Как определить, соответствует ли норме рост и вес ребенка в пять месяцев?

Умения и навыки в пять месяцев

Появление новых умений и навыков обусловлено постепенным ускорением развития ребенка и его постоянным стремлением к изучению и адаптацией к окружающему миру. Среди прочих навыков в пять месяцев малыш должен уметь следующее:

  • Контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину.
  • Поддерживать грудь матери в течение кормления.
  • Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки.
  • При поддержке взрослого продолжительное время находиться в вертикальном положении.
  • Активно жестикулировать в лежачем положении.
  • Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени.
  • Способен следить за движущимся объектом и схватить его.
  • Ребенок может делать движение «Самолетик». Будучи на животе и подняв голову, он двигает конечностями в разные стороны.

Одно из самых важных умений, которое приобретает ребенок в пять месяцев, является способность при поддержке руками или опоры о поверхности принимать сидячее положение. Самостоятельно садиться он ещё не может, однако начинает постоянно практиковаться в данном действии.

Сколько должен весить ребенок. таблица:

Но все же необходимо помнить, что эти показания не говорят о том, что ваш кроха должен весить именно столько, не больше, не меньше. Главное, что нужно помнить, это то, что каждый месяц малыш обязательно должен прибавлять в весе, если эта цифра очень мала, то стоит обратиться к врачу.

Сколько должен весить ребенок и когда стоит переживать

  1. Если вы заметили, что ваш малыш по весу достаточно крупный, но при всем этом у него немного непропорциональное тело, например, маленькая длина туловища, то это может означать, что ваш кроха не развивается в соответствии с его возрастным показателем, то есть, другими словами, его физическое развитие немного не гармонично.
  2. Помните о том, что правильная оценка физического здоровья и развития вашего крохи позволит вам вовремя выявить какие-то проблемы. Например, избыточный вес может быть из-за недостаточной функции щитовидной железы или гипотиреоза. Также и снижение веса ниже его основной нормы может свидетельствовать о проблемах, которые связаны с гормональными нарушениями, возможно, это говорит о расстройствах пищеварения.
  3. Чтобы можно было объективно оценивать все показатели развития вашего ребенка, у него в карточке должен быть график его развития, расписанный по месяцам. Но, к большому сожалению, далеко не все педиатры это делают, поэтому если у вашего ребенка этого нет, то вы можете потребовать у вашего врача график или начать вести его самостоятельно.

Причины лишнего веса у ребенка:

  • Причин, почему у малыша появился лишний вес, может быть огромное количество, если мама кормит ребенка грудью, значит проблема в ее питании, если ребенок на искусственном вскармливании, то мама предлагает ему достаточно много смеси и очень часто. Также лишний вес часто возникает во время введения прикорма. Для начала вам необходимо убедиться в своих догадках, действительно ли ваш малыш набирает слишком много, для этого измерьте его рост и сравните показатели, это может сделать и ваш педиатр. Если это действительно так, то не стоит расстраиваться.
  • Начните вести дневник питания вашего малыша, если вы уже ввели прикорм. Это может помочь вам понять, сколько калорий получает ребенок и сколько он ест. В этом дневнике также стоит отмечать и все напитки, соки, ведь это также калории.
  • Если раньше ваш кроха пил только из бутылочки, то пора приучать его к поилке, чашке, ведь из бутылки дети часто выпивают намного больше, чем нужно.

Почему ребенок плохо набирает вес:

  1. Для начала необходимо проконсультироваться с вашим педиатром, ведь это может быть симптомом многих заболеваний, поэтому не стоит медлить, но и не принимайте какие-то поспешные решения.
  2. Если вы кормите ребенка грудью, то следует убедиться, хватает ли ему вашего молока, возможно, ребенок просто не может наесться. Попробуйте сцедить грудь и посмотрите, сколько у вас молока, предложите его малышу, если он не наелся, то вам необходимо его докармливать смесью, но это можно решать только со своим педиатром.
  3. В случае если вы на искусственном вскармливании, то вполне возможно, что вам просто не подходит смесь, которой вы кормите кроху или ее количества недостаточно. Попробуйте сменить смесь, но при этом согласуйте это с врачом или увеличьте объем смеси.

Помните, что все детки индивидуальны, поэтому не стоит постоянно сравнивать своего малыша с другими детьми, просто любите своего ребенка и он ответит вам тем же.

Мамочки, особенно те, которые рожали впервые, часто волнуются, правильно ли развивается их малыш. Они постоянно узнают у своих подруг, знакомых, врачей, сколько весит ребенок в год, какого он должен быть роста, что должен уже уметь в том или ином возрасте

И это правильно – родители должны уделять должное внимание развитию своих детей. Правда, не всегда на их вопросы можно дать однозначные ответы, ведь каждый ребенок растет и развивается индивидуально

Как самостоятельно измерить рост и вес грудничка

Потребуются: деревянная линейка, стол и твердая книга.

  1. Для начала поставьте стол к стенке так, чтобы между ними не было просветов (при наличии пеленального столика этого делать не нужно).
  2. После положите кроху спиной на стол так, чтобы голова прижималась к стенке.
  3. Выпрямляете ножки и стараетесь их зафиксировать (придерживать). Если ребенок лежит спокойно, то берете линейку и измеряете рост (с головы – до пят).
  4. Если малыш активный, приложите книгу к пяткам. Затем измерьте расстояние от стенки до книги.

Вместо книги можно использовать любой другой твердый предмет. Деревянную линейку заменить рулеткой или сантиметровой лентой.

Самый простой способ узнать вес грудничка (без наличия специальной чаши):

Советы доктора Комаровского

Вот основные моменты, которые, по мнению известного педиатра, должны присутствовать в развитии 5-месячного младенца:

  • эмоциональное общение выходит на первое место. Смех и улыбка маленького человека полностью осознанны. Малыш выразительно гулит и лепечет;
  • практически все детки обожают лежать на спине, вытягивать ножки вверх и без труда брать в рот большие пальцы ступней;
  • карапуз отлично распознаёт лица, разделяя людей на близких и чужаков;
  • младенец проявляет беспокойство, если мама выходит из дома;
  • координация малыша практически идеальна — он без труда дотягивается до интересующего его предмета и незамедлительно отправляет его в рот;
  • менять режим питания малютки в этом возрасте не рекомендуется.

Педиатр напоминает, что каждый ребёнок требует индивидуального подхода в воспитании. Некоторые детки не обходятся без помощи и поддержки взрослых, а другие предпочитают самостоятельность.

Следует помнить, что пятимесячный карапуз очень мобилен и риск падений с пеленального столика, дивана или кровати возрастает в разы. Поэтому нельзя оставлять малютку без присмотра ни на минуту.

Как компенсировать отклонение от нормы и нужно ли это делать?

При отсутствии выраженных заболеваний и в целом нормальном развитии ребенка не следует вмешиваться в естественный процесс роста. На физические параметры, кроме веса, родители малыша вообще не могут повлиять, массу же можно увеличить или уменьшить, изменив режим питания.

В зависимости от сути проблемы – избытка или недостатка массы – выбирается один из вариантов.

  1. Заменить тяжелую пищу более легкой, уменьшить частоту кормлений. Обычно лишний вес набирают «искусственники», то есть дети на искусственном вскармливании. Переход на молоко матери в этом случае поможет решить проблему или уменьшить ее остроту. При невозможности или нежелательности перехода рекомендуется замена смеси и/или отсрочка введения прикорма.
  2. Увеличить частоту кормлений грудью, пересмотреть рацион кормилицы. При искусственном питании заменить смесь на более калорийную, ввести дополнительные продукты прикорма.

Перед тем как принимать решение об изменении пищевого режима, важно получить консультацию педиатра, наблюдающего ребенка!

Питание

Режим кормлений остается неизменным: малыша кормят по требованию грудным молоком или по часам детской адаптированной молочной смесью. Часто по достижении крохой пяти месяцев родители задают педиатру вопрос: «Не пора ли вводить прикорм?» Многие переживают, думая, что ребенок недоедает.

Однако такие беспокойства, как правило, безосновательны. Врачи не советуют вводить прикорм раньше 6 месяцев, поскольку пищеварительная система малыша еще не до конца готова к принятию нового вида пищи, да и с материнским молоком (детской смесью) он получает абсолютно все необходимое для полноценного развития. Единственное, для деток на искусственном вскармливании стоит подобрать смесь с повышенным содержанием железа. О необходимости введения прикорма в 5 месяцев педиатры говорят в таких случаях:

  • у мамы дефицит молока;
  • кроха медленно набирает вес, при этом постоянно «висит на груди», капризный, по всему видно, что он не наедается;
  • частые срыгивания после кормлений;
  • стул редкий, ребенок страдает запорами, кишечными коликами.

О том, с чего начинать прикорм, вам расскажут на приеме у доктора.

Центильные таблицы

Помимо обычных вариантов оценивания, применяется так называемый метод центильных таблиц. Название связано с делением числа обследованных детей на 100%. При этом наибольшее соответствие норме попадает в интервал от 25% до 57%, а наименьшее соотнесено с центилями 3% и 97%. При использовании таблиц такого рода используются обычные замеры. Можно оценить гармоничность развития в целом (правильность отношения роста и веса) и по отдельным показателям. Эталон развития соответствует 50% центилю

Однако при самостоятельном использовании таблиц важно учитывать не столько числовые показатели, сколько попадание данных в «коридор» (нормальное развитие отмечено розовым цветом вертикальных столбцов)

Важно понимать, что полученные данные – это не основание для диагноза, а лишь повод внимательнее отнестись к здоровью ребенка, если параметры выходят за пределы нормального коридора. Врачи рекомендуют провести дополнительные обследования у специалистов, если показатели относятся к коридорам 1–2 и 7–8, при этом наибольшая зона риска у коридоров 1 и 8

Слишком быстрый или слишком медленный набор веса и роста часто связаны с патологией развития.

Психофизическое развитие малыша

Ребенок в 5 месяцев уже обладает определенными навыками, связанными с движением рук. Сейчас он оттачивает свои умения и продолжает их совершенствовать: малыш не просто хватает то, что попадется, а сначала смотрит в сторону понравившегося предмета и только потом направляет к нему руку. Заполучив интересующую вещь, ребенок способен самостоятельно играть и изучать ее в течение некоторого времени

Вместе с развитием зрительного управления у карапуза появляется способность концентрировать внимание и умение делать выбор, что играет значительную роль в дальнейшем обучении

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно играть с ребенком в 5 месяцев?

Благодаря развивающимся хватательным движениям, процесс исследования окружающего мира становится для него еще более увлекательным. Малыш уже способен отличить холодное от горячего, гладкую поверхность от шероховатой. Новые возможности рук позволяют ему правильно обращаться с предметами: любая вещь, попавшаяся малышу в руки, теперь пройдет тщательную неоднократную экспертизу на ощупь и на вкус.

Кроме того что кроха может дотянуться и схватить нужную вещь, он еще и сознательно умеет разжимать руку, чтобы находящийся в ней предмет выпал. В это время у малыша появляется новая любимая игра с родителями: игрушка падает из кроватки или коляски, а мама или папа возвращают потерю обратно ребенку.

Именно в этом возрасте малыш совершает свои первые попытки подняться из лежачего положения и присесть, ухватившись ручками за пальцы взрослого, однако не стоит ускорять этот процесс и специально усаживать малыша. Такая спешка может привести к искривлению позвоночника и другим проблемам в физическом развитии. Если хотите помочь ребенку, лучше используйте кольца, за которые малыш может подтягиваться и таким образом тренировать мышцы спины.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: график развития ребенка по месяцам до наступления первого года

https://youtube.com/watch?v=OIbFwZ6DfH4

Сводная таблица умений и навыков малыша в 5 месяцев:

Сфера развития
Что происходит?
Двигательная активность
В положении лежа на спинке кроха делает попытки встать: приподнимает голову и плечи. В положении лежа на животе поднимает корпус, ручки при этом выпрямляет и упирается ладошками. Делает попытки перевернуться со спины на живот. При поддержке под мышки, всей ступней стоит на твердой поверхности около 3 минут, переступает ножками. Может недолгое время сидеть, держась за опору обеими ручками.
Действия с предметами
Изучает предметы с помощью осязания: берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее около минуты. Обследует игрушки не только с помощью пальчиков – тянет их в рот. Начинает координировать свои действия, глаза “управляют” рукой: схватывает предметы, достает.
Навыки
Учится есть с ложечки полугустую пищу. Открывает ротик, когда ложка касается губ

Пьет воду из чашечки.
Зрение
Безотрывно следит за перемещение игрушки в течение 10-15 минут, сам выбирает объекты, на которых сфокусировать внимание. Отличает близких от чужих, плохо реагирует на незнакомцев, в связи с сильной привязанностью к маме.
Слух
Узнает голоса близких, различает интонации

Уверенно поворачивается в сторону источника звуков.
Эмоции
Смеется в голос. Может нахмуриться и заплакать, если слышит строгий голос мамы. Гулит, привлекая внимание мамы. Радуется другим детям, берет у них игрушки.
Речь
Гулит, напевая гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, хаа, маа, эу.
Интеллект
Понимает, что у него, кроме ручек, есть и другие части тела, но рука, по прежнему, – главный объект для изучения. Интересуется не только близкими предметами, но и теми, что находятся на расстоянии до 1 метра. Сосредоточенно фокусируется на мелких деталях, изучая их.

Анализ веса детей до года по специальным таблицам

Для более правильной интерпретации весовых характеристик важно анализировать эти данные малышей в динамике развития и роста. Сверяясь с антропометрическими нормативами, нельзя слепо верить в цифры

Необходимо брать во внимание несколько источников,  изучить их и грамотно анализировать. В настоящее время используется несколько вариантов норм веса и роста детей до года:

  • рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ),
  • усредненные таблицы данных,
  • центильные таблицы (коридоры роста).

На сайте ВОЗ эти данные представлены в виде таблиц и графиков роста и веса детей разных возрастных групп. В 2006 году Всемирная Организация Здравоохранения ввела в практику уточнения к стандартной таблице прибавки в весе и росте детей до года. В этих показателях учитывается вес при рождении, тип питания, ряд индивидуальных особенностей. Исходя из этих данных следует, что средняя норма массы тела ребенка в 12 месяцев составляет чуть менее 10 кг. Однако, в диапазон нормы по данным этой организации входят также значения от 8 кг до 12 кг.

Стандартная таблица роста и веса, которой пользуется большинство педиатров в нашей стране, имеет некоторый недостаток – это ее усредненность. Эти данные не учитывают индивидуальных особенностей детей, поэтому не всегда могут быть объективными. При использовании этими таблицами всегда необходимо учитывать погрешность стандартизации усредненных данных.

Для оценки развития детей, которые не попадают в стандартные рамки, например родившихся недоношенными, используют так называемые центильные таблицы отдельно для девочек и мальчиков. Диапазон данных разработан с использование статистической информации о детях, развитие которых идет особенным путем. Поэтому пользоваться этими таблицами необходимо под контролем доктора, у которого малыш наблюдается.

Очень важно в потоке информации и разнообразия источников данных сохранять объективность и трезвый взгляд на проблему веса и роста малышей. Регулярное наблюдение за развитием ребенка до года позволяет свести к минимуму нежелательные последствия недостатка или избытка веса

Самостоятельно рассчитать вес ребенка до 1 года можно по формуле:

Самостоятельно рассчитать вес ребенка до 1 года можно по формуле:

M = m + 800 n

m — масса тела при рождении,  n — возраст ребенка в мес.

Таблица 1. Вес мальчиков от рождения до года (ВОЗ)

ВозрастОчень низкий вес (кг)Вес ниже среднего (кг)Средний вес (кг)Вес выше среднего (кг)Высокий вес (кг)Очень высокий (кг)
Новорождённый2,52,93,33,94,45
1 месяц3,43,94,55,15,86,6
2 месяца4,34,95,66,37,18
3 месяца55,76,47,289
4 месяца5,66,277,88,79,7
5 месяцев66,77,58,49,310,4
6 месяцев6,47,17,98,89,810,9
7 месяцев6,77,48,39,210,311,4
8 месяцев6,97,78,69,610,711,9
9 месяцев7,188,99,91112,3
10 месяцев7,48,29,210,211,412,7
11 месяцев7,68,49,410,511,713
1 год7,78,69,610,81213,3

Таблица 2. Вес девочек от рождения до года (ВОЗ)

Смотрите видео «Какой вес и рост должны быть у ребёнка? — Доктор Комаровский»

Нормы набора веса новорожденными детьми (по месяцам)

В норме, установленной Всемирной организацией здравоохранения, масса тела здорового доношенного ребенка при рождении находится в пределах от 2600 до 4000 г при росте 46–56 см. Специалистами выработаны средние показатели нормальной прибавки веса детей в течение первого года жизни. Эти значения примерные и носят рекомендательный характер, так как каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному пути.

Набор веса начинается не с первых дней жизни младенца. При выписке из роддома наблюдается незначительная (5–10%) физиологическая потеря массы тела. Это нормально, если она составляет менее 300 граммов. Ребенок теряет жидкость через кожу, с дыханием и с мочой, у него выходит первородный кал (меконий). Объем выделяемой организмом жидкости оказывается меньше количества влаги, которую он получает: режим питания пока не налажен, а молозива слишком мало. Врачи рекомендуют позаботиться о том, чтобы малыш получал достаточно жидкости, особенно в жаркое время года и если в помещении сухой воздух. Даже детям на ГВ следует предлагать из ложечки немного кипяченой воды, а малышам, получающим смесь, вода жизненно необходима.

Начиная с 5-го – 6-го дня, когда у мамы появится достаточно молока, а малыш научится добывать его из груди, он будет набирать вес. Нормой считается начало прибавки не позднее 14-го дня жизни. При правильном режиме сна и прогулок, должном уходе и грудном вскармливании даже недоношенный ребенок с низкой массой тела начинает прибавлять от 90 до 200 г в неделю. Мальчики обычно рождаются крупнее девочек, и прибавка в весе у них ожидается несколько больше.

Рекомендуется подстраиваться к аппетиту грудничка и настроить режим кормлений «по требованию»: малыш съест столько, сколько необходимо его организму для развития и роста. Грудничка перекормить сложно, так как он срыгивает лишнее после еды. Если малыш будет получать молоко в определенное время, то прибавка может быть даже меньше нормы. Дети, находящиеся исключительно на грудном вскармливании, обычно набирают массу медленнее, чем искусственники, у которых этот процесс более предсказуем.

Ожидаемую прибавку в весе у новорожденных грудничков (первые 28 дней) считают по неделям: у здорового ребенка она составляет от 90 до 150 граммов, иногда и больше. За первый месяц он может набрать от 600 до 800 граммов. Частые и очень долгие кормления по требованию могут быть причиной интенсивного набора веса, что обусловлено составом грудного молока: при длительном нахождении у груди малыш получает много «заднего молока» с высокой жирностью.

В первые месяцы жизни дети растут и набирают вес очень быстро: к полугоду масса тела здорового малыша должна удвоиться. С шести месяцев ребенок становится более подвижным: не только лежит, а умеет переворачивается, учится ползать, садиться, вставать и ходить. Поэтому темпы набора веса замедляются до 300–550 г за месяц. К году вес ребенка должен увеличиться в три раза по сравнению с первоначальным.

Зачем наблюдать за показателем роста у грудничка

Врачу-педиатру необходимо регулярно оценивать такие параметры физического развития, как рост и вес ребенка по месяцам до года, а также окружность груди и головы.

Он сравнивает полученные данные с величинами в специальных таблицах и делает заключение: находятся ли результаты в пределах нормы или нет. Изменения этих значений показывают, гармонично ли развивается малыш.

Больше всего докторов беспокоят отклонения от средних величин в размере головы. Однако существуют причины, из-за которых преждевременно волноваться не стоит.

Участковый врач должен ежемесячно измерять окружность головы, вес и рост вашего малыша

Так, если младенец родился крупным и опережающим сверстников по показателям, величина головы может превышать норму.

То же самое касается недоношенных детей. Большие отклонения наблюдаются в случае тяжелых пороков развития, таких как гидроцефалия.

Все изменения должны равномерно увеличиваться. Слишком быстрый или медленный темп, а также неравномерное повышение какой-либо величины – это дополнительный повод для консультации с врачом.

Косоглазие и рахит у новорожденных

Обычно у детей регуляция температуры приходит в норму к 4-6 месяцам. Ваш ребенок может плохо еще регулировать температуру своего тела. Сказать о том, что ему жарко, он сможет через плач. Отсюда родители и врачи часто делают вывод, что у ребенка рахит. Особенно тревожатся мамы и папы, если у малыша лысеет затылок, а во время кормления он потеет.

Волноваться не стоит. Ребенок к полугоду избавляется от новорожденного пушка на голове, а потеть свойственно каждому – это же тяжкий труд добывать еду и пить воду. Конечно, придется попрощаться с прекрасной шевелюрой, но стричь волосы не нужно. До года ребенка следует давать витамин Д3 по две-три капли, в зависимости от времени года.

Касаемо глаз и развития глазного дна малыш может изредка косить одним глазом. Такой факт не должен пугать родителей. В принципе все изменения в организме малыша происходят до года. Пугаться чего-то нового не стоит. Лучше свой трепет направить в сторону сердца ребенка. Сходите на УЗИ сердца, чтобы выяснить, закрыто ли овальное кольцо. Как правило, сердце малыша формируется к 3 месяцем. Но если кардиолог выявит проблему, это будет основанием для прерывания дальнейшей вакцинации.

Если ребенок весит меньше нормы

Иногда низкие прибавки могут указывать на неправильную организацию грудного вскармливания, а в некоторых случаях – на болезнь малыша, и эти обстоятельства не нужно упускать из виду. иной раз оказывается, что из-за неправильного прикладывания ребенок не может высосать достаточное количество молока, и много спит просто из-за недостатка сил…

Поражение слизистой кишечника приводит к ухудшению всасывания пищевых компонентов, что еще больше ухудшает общее состояние организма. Поэтому, если ваш малыш остановился в весе – не выжидайте, пока все наладится «само собой», этого может и не произойти, а ведь развитие в первые месяцы жизни ребенка имеет значение на годы вперед.

Татьяна Ларионова, врач, специалист по грудному вскармливанию.

Как компенсировать отклонение от нормы и нужно ли это делать?

При отсутствии выраженных заболеваний и в целом нормальном развитии ребенка не следует вмешиваться в естественный процесс роста. На физические параметры, кроме веса, родители малыша вообще не могут повлиять, массу же можно увеличить или уменьшить, изменив режим питания.

В зависимости от сути проблемы – избытка или недостатка массы – выбирается один из вариантов.

  1. Заменить тяжелую пищу более легкой, уменьшить частоту кормлений. Обычно лишний вес набирают «искусственники», то есть дети на искусственном вскармливании. Переход на молоко матери в этом случае поможет решить проблему или уменьшить ее остроту. При невозможности или нежелательности перехода рекомендуется замена смеси и/или отсрочка введения прикорма.
  2. Увеличить частоту кормлений грудью, пересмотреть рацион кормилицы. При искусственном питании заменить смесь на более калорийную, ввести дополнительные продукты прикорма.

Перед тем как принимать решение об изменении пищевого режима, важно получить консультацию педиатра, наблюдающего ребенка!

Другие важные моменты в развитии

Помимо освоения новых навыков и двигательной активности, 5-ый месяц у малыша связан с:

  • началом прорезывания зубов;
  • детским лепетом;
  • новым этапом психического развития.

Прорезывание зубов – процесс достаточно длительный и может растянуться на несколько недель, а то и месяцев. В самом начале на деснах у малыша появляются белые бугорки, которые постепенно увеличиваются и краснеют. Хотя сам процесс не сопровождается болезненными ощущениями, он вызывает сильный зуд: малышу постоянно хочется чесать десна, и он не перестает засовывать в рот пальцы и все, что окажется под рукой. По настоятельным рекомендациям доктора Комаровского, с целью помочь ребенку при прорезывании зубов следует использовать специально предназначенные для этого прорезыватели. Они абсолютно безопасны и безвредны, а их выбор по цвету, форме и материалу, из которого они изготовлены, просто огромен.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок-девочка в 6 месяцев?

Ребенок всегда получает массу удовольствия от общения с родителями, однако сейчас он пытается уже в нем участвовать не криками, а с помощью простых, пусть еще и немногочисленных, звукосочетаний. Такой первый детский лепет обязательно стоит заснять на видео, которое в будущем будет вызывать только улыбку.

На 5-6-ом месяцах жизни малыш уже начинает разделять окружающих людей на своих и чужих. Если лица, которые он привык видеть с рождения, не вызывают у малыша тревоги, то незнакомцы могут спровоцировать истерику, особенно в отсутствие мамы. С этого момента малыша всегда стоит ненавязчиво знакомить с теми, кто к нему приходит, говорить, кто это и как его зовут – постепенно малыш привыкнет, и перестанет бояться.

Психико-эмоциональное развитие в пять месяцев

Наблюдается значительный скачок в развитии голосовых способностей. Ребенок может выдавать не просто отдельные звуки, а их сочетание. Что занимательно, малыш начинает произносить и выделять отдельные звуки не только в присутствии других людей, но и в одиночестве, как бы разговаривая вслух. В пять месяцев ребенок очень ярко выражает свои эмоции и читает эмоции взрослых. Когда на него ругаются, он обижается, когда хвалят, он радуется, когда что-то рассказывают, внимательно слушает. Любимым выражением в этом возрасте у ребенка становится улыбка. Привязанность к матери продолжает усиливаться. В её присутствии малыш ведет себя гораздо свободнее и веселее, даже по отношению к незнакомым людям

Если же матери нет поблизости, но проявляет большую осторожность

Память продолжает улучшаться Ребенок может запомнить гораздо большее количество людей чем ранее и акцентировать внимание на отдельных выделяющихся признаках. Лицо становится не просто набором нескольких условных черт, а их взаимосвязью

Координации движение переходит на новый уровень Поднимать, передвигать и хватать предметы более не является трудной задачей. Ребенок становится более самостоятельным

В частности, это может быть заметно по тому, что игры в одиночестве могут продолжаться до десяти минут. Предметы запоминаются как совокупность отдельных качественных характеристик.

Что должен уметь делать малыш в пять месяцев жизни

К пяти месяцам и девочки, и мальчики уже многое могут и умеют. Самое главное — в малыше появляется осознанность, он активно интересуется окружающим миром, рассматривает игрушки и яркие книжки, хватает предметы и пробует их на вкус, эмоционально реагирует на голос родных, любимую музыку, хохочет, когда с ним играют.

Ребенок активно гулит, протягивает звуки, может произносить четко выраженные слоги (па-па, ма-ма, дя-дя), в некоторых случаях — целые слова.

Пытается сесть, переворачивается, «загребает» ручками и ножками, лежа на животе — готовится поползти. Некоторые малыши к пяти — пяти с половиной месяцам начинают ползать.

Если карапуза поставить на твердую поверхность, придерживая за ручки — он вытягивает ножки, пытаясь стоять или даже сделать шаг.

Ребенок может сжимать в кулачках предмет, подносить его к лицу, с явным удовольствием рассматривать, перекладывать вещь из руки в руку, отдавать предпочтение одним игрушкам перед другими.

У малыша появляются первые признаки самостоятельности — он с удовольствием держит бутылочку со смесью или водой, сам себя кормит.

Что должен уметь делать малыш?

Развитие 5 месячного младенца становится всё динамичнее, он уже умеет:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно. Когда ребёнок лежит на спинке можно положить рядом с ним игрушки, но так, чтобы карапуз не смог до них дотянуться: малютка быстро сообразит, что достать предмет можно перевернувшись набок. Если грудничок с этим заданием справляется плохо, следует посоветоваться с педиатром. Он подберёт для крохи специальные упражнения или массаж укрепляющий мышцы. Некоторые активные ребятишки осваивают перемещение перекатами;
  • подтягиваться на ручках, стараясь приподняться;
  • уверенно сидеть при поддержке спины;
  • ползать. Следует помочь младенцу, подставляя под его ножки свои руки в качестве опоры. Карапуз будет от них отталкиваться и активнее продвигаться вперёд. Ползание — отличная гимнастика для мышц спины;
  • стоять на ножках, если придерживать малыша за подмышки. Ноги младенца должны опираться на твёрдую поверхность и сильно не прогибаться. Задача взрослых — просто поддерживать равновесие. Малыши любят стоять на двух ножках, начиная подпрыгивать и веселиться. Этот навык очень важен для дальнейшего освоения ползания и ходьбы. Поэтому, если ножки у малютки слишком гибкие или, наоборот, «жёсткие», нужно обратиться к педиатру;
  • лёжа на спинке, может приподнять голову и плечи;
  • держать игрушку обеими руками и отдавать её по просьбе взрослого;
  • определять расстояние до предмета. Может схватить игрушку любой рукой. Все предметы, которыми играет малыш, должны быть чистыми, мало весить, не иметь мелких деталей и быть довольно крупными, чтобы исключить случайное их проглатывание и удушье.

Как развиваются навыки общения и эмоции

Ребенок от 2 до 3 лет любознательный и любопытный; чувствительный и эмпатийный: понимает состояние другого на основании своего опыта, умеет переживать и сочувствовать, проявлять внимание и заботу; к людям относится приветливо, доверительно и открыто. По-разному относится к разным членам семьи, испытывает привязанность к родителям и друзьям

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, доволен, когда хвалят, огорчается, когда забывают, переживает, когда ругают, может долго обижаться; умеет сдержанно, без истерик попросить о помощи, если испытывает затруднения. К прежним эмоциям радости, гнева, раздражения, удовлетворенности добавляются новые сложные чувства: малыш начинает испытывать гордость в случае достижений и чувствовать вину за провинность. В 2 года вводит в игру ролевые, а в 3 года — и сюжетные элементы: планирует свои действия («я буду строить дом», «я буду лечить куклу»), имитирует поступки окружающих (ходит на работу, готовит обед, сидит за компьютером) и социальные отношения (с куклой может обращаться ласково и строго). Копирует и переносит на общение со сверстниками и окружающими нормы и правила поведения в семье: если дома все спорные вопросы решаются мирным путем, за столом переговоров, то и в игре с детьми малыш будет искать компромиссы, что в целом способствует более легкой адаптации в коллективе и социализации. К 3 годам играет с другими детьми без участия взрослых: сам завязывает знакомства, вовлекает в игру другого ребенка, зная, что в этом случае лучше следовать определенным правилам — делиться игрушками, чтобы быть принятым в компанию, при проявлении агрессии можно получить сдачу; учится, как вести себя в сложных и спорных ситуациях; в игре проявляет инициативу, участвует в ее планировании, с удовольствием берет на себя роли и осознает их, фантазирует, легко придумывает правила (и так же легко меняет их), следует им (в подвижных играх); получает от игры удовольствие, особенно от подвижной. Начинает демонстрировать четкие представления о своей половой принадлежности.

Список использованной литературы

  1. Мак-Кенна Джеймс Дж. Спим с ребенком. Руководство для родителей. Москва: Издательство «СветЛо», 2016. – 152 с.
  2. Хогг Трейси, Блау Мелинда. Чего хочет ваш малыш? Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015. – 350 с.
  3. Гонсалес Карлос. Подарок на всю жизнь. Руководство по грудному вскармливанию. Москва: Издательство «Ресурс», 2014. – 392 с.
  4. Комаровский Е. О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. Екатеринбург: Издательство «У-Фактория», 2008. – 608 с.
  5. Бутрий С. А. Здоровье ребенка. Современный подход. Как научиться справляться с болезнями и собственной паникой. Москва: Издательство «Эскимо», 2018. – 240 с.

Частые проблемы в этом возрасте и как их решать

Основными проблемами в пятимесячном возрасте являются:

  • травмы из-за падений и ударов о крупную мебель после того, как ребенок начал переворачиваться и ползать;
  • проблемы с пищеварением из-за слишком раннего введения прикорма;
  • повышенная капризность, температура, раздражительность, плохой сон из-за начала прорезывания зубов.

Для того, чтобы подобных проблем не возникало, необходимо подготовиться к этому периоду:

  1. Обезопасить дом, купить манеж, выкладывать малыша на животик на пол, а не на кровать, не оставлять его одного.
  2. Перед введением прикорма советоваться с врачом и ни в коем случае не торопиться.
  3. Купить прорезыватели для зубов, специальный гель для десен.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий