Специальные методики развития памяти
Говоря о совершенствовании зрительной памяти, необходимо вспомнить о специальных методиках, которые становятся достаточно популярными в последнее время. Они используются специалистами разных направлений, например, при обучении скорочтению, развитию всех видов памяти, внимания, творческих навыков. Большую пользу они могут принести старшим дошкольникам и младшим школьникам, если их адаптировать по возрасту.
Метод Айвазовского
Выдающийся художник Айвазовский рисовал свои великолепные «морские» картины по воспоминаниям, потому что имел хорошо развитую фотографическую память. Сидя на берегу моря, он наблюдал за волнами, закрывал глаза, запечатлевая в мозгу увиденные картины, а потом переносил их на холст. Таким же образом можно тренировать зрительную память детей. Тренировка заключается в том, что ребенку предлагается в течение нескольких минут наблюдать за объектом, затем закрыть глаза и мысленно воспроизвести его. На первых порах родитель может помочь дошкольнику наводящими вопросами о качествах и свойствах наблюдаемого предмета. В дальнейшем, при постоянной тренировке ребенок должен делать все самостоятельно. После предварительной работы по воспроизведению взрослый предлагает зарисовать запомнившийся объект. Интереснее будет, если взрослый примет участие в тренировке, а потом сравнит свой рисунок и рисунок ребенка. Такая методика будет по силам 6-7 летним детям или младшим школьникам, у которых уже есть опыт обследования предмета. При постоянной тренировке по методу Айвазовского можно достичь отличных результатов в развитии произвольной памяти детей.
Метод Цицерона или тайная комната
Еще одна довольно трудная, но интересная техника научит ребенка зрительно раскладывать информацию о предметах «по полочкам» и легко ее запоминать. Метод назвали в честь римского оратора Марка Туллия Цицерона, который широко им пользовался. Дети после нескольких тренировок также могут с успехом применять его при запоминании и воспроизведении зрительных образов. Суть метода заключается в том, что для запоминания любой информации достаточно представить себя в знакомой комнате. Запоминаемые объекты нужно мысленно разложить в этой комнате в определенном порядке (начиная с входа по часовой стрелке): на шкаф, кресло, стол, телевизор, пианино и т. д. Затем еще раз мысленно пройти по комнате, припоминая, где расположились предметы. Такая тренировка помогает с легкостью вспоминать необходимую информацию. Именно так поступал великий Цицерон, готовясь к выступлениям и прогуливаясь по комнатам своего дома. Ребятишкам будет интересно узнать о том, что метод древний и в то же время современный. Интерес к тренировке можно поддержать, если выполнять это упражнение на первых порах вместе с ребенком.
Задания для детей 5-6 лет на развитие логического мышления
В 5-6 у ребенка развивается творческое мышление. Он придумывает свои игры. Рисует наполненные картинки. Выстраивает сложные конструкции. Подключает логику к своему мышлению в процессе действия. Ребенок пытается соединить предметы и свойства, не поддающиеся логике взрослого. Задает вопросы, изучая назначение различных предметов. Выдвигает свои точки зрения. Начинает замечать несоответствие слов с действительностью. Не запрещайте ребенку участвовать во взрослых процессах.
При помощи упражнений, у ребенка должно получаться:
- Устанавливать взаимосвязь между предметом и явлением
- Разгадывать логические задания
- Устанавливать причинно-следственные связи
- Придумывать нестандартные решения
- Находить общие характеристики предметов
- Объединять предметы по общему признаку
Развитие ребенка
Задания на развитие логического мышления с ребенком 5-6 лет:
- Предметы одного цвета.
Предложите ребенку найти вещи одного цвета в окружающей вас среде. Отсортируйте мозаику или кубики по цветам.
- Признак предметов.
Нарисуйте или разложите в ряд четыре предмета, три из которых будут иметь общий признак. Попросите ребенка найти лишний предмет.
К примеру, три предмета канцтоваров и одна кухонная принадлежность.
- Профессии.
Распечатайте картинки людей различных профессий. Пусть ребенок назовет каждую и расскажет в чем она заключается.
- Составляем рассказ.
Назовите ребенку несколько слов одного действия. Попросите его установить последовательность событий и рассказать о совершенном действии.
К примеру, набор слов — пожар, забор, кошка. Предложение — на заборе сидела кошка и смотрела на пожар.
- Объединяем слова.
Перечислите ребенку несколько слов, объединенных по какому-то признаку. Попросите назвать их одним словом. К примеру, кошка, собака, лошадь, тигр, лев – животные. Хлеб, конфета, капуста, гречка — еда.
Учим кроху мыслить
- Верю — не верю.
Вы рассказывайте о чем-то ребенку в одном предложении. Он должен сказать верит или не верит в эти слова. Если он ошибается, обязательно объясните ему правильный ответ.
К примеру – зимой вода в речке теплая. Ребенок должен сказать правда это или нет и обосновать свое решение.
Путаницы
Упражнение также замечательным образом тренирует навыки чтения.
Анаграммы для детей
Анаграмма — это литературный прием, состоящий в перестановке букв или слогов в слове. Найти в перепутанных буквах знакомое слово очень непросто. Упражнение развивает концентрацию, распределение внимания.
Некоторые варианты работы с анаграммами:
- Можно просто перепутать слоги: например, хачерепа — черепаха, гикало — логика.
- Или же смешать в слове все буквы: например, бучор — обруч, ферик — кефир.
- Но мне больше нравятся анаграммы, в которых из одного слова нужно получить другое слово: например, сосна — насос, коршун — шнурок.
Интересные анаграммы для тренировки:
- атлас –
- автор —
- барыня —
- весна –
- владение —
- волан —
- волос —
- выбор –
- иголка —
- камыш –
- каприз —
- карета —
- клоп —
- колос —
- копуша —
- кукла —
- ладошка —
- лапка —
- ласка —
- лепесток –
- лиса —
- лихость —
- лопата —
- лось —
- маляр —
- масло —
- отбор –
- пион –
- плюшка —
- полет –
- покраснение –
- ракета —
- растение –
- рифма –
- санитар —
- спаниель —
- старик —
- укор –
- умница –
- фарш —
- шакал —
- шпала —
Разновидностью анаграмм являются слоговые примеры:
- булка + иго = голубика
- чин + река = черника
- тур + пешка = петрушка
- каша + корт = картошка
- сад + реки = редиска
Так можно зашифровать любое слово, перепутав в нём буквы. Главное, оно должно быть знакомо детям. Когда задание будет выполняться ребенком достаточно легко, он может сам составлять анаграммы.
Основные принципы развития внимания у ребенка
Внимание играет немаловажную роль в развитии дошкольника. Как развить у ребенка внимательность? Для этого разработано несколько базовых принципов:
Постепенное усложнение поставленных задач
Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой кроха наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем. Обдумывая инструкцию, ребенок пытается перевести ее в самоприказ – проговаривает вслух или про себя запланированные действия.
Удержание инструкции в памяти
Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями.
Формирование самоконтроля
При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).
Игры
Игра — ведущая деятельность для дошкольников. Это значит, что именно в форме занимательного развлечения малыши легче и быстрее осваивают новые навыки. Именно поэтому игры для детей являются оптимальной формой тренировки их способностей
Различные игры на внимание и память представляют собой богатейший материал для тренировки и совершенствования данных познавательных процессов
Дидактические
Пара за парой
Подберите набор парных изображений (15-20 пар). Это может быть готовый наглядный материал или ваши собственные рисунки на картоне, сделанные месте с детьми. Все карточки нужно положить изображением вниз и хорошо перемешать. Каждый игрок может открыть за один ход только две карточки. Если рисунки на них совпадут, то пара остается у участника. Если нет — картинки возвращаются на стол
Важно возвращать карточки на то место, с которого они были подняты
В этой игре на внимание выигрывает тот, кто соберет больше всего пар
Эмоции и истории
Подготовьте картинки с изображением эмоций. Например, это может быть: радость, грусть, злость, страх. Разложите рисунки пред ребенком. Если играет несколько детей, то комплект изображений должен быть у каждого. Начните читать какую-нибудь сказку или историю. Дети должны поднимать ту карточку, которая иллюстрирует переживания героя. Побеждает тот, кто правильно использует все картинки.
Узор по образцу
Вариантов этой игры для развитие памяти и внимания очень много. Суть в том, что детям предлагается образец, а они должны повторить узор. Можно использовать мозаику, конструктор, пластилин и природные материалы, пуговицы, палочки. Взрослый должен разложить предметы на своем листе бумаги, а ребенок — повторить орнамент на своем. Побеждает тот, кто сможет выполнить задание без ошибки. Такие игры на развитие памяти и внимания одновременно очень полезно включать в программу подготовки старших дошкольников к будущему обучению.
Диктант
Раздайте всем играющим по листку бумаги. Начните описывать какой-то рисунок (лучше, если он сделан вами заранее). Пусть дети рисуют, слушая ваше описание, без опоры на изображение. Если предложить дошкольникам листок в клеточку, то можно будет использовать в качестве эталона не сюжетный рисунок, а узор. Выполнять такое упражнение нужно, «проходя» по одной клеточке в нужном направлении. Если дети смогут выполнить все шаги правильно, то у них получится определенный рисунок (в свободной форме или в виде определенного узора). Такие игры на концентрацию внимания помогают детям лучше ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при освоении письма.
Сказки
Прочитайте ребенку две одинаковые истории или сказки, очень похожие одна на другую. Отличаться они должны лишь небольшими деталями. Нужно прослушать первый сюжет, а потом найти все отличия от него во второй истории. За каждый правильный ответ ребенок получает жетон. Побеждает тот, кто соберет их больше всех. Эту игру на развитие внимания для детей можно проводить как с авторскими сказками, так и с самостоятельно придуманными историями.
Сложи слово
Предложите детям составить слово из тех букв, которые разложены перед ними. Конечно, нужно использовать не слишком длинные варианты. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее других, совсем без ошибок.
Подвижные
Разнообразные подвижные игры на внимание тоже приносят большую пользу детям 6-7 лет, тренируя не только ловкость, но и интеллектуальные способности. Вот несколько примеров
Колечко на веревочке
Все участники этой игры для дошкольников должны встать в круг. Внутри круга располагается еще один круг из веревки, на которую надето кольцо. Дети держат веревку в руках и передают кольцо друг другу, свободно передвигая его руками. Ведущий должен остановить движение кольца, указав на того, кто в данный момент держит его в руке. Если ведущий смог справиться с этой задачей, то он меняется местами с тем игроком, у кого он смог обнаружить кольцо.
Художник
Все участники этой игры на развитие памяти и внимания разбиваются на пары, участники каждого «дуэта» должны встать один за другим. Те, кто стоят первыми, закрывают глаза. Взрослый показывает второй части играющих какое-то изображение. Это могут быть простые рисунки, буквы, числа, какие-то символы. Затем те дети, которые видели изображение, должны «нарисовать» его на спине тех, кто стоит перед ним. После «картины» должны повторить свой узор на бумаге. Если рисунок передан верно, то дети в паре меняются местами.
Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников
Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Они требуют сосредоточения, концентрации внимания, а также содействуют формированию знаний и умений, необходимых для поступления в школу. Ознакомьтесь, что ребенок должен знать к 1 классу.
В играх активно задействуется память и словесно логическое мышление. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.
- Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
- Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
- Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
- Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
- Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
- Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
- Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
- Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.
Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.
Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.
При подборе упражнений на развитие внимания у дошкольников придерживайтесь принципов продвижения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.
Задания для детей 5-6 лет: развиваем социальные навыки
Для того, чтобы ребенок уверенно контактировал со сверстниками и не терялся в незнакомой обстановке, уже в 5-6 лет он должен обладать следующими социальными знаниями и навыками:
- Знать свое имя, пол, состав семьи, профессии родителей.
- Знать свой адрес, контактный телефон.
- Различать дни недели, месяца, времена года, часы суток.
- Выбирать правильный способ общения, знать правила поведения в общественных местах.
- Проявлять активность и любознательность в процессе обучения.
- Знать различные виды спорта и популярные профессии.
- Уметь взаимодействовать с другими детьми, делиться игрушками.
- Следить за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры.
- Знать культуру своего народа, традиции и праздники.
Готовимся к школе
Задания на развитие социальных навыков с ребенка 5-6 лет:
Предложите ребенку вместе заполнить анкету личных данных.
Попросите рассказать о городе в котором он живет
О традициях и культуре нашего народа.
Учите проявлять сочувствие и внимание, оказывать помощь и заботу. В качестве помощника для проявления этих качеств может выступить домашнее животное или растение.
Играйте в ролевые игры, корректируя в процессе поведение ребенка
Играйте в игры с правилами.
Изучайте правила дорожного движения, правила поведения, правила этикета.
Научите ребенка разрешать разногласия и договариваться.
Как тренировать зрительную память дошколят?
После проведенного обследования родителям будет несложно оценить уровень зрительного восприятия у дошколенка и подобрать развивающие игры или упражнения для домашних занятий. Главное, они должны помнить об особенностях проведения упражнений для развития ребенка:
- Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно.
- Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами.
- Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком.
- Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.
Проводите досуг с пользой для ребенка
В возрасте 5-6 лет ребенку доступно большое количество развлечений и учебных практик. Головоломки станут отличным способом для развития способностей малыша, в том числе и памяти.
Читаем и пересказываем. Любимые истории есть у каждого ребенка, ведь сказки он слышит с самого детства. В 5-6 лет уже можно заучивать дошкольные стихи и отрывки прозы из сказок.
Начать можно с простого изложения. Читайте сказку выразительно и давайте ребенку возможность пересказать любимую историю. Постепенно усложняете задание, так он сможет заучить отдельные фрагменты текста.
Главная цель – заставить малыша погрузиться в повествование. Он должен представлять нюансы, кто куда пошел, что сделал и прочее. Это задание помогает развивать все виды памяти, в числе которых:
- зрительная;
- слуховая;
- двигательная;
- тактильная.
Игра «Найди отличие» актуальна в дошкольном возрасте, однако в отличие от заданий для 3-х лет, картинка должна становиться сложнее. Мелкие детали и сложные элементы вызывают азарт и помогают увлечь ребенка.
Если же у вас нет таких картинок, то можно прибегнуть к игре «Списки». На двух листах бумаги вы записываете 2 списка покупок, имена любимых персонажей или названия животных. При этом списки частично дублируют друг друга. Дайте малышу первый список для изучения, а после отдайте второй. Его задача найти различия в этих перечнях.
Экспериментируйте с темой списков и обыгрывайте сценки, когда это может потребоваться. Так вы сможете увлечь ребенка и даже отыграть жизненные ситуации, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Игра «Повторюшка» строится на том же принципе, что и пересказ текста
Однако здесь важно уделить внимание деталям, придумайте персонаж и опишите его ребенку. Разбавьте рассказ приключениями, неожиданными знакомствами и полезными делами
- Задача малыша не просто пересказать историю, но и отметить детали. Делайте упор на цвета и характеристики. Если герой встретил добрую бабушку, то пусть на ней будет зеленое платье.
- Не пытайтесь с первого раза вместить множество деталей. Делайте это постепенно, поощряя ребенка за прогресс.
Эта игра поможет в тренировке слуховой памяти, но если переложить ее на бумагу, то в процесс обучения вступает зрительная.
- нарисуйте, например, домик. Пусть это будет одноэтажное строение с окном, крыльцом и садом. Добавьте на окно занавески, а в саду нарисуйте несколько спелых яблок.
- дайте ребенку изучить ваш рисунок, не торопите его.
- после спрячьте образец и попросите повторить рисунок по памяти.
Совершенно неважно, сможет ли малыш повторить вашу задумку, главная цель – воспроизвести максимум увиденных деталей. Со временем задачу можно усложнять, использовать готовые картинки или придумывать собственные
Игра «Что изменилось» уже должна быть знакома ребенку, однако теперь его показатели памяти должны стать лучше
Акцентируйте внимание на мелочах и подходите к вопросу творчески
- Вы можете выложить до 15 предметов на стол перед ребенком. Постарайтесь найти несколько объектов похожих друг на друга, но отличающихся цветом или мелкими деталями.
- Позвольте запомнить расположение, а после измените первоначальную последовательность. Можно и вовсе спрятать 1 объект.
Для разнообразия игра может строиться на изменении вашего облика или манипуляций с игрушкой. Спрячьте какие-то детали, переоденьте часы на другую руку и попросите назвать все найденные отличия. Главное не давить на ребенка и помогать ему в процессе игры наводящими вопросами. Вы можете выступать как в роли ведущего, так и участника, давая ему ведущую роль.
Отличным тренажером для памяти станет изучение иностранного языка. Это может быть как привычный всем английский, так и любой другой язык. Изучать его самостоятельно не самое простое занятие, однако сегодня существует масса способов облегчить эту задачу.
В возрасте 5-6 лет занятия становятся более систематическими и требуют определенных усилий от ребенка, однако превращать это в рутину не стоит. Сместив фокус на игровой деятельности, вы поможете малышу расслабиться и добиться поставленных результатов.
Опытный логопед поможет оценить сильные стороны в развитии и подберет оптимальные занятия для повышения необходимых умений. Консультируясь со специалистом, вы сможете подготовить своего ребенка к полноценной и счастливой жизни.
Как улучшить внимание у детей
Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества
Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок
У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.
Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели
Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении
Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.