Три года: почему ребёнок закатывает истерики
Большинство исследователей сходятся в том, что, пока не созреют отделы головного мозга, отвечающие за эмоции и произвольное поведение, ребёнок лишь частично способен контролировать свои поступки. Возможность сдерживаться и спокойно реагировать формируется на протяжении всего детства человека и является продуктом научения. Общаясь с окружающими, ребёнок видит разные формы поведения и присваивает их. Кроме того, количество и качество эмоциональных проявлений напрямую зависит от темперамента ребёнка, т. е. от соотношения процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Психика ребёнка переживает период активного созревания в возрасте 3–7 лет. Дети ещё неспособны управлять своим поведением, не могут сдерживаться и быть терпеливыми. Регулярный детский плач и взрывы эмоций в это время — одна из сторон родительства. Это нормально и связано с тем, что малыш растёт.
Чем младше ребёнок, тем чаще он ноет и истерит. Дело в том, он всё время сталкивается с огорчающими его обстоятельствами, но практически не может их изменить. Ему предстоит научиться принимать действительность, в которой не всегда получаешь то, что хочешь. Дети особенно болезненно переживают отказы, потому что сталкиваются с ними впервые. Так возникает крик из-за того, что на обед не та котлета, а мама подвинула любимую игрушку на миллиметр.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Ребенок закатывает истерики. Разбираемся в причинах
Топ-9 частых причин истерик
- Перевозбуждение и переутомление;
- Возрастные кризисы;
- Сопутствующие соматические заболевания;
- Невозможность получить желаемое;
- Недостаточность внимания со стороны родителей;
- Отсутствие поведенческих границ в семье;
- Ревность к другим членам семьи;
- Вмешательство взрослых в игру или ранее начатое ребенком дело;
- Излишняя критика со стороны взрослых
В некоторых случаях, когда истерики становятся регулярными, целесообразным будет ведение «дневника», где вы сможете отмечать, что привело к той или иной реакции ребенка, сколько она длилась, и как удалось с ней справиться. «Дневник» поможет выделить триггерные факторы, и в последующем будет проще работать именно с ними.
Помощь психолога при детских истериках
Итак, 3 года – время истерик. Но что если они не проходят и в 4, 5 и более лет? Здесь 2 варианта: либо родители в чём-то ошиблись, либо у ребёнка есть проблема. И вот здесь необходим третий шаг – поменять среду и способы взаимодействия с ребёнком, которые приводят к истерикам. То есть необходимо создать условия, при которых он сможет выражать свои чувства иначе, не допускать перевозбуждения или переутомления, выстраивать отношения со своим чадом так, чтобы необходимость в истериках отпала сама по себе.
В истории с Софией взрослые уменьшили длительность пребывания ребёнка в садике (по средам её стала забирать бабушка сразу после обеда), в выходные стали ограничиваться одним выходом «в свет», субботу или воскресенье полностью проводили дома в спокойных занятиях и длительных прогулках, начали использовать игры на эмоциональную разгрузку. Они иначе стали строить взаимодействие с ребёнком, больше поддерживать в неудачах, помогать справляться девочке с её трудными чувствами (гневом, страхом, недоумением).
Главное, что нужно сделать, если истерики случаются часто, протекают тяжело и ничто, кажется, не помогает – обратиться к психологу. Он поможет понять, в какой плоскости лежит проблема. Если всё дело в ошибках воспитания, психолог скорректирует действия родителей, разработает с ними такую модель поведения, которая решит проблему. С дошкольником старшего возраста также может быть проведена психологическая работа, призванная научить ребёнка приёмам саморегуляции.
Если психолог видит, что причина истерик кроется, скорее, в медицинской сфере, то порекомендует обследовать малыша, чтобы выявить проблему и приступить к лечению.
Как родителям вести себя, когда ребёнок психует и не слушается
Ребёнок познаёт значение эмоций через близких взрослых, и родители малыша выступают как зеркало, которое показывает, что происходит. Поэтому во время эмоциональной вспышки у малыша первый этап — не требовать спокойствия от него
Важно увидеть, что ребёнок испытывает дискомфорт, расстроен и нуждается в поддержке.
Второй этап — проговорить эмоцию. Например, сказать: «Ты очень сердишься», «Тебе грустно» и т. п. Можно выразить искреннее сожаление, что у малыша что-то не получилось. Нужно дать ребёнку полноценно почувствовать, что его понимают и его переживания важны.
Иногда родители прибегают к тактике подмены: «Да, у тебя не получилось, но это ерунда, ничего страшного, пойдём лучше котика погладим». Кажется, что это хорошая идея, но она обесценивает чувства. Родитель старается как можно скорее сгладить ситуацию и вернуться к нормальному быту. Отвлечь, переключить ребёнка – здоровая тактика, но только после того, как был использован ресурс понимающего родителя.
Следующий этап — сказать, что такие эмоции не делают его нелюбимым ребёнком. Его ценят в любом случае.
В дошкольном возрасте дети учатся определять границы дозволенного, проверяют на прочность своих родителей. Они учатся жить в этом несовершенном мире, где просто так ни мороженое, ни, тем более, новенькую железную дорогу тебе никто не купит. Одно хорошо — есть проверенные способы, как остановить у ребёнка истерику.
Что такое детские истерики?
Детские истерики – это внезапная эмоциональная реакция ребенка на какое-либо событие, которая сопровождается криком, плачем, агрессией\аутоагрессией, демонстративным поведением (падением на землю или на пол и прочее); состояние, при котором сложно контролировать свои действия и успокоиться.
Длительность истерик бывает совершенно разной, и во многом зависит от самого малыша, однако чаще всего занимает от 10 до 40 минут.
Далеко не все дети склонны к истерикам в силу темперамента, однако хотя бы раз в жизни с такой проблемой встречаются в каждой семье
Важно понимать, что если у ребенка нет отягощенного анамнеза по психическим заболеваниям, истерики происходят не каждый день, нет чрезмерной агрессии и аутоагрессии и нет сопутствующей патологии со стороны нервной системы, такое состояние может вполне нормально для детского возраста.. Представьте такую ситуацию: в ходе подготовки к проверке на работе вы очень долго готовили какой-то отчет, потратили ни один день на это
И вот вы несете заветный документ к руководителю, как ваш коллега совершенно случайно проливает на важные бумаги кофе, а файл на компьютере куда-то исчез. Что вы почувствуете в этот момент? Досаду, злость, отчаяние, ненависть и еще море других эмоций. Наверняка, вам захочется накричать на коллегу, раскидать все на рабочем столе, возможно расплакаться и убежать из офиса. Примерно то же самое испытывает ребенок. Только вы, имея зрелую нервную систему, можете контролировать свое поведение и поступки, а дети нет. Поэтому сильное эмоциональное перевозбуждение и вызывает подобную неадекватную ситуации поведенческую реакцию
Представьте такую ситуацию: в ходе подготовки к проверке на работе вы очень долго готовили какой-то отчет, потратили ни один день на это. И вот вы несете заветный документ к руководителю, как ваш коллега совершенно случайно проливает на важные бумаги кофе, а файл на компьютере куда-то исчез. Что вы почувствуете в этот момент? Досаду, злость, отчаяние, ненависть и еще море других эмоций. Наверняка, вам захочется накричать на коллегу, раскидать все на рабочем столе, возможно расплакаться и убежать из офиса. Примерно то же самое испытывает ребенок. Только вы, имея зрелую нервную систему, можете контролировать свое поведение и поступки, а дети нет. Поэтому сильное эмоциональное перевозбуждение и вызывает подобную неадекватную ситуации поведенческую реакцию.
Как производится коррекция поведения у ребенка склонного к истерикам?
если после истерики ребенок получит желаемое, то скоро истерический приступ повторитьсяобщие рекомендации, как вести себя при истерике у ребенка:
Ведите себя спокойно и сдержано. Истерика у ребенка не должна выводить вас из себя
Важно не перейти на чрезмерно ласковый тон или на крик. Невыполнимые просьбы необходимо отклонять твердо и спокойно
Объясняйте причину, приводя убедительные аргументы. Выдерживайте паузу. Не бросайтесь к ребенку при первых признаках плача. Отсутствие публики в вашем лице может заставить его прекратить истерику. Если этого не произошло, подойдите к ребенку и скажите спокойным голосом: «Я вижу что ты сейчас расстроен. Мы поговорим, когда ты успокоишься». Попросите помочь: «Я не могу разобраться, чего ты хочешь. Помоги мне, объясни все подробно». Так вы учите ребенка выражать свои чувства и желания словами и искать конструктивное решение проблемы. Попросите выслушать: «Ты высказался, теперь моя очередь…». Помните, что вам необходимо быть предельно кратким. «Я тебя услышал. Я сделаю так, как будет лучше…» Предложите компромисс: «Давай с тобой договоримся так…». Если это возможно, то идите на уступку. Например, «Мы купим куклу после зарплаты» или «Шоколад можно будет съесть после ужина».
- Во время истерики не уделяйте ребенку внимания, не разговаривайте с ним, пока не прекратится приступ. Но не покидайте помещение.
- Как только ребенок замолчал, подойдите и приветливо заговорите с малышом. Не соглашайтесь на его требования. Но если возможно, предложите альтернативу.
- Если ребенок повторно переходит на крик или плач, отойдите от него и прекратите общение.
На пути к взрослению
Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.
Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.
- Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
- Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
- Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.
Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?
Причины истерик у детей
Поводом для истерики может служить что угодно. Сломался карандаш, мама первой нажала кнопку в лифте, нужно уходить с детской площадки, браслет не подходит к кофточке… Самое пустяковое происшествие может стать поводом для горя и злости.
Чтобы помочь ребёнку справиться с чувствами, важно увидеть первопричину истерики. Вот лишь некоторые из возможных:
- Переутомление или перевозбуждение. Дети в равной степени устают и от монотонных и скучных занятий, и от обилия впечатлений. Если психика ребёнка истощена долгой поездкой или несколькими часами на каруселях, велика вероятность истерики по любому поводу.
- Физический дискомфорт. Усталость, голод, жажда, духота, боль — эти причины вполне объективны.
- Непонимание окружающих. В буквальном смысле: ребёнок не может выразить словами свои желания и впадает в отчаяние.
- Ощущение тщетности. Расстройство от того, что не получается: например, не удаётся нарисовать то, что хочется.
- Стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет сделать что-то сам, а взрослые не позволяют ему. Это особенно частая причина истерик в возрасте от полутора до трёх лет.
- Запреты и отказы. Дети остро реагируют на любые ограничения, как исходящие от взрослых (нельзя играть с шуруповёртом), так и от самих законов природы (пошёл дождь, и прогулка отменяется).
- Непоследовательность взрослых. Если папа разрешает то, что запрещает мама, или родители часто меняют свои решения, у ребёнка не формируются границы дозволенного, не возникает ощущение безопасности и предсказуемости. Это расшатывает нервную систему ребёнка.
- Недостаток внимания. Если ребёнок не получает достаточно заботы и ласки, он будет пытаться вызвать хоть какую-то реакцию родителей.
- Подражание. Возможно, ребёнок копирует кого-то из своего окружения: старших родственников, детей со двора или из детского сада.
Как отличить истинную истерику?
Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.
Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.
Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.
Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?
Как успокоить ребёнка при истерике
Универсального способа справиться с детской истерикой нет и не может быть. Всё зависит от ситуации, психологических особенностей ребёнка и вашего эмоционального состояния в конкретный момент. То, что помогло однажды, не будет работать всегда
Важно быть внимательным к ребёнку, проявлять чуткость и изобретательность:
Не пропустите предвестники. Проще предупредить истерику, чем остановить. Каждый родитель знает, что происходит с его ребёнком, когда он готов расплакаться. Кто-то начинает сопеть, кто-то — негромко подвывать или поджимать губы
Очень важно отреагировать именно в этот момент — дать ребёнку понять, что вы рядом, и не позволить впасть в отчаяние
Установите контакт. Подойдите к ребёнку, опуститесь на его уровень. Не смотрите сверху вниз. Помогите ему разобраться в своих чувствах, проговорив его эмоцию: «Я понимаю: тебе обидно / тебе грустно / ты испугался. Мне очень жаль». Часто этих слов, участливого взгляда и объятий бывает достаточно, чтобы предупредить истерику и выйти на конструктивный разговор.
Выясните причину. Если она неочевидна, прямо спросите ребёнка, что случилось. Если он уже начал кричать, может помочь фраза: «Когда ты плачешь и кричишь, я не могу понять, чего ты хочешь. Пожалуйста, скажи спокойно». Внимательно выслушайте ребёнка и воздержитесь от оценок: не перебивайте и не критикуйте.
Озвучьте свою позицию. Говорите спокойно и уверенно. Не бойтесь сказать «нет», но аргументируйте свой отказ понятным ребёнку языком. Например: «Я понимаю, что тебе хочется ещё поиграть здесь, но пора домой. Мы можем вернуться сюда в другой день». «Сейчас я не могу купить тебе это. Но когда ты вырастешь, сможешь покупать себе любые вещи, какие захочешь».
Попробуйте переключить внимание. Чтобы разрядить обстановку, постарайтесь отвлечь ребёнка чем-нибудь интересным: домашним животным, игрушкой, происходящим на улице, поиском сладостей на кухне
Это поможет закончить разговор на позитивной ноте.
Если предупредить всплеск эмоций не вышло, и чувства ребёнка взяли верх над разумом — придётся позволить ему это пережить. Успокаивать, призывать к порядку или ругать ребёнка во время истерики бесполезно. Демонстрируйте спокойствие, но не безразличие! Не нужно отворачиваться и тем более уходить. Просто будьте рядом, ждите, когда эмоции улягутся, и будьте готовы начать диалог, когда ребёнок окажется к нему готов. Далее пробуйте действовать, как написано выше: поговорите с ребёнком о его чувствах, постарайтесь понять причины истерики и урегулируйте конфликт.
Помните, что ребёнок устраивает истерики, только если чувствует себя в безопасности. Поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, поблагодарите ребёнка за то, что доверил вам свои чувства. Ваше безусловное принятие поможет ему проникнуться к вам ещё большим доверием, и отношения между вами станут ещё крепче.
Через некоторое время поговорите с ребёнком о случившемся. Без лишних эмоций объясните ему, что крики и слёзы не помогают, а только мешают достичь желаемого. И расскажите, как следует поступать в таких ситуациях.
Причины детской агрессии
В младшем возрасте причиной детской агрессии чаще всего становится желание ребенка познать мир и выяснить реакцию окружающих на свое поведение. Поэтому, если он видит со стороны родителей и свидетелей драки осуждающую реакцию, то быстро понимает, что он ведет себя неправильно. А вот неоднозначная реакция (например, родители – умиляются, родственники обиженного ребенка – негодуют, а противник – дает сдачи) заставляет малыша почувствовать себя растерянным и проводить свой эксперимент снова и снова.
Однако, если любознательность ребенка можно отнести к здоровой агрессии, которая легко поддается коррекции, то неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье может стать причиной настоящей агрессивности, являющейся по своей сути психологическим заболеванием. Причиной такой агрессии может стать чрезмерная опека, невнимательность или безразличие со стороны родителей, которые являются следствием:
- “нежеланности” ребенка – дети очень тонко чувствуют отношение родителей к себе, и даже самый незаметный жест или интонация, свидетельствующая о том, что ребенок появился на свет случайно, заставляет малыша любым способом (в том числе, и агрессивным поведением) доказывать, что он имеет право на существование.
- враждебности – достаточно часто родители “перекладывают” на ребенка вину за собственные неудачи в жизни (например, если из-за ребенка приходится уйти с любимой работы или из семьи уходит один из супругов), в результате чего ребенок приходит к мысли, что мир вокруг него агрессивен и враждебен, а значит, нужно защищаться.
- отсутствии эмоциональной связи в семье – когда родители часто ссорятся между собой на глазах у ребенка, его жизнь напоминает существование на дремлющем вулкане, который может начать извержение буквально в любую минуту, и это “включает” в малыше защитный механизм, проявляющийся в агрессии.
- чрезмерного контроля – безмерная опека и желание во всем руководить жизнью ребенка приводит к тому, что малышу приходится постоянно подавлять в себе гнев и раздражение, которые накапливаются и в какой-то момент выплескиваются в неконтролируемом приступе агрессии.
Кроме того, специалисты отмечают целый ряд “личных” причин для проявления агрессии ребенка, которые возникают в результате:
- подсознательных переживаний – как правило, передаются ребенку от беременной матери, которая чрезмерно беспокоилась о безопасности малыша, еще в период внутреутробного развития (другими словами, ребенок появляется на свет без уверенности в собственной безопасности).
- личного опыта – характерно для неблагополучных семей, где на глазах у ребенка один из родителей ведет себя очень агрессивно как по отношению к самому ребенку, так и по отношению к окружающим.
- заниженной самооценки – ребенок недоволен собой (как правило, в результате отсутствия любви, внимания и поощрений со стороны родителей), и пытается “возвысить” себя в своих глазах путем агрессивного отношения ко всему миру.
Комментарий специалиста: Светлана Покровская, детский и семейный психолог
Я рекомендую родителям определить, в какое время при каких обстоятельствах ваш ребенок чаще всего впадает в истерику. Для этого в течение пары недель фиксируйте все случаи эмоционального всплеска¸ время суток и ситуации, которые их провоцируют. Так вы сможете не допустить этих состояний у ребенка или придумать, как их сгладить. Так, например, вы отметите, что в первой половине дня ваш ребенок истерит чаще. Разумно в этой время не посещать общественные места, не нагружать психику малыша дополнительными внешними стимулами. Если вы отметите, что ребенок бушует исключительно в магазинах, то желательно какое-то время его туда попросту не брать. Или же подобрать способы отвлечения от истерики. Поверьте, они есть! Для многих детей достаточно взять с собой любимую игрушку, и они будут вести себя спокойнее.
Важным моментом является и то, что слишком яркие проявления истерики могут быть симптомами психоневрологических нарушений. Обратитесь к врачу если ребенок выходит из истерики часами (всхлипывает, не хочет общаться, замыкается в себе), пытается во время эмоционального выплеска нанести себе травму или же теряет в процессе сознание.
pixabay.com
Рекомендации для родителей: как себя вести
Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.
Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:
Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок
Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя
Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.
В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.
- Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
- Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.
Если все вышеозначенные способы не подействовали
Что ещё можно попробовать:
попросить поплакать попозже, чтобы успеть погулять, зайти в магазин за новой книжкой, съездить в гости к бабушке с её вкусными пирожками и так далее;
пропустить незначительный каприз (протест против одевания или манной каши), оставив его попросту без внимания;
предложить избавиться от обиды, побив подушку;
если видно, что малыш лишь изображает обиду, то можно осторожно подыграть капризуле: начать причитать вместе с ним, какой он бедный и несчастный; главное, самой в это не поверить и не разреветься слаженным дуэтом.
Дети плачут и капризничают — это нормально. Это один из способов общения с миром. Задача любящих родителей — научить малыша не только выплёскивать свои эмоции, но и понимать и конструктивно переживать их. Тем более что плакать полезно для нервной системы, но только если плачешь по делу.
Взрослые выступают в качестве эмоционального ориентира, через который малыш учится понимать себя. Задача родителя стать для ребёнка переводчиком, который разберётся в его эмоциях и вернёт их в уже понятной малышу форме. Этот навык помогает принимать во взрослой жизни верные решения.
Причины истерик у детей
Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?
1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.
2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.
3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.
4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.
5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.
6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.
7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.
Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.
Почему возникает истерика?
- Воспитание по типу «кумир семьи», а также культивирование в ребенке демонстративных черт характера, поощрение «актерствования» и манерности;
- Врожденные особенности нервной системы;
- Состояние здоровья, истощенность после тяжелых травм и длительных болезней.
Почему у человека развивается приступ истерики?
Истерика – это вытеснение проблемы эмоциями. Человек видит перед собой проблему и пытается вытеснить ее из психики бурным проявлением эмоций. Проблема при этом часто так и остается нерешенной
Истерика – попытка манипулировать другими людьми, привлечь внимание, заставить их выполнить желаемое. С помощью приступа истерики ребенок или взрослый пытается добиться желаемого
И в том случае, если ему это однажды удалось, истерики будут повторяться. Они закрепятся, как модель поведения и будут использоваться в различных ситуациях.
Истерический припадок могут спровоцировать:
- отказ окружающих выполнить желание или просьбу;
- недостаточное проявление внимания или уважения;
- отказ в просьбе или неприятная фраза;
- длительная сексуальная неудовлетворенность;
- ревность;
- гормональные сбои при пмс, беременности и климаксе;
- длительное нервное напряжение, стрессы;
- работа в ночную смену;
- хроническая усталость, вызванная умственными и физическими нагрузками. данная причина может вызвать истерику у сильного волевого человека не склонного к истерическому поведению.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
<<Форма с консультацией>>
<<Форма бесплатного курса>>
Причины детского кризиса 3 лет
Согласно теории Л.С. Выготского, взросление ребенка представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития психики. В стабильных периодах ребенок развивается медленно и линейно, в период кризиса – бурно и скачкообразно. Одной из главных причин кризиса является конфликт ребенка с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но в этом ему мешают обстоятельства, на которые он не может повлиять, например, запреты взрослых и недостаточный уровень знаний и умений.
Факторы, влияющие на интенсивность кризисных проявлений:
Тип нервной деятельности. Дети со слабым или неустойчивым типом – меланхолики и холерики чаще других закатывают истерики, капризничают и протестуют против правил в кризисном периоде. Флегматики и сангвиники проще относятся к препятствиям в их жизни и обычно ведут себя чуть более спокойно.
Авторитарный стиль воспитания в семье. Если родители постоянно подавляют порывы ребенка к самостоятельности, то он противится этому сильнее, чем в том случае, если этого не происходит.
Тревожный тип родительского воспитания и гиперопека. В такой семье самостоятельность малыша также подавляется, только из других побуждений: родители считают его совсем маленьким ребенком, который ничего не может сделать сам. Протесты и истерики в этом случае неизбежны.
Напряженные отношения в семье
Если между родителями нередко случаются конфликты, то ребенок бессознательно пытается обратить на себя внимание. Ему это практически не удается, поэтому кризис трех лет проявляется более интенсивно.
Состояние здоровья
Дети с психическими и неврологическими особенностями развития переживают возрастной кризис намного более остро, чем их здоровые сверстники.