Парные звонкие и глухие согласные звуки
Среди согласных звуков есть парные по глухости — звонкости.
Звуки в парах похожи всем кроме присутствия голоса. Если произнести по очереди парные звуки, то язык, губы и другие части речевого аппарата останутся в том же положении. Разница будет только в работе голосовых связок: при произношении звонкого звука они будут колебаться.
Таблица парных по глухости — звонкости согласных
Обозначение
На письме парные по звонкости звуки часто обозначаются буквами своих пар. Это может происходить, когда звук находится в слабой позиции.
Если звук стоит в конце слова или перед другим согласным, то в устной речи он может заменяться парным по звонкости.
Чтобы не допускать ошибок в написании парных звуков, нужно опираться на правила.
Учимся играя
Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.
Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!
Какие звуки называют согласными? Из чего состоит согласный звук? Какими бывают согласные звуки? Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков? Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие? Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?
Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.
Только из шума состоят звуки: , , , , , , , , , . Это глухие согласные звуки.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: —, —, —, —, —, —.
Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .
Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?— Фу!».
Согласные звуки обозначаются буквами:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Всего в русском языке есть 21 согласная буква.
Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.
Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.
Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:
Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые | |||
---|---|---|---|
Мягкие |
Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)
Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.
Твёрдость
согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А
, О
, У
, Ы
, Э
.
Мягкость
согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е
, Ё
, И
, Ю
, Я
, а также буквой Ь (мягкий знак).
Сравни: нос — нёс , угол — уголь .
Непарные звонкие звуки , , , , , , называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».
Звуки , , , называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.
Звуки
,
— это непарные твёрдые шипящие звуки. Звуки
и
— это непарные мягкие шипящие звуки.
Звуки , , , , называются свистящими.
Согласный звук не бывает ударным или безударным.
В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки и .
Внимание!
Согласный звук может образовывать слог только с
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы
Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е
за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Задания для самопроверки по теме «Звонкие и глухие согласные»
ВОПРОСЫ
- 1. Выделите буквы, обозначающие звонкие согласные.
ВАРИАНТ I
- Карандаш, монитор, телефон, метро, кристалл, расчёска, кнопка, газета.
ВАРИАНТ II
- Дорога, письмо, вода, обои, потолок, туча, ковёр, торнадо.
2. Замените согласный звук парным, чтобы получилось другое слово.
ВАРИАНТ I
- Корка, сток, глаз, бочка, дом, гол, столп, пруд, бог, гора.
ВАРИАНТ II
- Дужка, грипп, сноб, рок, удочка, код, субчик, жар, зазор, пар.
3. В каких словах все согласные звуки глухие?Подсказка: Определите, какие согласные есть в перечисленных словах.
ВАРИАНТ I
- Кофта, громкий, стрекоза, гриб, коса, море, рывок, финал, папка, стелька.
ВАРИАНТ II
- Кран, почта, баночка, ухо, крыло, зонт, сено, старт, духи, фея.
4. Найдите слова, в которых есть проверяемые парные согласные (глухие-звонкие). Сделайте проверку.
ВАРИАНТ I
- Скрипка, машина, роль, царь, игрок, поход, снежки, клетка, имбирь, свод.
ВАРИАНТ II
- Мороз, хрупкий, комар, ремонт, телега, восток, сложный, скользкий, паровоз, дерево.
5. Определите, глухой (гл.) или звонкий (зв.), парный (п.) или непарный (нп.) согласный в словах ниже.
ВАРИАНТ I
- Напиток, чай, крыша, бумага, сметана.
ВАРИАНТ II
- Окно, смысл, река, облако, велосипед.
6. В каких словах все согласные – звонкие?
ВАРИАНТ I
- Собака, кит, мороз, солнце, ветка, матрас, бассейн, таблетка, медведь, курица, синева, долото, бегемот, салфетка, торт, лимон, двор, платок, точка, зима.
ВАРИАНТ II
- Собака, потом, плита, месть, мотор, сумка, бег, ветка, дар, нервы, дверь, кухня, брюки, затылок, секрет, свет, ветер, дирижёр, список, звон.
7. В каком слове есть непарный глухой звук?
ВАРИАНТ I
- 1.
а) сено
б) цемент
в) рука
г) восток
2.
а) щи
б) гром
в) грим
г) рой
3.
а) дым
б) мир
в) кров
г) чеснок
ВАРИАНТ II
- 1.
а) чепуха
б) юг
в) нос
г) плуг
2.
а) крот
б) директор
в) хомяк
г) молния
3.
а) двор
б) химия
в) жонглёр
г) шапка
8. Заполните пропуски в словах с помощью проверки.
ВАРИАНТ I
- 1) Подно?(с/3), 2) перехо? (д/т), 3) прогно? (з/с), 4) всерье? (з/с), 5) матро? (з/с), 6) бу? (д/т) ка, 7) кур?(т/д) ка 8), сло? (г/к), 9) шка? (в/ф), 10) сугро? (б/п).
ВАРИАНТ II
- 1) Про?(б/п) ка, 2) вопро? (з/с), 3) но? (з/с) ки, 4) запро? (з/с) 5) изги? (б/п) 6) коро? (б/п) ка, 7) сте? (ж/ш) ки, 8) шала? (ж/ш), 9) игро? (г/к), 10) кро? (в/ф).
ОТВЕТЫ
- 1. Выделите буквы, обозначающие звонкие согласные.Вариант I
Карандаш, монитор, телефон, метро, кристалл, расчёска, кнопка, газета.Вариант II
Дорога, письмо, вода, обои, потолок, туча, ковёр, торнадо.2. Замените согласный звук парным, чтобы получилось другое слово.Вариант I
Горка, стог, глас, почка, том, кол, столб, прут, бок, кора.Вариант II
Душка, гриб, сноп, рог, уточка, кот, зуб, шар, засор, бар.3. В каких словах все согласные звуки глухие?Вариант I
Кофта, коса, папка.Вариант II
Почта, ухо.4. Найдите слова, в которых есть проверяемые парные согласные (глухие-звонкие). Сделайте проверку.Вариант I
Скрипка — скрипочка, игрок — игроки, поход — походы, снежки — снежок, клетка — клеток, свод — своды.Вариант II
Мороз — морозы, хрупкий — хрупок, восток – на востоке, скользкий — скользит, паровоз — паровозы.5. Определите, глухой (гл.) или звонкий (зв.), парный (п.) или непарный (нп.) согласный в словах ниже.Вариант I
Напиток: – зв., нп.; – гл., п., – гл., п., – гл., п.
Чай: – гл., нп.; – зв., нп.
Крыша: – гл., п.; – зв., нп.; – гл., п.
Бумага: – зв., п.; – зв., нп.; – зв., п.
Сметана: – гл., п.; – зв., нп.; – гл., п.; – зв., нп.Вариант II
Окно: – гл., п.; – зв., нп.
Смысл: – гл., п., – зв., нп, – гл., п., – зв., нп.
Река: – звонкий, непарный; – гл., п.
Облако: – зв., п.; – зв., нп., – гл., п..
Велосипед: – зв., п.; – зв., нп., – гл., п., – гл., п., – зв., п.6. В каких словах все согласные – звонкие?Вариант I
Лимон, двор, зима.Вариант II
Дар, нервы, дверь, дирижёр, звон.7. В каком слове есть непарный глухой звук?Вариант I
1. б), 2. а), 3. г).Вариант II
1. а), 2. в), 3. б).8. Заполните пропуски в словах с помощью проверки.Вариант I
1) Поднос, 2) переход, 3) прогноз, 4) всерьез, 5) матрос, 6) будка, 7) куртка, 8) слог, 9) шкаф, 10) сугроб.Вариант I
1) Пробка, 2) вопрос, 3) носки, 4) запрос 5) изгиб 6) коробка, 7) стежки, 8) шалаш, 9) игрок), 10) кров.
Задания для детей
Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.
Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.
Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.
Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.
Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.
Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее. По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь
По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.
К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.
Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.
Твёрдое и мягкое звучание
Тона могут произноситься уверенно или легко. Писаться они будут идентично, но говориться по-разному. Интонацию определяет следующая гласная буква. Пример: ток — тёк, нос — нёс.
Если звук твёрдый — конец языка дотрагивается до нёба, мягкий — язык достаёт до нёба серединкой. Твёрдые произносятся:
- перед гласными буквами А, О, У, Э, Ы;
- когда после стоит согласная;
- если буква находится в конце слова;
- перед Е в словах иностранного происхождения (например, кашне, безе);
- буквы Ж, Ч, Ц никогда не смягчаются, они непарные.
Звуки всегда будут мягкие перед «ь». Но объяснить ребёнку это можно, если он видит написанное слово. На слух определить сложно. Также они будут смягчаться, если стоят перед Я, Ю, Е, Ё, И, например, мяч, мюсли, мел, лёд, рис. Буквы Й, Ч, Щ произносятся исключительно мягко: йод, чаща. Они не образуют пар. Таблица образования твёрдости и мягкости показана с учётом последующих гласных букв.
Твёрдые | До | Ма | Рэ | Зу | Бы | То |
Мягкие | Дё | Мя | Ре | Зю | Би | Те |
Помочь запомнить мягкость звуков Й, Щ, Ч может следующий способ: при написании с ними слов эти буквы нужно подчеркнуть. Это будет символизировать подушечку, на которой сидит буква и будто её смягчает.
Звуки , , , называются шипящими, так как они звучат как шипение. Ж и Ш относят к непарным твёрдым, Ч и Щ — к мягким, не образовывающим пары. Не имеет значения, какие гласные стоят после них, первая пара всё равно будет читаться твёрдо, а вторая — мягко, например, шёл, щука. Даже если после Ж или Ш поставить мягкий знак, они останутся твёрдыми. Хотя до XIV века и были мягкими, в современной речи это изменилось. Ж — звонкая, Ч, Ш и Щ — глухие.
Выговаривают эти буквы мимически одинаково, губы вытягивают немного вперёд и напрягают. Язык прижимается к нёбу не до конца. В результате должна образоваться щель, через которую выходит воздух, подающий шипящий звук. Он говорится только на выдохе. Если губы сомкнуть, такие звуки произнести не удастся.
Шипящие сложны как для взрослой речи, так и для детской. Чтобы ребёнок выговаривал их верно, учат скороговорки:
- В камышах шуршат шесть мышат.
- Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке.
Эти предложения проговариваются сначала медленно, а затем их темп постепенно ускоряют.
После шипящих всегда надо писать И, А, У. Не пишутся Ы, Я, Ю.
Сочетания букв зч, жч, здч, сч иногда произносятся как : мужчина — .
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
Рис. 1. Кот (Источник)
Рис. 2. Кит (Источник)
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук ), репу(звук ), помидор(звук ),огурец(звук ). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук – рад – звук
люк – звук – лук – звук
Рис. 3. Лук (Источник)
Рис. 4. Люк (Источник)
мял – звук – мал – звук
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
Только твердые согласные: , , . Только мягкие согласные: , , .
Выполним задание: укажем парный звук.
— ? — ? — ? — ? — ? — ? Проверим правильность выполнения задания: — ; — ; — ; — . , – непарные по мягкости-твёрдости звуки.
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.
Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки (Источник)
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.
Список рекомендованной литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник)
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Дополнительные веб-ресурсы
- Гипермаркет знаний (Источник)
- Русский язык: краткий теоретический курс. (Источник)
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. (Источник)
Сделай дома
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
- Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука (, ,).
- Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.
Гласные и согласные звуки, их образование и использование в русском языке
Сначала поговорим о гласных звуках. В рамках русского языка все гласные звуки максимально чётко проявляются, когда ударение приходится на них. Это так называемые ударные гласные. Основные гласные звуки русского языка следующие: а, и, э, ы, о, у.
Воспроизведение звука «а» производится путём опускания нижней части челюсти, через которую воздух проходит обширным потоком. Язык при этом находится в неподвижном состоянии.
Образование звука «э» во многом сходно с образованием «а», но имеет ряж существенных отличий: нужно частично приподнять часть нижней челюсти и изменить положение языка, прижимая его к верхней части нёба. Для воспроизведения звука «и» нужно поднять и подтолкнуть язык несколько сильнее, почти касаясь им верхних передних зубов, проход воздуха при этом необходимо уменьшить до оптимального минимума.
Воспроизведение звука «о» происходит достаточно сходным образом, что и воспроизведение звука «а». С той только разницей, что проход для воздуха сужается, параллельно приподнимая нижнюю челюсть и часть язык наверх. Для озвучивания «о» необходимо округлить губы и с силой вытолкнуть воздушный поток.
Вокализация «ы» производится примерно так же, как и из исходного положения вокализации звука «и» положение губ и рта аналогичное , с той разницей. Что необходимо поднять среднюю часть языка вверх, но не касаться нёба.
Воспроизведение звука «у» происходит путём сужения звукового прохода несколько сильнее, чем при воспроизведении «о». Губы в этом случае необходимо вытянуть вперёд, а задняя часть языка подаётся вверх к нёбу, но его не касается.
Теперь нужно рассказать и о согласных, хотя это обширная тема, требующая отдельного разбора.
Процесс образования согласных звуков кардинально отличается от образования гласных и его механика существенно сложнее. В современной фонетике выделяют пять разновидностей механики образования согласных звуков. Мы последовательно рассмотрим каждый из видов механизмов образования и разберём их особенности.
Во-первых упомянем так называемые «смычные» согласные. Как понятно из самого их названия, они воспроизводятся методом смыкания губ и/или прижатия языка к нёбу с небольшой силой. Перечислим звуки, относящиеся к смычным – это звуки б, к, г, п, т, д. При их произношении нужно резко вытолкнуть звук наружу, чтобы получить шумовой эффект, который оформляется в конкретную букву путём определённой артикуляции губ и языка.
Помимо просто смычных согласных, существуют также и «смычно-проходные». Этот тип согласных отличается тем, что при их вокализации звук высвобождается не одномоментным, взрывным способом, а происходит постепенно, артикуляция также существенно отличается, в ней в большей степени участвует язык, а не губы. К данному типу согласных звуков мы можем отнести: н, л, м.
Другим видом согласных звуков являются «щелевые», наименование которых также показательно и даёт достаточно объективное понимание о звукообразовании в данном случае. Это следующие звуки: з, в, ж, ф, с, х, ш. Основу данных звуков составляет «трение» выталкиваемого воздуха о задний или передний отделы языка, либо трение непосредственно о нёбо. Звук «ф» воспроизводится выталкиванием воздуха через щель между нижней губой и верхней частью челюсти.
Следующая разновидность – «слитные» звуки. К данным звукам относятся «ц» и «ч». Тут для образования звука нужно соединить кончик языка и зубы, после чего отрывисто вытолкнуть воздух их разомкнуть – тогда будет образовываться щель, которая и приведёт к извлечению нужного звука.
И последняя разновидность согласных звуков – это «дрожащие». К ней относится всего один звук – это звук «р». Воспроизводится он дрожанием кончика языка во время равномерного выталкивания воздуха.
Мягкие согласные
Согласные буквы начинают обозначать мягкие звуки в словах, в которых они расположены перед гласными «е», «ё», «и», «ю», «я» либо графемы «ь»:
- кремень , телевизор , мелочь , шелест , феникс ;
- стажёр , перекочёвывать , решётка , новорождённый ;
- кино , литература , шиллинг , орбита , вино ;
- клюв , брюхо , индюк , резюме , сюртук ;
- мякоть , вафля , шляпа , ветряк , десять ;
- рьяно , бадьян , картофель , оземь , пустошь .
Звуки , , , как было упомянуто в таблице, будут мягкими всегда.
В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:
Буква | Звуки | Буква | Звуки |
---|---|---|---|
Б | , | П | , |
В | , | Р | , |
Г | , | С | , |
Д | , | Т | , |
Ж | , | Ф | , |
З | , | Х | , |
Й | Ц | ||
К | , | Ч | |
Л | , | Ш | |
М | , | Щ | |
Н | , |
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается .
Звонкие согласные звуки
Звонкая согласная вмещает в себя голос и небольшой шум. Последний возникает из преодоления барьера – положения языка, губ. К таковым причисляют:
- парные звонкие – , , , , , ;
- непарные – , , , , .
Все они имеют пару из мягких, за исключением .
Мягкость и твёрдость произношения зависит не от самой буквы, а от сочетания. Если за литерой следует мягкая гласная – ё, ю, я, то их комбинация произносится мягко. Согласная превращается в свою мягкую версию, в транскрипции она отмечается как литера с чёрточкой сверху, а стоящая дальше гласная обозначается как своя собственная твёрдая пара.
Пример:
- пёстрый – ;
- белый .
Если за литерой стоит твёрдая гласная – а, о, у, буква произносится твёрдо и коротко.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 49,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 210,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 212,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 57,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 98,
Полякова, Учебник
Упражнение 99,
Полякова, Учебник
Упражнение 100,
Полякова, Учебник
Упражнение 109,
Полякова, Учебник
Упражнение 11,
Чуракова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 24,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 25,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 20,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 21,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 28,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 29,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 189,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 27,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 188,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 192,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 202,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 433,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 284,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 289,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 34,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 19,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 35,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 20,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 41,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник