8 ужасных привычек маленьких детей, которые являются нормой

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.

Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.

Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.

Предоставлять свободу

Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Подключайте награду

Награда важна на первых этапах формирования полезных привычек у детей. Это помогает детскому мозгу зафиксировать в памяти новую последовательность действий.

Часто думают, что привычке всегда должна сопутствовать награда. Но на самом деле достаточно подключать её поначалу. Длительность можно определять самостоятельно — вы сами поймёте, когда дело тесно войдёт в жизнь ребёнка, и вознаграждение уже не понадобится. Например, маленьким детям всегда дарят игрушку после посещения стоматолога в клинике

Но когда ребёнок подрастает, привыкает к походам к зубному и осознаёт важность процедуры, подарок становится необязательным

Важное правило: если уже пообещали награду, обязательно давайте её ребёнку. Не противоречьте своим действиям, чтобы не загубить формирование привычки

Похвала, когда ребёнок не забывает выполнить нужное действие, — тоже своеобразная награда. Поощряйте ребёнка, чтобы дополнительно его мотивировать. 

Каша-размазня

Как проявляется. В 7-9 месяцев у ребенка появляется новое развлечение — размазывать еду по лицу, по столу, по волосам, но только не отправлять ее в рот. Малыш вдруг обнаруживает, что если похлопать по каше ложкой, брызги разлетаются во все стороны. Кроха изучает свойства разных продуктов и консистенцию пищи — жидкая, твердая, кашеобразная. К тому же пока еще так мало вещей ему подвластны, а в игре с едой он диктует свои правила.

Что предпринять? Подавите в себе желание отобрать ложку и быстренько накормить кроху, иначе у него может пропасть желание учиться есть самостоятельно. Просто исподволь направляйте ложку ребенка в сторону рта и не обращайте внимания на лужицы из каши и крошки. Обязательно хвалите малыша! К 2 годам он начнет есть аккуратнее.

Опасна ли яктация?

Специалисты отмечают, что яктация не несет никакой опасности ребенку. Явление не сказывается на умственном или физическом развитии. В том случае, если со временем проблема не исчезнет, то она может становиться причиной дискомфорта для ребенка, ведь будет проявляться тогда, когда он находится в социуме. Реакция посторонних на такое явление может быть неоднозначной. Поэтому если вы заметили нечто подобное, и шатание или раскачивание не проходит, то лучше обратиться к специалисту и попробовать как можно быстрее решить вопрос.

Когда родители умеют управлять своими эмоциями и понимать эмоции детей, это становится залогом здоровой атмосферы в семье. Курс «Эмоциональный интеллект» помогает разобраться с эмоциями и чувствами и научиться ими управлять.

Какие факторы провоцируют РПП

Специалисты выделяют несколько наиболее частых «спусковых крючков» пищевых расстройств.

Стандарты глянцевой красоты

Массовая культура последних нескольких десятилетий внесла очередные коррективы в стандарты красоты, и всё больше девочек-подростков стремятся к недостижимой «идеальной» худобе. Благодаря кинематографу и рекламе мы считаем, что красивая девушка обязательно должна быть худой, не иметь ни единого волоса на теле, кроме головы, питаться салатами и не притрагиваться к еде после шести.

Масло в огонь нездорового восприятия женского тела подливают тематические паблики во «ВКонтакте», чаще всего рассчитанные на женскую аудиторию: «90–60–90», «40 кг», «Типичная анорексичка». Наряду с вполне нормальными тренировками и советами по питанию можно встретить нездоровые диеты, на которые подсаживаются множество школьниц: например, в попытке угнаться за стандартами на протяжении нескольких дней рекомендуется есть только шоколад и пить воду.

Но в последние годы набирают популярность альтернативные тенденции. Медиа и телевидение начинают пропагандировать принятие себя. Крупные бренды приглашают на съёмки людей с разным цветом кожи, весом, ростом. В соцсетях запускают флешмобы: например, призывают публиковать свои естественные фотографии с хештегом #nofilter. Тенденции не могут не радовать: такая позитивная культура восприятия тела помогает подросткам справляться с переходным периодом и принимать любые внешние изменения, а также быть толерантнее к людям, не похожим на них самих.

Неосторожные комментарии окружающих

Большинство историй, которые рассказывают люди, страдающие РПП, начинается с того, что в детстве или раннем подростковом возрасте кто-то бросил им обидные слова. Фраза одноклассника «Ты жирная», комментарий бабушки «Куда тебе добавку, щёки вон уже какие», реплика подруги «А где у тебя талия вообще» — могут спровоцировать тяжёлое психологическое расстройство на много лет вперёд.

Сейчас расстройство пищевого поведения начинается с 8–10 лет. Уже с детства подростки в нездоровой степени озабочены худобой. В основном это девочки, но РПП встречается и у мальчиков.

Отсутствие эмоциональной связи с родителем

Иногда еда становится единственным способом взаимодействовать с мамой или папой и получать от них любовь. Ребёнок хочет поесть в полночь — ему готовят, хочет пирожков — ему пекут. Нет никакой другой близости, кроме коммуникации «хочу поесть — дают».Тогда ребёнок выстраивает логическую цепочку: еда — это любовь. В более взрослом возрасте он самостоятельно утешает себя, заедая стресс. Характерное проявление такого пищевого расстройства — специальные ритуалы, например традиция объедаться после тяжёлой недели.

Нездоровые пищевые привычки в семье

Например, члены семьи привыкли есть, уткнувшись в гаджеты. Это способствует перееданию, так как человек не концентрируется на процессе приёма пищи и не осознаёт, когда произошло насыщение.Или родители наказывают и поощряют ребёнка едой: «Не доешь — из-за стола не выйдешь», «Доделай домашку, и разрешу съесть шоколадку». На самом деле еда не должна быть способом унижения или награды.

Постоянно задает один и тот же вопрос

Ваш ребенок не просто повторяет одно и то же слово снова и снова, он требует вашей реакции. Иногда мамы не могут понять, чего хотят их дети, и дети расстраиваются, если не получают ответа. Такое поведение может свести с ума даже самых спокойных родителей.

Что происходит: 

Повторение — лучший способ вспомнить, как и когда используется то или иное слово, и как его значение меняется в зависимости от ситуации и времени. Дополнительно ребенок тренирует свою интонацию.

Что делать:

Имейте в виду, что повторение — это шаг к овладению речью. Поощряйте своего ребенка, говорите с ним больше: «период повторения» закончится, а вот ваша негативная реакция может вызвать проблемы в будущем.

А ну-ка подними!

Как проявляется. Если раньше, роняя погремушку, малыш думал, что она навсегда исчезла, то к 9-10 месяцам он догадывается, что игрушка существует даже тогда, когда он ее не видит. И он начинает без конца ронять, то есть «терять» разные предметы и с нетерпением ждет, когда же мама их вернет. Заодно кроха устанавливает причинно-следственные связи: я уронил, мама подняла, я бросил, предмет упал. Но порой он этим злоупотребляет.

Что предпринять? Чем активнее вы участвуете в этой игре, тем больше нравится ребенку развлекаться именно таким образом. Как только вы перестанете поднимать и возвращать брошенное малышу — игра закончится, интерес крохи угаснет. Если малыш начинает ронять предметы во время еды — значит, он наелся и готов приступить к следующему пункту дневной программы. Чтобы каждый раз не наклоняться за «потерянными» игрушками, привяжите их на ленточки и покажите ребенку, как самостоятельно подтягивать их к себе.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Часто просыпается ночью

Ваш ребенок ложится спать и обычно просыпается в одно и то же время каждое утро, но внезапно он начинает просыпаться в 3 часа ночи и даже плачет. Чем чаще это происходит, тем сложнее смириться с этой привычкой.

Что происходит: 

Нарушения сна обычно возникают из-за эмоций и новой информации, получаемой в течение дня. Если ребенок не хочет спать, он, вероятно, испытал сильные эмоции вечером. И иногда овладение новыми навыками может также вызвать перевозбужденное поведение: детские психологи считают, что дети хотят испытать свои новые навыки настолько сильно, что готовы пожертвовать своим сном.

Что делать:

Сначала попробуйте спланировать все свои мероприятия на первую часть дня. Если ваш ребенок все еще не хочет спать по ночам, не сходите с ума. Проведите некоторое время с вашим ребенком, он, вероятно, успокоится через несколько минут и вернется в кровать.

Привычка все тянуть в рот

Привычка все тянуть в рот в норме сохраняется не дольше 2,5 лет. Если ребенок старше этого возраста, его нужно срочно отучать от данной привычки. Вот советы, которые могут вам в этом помочь:

1. Если запрещаете брать в рот посторонние вещи, то делайте это всегда и солидарно со всеми членами семьи. Ребенок должен четко уяснить, что этого нельзя делать никогда, и никто не станет на его сторону, разрешая эту привычку.

2. Всегда рассказывайте ребенку, для чего предназначен тот или иной предмет. Если ребенок нашел на полу или под мебелью какой-то незнакомый маленький предмет (пуговицу, скрепку, колпачок от ручки, монетку и т.п.), то объясните ему, для чего он нужен и какую роль играет в обиходе.

Теперь предложите малышу вернуть предмет на свое законное место (пришейте пуговицу, скрепите скрепкой бумаги, наденьте колпачок на ручку, положите монетку в кошелек или копилку).

3. Не пытайтесь отобрать у ребенка найденную или взятую им вещь, а просто на своем примере покажите, как пользовать аналогичной вещью.

4. Все опасные для здоровья предметы всегда храните в недоступных для ребенка местах. Это относится к лекарствам, бытовой химии, иголкам, булавкам, батарейкам и т.п.

5. Учите ребенка приносить и отдавать вам найденные им вещи, всегда хвалите его за находку.

6. Не покупайте ребенку мелкие игрушки до трех лет, как этого требуют общие правила безопасности.

7. Если ребенок уже взял мелкий предмет в рот, без паники и криков попросите его открыть рот и показать вам, что у него за щечкой, под язычком и т.д.

Теперь попросите малыша достать изо рта помещенный туда предмет. Чаще всего дети глотают мелкие предметы как раз по причине паники их родителей, когда те заметили во рту ребенка инородное тело и начали суетиться.

Не уходи, а то заплачу!

Как проявляется. Между 10 и 12 месяцами малыш остро переживает даже кратковременное расставание с мамой. Ведь он уже представляет ее мысленно даже тогда, когда мамы нет с ним рядом. Стоит ей пропасть из поля его зрения, как кроха думает, что разлука надолго, и поднимает возмущенный крик.

Что предпринять? Отлучаясь из комнаты, продолжайте разговаривать с малышом. Услышав ваш голос, он поймет, что мама рядом. Возвращаясь, обязательно сообщите об этом: «Я снова к тебе пришла, вот здорово!» Когда нужно уйти из дома, попросите взрослого, который останется с крохой, прийти пораньше, чтобы ребенок успел привыкнуть к переменам. Обязательно попрощайтесь с ним, поцелуйте, попросите помахать ручкой и расскажите, что скоро вернетесь. Трудные расставания могут продолжаться вплоть до детского сада, но дети, которые периодически остаются дома еще с кем-то кроме мамы, легче переживают разлуку.

Ой… уполз

Как проявляется? К 9-12 месяцам малыш освоил перевороты, ползание, и просто лежать во время одевания или смены подгузника ему уже скучно. Вот он и использует каждую минутку, чтобы потренировать свои умения подтягиваться, переворачиваться, вставать на четвереньки. Это тем интереснее, что каждый раз перед ребенком мир открывается с другого ракурса.

Что предпринять? Попытайтесь его отвлечь, а еще лучше переодевать малыша на полу. Таким образом вы снизите риск получения травмы при попытке крохи «убежать» от вас. Можно также попробовать переодеть ребенка прямо на бегу.

Больше полезных материалов о поведении малышей — в нашем канале на .

Причины яктации

Яктация может возникать в результате самых разных причин. К числу основных из них можно отнести:

  • Ребенок ощущает дискомфорт эмоционального характера. Довольно часто вместе с этим наблюдаются еще и проблемы со сном.
  • Такое упражнение помогает ребенку быстро расслабить мышцы и снять напряжение.
  • Младенец подготавливает вестибулярный аппарат к тому, что вскоре поменяется двигательный процесс. Он может начать ползать или даже ходить.
  • Организм не получает достаточное количество витамина D, что может стать также причиной развития рахита в дальнейшем.
  • Упражнение позволяет устранить разного рода боль.
  • Причиной может оказаться слишком высокое внутричерепное давление.
  • Яктация часто возникает в результате пережитой гипоксии, которая могла быть спровоцирована во время родового процесса.

Визуализируйте привычки

Чтобы эффективней сформировать привычку, ведите учёт действиям ребёнка. Превратите это в увлекательный челлендж — распечатайте трекер привычки и повесьте на видное место, например, холодильник. Каждый раз при выполнении действия ребёнок поставит галочку. 


Пример трекера привычек‍

Можно придумать награду за определённое количество галочек на неделе. Например, если ребёнок каждый день выпивал два литра воды, на выходных получит подарок

Замечаете, что ребёнок хитрит ради получения награды? Вместе посмотрите мультфильм про то, как важно это делать. Напоминайте ребёнку поддерживать водный баланс в течение дня

Обращайте его внимание на то, когда сами пьёте воду. Всё это поможет ребёнку втянуться в новый режим

<<Форма курс 5-11>>

Общие закономерности

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств

Тогда внимание акцентируется на основном заболевании

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Плачет без причины

Сегодня вы не позволили своему ребенку посмотреть мультфильм и он начал рыдать, за что вы его наказали. Но вы не учли тот факт, что вчера вы позволили ему смотреть мультфильмы в течение 3 часов, просто чтобы он вас не отвлекал.

Что происходит: 

Дети всегда помнят правила игр (особенно, если они заинтересованы в этих играх), и они действительно не понимают, почему ситуация меняется. Таким образом, ваша неспособность удовлетворить их потребности заставляет их чувствовать разочарование.

Что делать:

Будьте логичны, когда дело доходит до ограничений. Не меняйте правила только потому, что вы сильнее и можете это сделать. Установите универсальные правила и следуйте им вместе со своим ребенком.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.

Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок

Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.

Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя

Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.

Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий