Ментальная арифметика для значительного улучшения памяти у детей
Плохую память и внимание у детей нужно тренировать. В академии ментальной математики «Смартум» вы узнаете, как с помощью этой методики научить ребенка без проблем и напряжения запоминать большой объем информации, как улучшить успеваемость в школе, повысить концентрацию внимания, развить самостоятельность и многозадачность
Регулярные тренировки с применением уникальной, авторской онлайн-платформы и абакуса позволяют детям от 5 до 16 лет стать более активными, уверенными в себе и способными не только запоминать объемные данные, но и с легкостью анализировать их, выделяя главное.
Нет детей с абсолютно плохой памятью — важно, грамотно найти индивидуальный подход и применять действенные методы развития памяти, успешно зарекомендовавшие себя. Методика ментальной арифметики насчитывает более 2 000 лет и практикуется во всем мире (США, Европа, Япония) — всё потому, что она даёт потрясающие результаты!. Уже на пробном занятии можно увидеть, какой богатый потенциал скрыт в каждом ребенке и чего ваш малыш сможет добиться,
Уже на пробном занятии можно увидеть, какой богатый потенциал скрыт в каждом ребенке и чего ваш малыш сможет добиться,
занимаясь в академии «Смартум». Приходите и убедитесь сами!
Почему у ребёнка плохая память?
Если у ребёнка плохая память, задайте себе вопросы:
- Какие у сына или дочери отношения со сверстниками?
- Насколько легко ребёнок умеет выполнять инструкции?
- Кажется ли вам, что он невнимателен?
- Может ли он отвечать на прямо поставленные вопросы?
- Есть ли проблемы с задачами, где нужно много запоминать, а, следовательно, сохранять и затем обрабатывать информацию?
- Отказывается ли ребёнок выполнять сложные задачи?
Если по результатам ответов вырисовывается печальная картина, стоит уделить особое внимание развитию и улучшению памяти у сына или дочери. Как мы уже выше отметили, необходимо определиться с причиной плохой памяти. Образ жизни, неправильный режим, перегруженность в школе, плохой сон – все эти факторы могут очень сильно влиять на работу памяти
Как мы уже выше отметили, необходимо определиться с причиной плохой памяти. Образ жизни, неправильный режим, перегруженность в школе, плохой сон – все эти факторы могут очень сильно влиять на работу памяти.
Возможные причины нарушений речи
Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи:
дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный
специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат
рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.
Дислалия
Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит
дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга
(минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- короткая уздечка языка;
- толстые губы;
- массивный язык;
- слишком узкий язык;
- высокое «готическое» нёбо;
- низкое и широкое нёбо;
- нарушения прикуса;
- расстояния между зубами;
- редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье,
подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных
семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того
чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с
логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились
первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него
моторная алалия.
Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но
собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение
созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы,
патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не
хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика
Страдает внимание, память,
интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира
См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в
структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом
формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит
неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети
медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.
Диагностировать
сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к
нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой
психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной
алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за
того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это
расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время
внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных
аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая,
звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи
ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются
резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.
В чем искать причины, если повышен гемоглобин в крови у ребенка
Причины повышенного гемоглобина в крови у ребенка могут быть физиологическими и патологическими. К первой категории относятся недостаточный объем питья и, как следствие, обезвоживание, спонтанное повышение температуры тела, нервное перенапряжение, чрезмерное потоотделение. К патологическим причинам относятся:
- Заболевания сердца врожденного характера, формирование «легочного сердца», фиброзные изменения в тканях легких. Эти болезни сопровождаются и повышением уровня эритроцитов.
- Любые заболевания крови, в том числе онкологического характера.
- Непроходимость кишечника.
- Патологические изменения в тканях почек, нарушение их функциональности.
- Обширные ожоги.
- Злокачественные процессы в организме – например, заболевание Вакеза-Ослера.
В подростковом возрасте повышение гемоглобина может быть связано с курением, употреблением наркотических веществ, постоянными стрессами и употреблением стероидов.
Какие продукты повышают, фрукты
Повысить уровень гемоглобина в крови у ребенка могут некоторые продукты – печень и другие субпродукты, говядина и все красное мясо, гречневая каша. Из фруктов особенно выделяются гранаты, яблоки, красная и черная смородина, сухофрукты. К опасным продуктам относятся:
- орехи;
- жирные сорта рыбы и мяса;
- яйца;
- сладости;
- газированные напитки;
- зелень, шпинат;
- ягоды красного цвета;
- морковь и свекла;
- виноград;
- киви и кабачки.
Перечисленные продукты отличаются невысоким содержанием железа, но если ребенок употребляет их в большом количестве, то риск повышения гемоглобина становится реальным.
Препараты, влияющие на уровень
Любые лекарственные препараты, в составе которых присутствует железо, влияют на уровень гемоглобина в крови ребенка – он повышается всегда резко, всплесками. Если малышу назначены врачом витаминно-минеральные комплексы, то нужно обязательно соблюдать дозировку и длительность их приема, чтобы избежать превышение нормальных показателей. Особенно часто наблюдается повышение гемоглобина при употреблении:
- стероидов теми, кто занимается спортом;
- гематогена;
- глюконата железа;
- сульфата железа.
Чем опасны изменения
Изменения уровня гемоглобина в сторону повышения опасны тем, что кровь в сосудах становится слишком густой и медленно циркулирует. А это провоцирует:
- гипоксию – недостаток кислорода в тканях внутренних органов, в том числе и головного мозга;
- инсульты и инфаркты – сосуды сужаются, на их стенках формируются бляшки;
- тромбозы – густая кровь имеет свойство сворачиваться непосредственно во время прохождения суженных мест в сосудах, что заканчивается образованием тромбов.
Как распознать проблему?
Если взрослый занимается с ребенком с самого его рождения, о плохой памяти вряд ли придется беспокоиться. Однако даже в этом случае нет гарантий, что малыш будет обладать идеальным запоминанием. Как же тогда понять, что вашему чаду нужно помочь? Постарайтесь выяснить следующие моменты:
Отвечает ли ребенок на прямые вопросы взрослых?
Выполняет ли он простые задания или отказывается от них, не пытаясь даже запоминать элементарные вещи?
Умеет ли малыш удерживать внимание на конкретной деятельности, или он вам кажется рассеянным, невнимательным?
Насколько легко ему следовать точным инструкциям, которые предоставляет взрослый?
Проблема ли для него – делать задания, где нужно собирать и обрабатывать информацию?
Хоть один положительный ответ на указанные вопросы является поводом для начала серьезных занятий по развитию памяти ребенка. Однако прежде нужно понять причину проблемы.
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии
Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения
Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе
Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
Диагностика Кратковременной Потери Памяти
Врач вашего ребенка диагностирует кратковременную потерю памяти с помощью серии обследований и тестов.
Вначале врач может задать вопросы, связанные с
- Любые недавние травмы или инфекции
- Сон
- Общее психическое здоровье
- Злоупотребление алкоголем или наркотиками
- Лекарства
- Диета и общий образ жизни
Могут быть назначены лабораторные тесты для выявления каких-либо недостатков или инфекций. Рентген головного мозга или компьютерная томография могут быть выполнены, если врач сочтет это необходимым.
Несколько тестов, которые проверяют когнитивные способности вашего ребенка, также могут дать важную информацию о причине потери памяти.
К таким тестам относятся:
- Простые орфографические и математические задания
- Основные вопросы о дате, месяце и году
- Тесты, оценивающие способности ребенка решать проблемы
- Вопросы по недавним событиям
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом
Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства
характеристики
ЗПР
УО
Характер
Обратимый
Необратимый
Вид нарушения
Замедление темпа психического развития
Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций
Масштабность
Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже
Тотальность – страдают практически все функции
Первичный дефект
Частичное повреждение базальных структур
Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности
Как развивается
Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.
Сверху – вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции
Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.
Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.
Профилактика
Теперь подробнее о том, что делать, чтобы память нас еще долго не подводила, т.е. о профилактике нарушения памяти. Здоровый образ жизни и здоровое питание – вот главные враги ухудшения памяти. Нормальный режим дня, правильное распределение приоритетов между работой, отдыхом и сном, рациональное питание – все это поможет активизировать мыслительный процесс, и, следственно, улучшит состояние памяти
Также необходимо уделять должное внимание лечению соматических заболеваний, если таковые имеются, и выполнять обязательно назначения врача.
Нарушение памяти может вызвать и обезвоживание организма, поэтому обязательно выпивайте не менее двух литров воды в сутки.
Позитив, положительные эмоции от общения с близкими, друзьями, родственниками, социальная и трудовая активность – все это поможет оставаться в здравом уме и твердой памяти на протяжении очень долгого времени.
Зачем заполнять дневник вакцинации на «Госуслугах»
На сайте госуслуг можно зарегистрировать возможные нежелательные явления. Это нужно для того, чтобы собрать как можно больше статистики и сделать более масштабные выводы о безопасности вакцины
Особенно это важно, если введение вакцины в отдельно взятом случае сопровождается серьезными нежелательными реакциями.
В большинстве случаев нежелательные явления от прививки проходят через короткое время без вреда, в отличие от коронавирусной инфекции. Пока не зарегистрировано ни тяжелых осложнений, ни смертельных случаев, достоверно связанных со «Спутником V» или другими российскими вакцинами.
Принципы диагностики
Как уже упоминалось, лечение СДВГ у детей осложнено еще и тем, что данная патология достаточно трудно диагностируется. Три основных симптома, перечисленных выше, далеко не всегда являются основанием для постановки диагноза. Врач должен длительное время наблюдать за пациентом для оценки его поведения.
Главным условием должно быть несоответствие активности и импульсивности возрасту. Это же касается и неустойчивости внимания. Таким образом, гиперактивность и нарушения внимания не являются поводом для постановки диагноза, но эти проявления подтверждают его правильность. СДВГ диагностируется при наличии 18 других клинических симптомов, при этом должны быть соблюдены такие условия:
- Длительность проявления. Тревожные симптомы должны отмечаться на протяжении большого периода времени (не менее 6 месяцев). Степень их выраженности должна быть достаточно высокой, чтобы можно было говорить о плохой адаптации ребенка;
- Постоянство. Поведение ребенка мало зависит от конкретной сферы деятельности, нарушения адаптации отмечаются практически в каждой из них (минимум 2);
- Выраженность. У ребенка возникают сложности с обучением, несмотря на то, что уровень его интеллекта находится в норме. Проблемы наблюдаются во всех видах деятельности и социальных контактах.
- Симптомы должны возникнуть и ярко проявиться в довольно раннем возрасте (до 7 лет).
- Другие психические расстройства должны быть исключены, то есть клиническая картина должна быть обусловлена только СДВГ, а не протеканием другого заболевания. Единственным исключением могут быть расстройства аутистического спектра, допускается их сочетание с синдромом дефицита внимания.
Основным методом диагностики является наблюдение и сбор информации. Тем не менее должно быть осуществлено и общемедицинское обследование. На этапе диагностики проводятся консультации нейропсихолога, логопеда и дефектолога.
Диагностика СДВГ должна быть дифференцированной. В ходе ее проведения необходимо исключить тревожные расстройства, эндокринные заболевания, нарушения слуха, дисграфию и дислексию, эпилепсию, шизофрению и т.д.
Медицинские препараты
Многие родители задаются вопросом, если у ребенка плохая память, что делать? Прежде всего, нужна консультация специалиста, после обследования доктор ответит, почему так происходит и что делать в сложившейся ситуации. В некоторых случаях простых занятий недостаточно, и медики назначают препараты улучшающие мозговое кровообращение. Лечение заключается в приеме лекарств и комплексе упражнений.
Важно! Вся информация носит исключительно рекомендательный характер, перед применением требуется консультация доктора. Растительные препараты улучшают микроциркуляцию и работу гипофиза
Самыми популярными считаются — Brainrush, Optimentis, HeadBooster, в их состав входят аминокислоты и комплекс витаминов. Из синтетических ноотропов для улучшения памяти ребенка можно выделить следующие «Пантогам», «Аминалон», «Ноотропил», «Фенатропил».
Родителям следует не забывать, умение сохранять информацию зависит от того, как обеспечивается управление этим процессом. Правильно созданные условия, дают возможность лучше усваивать и сохранять в памяти знания.
Причины ухудшения памяти
Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно.
Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими:
- травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания;
- деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви;
- заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память;
- болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности;
- психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности;
- лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства;
- алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности;
- гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти;
- дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания;
- бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память.
Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний.
К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память.
При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти?». Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования.
Нарушение памяти вирусных инфекциях, в том числе при новой коронавирусной инфекции.
На нервные клетки и их окружение губительно действуют сами инфекционные агенты, их токсины, вызывая различные патологические изменения. Ухудшается запоминание, страдают образная, эмоциональная, смысловая составляющие памяти. Ухудшение памяти специфично для новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. При этом общие симптомы инфекции могут быть выражены минимально или отсутствовать. В некоторых случаях память снижается не сразу, а примерно через полгода после заболевания, когда компенсаторные механизмы исчерпываются.
Причины нарушения памяти при Covid-19
Причина | Механизм развития |
Дыхательная недостаточность | Гипоксия головного мозга. |
Длительный стресс | Переизбыток кортизола (гормона стресса) нарушает межнейронные связи, затрудняет образование новых. |
Прямое токсическое действие на клетки мозга | Нарушение работы нейронов, ухудшение запоминания и долговременной памяти. |
Цитокиновый шторм | Антитела разрушают собственные клетки организма, вызывают гибель нейронов. |
Комментарий Саврасова Н. А., врача-невролога клиники «Семейный доктор»
«У коронавируса выраженная нейротропность. Даже если человек перенёс вирус на ногах, в легкой форме, у него могут проявиться головные боли, проблемы со сном, умственной и физической работоспособностью».
Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова А. А.:
«Новая коронавирусная инфекция Covid-19 напрямую повреждает разные отделы центральной и периферической нервной системы, нарушает нормальную работу всех звеньев процесса памяти, что подтверждено нашими клиническими наблюдениями, а также данными российского и мирового медицинского сообщества».
Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:
Работа с детьми с СДВГ для учителя – это профессиональный вызов. Она требует усилий, специальных знаний и терпения. Не пытайтесь справиться с этим в одиночку – так вы сэкономите силы и здоровье. Педагогу могут помогать сотрудники администрации школы, более опытные учителя, школьный психолог, родители ребёнка.
С администрацией можно заранее обсудить возможные решения конфликтов с участием ученика с СДВГ: например, что делать, если школьник оскорбляет педагога, провоцирует словесный конфликт или драку в классе. Если ребенок вышел из себя и не может успокоиться, можно позвать психолога или дежурного администратора, чтобы он отвел ученика в тихое место и дал ему прийти в себя. Таким местом может быть и кабинет врача, и библиотека. Если школьник плохо себя чувствует, если у него истерика – возможно, стоит отправить его к медсестре или пригласить ее в класс. Вы и сами можете обратиться за психологической помощью, если чувствуете, что не справляетесь. Иногда даже простой разговор со школьным психологом, завучем и классным руководителем приносит облегчение: вы не один на один с этим классом и учеником, у вас есть поддержка.
В особо сложных ситуациях попытайтесь найти приемлемый способ выразить эмоции: позвольте себе ненадолго выйти из класса, оставив открытой дверь, чтобы присматривать за происходящим, и немного подышать. Или же спокойно проговорите свои эмоции и дайте понять ученику, что он что-то сделал не так. Главное – не переходите на личности и не оскорбляйте ребенка, избегайте оценочных суждений: «ты плохой», «ты поступил неприемлемо». Здесь очень помогают «я-сообщения»: «мне неприятно, когда со мной так говорят», «мне больно от происходящего», «я возмущена», «мне тяжело, когда в классе происходит то-то».
Родители ученика – тоже ценные советчики, которые знают своё чадо лучше всех
Важно построить с ними хорошие отношения, не ругать и не оценивать их воспитательные способности. Этим вы только заставите их занять защитную позицию
Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.
Если педагог научится работать с гиперактивными детьми, это будет огромный шаг в его профессиональном развитии. После такого опыта с менее сложными учениками работать гораздо легче. Главное – не стараться нести весь груз ответственности самостоятельно, это не добавит вам здоровья, а только отнимет силы.В рамках программы развития педагогов «Я Учитель» Яндекс запустил бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова. Она подробно рассказывает об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка и как поддерживать дисциплину. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.
Партнерский материал
Как улучшить память своему ребенку?
Начинать тренировку детской памяти полезно еще с пеленок. В этом деле помогают стишки и песенки, сказки и небольшие рассказы. Специалисты в вопросах детской психологии настоятельно рекомендуют присмотреться к фольклорным сказкам, предусматривающим множество повторов слов и фраз. Постоянно слыша одно и то же, ребенок невольно фиксирует услышанное в памяти.
Когда малыш сможет не только запоминать, а и самостоятельно воспроизводить стишки, взрослым следует поощрять это и чаще хвалить малыша за проделанную работу. Ситуация успеха окажет на ребенка поразительное воздействие. Он будет стремиться заучить стих снова и снова, чтобы в который раз получить похвалу. Память в таком случае будет развиваться просто прекрасно.
Не менее эффективно в процессе тренировки памяти ребенка общение. Родители должны как можно чаще разговаривать с чадом, обсуждая любые темы и интересуясь проведенным днем. Пусть ребенок не только отвечает, а и слушает
Взрослым рекомендуется демонстрировать ребенку нечто новое, при этом эмоционально расписывая предмет и акцентируя внимание на незначительных деталях. Спустя несколько дней после беседы нужно расспросить малыша о том, что ему удалось запомнить
Игра еще один немаловажный для тренировки памяти момент. Играть с ребенком нужно ежедневно, а игры должны быть интересными. Существует очень много игр на развитие памяти. Их можно найти в книгах, в Интернете, спросить у психологов. В наш век цифровых технологий существуют также множество мобильных приложений и компьютерных игр, которые помогут натренировать память вашему ребенку.