Пальчиковые игры для малышей от 3 месяцев до года

Пастушок

Вышел, вышел пастушок на лужок, Он собрал, созвал буренок в кружок, Наказал им никуда не ходить, А, коль волк придет, его разбудить. Посчитал коров и сладко зевнул Да под белою березкой уснул.

Один из пальчиков малыша становится пастушком. Положите руку ладонью вверх. Пастушок ложится под любой из четырех березок-пальчиков. Большой палец в игре не участвует. Березка наклоняется к пастушку и пытается до него дотронуться: »Не спи!«. Малыш должен успеть убрать пальчик и лечь под другую березку.

Когда малыш освоится в игре, разбуженный пастушок становится березками, то есть игроки меняются ролями.

Какое влияние пальчиковая гимнастика и игры оказывают на ребенка?

Малыш будет развивать свои речевые навыки, стараться лучше, четче и быстрее произносить слова и звуки

Это важно для развития у него правильной речи

Влияние на усидчивость и внимание. Заинтересовав ребенка игрой или гимнастическими упражнениями, вы заметите, что он наблюдает за действиями спокойно, сидя на одном месте и пытаясь запомнить, что вы ему показываете. Пальчиковая гимнастика полезна для того, чтобы ребенок учился контролировать свои движения

Пальчиковая гимнастика полезна для того, чтобы ребенок учился контролировать свои движения

Это своеобразный способ познать мир, научиться взаимодействовать с окружающими людьми, а также предметами, что не менее важно. Благодаря таким играм ребенок учится воспринимать не только мир, который окружает его, но и себя в этом пространстве. В ходе игры ручки малыша могут превратиться в кого угодно, от маленькой птички до большого медведя

Благодаря этому у него развивается воображение и фантазия. Играя в игры подобного плана, вы сможете развить в малыше творческие способности, что, несомненно, окажет благоприятное воздействие на его мироощущение в будущем, а также поможет принять себя как личность

В ходе игры ручки малыша могут превратиться в кого угодно, от маленькой птички до большого медведя. Благодаря этому у него развивается воображение и фантазия. Играя в игры подобного плана, вы сможете развить в малыше творческие способности, что, несомненно, окажет благоприятное воздействие на его мироощущение в будущем, а также поможет принять себя как личность.

Движения в играх нужно выполнять в правильном порядке. Ребенку нужно будет запоминать это, а значит, он будет задействовать свое логическое мышление. Таким образом, пальчиковые речевые игры в самом раннем возрасте формируют ребенка, развивают логическое, творческое, аналитическое и другие виды мышления, способствуют развитию речи, восприятию окружающего мира и себя в нем. Несмотря на кажущуюся простоту, пальчиковые развивающие игры оказывают положительный эффект на развитие ребенка в целом. Также игры определенным образом формируют характер и личность еще маленького карапуза.

От простого к сложному

Занятия должны быть разнообразными и соответствовать возрасту ребенка. Вы можете надеть на ручку малыша 3 месяцев медведя для игрушечного кукольного театра, долго объяснять ему, как пошевелить лапками и головой животного, и в результате получите только слезы. С 2 месяцев до полугода младенец еще не способен к подобным действиям, он может похлопать в ладоши, помахать ручками, потрогать и взять какой-то предмет. В это время можно играть с ним в потешки для самых маленьких: «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Лапки-царапки». Сначала все сложные движения выполняет мама, взяв ручку грудничка своей рукой, и постепенно ребенок начнет выполнять движения сам.

Рисунок 1. Шаблоны из бумаги (курочка ряба)


Приобретите или сделайте сами игрушки, требующие точных движений пальцев:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • конструкторы;
  • небольшие шарики разной фактуры;
  • кармашки и сумочки с различными застежками.

Пальчиковые игры для малышей не ограничиваются годовалым возрастом. Когда ребенок станет старше, нужно подбирать более сложные и интересные сюжеты и продолжать занятия. Со временем малыш начнет развивать кисти другими способами – он займется рисованием, конструированием, рукоделием. Когда заметите, что предложение поиграть пальчиками не вызывает интереса, можете прекратить

Но если вдруг пятилетний ребенок сам захочет поиграть в «Ладушки», ни в коем случае не отказывайте ему: мамино внимание и контакт с ней нужны детям в любом возрасте

Способы проведения пальчиковых игр

Здесь не существует правил – они рождаются стихийно и подходят детям разного возраста. Это веселое времяпровождение позволяет еще, и развить речь ребенка, его мелкую моторику. Гармоничное и всестороннее развитие личности нуждается в чередовании таких движений, как расслабление и растяжение, сжатие. Сначала дети учатся складывать различные фигуры при помощи правой руки, а позже — левой. Лишь закрепив полученные навыки, переходят к следующему шагу — использование обеих рук.

Малыш еще не может проговаривать считалочку (стишок). Главное, чтобы он сумел повторить движения, показанные взрослым. Подобные игры учат ребенка справляться со своими пальцами, быстро менять их положение. Результат зависит исключительно от частоты занятий. Чем они чаще, тем виднее окажется полученный результат.

Важно и тесное (теплое) общение с родными людьми. Ведь мама берет кроху на ручки и сажает к себе на колени. Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает

Положительные эмоции обеспечены

Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает. Положительные эмоции обеспечены.

Придумайте что-то яркое и необычное – разукрасьте пальцы или наденьте цветные колпаки. Так, стимулируются творческие способности. Малыш придумал новое движение, подходящее к тексту? Его необходимо похвалить за находчивость.

Привлечь внимание ребенка можно веселой детской музыкой. Песенки не только вызовут у него интерес, но и позволят более эффективно провести игровое время, используя новые упражнения. Стоит предложить годовалому крохе:

Стоит предложить годовалому крохе:

  • поиграть маленькими металлическими шариками, перекатывая их между пальчиками;
  • собрать предметы в тарелочку;
  • сложить пирамидку или рамку-вкладыш.

Такие игры способствуют развитию силы и ловкости.

Ребенок способен произносить уже несколько фраз или слов? Пора вводить игры, увеличивающие его словарный запас и способные улучшить память, развить внимательность.

Более подробно о методах и особенностях развития памяти у малышей, можно узнать здесь: Как развивать память у ребенка в 5 лет: методы и особенности  

После полутора лет можно дать малышу фломастеры, мел или карандаши. Пора знакомиться с усложненными заданиями, цель которых – развить тонкие движения детских пальчиков:

  • разложить предметы по размеру или форме, цвету;
  • перебрать фасоль или крупы;
  • поиграть с водой или песком;
  • снимать или надевать рукавички;
  • нанизать на проволоку макароны-бусины;
  • завязать или развязать шнурок, пояс;
  • застегнуть пуговицы.

Отличительна черта пальчиковых игр – сопровождение всех действий стихами, которые завораживают малыша и легки для запоминания. Ритмичность и постоянный порядок слов – вот что очаровывает его.

Для детей

Оглавление

Дети, которые учатся писать, иногда жалуются на боли в мышцах и пальцах. Это понятно: до сих пор мышцы рук и пальцев ребенка не имели такой нагрузки. Проблемы можно легко предотвратить, размяв пальцы перед тем, как писать. Вы можете начать разминку, сжимая кулаки и вытягивая пальцы. Аналогичное упражнение — сгибать пальцы в суставах, не сжимая кулаки. Эти два упражнения выполняются медленно и спокойно.

Ребенок может, держа руку в воздухе, сгибать и выпрямлять пальцы один за другим. Ещё можно выполнить это действие сразу на обеих руках.

Также можно сделать шарик с бумаги, имитировать набор на клавиатуре, слегка вдаряя пальцами о стол.

Братья-лежебоки

Солнце красное взошло,

Лежебок будить пришло.

Ладошка малыша лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырьте пальцы как лучики солнышка и »посветите« над спящими братцами.

Первым старший брат проснулся,

Приподнялся, потянулся.

Только встать с перины лень,

Впереди ведь целый день.

Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик малыша вверх, остальные лежат на столе.

Снова он в кроватку лег

Положите его обратно.

И толкнул соседа в бок.

Постучите три раза большим пальчиком малыша о его указательный пальчик.

Вот и брат второй проснулся,

Приподнялся, потянулся.

Только встать с перины лень,

Впереди ведь целый день.

Снова он в кроватку лег

И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте с указательным пальчиком.

Вот и третий брат проснулся,

Приподнялся, потянулся.

Только встать с перины лень,

Впереди ведь целый день.

Снова он в кроватку лег

И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте со средним пальчиком.

Вот четвертый брат проснулся,

Приподнялся, потянулся.

Только встать с перины лень,

Впереди ведь целый день.

Снова он в кроватку лег

И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте с безымянным пальчиком.

Вот и младший брат проснулся,

Вот поднялся, потянулся

Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик малыша.

И сказал: »А ну давайте,

Братцы милые, вставайте!«

Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик.

Тут уж братцы все проснулись,

Поднялись да потянулись

Поднимите все пальчики малыша своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх.

И кричат: »Ура! Ура!

Нам же завтракать пора!«

Переверните ручку малыша тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите.

Наварили кашки,

Сели возле чашки.

Поводите своим указательным пальцем по середине ладошки малыша кругами.

Первый кашку ел – хвалил,

Второй кашку ел – пролил,

Третий кашки съел немножко,

А четвертый четверть ложки.

Нагните большой пальчик малыша к его ладошке, а потом выпрямите. То же самое проделайте со всеми, кроме мизинца.

Пятому – какая жалость –

Кашки вовсе не досталось.

Целый день он горевал:

«Ну зачем же я вставал!»

Возьмите мизинчик малыша за кончик и поводите из стороны в сторону, как будто он очень расстроился.

Составление и обработка. Олеся Емельянова. 2000 г.

Пальчики-зайчики (театр на ладошке). Комплекс пальчиковых упражнений для детей от 2 до 7 лет. Включает 14 упражнений-потешек в стихах на мелкую моторику и координацию с иллюстрациями и подробным пошаговым описанием.

Настольная игра своими руками «Секретики». Настольная игра для малышей от 1,5 до 6 лет, способствующая развитию мелкой моторики пальцев рук, речи и творческих способностей.

Настольная игра «Пальчиковый тренажер». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет для тренировки координации движений и мелкой моторики пальцев рук.

Настольная игра «Я рисую». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет для развития мелкой моторики пальцев рук.

Настольная игра «Буквы и цифры». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет для развития мелкой моторики пальцев рук и обучению написанию букв и цифр.

Настольная игра «Дело мастера боится». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет с пальчиковой гимнастикой про профессии и орудия труда.

Настольная игра «Забавушки». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет с пальчиковыми играми для двоих участников.

Сборник русских народных потешек «Ладушки-ладушки». Традиционные потешки для самых маленьких про реву-корову, козу рогатую, котеньку-кота, веселых гусей, сороку-ворону, серенького волчка и сову – большую голову.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.

Сказки и басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Пальчиковые игры для малышей 6-12 месяцев — давайте поиграем

На базаре

Бывает, малыш стремится выдернуть из рук взрослого свои пальчики. Тогда попробуйте вот такой вариант потешки, а сам массаж делайте не так активно.

Поглаживайте и щекочите ручки крохи. Старайтесь пощекотать крошкины ладошки.

Вытяните по одному пальчику из каждого кулачка, если малыш опять отдергивает ручки, то поиграйте в пальчиковые пятнашки: весело повторяйте слова потешки и старайтесь  схватить за кончики по одному пальчику.

В итоге малыш позволит вам схватить хотя бы по одному пальчику на каждой ручке. Как сказано в потешке – это «ребенок», поэтому нежно погладьте пальчик, согните и разогните его.

Сорока – белобока

Указательным пальчиком правой ручки малыша водите по его левой ладошке:

.

Сгибайте каждый пальчик поочередно, кроме мизинчика:

Теперь разгибайте  пальчики в ритме потешки:

Эту потешку, наверное все знают, но она особенно нравится малышам, поэтому мы и напоминаем такой классический вариант. Есть еще несколько вариантов классической «сороки», но их вы увидите в видео-формате. Совсем скоро мы предложим вашему вниманию видеоуроки по пальчиковым играм.

Ладушки — 1

Тоже очень известная и горячо любимая детками потешка. Мы хотим лишь ее напомнить вам. Итак, взрослый  берет ручки детки в свои и выполняет движения.

Ладушки — 2

Ладушки -3  

Получается очень веселый вариант.

Заинька, беленький

Малыш сидит у вас на коленях  или рядом. Соберите пальчики ребенка в кулачок. Выставите вверх указательный и средний пальцы.

Идет коза рогатая

Эта потешка тоже известна, наверное, всем, и всеми была любима в глубоком детстве. Напоминаем вам ее, так как ваши детки будут от нее в таком же восторге!

Сидит белка на тележке

Малыша лучше всего положить у себе на колени или рядом с собой. Если ребенку больше семи месяцев, то посадите его к себе на колени, а голову отклоните на свое плечо.

. (Гладим большими пальцами по ладони малыша и сжимаем ее в кулачок.)

С помощью этой потешки можно проводить гимнастические упражнения со стопами малыша. Такое веселое занятие — прекрасная профилактика плоскостопия.

Вот такие веселые пальчиковые игры для малышей 6-12 месяцев. Это далеко не все, мы будем продолжать публиковать игры для малюток.

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости блога «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Едут, едут бабка с дедом

Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет.

Едут, едут бабка с дедом!

Просуньте мизинец в первое окошко между ми-зинцем и безымянным пальцем со стороны ладони.

Нет, то скачет конь с соседом.

Положите на мизинец безымянный палец (теперь из окошка выглядывают двое).

Нет, то два мешка с овсом.

Положите на безымянный средний палец.

Нет, то кот дерется с псом.

Положите на средний указательный палец.

Ну чего же так кричать,

Если некого встречать?

Просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из »окошка«.

Едут, едут бабка с дедом!

Нет, то пастушок с обедом,

Нет, то водят хоровод,

Нет, то снова пес и кот!

Ну чего же так кричать,

Если некого встречать?

То же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами.

Едут, едут бабка с дедом!

Едут папа с мамой следом!

И подарков целый воз!

А за ними кот и пес!

Ну чего же зря кричать?

Побежали их встречать!

То же самое, но пальчики выглядывают в третье »окошко« между средним и указательным пальцами.

После этого все пальцы убираются и вместе с рукою «выбегают» через «дверь» между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками.

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.

Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

Пальчиковая гимнастика для 3-4-летних детей

Кошачьи лапки. Очень простенькая игра, доступная самым маленьким. Ребенок выставляет ручки перед собой. Он котенок. На счет раз согнуть пальчики так, чтобы они касались только верхней части ладони. Это котенок выпустил коготки. Такое движение тонизирует все фаланги пальцев. На счет два ребенок выпрямляет растопыренные пальцы, сопровождая действие довольным «Мяу!».

Раскрывается бутон. Расскажите и покажите дошкольнику, как бутон превращается в цветок. Пока цветок спит, он похож на сомкнутые округлые ладони, прижимающиеся друг к другу основанием кисти и кончиками пальцев. Как только солнце взошло, лепестки медленно начинают раскрываться.

Инструкция. Сомкнуть мягко округленные ладони. Начать движение пальчиками так, чтобы кончики пальцев все удалялись друг от друга, пока бутон не раскроется полностью. Затем нужно пошевелить пальчиками, как будто лепестки цветочка танцуют под дуновением ветерка. Но наступает вечер и цветок засыпает, вновь превращаясь в бутон.

Гусеница. В этой игре ладошки ползут, словно гусеница, по поверхности. Сначала нужно потренироваться с каждой рукой по отдельности, а затем можно выполнять действия одновременно обеими руками.

Инструкция. Положить ладонь на поверхность, немного согнуть средний пальчик и упереться кончиком. Опираясь на этот пальчик, подтянуть ладошку к пальцам. Все пальчики переставить вперед и прижать ладонь к поверхности. Движения вновь повторяются, а рука перемещается по столу, что забавляет ребенка.

Игра «Мы делили апельсин». Данная игра сопровождается азартным стишком. Сначала рука сжата в кулак, а затем при выделении каждой дольки отгибается один пальчик, начиная с мизинчика.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для чижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят.

Эта долька для бобра, а для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

Дольки заканчиваются быстро. Чтобы продемонстрировать кожуру для волка, ребенок поворачивает округленную ладонь тыльной стороной кверху и поглаживает руку. Показать сердитого волка удобно так: ладони соприкасаются основанием, пальцы немного согнуты и постукивают по пальцам другой руки, как волчьи зубы. В концовке пальцы «разбегаются» по столу или любой другой поверхности.

Развивающие игры для детей 6-7 месяцев

Книги. Покажите малышу книги с большими яркими иллюстрациями. Пусть грудничок узнает на страничках книги некоторых животных (например — если у него есть игрушка-собачка, то он может отыскать такое же животное на иллюстрации).

«Хватай игрушку». Возьмите игрушку, которую держит малыш, и потяните ее к себе. Ребенок попытается удержать ее, таким образом развивая мелкую моторику рук.

Мячи. Небольшой надувной мячик послужит хорошей игрушкой для развития внимания и моторики.

«Попрыгаем?» Дети в 7 месяцев могут стоять на ножках, если родитель поддерживает его. Держите малыша и напевайте веселую песню — пусть ребенок немного попрыгает и поприседает.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.

Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)

Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори

Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).

Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др. , — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

Примеры

Настройтесь на игру. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет помогать своему малышу некоторое время. Затем карапуз самостоятельно сможет руководить процессом.

Не стоит спешить. Игра должна быть, прежде всего, комфортной для ребёнка.

Игра «Дятел»

(Правая рука изображает дятла, а левая — дерево).

Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.

(Поменяйте руки. Теперь правая рука — дерево, а левая – дятел).

Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.

Игра “Указочка”

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Покажите, как моргать глазками).

Могут глазоньки моргать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

Ручки всё хватать, хватать.

Слова для игры «Мышонок»

Игра «Муха»

(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).

Вот летела муха.

(Муха приземляется на другую ручку).

На варенье села.

(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).

Вымазала брюхо.

(Муха улетает).

Дальше полетела.

Игра «Улитка»

(Согните правую ручку. Придерживайте большим другие пальчики так, чтобы безымянный со средним были согнуты, а указательный и мизинец оставались в обычном положении).

Тычет рожками улитка.

(«Улитка» упирается в левую руку).

Заперта в саду калитка.

(Левая ручка пропускает улитку).

Пропусти домой улитку.

Слова для игры «Ути-ути»

Игра «Засыпалочка»

(Положите головку ребёнка на подушку).

На подушку головой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глажу, глажу лобик свой.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

Глазки закрываю.

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

Быстро засыпаю.

Игра «Котёнок»

(Покажите 1 пальчик малыша).

Я один шёл по дорожке.

(Покажите 2 пальчика).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите 3 пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

Ой, мы видели котёнка!

(Покажите 4 пальчика малыша).

У него четыре лапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

На лапках — острые царапки.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Один, два, три, четыре, пять.

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Нужно быстро убегать!

Слова для игры «Ладушки»

Игра «Гости»

(Делайте вид, что ваши пальчики бегут).

Гости к Кате прибежали.

Все друг другу руки жали.

(Соедините указательный и большой палец).

Здравствуй, Жора!

(Соедините средний и большой палец).

Здравствуй, Жанна!

Рад Серёжа.

(Соедините безымянный и большой палец).

Рад Снежана.

(Соедините мизинец и большой палец).

Не хотите ль пирожок?

(Сложите вместе ладошки).

Может коржик?

(Покажите две ладошки).

Иль рожок?

(Упритесь кулачками).

Вот драже вам на дорожку.

(Укажите на ладошке пальчиком).

Вы берите понемножку

(Сжимайте ручки в кулачок).

Все стряхнули быстро крошки.

(Стряхиваете с ручек крошки).

И захлопали в ладошки!

(Хлопаете ручками).

Игра «Комар»

(Водите вокруг ушка пальчиком).

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж.

(Водите вокруг носика пальчиком).

Летят осы вокруг носа, с-с-с.

(Дотроньтесь пальчиком до лобика).

Летит комар, на лоб — оп!

(Дотроньтесь ручкой до лобика).

А мы его хлоп!

(Зажмите кулачок и поднесите к ушку).

И к уху, з-з-з.

(Разожмите кулачок и подуйте на него).

Отпустим комара? Отпустим!

Пальчиковые игры: суть и предназначение

Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление

Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).

В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.

Самая распространённая пальчиковая игра – «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?

Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.

Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.

Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая – за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.

Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.

Пальчиковые игры для малышей до года

Пальчики малыша очень полезно укреплять с помощью массажа и гимнастики, используя забавные стишки.

1. “Клубочки”

Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы “мотает клубочки”. Постепенно эту игру усложняем и выводим “кончик ниточки” на каждый пальчик по очереди, приговаривая:

“Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.Ниточка-бабушке, ниточка-дедушке, Ниточка-маме ,ниточка-папеИ ниточка-деточке.”

2. “Подушечки”

Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:

“Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.Эта подушечка-для бабушки.Эта-для дедушки. Эта-для мамы, эта-для папы. А для детки-самая мягкая, самая маленькая”.

3. “Кормим птичку”

Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными “клювиком”, тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:

“Птичка, птичка,Вот тебе водичка.  (Водим “клювиком” по ладошке)Вот тебе крошки на маленькой ладошке.”  (Слегка пощипываем “клювом”)

4. «Муха»

В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:

“Вот летела муха.На варенье села.  (“Муха” садится на ладошку крохи)Вымазала брюхо.  (Погладить ладошку круговыми движениями)Дальше полетела.”  (Улетает)

5. Первые “Ладушки”.

Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:

“Хлопают ладошки у нашей крошки:Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки”.

6. “Ладошки-хлопошки”

Взрослый помогает малышу проделывать все движения.

“Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.Хлопали в ладошки, хлопали немножко.Кулачки сложили, кулачками били”.

7. “Ладушки-у бабушки”.

А эти ладушки, думаю, известны почти всем. Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:

“Ладушки, ладушкиГде были ?  (Руки разводят в стороны)У бабушки!  (Хлопок)Что ели ?  (Руки в стороны)Кашку!  (Хлопок)Что пили?  (Руки в стороны)Простоквашку!  (Хлопок)Попили, поели-шу! Полетели  (Взмахи руками)На головку сели”  (Ручки приблизить к головке).

8. “Сорока- белобока”

Эта игра тоже известна большинству, но я всё-таки напомню. Взрослый берёт ручку ребёнка в свою и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:

“Сорока – белобока, кашку варила, Деток кормила, Этому дала,  (Загибает пальчики)Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала  (Показывает на большой палец) (Поглаживая его, говорят):Он дров не рубил, Воду не носил, Печку не топил, Кашку не варил. Ничего не получил!”

Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр

1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.

2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, Они должны быть также чистыми.

3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.

4

Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы

5. Занятие должно продолжаться от 2 до 10 минут, это зависит от возраста крохи.

6. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.

7. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.

Сегодня я предложила некоторые пальчиковые игры для малышей до года.

И возможно, к первому годику своей жизни, а то и раньше, ваш кроха научится сам выполнять все эти движения руками и пальчиками.

В какие игры для развития мелкой моторики можно поиграть с детьми дошкольного возраста, читайте здесь.

Бабушкины пирожки

Стала бабушка гостей созывать,

Стала милая гостей созывать:

Возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке.

«И Тимоша приходи,

И Антоша приходи,

Да и Проша приходи

И Митрошу приводи.

Положите ладонь малыша тыльной сторо-ной вверх на свою левую ладонь, а правой ру-кой по очереди поднимайте по одному пальчи-ку малыша, начиная с большого за кончик вверх. После среднего поднимайте сразу и средний, и безымянный вместе (Прошу и Мит-рошу).

А уж Ванечка,

Моя лапочка,

Ну пожалуйста!»

Дойдя до мизинца, поднимите его и потере-бите за кончик несколько раз.

Стала бабушка гостей угощать,

Стала милая гостей угощать:

Снова возьмите руки малыша в свои и по-хлопайте ими в такт потешке.

«И Тимоше пирожок,

И Антоше пирожок,

Да и Проше пирожок,

И Митроше пирожок,

Положите ладонь малыша тыльной сторо-ной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди мягко нажимайте на подушечки пальчиков малыша, начиная с большого.

А уж Ванечке,

Моей лапочке,

Мятный пряничек!»

Дойдя до мизинца, нажмите на его кончик несколько раз.

Стала бабушка гостей провожать,

Стала милая гостей провожать:

Возьмите правую ручку малыша (или левую, если он левша) и помашите ей, словно он прощается.

«Прощевай Тимоша,

Прощевай Антоша,

Прощевай и Проша

Да и ты, Митроша.

Положите ладонь малыша тыльной сторо-ной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди заги-байте пальчики малыша к ладошке, начиная с большого.

А уж Ванечка,

Моя лапушка,

Посиди еще

Вместе с бабушкой».

Дойдя до мизинца, погладьте его от ладони к кончику несколько раз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий