Психология и особенности развития ребенка в 2-3 года: «я сам» и «почему?»

Физическое развитие и утверждение самостоятельности

Ребенок 2 лет уже совсем не такой беспомощный, каким он был всего лишь год назад. Сейчас он уже умеет (или почти умеет) довольно много:

  • бегать, прыгать на одной и двух ногах,
  • ходить на цыпочках, на пятках,
  • наклоняться, приседать,
  • преодолевать пороги, ступеньки,
  • бросать и ловить мяч, попадать им в цель,
  • делать два действия одновременно (шагать и хлопать),
  • лазать по лесенкам и скатываться с горок на игровой площадке.

В этот же период малыш учится кататься на трех- или четырехколесном велосипеде.

Начало сепарации приводит к тому, что ребенок начинает активно осваивать новые навыки, доказывая родителям, что может сделать это сам:

  • надевать майку, носочки,
  • застегивать пуговицы,
  • мыть ручки,
  • чистить зубки,
  • завязывать шнурки,
  • даже чистить свои ботинки.

Не факт, что у него все получится с первого и даже десятого раза, но он упорно будет добиваться своего, и в этом родители должны ему помогать, поддерживать кроху, хвалить за его самостоятельность и умения, которые он с таким прилежанием им демонстрирует. Все это будет способствовать тому, что ребенок начнет доверять родителям, и из конкурентов они превратятся в его союзников, которым он с удовольствием будет помогать – по просьбе или собственной инициативе. Например, он сможет:

  • убрать свои игрушки,
  • отнести мусор в ведро,
  • протереть пыль на полке,
  • помочь маме загрузить белье в машину,
  • насыпать корм рыбкам, если есть аквариум,
  • разложить салфетки, хлеб на столе,
  • убрать на место ложки, вилки.

К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.

Эмоциональное развитие

Ребенок уже пытается контролировать свои эмоции и учится выражать их. Родителям следует помнить, что ему, как и любому взрослому человеку присущи не только положительные, но и отрицательные эмоции, и выражение последних, не должно вызывать недовольство. Ваша цель – научить своего ребенка выражать свои отрицательные эмоции приемлемым способом. Это очень непростая, но важная задача, часто требующая много времени и терпения. Вам придется каждый раз говорить ему о том, как себя нужно себя вести, старайтесь не используйте любимый нами оборот «так делать нельзя», а вместо этого объясните, как следует поступать. (Например, если ребенок бьет другого малыша за то, что у него забрали игрушку, не следует говорить, что драться это плохо, а нужно объяснить, что игрушку нужно попросить, научить его менять свою игрушку на ту, которую он хотел бы взять у другого).

Для периода 2-3 лет очень характерно спонтанное выражение эмоций – гнева или наоборот любви. Поощряйте ребенка, когда он говорит, что любит вас, всегда найдите время, чтобы обнять его в этот момент и сказать ему, что вы его тоже очень любите. Когда же он выказывает недовольство, то прислушайтесь, если ли у него какие-то обоснования, может быть он не просто капризничает, а действительно чем-то обеспокоен, переживает, что вы его не понимаете или не любите. Это вовсе не будет означать, что вы потакаете ребенку, он просто имеет такое же право, как и все выражать свои отрицательные эмоции, но в ограниченных вами рамках.

Особенности развития детей в 2-3 года

После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь

Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
Активно развивается воображение, малыш фантазирует

Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.

Сквозь призму «Что? Где? Когда?»

Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.

В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку

Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя

Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает. Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас

Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас.

Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в состоянии понимать и различать следующие понятия:

  • размеры предметов (больше, меньше, шире, длиннее);
  • количество (много, мало, один);
  • названия и назначение предметов, которые его окружают, которыми все пользуются;
  • предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника – уши, хобот);
  • обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).

Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).

Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша:

  • разучивать с ним простые четверостишия;
  • учить запоминать, какой предмет был, а теперь исчез;
  • чем отличаются две похожие картинки.

К 3 годам в лексиконе ребенка может быть от 400 до 1500 слов.

Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения – целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей – просто любите и не требуйте ничего взамен. Задачи воспитания ребенка 3-4 лет – это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы

Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё – нужно подчиняться общим правилам

Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода – так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё – нужно подчиняться общим правилам

Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам

Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода – так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

Прислушайтесь к специалистам

Кризис трех  лет – настолько серьезный период в развитии малыша, что ему посвятили множество научных работ и психологи, и педагоги. В своих публикациях специалисты исследуют причины и ищут наиболее безболезненные способы преодолеть опасный рубеж. Родителям нужно вовремя заметить приближение перехода на новый этап становления личности, не перепутать его с обычными капризами или болезненным состоянием ребенка.

В помощь мамам и папам Л.С. Выготский описал 7 симптомов детского кризиса, которые так и названы – «семизвездие».

  1. Негативизм. Малыш отказывается выполнять просьбы взрослых, сам решает, чьи требования можно игнорировать, а кого нужно слушаться. Часто негативизм как симптом кризиса трех лет направлен только на близких людей, а с посторонними ребенок ведет себя хорошо. Мама никак не может увести трехлетку с детской площадки. Незнакомый прохожий говорит: «Ты почему не слушаешься? Быстро беги домой!» – и ребенок сразу слезает с карусели.
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем и не перестает упрямиться, даже если понимает, что ему это невыгодно. Сын просит у мамы купить ему пластмассовую машинку. Женщина говорит, что эта игрушка неинтересная и показывает управляемый танк. Мальчик тоже понимает, что ему больше нравится танк, но упрямо требует уже ненужный автомобиль.
  3. Обесценивание. Ребенок ломает любимые игрушки, отказывается заниматься делом, от которого его прежде было невозможно оторвать. Бабушка поднимает с пола плюшевую игрушку и говорит, что зайчик плачет, ему жестко и холодно. Раньше малыш и спал, и ел с мягким другом, а сейчас выхватывает его и бросает в мусорное ведро.
  4. Строптивость. Малыш отвергает установленные правила семейной жизни и распорядка. Если все садятся за стол, он отказывается есть, даже когда голоден. Семья пообедала и собирается на прогулку, а он начинает кричать, что хочет кушать.
  5. Своеволие. Ребенок хочет все делать сам. Мама советует ему, что мелкие предметы удобно переносить в коробке или корзинке, но малыш упрямо хватает горсть деталей конструктора, несет в руках, по дороге все рассыпает.
  6. Протест-бунт. Ребенок начинает ссориться с взрослыми совершенно без повода. Посреди игры он может заявить маме: «Ты плохая, я тебя не люблю!».
  7. Деспотизм. Малыш становится настоящим диктатором, он хочет, чтобы все в семье происходило только по его желанию, родители подчинялись его требованиям. Мама говорит, что ей нужно срочно сделать очень важный звонок, она быстро закончит и прочитает ребенку сказку. Маленький тиран выхватывает из ее рук телефон и забрасывает его под кровать.

Кандидат психологических наук  В. А. Ильин рассматривает кризис трех лет с психосоциальной точки зрения. В этом возрасте малышу приходится контактировать и с взрослыми, и с другими детьми. Переходный период имеет большое значение для формирования умения общаться.

По Ильину, такой резкий перелом в поведении обусловлен 3 факторами.

  1. В развитии личности малыша начинается новый, очень важный этап.
  2. Взаимоотношения между ребенком и взрослыми резко становятся более разнообразными и сложными. То же самое происходит при его общении с другими детьми.
  3. Раньше дети воспитывались в семье, общаться в коллективе сверстников они начинали в школьном возрасте. Сейчас большинство малышей около 3 лет поступают в детские учреждения, где нужно уметь находить контакт не с 2-3 друзьями, а с целой группой.

Л. А. Петрановская рассматривает возрастной кризис 3 лет с точки зрения теории привязанности. С самого рождения малыш считал себя и родителей единым целым, и вдруг оказалось, что его и мамины желания могут быть абсолютно разными. Ребенок в ужасе, он всей душой любит родных людей – и одновременно стремится к проявлению самостоятельности. Сейчас только от взрослых зависит, сохранится ли крепкая привязанность между родителями и ребенком. Если мамина и папина позиция окажется правильной, теплые чувства не остынут и помогут выйти из любого конфликта. Если взрослые уподобятся трехлетке и начнут войну с ним, ребенок начнет бунтовать, стараясь взять на себя роль главы семьи. Ему не нужен этот тяжелый груз, маленький человечек хочет ощущать опеку родителей, но отношения между ними должны перейти на новый уровень.

Развитие речи

В возрасте 2-3 лет обычно наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать все, о чем говорится вокруг (взрослыми и телевизором), при чем запоминает и анализирует информацию, поражает нас порой своими умозаключениями

Очень важно предоставить ребенку возможность для пополнения активного и пассивного словарного запаса, и общаясь и занимаясь с ним способствовать развитию его речи. Дети в этом возрасте уже должны разговаривать, а не просто говорить (повторять)

Возможно пока в небольшом объеме, но в их речи должны присутствовать предложения, и они могут вести беседу, на простые темы – как зовут его и членов семьи, что он делает, куда ходил. Однако некоторые молчуны могут ограничиваться простыми словами и фразами, если ребенок при этом вашу речь, то пока не стоит беспокоиться. К трем годам ребенок в состоянии понимать все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы уделяете беседам с ним, тем лучше он развивается. Общайтесь на интересующие его темы, оценивая при этом его уровень понимания речи (если вы будете говорить что-то не понятное излишне сложными словами и оборотами, то можете затормозить его развитие, испугать его).

Список использованной литературы

  1. Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
  2. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2007.
  3. Смирнова Е. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2008.
  4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года); Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2011.

Кратко – о возрастных кризисах

Возрастные кризисы относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного психического развития. В целом возрастные кризисы, которые человек последовательно проходит на протяжении жизни, сопровождаются кардинальными перестройками психики в связи с переходом с одной стадии развития на другую и сменой социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), а также – ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин).

Суть возрастных кризисов – в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней. Правильное прохождение возрастных кризисов обеспечивает нормальное психическое развитие (в детстве) и удовлетворяющую человека реализацию его свойств и способностей (во взрослом возрасте).

Психологи признают, что проблематика возрастных кризисов в онтогенезе остается актуальной, очень интересной, но не вполне теоретически и экспериментально разработанной.

Слайд 5Эмоциональное развитие Ребенок уже пытается контролировать свои эмоции и учится выражать их.

Родителям следует помнить, что ему, как и любому взрослому человеку присущи не только положительные, но и отрицательные эмоции, и выражение последних, не должно вызывать недовольство. Ваша цель – научить своего ребенка выражать свои отрицательные эмоции приемлемым способом. Это очень непростая, но важная задача, часто требующая много времени и терпения. Вам придется каждый раз говорить ему о том, как себя нужно себя вести, старайтесь не используйте любимый нами оборот «так делать нельзя», а вместо этого объясните, как следует поступать. (Например, если ребенок бьет другого малыша за то, что у него забрали игрушку, не следует говорить, что драться это плохо, а нужно объяснить, что игрушку нужно попросить, научить его менять свою игрушку на ту, которую он хотел бы взять у другого).
.

Чего ждать от кризиса трех лет

«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.

Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.

Психологические приемы воспитания

Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии.

Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх.

В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр.

Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.

К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.

Психологический портрет при сепарации

Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики

Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки»

Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить.

Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам

Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность

В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока

Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг

Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.

Как быть с истериками?

Знаменитые «трехлетние» истерики — кто из родителей с ними не сталкивался? Каковы самые частые поводы для истерик у трехлетнего ребенка?

Его не понимают. Он долго рассказывал сюжет мультфильма, как умел, а ему в ответ прилетело: «Что? Да, дорогой, скоро пойдем обедать». Он явно ждал другого отклика и потратил столько сил, а ему ответили невпопад.

Решение. Честно признайтесь, что не расслышали, и попытайтесь придумать другой канал связи. Может, придем домой и ты покажешь на картинке, что имеешь в виду? А можешь изобразить, как двигалась та птица, которая тебе больше всего понравилась в зоопарке?

Его волю не исполняют без каких-либо объяснений. Нет, тебе нельзя мороженое. Нет, гулять не пойдем.

Решение. Аргументируйте, апеллируйте к уже имеющимся правилам и границам. На вопрос, можно ли мороженое, честно и подробно ответьте, почему нет. Ребенок вполне может понять, что у вас нет с собой кошелька или вы беспокоитесь, что он банально переест сладкого в течение дня.

Какие-то обстоятельства нарушают его планы. Хотелось еще покататься с горки, но мама зовет домой обедать. Надо, чтобы брюки лежали на нижней полке, а они оказались на верхней. Планировалось, что ребенок сам нажмет кнопку лифта, но какой-то случайный попутчик об этом не знал и нажал.

Решение. Во-первых, не стесняйтесь выражать сочувствие. Искренне, без издевки в голосе, скажите, что вам очень жаль, что действительно обидно и неприятно, что что-то пошло не по плану. Проявите эмпатию. Можно обнять, погладить, спокойно объяснить, почему именно сейчас надо уходить с площадки. А затем уточнить, какое ребенок видит решение. Только не смейтесь — чем раньше начнете спрашивать ребенка, что вы теперь будете с этим делать, тем раньше он научится искать ответы.

По материалам книги «Детские кризисы».Обложка статьи: unsplash.com

Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет

В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.

Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.

Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним

Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки

В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.

Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.

Эмоциональное развитие

Ребенок уже пытается контролировать свои эмоции и учится выражать их. Родителям следует помнить, что ему, как и любому взрослому человеку присущи не только положительные, но и отрицательные эмоции, и выражение последних, не должно вызывать недовольство. Ваша цель – научить своего ребенка выражать свои отрицательные эмоции приемлемым способом. Это очень непростая, но важная задача, часто требующая много времени и терпения. Вам придется каждый раз говорить ему о том, как себя нужно себя вести, старайтесь не используйте любимый нами оборот «так делать нельзя», а вместо этого объясните, как следует поступать. (Например, если ребенок бьет другого малыша за то, что у него забрали игрушку, не следует говорить, что драться это плохо, а нужно объяснить, что игрушку нужно попросить, научить его менять свою игрушку на ту, которую он хотел бы взять у другого).

Для периода 2-3 лет очень характерно спонтанное выражение эмоций – гнева или наоборот любви. Поощряйте ребенка, когда он говорит, что любит вас, всегда найдите время, чтобы обнять его в этот момент и сказать ему, что вы его тоже очень любите. Когда же он выказывает недовольство, то прислушайтесь, если ли у него какие-то обоснования, может быть он не просто капризничает, а действительно чем-то обеспокоен, переживает, что вы его не понимаете или не любите. Это вовсе не будет означать, что вы потакаете ребенку, он просто имеет такое же право, как и все выражать свои отрицательные эмоции, но в ограниченных вами рамках.

Заключение

Наши дети очень быстро растут. Хочется, чтобы в воспоминаниях у них остались яркие и радостные моменты, а не критика и упреки. Давайте, мы, взрослые, будем учиться быть помощниками, друзьями и любящими людьми для своих детей. Наберитесь терпения, все время обучайтесь чему-то новому. Вот некоторые книги, которые будут интересны молодым родителям:

  1. Марина Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
  2. Светлана Ройз «Практическое ребенковедение».
  3. Вольфганг А. Мауэр «Практика пробуждения чувств».
  4. Ирвин Ялом «Мамочка, или Смысл жизни».
  5. Вирджиния Сатир «Семейная терапия; Как строить себя и свою семью».
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий