Почему возникает истерика?
- Воспитание по типу «кумир семьи», а также культивирование в ребенке демонстративных черт характера, поощрение «актерствования» и манерности;
- Врожденные особенности нервной системы;
- Состояние здоровья, истощенность после тяжелых травм и длительных болезней.
Почему у человека развивается приступ истерики?
Истерика – это вытеснение проблемы эмоциями. Человек видит перед собой проблему и пытается вытеснить ее из психики бурным проявлением эмоций. Проблема при этом часто так и остается нерешенной
Истерика – попытка манипулировать другими людьми, привлечь внимание, заставить их выполнить желаемое. С помощью приступа истерики ребенок или взрослый пытается добиться желаемого
И в том случае, если ему это однажды удалось, истерики будут повторяться. Они закрепятся, как модель поведения и будут использоваться в различных ситуациях.
Истерический припадок могут спровоцировать:
- отказ окружающих выполнить желание или просьбу;
- недостаточное проявление внимания или уважения;
- отказ в просьбе или неприятная фраза;
- длительная сексуальная неудовлетворенность;
- ревность;
- гормональные сбои при пмс, беременности и климаксе;
- длительное нервное напряжение, стрессы;
- работа в ночную смену;
- хроническая усталость, вызванная умственными и физическими нагрузками. данная причина может вызвать истерику у сильного волевого человека не склонного к истерическому поведению.
Помощь психолога при детских истериках
Итак, 3 года – время истерик. Но что если они не проходят и в 4, 5 и более лет? Здесь 2 варианта: либо родители в чём-то ошиблись, либо у ребёнка есть проблема. И вот здесь необходим третий шаг – поменять среду и способы взаимодействия с ребёнком, которые приводят к истерикам. То есть необходимо создать условия, при которых он сможет выражать свои чувства иначе, не допускать перевозбуждения или переутомления, выстраивать отношения со своим чадом так, чтобы необходимость в истериках отпала сама по себе.
В истории с Софией взрослые уменьшили длительность пребывания ребёнка в садике (по средам её стала забирать бабушка сразу после обеда), в выходные стали ограничиваться одним выходом «в свет», субботу или воскресенье полностью проводили дома в спокойных занятиях и длительных прогулках, начали использовать игры на эмоциональную разгрузку. Они иначе стали строить взаимодействие с ребёнком, больше поддерживать в неудачах, помогать справляться девочке с её трудными чувствами (гневом, страхом, недоумением).
Главное, что нужно сделать, если истерики случаются часто, протекают тяжело и ничто, кажется, не помогает – обратиться к психологу. Он поможет понять, в какой плоскости лежит проблема. Если всё дело в ошибках воспитания, психолог скорректирует действия родителей, разработает с ними такую модель поведения, которая решит проблему. С дошкольником старшего возраста также может быть проведена психологическая работа, призванная научить ребёнка приёмам саморегуляции.
Если психолог видит, что причина истерик кроется, скорее, в медицинской сфере, то порекомендует обследовать малыша, чтобы выявить проблему и приступить к лечению.
Истерика верхнего мозга
Данный тип детского поведения вызван моментальной эмоциональной реакцией, нарастающим недовольством или желанием как можно скорее добиться своего. Иными словами, это ситуация, во время которой ребенок резко занимает место посередине помещения, крича, топая ногами, заставляя таким образом купить новую игрушку. Истерика – обычный способ для манипуляции родителя, чтобы желание как можно скорее осуществилось. Ее возникновение – работа участков верхнего отдела мозга и в полной мере поддается контролю со стороны ребенка.
Данный вид истерики характеризует отличное осознание своего поведения, так как ребенок устраивает ее целенаправленно. Родитель может посчитать, что данное поведение не осознается чадом, но это заблуждение. Если в этой ситуации уступить и купить игрушку, которую так просят, спустя пару мгновение можно снова наслаждаться спокойствием, эмоциональное состояние ребенка будет ровным.
Истерика верхнего этажа – настоящий моральный шантаж, разрешить который можно лишь двумя способами:
- Поддаться на уговоры и выполнить то, чего хочет ребенок.
- Сделать вид, что ничего не происходит, чтобы лишить спектакля зрителей.
Психологи рекомендуют сохранять спокойствие при наблюдении детских истерик подобного вида. Стоит проявлять хладнокровие, понимать, что все делается ради блага ребенка. Если подобное поведение закрепится, то ребенок впоследствии не станет прилагать никаких усилий, предпочитая устраивать бурные эмоциональные сцены. Лучше всего с максимально спокойной интонацией пояснить ребенку о невозможности в данный момент исполнить его желание. Необходимо привести аргументы, чтобы ребенок прислушался к словам родителя и понял, что данное поведение крайне нежелательно.
Ребенок быстро прекратит истерику, если прибегнуть к следующей последовательности шагов:
- Пояснить, что его желания были услышаны.
- Привести весомые аргументы, почему они не могут осуществиться в данный момент.
- Дать понять ребенку, что его поведение не отличается адекватностью, вследствие чего к нему могут быть применены соответствующие воспитательные меры.
- Пояснить ребенку, что приобретение игрушки возможно, при соблюдении тех или иных условий (получение зарплаты, успешное окончание четверти, отсутствие замечаний, покупка другой куклы, менее дорогостоящей).
При продолжении бурной эмоциональной реакции и отсутствия желания пойти на уступки, следует обязательно прибегнуть к наказанию, если оно было обещано. Стоит пояснить ребенку, что данное поведение – крайне нежелательно и оно ни в коем случае не позволит получить желаемое. Как говорится, родитель его предупреждал.
Ребенок должен четко уяснить для себя мысль: жизнь не будет баловать мгновенным осуществлением желаний, для их достижения чаще всего необходимо приложить усилия, что впоследствии вознаградится полученными навыками, а также приятными эмоциями.
Как отличить истинную истерику?
Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.
Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.
Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.
Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?
Как быстро распознать верный тип истерики
Немногие родители способны понять, какой вид бурной эмоциональной реакции разворачивается в данный момент времени, вследствие чего они способны выдать неправильную ответную реакцию. Всегда можно обратиться к рекомендациям, помня о которых, можно быстро оперативно справиться с этой ситуацией.
Истерика, которая поддается контролю:
Ребенок начинает прислушиваться к словам родителя;
После слов о наказании, у ребенка выравнивается эмоциональный фон;
Можно быстро отвлечь малыша или переключить внимание;
Родитель может уговорить ребенка на компромисс;
Истерика больше похожа на демонстрацию и отстаивание своих прав.
Истерика, напоминающая неадекватное поведение:
- Можно наблюдать, что ребенок не понимает слов родителя, словно не слышит его;
- Не происходит выравнивания эмоционального фона после угрозы наказания и обещаний исполнить желание;
- Проявление агрессии ребенком к окружающим, так и самому себе;
- Ребенок не в состоянии осуществить контроль над своим телом, в то время как речь кажется непонятной;
- Истерика сродни аффективному состоянию.
Родители должны помнить, что не всегда взрослый человек своими силами способен справиться с эмоциональным срывом, в то время как для ребенка данный процесс вовсе не достижим. Самое главное, отнестись с пониманием и прибегнуть к рекомендациям, способным устранить данную ситуацию.
Как свести число истерик к минимуму
Полностью избежать детских истерик не удастся даже самым идеальным родителям, но можно существенно сократить их число. Для этого:
Соблюдайте режим. Чтобы нервная система ребёнка была в порядке, ему нужно хорошо высыпаться, регулярно бывать на свежем воздухе и много двигаться.
Дозируйте впечатления. После дня, насыщенного эмоциями, детской психике требуется пара дней разгрузки, без новых знакомств и ярких впечатлений.
Посвящайте ребёнка в свои планы
Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, ему очень важно знать, что будет через пятнадцать минут, час и завтра. Внезапные события и неизвестность поселяют в нём тревогу
Предоставляйте самостоятельность. Дайте ребёнку право выбора (что надеть, какую игрушку взять в ванну) и позволяйте делать самому то, что он умеет. Но будьте готовы помочь, если попросит.
Минимизируйте запреты. Чтобы слово «нельзя» работало, оно должно использоваться редко и только там, где действительно необходимо (например, нельзя играть на проезжей части). И обязательно объясняйте ребёнку причину запрета.
Будьте последовательны. Никакие уговоры и истерики не должны заставить вас отменить свой запрет. Точно так же вы всегда должны держать слово, данное ребёнку. Предсказуемость вашего поведения — залог здоровой психики ребёнка.
Сохраняйте спокойствие. У ребёнка не возникнет идеи добиваться своего слезами и криками, если в его окружении никто так не делает.
Проявляйте заботу. Следите за настроением ребёнка, разделяйте его радости и утешайте в горе. Учите определять и проживать свои эмоции. Будьте другом своему ребёнку, и у него не возникнет причин добиваться от вас чего-либо истериками.
Изображение на обложке: Felic Art / Dribbble
Физический дискомфорт
Ребенок еще не очень хорошо отдает себе отчет в своих телесных ощущениях. Он может испытывать какую-то боль или дискомфорт, что лишает его душевного равновесия, но при этом истинную причину своего состояния он не понимает. Истерику может вызвать и чувство голода, и элементарная физическая усталость. Вот пример.
Мама Света:
“Я решила устроить для пятилетнего сына праздник по полной программе. Сначала мы пошли в зоопарк. Юра ни в чем не получал отказа: хочешь к белым медведям – пошли к медведям, хочешь к жирафу – пожалуйста, на карусели – пошли на карусели. Потом зашли в кафе-мороженное, потом поехали в Парк культуры – снова кататься на каруселях, а вечером зашли к его лучшему другу, там они тоже повеселились от души. И уже перед тем, как пойти домой, решили забежать в магазин, где мне нужно было купить продукты. И вот там он устроил жуткий скандал из-за какой-то ерунды: потребовал купить очередную игрушку, а у меня уже деньги кончились. Вот ведь свинтус неблагодарный – я ему и то, и другое, а он вести себя нормально не может!”
Светино возмущение можно понять, но ведь на самом деле причина скандала была вовсе не в игрушке. Юра просто очень сильно устал за день – такую «культурную программу» и взрослому-то нелегко выдержать, а уж ребенку – тем более. Старайтесь дозировать даже развлечения, поскольку это, хоть и приятный, но все-таки стресс для неокрепшей психики.
Три года: почему ребёнок закатывает истерики
Большинство исследователей сходятся в том, что, пока не созреют отделы головного мозга, отвечающие за эмоции и произвольное поведение, ребёнок лишь частично способен контролировать свои поступки. Возможность сдерживаться и спокойно реагировать формируется на протяжении всего детства человека и является продуктом научения. Общаясь с окружающими, ребёнок видит разные формы поведения и присваивает их. Кроме того, количество и качество эмоциональных проявлений напрямую зависит от темперамента ребёнка, т. е. от соотношения процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Психика ребёнка переживает период активного созревания в возрасте 3–7 лет. Дети ещё неспособны управлять своим поведением, не могут сдерживаться и быть терпеливыми. Регулярный детский плач и взрывы эмоций в это время — одна из сторон родительства. Это нормально и связано с тем, что малыш растёт.
Чем младше ребёнок, тем чаще он ноет и истерит. Дело в том, он всё время сталкивается с огорчающими его обстоятельствами, но практически не может их изменить. Ему предстоит научиться принимать действительность, в которой не всегда получаешь то, что хочешь. Дети особенно болезненно переживают отказы, потому что сталкиваются с ними впервые. Так возникает крик из-за того, что на обед не та котлета, а мама подвинула любимую игрушку на миллиметр.
Ребенок закатывает истерики. Разбираемся в причинах
Топ-9 частых причин истерик
- Перевозбуждение и переутомление;
- Возрастные кризисы;
- Сопутствующие соматические заболевания;
- Невозможность получить желаемое;
- Недостаточность внимания со стороны родителей;
- Отсутствие поведенческих границ в семье;
- Ревность к другим членам семьи;
- Вмешательство взрослых в игру или ранее начатое ребенком дело;
- Излишняя критика со стороны взрослых
В некоторых случаях, когда истерики становятся регулярными, целесообразным будет ведение «дневника», где вы сможете отмечать, что привело к той или иной реакции ребенка, сколько она длилась, и как удалось с ней справиться. «Дневник» поможет выделить триггерные факторы, и в последующем будет проще работать именно с ними.
Какие симптомы истерики у взрослого?
Внешние проявления приступа истерики:
Крик, обвинения, угрозы. Плач в голос, часто без слез с закрытыми глазами. Выкрикивание отдельных звуков, слов. Повторение одних и тех же фраз. Беспорядочные движения. Заламывание рук, топанье ногами, царапанье лица, вырывание волос, скрипение зубами. Движения судорожные и театральные, при этом человек не наносит себе значительного вреда. Падение на пол
Делает это осознанно и достаточно осторожно, чтобы не травмировать себя
Вегетативные нарушения:
- Икота;
- Рвота, вызванная спазмом желудка;
- Нарушение глотания связанное со спазмом мышц гортани и пищевода;
- Спазм гортани, сопровождающийся чувством удушья;
- Учащенное мочеиспускание;
- Дрожание тела – дрожат руки, подрагивает подбородок;
- Временная утрата функций. По словам человека, он теряет способность слышать, видеть, различать запахи и вкусы, чувствует онемение в половине тела. Эти нарушения развиваются на фоне полного здоровья всех органов и нервной системы. Часто у человека обнаруживаются именно те симптомы, которые в его понимании должны быть при болезни.
Помните, что при истерическом припадке никогда не возникает следующих симптомов:
- выделение пены изо рта;
- прикусывание языка;
- болезненные удары головой;
- настойчивые просьбы ввести определенный препарат;
- непроизвольная дефекация и недержание мочи;
- нарушение сознания;
- отсутствие реакции зрачков на свет;
- глубокий сон сразу после припадка.
эпилептического припадкаинсульта
Что такое истерика?
Истерика – это яркая, гипертрофированная эмоциональная реакция, вызванная состоянием крайнего нервного возбуждения. Ребенок теряет самообладание, контроль над собой, он может кричать до хрипоты и икоты, валяться на полу, суча руками и ногами, даже бить или кусать взрослого при попытке успокоить.
Истерика – это своеобразный сигнал, что ребенка что-то беспокоит или раздражает, что у него случилась перегрузка нервной системы, и справиться иначе, чем неконтролируемым выплеском негативных эмоций, трудно, может быть, даже невозможно. Чаще всего подобные приступы случаются у детей с подвижной легковозбудимой психикой, склонных к тревожности, повышенной ранимости, частой смене настроений. Даже у самого спокойного ребенка могут случаться истерики, однако чаще им подвержены менее уравновешенные дети.
Причины истерик у детей
Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?
1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.
2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.
3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.
4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.
5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.
6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.
7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.
Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.
Неконтролируемая истерика
Чаще всего во время истерики ребенок, не прекращая горьких рыданий, одним взглядом посматривает на окружающих, проверяя, насколько сильно действует его оружие, и не пора ли прибавить громкости или, наоборот, пора уже прекращать. Но иногда малыш впадает в такое состояние, когда он уже не может сам справиться с истерическим плачем.
Как отличить такую неконтролируемую истерику от манипуляции?
После истерики-манипуляции у малыша мгновенно меняется настроение, он успокаивается очень быстро. Неконтролируемую истерику ребенок сам остановить не может, даже если хочет это сделать. В этом случае не стоит оставлять его одного, он почувствует себя брошенным и несчастным. Ребенку действительно трудно – помогите ему справиться с непростой ситуацией!
Для этого нужно взять малыша на колени лицом к себе, обнять его и удерживать в таком положении, даже если он будет сопротивляться
Попробуйте немного покачать его на руках, отвлечь, переключить его внимание на что-то интересное и значимое. Хорошо помогают в таких случаях теплая ванна, приятная музыка, горящая свеча, на которую вы вместе посмотрите
Истерика нижнего мозга
Отличие от первого вида истерики – бурная эмоциональная реакция, вызванная временным неадекватным поведением ребенка. Сильные негативные чувства (раздражение, злость) могут настолько охватить отпрыска, что у него пропадает рассуждать здраво, прислушиваться к словам родителя. Этот тип поведения захватывает нижнюю часть мозга, в полной мере блокируя способность ребенка к контролю своих эмоций, не давая возможности задуматься над своей реакцией.
Истерика данного типа может напоминать аффективное состояние, когда происходит невозможность адекватно мыслить. Абсолютно любые слова, высказанные, как со спокойной, так и эмоционально окрашенной интонацией, не смогут помочь ребенку. Грамотным путем решения в этой ситуации будет помощь в снятии психического напряжения, что позволит ребенку вернуться в эмоционально уравновешенное поведение.
Не стоит ругать ребенка, взывать к совести, требовать успокоиться. Родитель в данной ситуации не будет услышан!
Самое главное – позволить ребенку выйти из плена бурной эмоциональной реакции, чтобы избежать различных проявлений агрессии, в том числе аутоагрессии (против самого себя). Ребенок совершенно не контролирует себя. Ни в коем случае нельзя игнорировать его состояние, оставлять в полном одиночестве или показывать абсолютно непробиваемую реакцию.
При нерезультативности разумных доводов и логики, следует прибегнуть к совершенно другим методам:
- Взять ребенка на руки и прижать его к себе;
- Негромко, спокойно обратиться, пояснив малышу, что ничего страшного не случилось;
- Необходимо увести ребенка с места, где произошла столь бурная эмоциональная реакция;
- Прибегнуть к тактильному способу успокоения: поглаживание, объятья дадут ребенку понять, что он находится в безопасности.
Для начала стоит помочь ребенку вернуться в ровное эмоциональное состояние. После того, как ему удалось успокоиться, можно устраивать спокойный разговор. Не нужно стыдить чадо, ругать, высмеивать поведение. Это может привести к возвращению истерики. Самое главное для родителя – понять причины, из-за которых случилось подобное поведение.
У ребенка, который подвергся истерике нижнего этажа, обострена потребность в одобрении, утешении и поддержке со стороны родителя. Самое главное – наладить в семье коммуникацию, чтобы ребенок не боялся высказать свое мнение, мог позволить себе отказаться от того, что ему не нравится и имел право на собственный выбор. Все невысказанные эмоции никуда не удаляются, а накапливаются, вследствие чего можно столкнуться с истерикой данного типа.
Родитель обязан осознавать разницу между истерикой из-за прихотей и действительно серьезным расстройством. Взрослый человек может не понять масштаба трагедии, которая произошла у ребенка с высоты своих проблем. Основное, что нужно донести до ребенка – умение рассказывать о своих чувствах, высказывать мнение, но не устраивать истерику, которая не позволит добиться желаемого, так как не поможет в конкретной ситуации.
Когда ребенок осознает, что его поняли, прислушались к мнению, смог принять утешение, сочувствие, можно прибегнуть к деликатным мерам воспитания. Истерика закончилась, верхний отдел мозга снова функционирует, ребенок станет адекватно воспринимать фразы родителя.
Что делать, если у ребенка случилась истерика?
Правила, которые помогут прожить истерику
Выдохните и постарайтесь абстрагироваться от взглядов со стороны и советов (если истерика, к примеру, случилась в магазине). Помните, вы ничего плохого не сделали, чтобы вам было стыдно. Ваш ребенок – это отдельный пока еще маленький человек, который просто в силу возраста не умеет себя контролировать. Вы вправе попросить не вмешиваться посторонних. Четко и ясно скажите им об этом.
Никогда не запугивайте детей полицейскими, уколами, больницей и прочим!
Сохраняйте твердость в своих намерениях – ребенок должен понимать, что вы не идете у него на поводу, и подобным поведением ему не удастся вами манипулировать
Если вы сказали, что пора домой, значит – пора прощаться с друзьями.
Для ребенка младше 3х лет можно попробовать переключить его внимание на другой предмет («Смотри, какая красивая машина за окном!» или «Ты не забыл, что бабушка испекла для тебя пирожки?»)
Обязательно опуститесь до уровня глаз ребенка, проговорите его эмоции вслух, обнимите и попробуйте найти компромисс. Не пытайтесь объяснить в этот момент, что ребенок не прав, нельзя себя так вести и прочее – ребенок вас не услышит
Зато объятия помогут ему понять, что несмотря ни на что – вы рядом, вы его понимаете, и он в безопасности.
Нередко истерики у детей происходят в магазинах или торговых центрах. В эпоху агрессивного маркетинга новые куклы, паровозики и железные дороги так и манят своих будущих покупателей. Особенно, если такая игрушка есть у кого-то из друзей. Заведомо зная, что ребенку сложно будет себя сдерживать в подобных условиях, старайтесь их избегать: оставляйте ребенка дома или с партнером, пока сами идете в конкретный магазин за определенным товаром.
Поводом для «трагедии» в глазах ребенка может послужить проигрыш в конкурсе или игре, а также плохая оценка. Заранее стоит говорить с детьми о том, что иногда в жизни случаются проигрыши, а иногда победы; что он для вас самый прекрасный на свете, но в игре на фортепиано могут быть более талантливые детки; что неудача в соревновании – это повод еще больше тренироваться, но он все равно большой молодец, потому что занимается этим видом спорта. Не ставьте в приоритет ребенка победы и лидерство изначально – это чревато последствиями, не зацикливайтесь на хороших оценках. И никогда не сравнивайте детей с другими. Нередко истерика может быть вызвана убеждением (пусть и ошибочным), что «если я сейчас проиграл, мама меня перестанет любить и бросит, и вместо меня дома будет жить Витя, потому что он выиграл».
Когда в семье появляются младшие братья или сестры, дети также довольно часто становятся подвержены эмоциональным качелям
Если до рождения младшего члена семьи именно он был центром вселенной для мамы и папы, то теперь очевидно – не все внимание принадлежит ему. Еще до того момента, как вы принесете нового человека домой, готовьте ребенка к этому: рассказывайте, что малыш будет очень сильно нуждаться в помощи взрослых, как и он когда-то; показывайте детские фотографии
Готовьте к роли старшего брата или сестры. Но как можно чаще повторяйте, что несмотря ни на что, его будут любить так же сильно, как раньше. При первой возможности проводите наедине время со старшим ребенком, пока с крохой поможет побыть отец или бабушка; обнимайте его, целуйте, говорите, как он для вас важен, поощряйте помощь, которую он оказывает вам. Такими несложными действиями можно будет заметно снизить градус ревности и предотвратить будущие истерики.
Это важно!
Если вы заметили, что истерики стали происходить каждый день, что все сложнее успокаивать ребенка; если вы отмечаете появление стереотипных движений, страх перед другими людьми; если ребенок в момент истерики причиняет физический вред себе или тому, кто рядом – обязательно обратитесь к психологу. Специалист поможет разобраться, просто ли это истерики, которые малыш перерастет. Возможно, психолог посоветует обратиться к детскому неврологу или психиатру, чтобы исключить органическую природу истерик. Не пренебрегайте этим. Информированность об истинном состоянии своего ребенка поможет решить проблему в самом ее начале.
И, напоследок: никогда не обесценивайте чувства ребенка! Даже если вам кажется, что причина, которая привела к истерике – не существенна, для него она значит очень многое. Проговаривайте эмоции ребенка, комментируйте их – благодаря этому вы развиваете в ребенке эмоциональный интеллект, чтобы он учился понимать свои чувства и справляться с ними. Кроме того, в такие минуты, разговаривая с ребенком о его переживаниях, вы сами учитесь лучше понимать и принимать своего малыша.
(71
оценок; рейтинг статьи 4.9)
Источники
- Gaussoin SA., Espeland MA., Beavers DP., Casanova R., Garcia KR., Snively BM., Shumaker SA., Wallace RB., Rapp SR. Dementia outcomes after addition of proxy-based assessments for deceased or proxy-dependent participants. // Int J Geriatr Psychiatry – 2019 – Vol34 – N10 – p.1403-1411; PMID:31034676
- Noordin S., Allana S., Masri BA. Establishing a hospital based fracture liaison service to prevent secondary insufficiency fractures. // Int J Surg – 2018 – Vol54 – NPt B – p.328-332; PMID:28919380
- Merlo S., Spampinato SF., Sortino MA. Estrogen and Alzheimer’s disease: Still an attractive topic despite disappointment from early clinical results. // Eur J Pharmacol – 2017 – Vol817 – NNULL – p.51-58; PMID:28577965
- Pines A. Alzheimer’s disease, menopause and the impact of the estrogenic environment. // Climacteric – 2016 – Vol19 – N5 – p.430-2; PMID:27327261
- Haring B., Wu C., Coker LH., Seth A., Snetselaar L., Manson JE., Rossouw JE., Wassertheil-Smoller S. Hypertension, Dietary Sodium, and Cognitive Decline: Results From the Women’s Health Initiative Memory Study. // Am J Hypertens – 2016 – Vol29 – N2 – p.202-16; PMID:26137952
- Fischer B., Gleason C., Asthana S. Effects of hormone therapy on cognition and mood. // Fertil Steril – 2014 – Vol101 – N4 – p.898-904; PMID:24680649
- Pines A. Surgical menopause and cognitive decline. // Climacteric – 2014 – Vol17 – N5 – p.580-2; PMID:24502814
- Haring B., Leng X., Robinson J., Johnson KC., Jackson RD., Beyth R., Wactawski-Wende J., von Ballmoos MW., Goveas JS., Kuller LH., Wassertheil-Smoller S. Cardiovascular disease and cognitive decline in postmenopausal women: results from the Women’s Health Initiative Memory Study. // J Am Heart Assoc – 2013 – Vol2 – N6 – p.e000369; PMID:24351701
- Wharton W., Gleason CE., Miller VM., Asthana S. Rationale and design of the Kronos Early Estrogen Prevention Study (KEEPS) and the KEEPS Cognitive and Affective sub study (KEEPS Cog). // Brain Res – 2013 – Vol1514 – NNULL – p.12-7; PMID:23603409
- Maki PM., Henderson VW. Hormone therapy, dementia, and cognition: the Women’s Health Initiative 10 years on. // Climacteric – 2012 – Vol15 – N3 – p.256-62; PMID:22612612
Когда в родителях согласья нет
Мама запрещает есть конфеты перед обедом, а бабушка – разрешает. С папой можно залезать на самую высокую ступеньку железной лестницы на школьном дворе (папа убежден, что будущий мужчина не должен бояться высоты), а у мамы чуть инфаркт не случился от этого зрелища. Как же быть? Прежде всего попытайтесь выработать единую линию поведения. Ребенок очень быстро понимает, что одни родственники позволяют ему больше, чем другие, и ловко начинает использовать это обстоятельство в свою пользу. Но в конечном итоге, вечно шатающиеся рамки не дают ему возможности на них опереться, дезориентируют малыша. Так что и для ребенка, и для его родственников будет лучше, если все они будут жить по одним и тем же законам.
Однако подчас договориться очень трудно. Тогда надо спокойно объяснить ребенку, никого не обвиняя и не упрекая: у мамы одни правила, а у папы (няни, бабушки, дедушки) – другие. Когда ты гуляешь с мамой, изволь соблюдать ее правила.