденции. Медиа и телевидение начинают пропагандировать принятие себя. Крупные бренды приглашают на съёмки людей с разным цветом кожи, весом, ростом. В соцсетях запускают флешмобы: например, призывают публиковать свои естественные фотографии с хештегом #nofilter. Тенденции не могут не радовать: такая позитивная культура восприятия тела помогает подросткам справляться с переходным периодом и принимать любые внешние изменения, а также быть толерантнее к людям, не похожим на них самих.
Неосторожные комментарии окружающих
Большинство историй, которые рассказывают люди, страдающие РПП, начинается с того, что в детстве или раннем подростковом возрасте кто-то бросил им обидные слова. Фраза одноклассника «Ты жирная», комментарий бабушки «Куда тебе добавку, щёки вон уже какие», реплика подруги «А где у тебя талия вообще» — могут спровоцировать тяжёлое психологическое расстройство на много лет вперёд.
Сейчас расстройство пищевого поведения начинается с 8–10 лет. Уже с детства подростки в нездоровой степени озабочены худобой. В основном это девочки, но РПП встречается и у мальчиков.
Отсутствие эмоциональной связи с родителем
Иногда еда становится единственным способом взаимодействовать с мамой или папой и получать от них любовь. Ребёнок хочет поесть в полночь — ему готовят, хочет пирожков — ему пекут. Нет никакой другой близости, кроме коммуникации «хочу поесть — дают».Тогда ребёнок выстраивает логическую цепочку: еда — это любовь. В более взрослом возрасте он самостоятельно утешает себя, заедая стресс. Характерное проявление такого пищевого расстройства — специальные ритуалы, например традиция объедаться после тяжёлой недели.
Нездоровые пищевые привычки в семье
Например, члены семьи привыкли есть, уткнувшись в гаджеты. Это способствует перееданию, так как человек не концентрируется на процессе приёма пищи и не осознаёт, когда произошло насыщение.Или родители наказывают и поощряют ребёнка едой: «Не доешь — из-за стола не выйдешь», «Доделай домашку, и разрешу съесть шоколадку». На самом деле еда не должна быть способом унижения или награды.
Как родителям вести себя с психологом
Вот несколько советов.
Обращайте внимание на поведение психолога. Если вы привели к специалисту юного ребёнка, то взрослый должен садиться так, чтобы находиться на его уровне
Например, на корточки. Отношение и умение идти на контакт считывается через детали.
Спрашивайте мнение ребёнка. Если ребёнок отказывается от встречи с психологом через несколько занятий, попробуйте мягко узнать, что именно ему не нравится. Ставьте желание ребёнка в приоритет и попробуйте сменить специалиста. Не рекомендуется настаивать на занятиях, если у вас возникают сомнения в том, что психологу удалось найти контакт с ребёнком.
Разговаривайте с психологом. Задавайте любые вопросы по поводу занятий с ребёнком — как проходит, в чём трудность, есть ли прогресс. Хороший специалист заинтересован в том, чтобы помочь, а если он называет ваши вопросы глупыми, то он недостаточно квалифицирован.
Будьте честны. Если психолог работает в том числе и с вами — говорите правду, не пытайтесь казаться «более хорошим» родителем, чем вы есть. Абсолютно все хотя бы раз в жизни кричали на ребёнка, шлёпали и вели себя неправильно. Специалист не станет осуждать и тыкать пальцем, но ему необходимо понимать ситуацию.
Портфель
Еще неделю назад предстоящая школьная жизнь казалась безоблачной и радостной, учебные будни таяли в розовом свете под звуки жизнерадостных маршей и напутственных речей. Но вот день за днем пробежала первая неделя. А с ней пришли и новые проблемы для первоклассника и для его родителей. Причем многие из этих проблем решаются просто – если ребенок научится с первых дней правильно распределять свое время, даже правильно собирать портфель…
Новенький школьный портфель или рюкзак требует особого отношения.
Самое замечательное свойство портфеля – он открывается. Портфель – это вместилище вещей наподобие горшочка из-под меда, который Винни-Пух подарил на день рождения ослику Иа. Малышу теперь надо собирать его каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно. Хорошо, если ребенок освоил пространство портфеля еще до начала учебного года. А если нет? Для многих первые двадцать минут урока оборачиваются полной волнений и неожиданностей поисковой экспедицией в портфельные недра.
Даже если вы разумные родители и приобрели малышу рюкзачок, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра и без использования инструментов для взлома, простой родительской инструкции: “Здесь у тебя лежит то-то, а здесь – то-то”, – недостаточно. Чтобы маленький первоклассник в течение учебного года легко собирал портфель, ему надо потренироваться: несколько раз произвести действия, напоминающие те, которые совершал ослик Иа с лопнувшим воздушным шариком. Он должен сам убедиться, как вещи “входят и выходят” из его школьной сумки.
Существенную часть содержимого портфеля определяет учитель. Список, озвученный на первом родительском собрании, пополняется в течение двух-трех первых недель учебного года.
Свое место должны найти пенал, линейка, цветные карандаши. Они тоже приобретались родителями по своему вкусу. И вот что выяснилось в первую же неделю. Некоторые мамы и папы не подумали о том, что покупают первокласснику инструмент, а не новую игрушку. И у новоиспеченного школьника в портфеле оказался пенал, который закрывается и открывается при помощи пульта, имеет на крышке встроенный будильник, кукарекающий каждый час, и исполняет полонез Огинского при попытке вынуть ручку.
Ходить с такой вещью в школу – дело рискованное. Игрушка в портфеле начинает пищать в момент, когда учитель наконец-то добился в классе тишины… В общем, обладатель музыкального пенала рискует оказаться за дверью.
Это относится и к карандашам, начиненным десятью грифелями и громко выстреливающим их, и к другим достижениям технического прогресса в области канцелярии.
Урок № 1: главное положительное качество школьных вещей – ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша – красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.
Урок № 2: В портфель не стоит класть сотовый телефон. Эту рекомендацию можно распространить и на любые дорогие вещи. Всякая вещь в школе может потеряться, забыться или быть украденной. Заботящаяся о детях администрация устанавливает в вестибюлях бесплатные телефоны-автоматы. В случае крайней необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской. То же относится и к дорогим наручным часам, которые ребята обычно снимают перед занятиями физкультурой и имеют обыкновение забывать в раздевалке.
Урок № 3: А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. Каких бы евроремонтных высот ни достигали школы, туалетная бумага в школьных туалетах вечно пропадает. А для первоклассника школьный туалет – серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить. Правильно, чтобы в портфеле еще лежала и пара бумажных салфеток – иногда нужно вытереть руки или нос (носового платка недостаточно или просто не оказалось).
Урок № 4: Нужны и специальные упаковки для завтрака: если в портфеле что-то разлилось или раздавилось, с этим стихийным бедствием малыш не в состоянии справиться.
Урок № 5: Игрушкам без разрешения взрослых в портфеле делать нечего. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а будут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.
Что такое «врожденные способности»
Не существует единого определения «таланта»: обычно его объясняют в виде совокупности способностей, причем реализованных. А в Большом психологическом словаре авторства Бориса Мещерякова и Владимира Зинченко «талант» и вовсе назван не научным понятием, а житейским, поскольку для него нет методов диагностики. Он также соотносится с понятием «одаренность» и может определяться как высокий уровень развития способностей. В книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» американского психолога Говарда Гарднера описано семь видов таланта или типа интеллекта:
- вербально-лингвистический;
- музыкальный;
- логико-математический;
- пространственный;
- телесно-кинестетический;
- внутриличностный;
- межличностный.
Согласно ним человек получает склонности к определенной профессии. Например, вербально-лингвистический тип интеллекта отвечает за способность писать и читать, соответственно, с ним легче стать журналистом или юристом.
Нидерландский нейробиолог Дик Свааб в свою очередь говорил, что талант закладывается в мозге (фактически, зависит от его структуры), а в книге приводил в пример скрипачей, у которых увеличена часть мозга, контролирующая пальцы левой руки. А в исследовании Института генетики и цитологии НАН Республики Беларусь удалось выявить отличия детей-спортсменов (с заложенными склонностями) от «обычных» — повышенная способность к утилизации глюкозы в печени и мышечных волокнах и устойчивость к гипоксии в генах. У музыкантов и художников превалировала аллель G, которая отвечает за способность долго выполнять работу на одинаковой интенсивности, что формирует психологическую выносливость.
Экономика инноваций
Почему в Китае популярны детские ДНК-тесты для определения вундеркиндов
Талант подразумевает способности человека к определенному делу: например, он потрясающе рисует, при этом не зная досконально теорию, или в два-три раза быстрее сверстников обучается языкам. Однако талант — это только предрасположенность, которая без должного развития никак не способствует освоению какой-либо профессии. В разных источниках таланту отводится от 5% до 10% от всех факторов успеха — остальное зависит от упорства и трудолюбия. Так, существует «правило 10 тыс. часов», озвученное канадским журналистом Малкольмом Гладуэллом, которое гласит, что для достижения экспертности в каком-либо деле нужно посвятить ему 10 тыс. часов. Оно сформировалось после исследования роста мастерства скрипачей и пианистов, проведенного в 1993 году. Его авторы опровергали значимость таланта и указывали на то, что различия в результатах музыкантов сводились только к объему их практики. Величина в 10 тыс. часов условна, но сама идея верна: намного важнее иметь интерес к конкретной сфере, чем способности.
Например, если человек от природы великолепно поет, но ему это неинтересно, он не будет учиться и развиваться, и прекрасным певцом не станет. То же касается и других профессий. При этом даже самый яркий талант еще нужно обнаружить. И это не всегда происходит, когда родители умиленно наблюдают за двухлетней дочерью, садящейся в шпагат и встающей на мостик без подготовки, подражая гимнасткам на экране телевизора. Чтобы условный талант получил развитие, человек должен уделять этому все свободное время, а значит, быть заинтересованным в конкретной деятельности. Никакой талант бы не помог Биллу Гейтсу стать фигурой мировой величины в ИТ, если бы он не имел страсти к программированию с подросткового возраста.
Памятки по выполнению домашних заданий
1. Как научиться правильно списывать:
- Прочитай предложение.
- Выяви смысл непонятных слов.
- Найди буквы, написание которых нужно проверять. Вспомни правило, подбери проверочные слова.
- При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
- Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.
2. Как подготовиться к диктанту по учебнику:
Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
Найди в каждом предложении слова, написание которых нужно проверять
Подумай, как проверить.
ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находится проверяемая буква.
Обрати внимание на знаки препинания.
3. Как подготовиться к письму по памяти:
Прочитай текст
Выясни смысл непонятных слов.
Обрати внимание на точность употребления слов в тексте.
Выучи текст наизусть.
Найди слова, написание которых нужно проверять.
Закрой учебник и еще раз повтори текст.
Напиши текст и проверь запись по учебнику.. 4
Как сделать звуко-буквенный разбор слова:
4. Как сделать звуко-буквенный разбор слова:
- Напиши слово, поставь знак ударения.
- Определи, сколько в слове слогов.
- Сколько в слове звуков и сколько букв?
- Сколько гласных букв и сколько согласных букв?
- Какой звук обозначают согласные буквы: звонкий или глухой, твердый или мягкий.
ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: льдинка – 2 слога,6 звуков, 7букв; – звонкий, мягкий; – звонкий, мягкий; – звонкий, твердый; – глухой, твердый.
5. Как разобрать слово по составу:
- Найди в слове окончание. Для этого замени слово: поездка, поездку, поездкой, а – изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой окончание а: поездка.
- Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, поезд, съезд), сравни их и выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком корень: поездка.
- Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: езда, подъезд. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком приставку: поездка.
- Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели значком: поездка.
6. Как разобрать предложение по членам речи:
- Определи, о ком или о чем говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Подчеркни подлежащее одной чертой.
- Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал?(или другие вопросы к словам, которые обозначают действие предмета). Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
- Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками: Вертолет летел над широкой рекой.
7. Как составить план текста:
- Раздели текст на законченные части.
- Кратко назови основную мысль каждой части текста. Это и будут пункты плана.
8. Как подготовиться к изложению:
Прочитай текст. Определи его тему в основную мысль.
Найди в тексте опорные слова.
Составь план.
Найди буквы, которые нужно проверять. Объясни, почему так пишутся слова.
Еще раз прочитай текст
Обрати внимание на точность употребления слов и словосочетаний.