Принципы гимнастических комплексов
Утренняя гимнастика в детских садах для детей дошкольников составлена специалистами. Комплексы в детских образовательных учреждениях выполняются по принципам:
- Доступность: задания и игры соответствуют физподготовке воспитанников, объяснения и демонстрация упражнений понятны.
- Результативность и польза: гимнастика развивает дошкольников, улучшает их здоровье.
- Позитив: дошкольники делают УГ для отличного настроения, если малыш не расположен к занятиям (заболел, расстроен), выполнять упражнения его не стоит заставлять.
Чтобы гимнастика вошла в привычку у дошкольников, она должна заинтересовать и вызывать только положительные эмоции. Для обеспечения стойкой мотивации воспитанников к занятиям педагог должен выбирать интересные упражнения, проводить их в форме игры или использовать оригинальный инвентарь.
Демонстрация упражнения
Упражнения для ног и стоп
Мышка в норке. Для этого упражнения вам понадобится стул. За ним ваш ребенок должен спрятаться. А затем начать выглядывать из-за него. Делая вид, что он мышка, которая вылазит из своей норы. Чтобы малышу было максимально интересно, рекомендуем заниматься озвучиванием действий. К примеру, можете говорить «ку-ку!».Мячик или кузнечик. В ходе этого упражнения, малыш должен прыгать, и резко передвигаться вправо, влево. Прыгать нужно не менее пятнадцати, и не более двадцати раз.Поднимаем ноги выше! Малышу нужно постепенно поднимать ноги к верху. Они, при этом, должны быть прямыми. Сгибать их не нужно.Заниматься этим упражнением – непросто. Особенно, в таком возрасте. Поэтому ребенку будет достаточно сделать и 5-6 повторов.
Дети делают зарядку старшая группа: движения
- Вводная часть. Для нее необходима разминка, поэтому зарядку следует начинать с чередования бега и ходьбы. Разнообразьте все это перемещением в пространстве, движения на одном месте быстро надоедают ребятам.
- Основная часть. В нее входят важные упражнения, которые развивают мышцы, ориентацию в пространстве и подвижность суставов.
- Финальная часть. Завершить зарядку необходимо умеренной ходьбой.
Пример утренней зарядки:
Разминка
- Дети ходят обычным шагом друг за дружкой по кругу или колонной.
- Бег по прямой или с препятствиями.
- Ходьба на пятках, носочках, внутренней и тыльной стороне стопы.
- Ходьба, при которой поочередно меняется положение рук, ходьба с подниманием колен.
- Бег с остановками по команде (голосовой или хлопку).
Основная часть
- Упражнение №1: Руки сложить за спиной, ноги на ширине плеч. Дети делают вдох, наклоняются и выдыхают.
- Упражнение №2: Дети кладут на пояс руки и выполняют повороты туловища вправо и влево.
- Упражнение №3: Руки ребята поднимают вверх, становятся на носочки, а пальцами рук тянутся к небу. Потом опускаются на ступни и опускают руки.
- Упражнение №4: Лечь на спину. На живот повернуться сразу через левую, потом через правую сторону.
- Упражнение №5: Руки держать перед грудью. Попрыгать как зайчики на месте, потом вокруг мнимого кустика.
Финальная часть
Ходьба по залу умеренным шагом.
Используемые методы
К трех- четырехлетнему возрасту малыши уже почти освоили весь алфавит и научились строить предложения для высказывания своих мыслей. Но у некоторых все равно возникают проблемы с согласованием слов (например, «одна мяч»). Поэтому в любом случае все упражнения должны четко и понятно объясняться взрослым. Это поможет избавиться от речевых ошибок.
Важно! Преподаватель должен четко проговаривать все инструкции. Чтобы это было более интересным, лучше использовать стишки и загадки. Зарядка со стишками
Зарядка со стишками
Наглядные приемы
Образ помогает детям лучше понять окружающий мир. Именно поэтому лучше всего все занятия сопровождать:
- картинками зверей, мультяшных героев;
- пошаговыми рисованными инструкциями;
- демонстрацией упражнения воспитателем.
Практический прием
Этот способ подразумевает под собой самостоятельную деятельность детей. Например, рисование, составление поделок из разных материалов и т. п. Этот вид деятельности очень важен, ведь с помощью него развивается воображение, мелкая моторика, дети учатся фантазировать.
Игровой прием
Его, как правило, сопровождает с музыкой. Она помогает почувствовать темп и ритм упражнения. Музыкальные оттенки помогают понять, когда нужно изменить характер движений. Например, спокойная музыка побуждает к умеренной ходьбе, а веселая и заводная — к бегу, прыжкам. Кроме того, она повышает дисциплинированность, работоспособность, внимательность малышей.
Физкультминутки для дошкольников
Другие виды зарядки для детей в детском саду
Комплекс утренней гимнастики может включать в себя дополнительные упражнения профилактического характера. Очень полезна дыхательная зарядка, способствующая насыщению тела кислородом, восстановлению дыхания после физических нагрузок, укреплению дыхательной мускулатуры, очищению дыхательных путей.
Пальчиковая гимнастика развивает моторику пальцев рук, а пальчиковые игры развивают фантазии и воображение ребенка. Также упражнения помогают детскому организму управлять своим телом, сопротивляться с простудными заболеваниями, предотвращают возникновение детских неврозов.
Гимнастика для ног помогает корректировать ходьбу, является профилактикой плоскостопия. Для укрепления иммунитета и предотвращения различных заболеваний, проводится самомассаж биологически активных точек.
Дети растирают ноги, руки, ступни, ладошки, точки возле носа и за ушами. Увлекательной станет имитационная зарядка, упражнения которой отображают всевозможные движения животных, растений, предметов, людей разных профессий.
Наиболее интересна детям утренняя гимнастика в игровой форме. Например, образно-игровая зарядка нацелена на умение ребенка ориентироваться в пространстве и согласовывать свои движения с ритмом и темпом музыки.
Для чего нужна зарядка в дошкольном учреждении
Утренняя зарядка в детском саду является каждодневным занятием, направленным на выполнение различных комплексов физических упражнений. Основная цель занятий – это улучшение состояния здоровья детей, укрепление мышечного аппарата и оздоровление организма.
Развивающийся организм ребенка постоянно требует движения. Данную физическую активность можно перевести в более организованное русло посредством привлечения детей к подвижным играм, соревнованиям и проведения спортивно-массовых мероприятий. Одним из таких и есть утренняя зарядка в детском саду.
Роль утренней зарядке в дошкольном учреждении огромна. Утренние занятия физическим упражнениями создают организованное начало дня, поднимают настроение. Возбужденные дети успокаиваются, выполняя действия в определенном темпе, а малоактивные – втягиваются в заданный ритм деятельности.
Благодаря утренней зарядке повышается жизненный тонус и физическая выносливость, а также развивается выдержка и дисциплина.
Утренний комплекс физических упражнений влияет на повышение жизнедеятельности организма дошкольника. Определенная физическая нагрузка на мышцы активизирует работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы
Дети младшего дошкольного возраста могут каждый день выполнять несложные упражнения в течении 8-15 минут. Организованная физическая активность поможет войти в привычку ребенка. В дальнейшем это не только предотвратит многие заболевания, но и поможет справиться с перегрузками в школе и другими стрессовыми ситуациями.
Зарядка должна приносить радость и удовольствие, но не стать непосильным или неприятным обязательством. Мышечные ощущения должны радовать детей и развивать потребность в самостоятельном выполнении не сложных упражнений. Поэтому нужно подбирать соответствующие движения для ребенка определенного возраста.
Организация гимнастики
Все манипуляции, проводимые с детьми, должны быть тщательно обдуманы и соответствовать ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Это свод четких правил и требований к образованию определенного уровня. Для физического развития дошкольников существует «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста», где отражены правила проведения зарядки для различных групп с учётом возрастного, физического и психологического развития детей.
В организации гимнастики воспитатель руководствуется такими критериями:
- возраст;
- физические способности детей;
- распределение нагрузки;
- комплексность упражнений;
- длительность;
- место проведения.
Возраст
С учетом этого показателя различается комплекс упражнений после обеденного сна. Так, для деток младшего возраста зарядка проводится в игровой форме, и малыши изображают птичек, зверей, маминых помощников. При этом требуется обязательное выполнение воспитателем каждого из «упражнений».
В подготовительной группе дети возрастом 5–6 лет более организованы и самостоятельны, поэтому воспитатель может назначить «старшего» из детей, который будет показывать упражнений всей группе, а остальные детки будут их повторять. В это время воспитатель может уделить время индивидуальной работе с конкретными детьми.
В подготовительной группе дети запоминают упражнения, выполняемые ежедневно, поэтому часто практикуется самостоятельное проведение разминки
Распределение нагрузки
Стандартный комплекс упражнений выполняется на протяжении 15–20 минут. На распределение нагрузки влияют искривление осанки, плоскостопие и прочие физиологические проблемы. Если таковых не имеется, общая схема имеет следующий вид:
№ этапа | Что делать | Описание упражнения | Длительность (мин.) |
1 | Потягивания рук и ног | Выполняется в кровати, непосредственно после пробуждения. Можно продолжить упражнение в виде поочередных махов руками и ногами возле кровати | 3 |
2 | Ходьба | Переход в активную фазу продолжается ходьбой, от медленной до постепенно ускоряющейся. Можно начинать в прохладной комнате | 3 |
3 | Активные телодвижения | Движения для профилактики проблем опорно-двигательной системы продолжают в теплом помещении. Это могут быть активные махи, наклоны, повороты туловища, прыжки, приседания. Рекомендуется дополнять спортивными принадлежностями (скакалки, детские гири и гантели и пр.) | 5–7 |
4 | Дыхательные упражнения | В меру прохладной комнате осуществляют элементы, взятые с дыхательной гимнастики | 3–4 |
Тренировка для мышц плечевого пояса
С помощью этих упражнений малыш сможет сделать грудную клетку крепче. А также развить дыхательную систему. Более того, с помощью этого он научится правильно держать спину, и не сутулиться.
- Обнимашки. На это упражнение отводится пять-шесть выполнений. Малышу нужно сделать следующее. Отвести свои ручки в бок. Вдохнуть воздух. А затем обнять себя за плечи. И выдохнуть.
- Пароход. Скажите ребенку, чтобы опустил руки вниз. И начал совершать ими круговые движения. Так, чтобы руки «проворачивались» вокруг его плеч.
- Часики. На выполнение этого упражнения отводится полминуты. Ребенку нужно попеременно делать наклоны головы. Вправо-влево, и наоборот. Параллельно с этим, рекомендуем вам говорить «тик так, тик так», чтобы ребенок думал, что он действительно выполняет роль часиков.Руки нужно разместить по бокам. А ноги поставить на уровне плеч.Упражнения для туловищаМельница. Наверняка на физкультуре вас заставляли делать это упражнение. Ребенку нужно расставить ноги на ширине плеч. Наклониться так, чтобы туловище было параллельно полу. И начать двигать руками влево-вправо. Так, как это делает мельница. На выполнение упражнения отводится от десяти до пятнадцати секунд.Тук-тук. Сначала ребенку нужно выпрямиться. И расставить ноги параллельно плечам. Когда вы дадите команду, ребенку необходимо сделать резкий наклон. И начать стучать по коленям. На выполнение этого упражнения нужно отвести 20 секунд. Количество повторений, при этом, должно быть от пяти до шести раз.Качеля. В ходе этого упражнения, вы сможете развить вестибулярный аппарат малыша. Ребенку нужно встать на пол, и начать качаться в разные стороны.Потягивания. Ребенку нужно начать делать наклоны в разные стороны. Не только вправо-влево. Но и вперед-назад. Когда дите будет перемещаться вперед, то вам нужно будет всего лишь протянуть руку. Рекомендуем ребенку делать не меньше трех повторений.
Зарядка для детей 5-6 лет в детском саду
Для детей старшей группы детского сада (5-6 лет) можно разработать более разнообразные и сложные упражнения, направленные на развитие координации, выносливости, баланса и гибкости. В этом возрасте дети более способны следовать инструкциям и выполнять более сложные движения.
Вот примерный комплекс упражнений для детей старшей группы:
Ходьба с высоким поднятием коленей. Дети ходят на месте, стараясь поднимать колени как можно выше. Можно проводить упражнение под музыку или в ритм считалки.
Бег с изменением направлений. Дети бегают на месте, а затем по команде бегут в указанном направлении (вперёд, назад, влево, вправо). Это упражнение развивает реакцию и координацию.
Прыжки «звёздочка». Дети прыгают, разводя в стороны руки и ноги (как звезда) и возвращаются в исходное положение. Упражнение укрепляет мышцы и развивает координацию.
Мостик. Дети лежат на спине, руки вдоль тела. Затем поднимают таз, прогибаясь в спине и опираясь на плечи и ноги, образуя «мостик». Это упражнение укрепляет спину и развивает гибкость.
Прыжки на двух ногах. Дети прыгают на двух ногах вперед, назад и в стороны. Можно обозначить область, в пределах которой нужно прыгать, или рисовать фигурный курс с линиями.
Кошка. Дети стоят на четвереньках и изгибают спину то вверх, подняв голову (выгиб), то вниз, опустив голову (прогиб), имитируя растяжку кошки.
Ласточка. Дети стоят на одной ноге, наклоняются вперёд и одновременно отводят назад свободную ногу с вытянутыми в стороны руками, стремясь сохранить баланс. Упражнение на развитие равновесия и концентрации.
Лыжник. Дети стоят на ширине плеч и имитируют движения лыжника: наклоны корпуса вперёд, руками выполняют движения, как будто отталкиваются лыжными палками.
Ползанье «под забором». На полу выполняют двигательные действия, как если бы ребёнок ползал под забором: на животе проползают вперёд, опуская голову и представляя, что пространство ограничено.
Расслабление
После активных упражнений важно отдохнуть и расслабиться. Дети ложатся на спину, закрывают глаза и глубоко дышат, представляя, будто они плывут по морю на лодке или лежат на облаке.
Публикация «Презентация „Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При проведении гимнастики необходимо, прежде всего• включить музыку,• раздвинуть шторы, для поступления солнечного света,• открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха,• выполнить комплекс физических упражнений• вдохнуть чистый, свежий воздух, используя дыхательную гимнастику,• и в заключение использовать коррекционную, оздоровительную ходьбу по дорожке здоровья.
4 слайд Цель Пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей.
5 слайд Задачи представлены на слайде
6 слайд Гимнастика пробуждения состоит из несколько частей– гимнастика в кроватках – гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Затем дети переходят в «холодную» комнату.
В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику : ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз» : руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ? Далее самомассаж
7 слайд профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам и Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание).Длительность гимнастики после дневного сна может быть 7-15 минут.
8 слайд Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна : улыбающееся лицо воспитателя, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость
После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
Слайд 9,10,11 НА слайдах представлены 2 комплекса гимнастики пробуждения это Лепим Буратино и Веселые художники
Слайд 12 Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.
Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.
Занятия гимнастикой дома
Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.
Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:
- укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
- обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
- улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
- ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
- стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.
Противопоказания
Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:
- острых заболеваниях, обострении хронических;
- кровотечении или угрозе такового;
- боли;
- онкологических заболеваниях.
Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.
Картотека по ФГОС
Игра «Крольчата»
Картотека включает следующие занятия:
- «Солнышко и дождь». Преподаватель рисует черту, за которой дети садятся на корточки. После слов «Вышло солнышко гулять» дети разбегаются по площадке. Как только звучит слово «дождик», дети снова сбегаются за черту. Цель данной игры — развить выносливость, быстроту движений и ориентирование.
- «Кот Васька». Здесь понадобятся стулья. Выбирается один ребенок, который и будет главным героем — котом Васькой. Остальные дети — котики. Васька должен передвигаться по площадке, а потом уснуть. Котики должны его разбудить. Цель котят: как можно быстрее добежать и занять стульчик, пока Васька их не поймал. Это упражнение развивает навык подражания.
- «Крольчата». Все дети садятся за веревкой, висящей на уровне 50 см от пола. После сигнала «крольчата» они выбегают за пределы веревки, а слова «сторож» — заползают обратно. Это упражнение вырабатывает навык ловкости и улучшает показатель прыжков в длину.
- «Медвежонок». Преподаватель читает стишок, а дети выполняют движения: бегают по кругу, совершают повороты туловищем вправо и влево.
- «Зайка». Воспитатель также читает стихотворение, а дети подпрыгивают и притопывают.
Когда и как проводить?
Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).
Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?
- Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
- Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
- Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
- Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.
Зарядка в детсаду в рамках общеобразовательного процесса
Воспитанники детсада должны расти здоровыми, чтобы у них сформировывались требуемые умения и навыки, а также способности. Здоровый малыш хорошо обучаем, понимает, что от него хочет воспитатель, ему интересно познавать новое. Помогает в этом зарядка, которая является систематическим занятием в детсаду.
Зарядка в ДОУ
Ее цель — сохранить и укрепить психику и организма в целом. Основная задача — создать позитивный эмоциональный настрой. Утренняя гимнастика (УГ) — составная часть режима физической подготовки дошкольников. Это комплекс специальных упражнений для мышечной ткани и суставов.
Зарядка для дошколят может проводиться в рамках занятий, положительно влияющих на систему дыхания, и игр для мелкой моторики. УГ может проходить вместе с методикой закаливания. Помимо сберегающих здоровье функций, зарядка в ДОУ имеет значение для формирования процессов психики, расширения кругозора, коммуникабельности.
Важно! Во время УГ идет активная выработка эндорфина — гормона счастья. Он повышает настроение и защищает от негативных мыслей. Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений
Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений
Цели и задачи УГ
Гимнастика в ДОУ разделяется по возрастным группам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Физическая составляющая важна для всего периода воспитания. Цель зарядки в садике — привить желание следить за своим здоровьем в течение всей жизни.
Ежедневно утро в садике начинается с УГ, которая дает возможность укрепить маленький организм.
К сведению! Важно привить человеку с детства любовь к физкультуре, в садике закладывают фундамент на будущее. Цель УГ заключается в улучшении работы систем организма. Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение
Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС
Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение. Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС.
Каждое утро в большинстве детсадов России начинается с УГ. Цель зарядки — развить мышцы тела и улучшить состояния здоровья. Организму малыша нужна физкультура, ему необходимо высвобождать энергию. Её можно направить в наиболее полезное русло, привлекая дошкольников к активным и интересным упражнениям, увлекательным играм.
Зарядка важна в организации дня и для состояния воспитанников. Те, кто уже проснулся и начинает баловать, с помощью упражнений станет спокойнее. Сонные и неактивные ребята, наоборот, взбодрятся. Задача зарядки — нормализовать дисциплину. Заниматься следует ежедневно, чтобы малыш привык к организованному спорту. Тогда это не будет вызывать отрицательные эмоции и усталость, а напротив, превратится в удовольствие.
К сведению! Важно выбирать комплексы упражнений по возрасту и возможностям дошкольников
Как стимулировать выполнение утренней зарядки
Утренняя зарядка для детей 3-4 лет должна быть весёлой, динамичной и не слишком сложной. В этом возрасте акцент делается на игровые элементы и интерес к движению. Чтобы настроить ребёнка на утренние упражнения, можно использовать следующие стратегии:
Игровой подход: превратите зарядку в игру или приключение. Воспользуйтесь воображением ребёнка, чтобы создать увлекательную историю, в которой физические упражнения станут частью сюжета. Например, можно представить, что вы путешествуете по джунглям или летаете в космосе.
Используйте музыкальное сопровождение. Весёлая и живая музыка мотивирует двигаться
Дети часто любят двигаться под музыку, так это может помочь привлечь их внимание и повысить интерес к упражнениям. Обычно утренняя зарядка для детей в детском саду проводится в музыкальном зале.
Подражание и ролевые игры
Дети любят подражать взрослым и другим детям, поэтому сам приступайте к зарядке с энтузиазмом, и ребёнок захочет последовать вашему примеру. Можно также попросить ребёнка показать, как занимаются его любимые герои из мультфильмов или книг.
Короткие упражнения: Для малышей долгие занятия могут быть утомительными, так что делайте зарядку короткой и динамичной. От 5 до 8 минут зарядки будет вполне достаточно для этой возрастной группы.
Поощрение и поддержка. Поощряйте детей за их старания и успехи. Хвалите за выполненные упражнения, старайтесь сохранять позитивный настрой и не критикуйте за ошибки.
Разнообразие упражнений. Интегрируйте различные типы движений, чтобы упражнения не казались монотонными. Приседания, прыжки, бег на месте и подражание животным (например, ходьба как медведь, прыжки как кенгуру) могут разнообразить занятия.
Участие в выборе упражнений. Иногда, дав детям возможность выбрать следующее упражнение, вы можете повысить их вовлечённость и заинтересованность.
Постановка целей. Установите простые, понятные и достижимые цели. Например, «сегодня мы научимся прыгать на одной ноге» или «попробуем быстрее бежать на месте».
После завершения упражнений можно предложить малышам что-то приятное в качестве награды за усердие и активное участие, это может быть здоровый завтрак или время для любимой игры.
Как проводить гимнастику для малышей 3-4 года в ДОУ
Любой воспитатель ДОУ должен знать некоторые особенности зарядки для малышей 3-4-лет. Они являются основой, без них утренняя гимнастика проводиться просто не может.
- Утренняя гимнастика в младшей группе проводится строго перед завтраком.
- Она состоит из разминающих тело упражнений и ряда дополнительных восстанавливающего типа.
- Урок должен длиться не дольше 7 мин., в идеале — 5 мин.
- В теплое время года физкультминутку лучше всего проводить на улице, так она будет полезней. Зимой, особенно в декабре, зарядка должна проводиться на веранде или в специально оборудованном помещении, например, игровом зале с матами.
- Есть два требования к помещению: температура не должна превышать 16°С, перед занятием зал проветривают.
- Дети обязаны надевать на занятие спортивную форму с кроссовками, волосы подвязывать.
- Если малыш отказывается выполнять упражнения, то принуждать его не стоит. Но после занятия нужно поинтересоваться, что послужило причиной отказа.
- Если на зарядке будет включена музыка, интерес детей возрастет.
- Не стоит спрашивать с детей строгого соблюдения дисциплины или четкой последовательности движений. Занятия должны проходить в форме игры, например, разыграв сценку.
- В обязательный перечень входят упражнения со спортинвентарем: мячами, флажками, лентами и др.
- Оптимальное количество повторов задания — 5. Отработка одного комплекса упражнений ограничивается 10 днями.
Важно! Педагог не должен ограничиваться одним лишь знанием общих принципов проведения детской гимнастики в ДОУ. Рекомендуется знать классификацию упражнений, содержание самой зарядки, приемы для подготовки и ее успешного проведения
Зарядка на свежем воздухе
Виды упражнений:
- общеразвивающие (бег, прыжки и т. д.);
- зарядка с элементами сюжетной линии (упражнения по какой-либо сказке, сценке и т. п.);
- комплекс из 3-4 упражнений (например, комплекс «Лохматый песик», «Поезд» и т. д.);
- чередование беговых и упражнений с прыжками;
- задания с атрибутами (детским эспандером, батутом и т. д.);
- полоса препятствий.
Важно! Упражнения в ходе полосы препятствий не должны быть слишком сложные, чтобы каждый воспитанник мог их повторить. Основные этапы любой зарядки:. Основные этапы любой зарядки:
Основные этапы любой зарядки:
- разминка (ходьба);
- упражнения на различные группы мышц;
- неторопливый бег;
- умеренная ходьба (можно добавить подвижную игру).
Методы выполнения зарядки в детсаду
Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.
Занятие с обручем
Рекомендации по длительности
УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:
- Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
- В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
- У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
- УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.
Как организовать детей для утренней гимнастики
Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.
https://youtube.com/watch?v=Vgo8pJG-6MU
Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.
В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.
Важно! Если у ребенка справка о том, что ему временно противопоказаны физические нагрузки (такие выдают после болезни), можно предложить ему быть ведущим или понаблюдать за процессом со скамейки