Где же практикам искать методологию для практической педагогической работы?
Вы будете смеяться, но простого ответа на этот вопрос тоже нет. Тем, кто работает в сфере формального образования (школах, колледжах и вузах), как правило, и не нужно ломать голову в поисках наиболее эффективных методов — потому что они обязаны во многом опираться на стандартизированные нормативные правила, к тому же многие подходы устоялись давно, по традиции. А если что-то и так неплохо работает — зачем менять? Только самые творческие представители профессии всегда в поиске вариантов, которые могли бы сработать ещё лучше. Ну ещё использование не очень привычных пока дистанционных и гибридных форматов тоже вынуждает искать новые методы.
А вот для тех, кто работает в совсем новых сегментах обучения — EdTech и корпоративном секторе — устоявшихся подходов пока вообще нет. Поэтому вопрос поиска проверенных принципов и методик, их обобщения в методологию стоит очень остро.
Увы — но готового универсального для всех руководства не существует. Мало того, исследовательская работа по педагогике часто не дружит с практической работой педагогов. Поэтому практикам остаётся самостоятельно искать и анализировать, во‑первых, какие есть исследования, чтобы применять в работе только научно проверенные подходы (это называется доказательным образованием). Во‑вторых, искать пусть и не проверенные научно, но успешные в практике коллег новые методы. А если практики всё это пытаются ещё и обобщить, то они занимаются не чем иным, как методологией педагогики. Пожалуй, это путь любого творческого педагога и методиста образовательных программ.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен наличием связи индивида и культуры и означает, что освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.
Человек живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Отсюда и обусловленность этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса, который состоит в обеспечении органичного сочетания таких процессов, как включение молодежи в мировую культуру и осуществление воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.
Антропологический подход впервые был разработан и обоснован К.Д.Ушинским. Он означает системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д.Ушинский к обширному кругу антропологических наук относил анатомию, физиологию человека, психологию, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию, историю. Он справедливо считал, что во всех этих науках излагаются, сравниваются и группируются факты, касающиеся человека, его развития.
Современная педагогика исходит из того, что указанные конкретно-методологические подходы педагогики позволяют:
- Вычленить действительные педагогические проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения.
- Дать возможность целостно, в единстве проанализировать всю совокупность образовательных проблем, установить их иерархию.
Прогнозировать наибольшую вероятность получения объективного педагогического знания.
Деятельностный подход
Деятельность представляет собой целесообразное преобразование человеком окружающей действительности. Начальная форма данного преобразования – это труд. Вся материальная и духовная деятельность человека является производной от труда и несет в себе его главную черту – творческая трансформация окружающего мира. Преобразуя мир, человек изменяется сам, проявляясь в качестве субъекта своего развития.
Формирование и проявление личности в деятельности личность – это еще не деятельностный подход. Деятельностный подход требует работы по определению и организации деятельности ребенка, по его переводу в позицию субъекта познания и труда. Это предполагает обучение ребенка выбирать цель и планировать деятельность, организовывать и регулировать ее, контролировать, проводить самоанализ и оценивать результаты деятельности.
Системный подход
Определение 2
Одним из базовых методологических принципов в педагогике является системный подход, который заключается в том, что самостоятельные элементы рассматриваются не отдельно, а в их взаимосвязи с другими.
Системный подход предоставляет возможность выявить общие свойства и качественные характеристики обособленных элементов, которые составляют систему. Системность – ключевая характеристика педагогических процессов и явлений.
Согласно системному подходу система характеризуется определенными особенностями, в частности:
- целостностью, когда свойства целого не сводятся к механической сумме всех его элементов, при этом каждый элемент имеет свое место и функции в системе;
- структурностью, при которой работа системы обусловлена не только особенностями отдельных компонентов, но и свойствами целой структуры;
- иерархичностью, когда отдельный элемент системы может рассматриваться как самостоятельная подсистема;
- взаимозависимостью между системой и средой, при которой система работает и развивается во взаимодействии со средой;
- множественностью описаний.
Подход к образовательным системам должен быть целостным. Педагогической системе нельзя навязывать способы поведения и развития. Необходимо выбирать и активно стимулировать один из возможных в определенных условиях вариантов, рассчитывая на самоуправляемый процесс.
Откуда путаница и что на самом деле изучает методология педагогики?
Что такое методология вообще — любая, а не только педагогическая? Это слово с древнегреческого можно буквально перевести как «учение о способах».
Философский энциклопедический словарь называет методологией систему «принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе». То есть уже здесь мы видим двойственность: методология — это, с одной стороны, принципы и способы организации какой-то деятельности (например, педагогики). А с другой стороны, методология — это учение об этих принципах и способах организации (то есть не просто о том, как фактически организована та или иная деятельность, а о том, как правильно выстроить её организацию с научной точки зрения).
Большая российская энциклопедия предлагает два понимания понятия методологии — в узком смысле и в широком. В узком смысле методология — совокупность процедур, приёмов и методов науки, объединённых в единую конструктивную программу и служащих средствами для постижения того или иного объекта научного знания. А в широком смысле — совокупность методов, используемых в той или иной области деятельности для реализации определённых целей.
То есть в узком смысле методология — чисто научное понятие, а в широком — это принципы и способы, на которых организована вообще любая деятельность, в том числе прикладная. Именно поэтому человек из науки и абсолютный практик, говоря о методологии, имеют в виду разное.
С точки зрения практиков методология педагогики — это то, как правильно организовать педагогическую деятельность, то есть как воспитывать и учить человека, опираясь на проверенные принципы и способы.
Фото: Jacob Lund / Shutterstock
Но педагогика — не только практика, а ещё и наука о воспитании и образовании человека. И с точки зрения учёного-педагога, методология педагогики — то, каким образом организована педагогика как наука, и одновременно это руководство по научной работе. То есть это учение о том, как получать, интерпретировать и систематизировать научные знания по педагогике. Если сказать конкретнее — руководство и рекомендации, как проводить научные педагогические исследования, а также как систематизировать полученные научные знания в теории и концепции.
Если совсем коротко и просто, то для педагогов-практиков методология педагогики — это система знаний о том, как правильно воспитывать и учить, а для педагога-учёного — система знаний о том, как правильно провести исследование и написать научную работу по педагогике, а также о том, как вообще в целом устроена наука педагогика.
Когда пишут про методологию в научной литературе, там, конечно же, обычно подразумевают как раз научное познание. Определение методологии педагогики, которое в России можно считать классическим, сформулировали Михаил Данилов и Володар Краевский. Его привела в своей статье, которую мы упомянули выше, Наталья Коршунова:
«Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
Методология педагогики – это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность.
Основой методологии педагогической науки в широком смысле является философия. Именно она определяет общий подход, направленность, указывает метод познания педагогических явлений. Долгое время педагогика являлась частью философии. Следствием этого стало ее развитие под влиянием двух основных философских концепций. Одна из этих концепций связана с именами древнегреческих философов Сократа и Платона. Они считали, что решающим в развитии человека является его внутренняя природа, поэтому внешние условия играют в формировании личности второстепенную роль. Гераклит, Демокрит и Эпикур сформировали противоположную точку зрения. По их мнению, формирование человека связано с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни.
Данные подходы лежат в основе разработки и современной педагогической теории. Неслучайно в педагогике до сих пор существуют противоречивые теоретические идеи по вопросам развития человека.
Методологию педагогики в узком смысле составляют конкретно-методологические подходы, лежащие в основе педагогических исследований. Это:
- целостный
- личностный,
- деятельностный,
- полисубъектный,
- культурологический,
- этнопедагогический,
- антропологический подходы.
Целостный подход в педагогике появился в противовес функциональному, при котором педагогический процесс изучается с точки зрения его отдельных сторон: обучение дает известную сумму знаний и умений, а воспитание – формирует нравственное сознание и прививает социально желаемое качество, иначе говоря, учитель учит, а воспитатель – воспитывает.
Необходимость целостного подхода в педагогике определяется тем, что личность воспитанника не формируется по частям. Она существует и, соответственно, должна восприниматься как целостность. Отсюда требование: при организации педагогического процесса ориентироваться на целостные характеристики личности.
Личностный подход в педагогике означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий.
Признано, что деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности. Отсюда необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике деятельностного подхода. Сущность деятельности людей – преобразование окружающей действительности, при этом человек преобразует и самого себя. Однако признание самого факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, недостаточно. Необходима организация деятельности ребенка: обучение его целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов.
Полисубъектный (диалогический) подход предполагает рассмотрение личности как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. Отсюда совершенно справедливо вытекает утверждение, что личность есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми
В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса, которые являются важнейшими источниками духовного развития личности
Понятие методологии
Развитие науки возможно при постоянном пополнении ее новыми фактами. Для накопления и объяснения данных фактов необходимы научно-обоснованные методы исследования, зависящие от теоретических принципов, получивших название «методология».
Часто понятие «методология» воспринимается как что-то абстрактное и далекое от реальной образовательной практики. Это не так, потому что методология представляет собой систему принципов и способов организации, построения теоретической и практической работы.
Определение 1
Методология педагогики – наука о методах, которая ориентирована на внутренние механизмы, логику развития и организации педагогического процесса. Методология основывается на научных идеях, которые определяют смысл всей педагогической деятельности, способы личного и профессионального самоопределения субъектов педагогической науки в постоянно меняющейся социо-культурной ситуации.
Научная методология любой науки и практической деятельности, построенной на ее основе раскрывается через специфические, самостоятельные подходы. В педагогике такими подходами являются:
- системный,
- личностный,
- культурологический,
- деятельностный,
- этнопедагогический,
- полисубъектный,
- антропологический.