Речь и социализация
Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль.
Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:
- совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
- составление рассказов по картинкам;
- разучивание стихов;
- пение детских песенок;
- сочинение собственных сказок;
- игры с домашним кукольным театром;
- различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).
Кроме этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).
Советы по выбору
Перед приобретением игр определитесь, с какой целью вы их покупаете.
- Если вы покупаете игру для малыша, поинтересуйтесь, что ему нравится. Если это подарок, то разузнайте об интересах именинника.
- Для 5-6 летних детей, главное, – безопасность. Убедитесь, что нет колющих предметов, слишком мелких деталей. Если игра с корпусом и батарейками, то все крышки должны крепко фиксироваться.
- Выбирая игру, внимательно читайте инструкцию. И вообще – проверяйте, есть ли она в наличии. Благо, на сегодняшний день игровой ряд имеет возрастной ценз, поэтому подбор облегчается. Но если ваш ребенок уже перерос некоторые из них, то можно смело смотреть варианты для деток постарше.
- Учитывайте условия игры – количество игроков, возраст, присутствие взрослых. В процессе игры не должно быть таких условий, при которых играть невозможно – много игроков, наличие ведущих, которых трудно набрать в доме с одним или двумя детьми. Иначе ребенок просто забросит это занятие и весь интерес пропадет.
- Еще один аспект – материал, из которого изготовлен игровой набор. Бумажные и картонные карточки и карты быстро изнашиваются. Спасение – лакированный материал. Качественный и плотный, ведь дети очень быстро расстраиваются, если появляются потертости. Металл может травмировать. Лучшими характеристиками обладают дерево и пластмасса.
Как видно, все индивидуально в выборе игрушки. Лучше всего выбирать игру с ребенком вместе. Совместный выбор поможет приобрести игру для всей семьи и веселого времяпровождения.
Какие бывают настольные игры для детей 5-6 лет
Настольные игры, рассчитанные на игроков 5-6 лет, по форме относятся к таким основным категориям:
- игры-ходилки («Король гусей», «Веселые зебры» и прочие);
- всевозможные виды тематических лото и домино;
- конструкторы, пазлы и мозаики;
- игры с карточками («Доагл», «Мемори»);
- стратегические игры («Монополия», «Дети Каркассона» и другие);
- игры с набором фишек или пешек («Шашки», «Лудо»);
- игры, развивающие координацию движений и мелкую моторику («Вилла Палетти», «Дженга», «Бамболео»).
Кроме вышеперечисленных видов существует также масса игр, относящихся одновременно к нескольким категориям, т.е. объединяющих в себе несколько различных направленностей. Выбирая игру для своего чада, внимательно прочитайте информацию на коробке, чтобы убедиться в правильности своего выбора.
Возможно, одному ребенку больше нравятся не пазлы, а домино или лото, а другому вместо ходилок-бродилок по душе приходятся стратегии. Этот момент нужно обязательно учитывать при покупке.
Дидактические
Учиться новому проще в игре. Можно купить готовые наборы и игрушки, а можно использовать подручные материалы.
- Паззлы. Их легко сделать самостоятельно, разрезав на куски картинку с интересным сюжетом. Полезно собирать круг или квадрат из нескольких фрагментов.
- Шнуровки, пуговицы и молнии. Если ребенку трудно усвоить навык самостоятельного одевания-обувания, нужно тренировать его в игре, одевая-раздевая кукол и мишек.
- Буквы и фигуры. Предложите сложить из спичек или зубочисток буквы, геометрические фигуры. Дидактическое занятие легко совмещать с приготовлением обеда.
- Болтики и винтики. Сын поможет папе навести порядок в ящике с инструментами и всяческими гаечками-болтиками. Мальчик с удовольствием рассортирует их по форме и размеру, заодно научится различать саморезы и болты. С хозяйственным папой дел хватит на все выходные.
Обучающие игры
Дидактические игры развивают память и внимательность, логику и мышление, знакомят ребёнка с понятиями, формами, цветами. Задача познавательной игры – обучать, а задача игроков в данном случае – найти правильный ответ: выход из лабиринта, лишний предмет в ряду и тому подобное.
Такими играми могут быть карточки и пазлы, игры-головоломки, раскраски и трафареты (например, «соедини по номерам»). Но задача родителей – не превращать игровую в класс. С детьми 5 и 6 лет ещё рано заниматься серьёзным обучением. Но практически любой процесс можно превратить в весёлую игру. Даже похулиганить можно познавательно!
«Кто обзывается?» Эта задорная игра хороша и для развития речи, и для того, чтобы переключить внимание заигравшегося ребёнка на конструктивные действия. А ещё она очень весёлая, ведь по правилам в ней надо обзываться. Только не как угодно, а, допустим, обзываться исключительно названиями животных, овощей или инструментов: «Ты такая редиска!» – «А ты – огурец!» Кто больше «обзывалок» придумает, тот и молодец
Но обязательно завершаем игру с позитивным настроем: теперь задача – придумать самое ласковое прозвище из тех же групп предметов, которые использовались для обзывания: «Ты мой любимый кабачок»
Только не как угодно, а, допустим, обзываться исключительно названиями животных, овощей или инструментов: «Ты такая редиска!» – «А ты – огурец!» Кто больше «обзывалок» придумает, тот и молодец. Но обязательно завершаем игру с позитивным настроем: теперь задача – придумать самое ласковое прозвище из тех же групп предметов, которые использовались для обзывания: «Ты мой любимый кабачок».
Значение игр для детей дошкольного возраста
Дошкольники играю дома, в детском саду, на детской площадке. Их игры уже более разнообразные, чем у детей 2-3 лет.
Взрослый же может использовать игровой процесс для достижения определенных развивающих, воспитательных и обучающих целей.
Подробнее о них можно почитать в статье http://babyben.ru/vospitanie/v-kakie-igry-mozhno-poigrat-s-detmi-2-3-let-doma-rezhisserskie-syuzhetno-rolevye-nastolnye-didakticheskie-i-podvizhnye-igry-dlya-detej-2-i-3-let.html
Дети в 4-6 лет уже умеют играть вместе.
Кроме того, играя, ребенок 4-6 лет учится:
- Быть командным игроком, в процессе игровой деятельности взаимодействовать с другими участниками
- Действовать по правилам. У дошкольников появляется все больше и больше игр с четкими правилами, при отступлении от которых теряется весь смысл игры
- Проигрывать. Если малышу в 2-3 года взрослые, с которыми он, преимущественно, играл, всегда давали ему выигрывать, в 4-6 лет он оказывается в обществе ровесников и играет уже по-честному. Игра становится своеобразной подготовкой к жизни реальной, которая, к сожалению или к счастью, состоит не из одних лишь побед
- Учиться. Родители с прогрессивными взглядами на воспитание начинают готовить своего ребенка к школе уже в возрасте 4 лет. Используют они для этого дидактические игры, которые у дошкольников разнообразны
- Совершенствует свое физическое развитие. В 4-6 лет ребенок уже достаточно ловкий и сильный: он хорошо ходит и координирует свои движения, умеет бегать и прыгать, манипулировать с различным спортивным инвентарем, ездить на самокате, велосипеде, роликах, прочее. С ним можно играть в более сложные и разнообразные подвижные игры. Также появляется их новый подвид – спортивные игры
Творчество и мелкая моторика
Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.
Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:
рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
- обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
- обводить контуры собственной ладошки или ступни;
- класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
- раскрашивать картинки в раскрасках;
- проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
- рисовать, соединяя точки.
Познавательное развитие детей 5 лет
В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки
Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники
Внимание
По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут
Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео. Мышление
Мышление
В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.
Воображение
Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.
Произвольность
Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.
Ориентация во времени и пространстве
С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.
Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.
ТОП 10 развивающих игрушек для детей от 4 до 5 лет
С помощью правильно выбранного развивающего занятия и игрушки вы не только увлечете маленького непоседу, но и постепенно подготовите его к школе.
Детям от 4 до 5 лет придутся по душе следующие познавательные и развивающие игры:
- Карточки с изображением животных, растений, цифр, букв русского или английского алфавита.
- Пазлы различного уровня сложности.
- Наборы для творчества и рукоделия.
- Наборы для ролевых игр в доктора, пожарного, полицию, спасателей и различных сказочных персонажей.
- Конструктор с пластиковыми или железными деталями.
- Настольные игры, такие как домино, лото, монополия.
- Кубики из различных материалов.
- Танцевальный коврик.
- Мольберт для рисования мелом, маркерами и красками.
- Мягкие игрушки в виде животных.
При выборе развивающих игр для ребенка от 4 до 5 лет необходимо учитывать не только усредненные возрастные показатели, но и личные предпочтения вашего малыша.
Подвижные игры
Подвижные игры для детей полезны тем, что развивают реакцию, ловкость, выносливость, координацию движений, добавляют экстрима. Для дошкольников 5-6 лет подвижная игра длится 20-25 минут. Этот вид игры позволяет детям выплеснуть энергию, которая накапливается в течение дня.
В детских садах после активной дневной прогулки дети без проблем отходят ко сну в период сончаса. Эту практику можно использовать дома, когда захотите уложить ребёнка спать.
- «Лилипуты-великаны». Когда взрослый говорит «лилипуты», дети приседают как можно ниже к земле. Услышав слово «великаны», поднимаются вверх на носочки и тянут руки высоко вверх. Усложните задачу и намеренно путайте ребёнка, называя слово и показывая неправильное движение. Игра в быстром темпе нацелит малыша быть более внимательным и сосредоточенным, а также укрепит мышцы ног.
- «Сделай наоборот». Для шестилетних детей эта игра будет настоящим вызовом для тренировки внимания. Взрослый показывает движения, а ребёнок должен придумать версию наоборот. Если ведущий подпрыгнул, участник игры садится. Если ведущий вытянул руки вперёд, участник их прячет, и так далее.
- «Танцевальный марафон». Устройте марафон танцев для всей семьи. Для этого понадобятся хорошее настроение, зажигательная музыка и хотя бы 2 участника. Чтобы разнообразить игру, взрослый останавливает музыку, а дети замирают в том положении, в котором остались. Музыкальные игры повышают настроение, сбрасывают усталость и укрепляют отношения между родителем и ребёнком.
«Зверобуквы»
С помощью этой игры дети изучают азбуку с удовольствием, перед малышами открывается мир букв, которые с помощью логики быстрее усваиваются и пополняют их словарный запас. Играя в «Зверобуквы» дети исподволь, сами того не замечая, выучат все буквы и смогут назвать их родителям.
В комплект входят сразу 5 игр – и все они являются полезным и приятным развлечением для ребёнка, сопряжённым с ненавязчивым обучением. Правила здесь напоминают те, которые действуют в игре «Поле чудес». На игровое поле выкладываются прямоугольниками 3х3 или 6х3 буквы, а рядом кладётся стопка карт с изображениями животных. Верхняя карта открывается, после чего все игроки начинают поиск всех букв, входящих в это слово. Нашедший последнюю букву игрок становится победителем и получает данную карту себе.
«Зверобуквы» нравятся детям за понятные правила, красочные и яркие картинки, возможность играть не только со сверстниками, но и с родителями. Художник сделал иллюстрации, снабдив их изрядной долей юмора, что особенно нравится маленьким игрокам. Если в игре участвует взрослый, он, конечно, должен незаметно поддаваться малышу, чтобы тот мог выиграть – тогда процесс запоминания букв будет идти быстрее.
В эту игру можно играть долго, поскольку есть ещё 4 других варианта её сценария: балда, мемори, горелки и лото. В каждой этой игре есть свои правила, прилагаемые в описании к комплекту. Эти игры предназначены для детей постарше, которые уже знают буквы и интересуются более сложными задачами. Предлагаемые основные правила можно и усложнить по взаимному согласию.
Когда руки заняты
Делая что-то по дому, родители могут придумать совместные увлекательные занятия. Пока руки работают, можно вдвоем играть со словами, придумывать загадки, вспоминать детские песенки и даже учить буквы.
- Слова тематической группы. Нужно составить цепочку слов на определенную тему, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Например, тема «Животные»: волк — козел — лиса… Ребенок учится выделять из слова отдельные буквы.
- Я знаю больше слов на букву… Выберите любую букву алфавита, а затем по очереди называйте слова, которые с нее начинаются. Отличное занятие для расширения словарного запаса.
- Антонимы. Один игрок называет слово, другой подбирает к нему антоним. Большой — маленький, плакать — смеяться, день — ночь. Развивает логическое мышление.
Угадай мелодию. Участники игры по очереди напевают мелодию знакомых песен, а остальные их отгадывают. Все слова заменять слогами «ла-ла-ла» или «на-на-на». Развивает память и музыкальный слух.
Родителям нужно играть вместе с детьми, чтобы направлять их интерес в сторону полезных и познавательных занятий.
Вдохновите нас — поделитесь материалом с друзьями в соцсетях:
Реальные фото детских комнат:
Активные игры для детей 4 лет
- танцы и песни под любимую музыку;
- дома можно приобрести для ребёнка детский теннис либо теннисную ракетку с мячиком на веревочке;
- игры с воздушными шариками, мячами, фитболом;
- для активного времяпровождения подойдут прятки, отыскивание спрятанных предметов, игрушечный кегельбан;
- детям можно организовать уютный домик или палатку, собранную из покрывал, подушек и других подручных материалов – там они смогут играть в свои ролевые игры;
- музыкальные игры под композиции Е.Железновой, они позволяют детям танцевать, кружиться, подпевать, притоптывать. Несомненно, это занятие привьёт малышам любовь к музыке, разовьёт их музыкальный слух и будет способствовать улучшению координации движений.
Активно провести время ребёнок сможет и, выполняя некоторые поручения мамы или отца – дети чувствуют себя настоящими хозяевами и умелыми хозяйками, когда стирают пыль, моют посуду или подметают полы.
Мелкая моторика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет уже сам составляет композиции из нескольких предметов, как на картинке. Собрать поделку по образцу – выполнимая задача для пятилетнего малыша.
Основные навыки:
- собирает мозаику или пазл;
- завязывает узелки;
- лепит из пластилина и других материалов;
- раскрашивает картинки в пределах контура.
Пальчиковый театр – необыкновенная познавательная и развивающая детская игра как раз для детей от 4 до 5 лет. Он развивает фантазию, речь, интеллект и мелкую моторику одновременно.
Любые сценки, сказки и рассказы могут пойти в основу детской театральной постановки.
Польза
Настольные игры – дело коллективное. А значит одно из полезных свойств – тесное общение игроков
Ребенок учится договариваться, общаться, уступать, приобретает чувство здоровой конкуренции, не менее важное для будущей жизни
Также ребенок знакомится с окружающим миром – животными, растениями, профессиями, ситуациями. Также они учат правилам жизни – безопасности, правилам дорожного движения, правильному поведению, что такое хорошо и что такое плохо.
С точки зрения психических процессов, у малышей происходит развитие мышления, внимания, . Активно включается логическое мышление в играх на сортирование, группировку. Наряду с этим, ребенок учится читать, считать, писать. Множество игр направлено на ознакомление ребенка с произведениями различных писателей, народным творчеством. Популярны и полезны игры на развитие мелкой моторики, которая влияет на точность, четкость действий, речевой аппарат ребенка.
Сферы развития и умения малыша в 5 лет
Зная о том, на что способен пятилетний карапуз, можно осознать, какие игры будут соответствовать уровню его развития, а также принесут пользу.
- Окружающий мир:
- ребенок уже знает, как его зовут, кто является его родителями, где он живет;
- он разбирается в днях недели, во времени суток, в сезонах года;
- умеет рассказывать о родителях и себе;
- способен составить короткий рассказ о своем городе;
- ответы на вопросы у него развернутые.
- Логика:
- малыш пяти лет умеет ориентироваться в геометрических фигурах;
- может находить до шести различий на картинках;
- в окружающей его обстановке с легкостью находит прямоугольники, квадраты, треугольники, сферы;
- умеет сортировать объекты по цвету и форме;
- с легкостью строит любые композиции из конструктора или кубиков.
Существует множество игр, которые позволяют сравнивать предметы, сопоставлять детали.
Когда малыш приходит к определенным умозаключениям, происходит стимуляция мышления, карапуз учиться думать.
- Математика:
- ребенок в пятилетнем возрасте уже умеет считать до десяти, пересчитывает объекты;
- располагает числа в порядке возрастания, начиная с единицы, заканчивая десятью;
- умеет пользоваться счетами;
- ориентируется в количестве объектов.
- Мелкая моторика:
- пятилетний ребенок умеет самостоятельно составлять композиции, копируя увиденное на картинке, малышу с легкостью удается что-то собрать, используя образец;
- умеет с легкостью завязывать узелки, собирать пазл, мозаику;
- преуспевает в лепке;
- умеет разукрашивать раскраски, не выходя за контур.
- Творческое мышление:
- малыш пяти лет имеет развитую фантазию и воображение и, если родители обеспечат его всем необходимым для творчества, то размаху ребенка не будет предела;
- для раскрашивания картинок использует различные цвета, рисует прямые ровные линии;
- умеет управляться с цветным песком;
- умело использует средства для рисования, фломастеры, карандаши, краски.
Когда карапуз занимается лепкой или рисованием, он развивает свою фантазию и творческий подход.
Творческие занятия благоприятно влияют на развитие ребенка, ведь тут задействована и мелкая моторика, и мышление.
- Память:
- ребенок с легкостью впитывает любую информацию, кроме того, он умеет ее анализировать;
- все, что увидел малыш, еще долго будет оставаться в его памяти;
- умеет пересказывать сказки, описание предметов и картинок по памяти;
- учит наизусть четверостишия.
Существует множество игр, в которых требуется запоминание каких-то элементов, которые со временем нужно будет воспроизвести в рисунке или выставить в правильном порядке. Это очень полезно и для развития внимательности. Прежде, чем что-то запоминать малыш внимательно изучает стоящие перед ним объекты.
- Развитие речи:
- если малыш развивался без отклонений, то в пятилетнем возрасте его речь уже достаточно понятна и внятна;
- умеет дифференцировать согласные и гласные звуки;
- читает стихи;
- умеет подбирать рифмы к словам.
Для гармоничного развития ребенка необходимо подбирать разнонаправленные задания, комбинировать логические, физические и творческие нагрузки.
Основные правила игры
Существует несколько важных правил при организации досуга и обучающих занятий с малышом, выполняя которые, родители могут получить хороший результат, воспитав разносторонне развитых, креативных и умных детишек, к тому же, отличающихся отличной физической формой:
- следует помнить, что все обучающие уроки лучше проводить с ребёнком в первой половине дня, когда он полон сил, энергии и имеет позитивный настрой;
- эмоциональное состояние детей является очень важным, так как в хорошем настроении они лучше контактируют со взрослыми и своими ровесниками, гораздо быстрее схватывают нюансы игры, более открыты для восприятия новой информации;
- любое обучение должно проводиться в виде игрового процесса и нести полезный заряд;
- игры и занятия лучше планировать заблаговременно, также желательно создать нужную атмосферу, а для этого придётся подготовить различные пособия, материалы или атрибуты.
Все эти вещи взрослые должны продумать заранее. Психологи советуют папам и мамам составлять далеко идущие программы на неделю, и даже месяц вперёд – от этого будут зависеть достижения чада.
Если в домашних условиях подготавливается место для подвижных игр, необходимо позаботиться о том, чтобы убрать все хрупкие и бьющиеся предметы, острые углы мебели лучше закрыть мягким материалом, во избежание травм. Особенно, это актуально, если к сыну или дочери придут друзья.
Зная, чем занять ребенка 4 года дома, конечно, нельзя забывать, что нужно чередовать умственную деятельность с активным времяпровождением – таким образом, сбрасывается чрезмерное напряжение, и малыши меньше устают.
Умственное развитие пятилетних детей
Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:
Способностью концентрировать внимание
Умением воспринимать информацию
Развитием логического мышления
Памятью
Воображением.
Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом
Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте
Дети очень быстро впитывают новую информацию
Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.