Значение личности применительно к процессу обучения.

Закономерности работы мозга, влияющие на обучение

Каковы особенности, которые непосредственно влияют на процесс обучения? Рассмотрим некоторые из них.

  1. Мозг устроен таким образом, что между его клетками постоянно устанавливаются новые связи. Чтобы пользоваться возможностями мозга максимально, нужно предоставлять ему как можно большее количество информации, а также времени для ее осмысления. Отростки нервных клеток (нейронов), которые устанавливают между собой связи, называются аксонами и дендритами. Аксон – это длинный отросток нейрона, а дендрит – разветвленный, похожий на дерево. Аксоны и дендриты все время взаимодействуют, передавая друг другу новую информацию. Места их контакта зовутся синапсами. Даже если человек испытывает недостаток информации, мозг обязательно восполнит недостающие данные. Например, вы видите кошку, которая стоит за углом. Часть ее тела скрыта, но ваш мозг может «дорисовать» недостающие элементы.
    Поэтому роль обучения в развитии личности столь тесно связана с работой мозга.
  2. Второе свойство мозга – его тяга к закономерностям. При многократном установлении тех же связей между аксонами и дендритами происходит формирование закономерности. Например, вы никогда в жизни не видели льва. Когда он вам попадется на глаза впервые, его можно по ошибке принять за разновидность лошади. Но, если вы останетесь живы после первого свидания, то мозг запомнит – рычащее животное с рыжей гривой представляет собой угрозу для жизни. Все львы, которых вы встретите в дальнейшем, будут помещены мозгом в ящичек с надписью «Опасные звери».
  3. Подражание. Мозг человека любит процесс подражания. Информация в мозге, кроме врожденной, отсутствует до того времени, когда в нем образовывается множество синапсов. Самый быстрый способ образовать новые связи между нервными клетками –наблюдать за действиями других и копировать их.
  4. Мозг плохо выполняет свои функции в стрессовых условиях. Так как он эволюционно формировался по направлению «снизу вверх», то его наиболее примитивные функции и расположены в нижних отделах. Они отвечают за реакцию «беги или сражайся». А эти решения принимаются очень быстро, уж если бразды правления перешли к этой части мозга.

Развитие самостоятельности и самодеятельности – важное средство саморазвития личности школьников-гимназистов

Проведенное теоретическое исследование педагогических условий в школе-гимназии, которые влияют на личностное саморазвитие школьников, позволило нам вскрыть сущность процесса педагогического руководства, выявить доминирующие факторы, влияющие на личностный рост, вследствие чего создались определенные предпосылки для эмпирического исследования названного процесса и возможностей педагогического управления им с целью совершенствования обучения и воспитания учащихся.

Цель опытно-экспериментальной работы вытекала из общей цели исследования и состояла в том, чтобы эмпирически определить наиболее оптимальные критерии эффективности педагогических влияний на процесс личностного саморазвития, найти эмпирические основания наиболее эффективных путей и средств улучшения образовательно-воспитательной практики в гимназии, с помощью которых можно активизировать процесс саморазвития личности, то есть подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Специфика проводимой нами опытно-экспериментальной работы связана не только с поиском наиболее эффективных педагогических условий для саморазвития личности в инновационной школе, но и диагностикой личности школьника, анализом ее продуктивных самоизменений. Для решения вопроса о «запуске» процессов личностного саморазвития школьника нужна особая диагностика, которая находится в психологической науке в стадии пилотажной разработки.

Поэтому для нас важным моментом в ходе анализа личности в школьном сообществе является рассмотрение продуктивных проявлений индивидуальности личности, т.е. личности, вступающей в отношения к самой себе, преобразующей мир, изменяющей свою собственную природу и подчиняющей ее своей власти. Мы будехМ опираться на мотивационно-динамическую стратегию изуче S9 ния организации личности, разработанную теоретически в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, В.Н. Мясишева. К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна и др. Методологическим основанием для данной стратегии характерно какое-то одно динамическое образование личности: отношение, потребность или мотив, в котором концентрируются свойства личности как целого. В центре стратегии – «направленность» личности, ценностные ориентации.

Если школа-гимназия ориентирована на создание условий для личностного саморазвития учащегося как субъекта собственного развития и отношений внутри педагогической системы и вне ее, она должна позаботиться о том, чтобы включить его в такие виды деятельности, в рамках которых он мог бы освоить не только основные ценности культуры, регулирующие отношения, но и чувствовать себя полноправным субъектом этого процесса, свободным в творческом достижении принятых им целей обучения и воспитания и разработке задач самостроительства, т.е. сделать так, чтобы его деятельность стала подлинной самодеятельностью.

Мы предположили, что развитие самостоятельсти учащихся в гимназии может обладать возможностями значительно усилить личностное саморазвитие, если педагоги будут фасилитировать развитие потребности и способности к саморазвитию школьников через включение их в различные виды творческой, самостоятельной работы, самодеятельные формы школьной жизни. Проверка данной гипотезы проводилась на базе гимназии N5 г.Благовещенска Амурской области. Экспериментальными были определены две группы 7А-9Аи9Г-11 Г в течение трех лет.

Выбор классов взят неслучайно. Так как именно в начате подросткового возраста (11-12 лет) создается наиболее благоприятная ситуация для «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). В подростковом возрасте активизируются стремления быть самостоятельнее и независимее. Производными от этих побуждений являются стремления к самоутверждению, к физическому саморазвитию. Но наблюдается неустойчивость самооценки и интересов, слабая осознанность Я-концепции. Для юношеского возраста (10-11 классы) характерна активация интереса к самовоспитанию культурных и профессиональных качеств, стремление к сопи 90 альной компетентности через определение своего места в природе и обществе. Здесь уже идет осознанное обобщение своих способностей и возможностей в более реалистичной «Я-концепции», что ведет к постановке и разработке более целенаправленных задач самоизменения или отказа от самоизменения.

В начале формирующего эксперимента были изучены характер доминирующих отношений личности школьника и показатели педагогической компетентности учителей, работающих в экспериментальных классах. А также был зафиксирован уровень развития способностей учащихся и учителей к саморазвитию.

Минусы личностного подхода

В личностном подходе есть и недостатки:

Переоценка интересов ученика. Иногда чрезмерное предоставление свободы оказывает негативное влияние на становление личности, так как дети еще не имеют полного представления о жизни. Ребенок может вырасти эгоистом, не уважающим старших

Предоставление выбора и небольшой свободы действий важно, но в меру.
Сложность применения. В классах, где около 30-ти учеников, сложно найти подход к каждому

Поэтому применение личностного подхода в обычных школах затруднительно.
Не всегда правильная подготовленность к будущему. Ребенок может так и не понять, что не всегда в жизни его интересы будут на первом месте у других людей. И, выходя из-под опеки, он может оказаться неподготовленным к условиям социума.
Несоответствие некоторым стандартам. Это во многом ограничивает компетентность учителей. Заметить это можно по самой обычной школе. Там почти никогда предпочтения ребенка не ставятся на первый план.

Но большинства минусов можно избежать, если преподаватель хорошо знает свое дело. Применения личностного подхода в педагогике направлено на творение добра, созидание, милосердие, успех. Главное хорошо разбираться в этом деле, иначе можно только навредить ребенку.

В этом видео вы узнаете об индивидуальном подходе в обучении:

Что такое личностный подход

Личностный подход в педагогике – это отношение к человеку, как к личности, понимание, что он обладает индивидуальными качествами. Педагог, применяющий эту методику в работе, понимает, что у каждого его воспитанника есть свои мысли, взгляды, мечты, интересы.

Также преподаватель осознает, что у каждого они различны. В этом случае учитель лучше коллег и других людей способен понять каждого учащегося. Он может его выслушать, помочь, поддержать, дать совет. К сожалению, таких педагогов мало.

Большинство учителей, говоря простым языком, являются людьми «старой или советской закалки». У них в голове сохранились установки того времени, согласно которым ученик есть ученик, не больше.

Также многие отказываются применять личностный подход, потому что он предполагает сотруднические отношения между учителем и учеником. Но только благодаря сотрудничеству можно достичь наивысшего результата в любой деятельности.

Однако любой педагог, любящий свою профессию и желающий развиваться, может освоить принципы личностного подхода и научиться применять их:

  1. Хорошо знать индивидуальные особенности характера воспитанника, его вкусы, предпочтения, интересы.
  2. Знать мировоззрение ученика, его взгляды на важные аспекты жизни, мнения по существенным вопросам.
  3. Обеспечивать воспитанника деятельностью, которая будет развивать его и положительно на него влиять.
  4. Выявлять и устранять причины, мешающие развитию и достижению целей. Научить самостоятельно справляться с этими задачами.
  5. Помогать в формировании положительных качеств в личности подопечного. Научить его самовоспитанию, совести, выявлению отрицательных качеств и их устранению.
  6. Обучить самостоятельности. Научить принимать решения и брать за них ответственность. Не принимать все руководство на себя, а направлять подопечных. Помогать в организации их деятельности.

Но мало чего можно будет добиться в этом деле, если, опять же, не понять и не принять, что каждый человек является личностью, сколько бы ему не было лет.

Важно узнать индивидуальные особенности ученика

Очень важно понимание, что способности к определенному предмету у школьников разные. Кто-то схватывает все на лету, а кто-то может понять не сразу

Кто-то схватывает все на лету, а кто-то может понять не сразу.

Иногда в случае со вторыми преподаватель даже не пытается объяснить им предмет более подробно, сразу занеся их в разряд плохих учеников.

Хотя немного терпения к таким детям помогло бы им достичь успехов.

Многие школы с каждым годом все больше способствуют проявлению индивидуальных качеств у учеников. Хороший пример – образование классов с профильным уклоном.

Функции образования

Образование играет важную роль в жизни общества

Образование представляет собой целую систему, играющую важную роль в развитии общества.

Поэтому оно касается разных аспектов жизни и обладает множеством функций:

  1. Познавательная. С самых малых лет ребенок познает мир. Сначала ему помогают родители и детский сад, где он получает начальные знания и опыт, потом школа, в которой ученики изучают точные и естественные науки, затем идет профессиональное образование.
  2. Статусная. Быть образованным престижно в современном мире. Большинство учащихся после школы стараются поступить в более статусное учебное заведение. Отличники штурмуют ВУЗы, расположенные на первых строчках в рейтингах. Для повышения своего статуса в обществе нужно что-нибудь закончить. В глазах людей такой человек смотрится выше, чем тот, который не имеет среднего специального или высшего образования.
  3. Ценностная. В учебных заведениях довольно часто проводятся мероприятия для прививания ценностей, которые должны быть у каждого порядочного гражданина страны.
  4. Мировоззренческая. Во время обучения в школе у детей закладываются основные взгляды на жизнь. Потом они могут меняться. Но встречается это не всегда.
  5. Социальный контроль. Формирующаяся личность нуждается в постоянном контроле. В процессе развития (особенно в переходном возрасте) ребенок впитывает как губка все, что вокруг него происходит. Система образования старается делать так, чтобы он избежал попадания в плохие ситуации.
  6. Экономическая. Это больше подойдет к профессиональному образованию. В этом случае готовится человек, который в будущем займет место на работе и будет влиять на экономику.
  7. Социальная. Система образования старается помочь детям найти свое место в мире и в социуме.

Но у образования не всегда получается исправно выполнять свои функции. Для решения этой проблемы создается множество вариантов. Один из них – это личностный подход в педагогике.

Развитие самостоятельности обучающегося

Конечной целью формирования учебной деятельности является
развитие обучающегося как субъекта, достижение такого уровня развития
обучающегося, при котором он сможет самостоятельно ставить цель деятельности,
актуализировать знания и способы деятельности, необходимые для решения
проблемы; планировать свои действия, корректировать их выполнение, соотносить
достигнутый результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять
учебную деятельность.

Под независимостью понимается собственное суждение и оценка
явлений действительности, а также свобода в действиях и поступках,
независимость от воли и влияния других людей.

Самоутверждение является приобретенным качеством личности и
развивается в процессе взросления при ряде условий, наиболее значимым из
которых является расширение тех видов деятельности и сфер общения, с которыми
человек может справиться без посторонней помощи, опираясь исключительно на личный
опыт.

Существует несколько факторов, которые приводят к увеличению
степени самостоятельности школьников в учебной деятельности:

Во-первых, этому способствует расширение объема формируемых
знаний, действий и отношений на уровне реализации междисциплинарных связей, что
обеспечивает переход от внутрипредметных связей к межциклическим и от них к
междисциплинарным.

Во-вторых, повышение степени самостоятельности достигается
за счет такого учебного проектирования, при котором осуществляется переход от
инструкций учителя о необходимости применения определенных знаний и действий
при решении учебной задачи к самостоятельному поиску таких знаний и действий.

В-третьих, проектирование учебной деятельности учащихся
должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят
от проектирования отдельных операций выполняемых действий к проектированию
всего действия в целом.

В-четвертых, степень самостоятельности учащихся также будет
возрастать по мере того, как они будут переходить от освоения готовых действий
к самостоятельному выявлению отдельных действий и их систем.

В-пятых, повышение самостоятельности должно означать, что осознание
учащимися необходимости овладения данным конкретным навыком переходит от
осознания важности овладения целостной структурой учебной деятельности. В-шестых, переход от репродуктивных задач к творческим,
требующим использования междисциплинарных знаний и действий

В-шестых, переход от репродуктивных задач к творческим,
требующим использования междисциплинарных знаний и действий.

Целенаправленная, сознательная и регулярная реализация
данных принципов учителем в процессе педагогической деятельности способствует
развитию самостоятельного действия учащихся, что, несомненно, окажет важное
влияние на формируемую личность

Готовность к обучению

Каждый ребенок открыт к обретению новых навыков. Он учится ходить, разговаривать, осваивать окружающий мир – всего органы чувств настроены на восприятие информации из внешнего мира. Но по мере взросления жизненные условия все меньше способствуют обучению. Взрослый уже не обладает такой уверенностью – он не готов учиться.

Почему уже через неделю после курсов повышения квалификации сложно вспомнить пройденный материал? Отчего подростки, выходя из класса, могут не помнить, о чем шла речь минуту назад? Такая неготовность проявляется на двух уровнях – физическом и эмоциональном. Если человеку жарко или холодно, если он устал, чем-то обеспокоен, его мысли постоянно заняты проблемами – все это будет очень затруднять обучение

Быть готовыми к обучению так же важно, как и учиться. Если дерево предварительно не обработать шкуркой, то на него не сможет лечь краска

То же самое относится и к освоению новых знаний.

Американский исследователь Пол Маклин писал: «Удивительно, каким образом нашей цивилизации удается отбить желание учиться у самого любопытного существа на планете – человека». Стремление учиться есть у каждого, и оно лежит в основе любопытства и любого неформального обучения. Нам интересно, как ухаживать за определенным растением, или же откуда берет происхождение иностранное слово.

Эмоциональную готовность к освоению новой информации можно оценить, задав самому себе несколько вопросов:

  • Часто ли я испытываю беспокойство?
  • Часто ли я не нравлюсь себе?
  • Бывает ли так, что мысли о работе не дают сосредоточиться?
  • Я слишком устаю, чтобы чем-то заниматься?

Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из них, вероятно, вам необходима определенная работа над собой, прежде чем приступить к обучению. Иногда может оказаться, что нужна помощь психолога, чтобы разрешить жизненные проблемы.

Педагогические условия для саморазвития личности учащегося в педагогическом процессе гимназии

В России только выстраивается концепция гимназического образования на основе небольшого эмпирического опыта ныне действующих гимназий и осмысления исторического отечественного и зарубежного опыта.

Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение, в котором образование самоценно, т.е. оно должно быть ориентировано на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к умственному труду. А это значит, что гимназия, выявив способных к учению детей, готовит их к получению универсального образования, к творческому интеллектуальному труду. Универсальность образования понимается как обучение цельному знанию о едином мире, а классической основой является обучение всеобщим знаковым системам – языкам, применимым одновременно к нескольким областям знаний. «Воссоединение универсальности и классики, использование классики как средства достижения универсальности среднего образования – вот искомый путь!», -считает А.Г. Каспржак.. Гимназия в отличие от традиционной школы призвана вооружать своих выпускников способами, методами мышления, сделать их носителями универсального знания, проявляющегося в интегративной деятельности.

Гуманитарный характер образования в гимназии, независимо от избранного учащимися профиля, ориентирует выпускника на более широкое знание природы и сущности человека, на его образованность, которая сопряжена не с многознанием, а с духовностью, с тем, что реально определяет поведение человека. Задача гуманитарной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому школьнику-гимназисту минимум достигнутых средств индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему ценностей культуры. Гимназия должна раскрыть ученику «механизм вхождения» человека в «диалоговое поле культур» (B.C. Библер), открыть для него возможность стать культурным человеком данной культуры. По М.М. Бахтину, культура лежит на границах, т.е. внутри самой себя она не осознается; лишь при взаимодействии, встрече, диалоге разных культур становятся видными и понятными основания и особенности собственной культуры. В школе происхо 36 дит такая встреча, диалог, понимание чужой культуры, активное отношение к своей и чужой культурной позиции и ценностям.

Эти я другие культурологические позиции положены в основу обновления образования, в том числе и гимназического. Образование все больше переориентируется «от идеи «наукоучения» к философской логике» культуры или, глубже – к обоснованию начал взаимопонимания . В идее «наукоучения», считает B.C. Библер, человек отделен от своих «продукций» и от мира, который он познает, сведен к активной, но пустотной точке познающего Я, В новой фундаментальной ориентации разума индивид понимает и реализует себя в культуре. «Идея культуры и понимание человека как человека культуры оказывается основой ответа на вопрос, что есть разум, в чем исходный замысел разума, что означает понимать мир, людей, самого себя» .

Одной из проблем обновления современного образования, как считают А.Г. Асмолов, Э.Н. Гусинский, О.С. Газман, П.Г. Щедровицкий, является тот факт, что недооценивается роль естественной (спонтанной) составляющей в образовании, основанной на свободном развитии ребенка, его саморазвитии, связанная с активностью самой личности и переоценивается искусственная (организованная) составляющая, связанная с активностью внешней среды.

В контексте культурно-исторической педагогики развития школа вообще должна быть естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации своих сущностных сил, своего «Я» в едином большом доме непохожих друг на друга людей. В этой связи существенно возрастает значение творческой активности мышления, развития способности к самостоятельному решению возникающих проблем, к постоянному самообразованию, саморазвитию.

Задача современного гимназического образования, на наш взгляд, не в пассивном усвоении определенного учебного материала для дальнейшего практического применения его в «стандартных» ситуациях, не только в «накачке» ученика информацией, а в самоосмыслении собственного жизненного опыта, соотношении его с исторически складывающейся системой ценностных ориентации, самостоятельном оценивании тех или иных действий, событий и ситуаций и соответственном построении своего поведения, «в целенаправленном многоаспектном самоизменении личности, служащем цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания» (Л.Н. Куликова).

Влияние воспитателя на развитие личности

Воспитатель играет ключевую роль в формировании и развитии личности ребенка. Он является непосредственным образцом для подражания и ориентиром во многих аспектах жизни ребенка. Воспитательное взаимодействие между воспитателем и ребенком способствует формированию различных личностных качеств и ценностных ориентаций.

Влияние воспитателя на развитие личности проявляется в:

Установлении эмоциональной связи
Воспитатель создает доверительную атмосферу, умеет слушать и понимать ребенка, проявляет заботу и внимание. Это помогает ребенку почувствовать себя в безопасности и комфорте, что способствует его эмоциональному развитию.
Формировании ценностей и норм поведения
Воспитатель поддерживает и развивает в ребенке такие качества, как ответственность, доброту, трудолюбие, честность. Он также учит ребенка общепринятым правилам и нормам социального поведения.
Стимулировании развития творческих способностей. Воспитатель создает условия для творческой самореализации ребенка, поддерживает его интересы и инициативу. Он поощряет творческое мышление, развивает воображение и креативность.
Развитии социальных навыков. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки общения, сотрудничества, преодоления конфликтов. Он учит ребенка понимать и уважать других, справляться с эмоциями, развивать эмпатию и сострадание.
Проявлении заботы о здоровье и физическом развитии

Воспитатель заботится об организации здорового образа жизни ребенка, объясняет важность правильного питания, физической активности и гигиены. Он также способствует развитию моторики и организации игровых и спортивных мероприятий.

Воспитатель, своим примером и деятельностью, оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка

Поэтому важно, чтобы воспитатель был профессионально подготовлен, имел педагогические навыки и знания, и был в состоянии избегать негативного влияния на развитие детей

Подходы к изучению личности в педагогике

Изучение личности в педагогике основывается на различных подходах и концепциях

Важно понимать, что личность является сложным и многогранным понятием, которое требует глубокого анализа и изучения

Одним из подходов к изучению личности в педагогике является психологический подход. Психологический подход базируется на исследованиях личности с помощью психологических методов и техник. Он позволяет выявить особенности индивидуальности, психологические особенности, типы личности и т.д

Этот подход акцентирует внимание на психологическом развитии и формировании личности

Другим подходом к изучению личности в педагогике является социологический подход. Он позволяет анализировать личность в контексте социальной среды, общественных норм и ценностей. Социологический подход позволяет понять, как социальные факторы влияют на формирование личности, как социальные роли и статусы влияют на самоопределение и развитие индивида.

Ещё одним подходом является культурологический подход, который рассматривает личность в контексте культуры и её влияния на формирование индивидуальности. Культурологический подход позволяет понять, как культурные ценности, традиции и обычаи формируют личность, как она вписывается в определенные культурные коды и нормы.

Также существует биологический подход к изучению личности в педагогике. Он базируется на анализе биологических факторов, таких как наследственность, физическое развитие и генетические особенности. Биологический подход помогает понять, как физические и генетические факторы оказывают влияние на формирование личности и её развитие.

Все эти подходы являются взаимосвязанными и важными для полного и всестороннего изучения личности в педагогике. Использование разных подходов позволяет получить глубокое понимание процессов формирования индивидуальности и развития личности, что является основой для разработки эффективных педагогических методик и подходов.

Развитие личности в образовательном процессе

Определение 1

Развитие личности – это один из элементов в общем формировании человека, который связан с его сознанием и самосознанием.

Содержание целостного педагогического процесса в качестве составного элемента образовательной системы школы – это совокупность знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности, которые учащиеся приобретают в целостном педагогическом процессе, а также педагогические и управленческие ценности, определяющие характер внутришкольного управления на всех уровнях.

При переходе на личностное направление в качестве более высокой ступени целостности познания и проектирования процессов образовательной деятельности, расширяются функции методологии педагогики. Она превращается в своего рода прикладную сферу философии человека. А целью педагогического познания выступает целостный образ бытия человека, возможностей образования в развитии сущностных человеческих сил.

Методологическое обеспечение личностно-ориентированного образования заключается в следующем:

  • функция методологического обеспечения – провести экспертизу концептуальных и эмпирических средств педагогического познания проблем образования, чтобы выявить их адекватность и соответствие критериям личностной ориентации;
  • методологическое опережение закладывает основы нового аппарата педагогического мышления, то есть представление о ведущих образовательных ценностях, его целях, критериях и понятийной структуре;
  • обоснование новых методов исследования, основой которых выступает не локально-функциональный эксперимент, а целая система разнообразных образовательных проектов, которыми обеспечивается личностный рост.

Одна из предпосылок построения личностно ориентированного образования – разнообразная совокупность знаний, полученная из разных источников, касающаяся закономерностей развития личностного начала в человеке. Личностное развитие человека является своеобразным уравновешиванием двух начал – императива и свободы.

Императив для личности – это, в первую очередь, общечеловеческие нормы морали, тогда как свобода выражается собственными притязаниями личности на достижения, которые утверждают образ «Я».

Одной из функций личности выступает постоянный поиск и обоснование смысла деяний и всей жизни. Невыполнение этой функции или недостаточная ее представленность в жизнедеятельности индивида выступает признаком его недостаточного личностного развития. Отсутствие смысла поиска приводит к экзистенциальному вакууму и обезличиванию человека, то есть потере жизненного смысла, бессмысленности.

Определение 2

Механизм развития личности – это закрепившееся в личностной психологической организации способы и инструменты самопреобразования.

Развитие личности выступает некоторым самоконструированием индивидом своего внутреннего и даже интимного мира. В этом смысле педагогика личности базируется на помощи растущему человеку в преодолении им внутренних конфликтов. Развитие личности ребенка требует от него определенного уровня успокоенности и гармонии с собой.

Развитие самооценки и ее роль в формировании личности учащегося

Только наличие положительной оценки создает у детей опыт
эмоционального благополучия, что является предпосылкой для нормального
формирования личности.

Эти явления особенно интенсивны у подростков. Эти
переживания связаны с целым рядом особенностей, характерных для этого возраста:
интенсивное развитие самооценки, уровень стремлений, наличие желания
самоутверждения, и именно эти компоненты создают аффективные конфликты и
описанный аффект неадекватности.

Важность и роль самооценки в подростковом возрасте
подкрепляется еще и тем, что острые аффективные переживания оказывают решающее
влияние на формирование характера. Появление устойчивой самооценки, а также устойчивых идеалов,
в которых воплощаются стремления школьников, в отношении нравственной сферы и
качеств их личности становятся важнейшими факторами их развития к концу
подросткового возраста

Это означает, что в этот период все большее значение
приобретают внутренние факторы развития, определяющие новый тип отношений между
ребенком и окружающей средой: ученик уже становится способным к самостоятельному
развитию через самообразование и самосовершенствование. Становление этого типа
развития подготавливает переход учащегося на новый возрастной этап — старший
школьный возраст, где доминирующими становятся внутренние факторы развития

Появление устойчивой самооценки, а также устойчивых идеалов,
в которых воплощаются стремления школьников, в отношении нравственной сферы и
качеств их личности становятся важнейшими факторами их развития к концу
подросткового возраста. Это означает, что в этот период все большее значение
приобретают внутренние факторы развития, определяющие новый тип отношений между
ребенком и окружающей средой: ученик уже становится способным к самостоятельному
развитию через самообразование и самосовершенствование. Становление этого типа
развития подготавливает переход учащегося на новый возрастной этап — старший
школьный возраст, где доминирующими становятся внутренние факторы развития.

Вмешательство учителя стимулирует и направляет деятельность
учащегося по достижению конкретной, заранее поставленной цели. Поэтому обучение
можно рассматривать как процесс стимулирования и направления внешней и
внутренней активности учащегося. Учитель создает необходимые и достаточные
условия для деятельности ученика, направляет ее, контролирует, предоставляет
необходимые средства и информацию для ее успешного выполнения. Но реальный
процесс формирования знаний, умений и навыков, процесс его личностного развития
происходит только в результате его собственной деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий