Мифы XXI века о воспитании ребенка

2 Ребёнок — копия родителей

На самом деле, из 46 хромосом, которые мужчина и женщина передают своему потомству, активно работают только 23. Остальные находятся в «спящем» режиме. Может быть, они «проснутся» в детях наших детей, а может, не станут активными никогда. Смысл в том, что мы передаём детям не только свои гены, но и гены наших родителей, и более далёких предков.

Так что не стоит удивляться, если в семье рабочих вдруг рождается одарённый скрипач или учёный. Никакого божьего чуда. Просто в роду были талантливые люди, и теперь, несколько поколений спустя, их гены «проснулись». Правда, в роду могут оказаться не только таланты, но и алкоголики, и шизофреники. Никто из нас не застрахован от такого «наследия». Факт в том, что ребёнок даже на генетическом уровне принадлежит родителям меньше, чем они думают.

Алексей Серебряков, воспитывающий ребятишек из сиротского приюта, заявил, что разницы нет. Он прав. В какой-то степени мы все воспитываем чужих детей. Так что, надо быть осторожнее, говоря ребёнку: «ты моя кровиночка». Он не только ваша кровиночка…

“Цивилизованный” развод меньше травмирует детскую психику.

Считается, что если в процессе развода и после него супруги стараются хотя бы внешне сохранять дружеские отношения, то их расставание менее болезненно для детей. То, что это не так и развод родителей в любом случае травматичен для ребенка, недавно доказала команда специалистов из университета Индианы во главе с доктором Джонатаном Бекмайером.

womenparadise.ru

Исследование охватывало 270 жителей одного из американских штатов, которые развелись или расстались в период с 1998 по 2004 годы и приняли участие в программе “совместное воспитание детей после развода”. Во время опроса 31% добровольцев охарактеризовал свои отношения с бывшим супругом или супругой как “кооперативные и цивилизованные”, 45% назвали их “умеренно дружескими” и включающими редкие конфликтные ситуации, и, наконец, 24% заявили, что их взаимодействие друг с другом после разрыва было “редким, но конфликтным”.

Затем ученые попросили участников исследования рассказать, как развод отразился на детях, возраст которых на тот момент составлял в среднем восемь лет. Выяснилось, что дети, чьи родители развелись, впоследствии чаще других имели сложности с поведением и успеваемостью, страдали от повышенной тревожности, депрессий и наркотической зависимости. Причем это никак не зависело от того, как складывались отношения родителей в период развода и после него. То есть оказалось, что стремление сохранять хорошие отношения с экс-спутником жизни не оказывает никакого влияния на то, как чувствуют себя дети. Влияние оказывает лишь сам факт того, что родители расстались.

Если ребенка приучают употреблять спиртное под контролем взрослых, в дальнейшей жизни он будет застрахован от алкоголизма.

Увы, специалисты из Национального исследовательского центра по вопросам наркомании и алкоголизма в Австралии выяснили, что такая практика приводит к обратным результатам. К 16 годам подростки, чьи родители разрешали им в более раннем возрасте пить спиртные напитки в небольших количествах, втрое чаще начинали испытывать зависимость от алкоголя, в отличие от своих сверстников, которым употреблять спиртное вообще не разрешалось.

Если юноша или девушка не распробовали вкус спиртного еще в детстве, при попустительстве родителей, то шансы на то, что им захочется неумеренно пить в 16-18 лет, значительно снижаются, доказали ученые. Нередко приходится наблюдать, как взрослые наливают ребенку младшего школьного возраста по “чуть-чуть” на донышко бокала, чтобы он мог чокнуться с соседями по застолью… С годами дозы растут, и в 13-14 лет “чуть-чуть” превращается в целую рюмку. И вот уже, заметив на столе оставленную взрослыми начатую бутылку, подросток наливает себе оттуда сам…

“Употребление подростками алкоголя чревато травмами, заболеваниями, передающимися половым путем, развитием зависимости от алкоголя и, как следствие, изменениями функций головного мозга, – пугает Маттик. – Поэтому мы советуем подросткам избегать алкоголя как можно дольше”.

Миф 2: Щедрость родителей – залог счастливого детства

Памятуя о своём советском детстве, папа с мамой принимают решение не ограничивать ребёнка в подарках. В результате сынок или дочка буквально завалены игрушками разных мастей, а родители считают, что таким образом они удовлетворяют базовые потребности маленького человека и тем самым дают ему возможность стремиться к «высоким идеалам».

На самом деле:

Таким поведением родители добиваются ровно противоположного результата. Малыш начинает воспринимать подарки как нечто должное и вместо духовного самосовершенствования попросту придумывает, что бы ещё такое-эдакое попросить у безотказных родителей. Кроме того, покупки становятся эквивалентом внимания и любви.

Рассказывая детям о полезной пище, проще заставить их ее съесть.

Оказывается, делать этого не следует: вы можете достичь совершенно противоположного эффекта! К такому выводу пришли совсем недавно исследователи из Северо-Западного университета в штате Иллинойс (США).

Ученые набирали две группы детей в возрасте от трех до пяти лет. Всем ребятишкам рассказывали историю о девушке, которая ела крекеры или морковь. Но при этом в деталях история различалась: так, первой группе говорили, что указанные продукты принесли героине конкретную пользу – сделали ее сильнее или помогли научиться считать. Второй группе о пользе крекеров или моркови не сообщали.

Затем малышам предлагали отведать тех продуктов, о которых говорилось в сказке. В итоге те, кто не знал об их преимуществах, съели больше, чем те, кому их «рекламировали».

mama.tomsk.ru

Как же объяснить этот парадокс? С раннего детства нас приучают к тому, что лекарства часто бывают горькими и неприятными на вкус.

Поэтому лучше давать детям еду без каких-либо комментариев или же рассказывать им только о том, какая она вкусная, но никак не о ее пользе для здоровья или ума, советуют эксперты.

Для развития детей надо постоянно с ними заниматься.

Уже с двух-трех лет малышей водят на различные кружки и в “группы развития”, подсовывают им раскраски и развивающие игры… Однако британский исследователь Дэвид Уайтбрэд полагает, что интеллект лучше развивается у тех детей, которые часто остаются в одиночестве. Это способствует формированию новых полезных умений и навыков.

Детям с ранних лет необходимо самостоятельно исследовать окружающий мир. Если же их постоянно контролируют, то трудно бывает сформировать собственное мнение о мире. В результате ребенок растет безынициативным, мыслит стандартно и не всегда находит выход в сложной ситуации без подсказки старших. Полезно хотя бы на пару часов в день предоставлять ребенка самому себе, советует Уайтбрэд.

3 Все дети одарённые

Передачу «Лучше всех!» нельзя смотреть без содрогания. Бедные дети! За что их так мучают? Родители выставляют их на всеобщее обозрение, как дрессированных животных. Надо же своё тщеславие потешить. Только им невдомёк, что ничего хорошего этих детей не ждёт. Их жизнь очень скоро превратится в ад. И руку к этому приложат сами родители.

В определённом возрасте все дети рисуют, лепят, поют или пишут стихи. Это нормальная часть взросления. Некоторые взрослые решают, что у ребёнка талант, и начинают мучить его кружками, секциями, репетиторами. У маленького человека отнимают детство.

Ещё хуже, если у ребёнка уникальные способности, как в передаче Максима Галкина. Он знает наизусть всего Шекспира или перемножает в уме шестизначные числа. Его начинают растить как «будущего гения». Жизненная катастрофа такому ребёнку обеспечена.

Память на Шекспира или умножение чисел в уме — весьма специфические навыки. Карьеру на них не построишь. Неужели это не понятно? Люди становятся гениями уже в зрелом возрасте, благодаря упорству и труду. Но у ребёнка, привыкшего с малых лет считать себя уникумом, такие качества никогда не разовьются. Лучше оставить «одарённых» детей в покое и дать им расти нормально.

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Как выбрать книгу о воспитании

При покупке книги важны параметры, которые, несмотря на второстепенность, необходимо учитывать:

  • Формат. Не всем родителям удобна печатная литература. Некоторые предпочитают электронные версии, которые можно загрузить в свой смартфон. Большим преимуществом будет аудиоверсия, которая актуальна для занятых родителей. Можно слушать книгу во время прогулок со спящим в коляске малышом или выполнения рутинной домашней работы.
  • Форма подачи материала. Современные читатели не любят объемные тексты. Хорошо усваивается информация, поданная в схемах, таблицах, а иногда и в виде комиксов. Такое оформление позволяет основной мысли прочно закрепиться в памяти.
  • Актуальность темы. Книга, содержание которой актуально, гарантированно будет прочитана. Определите для себя, какие проблемы в воспитании волнуют больше всего. Это поможет подобрать книгу, в которой глубоко рассматриваются волнующие вопросы.

Полезными для выбора книг становятся форумы читателей и молодых родителей. На них можно встретить свежие рецензии не специалистов, а обычных родителей.

О слове «воспитание»

Вот, кстати, очень интересно, что значит слово «воспитание» по-русски. Знаете, слова очень часто подсказывают нам что-то. Вот также слово «воспитание». Сегодня этот миф не декларируется, но он как-то принят уже большинством населения, что воспитание – это неотступно следить за ребенком, это его хорошо кормить, хорошо одевать, в общем давать ему все. А на самом-то деле давайте вдумаемся в смысл слова «воспитание». Что такое приставка «вос-»?

Как правило в русском языке эта приставка означает вектор, направленный вверх: вос-хождение, воз-несение, вос-стание. Даже слово «возглас» означает звук, направленный к небу, т.е. вверх – вот что такое «возглас». А что такое «воспитание» значит? Это питание верха, а не питание низа. Это питание души. Души, которая должна восходить. Вот что такое «воспитание»! Смотрите, как русский язык показывает нам правильный вектор детоводительства. Воспитание – это восхождение души. Вернее, это такое детоводительство, которое способствует восхождению и возвышению души. И об этом надо помнить.

Стенограмма лекции психолога Ирины Медведевой.

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом. Я хочу знать, что люди говорят об этом

Я хочу знать, что люди говорят об этом

Миф 4. Надо всегда хвалить ребенка и радоваться его достижениям

Есть мнение: сделать ребенка уверенным в себе и успешным можно постоянными восторгами и похвалами – за его поделки, рисунки, а потом и другие достижения. Но у этой “палки” есть два конца, и оба вам не понравятся.

Во-первых, ребенок растет, и со временем для него становится важным мнение друзей или других взрослых. Если его успехам радуются только в семье, то рано или поздно человек поймет, что он герой – только у мамы на кухне, а все его короны и кубки – картонные. И это больно. Перехваленный ребенок может закрыться от внешнего мира, такого холодного и колючего, или затаить обиду на родителей, бабушек и дедушек, которые неадекватно раздули его ожидания от самого себя. Поэтому в похвалах стоит быть умеренными: поддерживать детей, но не защищать их от реальности.

А во-вторых, дети хотят радовать нас и получать нашу поддержку, но рисунки или школьные оценки – не единственное, что они могут сделать для этого. Хотя часто дети думают именно так. Если ребенок знает, что мама пьет кофе со сливками, папа любит чай с лимоном без сахара, а бабушка укрывается пледом, когда смотрит кино, – тогда он может приносить радость по-другому и получать за это искреннюю благодарность. Просто нужно научить его этому. Покажите, как сварить кофе или заварить чай с мелиссой, приносить подушку под спинку, поливать цветы – и ваши отношения станут теплее и глубже, а ребенок будет расти заботливым и внимательным.

Ребенок будет путать два языка

Достаточно длительное время считалось, что самые маленькие не могут различить два разных языка, а это понимание происходит ближе к пяти годам. Но недавние исследования показали, что малыш может воспринимать языки гораздо раньше.

Уже в 10–15 месяцев дети начинают лепетать на разных языках в зависимости от того, кто рядом. Например, из экспериментов европейских ученых было видно, что в мультинациональной семье ребенок лепечет звуками на английском, когда общается с мамой, и издает звуки на французском языке, когда находится отцом.

Так, можно предположить, что кроха чувствителен к тому, с кем разговаривает, еще с раннего детства.

Instagram @ pics_missmaya

На что обратить внимание при покупке книги?

Заходя в магазин, мы видим большие полки с корешками книг разного размера и цвета. Листая красочные страницы, изучая названия и авторов, сложно определиться с тем, какая литература достойна нашего внимания. Хочется, чтобы книга была емкая, практичная и полезная. Так как у многих разнятся ценности, то и литературные вкусы могут не совпадать.

При выборе важно ориентироваться на следующие три параметра: автор, наличие отзывов и основной посыл книги

Автор

Авторство играет решающую роль. Сегодня пишут книги все: от домохозяек до блогеров. В результате создаются горы литературного мусора, среди которого сложно найти что-то стоящее. Узнайте о личности автора как можно больше. Лучше, если это не просто практикующий педагог или психолог, но и хороший родитель. Можно знать много теории, но для большинства из нас важна практика. Если у автора есть несколько книг – это хороший признак. Значит, его труды продаются и читаются.

О хорошей книге несложно найти отзывы и рекомендации. Впечатления могут быть противоречивыми, но если их вообще нет, значит, книга не зацепила, не получила отклика в сердцах. Следовательно, не стоит тратить время на ее прочтение.

В отзывах можно ознакомиться с идеологией автора, его основными идеями. Это является важным параметром, о котором мы поговорим ниже.

Идеология или содержание

Если качество одежды или мебели можно определить на ощупь или зрительно, то книгу ценят за ту информацию, которую она содержит. Литературный труд всегда несет определенную идеологию. Она зависит от национальности автора, его религиозных убеждений и моральных качеств.

К примеру, в Китае важно воспитать у ребенка трудолюбие, сделать его успешным, лучшим. Для этого зачастую личные качества отодвигаются на второй план

В американских книгах акцент делают на свободе ребенка, его самовыражении. Одни авторы концентрируются на интеллектуальном развитии, другие – на эмоциональном или физическом.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Стереотип №2. «Выращу лидера любой ценой»

Еще одна мечта родителей в 21 в. — воспитать из ребенка лидера, который построит успешную карьеру, будет легко добиваться уважения и доверия людей. Каким должен быть такой человек? Ответственным, уверенным в себе, инициативным и решительным. Многие взрослые не могут похвастаться полным набором этих качеств в силу особенностей характера и темперамента. Лидер — это, скорее, заслуга не воспитания, а генов.

Бесполезно пытаться пробудить лидерские качества в тихом ребенке-интроверте, который чувствует себя комфортно только рядом с близкими. Да, вероятно, он не будет душой компании и руководителем большого предприятия. Однако ведь это не значит, что жизнь ребенка будет несчастливой.

Заблуждения о воспитании лидерских качеств

Не правы родители, которые считают, что:

  1. Нельзя вмешиваться в детские ссоры, так как это поможет ребятишкам научиться защищать свое мнение и справляться с трудностями.
  2. Во всех играх и домашних соревнованиях взрослый человек должен проигрывать, чтобы у малыша росла самооценка.
  3. Ребенку полезно оставаться один-на-один с проблемами, поскольку только так он научится анализировать ситуацию и находить решение.

По словам опытных психологов, только к трехлетнему возрасту у малыша могут проявиться задатки лидера. Такому ребенку нравится быть душой компании, знакомиться и общаться с новыми людьми, участвовать в массовых мероприятиях — конкурсах, концертах, соревнованиях. Если хотите и дальше развивать лидерские качества малыша, подавайте ему пример — будьте активным и инициативным человеком.

Читаем также: Как воспитать ребенка лидером. Сборник персонализированных сказок №3

Стереотип №3. Я воспитываю настоящего мужчину (истинную женщину)

«Вытри слезы, ты же мужик!» – рычит папа на упавшего с велика трехлетку. «Не ходи по лужам, ты же девочка», – упрекает мамаша двухлетку в бантиках. 

Давайте сначала разберемся с мальчиками. Нам хочется видеть и развивать в них традиционно мужские качества: самостоятельность, ответственность, умение принимать решения, силу воли. Эти качества невозможно проявить в состоянии неволи и принуждения, правда? Значит, чем меньше мы воспитываем, насаждаем, настаиваем, тем больше у ребенка шансов вырасти мужественным и психологически сильным. Лично я решила не мешать природе и давать сыну больше самостоятельности, хотя это порой бывает мучительно трудно.

Гендерные мифы о воспитании:

  • Мальчики не должны играть девчачьими игрушками и наоборот.
  • Девочки должны носить длинные волосы, только юбки и платья, брюки только для спортивных занятий.
  • Ребенок должен посещать спортивную секцию или кружок в соответствии со своим полом. Никакого бокса для девочек, никакого рукоделия для ребят.
  • Мальчиков нужно наказывать более жестко, чем девочек.

Теперь о девочках. На одном из форумов прекрасно описана самая популярная ситуация: «Мне все время говорили: нельзя, ты же девочка! Ты должна быть аккуратной, ты же девочка! Ты посмотри в свою тетрадь! Как ты пишешь?! Ты же девочка! Словом, я поняла, что худшее, что можно было сделать в жизни – это родиться девочкой. И я попала на все 100. И с этим надо как-то жить. Мне уже за 40. И недавно мужчина рассказал часть анекдота со словами: “Я не хочу революцию! Я хочу новое платье, я же девочка!” С этих пор началось моё новое осознание себя».

Даже не хочется здесь ничего прибавлять. Лично я усвоила, что своей дочери буду говорить о том, что она девочка, не через упрек. Просто будем вместе осваивать сложную женскую науку: вместе заботиться о котенке, вместе наводить марафет, вместе лечить папе порезанный палец. Это по-нашему, по-женски.

Фото: globallookpress.com

Миф 3: Методики раннего развития необходимы

Сегодня большинство молодых мам озадачены вопросом: «А всё ли я делаю для того, чтобы ребёнок развивался полноценно?» И вот малыш буквально с пелёнок начинает изучать иностранный язык по суперсовременной методике, и учится читать, ещё не научившись справлять нужду на горшок. И никаких «сюси-пуси»! Ребёнок с рождения должен слышать чётко поставленную речь, желательно со сложноподчинёнными предложениями!

На самом деле:

Такое рвение чаще всего связано с нереализованными собственными амбициями или простым веянием моды, но никак не с желанием самого ребёнка. Более того, чрезмерное увлечение ранними методиками развития может привести к обратному результату: те навыки, которыми малыш должен овладеть в определённом возрасте, не будут развиты в полной мере.

Кесарево лучше, нежели естественный родильный процесс

В этом мифе есть доля правды. Женщины боятся боли во время родов, поэтому чаще соглашаются на плановое кесарево, однако они не задумываются о последствиях.

Естественные роды – физиологический процесс. Все происходит своим чередом, постепенно подготавливается организм женщины и малыш к появлению на свет.

Кесарево сечение является вмешательством извне. Это стресс для организма беременной и ребенка, так как его быстро достают, существует риск проблем с органами дыхания. У женщин повышается риск инфицирования органов малого таза. После операции ее беспокоит сильная боль в области шва, так как для извлечения малыша сразу рассекаются 3 слоя ткани – брюшная стенка, мышцы и матка.

Период восстановления после кесарева сечения более продолжительный, нежели при естественных родах. Именно поэтому последние лучше. Однако при затяжных родах преимущество стоит отдавать операции, так как снижается риск гипоксии плода.

По поводу этого мифа можно сделать следующее заключение. Если есть показания, то, конечно, лучше кесарево сечение. При их отсутствии стоит рожать естественным путем.

Стереотип №1. «Мой ребенок — будущий гений»

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок отставал от своих сверстников и испытывал трудности с обучением, общением с людьми. Страх за будущее ребенка заставляет современных мам пичкать детей знаниями с самого раннего возраста. В результате детей пытаются обучать иностранным языкам, с года уже начинается чтение, а чуть позже малыша отдают на разные секции.

В магазинах и интернете сейчас можно найти всевозможные пособия и энциклопедии по воспитанию вундеркиндов, которые только подстегивают маниакальное желание современных мам быстрее развить интеллект малыша. Создаются форумы, на которых родители делятся успехами — у одних двухлетние сыновья уже читают наизусть стихи выдающихся поэтов, у других годовалые дочки говорят первые слова на английском. А еще повсеместно открываются садики с ранним обучением, в которых предлагается насыщенная программа.

Стремление обеспечить благополучное будущее для ребенка похвально. Однако специалисты предупреждают: чрезмерные нагрузки в раннем возрасте провоцируют общесоматические болезни, неврозы и часто даже убивают мотивацию к дальнейшему обучению

Родителям важно понять: ребенок должен играть и получать все радости детства, а для познания наук у него еще будет достаточно времени

Распространенные заблуждения родителей

Стараясь ускорить развитие малыша, родители ошибочно полагают, что:

  1. Если ребенок будет слушать классическую музыку с первых дней жизни, то вырастет интеллигентным и культурным человеком.
  2. Грудничок быстро заговорит, если постоянно будет слышать человеческую речь — к примеру, из телевизора.
  3. Малыша необходимо учить ходить на горшок как можно раньше — с момента, как он встанет на ноги.
  4. Ребенок способен одновременно учиться говорить и читать.

Эти утверждения не выдерживают никакой критики педиатров и детских психологов, а также просто опровергаются здравым смыслом. Специалисты напоминают мамам простую истину: всему свое время. Полугодовалый малыш может с интересом слушать как мама читает ему книжку, но это не свидетельствует о его гениальности или о том, что он понимает сюжет. Он просто весел и доволен от того, что с ним его мама, которая смешно озвучивает персонажей разными голосами, показывает цветные картинки. Поэтому следите за тем, чтобы малыш развивался по возрасту, но не перегибайте палку. Иначе все закончится неврозами.

Читаем также: Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Миф о партнерских отношениях

И вот еще один миф очень распространенный и очень близкий к мифу о давлении – это миф о том, что с детьми надо вступать в партнерские отношения. Вы знаете, это я очень часто сегодня слышу и даже от православных родителей. Они как правило говорят об этом с гордостью: «У нас с ребенком равные отношения. Мы ему друзья. Мы не ведем себя как старшие. Мы ему говорим: ты сам знаешь как правильно, ты мудрый, ты мудрее нас». Но это же чушь! Как это ребенок может быть мудрее взрослого? Взрослый, конечно же, мудрее ребенка. Взрослый образованнее ребенка, взрослый социальнее ребенка, ну, в конце концов, он просто взрослый, он просто старше намного.

Это миф очень фальшивый

Как мать может быть партнером своему ребенку, если она его носила в утробе? А потом кормила грудью? А потом кормила с ложечки? Вытирала ему задницу? Как она может быть ему партнером? Конечно, нет! Но, я хочу сказать, что я обратила внимание, этот миф очень соблазнителен именно для женщин. Женщины же боятся стареть, женщинам хочется быть вечно молодыми, а когда им внушают, что они должны быть друзьями, причем равными друзьями своему ребенку, у них создается иллюзия, что они вроде как дети, они вечно юные.. Не может взрослый человек быть с ребенком в партнерских отношениях

То, что в партнерских отношениях невозможно нормальное воспитание, это я, надеюсь, вы понимаете? Ну, не может мой товарищ по песочнице или мой друг по парте диктовать мне как жить, это же ясно, правда?

Не может взрослый человек быть с ребенком в партнерских отношениях. То, что в партнерских отношениях невозможно нормальное воспитание, это я, надеюсь, вы понимаете? Ну, не может мой товарищ по песочнице или мой друг по парте диктовать мне как жить, это же ясно, правда?

Но есть и не настолько лежащее на поверхности очень вредное явление, которое происходит с детской психикой. Представьте себе, у детей, родители которых находятся с ними в партнерских отношениях, возникают патологические страхи. Вот почему они возникают. Ну, с одной стороны вы знаете, что теперь, если ребенок сидит у телевизора, да еще играет в компьютерные игры, да еще и проходит ОБЖ в школе, он знает, что нет ничего опаснее, чем жизнь. Жизнь вся стоит из одних опасностей, она вся агрессивна, и агрессия эта направлена на него – маленького, беззащитного, слабого человека. А почему он чувствует себя беззащитным? Именно потому, что папа и мама (и другие взрослые иногда) вступают с ним в партнерские отношения. Он же не понимает, что это современная мода. Он думает, что его родители слабаки, если они ему говорят: «Мы ничего не знаем, ты мудрее нас».

Если мама выясняет с мальчиком какую часть пряника она имела право съесть, а за другую половину просит прощения, ребенок-то думает, что родители не защитят его ни от чего, они такие же как он, они равные ему, а он не может себя ни от чего защитить. Так что вот еще какие неочевидные явления вредоносные возникают от партнерского воспитания.

Воспитание должно быть в хорошем смысле слова авторитарным. Кто не авторитет, тот не защита. Кто не авторитет, тот вообще не может воспитывать ребенка. Поэтому, не исключая дружеские отношения… А почему не может быть старший друг? Родитель? Или учитель? Конечно, он друг! Не исключая дружеские отношения, обязательно родители должны быть на пьедестале; как и учителя, они должны возвышаться над ребенком. Он должен знать, что они гораздо умнее, гораздо мудрее, они гораздо образованнее, и поэтому они имеют право учить его жить. И должны. Они для этого и предназначены.

Миф 2: Родители должны делать все, чтобы их малыш был доволен (Все лучшее – детям)

«У моего ребенка должно быть все самое лучшее» – эту фразу мы слышим практически от каждого родителя. Мамы с папами отказывают себе во многих (даже важных) вещах, лишь бы их чадо ни в чем не нуждалось. И со словами: «А вдруг он будет чувствовать себя несчастным и обделенным», покупают дорогие брендовые вещи с игрушками и телефоны последней модели.

Вот только оправдываются ли такие жертвы родителей? Может частично. Но обычно дети, которым с детства «приносят все на блюдечке», во взрослой жизни сталкиваются с огромными трудностями. Ведь они не добивались чего-то сами, поэтому и не ощущали вкуса победы.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Миф 1: Детство должно быть без ограничений

Начитавшись книг по популярной психологии, а чаще – просто сомнительных статей в соцсетях, молодые родители часто доходят до крайности. Они буквально позволяют чаду делать всё, что захочется. Поначалу взрослые умиляются той непосредственности, с которой карапуз вмешивается в беседу старших, или прыгает на столе. Но по мере взросления ребёнка такие действия уже не расцениваются окружающими как милые детские шалости. А отсутствие ограничений приводит к тому, что он не знает и не понимает слов «нет» и «нельзя».

На самом деле:

Расширяя или вовсе убирая границы дозволенного, вы рискуете однажды столкнуться с тем, что ребёнок легко нарушит личные границы другого. Кроме того, разумные и понятные правила делают ребёнка не только более организованным, но и более спокойным.

Правила воспитания детей, требующие внесения поправок

Хорошие дети — послушные дети.

Беспрекословное послушание сдерживает личные желания и стремления ребенка. Воспитывайте детей в атмосфере уважения к вашему мнению и комфортном развитии по собственному сценарию, а не родительским шаблонам.

Детей нельзя ругать и наказывать.

Безусловно, о телесном наказании речи идти не может, также, как и об истерических криках родителей. Но здоровая критика по случаю вполне уместна. Необходимо корректировать поведение ребенка для того, чтобы он понимал что правильно, а что — нет, и формировал в себе нормальное восприятие критики.

Контроль поможет избежать неприятностей.

Слишком жесткий контроль родителей может способствовать тому, что ребенок вырастет боязливым, безынициативным. Объясните малышу правила безопасности, расскажите о последствиях безрассудных поступков.

С появлением ребенка родители должны заниматься только его воспитанием.

Малыш счастлив, если счастливы его родители. Вместо того, чтобы думать только о воспитании, начните получать от этого удовольствие, любите ребенка, почувствуйте, как вам интересно проводить время вместе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий