ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ПЛАН – КОНСПЕКТ НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе детского сада Цель:
— Формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
— Сопереживание живому организму.
Задачи:
— Воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
— Развивать познавательный интерес к миру природы;
— Развивать чувство эмпатии к объектам природы;
— Прививать детям экологическую культуру поведения;
— Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
— Формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребёнка 3-4 лет.
Тип занятия: Экологически-познавательная непосредственно образовательная деятельность.
Методы: Познание, развитие речи, художественное творчество, музыкальное сопровождение, художественная литература.
Оборудование: Магнитофон; записи пения скворца и фоновой музыки, Картинки с изображением скворца; кормушка настоящая за окном или на картинке; материал и оборудование для рисования, веточки вербы.
Прогнозируемый результат:
— Эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
— Освоение экологических норм поведения в природе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте о каком времени года эта загадка:
Пришла пора зиме на смену, Природу пробудила ото сна. Растаял снег, клин птиц плывет по небу, Тепло нам принесла … Весна.
Какое сейчас время года? (показывает картину).
Дети: Весна
Воспитатель:
Снег весной что делает?… Ручьи весной что делают?… Птицы весной что делают?…
Воспитатель: За зимой приходит весна и домой птиц позовет. Вернутся наши пернатые друзья. Давайте послушаем музыку. (Звучит музыка “Голоса птиц”.) Первыми прилетят грачи, ласточки, скворцы. (Показывает птиц.) Грачи и ласточки вьют гнезда. (Показывает.) А скворцу негде будет жить.
Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет, Крепкий деревянный дом С круглым маленьким окном. (Сскворец.)
Скворец
Воспитатель: Домик для скворцов называется скворечник. (Воспитатель читает сказку)
Скворец.
Жил да был Скворец. Осенью он улетал в тридесятое царство – государство. Весной возвращался домой, на своё любимое дерево, выводил птенцов, кормил их гусеницами и жучками. Однажды вернулся Скворец после зимовки и не нашёл своего домика. Люди срубили дерево. Расстроился Скворец, перестал петь свои песни и улетел в далекие края. А вокруг появилось много гусениц и жучков (насекомых-вредителей). Они поедали все растения. Взрослые поняли свою ошибку, позвали Скворца назад, но он не вернулся.
Тогда дети решили помочь. Они построили домики и повесили их на самые высокие деревья. Понравился Скворцу новый домик, он вернулся не один, а со своими друзьями. Стали они песни петь, птенцов выращивать. Дети были очень рады.
Физкуль
Ой, летали скворушки-скворцы. Все летели, песни распевали, Крыльями махали. (Махи руками)
Стайкою на землю сели, Червячков они поели. (Развернуться в сторону кормушки)
Клю, клю, клю, клю, (Сесть на корточки)
Клю, клю, клю, клю, Как я червячков люблю. (Указательными пальцами постучать по полу)
Перышки почистим, Чтобы были чище. (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)
Вот так, вот так, Вот так, вот так, Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, Чтоб сильней стать деткам. (Развернуться в сторону деревьев за окнами)
Стук в дверь, залетает скворец.- пение скворца
Скворец: Здравствуйте, ребята, я прилетел к вам из далекого края и не могу найти себе домик. Вы мне не поможете его найти?
(Дети соглашаются помочь Скворцу, рисуют скворечники. Детям предлагаются восковые мелки, белый лист бумаги; на листе бумаги они рисуют скворечник. Затем берут веточку вербы, приклеивают её на лист бумаги, над скворечником. ) — играет фоном музыка «Кукушка и скворец»
Скворец: Спасибо, вам, большое ребята, что помогли мне. Я приглашу в эти домики своих друзей. Пора уже лететь за ними.
Воспитатель: Подожди, Скворец, не улетай. Ребята для тебя приготовили стихотворение.
(Дети рассказывают, заранее выученное стихотворение)
Барто А.Л. – «Апрель»
Верба, верба, верба, Верба зацвела. Это значит, — верно, Что весна пришла Это значит — верно, Что зиме конец. Самый, самый первый Засвистел скворец. Засвистел в скворечне: Ну, теперь я здешний.
Скворец: Спасибо, вам, большое ребята, за домики, за стихотворение. Я очень рад. Мне пора лететь заселяться в скворечник. До свидания.- пение скворца.
Все: До свидания.
Итог: А на прогулке мы, не забудем покормить птиц. Каких птиц мы покормим?… Кого угостим сальцем?… А кому дадим семечек?…, зернышек?…
Следующая > |
Подготовка к занятиям
Эффективность занятия зависит от его подготовки педагогом. Воспитатель должен тщательно изучить тему, при необходимости пополнить экологические знания, определить задачи. Определение задач основывается на содержании программы воспитания учреждения образования. Обязательно должен учитываться уровень развития детей, особенности природного окружения, наличие материальной базы
Важно определить место проводимого занятия в системе воспитания
При подготовке и составлении конспекта занятия необходимо рационально подбирать методы, форму проведения. Их выбор зависит от заранее определенных задач, особенностей детского коллектива.
Проведение открытых мероприятий на экологическую тему
Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.
Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах
- Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
- Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
- Наширванова Р. «Наши друзья — деревья» (старшая группа).
- Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).
Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе
Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.
Сезонные развлечения для самых маленьких воспитанников
Ознакомление с сезонными изменениями следует учитывать, планируя занятие по экологии во 2 младшей группе. Для активизации интереса и воображения малышей целесообразно проводить такие занятия в форме игр или с элементами развлечений. Обязательным условием таких мероприятий является использование сюрпризных моментов, музыкального сопровождения, введение дополнительных героев
Малыши во 2 младшей группе эмоционально и позитивно реагируют на таких гостей, важно правильно подобрать героев с учётом сезона. Например, занятие по экологии «Весна» планируется с учётом таких персонажей, которые продемонстрируют сезонные изменения в своей жизнедеятельности:
Зайчик в серой шубке, одевший её с приходом весны;
Ласточка, прилетевшая из тёплых краёв;
Мишка, пробудившийся от зимней спячки и др.
Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста – процесс многогранный и достаточно интересный, имеющий также этическую и нравственную составляющую.
Занятие по ознакомлению с миром природы в детском саду для детей 2-3 лет на тему «Путешествие в комнату природы»
Задачи: закрепить полученные знания о животных, их повадках, питании; воспитывать бережное, заботливое отношение к обитателям комнаты природы.
Оборудование: корзина с морковкой, кормом для рыб, зернами.
* * *
Воспитатель. Дети сегодня мы пойдем с вами в гости к нашим любимым животным. Где они живут в детском саду?
Дети отвечают.
Мы с вами пойдем в комнату природы, где живут дружно все животные. Давайте вспомним, кто живет в этой комнате?
Дети отвечают.
Наши животные соскучились по нам и ждут нас. А мы с вами им отнесем угощение. Сейчас мы с вами «сядем» в поезд и поедем. А вот и наша остановка. Выходите, приехали! Наша остановка — комната природы. Вспомните, как надо себя вести, когда мы приходим в комнату природы.
Дети. Не шуметь, громко не разговаривать, не бегать.
Двери открываются и дети входят в комнату природы.
Воспитатель. Я вам буду загадывать загадки про обитателей комнаты, а если вы их отгадаете, мы пойдем к ним в гости.
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Кролик.)
Кто это?
Дети отвечают.
Покажите, где клетка с кроликом?
Дети отвечают.
Как зовут кролика?
Дети отвечают.
Посмотрите, что он делает?
Дети отвечают.
Покажите, какие у него ушки?
Дети отвечают.
Что любит Яша?
Дети отвечают.
А заяц в лесу что любит?
Дети отвечают.
Растет ли в лесу морковка?
Дети отвечают.
А вот нашего Яшу мы угостим морковкой. Таня, достань морковку кролику из корзины. Давайте посмотрим, как кролик грызет морковку.
А теперь я загадаю вам другую загадку.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой.
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум.)
Дети отгадывают.
Дети, найдите домик с рыбкой золотой. Что это?
Дети отвечают.
Кто в нем живет?
Дети отвечают.
Что рыбка делает?
Дети. Плавает, на нас смотрит, двигает хвостом.
Воспитатель. Можно ли рыб брать в руки?
Дети отвечают.
Почему нельзя?
Дети отвечают.
Чем мы их можем угостить?
Дети. Рыбьим кормом.
Воспитатель. Корм нужно брать ложечкой, немного. Что делает рыбка? Дети отвечают.
Рыбка живая, о ней надо заботиться, ее надо кормить. А кто у нас здесь живет? (Подводит к вольеру с попугаями.)
Послушайте, я вам загадаю сейчас загадку.
Дома в клетке живет,
Зернышки клюет,
Водичку пьет. (Попугай.)
Дети отгадывают.
Как зовут этих птичек?
Дети отвечают.
Посмотрите, есть попугайчики маленькие, а есть большой попугай, он живет один и умеет разговаривать. Давайте послушаем! Как птички машут крылышками, покажите. А что любят попугайчики есть?
Дети отвечают.
Мы им принесли зернышек, сейчас насыплем в кормушку. А что еще нужно попугаям?
Дети. Нужна чистая водичка.
Воспитатель. Посмотрите, у них есть водичка? Давайте немного нальем им чистой водички. Пейте, попугайчики! Вот как мы заботимся о птицах. Мы молодцы! А теперь мы просто погуляем по комнате, полюбуемся на наших животных, посмотрим, какие комнатные растения здесь есть. Найдем знакомые нам.
А теперь садитесь в «поезд», мы поедем в группу к своим игрушкам.
Роль родителей
Для должного эффекта воспитания необходим пример взрослых. Поэтому без привлечения к экологическому воспитанию родителей его эффективность снижается. Качество воспитания детей обусловлена тем, какие экологические ценности существуют в его семье. Влияет уклад, уровень, жизни семьи. Работу с родителями можно проводить в разных формах:
- общие или групповые родительские собрания;
- любые совместные мероприятия (праздники, десанты, экскурсии и др.);
- дни открытых дверей;
- проектная деятельность вместе с детьми;
- выставки литературы и детского творчества;
- индивидуальные, групповые консультации для родителей.
Эти формы демонстрируют родителям, какие знания есть у детей, показывают, что эти полученные знания и навыки нужны для формирования основ детской экологической культуры.
План-конспект экологического занятия с элементами экспериментирования
После проведения предварительной работы педагогу следует определиться с объёмом словарной работы, планируемой к освоению на занятии. Составленный план, как правило, включает несколько пунктов. План-конспект экологического занятия на тему «Воздух и вода – наши лучшие друзья» может состоять из нескольких пунктов:
- Приветствие. Мотивация к деятельности, настрой на тему занятия.
- Сюрпризный момент, появление сказочного персонажа «Ветер».
- Экспериментальная деятельность по определению свойств воздуха (использование воздушных шаров, вееров и т.д.). Обсуждение.
- Физкультминутка.
- Возвращение на места, мотивация к продолжению занятия.
- Сюрпризный момент, появление сказочного персонажа «Вода».
- Экспериментальная деятельность по определению свойств воды (окрашивание воды в разные цвета при помощи красок, добавление в воду сахара, соли, лимонной кислоты для появления вкуса). Обсуждение.
- Подвижная игра вместе со сказочным персонажем.
- Поощрительные подарки героя для детей.
- Подведение итогов. Рефлексия занятия.
Как правило, такое занятие по экологии во 2 младшей группе имеет ярко выраженную практическую направленность в сочетании с игровой деятельностью, что делает такие занятия достаточно продуктивными и результативными.
Теоретические основы экологического воспитания в младших группах ДОУ
Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, и сейчас они как никогда близки к природе. Именно с этого возраста формируется положительное отношение ко всему живому. Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.
В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологической тропе.
Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения — живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные — за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.
Возрастные особенности младших дошкольников
Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте плохо воспринимают только речевую информацию, она обязательно должна подкрепляться наглядностью. Ребёнок должен иметь возможность видеть то, о чём говорят, а ещё лучше — потрогать или поучаствовать. Самая лучшая форма обучения на этом этапе развития — игровая. Дети познают мир через игру и действие.
Дети должны видеть то, о чём говорит воспитатель, а ещё лучше — иметь возможность потрогать и поизучать
Также дети 3–5 лет не могут подолгу концентрироваться на чём-то одном, поэтому необходимо всё время менять вид деятельности. Это происходит потому, что на мозг маленького человека постоянно обрушивается большой поток новой информации, которая требует обработки и осмысления. Поэтому, чтобы не было перегрузки, мозг в определённый момент просто отключает какой-то свой сектор и включает другой. Внимательно наблюдайте за детьми — как только в глазах гаснет интерес и дети начинают с отсутствующим видом смотреть по сторонам, пора переключаться на что-то другое. Что бы вы им сейчас ни сказали по той теме, над которой работали, они всё равно ничего не запомнят.
Проектная деятельность в младших группах
С самого раннего возраста у детей следует поощрять желание наблюдать и исследовать. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для этого
Следует только учитывать, что для младших дошкольников подойдут не слишком долгие проекты, потому что им важно как можно быстрее увидеть результат. Хотя тут все относительно — если в старших группах двухнедельный проект считается краткосрочным, то для малышей это достаточно большой срок
Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды».
В первой младшей группе ДОУ можно реализовать проект «Выращиваем лук»
Таблица: проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы
Автор | Викторова А. |
Цель проекта | Вызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних условиях и затем употреблять его в пищу. |
Задачи проекта | Дети должны узнать:
|
Материалы |
|
Помощь родителей | Приобретение посадочного материала, контейнера и земли. |
Подготовительный этап | Провести занятие о строении лука и о его пользе. |
Основной этап | Посадка лука:
Уход за луком:
|
Заключительный этап |
|
Проект для второй младшей группы
Если вы не выращивали лук в прошлом году, то можете сделать это в этом. Если же дети уже имеют опыт выращивания лука, можно усложнить задачу и вырастить кресс-салат. Только для его выращивания нужны не контейнер и земля, а вата и низенькие ёмкости, например, лотки от продуктов. А так действуйте по предложенному выше плану.
Для выращивания кресс-салата нужна не земля, а влажная вата
Темы для проектной деятельности в первой младшей группе
- «Зачем нужна фасоль»,
- «Что такое листопад»,
- «Кормим птиц»,
- «Наблюдаем за рыбками»,
- «Для чего нужны дождевые червяки»,
- «Какого цвета осень».
Темы для проектной деятельности во второй младшей группе
- «Кто в норке живёт»,
- «Выращиваем фасоль»,
- «Кормим птиц»,
- «Как устроен аквариум»,
- «Удивительные бабочки»,
- «Удивительный снег».
Форм для проведения экологических занятий очень много. Если их все использовать, то усилия педагогов ДОУ не пропадут даром — дети познакомятся с природой, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на занятиях в детском саду. В результате правильно организованного экологического воспитания у дошкольников сформируется бережное и заботливое отношение к природе.
Место эксперимента в обучении малышей
Деятельность малышей на занятиях по экологии направлена на формирование представлений о свойствах воды, песка и др. Важным направлением является также формирование понятия о том, что для роста и развития растений нужны вода и воздух. Кроме проведения экспериментов, занятие по экологии во 2 младшей группе планируется с учётом реализации следующих направлений: расширение представлений о растениях и животных, сезонных явлениях в природе, растениях, произрастающих в данной местности, ознакомление с миром диких животных и земноводных, миром насекомых, ознакомление с основными правилами поведения в природе.
Занятие по экологии во 2 младшей группе
Тема: «Времена года».
Цели занятия:
- развитие эмоционального восприятия стихотворений;
- получение радости от игр;
- воспитание любви к окружающей среде;
- развитие активности, внимания;
- ознакомление с отличительными особенностями времен года.
Обратите внимание! Образовательные области: социализация, физкультура, коммуникация. Тип: интегрированное. Тип: интегрированное
Тип: интегрированное
Возрастная группа: 3–4 года
Формы заданий: игры, беседа, сюрпризы, проблемные ситуации
Материалы:
- фруктовая корзина (угощение);
- ватман со словами «Времена года»;
- пустая корзинка;
- костюм весны;
- бумажные фигурки (желтые листья, разнообразные плоды, подснежники, снежинки);
- костюм Весны.
Ход занятия.
Входит воспитатель, одетый в костюм «Весны».
– Здравствуйте! Поглядите, какая погода! Снег тает, зеленые травинки появились. А какое сейчас время года? (дети отвечают).
– Правильно, сейчас весна! У нее есть три ребенка, назовите их (дети называют весенние месяцы). Полюбуйтесь цветами на моем шлейфе. Какого цвета их лепестки? Верно, они голубые. Какой весенний месяц появляется первым? Это март. Он приносит первые цветы – прекрасные голубые подснежники. Чтобы поприветствовать весну, нужно рассказать стишок.
Дети читают подобранные заранее стихотворения на весеннюю тематику.
– Есть и другие времена года. Назовите их, ребята.
– А как мы узнаем, что лето наступило? (нам жарко, вырастает много плодов).
– Несколько ребят выучили стишки об этой поре. (звучат стихотворения).
– Как мы узнаем о наступлении осени?
– Увидим опадающие желтые листья, соберем урожай.
– А как мы отличаем зиму от других сезонов?
– Мы видим снег, одеваемся тепло, чтобы уберечься от мороза.
Учитель приносит корзину, заполненную картонными фигурками ягод, листьев, снежинок, подснежников.
– Времена года забыли свои предметы в корзине. Давайте вернем их владельцам.
Воспитатель прикрепляет ватман с временами года, предлагая ребятам приклеить фигурки на свои места: фрукты, ягоды – на лето; «золотые» листья – на осень; снежинки – на зиму; подснежники – на весну.
Воспитатель притворяется, словно прислушивается, достает лукошко с настоящими плодами:
– Я слышу голос лета. Мой друг просит отблагодарить вас за старания, за ваши знания. Угощайтесь летними лакомствами.
Угощенье после занятия
Во второй младшей группе благодаря урокам экологии дети ощущают себя частью большого мира, глубоко осознают необходимость любить и беречь окружающее пространство. Наблюдая, обсуждая, играя и творя, дети развиваются всесторонне.
Текст этой презентации
Слайд 1
Экологическое воспитание в ДОУ.
Слайд 2
• Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
Слайд 3
Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
Слайд 4
Знания — не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения
Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
Слайд 5
Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе
Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; • Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой;
Слайд 6
Экологическое образование — часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, — то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно — следственных связей в природе;
Слайд 7
Педагоги: •ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей. Дошкольники: •радуются встрече с природой •по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами •видят разнообразие природного мира •признают ценность жизни •имеют представления о правилах поведения в природе •сформировано начало экологической культуры Родители: •участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы
Слайд 8
Отличие экологических занятий от ознакомления с природой.Экологические занятия.Необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п. Ознакомление с природой.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза
Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?
Ознакомление с природой.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?
Слайд 9
Основные типы экологической НОД.Первично-ознакомительного типа. Углубленно-познавательного типа. Занятия обобщающего типа. Занятия комплексного типа.
Слайд 10
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:Научность. Доступность.
Гуманистичность. Прогностичность.
Деятельностность. Интеграция.
Слайд 11
Формы и методы работы с родителями:Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
Изготовление фотоальбома.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Участие родителей в субботниках.
Проведение совместных экологических экскурсий.
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности
Конспект занятия по экологии во 2-й младшей группе детского сада «Путешествие в зимний лес»
Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; познакомить со свойствами льда и снега; продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий – узкий, высокий – низкий.
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность
Предварительная работа:
Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями- вместе с детьми сделали кормушки; на прогулке кормили птиц.
Оборудование, материал:
Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».
Простейшие эксперименты в природе
Во 2 младшей группе у детей закрепляется умение взаимодействовать с песком и водой, начало которому было положено в группах раннего возраста. Песок с водой применялся, как правило, в качестве элемента песочной терапии для улучшения течения процесса адаптации. По мере взросления маленького человека его интерес к использованию природных ресурсов растёт, а задача взрослых на этом этапе – поддержать этот интерес и использовать его в целях развития познавательной мотивации. Разнообразить и улучшить качество обучающего воздействия помогут экспериментальные формы обучения. является именно той областью, где возможно использование опытов для эффективного обучения. Их можно планировать и проводить с водой и её состояниями, воздухом, почвой, растениями. Прежде чем приступить к экспериментированию, педагог составляет конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности.