Когда ребенок начинает говорить: медицинские нормы
Понятие “норма” в отношении речи ребенка является довольно-таки относительным. Существуют лишь некие усредненные возрастные рамки, согласно которым педиатры и неврологи оценивают уровень психоэмоционального развития детей. Перечислим кратко основные этапы развития речи у детей.
- Малыши 1-2 месяцев могут только кричать с разнообразными интонациями, выражая тем самым радость или недовольство.
- В 2-3 месяца наступает время агуканья или гуления – это промежуточная фаза между криком и лепетом.
- В 5-6 месяцев дети обычно начинают издавать лепетные звуки (ба, ма, па, бу, га), которые могут повторяться и чередоваться.
- Возраст 7-10 месяцев характеризуется активным лепетом, произнесением повторных слогов (ма-ма, па-па-па). Малыши пока не вкладывают в лепет какого-либо смысла – они лишь учатся произносить слоги, повторяя за взрослыми.
- В 10-12 месяцев появляются долгожданные первые слова. Обычно это либо слова из повторных слогов (мама, папа, баба, кака, дядя, биби, ам-ам, ав-ав) либо односложные (на, дай).
- В возрасте 18-24 месяцев, т.е. полутора-двух лет, можно ожидать появления в речи ребенка словосочетаний и первых фраз. Более позднее развитие речи тоже может быть вариантом нормы, но излишне рассчитывать на это не стоит.
- Считается, что к 3 годам ребенок должен уже хорошо разговаривать, используя простые фразы, а к 4 годам – обладать развитой речью со сложными, распространенными предложениями.
Как ускорить появление первых слов
У родителей есть возможность ускорить формирование речи ребенка, если соблюдать несколько простых рекомендаций:
Сделайте малыша своим собеседником. Старайтесь больше говорить с детьми, даже если считаете, что они вас пока не понимают. В частности, можно показывать на предметы и называть их, давать характеристики. Пример, «Посмотри какой зеленый листочек». Когда возраст совсем небольшой и малыш пока агукает, также вступайте с ним в диалог, произносите звуки. Это поможет быстрее научить добавлять к гласным согласные, а там уже недалеко и до первых слов. Прислушивайтесь к своему малышу. Когда дети начинают говорить, они обычно заинтересованы каким-либо предметом, животным, игрушкой. Не стоит пресекать такой интерес. Покажите, что вы тоже хотели бы об этом поговорить, скажите несколько предложений
Если же малыш пока не научился словам и показывает на что-то, называйте то, что привлекло его внимание. Создайте ассоциации с регулярными действиями
Если вы собираетесь делать какие-то стандартные ритуалы, вроде обеда или прогулки, всегда проговаривайте эти словосочетания. Это поможет построить ассоциации и быстрее начать повторять слова. Выберите правильный тон общения с ребенком. Говорить с детьми стоит короткими предложениями, медленно, чтобы можно было хорошо различить используемые звуки. Также задавайте ребенку вопросы. Хороший пример – если он тянется к какой-то игрушке или показывает на нее, спрашивайте, хочет ли он ее взять. Никогда не стоит повышать голос или сердиться, если вас не понимают. Придет время, и это понимание обязательно появится.
Всегда ли «мама» – первое слово?
Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.
Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша – «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.
С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».
Когда ребенок начинает говорить? Нормы
Многое зависит от индивидуальных особенностей, как генетических, так и здоровья. Специалисты утверждают, что девочки, начинают говорить раньше мальчишек, тем не менее, для всех детей процесс выглядит следующим образом:
- от рождения до трех месяцев — плач, стоны, гримасы
- 4 — 6 месяцев — лепет, сочетание гласных с согласными, появляются первые «мама, баба, папа», делает эксперименты с голосом — кричит, издает разнообразные звуки
- 7 — 12 месяцев — слоги могут относиться к отдельным предметам, вокализация напоминает быструю речь взрослого, но большинство того, о чем пытается сказать малыш, понимается с трудом
- от года до полутора — появляются короткие слова с эмоциональным ударением
- полтора — два года — ребенок начинает говорить около 50 слов, многие из них схожи с речью взрослого. Пытается повторять звуки правильно, учится составлять простые предложения
- три года — все понимает, строит полные предложения, использует все больше и больше слов.
Период с двух до трех, самый динамичный. В этом возрасте личный пример является наиболее значимым, если смеяться над словами ребенка, игнорировать просьбы или эмоции крохи, желание разговаривать снижается, а это значит, что специалисты могут поставить ошибочные диагнозы. Однако, посещение логопеда, будет лучшим решением в этом случае.
Видео по теме
Во сколько дети начинают говорить первые слова? ответ в видео:
Таким образом, первые слова ребенок начинает произносить примерно в девятимесячном возрасте. Они представляют собой повторяющиеся слоги, которые малыш выговаривает неосознанно. В этот период родители могут услышать «мама», «баба», «папа». У некоторых детей наблюдаются задержки в развитии.
Они могут быть спровоцированы нарушениями слуха, дефицитом родительского внимания и прочими социальными, психологическими, патологическими и физиологическими причинами. Чтобы ребенок быстрее начал говорить, необходимо с ним больше общаться, проводит развивающие занятия.
Почему сейчас дети поздно осваивают навык
Причин, по которым многие родители вынуждены обращаться к логопеду может быть несколько. Основные из них это:
Равнодушное отношение взрослых к проблеме. Пускать все на самотёк очень рискованно. Родителям следует помнить, что надежды на самостоятельное прохождение дефектов речи могут стоить долгой и затратной работы у специалиста.
Экологическая обстановка. Загрязнённый воздух и выхлопные газы могут существенно замедлить развитие малыша. Вследствие этого нужно тщательно следить за питанием, активно заниматься спортом, а также принимать витамины и минералы после консультации с врачом.
Кесарево сечение. Безусловно, многие дети рождаются на свет подобным способом
И хотя специалисты не наблюдают опасных патологий, важно быть готовым к тому, что развитие детей может затрудниться
Этапы и нормы развития речи
Многие родители ждут, что первое слово кроха произнесет до года. Но малыш начинает говорить не в один момент. Процесс занимает определенные этапы развития речи:
- малыш должен начать агукать в промежутке до двух месяцев. В речи присутствуют в основном тягучие гласные;
- гулить ребенок начинает между 2 и 4 месяцами. В этот период малыш осваивает разные сочетания звуков;
- в 6-7 месяцев речь ребенка усложняется и состоит из длинных слогов;
- период от 10 месяцев и до года, когда ребенок начинает говорить первые слова. В словаре малыша может быть до 10 слов;
- с 1,5 лет ребенок начинает употреблять слова в предложениях. В этом возрасте малыш использует около 30 слов;
- в 2 года в арсенале появляются общепонятные слова. Ребенок использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы. Предложения могут состоять из четырех слов, а также малыш использует интонации и эмоции.
В полгода малыши произносят примерно 4-5 звуков. Постепенно словарный запас становится все больше. Когда малышу исполняется 1,3 года он может использовать 40 – 60 слов. До 1,5 лет словарный запас практически не меняется, так как у ребенка расходуются все фонетические возможности. Речевое развитие не прекращается, но качество произношения заметно меняется.
Словарный запас вырастает в период с 1,6 и до 1,8 года. В год и 8 месяцев малыш знает 180 слов. В два годика уже примерно 300. В три словарный запас вырастает до 1000 слов.
В 1 год 8 месяцев ребенок осваивает еще не все звуки. Речь может развиваться такими путями:
- пропуск звука;
- отсутствующие звуки заменяют на похожие по звучанию;
- замена отсутствующих звуков нормированными и правильными.
Как помочь ребенку начать говорить?
Малыш может заговорить намного раньше своих сверстников, если с ним заниматься. Необходимо постоянно общаться с ребенком с первых дней жизни. Не нужно думать, что, например, в 3 месяца кроха еще не понимает слов, поэтому говорить с ним не стоит. Речевая активность мамы или папы стимулирует речь малыша.
Необходимо не только постоянно рассказывать малышу о мире вокруг, но также задавать ему вопросы, например, «что это?», «хочешь кушать?», «пойдем гулять?». Это побуждает его начать говорить.
Ни в коем случае нельзя кричать на младенца, разговаривать на повышенных тонах, скандалить в его присутствии. Такое поведение может напугать малыша и привести к тому, что он начнет произносить слова намного позже.
Важную роль в развитии речевого аппарата играет мелкая моторика пальчиков. Занятия на ее усовершенствование помогут разговорить малыша. Подойдут такие упражнения:
- массаж ладошек и пальчиков;
- рисование пальчиковыми красками;
- зарядка для пальчиков (походить по столу, разгибательные и сгибательные движения);
- перекладывание зернышек из одной баночки в другую;
- нанизывание бусинок;
- игра с пирамидкой или кубиками.
Не стоит включать малышу телевизор, давать слушать колыбельные, записанные на телефоне. Чтобы ребенок начал говорить, он должен слышать не запись, а материнский голос.
Родителям стоит завести дневник, где они будут записывать все важные моменты в развитии младенца, в том числе первое гуление, слоги, слова и предложения. Так можно проследить, правильно ли развивается кроха.
Общепринятые нормы и возрастные особенности
Ожидания родителей бывают разными и часто не совпадают с действительными возможностями малыша. Поэтому специалисты разработали нормы, в которых прописаны способности среднестатистического ребенка в соответствии с возрастом:
Возраст, мес.
Речевые возможности
1
Способом коммуникации выступает крик, которым ребенок оповещает о потребности во внимании. Спустя месяц младенец начинает улавливать посторонние звуки, проявляет реакцию на обращенную к нему речь.
2-3
Наблюдается «комплекс оживления»
Лица родителей вызывают бурю эмоций, которые он проявляет дерганьем ручек или ножек, а также агуканьем.
3-5
Ребенок гулением (сочетание звуков в неправильном порядке), улыбкой или взглядом привлекает внимание взрослых.
6
Наступает период невнятного лепета, который отличен от гуления. Если чадо пребывает в хорошем расположении духа, то длительное время может повторять звуки «ма-ма-ма» и другие.
7
Появляется реакция на собственное имя, начинаются попытки контроля голосовой интонации.
8
Стартует формирование активного словарного запаса
Ребенок старается повторить простые фразы, услышанные от родителей.
9-10
Овладевает жестами и может указать на заинтересовавшую вещь. В запасе имеется до 10 односложных звукоподражаний.
11-12
Время, когда в лексиконе появляются слова «мама», «папа» и другие. Ребенок отзывается на обращенную к нему речь, в состоянии указать на части тела и или животных.
15
В активном словарном запасе находится уже до 15 слов. Начинает расширяться пассивный, а именно появляется возможность понимать обращенную к нему речь.
18
Осознанное произношение не менее 20 слов. Его не затрудняют двусложные инструкции: возьми мячик и дай его мне.
Когда дети произносят слово «мама»?
Вопрос, когда ребенок начинает говорить «мама», актуальный для всех матерей. К 10 месяцам дети уже произносят односложные слова. Необязательно, что ребенок в этом возрасте скажет «мама».
Первым словом может быть «баба», «папа» или «гав». Но как правило, к году малыши уже отчетливо произносят «мама». То, какое первое слово скажет грудничок, зависит от того, как общаются с ним родители.
Чтобы малыш раньше начал выговаривать «мама», специалисты рекомендуют:
- сопровождать каждое действие словом «мама» (например, «мама кормит Машу», «мама пришла», «мама варит кашу», «мама гладит дочку (сыночка)»);
- играть в игру «Где мама». Суть ее заключается в том, чтобы закрывать лицо руками и спрашивать у малыша, где мама. Полугодовалые дети обычно уже понимают такие вопросы, могут указывать пальцем на людей и предметы.
Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
Важно понять одно простое правило: речь порождает речь. Иными словами, чтобы ребенок начал говорить первое слово, а затем и последующие, с ним нужно разговаривать
Все млекопитающие на земле учатся через подражание, с речью то же самое: ребенок пытается повторить то, что делают родители. Так дети и начинают говорить слова. Поэтому чем больше речи от окружающих взрослых будет слышать малыш, тем быстрее и лучше он начнет говорить.
Разговаривать с малышом нужно задолго до того, когда ребенок должен начать говорить. Делать это нужно адресно, т.е. обращаться именно к нему. Даже трехмесячному ребенку нужно рассказывать о том, что мама делает, что его окружает. Слова и звуки накапливаются, появляется их понимание, а уже затем они воспроизводятся.
Всегда реагируйте на любые звуки и лепет малыша, которые он произносит, подражайте им: таким образом ребенку становится понятно, что его слушают, с ним находятся в коммуникации. Ведь почему дети начинают говорить? Потому что понимают: слова — новый уровень коммуникации, гораздо более удобный, чем плач и жесты.
Говорите с ребенком медленно, четко, не укорачивайте и не упрощайте слова. Окрашивайте свою речь эмоциями, дополняйте ее жестами — так ребенку будет легче сначала понять, а затем уже повторить услышанное. Всегда помните: в каком возрасте ребенок начинает говорить, в немалой степени зависит от его родителей.
Постарайтесь отказаться (или максимально сократить) время, проводимое перед телевизором или с гаджетами: речь, звучащая в мультфильмах или передачах, не воспринимается маленькими мальчиками и девочками так, как нам хотелось бы
Для незрелой нервной системы такое большое количество стимулов, которое дети получают с экранов, слишком велико: внимание не концентрируется на словах, а рассредотачивается между яркой картинкой и громкими звуками
Читайте детские книжки с ребенком
Причем важен не сам текст; важно рассматривать с малышом иллюстрации, комментировать их, пояснять сюжет понятным и доступным языком без сложных предложений. Такие занятия приближают момент, когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа», а затем и другие слова
Расширяйте круг общения. Не секрет, что когда ребенок ходит в детский сад, он быстрее начинает говорить. Это связано с тем, что рядом с ним не только мама, которая уже по взгляду понимает, что нужно ребенку, но и другие — дети и воспитатели. Поэтому приходится учиться изъясняться при помощи слов. Даже если ребенок поздно начал говорить, в детском саду он быстро сокращает отрыв от сверстников.
Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?
Поскольку в настоящее время достаточно много межнациональных семей или семей, мигрирующих по разным странам, вопрос билингвизма стоит достаточно остро. Дети, растущие в двуязычной среде, сталкиваются с некоторым «смешиванием» языков. Если такой ребенок поздно начинает говорить, в этом нет ничего удивительного, ведь ему требуется больше времени на адаптацию и понимание, когда, как и что нужно говорить. Однако к пяти годам, как правило, мальчики и девочки из таких семей свободно владеют двумя языками сразу!
Когда стоит начать беспокоиться и обращаться к специалистам?
Воспитание детей сопряжено с ежедневным наблюдением за ними. Порой тревожные сигналы можно выявить еще до того времени, когда ребенок начинает говорить слова.
Вот так называемые «красные флаги», обнаружив которые, стоит немедленно обратиться за помощью.
6 месяцев: нет гуления, нет улыбки в ответ на контакт с ребенком;
12 месяцев: нет лепета, малыш не пытается подражать звукам и жестам взрослых, не откликается на свое имя;
18 месяцев: нет указательного жеста, ребенок не начал говорить как минимум три слова, не выполняет простейшие просьбы;
2 года: не показывает на предметы по просьбе взрослых, не выполняет команды, не говорит как минимум 25 простых коротких слов;
2,5 года: не дает ответы в виде кивков или качания головы, не произносит простые фразы из 2–3 слов (обратите внимание: ребенок еще не начал говорить структурированными предложениями, это именно фразы);
3 года: не понимает глаголы, не выполняет сложные двухэтапные команды, не говорит 200 слов, в ответ на вопрос повторяет часть вопроса (эхолалии).
Когда дети начинают говорить: первые попытки
Сказать точно, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят, практически невозможно. У всех детей речь и опознавание услышанных слов начинает развиваться в разное время. Некоторые начинают говорить раньше, другие намного позже, в любом случае делать малыш будет это не сразу. Сначала ребенок будет запоминать звуки и слова, пытаться их воспринимать. Позднее малыш начнет гулить. После полугода жизни гуление сменится лепетом. Ребенок предпримет попытки произнести простейшие слоги – «ма», «ба», «да». И у него начнет появляться понимание слов. Эти слова весьма просты, и они без ударного слога. Как правило, дети стараются называть самые важные вещи и действия.
К примеру, если мама постоянно называет предметы ребенку, то он на очередной вопрос: «Где дверь?» – повернет голову в ее направлении. Малыш также попытается радостно скопировать взрослых в их действиях: попытается выпить из чашки, и нередко веселится, когда чувствует, что его понимают.
Стадии развития детской речи
Как мы уже отмечали выше, на развитие речи ребенка влияет
множество факторов. Потому все приведенные ниже сроки усредненные и примерные.
Если вас все же сильно беспокоит молчание малыша или же есть признаки
каких-либо заболеваний — стоит проконсультироваться с педиатром.
1-3 месяца
В этом возрасте дети уже узнают голос родителей. Основной
метод для коммуникации – звуки и мимика. Дети начинают улыбаться, гукать или
плакать, в зависимости от ситуации.
Первые признаки развития речевого аппарата – начало
произношение звуков, похожих на гласные. Если малыш пытается вступить с вами в
контакт таким образом, повторяйте за ним – так можно имитировать беседу. При
этом к произнесенным звукам можно добавлять и другие.
4-7 месяцев
Обычно этот период называют, если отвечают на вопрос – в каком возрасте дети начинают говорить «агу». Если ранее малыш издавал гласные звуки, то теперь он переходит к слогам. Чаще всего распространены такие, как «ма», «па», «бу», «гу» и другие.
Некоторые дети реагируют вполне определенным набором звуков,
когда приходит время кормления или смены подгузников, но это бывает редко.
Торопиться некуда – пройдет еще немало месяцев, прежде чем ребенок произнесет
свое первое слово.
8-12 месяцев
На протяжении первого года после рождения дети обычно
лепечут на собственном языке. При этом нужно понимать, что они постоянно
прислушиваются к вам, улавливают тональность речи, часто произносимые звуки.
Возраст одного года – это примерный рубеж, когда малыш
начинает комбинировать звуки. Обычно это «мама» или «папа» – слова, которые
вызывают у родителей особенно сильное умиление.
Но иногда время произношения первого слова может наступить
заметно позже. Также бывают случаи, когда ребенок произносит знакомое вам
сочетание, но не ассоциирует с ним определенного человека или действие – к
этому стоит быть готовым.
13-24 месяца
Многие дети в этом возрасте начинают понимать основные словосочетания, которые слышат чаще всего
Особенно важно к этому времени прекратить агукать с малышом и начинать произносить понятные и четкие слова, которые он бы мог воспринять и ассоциировать с каким-либо процессом. К примеру «будем обедать» или «пойдем гулять»
Четкая артикуляция в таком случае поможет значительно ускорить развитие речи.
Становление осознанной речи
Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.
Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.
Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.
Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.
Какие они – первые слова?
А теперь развеем миф о первом слове. Сегодня в педиатрии принято считать первым словом то, которое употребляется в одном и том же значении, относится к одним и тем же предметам или действиям. То есть при таком подходе словарный багаж крохи может содержать искажения и звукоподражания (кака, вава, цаца, ав-ав, бибика, ам-ам). При этом «вава» означает множество предметов или действий, причиняющих боль, «кака» – все, что грязное или не пригодное для еды. В таких случаях можно считать, что ребенок говорит первое слово (в противном случае такие слогосочетания являются признаком лепета). Для появления таких слов ориентировочным будет возраст 10–12 месяцев.
В начале освоения навыка говорения малыш произносит слова, состоящие из одного повторяющегося слога или двух разных. Более значимые достижения придут позже – всему свое время.
Кроха говорит первое слово ассоциативно, соотнося с предметом, находящимся в поле зрения, и с теми аналогиями, которые он вызывает у малыша. Далеко не всегда первым словом ребенка является «мама». К примеру, взрослый может не понять, что автомобильная шина называется «катан» (малыш видел, как папа катил ее однажды, и запомнил ассоциацию: папа произнес – «катать»). Или, играя в ванной с резиновыми утятами, запомнил, что «утя» бывает в воде. Увидев на прогулке лужу или озеро, он теперь может сказать «утя».
Если ассоциация устойчива и ее можно распознать – ребенок говорит слова. При этом если ребенок до 2 лет не видел уток в жизни или на картинках, он и не будет говорить этого слова.
Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети;
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов
Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка
Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.