Рекомендации
Не бойтесь от нее отказаться. Эксперименты показывают, что это облегчает работу и преподавателю и ученику.
- изучать буквы не в алфавитном порядке, а по частотности их употребления в самых простых словах;
- с буквой связывают самое частотное и простое звучание и название.
Какие еще методы мы можем использовать, если изученные подобным образом буквы ребенок не запоминает?
Можно обратиться к мультисенсорному или, как его именуют в отечественных трудах, полимодальному подходу. То есть воздействие через все возможные пути восприятия.
В классическом подходе учитель обычно параллельно использует каналы зрительного и слухового восприятия с применением моторики и артикуляции – буква может прописываться и проговариваться.
Но и этого может быть недостаточно. Ведь проблема зачастую в том, что новая информация не автоматизируется.
А простое, даже сотни раз повторенное, зазубривание одним и тем же способом либо не приводит к хорошему устойчивому результату, либо вырабатывает негативный паттерн, который потом сослужит плохую службу.
- стоит выбирать корректные способы заучивания. Переучивать всегда сложнее, чем учить заново.
- А случается, к сожалению, что ученика переучили, и, в условиях положительной психоэмоциональной поддержки, употребляет, а в стрессовой ситуации устойчивый первично сформированный образец возвращается.
Это очень важно! Потому что когнитивное воздействие даст результат только на положительно заряженном стимуле. Может заработать и на отрицательно заряженном. Но что это будут за знания?
Но что это будут за знания?
Алфавит.
Однако наличие готовых букв не должно вас мнимо успокаивать. Стоит использовать другие варианты, которые ребенок будет делать сам.
*Готовые (купленные или изготовленные самостоятельно) буквы алфавита должны быть разными на ощупь. Строчные, заглавные, печатные и прописные могут быть и мягкими, и твердыми, и из пластика, и из дерева.
*Ребенок их может потрогать, обвести пальцем. Например, буквы из наждачной бумаги с очень большой фракцией (то есть мелкоабразивная наждачка) предложила еще Мария Монтессори. Ее алфавит был наклеен на плотную основу. Укрупнен, о чем и нам не стоит забывать.
*Следующий вариант – объемные буквы, которые можно взять в руки. Пощупать со всех сторон, «понять» их расположение в пространстве, закрыв впоследствии глаза.
Конструируем.
Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку:
Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).
С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».
Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:
Также, для того чтобы строить буквы, можно использовать музыкальный букварь Железновых, о котором уже писалось в п.3 этой статьи.
Например стихи и песенку, которая описана в п.3 для “А”
можно использовать и для конструирования этой буквы из палочек (Палочки две наклоните, наверху соедините, перекладина одна –
как палатка буква А!
)
Методики, помогающие обучению
Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.
Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.
Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить
Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом
Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.
Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.
Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.
Напечатать
Рекомендации по знакомству с алфавитом
Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий – учим буквы, играя.
- Знакомство с алфавитом – достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
- Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не “бэ”, м, р, с, но не “эм, эр, эс”). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а – а- а.
- Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а – арбуз, о – осень, у – улитка и т. д.
- Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
- Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.
Всегда хвалите ребенка за успехи
Хвалить и поощрять ребенка нужно не только за успехи, но и за проявленный интерес к обучению. Категорически не нужно наказывать за неправильно или криво написанные буквы. Если не получается запомнить букву или слово, попробуйте сделать перерыв в обучении, а затем в новой и необычной форме повторите урок.
Ребенок не должен чувствовать себя виноватым за то, что неспособен запомнить буквы так быстро как хотелось бы родителям. Дети очень чувствительны к несправедливости по отношению к себе и очень верят в добрую, всепрощающую, всепонимающую маму. А такая мама всегда найдет свой особенный подход к своему уникальному ребенку.
Хвалите ребенка, когда учите с ним буквы, за каждый его успех
Урок № 1
Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э
— крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е
— синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё
.
А | Я |
О | Ё |
На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.
Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.
Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).
Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А
вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: “Это — А
“. Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: “Это — Я
“; потом — “Это — О
“; а потом — “Это — Ё
“. Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры
Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А
и О
большинство детей уже знает
Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я
и Ё
быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:
“Это — А
“
“Это — Я
“
“Это — О
“
“Это — Ё
“
Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.
Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.
Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд
Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова “Это…” нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы
Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить “это А
” или “буква А
“. Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.
Книжные “заначки”
“Окруженные книгами с самых ранних лет, дети быстро на них подсядут”, — говорит Алиса Стерлиг Хониг, эксперт по развитию ребенка в Сиракузском Университете в Нью-Йорке. Следите за тем, чтобы в доме появлялись новые книги, раскладывайте их на видных местах, можете даже сделать привязку к месяцу или времени года, это простимулирует ребенка хотя бы просмотреть картинки, а там, кто знает — может, и прочесть захочет. Оставляйте книги повсюду – даже на полу автомобиля! Поверьте, дети их заметят и заинтересуются. “Не держите книги на полках, пусть дети прикасаются к ним, а совсем малышам я бы даже посоветовала давать в ванну непромокаемые книги” — добавляет доктор Хоинг.
Практические задания на изучение букв от childdevelop
Чем быстрее ребенок выучит буквы, тем быстрее он научиться читать. На нашем сайте размещены практические задания на изучение букв. Практические задания изучаем буквы способствуют лучшему усвоению материала ребенком, при этом, задания не покажутся ему скучными, и он с радостью будет выполнять их вместе с родителями. Буквы для малышей – это нечто новое, своеобразная ступень в развитии, поэтому мы собрали только те упражнения, которые позволяют совмещать процесс обучения с игрой. Таким образом, ребенок усвоит, что ничего страшного в том, чтобы учить буквы в игровой форме нет, и с интересом будет ждать следующего урока.
Если Вы считаете, что такие занятия можно проводить и самостоятельно, не прибегая к специальной помощи педагогов, но не знаете как выучить буквы с ребенком – скачайте наши обучающие практические задания и выберете из них наиболее привлекательные для Вас. Раздел ” учим буквы играя” можно применять по отдельности, или совмещать уроки. Вы можете заниматься по одной методике, затем подключить другую, что только поспособствует лучшему запоминанию материала малышом.
Главное – помнить, какое бы направление в изучении новой для малыша темы вы не выбрали, главное – это систематический подход к обучающему процессу. Он не только дисциплинирует ребенка и приучит к тому, что есть время для занятий, но и не даст ему забыть в скором времени пройденную букву или урок. Перед тем, как учить детские буквы, выберете определенные часы для занятий – всего несколько минут в день и придерживайтесь режима. Ежедневные практические задания на изучение букв уже очень скоро принесут результаты. Занимаясь с ребенком с детства можно хорошо развить память, логическое мышление и воображение.
Подвижная игра «Беги к букве»
Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в “догонялки”, а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.
Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые “украшали” вместе с ребенком).
А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».
А теперь к букве «А»!
Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память. Если ребенок отказывается бегать по вашей команде – можно взять его за руку и побегать вместе с ним
Если ребенок отказывается бегать по вашей команде – можно взять его за руку и побегать вместе с ним.
Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (). Это игра – “Закрой букву ладошкой”:
Игра “Накорми монстрика”:
17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»
Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!
Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?
Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!
Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).
Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:
Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».
Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).
А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!
Как легко выучить с ребенком буквы?
Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:
- Изучайте буквы, играя. Подробнее о том, как это делать, читайте в следующем разделе
- Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» — «эм», на букву «п» — «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ»
- Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым
- После изучения букв, достаточных для составления простого слова — начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро быучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лети
- Всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи
- Ассоциации. Помогут выучить буквы даже самым маленьким. Подробнее читайте в разделе ниже «Ассоциации букв»
- Рисуйте, лепите, разукрашивайте, пишите, обводите буквы, выкладывайте их форму любыми подручными материалами. Все это будет интересно малышу и он сам того не замечая запомнит буквы
- Порядок изучения: учим через ассоциации, разукрашивания, аппликации, а запоминаем в играх и пассивным способом развешивания букв
- Быстрее будет идти изучение, если ребенок будет видеть, слышать и трогать букву
Когда начинать?
Универсального ответа на вопрос не существует. Чтобы его найти, нужно отталкиваться от нескольких исходных данных. Причем как от самого ребенка, так и от родителей.
Во-первых, все дети разные. У всех разные способности, разные интересы и разные потребности. Исключая, конечно же, базовые. Один ребенок может до самой школы не интересоваться книжками как таковыми. А потом получать нагоняй от родителей и учителей за низкую успеваемость несмотря на все их старания.
А другой и безо всяких методик, обладая неуемной любознательностью и способностями, тихонько научится читать в уголке. И откроется это совершенно случайно
И неважно, три года было ребенку, или семь
Во-вторых, родители тоже разные. Одни просто и естественно вовлекают своих чад в мир собственных интересов. Не потому что озабочены вопросами раннего развития. А потому что им кажется естественным приобщить малыша к своей жизни.
Другие руководствуются собственными соображениями. Таким родителям непременно необходимо, чтобы дети изучали по несколько языков, занимались математикой и ходили во все кружки в районе.
То есть получается, что понятия «рано» и «поздно» оказываются очень растяжимыми. Не ищите универсальной нормы, смотрите на собственного ребенка. Уж вы то точно поймете, когда вам будет рано а когда уже – пора.
То есть, даже если у кого-то ребенок может бойко читать по слогам, это не значит, что пора и вашему. И наоборот. Ребенок может быть в ваших глазах еще совсем малышом.
Если вам все-таки нужен универсальный совет, то он такой: дайте малышу немного подрасти и выйти из младенческого возраста.
Ориентируйтесь на возраст 3-4 года, а там смотрите по обстоятельствам.
А теперь давайте перейдем к процессу.
Творчество в изучении алфавита
Превратите изучение алфавита в интересный, творческий, веселый процесс.
Пишите с детьми буквы и проговаривайте их вслух. Писать можно карандашами, ручками, восковыми мелками, кисточкой с гуашью, пальчиковыми красками, мелками на асфальте или на специальной доске, водить палочкой по песку, земле, снегу, выводить буквы в мелкой крупе (хорошо подходит манка, пшено, рис, греча), рисовать фломастером на магнитной доске и т. д.
Если у ребенка еще совсем не получается писать буквы, возьмите его руку и вместе обводите буквы пальцем по контуру или рисуйте с помощью штампов и трафаретов.
Выкладывайте буквы из различных предметов: для этого подойдут предметы разной величины: кубики, блоки от конструктора Lego, прищепки, камни, деревянные палочки, магниты, пуговицы, мозаика, макаронные изделия, фасоль, крупы и др.
Делайте аппликации. Приклейте заготовку буквы на картон или бумагу формата A4, украсьте нитками, бусинами, пайетками, кусочками цветной бумаги или пластилина, и вот уже ваша аппликация готова. Делая подобную аппликацию изо дня в день, в течение месяца вы смастерите своими руками алфавит. Готовая азбука может висеть на видном месте в квартире, время от времени ее можно раскладывать на пол и просить ребенка прыгать по буквам, словно по буквенным островкам.
Буква К из пластилина
Лепите буквы из пластилина или теста для лепки. Слепив не одну, а несколько фигурок, можно поиграть в игру «ожившие буквы». Соединив между собой, родители должны сказать, что буквы подружились, стали неразлучны, везде теперь ходят за руку и читаются как слог. Например, М, подружившись с А, стала читаться как МА. Такая игра позволит не только быстро выучить азбуку, но и подготовит ребенка к обучению чтению.
Заведите альбом, куда будете вклеивать изображения разных предметов и букв, с которых они начинаются. В этот же альбом можно вклеивать слова на определенную тематику. Для удобства используйте большие буквы из заголовков статей в журналах.
Но если вам и этого мало, то смотрите обучающие фильмы – в интернете есть множество познавательных и обучающих фильмов, где герои обучают детей алфавиту (к примеру, «Лунтик учит буквы»).
Слушайте и запоминайте песенки, читайте стихи и загадки, используйте книги с наклейками, приложения на телефоне, показывайте пантомимой алфавит, готовьте еду в виде букв, прыгайте над пропастью по воображаемым «островкам», собирая буквы.
Фантазируйте и придумывайте свои собственные методы обучения!
Нередко можно услышать, что ребенок не хочет учить алфавит. Что в таком случае делать родителям? Самое главное – не настаивать и уважать его желания.
Попробуйте менять изо дня в день методы обучения алфавита, предлагайте новые формы – рисуйте, лепите, читайте, пойте, изображайте, слушайте и самое главное – больше хвалите, ведь похвала стимулирует интерес, влияет на внутреннюю мотивацию и делает ребенка более счастливым и уверенным в себе!
Проблемы при неправильном обучении чтению
Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.
Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.
Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.
Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.
Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух
Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове. А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания
Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции
А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.
Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».
Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.
Изучаем алфавит в 5 лет
В возрасте 5 лет ребенок уже осознано проявляет интерес к чтению. Он понимает, что из букв можно составлять слова, а из слов – предложения. Пятилетний малыш может самостоятельно без подсказок родителей с помощью подручных предметов составлять буквы, лепить их из пластилина.
Электронный букварь в этом возрасте окажется очень полезным – он заинтересует и увлечет ребенка
В данном случае очень важно правильно подобрать такой букварь. Буквы должны произноситься как звуки, обозначающие их (не «эр», а «р» или не «эн», а «н»)
Для четырех- и пятилетних деток есть специальная рабочая тетрадь «Изучаем буквы», по которой они вместе с родителями или самостоятельно могут заниматься.
В этом возрасте главное, чтобы ребенок правильно и связно говорил. Для этого родители должны просить ребенка рассказывать что-нибудь, например, чем он занимался сегодня, пусть перескажет свою любимую сказку и так далее.
Изучаем алфавит в 4 года
Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.
Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.
Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.
Творческие идеи как научить ребенка буквам
Пишем буквы (неординарным способом) чтобы привлечь внимание малыша: палочкой на песке или снегу, мелом или водным пистолетом на асфальте, пальцем на крупе… Лепим буквы: из пластилина, из глины, теста ..
Раскрашиваем буквы вместе с ребенком, через заранее приготовленный трафарет. Можно даже пальчиком… Буквенная аппликация из макарон, ракушек, камушков… Вырезаем вместе известные малышу крупные буквы из старых журналов. Увлекательные вырезалки с составлением простых слов. Нажимаем на компьютере. Открываем текстовый редактор”World”. Устанавливаем крупный красный шрифт и играем в нажималки.
Подробнее о том как научить ребенка буквам в полезном видео:
Правила обучения
- Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
- Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.
- Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
- Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
- Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!
Совместное обучение в игровой форме очень эффективно
- Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
- Конечно, нужен индивидуальный подход.
- Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.
Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.
Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя! Оставить комментарий
§ Игры про азбуку и алфавит: детям постарше
Детям старшего дошкольного возраста можно подобрать более сложные игры про алфавит. Там уже будут и призы, и сюжет по мультфильму/мультсериалу (лесные звери, супергерои, принцессы и злодеи), и веселая музыка. Прибавьте к этому крупные картинки, хорошие, подробные пояснения и короткие задачки, и вы поймете, что вашему ребенку понравится эта часть раздела игр про алфавит.
Вы и ваш ребенок путаетесь во всем многообразии игр про алфавит, слова и предложения? Не стоит усложнять! Начните с обучения ребенка буквам, а также вспомните, каким красочным, ярким и доступным по содержанию был букварь. К сожалению, его может не оказаться под рукой, но это не беда: игры про алфавит с легкостью заменят этот старый добрый учебник. В виртуальной азбуке ваш ребенок найдет животных и предметы по алфавиту, а в некоторых из заданий ему предстоит поставить их все по своим местам!
Изучаем алфавит в 4 года
Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.
Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.
Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.
Раскрашиваем.
Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.
Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:
Раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;
Раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
Использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами
и т.п.).
2. Укрась букву.
Дети с удовольствием будут буквы украшать!
Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь!
Попробуйте украсить букву «А» – арбузиками, букву «Б» – бананами и т.п.