Задачи развития речи дошкольников в ДОУ
ФГОС ДО предполагает овладение речью в качестве средства общения и культуры. Обучение, направленное на усвоение языковых обобщений, понимание элементарных языковых явлений, вызовет интерес, обеспечит творческие проявления, тенденцию к саморазвитию.
Разговор об овощах
Проблемы ставятся с учетом возрастных особенностей. У младших дошкольников развивают инициативную речь. Она предполагает, что малыш будет рассказывать о том, что он видит, какие чувства эмоции у него вызывает предмет или явление. Взрослому следует поддерживать стремление воспитанника к диалогу.
В работе с четырехлетними обучающимися большое внимание уделяется монологу. Малыш должен уметь выстроить описание игрушки, картины, явления из 3 — 4 предложений
Старшие дошкольники совершенствуют свои навыки. В ходе занятий требуется:
- поддерживать желание обучающегося высказаться;
- формировать умение составлять план;
- продолжать развивать умение описывать игрушку, картину;
- развивать умение составлять рассказы по личному опыту;
- участвовать в обсуждении;
- формулировать вопросы;
- дополнять, исправлять, обобщать ответы одногруппников;
- формировать умение составлять рассуждение.
Технология ТРИЗ
Воспитателями используются различные технологии: развивающие, социально-адаптирующие, личностно-ориентированные, наглядного моделирования, ТРИЗ. Планы курсовой подготовки воспитателей предусматривают освоение новых подходов к развитию языковой деятельности.
Общая информация
Для того чтобы человека понимали, он должен связно говорить. Под этим термином понимается правильное оформление высказывания. Оно должно соответствовать нескольким критериям:
- логике;
- стилистике;
- психологической окраске;
- грамматике языка.
Только при выполнении каждого пункта речь будет правильной. Ребенок должен говорить чисто, содержательно, точно и убедительно. Развитие связной речи задача не только дошкольного учреждения (ДОУ), но и родителей.
Для стимулирования используют разные методы и приемы. Детей учат правильно составлять рассказы, описывать предметы и беседовать на бытовые темы.
Специалисты выделяют два вида связной речи – диалогическую и монологическую. Для первой характерно участие двух и более лиц. Она сопровождается интонациями, мимикой, жестами. Происходит поочередное произношение фраз.
Монологическая речь более сложная, чем диалогическая. Она длительная, последовательно построенная, где события вытекают одно из другого.
Способы обследования
Перед началом коррекционной работы логопед проводит диагностику. Сделать ее могут в детском саду, при условии нахождения специалиста в штате сотрудников.
На первом этапе называется слово и объясняется, что это: стул – это досочка на четырех ножках, на нем сидят. После чего перечисляют ряд слов и просят объяснить их значение (телевизор, телефон, магазин).
Для определения полноты словарного запаса используют разные игры. Показывают картинки людей разных профессий, просят озвучить кто это. Пользуется спросом игра «Что забыл изобразить художник», где на каждом рисунке нет определенной детали.
Понять, насколько хорошо ребенок чувствует язык, помогает игра «Скажи наоборот». В ходе нее предлагается назвать антонимы: горячо − холодно, острый − тупой, низкий − высокий.
Для правильного оценивания развития учитывают только те слова, которыми пользуются дети. Для каждой группы свой набор, составленный с учетом возрастной нормы.
В этой части оценивается владение глаголами, прилагательными, родовые понятия и другие моменты. Задания должны усложняться по мере прохождения.
Простой способ оценивания понимания инструкции – это просьба что-то сделать. Нарисовать квадрат, раскрасить круг и другие.
Детей просят выполнить задание с образованием новых слов (ласкательных, признаков). Тщательно проверяют понимание и употребление простых, сложных предлогов.
В процессе общения логопед отмечает способность самостоятельно строить высказывание, ставить слова в единственное и множественное число. В пять лет просят составить рассказ по картинкам.
Разные игры
Дошкольникам бывает сложно выполнять определенные категории заданий. Для развития образования уменьшительных форм используют картинки с советующим материалом: уши – ушки (маленькие), кошка – кошечка, собака – собачка.
Для запоминания антонимов используют наглядную демонстрацию (высокий − низкий, худой − толстый). При освоении глаголов лучше играть в подвижные игры.
Ведущий стоит посредине комнаты и выполняет действия, ребенку нужно их озвучить: «ты идешь», «ты бежишь», «ты стоишь». Следующий этап – дети что-то делают и проговаривают: «я прыгаю», «я сижу», «я лежу».
Для формирования мышления используют игру «автобиография». Логопед перечисляет признаки предмета и дошкольникам нужно угадать что это. Пример задания: «я шуршащий, защищаю от дождя, меня можно складывать».
Предлагается представить фантастическую ситуацию: в мире исчезли все молнии на обуви. Детям предлагается включить фантазию, представить, чем их заменить (кнопками, пуговицами, шнурками).
Простой вариант развития прилагательных – называется предмет, ребенок его характеризует. «Зима какая?» или «Мяч какой?». Чем больше слов будет названо, тем лучше.
Дошкольникам обязательно объясняют связь между материалами и готовыми предметами
Это важно для формирования прилагательных
Учат пересказывать рассказ по опорным картинкам. Без абстрактного мышления дети не смогут это сделать без визуальных подсказок. Навык появляется только в школьном возрасте.
В процессе коррекционной работы приходится подбирать задания для каждого ребенка. Развитие индивидуально, коррекционный маршрут должен это учитывать.
Родителям нужно разговаривать с детьми, рассказывать им о мире, задавать вопросы и отвечать на них. Чем больше дошкольники слышат речь, тем быстрее они ее перенимают, запоминают слова. При подозрении на проблемы необходимо сразу обращаться к специалистам.
https://youtube.com/watch?v=QZi1v4wzosM
Диалог и монолог в связной речи дошкольников
Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.
На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.
Увлекательный диалог
С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.
Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.
Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.
Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.
Что такое связная речь дошкольников?
Общее понятие подразумевает умение составлять единое смысловое и структурное высказывание. Оно состоит из законченных отрезков, связанных одной темой.
Если говорить, что такое связная речь у дошкольников определение становится более широким. Оно включает и фонетическую сторону языка, фонематическое восприятие, грамматику, практическое применение знаний. Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом, но структура и смысл в них должны присутствовать.
Чтение художественной литературы учит говорить красиво и правильно
Малыш с рождения испытывает потребность в контакте с близкими, что является предпосылкой к развитию речи. Дети подражают взрослым и пытаются освоить, осознать языковые явления, что отражает творческий подход. Дети сами пытаются создавать слова, речевые обороты, ориентируясь на образцы.
Целью развития речи дошкольников является овладение нормами языка. Воспитатели помогают детям полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Самообразование мам и пап, их тесный контакт с воспитателями помогают приобрести необходимые навыки малышу.
Виды связной речи у дошкольников
Основными разновидностями речи являются монолог и диалог. Диалогическая речь считается первичной формой общения, подразумевающей обмен высказываниями и установление связей с окружающими.
Диалог в сюжетно-ролевой игре
Монологическое высказывание является законченным текстом, объединенным смысловой и грамматической связью. Используется для сообщения фактов, информирования о своей точке зрения и аргументации.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.
Навыки диалога формируются в процессе общения с другими людьми. Монологическая речь сложнее диалогической, этому нужно учиться.
Монологическая речь у дошкольников
В методических материалах дошкольного образования определены типы монолога, которым обучают воспитанников. Рассказывание на определенную тему и пересказ готового текста используются наиболее часто. Дети рассказывают о предметах, картинах, делятся своим опытом.
Существует еще такая разновидность как творческое рассказывание. Отрабатывая пересказ, используют образец рассказа и его анализ. Выпускников обучают составлению плана текста, который помогает структурировать высказывание.
Важно! Часто используется классификация по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста предполагает понимание тем и границ высказывания, подбор материала и расположение его в нужной последовательности
Обучение монологу начинается с трехлетнего возраста.
Как мыслим, так и говорим
Речь отражает логику мышления, степень развития памяти, восприятия. Язык непосредственно связан с умственным и психическим развитием. Языковые навыки должны быть настолько развиты, чтобы малыш мог быстро создавать в сознании синтаксические конструкции, иметь большой словарный запас.
Научная конференция лингвистов
Основные навыки использования языковых средств должны быть сформированы к моменту поступления в школу. В этом случае не возникнет проблем с усвоением школьной программы.
Как оценить уровень развития связной речи?
Качество развития речи определяется педагогами ДОУ или самими родителями. Обследование ограничивается временными рамками, и не должно превышать 15 минут. Перед выполнением заданий нужно установить эмоциональный контакт, настроить малыша на работу.
Задания даются с использованием наглядности и без нее. Для рассматривания берут знакомые игрушки. Если речь идет об изолированных словах, то их значение должно быть понятно воспитанникам. Наглядность больше используется при обследовании дошкольников 3–5 лет, при обследовании шестилеток значение имеет точная формулировка заданий.
В большинстве методик применяется балльная оценка. Правильный ответ — 3 балла, ответ с неточностями — 2, непонимание задания — 1. После проведения обследования производят подсчет баллов отдельно в каждой категории. Например, из 12 вопросов воспитанник получил 3 балла за 8 вопросов, 2 — за 4. Если 2/3 ответов были оценены тремя баллами, как в этом случае, — это высокое качество. Если 2/3 и больше на 2 балла — среднее, на 1 балл — низкое.
Важно! Правильные ответы следует одобрять. Если ребенок ответил неправильно, нужно сказать верный ответ, в ведомости отметить задание как невыполненное
Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте
Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.
В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).
Подробнее, как продвигается развитие речи у детей 3 4 лет.
Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.
Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.
Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению грамматического строя устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.
Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:
- контекстная;
- объяснительная.
К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу». В подобных высказываниях уже четко проявляется грамматический строй речи.
В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.
Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.
Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».
Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.
Примерные задания
Существуют готовые пособия по лексическим темам (под авторством Арбековой или Теремковой). Логопеды используют самостоятельно разработанные игры.
Приобретает популярность формирование моделирования у детей. Оно проходит на базе уже изученного материала и заключается в нескольких этапах.
Для легкого освоения навыка рассказа используют готовые символы. Дошкольникам рассказывают сказку, после проводят беседу по ней, разбирают основные моменты. Дальше каждый персонаж связывается с определенной геометрической фигурой (например, черный кот – это черный треугольник). Детям предлагается пересказывать текст с использованием геометрических фигур.
Для начального этапа применяют простые рассказы. Постепенно увеличивают сложность.
Мнемотехника позволяет запоминать стихотворения. Для этого к каждому слову делают небольшую схематичную картинку. Когда ребенок будет учить текст, ему проще будет опираться на увиденные символы.
В процессе обучения дети должны усвоить определенные компоненты речи. Предлоги легче учить на наглядном материале. Потребуется небольшая коробочка и крохотная машинка. Игрушку помещают в разные места, проговаривая ее местонахождение:
- на коробке;
- в коробке;
- под коробкой.
С этим реквизитом осваивают глаголы: машина подъехала, заехала, выехала, объехала и т. д. Ребенок сам осуществляет действия – это формирует связь между словом и делом.
В каждой лексической теме выделяют разные задания – это подбор антонимов, уменьшительных форм, признаков. В случае затруднений ребенка мягко поправляют.
Обязательно формируется план по коррекции произношения звуков. Ведется работа по развитию лексики и грамматики.
Какие приемы используют для развития связной речи?
Формирование связности речи у дошколят происходит успешней при использовании таких основных методик:
- развитие диалогических навыков;
- обучение пересказам;
- обучение рассказу по картинкам;
- сочинение описательных рассказов.
Во время диалога дети учатся слышать и понимать речь собеседника, общаться со сверстниками, отвечать на вопросы, строя диалогическую речь, повторять слова и разные по объему фразы, запоминая их. Детей дошколят учат построению простых форм монолога.
Если говорить о пересказах, то этот прием развития связности речи немного сложней диалога, так как от ребенка на таких занятиях требуется усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Работа начинается с подготовки к пересказу: для этого взрослый читает текст, а ребенок его внимательно слушает. Затем взрослый задает вопросы по тексту, на которые дошкольник должен ответить. Совместно составляется план рассказа, после чего взрослым снова зачитывается выбранный материал, после чего начинается его пересказ ребенком. Дошкольники практически всю работу делают совместно с взрослым, а вот старшие дети могут выполнять задание самостоятельно.
Картинки значительно облегчают самостоятельный пересказ и являются незаменимым приемом для развития связности речи у детей. Ребенку так легче, ведь он весь сюжет видит на картинке. Для младших дошкольников используют картинки с изображением простых предметов, а описывают они их, отвечая на наводящие вопросы взрослого.
С четырехлетнего возраста дошколята учатся создавать рассказ по картинкам. Подготовка к работе требует предварительного рассматривания изображения, ответов на вопросы взрослого, прослушивания рассказа взрослого. Только после этого ребенок может приступать к самостоятельному рассказу.
Все время взрослый должен контролировать речь ребенка, он может приводить опорные слова, словосочетания. К пятилетнему возрасту детей учат составлять план, по которому ими будет производиться рассказ. В возрасте 6-7 лет ребенок может подмечать незаметные на первый взгляд детали, описывать пейзаж или события на заднем плане картины. В этом возрасте дошкольник должен уметь, глядя на изображение, рассказать, что происходило перед показанными событиями и после них. Таким образом дошкольник выстраивает свою сюжетную линию, а взрослый должен ему в этом помогать. Задача взрослого – следить за грамотностью речи, правильностью построения предложений, последовательностью излагаемых мыслей, богатством словарного запаса
Наиболее полезно уделять внимание картинам с изображением пейзажей, где от детей требуется использовать слова в переносном смысле, антонимы и синонимы, сравнения
Описательные рассказы тоже помогают развивать связную речь. Сначала детей учат описывать игрушки, различные предметы. Затем, с возрастом, задача усложняется, и ребенку предлагают описать ситуацию или время года. По мере взросления, ребенку предлагают делать сравнительное описание нескольких предметов или живых объектов с похожими или разными характеристиками.
Еще одна достаточно интересная методика – мнемотехника. Для ее выполнения все художественные произведения, предназначенные для пересказа, кодируются картинками: например, если говорится о домашних животных, то рядом с ними рисуют дом, если говорится об овощах, растущих в саду, рисуются деревья и т.д. Главное, чтоб эти коды максимально напоминали речевой материал.