Каких животных выбрать
Кого же можно поселить в зооуголке?
Рыбки
Полезно выбирать рыбок разных пород, чтобы дети могли сравнивать их, находить отличия. Самыми неприхотливыми породами считаются гуппи, меченосцы, барбусы, кардиналы, данио, сомики, золотые рыбки. Аквариум лучше поставить в прохладное, темное место подальше от окна.
Некоторые виды рыб нельзя содержать в одном аквариуме. Например, стайные рыбки барбусы плохо уживаются с более мелкими породами (они их попросту съедают или обкусывают плавники), а также конфликтуют с золотыми рыбками. Лучшими соседями для них будут меченосцы, данио, рыбы-попугаи.
Кроме того, необходимо учитывать чистоту, жесткость и кислотность воды. Гуппи не выносят грязи в аквариуме, поэтому плохо уживаются с золотыми рыбками. Обо всем этом стоит заранее узнать у консультанта в зоомагазине и почитать в специальной литературе.
Рептилии
Интересный экспонат — хамелеон. Наблюдая за ним, дети узнают о таком явлении, как мимикрия. В зооуголке приживутся сухопутные и водоплавающие черепахи.
Водоплавающим видам необходим аквариум с камнями. Причем часть камней должна располагаться над водой, чтобы черепашки могли выползать на сушу и греться под лампой.
Грызуны
В зооуголке дошкольного учреждения разрешается держать кроликов, морских свинок, мышей, крыс, хомяков. Мария Скрипник рассказывает, что каждый вид имеет свои особенности содержания:
Если грызуны живут в клетках, то их надо ставить на небольшом расстоянии, чтобы обитатели соседних клеток не могли поранить друг друга. Если животные содержатся в аквариумах, такой необходимости нет.
Живой уголок в МБУ ДО «ЦД (Ю)ТТ» г. Салавата
Птицы
Обычно в зооуголке живут волнистые попугайчики, канарейки, розеллы, кореллы, зеленушки. Они неприхотливы в уходе, имеют яркую окраску и нравятся детям. К тому же некоторые виды размножаются в неволе, а значит, малыши смогут наблюдать за появлением и ростом птенцов. Есть виды попугаев, у которых сильно проявляется половой диморфизм — отличие внешнего вида самцов от самок. Это тоже тема для занятия.
Растения
Растения удобно разделить по климатическим зонам. Например, тропическую зону представить фикусом, хамедореей. Пустыню — алоэ и другими суккулентами, субтропики — азалией и геранью.
Во время занятий в зооуголке ребенок включается в различные виды деятельности: игру, труд, наблюдение, обсуждение. Это способствует комплексному, разностороннему развитию. Живой уголок даст дошкольникам обширные знания о природе, привьет любовь к окружающему миру. Знакомясь с живой природой, ребенок будет развиваться нравственно, духовно и эстетически.
Архивы
- Сентябрь 2022 (1)
- Ноябрь 2020 (2)
- Октябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Апрель 2020 (3)
- Март 2020 (2)
- Январь 2020 (2)
- Сентябрь 2019 (1)
- Апрель 2019 (1)
- Февраль 2019 (1)
- Январь 2019 (1)
- Сентябрь 2018 (10)
- Август 2018 (1)
- Июль 2018 (1)
- Апрель 2018 (1)
- Март 2018 (28)
- Февраль 2018 (7)
- Январь 2018 (14)
- Декабрь 2017 (6)
- Август 2017 (3)
- Июль 2017 (1)
- Июнь 2017 (1)
- Май 2017 (1)
- Январь 2017 (21)
- Декабрь 2016 (16)
- Ноябрь 2016 (20)
- Октябрь 2016 (1)
- Сентябрь 2016 (14)
- Июль 2016 (20)
- Июнь 2016 (30)
- Май 2016 (6)
- Апрель 2016 (13)
- Январь 2016 (12)
- Декабрь 2015 (11)
- Ноябрь 2015 (8)
- Октябрь 2015 (4)
- Сентябрь 2015 (8)
- Август 2015 (1)
- Июль 2015 (4)
- Июнь 2015 (7)
- Май 2015 (21)
- Апрель 2015 (2)
- Март 2015 (4)
- Февраль 2015 (3)
- Январь 2015 (24)
- Декабрь 2014 (31)
- Ноябрь 2014 (30)
- Октябрь 2014 (31)
- Сентябрь 2014 (30)
- Август 2014 (31)
- Июль 2014 (31)
- Июнь 2014 (30)
- Май 2014 (31)
- Апрель 2014 (30)
- Март 2014 (31)
- Февраль 2014 (28)
- Январь 2014 (31)
- Декабрь 2013 (31)
- Ноябрь 2013 (30)
- Октябрь 2013 (31)
- Сентябрь 2013 (30)
- Август 2013 (31)
- Июль 2013 (31)
- Июнь 2013 (30)
- Май 2013 (31)
- Апрель 2013 (30)
- Март 2013 (32)
- Февраль 2013 (28)
- Январь 2013 (31)
- Декабрь 2012 (33)
- Ноябрь 2012 (30)
- Октябрь 2012 (31)
- Сентябрь 2012 (35)
- Август 2012 (31)
- Июль 2012 (58)
- Июнь 2012 (30)
- Май 2012 (33)
- Апрель 2012 (34)
- Март 2012 (59)
- Февраль 2012 (30)
- Январь 2012 (32)
- Декабрь 2011 (17)
Слайд 11Уголок природы в средней группе Комнатные растения должны иметь
разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приёмами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки (или опрыскивают из пульверизаторов) растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушённые листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов.
Рекомендации и требования по подбору материала
Требования при организации природного пространства:
- яркое и красочное оформление;
- безопасная мебель и оборудование;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
- инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
- природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
- украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.
Требования к отбору обитателей:
Посадка растений весной
только типичные представители конкретного региона; для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения; необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников; каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями; возможно размещение только безопасных растений. Необходимо проводить занятия по временам года:. Необходимо проводить занятия по временам года:
Необходимо проводить занятия по временам года:
- весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
- лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
- зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
- осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.
Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.
Растения уголка природы средней группы:
Формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей: разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д. Дети чётче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. В связи с усложнением программных задач в средней группе уголок природы пополняется растениями, имеющими листья различной формы и величины. Новые приёмы поддержания растений в чистоте: обливание из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание влажной кисточкой или щёткой листьев, имеющих зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. В средней группе к растениям младшей группы помещают алоэ или агаву (растения с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений по 2-3 экземпляра каждого вида, например: герань душистая и герань зональная, различные бегонии и т.д.Вся работа в уголке природы проводится совместно с воспитателем, детям даются трудовые поручения.
Оформление уголка живой природы по ФГОС
ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.
В младшей группе
Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности. Уголок младшей группы может включать следующее:
Уголок младшей группы может включать следующее:
- растения с четко видимыми частями;
- ярко и долгоцветущие растения;
- растения с пестрыми листьями.
Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.
Уголок в младшей группе
В средней
Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
- полив растений;
- опрыскивание из пульверизатора;
- отирание крупных листов влажной тряпкой;
- рыхление земли.
Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.
В старшей
С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:
- растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
- луковицы и клубни;
- более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).
Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям
В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.
В подготовительной
Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:
- о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
- о способах размножения растений;
- о вариантах ухода за обитателями.
Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).
Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.
Материалы неживой природы
Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.
Элементы развивающей природной среды в ДОУ
Дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, уровнем экологизации развивающей природной среды (РПС), направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации развивающей природной среды. Любая РПС состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль. Перечислим функциональные роли различных элементов развивающей природной среды и приведем способы их использования для проведения разнообразных занятий.
Элементы РПС | Функциональная роль | Формы и методы работы |
Экологическая комната (класс) | Обучающая; релаксационная | Экологические занятия и игры, самостоятельные игры в уголке природы, просмотр слайдов, видеофильмов о природе |
Лаборатория в ДОУ | Обучающая; познавательная деятельность; умственное развитие | Проведение исследовательской работы |
Уголок природы | Релаксационная; познавательная; развитие эмоциональной сферы; приобретение навыков ухода за животными и растениями, воспитание бережного отношения к ним | Наблюдения, уход за растениями, животными |
Зимний сад | Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живой природой | Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения |
Библиотека | Познавательная, воспитание интереса к художественной, научно-популярной литературе | Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждение прочитанного, конкурсы |
Экологическая тропа | Познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной, сенсорной сфер, знакомство с правильным обращением с природой | Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность (уход за растениями и т.п.), исследовательская работа |
Огород, сад | Воспитание трудовых навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности; оздоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения | Уход за растениями, наблюдения; выращивание экологически безопасного урожая, знакомство с правилами экологической безопасности |
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) | Эстетическая, познавательная, игровая функции, развитие эмоциональной сферы | Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов (альпинарий), элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр, фольклорных праздников |
Музей, картинная галерея | Краеведческая, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая | Экскурсии в местные музеи, галереи, создание собственных музеев |
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия | Эколого-эстетическая, эмоциональная | Комплексные эколого-эстетические занятия, изготовление костюмов для праздников, игр, создание иллюстраций к художественным произведениям и собственным сказкам |
Театральная студия (экологический театр) | Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках | Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли |
Музыкальный зал | Эколого-эстетическая | Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий |
Физкультурный зал | Оздоровительная; игровая; развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие | Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в объекты живой и неживой природы |
Бассейн | Оздоровительная, игровая, познавательная | Занятия (например, по блоку «Вода») |
Коридоры, холлы | Познавательная, развивающая, эстетическая | Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов |
Дополнительные помещения (аквацентр, комната космоса, планетарий, туристско-краеведческая комната и т.п.) | Познавательная, эстетическая, обучающая | Проведение занятий, знакомство с отдельными компонентами, явлениями природы |
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) | Развитие умственных способностей, навыков работы на компьютерах | Компьютерные игры экологического содержания, тестирование, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач |
Кабинет труда (ручного, художественного) | Воспитание трудолюбия, навыков рационального природопользования; развитие фантазии | Изготовление поделок из природного и бросового материала, а также оборудования для занятий, конструирование, создание моделей |
Слайд 14Уголок природы в подготовительной группе Основная задача
ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний
: -зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света ), -зависимости внешнего строения -способах вегетативного размножения растений.
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,
Вегетативное размножение весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии ); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера ); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус) размножение клубнями (глоксиния) живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм В подготовительной группе в уголке природы размещают 10-14 видов растений
Растения уголка природы младших групп:
Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2 –3 комнатных растения, их части (стебель, лист, цветок).Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым, обтирают влажной тряпочкой крупные «кожистые» листья растений.В уголке природы помещают растения с ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть: герань обыкновенная, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан, аукума, колеус, аралия, фикус, лимон. Из названных видов растений воспитатель на год выбирает 3 –4 экземпляра. При этом надо иметь в уголке 2 экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.
Слайд 12Уголок природы в средней группе Комнатные растения должны
иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают
новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов
Значение экологического пространства в ДОУ и принципы его построения
Экологическое пространство может быть организовано двумя основными формами:
- Создание уголков природы внутри помещений дошкольного образовательного заведения. В этом случае, можно создать уголки природы различной тематике в учебных комнатах, комнатах отдыха ребенка, в столовой, в отдельном помещении.
- Использование территории дошкольного образовательного учреждения для создания экологического пространства. Это актуально в том случае, если ДОУ располагает хорошим участком, который можно озеленить, то-то посадить на нем.
Экологическое пространство дошкольного образовательного заведения создается таким образом, чтобы дети могли общаться с природой, учиться взаимодействовать с ней и ее объектами, развивать представления об устройстве окружающего мира и законах его функционирования.
Экологическое пространство ДОУ имеет важное значение. Оно позволяет:
- Развивать познавательную деятельность ребенка;
- Активизировать любознательность детей;
- Способствует эколого-эстетическому развитию подрастающего поколения;
- Оздоравливать детей;
- Сформировать нравственные принципы поведения и ориентиры жизнедеятельности;
- Усвоить навыки грамотного экологического поведения и общения с природными объектами;
- Экологизировать разнообразные виды деятельности дошкольников.
Создание экологического пространства в ДОУ основывается на следующих принципах:
- Принцип соблюдения дистанции. Он означает, что объекты природы необходимо располагать на некотором удалении друг от друга, сохраняя при этом их взаимодействие.
- Принцип активности, самостоятельности и творчества. Создание экологического пространство должно развивать творческую активность учащихся, активизировать их познавательную заинтересованность и развивать навыки самостоятельной деятельности.
- Принцип устойчивости экологического пространства. Необходимо построить пространство таким образом, чтобы оно имело возможность стабильно развиваться с сохранением, присущей ей динамики развития.
- Принцип открытости-закрытости. Он означает, что природную зону, объекты природы необходимо располагать таким образом, чтобы они обеспечивали единение человека и природы.
- Принцип комплексности и гибкости. Он означает, что экологическое пространство должно включать в свой состав комплекс природных объектов, которые будут располагаться в определенной зоне, и она будет гибкой, на случай необходимости смены места расположения природного объекта, появления нового объекта, требующего дополнительного пространства и т.д.
- Принцип положительного воздействия экологического пространство. Оно должно вызывать у детей положительные эмоции, способствовать их эмоциональной разрядке, а также создать условия эмоционально благоприятные для каждого ребенка и воспитателя.
- Принцип индивидуальности. Создание среды должно производиться на основании возрастных и половых различий детей, их интересов и потребностей.
- Принцип сочетания. Он предполагает использование в экологическом пространстве классических и нестандартных объектов и методов их эстетического построения.
Модель экологического пространства в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ” />Рисунок 1. Модель экологического пространства в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ