Викторина по басням Крылова, 5 класс: с ответами

Задание «Конкурс капитанов-эрудитов»

Целью этого задания является получение от команд как можно вяще правильных ответов за отведенное на это время. Можно сказать, что на каждый вопрос у игрока есть всего несколько секунд, чтобы дать верный ответ. Проводить его можно двумя способами.

Первый – задавать вопросы сначала одному капитану, затем второму. Пора на задание у обоих капитанов одинаковое, например 1 или 1,5 минуты (время учитель регламентирует на свое усмотрение). Вначале на свои вопросы в течение минуты отвечает представитель первой команды, затем на свои вопросы отвечает представитель другой команды. По результатам правильных ответов выбирается победитель блока.

Второй – за отведенное на задание время ведущий или преподаватель задает для обоих участников одновременно и задает вопросы для обоих одновременно. Тот, кто раньше даст правильный ответ, и получает бал в зачет своей команды. Если ответ был назван не правильный, то право ответа переходит ко второму капитану. По итогам правильных ответов выбирается победитель блока.

Внимание! Этот вид викторины вряд ли подойдет для командной игры, поскольку школьникам будет сложно содержать себя в руках и соблюдать дисциплину во время ответов. Чаще всего случается так, что они от волнения и азарта вскакивают с пунктов, выкрикивают варианты ответов. Словом, выбрать победителя будет слишком сложно

Словом, выбрать победителя будет слишком сложно.

Итак, варианты вопросов для этого блока с ответами.

  1. Сколько очков приобрела себе Мартышка? (верный ответ – 6 штук или пол дюжины, т.е. 12:2=6)
  2. Как называется писатель, который сочиняет басни? (правильный ответ – баснописец)
  3. Кто подарил Вороне кусочек влажна? (правильный ответ – бог)
  4. В каком городе прошло детство Крылова? (правильный ответ – Тверь)
  5. В какой должности служил И. А. Крылов до того, как сделался писать басни, его первая профессия? (правильный ответ – подканцелярист)
  6. На каком расстоянии находился Ягненок от Волка? (верный ответ – 100 шагов «…ниже по ручью от Светлости его шагов на 100 я пью»)
  7. У Крылова есть басни, которые он переводил на русский стиль с французского. Кто автор этих произведений? (правильный ответ – Лафонтен)
  8. На каком инструменте в «Квартете» играла Мартышка? (верный ответ – на скрипке «…я – прима, первая скрипка»)
  9. На каком музыкальном инструменте играл Крылов? (правильный ответ – на скрипке)
  10. Какие блюда съел у Кока Васька? (правильный ответ – пирог, куренка, жаркое)
  11. Как называется вывод в басне, поучение? (правильный ответ – нравственность)
  12. Сколько тарелок ухи съел Фока у Демьяна (правильны ответ – четыре)
  13. Для театра И. А. Крылов писал произведения. Как они именовались, одним словом? (правильный ответ – пьесы)
  14. На каком дереве Ворона собиралась полакомиться сыром? (правильный ответ – на ели)
  15. В какой специальности Крылов проработал около 30 лет? (правильный ответ – бибилиотекарем)
  16. Сколько лет было Ягненку из баски? (правильный ответ – ему не было года «…мне от роду нет года»)
  17. В своей басне «Дуб и трость» Крылов использовал все литеры русского алфавита, кроме одной. Какая это буква? (правильный ответ – это «ъ»)
  18. С кем соседствовала легендарная Моська? (правильный ответ – с Шавкой)
  19. Какое историческое событие описывает Крылов в басне «Серый на псарне»? (правильный ответ – Великую Отечественную войну 1812 года)
  20. Сколько времени потратила Лисица, чтобы добраться до винограда? (верный ответ – один час «…пробившись попусту час целый…»)

Опять же, придумать варианты вопросов и ответов для этого блока викторины совершенно не сложно. Самое главное, иметь под рукой сборник басен. Кстати, одновременно может участвовать в викторине не лишь две команды, но и больше. Если заранее дать детям задание, подготовить каверзные вопросы по басням Крылова, то можно прочертить очень интересный урок.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Басни И. А. Крылова

Цели: развивать внимание, память, интерес к творчеству И. А. Крылова; совершенствовать знания по теме «Басни И

А. Крылова»

Крылова; совершенствовать знания по теме «Басни И. А. Крылова».

Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки детей к басням; конверты с заданиями; иллюстрации к басням; кроссворд; карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений.

Оформление доски: портрет баснописца и рисунки детей к басням.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до И. Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год мы встречаемся с баснями И. А. Крылова. А сегодня мы проводим урок-повторение по басням Крылова в форме викторины.

III. Конкурсная программа.

Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

Разминка.

а) У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем.

— В какой басне звучат эти слова? («Волк и Ягненок».)

б) Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час

Так, что голову вскружило?

(«Стрекоза и Муравей».)

в) Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осел, Козел да Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)

д) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона.)

е) Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух».)

ж) Куда попал ночью волк, «думая залезть в овчарню»? (На псарню.)

з) Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»? («Лисица и Виноград».)

— Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые лежат на столе.

Конверт 1.

Поэтический конкурс. Каждый желающий ученик читает понравившуюся басню Крылова.

Конверт 2.

Инсценировать басню «Ворона и Лисица». Задание готовится заранее.

Конверт 3.

Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.

Конверт 4.

Конкурс эрудитов. Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

Вопросы:

1. Героиня басни «Квартет».

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?

6. Любимое блюдо Демьяна.

7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись»?

8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей.

5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

Ключевое слово: Стрекоза.

Конверт 5.

Конкурс «Угадай-ка». На карточках обозначены герои басен.

— И — И — А

О — Е

— О — Ь — А

— О — О — Е —

В — — —

— У — А — Е —

— Т — Е — О — А

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Конверт 6.

Конкурс «Кто больше?». За 1 минуту на листочках написать как можно больше героев басен.

— Переходим к игровой части нашего урока.

Первая игра — «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)

2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)

3) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись. (Взялись.)

4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)

5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)

6) «Соседка, перестань срамиться» — ей бабка говорит». (Шавка.)

Вторая игра — «Загадочные животные.

КВОЛ

ПУХЕТ

РАЙЕВУМ

ГУБОЛЬ

ЕСОЛ

ЛСОН

Здесь даны названия животных — героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

Ответы: волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

— В каких баснях встречаются эти животные? (В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».)

IV. Подведение итогов урока.

— Самым лучшим знатокам басен оказался…

Награждение эмблемой «Лучший знаток басен «Крылова».

Значение басен И.А. Крылова

Крылов был наделен поэтическим и драматическими талантами,но в истории литературы остался как самый известный русский баснописец. Басни, созданные более двухсот лет назад, и сегодня не утратили первоначальной свежести, строки из басен остались пословицами и поговорками на все времена.

Сам Крылов на вопрос, отчего он предпочтение отдает басням, отвечал, потому что их «читают и слуги, и дети». Крылов еще при жизни стал автором, чьи произведения были известны людям разных слоев общества, разного возраста: его творчество нравилось простолюдинам и знати, взрослым и детям. В простеньких историях, похожих на драматические сценки, скрыт мудрый поучительный смысл. Крылов нарушил традиционные каноны классической басни, внес много нового в басенный жанр. Критик В. Г. Белинский заметил, что басня у Крылова вмещает в себя черты «повести, комедии, юмористического очерка, злой сатиры».

А.С. Пушкин считал Крылова «истинно народным поэтом», потому что национальное своеобразие его басен выразилось «в веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться». Н.В. Гоголь Крылова назвал «поэтом и мудрецом», его басни – «книгой мудрости народа».

Словарь

Либретто – описание сюжета театрального музыкального произведения.

Аллегория – иносказательное изображение в конкретном образе отвлеченного понятия.

Афоризм – оригинальное меткое изречение в краткой форме, ставшее широкоупотребительным.

Сановник – влиятельный человек, занимавший высокое положение в обществе.

Тавтология – сочетание близких по значению слов, лишний повтор слов с одинаковым смыслом.

Аврора – в древнеримской мифологии богиня утренней зари.

Любопытный (Басня)

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;Все видел, высмотрел; от удивленья,Поверишь ли, не станет ни уменьяПересказать тебе, ни сил.Уж подлинно, что там чудес палата!Куда на выдумки природа таровата!Каких зверей, каких там птиц я не видал!Какие бабочки, букашки,Козявки, мушки, таракашки!Одни, как изумруд, другие, как коралл!Какие крохотны коровки!Есть, право, менее булавочной головки!»«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —«Да разве там он?» — «Там».- «Ну, братец, виноват:Слона-то я и не приметил».

лучшие басни Крылова

«Мартышка и очки»

Перед викториной на тему басни Крылова (тур «Мартышка и очки»), необходимо прочитать басню детям. Только после того как произведение прослушано, можно задавать вопросы:

  1. Какой недуг появился у Мартышки от старости? Ответ: «слаба глазами стала».
  2. Что достала Мартышка? Ответ: очки.
  3. В каком количестве она их приобрела? Ответ: полдюжины.
  4. Почему очки не помогли главному герою? Ответ: она неправильно их надевала.
  5. Что в итоге произошло с очками? Ответ: Мартышка их разбила о камень.
  6. Кто сможет объяснить своими словами: какова мораль басни? Ответ: Иван Андреевич на самом деле под очками понимал знания. Они часто разбиваются о некоторые препятствия, среди которых: нежелание учиться, стараться и самосовершенствоваться. Результат получается таким: Мартышка осталась ни с чем из-за своего незнания и нежелания учиться.

Вопросы для разминки

В первом блоке идет несколько простых вопросов, которые помогают школьникам быстрее влиться в процесс проведения викторины. Для удобства и упрощенности лучше проводить разминку в виде тестового опроса.

  1. За свою жизнь Иван Андреевич Крылов написал огромное количество басен. Сколько их всего? Назовите ближайшее число из предложенных ниже, которое бы отражало действительность наиболее точно.
    • 100;
    • 200;
    • 300;
    • 500.

    правильный вариант ответа – около 200.

  2. Как называется басня Крылова, в которой описываются творческие стенания горе-музыкантов?
    • «Забытая мелодия для флейты»;
    • «Квартет»;
    • «Виолончель и контрабас»;
    • «Бременские музыканты»

    правильный вариант ответа – «Квартет»

  3. На каком дереве трапезничала ворона?
    • на высоком;
    • на сосне;
    • на виноградном кусте;
    • на ели.

    правильный вариант ответа – на ели.

  4. Какое животное стала напоминать лягушка, когда изо всех сил стала надувать щеки?
    • на вола;
    • на коня;
    • на свинью;
    • на козла.

    правильный вариант ответа – на вола.

  5. К кому за помощью пришла красавица попрыгунья, когда начались заморозки?
    • к зайцу;
    • к волку;
    • к комару;
    • к муравью.

    правильный вариант ответа – к муравью.

  6. На какие клички откликались собаки, которые общались друг с другом по поводу ведомого по улицам слона?
    • Моська и Жучка;
    • Моська и Шарик;
    • Моська и Шавка;
    • Моська и Барбос.

    правильный вариант ответа – Моська и Шавка

  7. За какое совместное дело взялись герои басни лебедь, рак и щука?
    • везти воз с поклажей;
    • устроили состязания;
    • спорили друг с другом;
    • все ответы не верны.

    правильный вариант ответа – везти с поклажей воз

  8. Кого, по мнению мартышки, она увидела в зеркале?
    • себя;
    • подругу;
    • своих детенышей;
    • правильный вариант отсутствует.

    правильный вариант ответа – подругу.

  9. Чем так помог Журавль Волку, что Волк его съел?
    • насмехался над ним;
    • помог вытащить хвост из проруби;
    • помог вытащить кость из горла;
    • смеялся над чужим горем.

    правильный вариант ответа – помог вытащить кость из горла.

  10. Что в конце басни Мартышка сделала со своими очками?
    • нанизала себе на хвост;
    • утопила в реке;
    • подарила волку;
    • разбила о камень.

    правильный вариант ответа – разбила о камень.

Внимание! Чтобы составить свои вопросы для разминки в викторине по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и ставить к нему вопросы. Варианты ответов должны быть приближены к реальным, чтобы дети не отвечали на них, исключая бредовые варианты

Ход викторины

I. Орг.момент. Вводная часть.

— У нас сегодня гости, поздоровайтесь! Здравствуйте!

— Проверим работу слуховых аппаратов. Валерия, как ты меня слышишь? (работа за экраном)

— Какой сегодня день недели?

— Какой день недели был вчера?

— Какой день недели было 2 дня назад?

— А сейчас будет речевая зарядка на звук «Г», «К»

Дежурный звук «Г», «К»

— Га-Го- Гы-Гу

— Ка-Ко-Кы, Ку.

Квар-тет

Мось-ка

Го-луб-ка

II. Основная часть

— Лида, спроси меня что мы будем делать?

— Акнур Бейбитовна, что мы будем делать?

— Мы будем слушать, думать, говорить, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

— Прочитаем тему занятия (хором).

— Тема занятия называется «Волшебный мир басен Крылова».

— Ребята , скажите кто это? (Иван Андреевич Крылов).

— Иван Андреевич Крылов известный русский поэт, писатель, автор более 200 басен.

— Давайте вспомним что же такое басня? (Басня — это короткие рассказы в стихах, где главными героями являются животные, птицы, растения, предметы.

— А что такое мораль басни? (Мораль басни — это нравоучéние, выраженное в крáткой форме).

— Какие басни Крылова вы знаете? (Лебедь, Щука и Рак, Слон и Моська, Квартет, Ворона и Лисица, Стрекоза и Муравей).

— Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных).

— Как ведут себя животные в баснях? (Животные ведут себя, как люди).

— Что они делают? (Они разговаривают, помогают друг другу, обманывают, ленятся, трудятся).

— Да, ребята, животные в баснях совершают хорошие и плохие поступки.

В своих баснях Крылов всегда высмеивал пороки. Простой народ придумал много пословиц и поговорок о глупости, жадности, лени, труда, а также о добре и зле.

— А сейчас будет викторина.

III. Конкурс

1 задание «Назовите басню»

— Посмотрите и скажите название басен. Давайте все вместе хором прочитаем.

Ответы: «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Ворона и лисица».

2 задание «Назовите героев басни. Кто это? Напиши.

Ответ: Осёл, Козёл, Мартышка, Мишка.

— А скажите, как эта басня называется?

— Верно, ребята, квартет.

— А что же такое квартет? (Квартет — это музыкальное произведение для четырех исполнителей.)

3 задание «Найди пару»

— Вам нужно найти строчки к этим басням

1. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

2. ВОРÓНА И ЛИСЍЦА

3. СЛÓН И МÓСЬКА

4. ЧИЖ И ГÓЛУБЬ

5. КВАРТÉТ

6. ЛÉБЕДЬ, ЩУКА и РАК

7. МАРТЫШКА и ОЧКИ

8. ЛИСА И ВИНОГРАД

1.А прóку на вóлос в них нет

2. Вперёд чужóй бедé.

3. С ним была плутóвка таковá.

4.Сосéдка, перестáнь срáмиться

5.Чтоб музыкáнтом быть, так надобно уменье.

6. Авóсь и ныне там.

7. У кумушки глаза и зубы разгорелись

8. Лето красное пропела.

4 задание «Разрезные картинки»

— Разделимся на две команды: первая, вторая.

— Садитесь поближе. Вам нужно собрать картинку и назвать басню.

IV. Физминутка для глаз

— А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

— Посмотрели направо, налево, поморгали.

— Посмотрели вниз, вверх, поморгали.

— Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

— Открыли глаза, улыбнулись.

5 задание «Отгадайте загадки»

1) Леснáя рыжая плутóвка-
Извéстна всем её снорóвка.
С ней аккурáтней, не зевáй
А двéрь в курятник запирáй! (Лиса)
— А скажи ответ по — казахски: «Түлкі»

2) Хóчет с дéтства эта птица
Стáть извéстною певицей.
Дéнь и нóчь неугомóнно
«Кар- кар — кар!» — поёт (Ворона)
— А скажи ответ по-казахски: «Қарға»

3) Нос как хвóст, под ним рогá,
Кáждая столбом ногá,
Сам огрóмный, слóвно дом!
Кто это? Конéчно….! (Слон)
— Скажи ответ по казахски: «Піл»

4) Нет еды вкуснéй банана
Утверждáет… (Обезьяна)
— Скажи ответ по казахски: «Маймыл»

5) Виляет рáдостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (Собака)
— Скажи ответ по-казахски: «Ит»

6) В стáе я живу в лесу,
Всем зверушкам стрáх несу.
Грóзно вдруг зубáми щёлк!
Я свирéпый сéрый….(Волк)
— Скажи ответ по-казахски: «Қасқыр»

7) Тащит он солóминку
К мáленкому дóмику.
Всех букáшек он сильнéй
Наш трудяга…(Муравей)
— Скажи ответ по-казахски: «Құмырсқа»

8) На ромáшку у ворóт
Опустился вертолёт-
Золотистые глазá
Кто же это?…(Стрекоза)
— Скажи ответ по —казахски: «Инелік»

6 задание «Продолжи предложение»

1. Лето красное пропела, оглянулся не успела, как…. (зима катит в глаза)
2. Чтоб музыкантом быть…( так надобно уменье)
3. Ай, Моська! Знать она сильна, что… (лает на Слона)
4. Из кожи лезут вон,…(а возу все нет ходу!)

V. Заключительная часть

1. Вам понравилась викторина? (Да / Нет)
2. Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных)
3. Что мы делали на занятии? (Слушали, говорили,…..)

— Хорошо, молодцы! Спасибо за занятие!

Ларчик

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:А Ларчик просто открывался.

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

поэтапный рисунок к басне Крылова

Правильное и достоверное изображение животных – один из самых интересных и в то же время базовых навыков для любого художника. Этому учат и детей, и взрослых. Сегодня я расскажу вам, как нарисовать осла простым карандашом, маркером, углем или красками.

Так как данная инструкция предназначена для людей с любым уровнем мастерства, я хочу показать, как нарисовать осла поэтапно, используя вспомогательные линии.

Для начала нарисуйте три окружности.

Теперь соедините окружности легкими линиями, обозначая контуры животного. Если вы все сделали правильно, то рисунок осла карандашом уже будет потихонечку проявляться.

Сотрите ластиком вспомогательные линии, начните прорабатывать морду, добавьте уши и хвост.

Не спеша затемняйте контуры, поработайте над гривой и шерстью животного в отдельных местах. Чтобы красиво нарисовать осла карандашом, нужно поэтапно проработать каждый участок нашего изображения.

Продолжайте работу над деталями. Сделайте контуры менее четкими, добавьте ворсинки на животе осла, затемните копыта, оживите морду, поработайте над глазами.

Наша картинка нарисованного осла практически готова. Для большей натуралистичности добавьте тень, при помощи акварели или карандашной стружки сделайте штрихи на шее, животе и ногах животного менее заметными.

В следующей инструкции я покажу, как нарисовать осла для детей. При помощи нее вы легко сможете изобразить ослика Иа или другого персонажа из мультфильмов и сказок.

Синица

Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________

Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.

Белка

В деревне, в праздник, под окномПомещичьих хором,Народ толпился.На Белку в колесе зевал он и дивился.Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:Так бегала она, что лапки лишь мелькалиИ раздувался пышный хвост.«Землячка старая,— спросил тут Дрозд,— нельзя лиСказать, что делаешь ты здесь?» —«Ох, милый друг! тружусь день весь:Я по делам гонцом у барина большого;Ну, некогда ни пить, ни есть,Ни даже духу перевесть».—И Белка в колесе бежать пустилась снова.«Да,— улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне,Что ты бежишь, а всё на том же ты окне»._______

Посмотришь на дельца иного:Хлопочет, мечется, ему дивятся все:Он, кажется, из кожи рвется,Да только все вперед не подается,Как Белка в колесе.

белка в колесе

Волк и журавель

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

Зато на одного из них пришла беда!

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Задание «Конкурс капитанов-эрудитов»

Конкурс капитанов-эрудитов — увлекательное мероприятие, которое позволяет проверить знания участников по разным областям. В данном случае мы предлагаем провести конкурс на основе басен Крылова. Это отличный способ познакомить детей с этим классическим произведением и одновременно развить их эрудицию и способность к анализу и обобщению информации.

Для проведения конкурса можно использовать следующий формат:

1. Составление списка вопросов

В первую очередь нужно составить список вопросов, которые будут задаваться участникам. Вопросы могут быть разного уровня сложности и связываться с разными аспектами басен Крылова — персонажами, сюжетами, моралью и т.д. Например:

  • Какой животный герой является главным в басне «Ворон и Лисица»?
  • Какое неприятное открытие сделал заяц в басне «Заяц и Лев»?
  • Какая мораль заключается в басне «Лебедь, Щука и Рак»?

2. Правила проведения конкурса

Далее нужно объяснить участникам правила конкурса. Можно предложить следующие правила:

  • Каждая команда состоит из 3-4 участников.
  • Команда выбирает капитана, который будет отвечать на вопросы.
  • Капитанам задаются вопросы, на которые они должны ответить без подсказок.
  • За каждый правильный ответ команда получает баллы.
  • После ответа капитана могут быть даны комментарии или объяснения.
  • Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

3. Подготовка презентации или игрового поля

Для визуализации вопросов и ответов можно использовать презентацию или игровое поле. На слайдах презентации можно указывать вопросы, а после ответов — комментарии и объяснения. Игровое поле может состоять из карточек с вопросами, на которых можно разместить вопросы и ответы.

4. Награды и поощрения

Важно предусмотреть награды и поощрения для участников. Например, можно награждать команду, набравшую наибольшее количество баллов, дипломами или медалями

Также можно предложить небольшие сувениры или призы для всех участников конкурса.

Конкурс капитанов-эрудитов по басням Крылова позволит весело и интересно провести время, а также расширить знания детей о классической литературе.

Знакомство с баснями Крылова

Басни Крылова написаны простым и ярким языком, что делает их доступными для детей. В каждой басне автор рассказывает какую-то моральную историю, размышляет о вечных ценностях и нравственности. Басни Крылова также помогают развивать у детей чувство справедливости, помогают понять, что хорошее всегда побеждает зло.

Знакомство детей с баснями Крылова происходит на уроках литературы. Чтение басни вслух с последующим обсуждением помогает детям лучше понять значение произведения. Кроме того, бывают интерактивные игры и викторины, которые также способствуют углубленному знакомству с баснями Крылова.

Знакомство с баснями Крылова — это не только полезное, но и увлекательное занятие. Басни содержат много интересных и запоминающихся образов. Каждая басня живописно описывает окружающий мир, взаимоотношения людей, их недостатки и достоинства. Благодаря этому, дети получают не только литературные знания, но и развивают свое воображение и эмпатию.

Итак, знакомство с баснями Крылова — это важная часть литературного образования для детей. Басни не только помогают развивать моральные ценности и эмоциональный интеллект, но и делают учебный процесс увлекательным и интересным.

Задание «Вставь пропущенные слова»

Правила выполнения

  1. Внимательно ознакомьтесь с контекстом предложения и определите, какое слово подходит по смыслу и грамматическим правилам.
  2. Выберите правильное слово из предложенных вариантов и вставьте его в пропуск.
  3. При необходимости используйте словарь для проверки написания и значений слов.

Примеры пропущенных слов

Варианты словРазъяснение
прочитатьОзначает получение информации путем чтения.
изучитьОзначает освоение материала, понимание его смысла и законов.
извлечьОзначает извлечение, получение чего-то из определенного источника.

Подсказки

Обращайте внимание на согласование слов в предложении.
Используйте свои знания русского языка и пользование словарем, если возникают сомнения.
Стремитесь к грамматически правильному и логически осмысленному ответу.

«Стрекоза и муравей»

Четвертый тур будет посвящен басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Предложите детям чтение по ролям. Вопросы:

  1. Как автор называет Стрекозу в самом начале басни? Ответ: попрыгунья.
  2. Чем была занята Стрекоза все лето? Ответ: пела.
  3. К кому Стрекоза обратилась за помощью? Ответ: к муравью.
  4. Кем Муравей приходится героине? Ответ: кумушкой.
  5. Что просила Стрекоза? Ответ: дать ей приют до весны.
  6. Что ответил Муравей на просьбу кумушки? Ответ: пойди попляши.

Вот и все вопросы для четвертого тура. Вы неплохо справились с заданиями. Давайте теперь переходить к последнему туру, в котором мы проверим ваши знания басни «Ворона и Лисица».

Волк и ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим,Но мы Истории не пишем;А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питьеМоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву». —«Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу». —«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил:Я этого, приятель, не забыл!» —«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сватИ, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотитеИ, если можете, то мне всегда вредите,Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Загадки по басням крылова с ответами

Викторина по басням Крылова с ответами. Для 5 класса

Все взрослые знают про Крылова и его поучительные басни, но мало кто сможет так взять и вспомнить хотя бы две три из них. Поэтому лучше учить всё в школе, потом в жизни всё может пригодиться. Но учить это одно, а запомнить совершенно другое. Новая викторина по басням Крылова поможет закрепить пройденный материал в 5 классе. Викторина с вопросами и ответами, чтобы ученикам было проще. Смотрите вопрос и играйте на классном часе или на уроках литературы.

1. В какой басне персонажи не смогли договориться между собой, оставив предмет своего спора на том же самом месте, где он и был?a. Ворона и лисицаb. Лебедь, рак и щукаc. Волк и ягнёнок(ответ: Лебедь, рак и щука)

2. Басня, в которой неожиданно сменяется время года для одной певуньи, не успевшей подготовиться к зиме. a. Слон и Моськаb. Ворона и лисицаc. Стрекоза и муравей(ответ: Стрекоза и муравей)

3. Эта басня никак не о храбрости некоторых, а о создании видимости этой самой храбрости, и когда размер – не имеет значения.a. Волк и ягнёнокb. Слон и Моськаc. Квартет(Ответ: слон и Моська)

4. В какой басни говорится о том, что каждая вещь должна использоваться по предназначению, а не абы кабы?a. Мартышка и очкиb. Зеркало и обезьянаc. Петух и Жемчужное зерно(ответ: Мартышка и очки)

5. В этой басни мораль такова, что не каждый хочет смеяться над собой, глядя на других.a. Мартышка и очкиb. Зеркало и обезьянаc. Петух и Жемчужное зерно(ответ: Зеркало и обезьяна)

6. В какой басне еда передаётся из клюва в лапы?a. Осёл и соловейb. Петух и Жемчужное зерноc. Ворона и лисица(Ответ: ворона и лисица)

7. Басня о том, что не стоит завидовать чужому таланту, а лучше развивать свой.a. Скворецb. Осёл и соловейc. Волк и ягнёнок(ответ: скворец)

8. В этой басне как ни сядут персонажи, всё равно у них ничего не получится, а всё потому, что не стоит браться за то, к чему нет умения.a. Лебедь, рак и щукаb. Квартетc. Две собаки(Ответ: Квартет)

9. Персонаж этой басни, не добравшись до еды, сетует на её невкусность, даже не попробовав на зуб.a. Петух и жемчужное зерноb. Ворона и лисицаc. Лисица и виноград(Ответ: лисица и виноград)

10. Басня, в которой без вины виновным сделали, лишь за то, что «кое-кому» хотелось сильно кушать.a. Волк и ягнёнокb. Волк и кукушкаc. Волки и овцы(Ответ: Волк и ягнёнок)

Щука

На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!

Работа с метафорами и символами

Метафора — это образное выражение, в основе которого лежит перенос значения от одного слова (обозначаемого) на другое (обозначающее), основанное на сходстве признаков или по смыслу. В баснях Крылова можно найти множество метафор, которые помогают передать авторскую иронию, критику или представить героев в особом свете.

Символ — это образ или знак, которому в произведении литературы присваивается дополнительный смысл, который может быть скрытым или знакомым только для определенной группы читателей. В баснях Крылова множество персонажей являются символами, которые отражают определенные черты человеческого характера или социальные явления. Например, лисица символизирует коварство и хитрость, а ворона может являться символом глупости или тщеславия.

  • Метафора — это образное выражение, основанное на сходстве признаков или по смыслу
  • Символ — это образ или знак, которому присваивается дополнительный смысл

Работа с метафорами и символами позволяет читателю глубже понять и прочувствовать идеи и мысли, которые содержатся в баснях Ивана Крылова. Они помогают создать яркий и запоминающийся образ и передать авторское отношение к героям и событиям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий