Содержание учебника
Замечание 1
Социальная педагогика в качестве научной области и соответствующая ей учебная дисциплина сравнительно молоды. При этом сегодня данная дисциплина является одной из ведущих в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы.
Развитие социальной педагогики в России началось не с нуля. Истоки социальной педагогики есть в трудах многих российских педагогов, философов, психологов, таких как В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. За рубежом эта наука развивается более ста лет.
Существует множество книг, освещающих различные проблемы социальной педагогики. Ученые-педагоги России высказывают в своих трудах авторское видение социальной педагогики. Не смотря на это, в данной области педагогической науки пока еще четко не определены предмет и объект исследования, дискуссии подвержены ее основные категории.
В книге Галагузовой Минненур Ахметхановны «Социальная педагогика» представлены материалы, которые являются результатом пятнадцатилетней преподавательской и научно-исследовательской деятельности автора в сфере социальной педагогики. Материал учебника сгруппирован в три больших раздела:
- Введение в профессию;
- Научные основы социальной педагогики;
- Основы социально-педагогической деятельности.
В первом разделе описываются культурно-исторические предпосылки возникновения в России социальной педагогики, специфические особенности и области профессиональной работы социального педагога и особенности его профподготовки.
Второй раздел учебника посвящен становлению социальной педагогики в качестве научной отрасли в России и за рубежом. В нем рассматриваются объект и предмет социальной педагогики, научная проблематика, базовые категории и принципы этой науки, особенности социально-педагогических исследований.
Третий раздел книги освещает основы социально-педагогической деятельности. Данная деятельность многоплановая, имеет большое количество направлений и разновидностей. Многие из них очень сложны и специфичны, объемны по содержанию, формам и функциям, что раскрытие их особенностей и даже общих основ в рамках главы учебника практически невозможно. Поэтому в соответствующем разделе учебника рассматриваются только отдельные проблемы, возникающие у детей с делинквентным и девиантным поведением, оставшихся без родителей и других категорий детей, в зависимости от социума, в котором находится ребенок. Выбор направлений социально-педагогической деятельности к рассмотрению определялся, тем, что в иных учебниках по социальной педагогике они практически не рассматриваются, а в практической деятельности многие социальные педагоги сталкиваются с такими проблемами.
В учебнике, в конце глав приводятся также вопросы для самостоятельной работы и дополнительная литература по пройденной теме.
Глава 1. Социально-педагогический аспект социальной работы
Развитие социального направления в педагогике способствовало формированию особой отрасли теории и практики – социальной педагогики. Определение ее сущности, цели, содержания, основных задач и функций позволит полнее определить ее место и роль в социальной работе.
После изучения главы 1 бакалавр должен:
знать:
– социально-педагогический аспект социальной работы;
– назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;
уметь:
– использовать понятийный аппарат социальной педагогики при анализе явлений социальной работы;
владеть:
– понятийным аппаратом социальной педагогики для анализа социальной работы.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
– социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь;
– сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;
– назначение, основные функции и задачи социальной педагогики.
1.1. Социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь
С начала 90-х годов XX в. в России сформировались институты социальной работы и социальной педагогики. Как в мировой практике, так и в России между ними сложилась тесная взаимосвязь. Социально-педагогический аспект в социальной работе обусловлен следующими факторами:
– профессиональная деятельность специалиста в системе «человек – человек»: взаимодействия с клиентом, с группой, умение работать в команде;
– потребность превращения объекта социальной работы (клиента) в субъекта разрешения своих социальных проблем;
– использование социально-педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности.
Практика взаимодействия социального работника (специалиста по социальной работе) и социального педагога в системе социальной защиты населения породила афористическую мудрость: «социальный педагог может не быть социальным работником, но социальный работник не может не быть социальным педагогом».
Основные причины такого парадокса.
Во-первых
, институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В то же время Международная ассоциация социальной педагогики, которая находится в Копенгагене (Дания), рассматривает социальную педагогику как теорию и практику работы с человеком в условиях социума (с наркоманами, алкоголиками, «детьми улицы» и проч.). В России теория социальной работы развивается на основе собственного опыта, а также переработки и адаптации к российским условиям зарубежного опыта.
Во-вторых
, в России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно. На начальном этапе некоторые теоретики (Валентина Георгиевна Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизации самого человека при решении своих социальных проблем. В этом существо педагогики социальной работы – социальной педагогики.
В-третьих,
такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается некоторыми зарубежными специалистами. Он им понятен и тем не менее они смешивают существо социальной работы и социальной педагогики, которые различаются по назначению, объекту и предмету (табл. 1).
Таблица 1. Специфика социальной работы и социальной педагогики
На практике социальный педагог часто решает проблемы социальной работы. В противном случае добиваться действенности социально-педагогической деятельности исключительно трудно. Особенно это характерно в работе с детьми, с семьей, воспитывающей детей. При решении их социальных проблем специалистам и социальной работы, и социальной педагогики приходится полагаться на собственную профессиональную подготовку.
В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет, т. е. реализуют они свои цели своими методами и средствами. Именно поэтому в функциональные обязанности социального педагога иногда включаются и функции социальной работы.
Книги (5)
Общение в процессе воспитания
Учебное пособие посвящено проблемам социализации и воспитания
В нем предлагается педагогический подход к личности, рассматриваются пути реализации личностного подхода в воспитании и особое внимание отведено роли общения в социализации и воспитании, дается характеристика особенностей общения учащихся младшего, подросткового и раннего юношеского возрастов
Воспитание охарактеризовано в книге многопланово: в контексте социализации, как социальный институт, его различные виды — семейное, религиозное, социальное и диссоциальное. Большое место отведено вопросам воспитания старшеклассников.
Учебное пособие предназначено для педагогов, студентов, родителей, а также для всех, кто интересуется проблемами воспитания.
Социализация человека
В пособии проанализирована история становления социализации как области междисциплинарных исследований; охарактеризованы ведущие концепции социализации, разработанные отечественными и зарубежными учеными.
В русле субъект-субъектного подхода к социализации человека в обществе раскрыты сущность и универсальные характеристики процесса социализации; показано влияние различных факторов на социализацию личности; рассмотрен человек как объект, субъект и жертва социализации.
Для студентов высших учебных заведений, специализирующимся в области психологии, социологии, обучающихся по специальности “Социальная педагогика”.
Социальная педагогика
В учебнике воспитание рассматривается в контексте социализации: показывается влияние различных факторов на развитие детей, подростков, юношества; характеризуется государственная, региональная, муниципальная и локальная системы воспитания; раскрываются особенности и содержание семейного, религиозного и коррекционного видов воспитания; представлена методика социального воспитания в образовательных учреждениях.
Социально-педагогические проблемы социализации. Монография
Монография известного российского исследователя-педагога Мудрика Анатолия Викторовича посвящена важной проблеме социализации подрастающих поколений в современных социокультурных условиях России
В русле субъектно-объектного подхода раскрыты сущностные и универсальные характеристики процесса социализации человека в обществе, показано влияние различных факторов на социализацию человека, который охарактеризован как объект, субъект и жертва социализации
Особое внимание уделено постановке и раскрытию социально-педагогической проблемы социализации в ракурсе соотношения традиций и инноваций
Книга предназначена для ученых-исследователей в сферах педагогики, психологии, социологии и других социально-гуманитарных отраслей знаний, для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов социально-педагогических специальностей.
Учитель. Мастерство и вдохновение
Книга расскажет старшеклассникам о сложной и многотрудной профессии учителя, воспитателя, о том, какие она предъявляет требования к человеку, решившему стать учителем, как можно испробовать себя в этой профессии, учась в школе, как целенаправленно готовить себя к работе воспитателя, как познать свои способности, возможности для этой профессиональной деятельности.
Книга содержит многочисленные игровые методики, направленные на самопознание и самовоспитание, которые могут быть полезны и студентам педагогических институтов, молодым педагогам.
Мардахаев Л. В., 2011
Мардахаев Л. В., 2013, с изменениями
Издательство РГСУ, 2013