Способ воздействия с помощью сказкотерапии
Сказкотерапевт предлагает несколько вариантов работы со сказкой. В любом случае происходит терапевтическое воздействие на сознание клиента. Основная возрастная категория воздействия – дети и подростки. Как правило, терапевт действует по определенному плану:
- рассказывание сказки специалистом для создания положительного настроения клиента перед дальнейшими действиями;
- сказкотерапевтическая диагностика (обсуждение рассказанной терапевтом истории, детальное рассмотрение рассказа);
- самостоятельное сочинение сказки самим клиентом.
Перед этим этапом клиент может нарисовать рисунок или сотворить скульптуру. В дальнейшем это поможет ему оттолкнуться от своего творения и придумать героев и сюжет. В то же время этот этап призван к творчеству, а при творении, как известно, человек выражает цветом и формами свое внутреннее состояние. Так, к примеру, если человек напряжен и переполнен негативом, его рисунок или аппликация будет ярких или темных тонов. В процессе сеанса негативные эмоции останутся в поделке, и мысли уже будут более просветленными. Если в конце занятия попросить нарисовать клиента рисунок, он будет более спокойных тонов, чем первый;
- подготовка к воплощению сказки в реальность (изготовление кукол для мини-театра). Создание кукол – героев, – помогает осознать внутреннюю проблему;
- воплощение сказки в реальное действие.
Это может быть как актерское отыгрывание (удобно для группового занятия), так и инсценирование при помощи кукольного театра.
Возрастные страхи и сказкотерапия
Существует ориентировочная классификация возрастных страхов, которым подвержены дети в дошкольном возрасте:
- 2-3 года – ребенок боится, преимущественно в ночное время, разных животных: крокодила, волка, медведя. Усугубить страх могут потешки и колыбельные с описанием «злых» животных.
- 4 года – малыши испытывают страх перед негативными сказочными персонажами (Баба-яга, злой царь и т. д.), также они боятся насекомых и пауков.
- 5-6 лет – появляются страхи стихийных бедствий, катастроф, несчастий. Особенно остро дети переживают, если видят что-то по телевизору или в мультике.
- 7-8 лет – возникает страх смерти и потери близких. Это глубокий страх, который дети не всегда осознают.
Метод сказкотерапии позволяет в игровой форме избавляться от разных страхов. Если правильно подобрана сказка, она может сделать чудо – «вылечить» ребенка от страха.
Типы сказок
Различают несколько типов сказок в зависимости от их цели, способа создания, их функций. Всего выделяют пять основных типов:
Художественная
Сюда относят авторские повествования, а также повести, передающиеся из поколения в поколение. Придуманные народами мира в различные временные промежутки, на сегодняшний день они с успехом используются психотерапевтами в психологической коррекции.
Народные сказки
Издавна их принято называть мифами, легендами. Это могут быть как истории об отношениях между животными и человеком (для детей), о бытовых ситуациях в отношениях семьи, сказки о перерождении и изменении (например, для людей с низкой самооценкой или детей, попавших в незнакомую, совершенно новую обстановку, например, новую семью), сказки страшилки (для переживания напряжения внутренне и подготовке к стойкому перенесению внешних тревог), сказки о волшебстве и чудесах (духовное развитие).
Авторские сказки
Как правило, применяются для тех, кто духовно устал, потерял силы и надежду на что-либо (победу над тяжелой болезнью, примирение с очень важным человеком и другое).
Дидактические
Используют для подачи учебного материала школьникам.
Психокоррекционные сказки
Обычно имеют определенную последовательность, план развития событий. Сюжет, как правило, немного схож с жизненной ситуацией клиента. В конце рассказ должен иметь мораль, подведение итога.
Психотерапевтические сказки
Такие рассказы направлены на жизненные ситуации, чувства, взаимоотношения, имеют глубокий смысл и заставляют задуматься над ним. Это могут быть как самостоятельно сочиненные авторские, так и старинные народные сказания.
Методы и средства сказкотерапии
К методам сказкотерапии относят:
Рассказывание сказки.
Совместное сочинение сказки. Участниками совместного сказкотворчества могут быть сказкотерапевт и ребенок, дети в группе, вся семья. Сочинение сказки может происходить с опорой на картинки сказочного сюжета или метафорические карты, подобранные случайным образом.
Рисование сказки.
Изготовление кукол для сказочного сюжета.
Постановка сказки в виде действия с участием игрушек или любых предметов либо группой детей в виде ролевой игры.
Еще один метод сказкотерапии — обучение родителей созданию историй для их детей. Помимо составления сюжетов для решения текущих вопросов, родители осваивают умение сочинения сказок всей семьей, что позволяет увидеть имеющиеся скрытые конфликты, недопонимания и научиться их корректировать.
Технически средства сказкотерапии помогают развитию речи, коррекции мелкой и крупной моторики. Мелкая моторика развивается в процессе изготовления кукол, выстраивания сказочного мира в песочнице, рисования. А крупная — в театральных постановках.
Книги по сказкотерапии
1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. (скачать)
2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki
Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми. Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.
3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter
Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.
4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia
Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.
В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.
Сказкотерапия: как она нам помогает
Итак, мы выяснили, что сказкотерапия способна принести пользу не только ребёнку, но и взрослому. Давайте же разберёмся, на что конкретно способно положительно повлиять это направление психотерапии.
Взгляд на свои проблемы со стороны
Сказочные персонажи, которых мы создаём, способны помочь нам увидеть все грани проблем, с которыми мы встречаемся в течение жизни. Читая или создавая свою сказку, мы не сталкиваемся с этими проблемами один на один – мы просто наблюдаем за жизнью главных героев. Именно такая позиция позволяет рассмотреть все варианты решения проблем, включая те, о которых мы раньше даже не задумывались.
Навык выражения и проживания своих эмоций
В сказке даже самые внешне суровые и замкнутые люди смогут проявить свои эмоции, продемонстрировать то, что они думают, чувствуют, всё то невысказанное, что могло годами копиться в душе.
Ведь в жизни мы часто скрываем свои эмоции и не даём волю чувствам, именно так нас учили с детства. Многие во взрослой жизни просто стыдятся своих эмоциональных проявлений, пряча их максимально глубоко в себе. Но эмоции не исчезают и не растворяются, они копятся в нас, и сказка позволяет наконец освободить их, дав дорогу себе настоящему.
Развитие творческого потенциала
Для кого-то сама идея о написании сказки может представляться чем-то невероятно сложным, чем-то таким, для чего никогда не хватит навыков или умений. Особенно это характерно для людей, обладающих техническим складом ума, рациональных и прагматичных.
Да, начинать что-то новое всегда сложно. Но только через практику можно раскрыть свой потенциал на максимум, узнать о себе что-то новое, стать более раскрепощённым и живым человеком. И результат вас обязательно порадует!
Сказкотерапия помогает расслабляться и отдыхать
При занятии творчеством мы способны максимально расслабляться и отдыхать душой. Именно этого многим из нас так не хватает в обычной жизни, полной суеты и ежедневных бытовых проблем. Сказкотерапия учит погружаться в новый для нас мир, позволяет впустить волшебство в свою жизнь, пропустить его через себя, по-настоящему отдыхая душой в эти моменты.
1 Области применения сказкотерапии
С древних времен при помощи сказок «из уст в уста» передавали опыт, моральные нормы и правила, принятые в обществе. Как метод психологической коррекции сказкотерапия возникла в конце 60-х годов прошлого века и начала использоваться психологами и педагогами. Применяется для улучшения взаимодействия человека с окружающими, развития творческих способностей, расширения границ внутреннего мира. Он не имеет возрастных ограничений и предназначен для детей, подростков и взрослых. Используется в педагогике для решения воспитательных, образовательных, развивающих задач, на тренингах, в психотерапии. Сказка выступает в роли посредника между психологом и пациентом, снижая тревожность и сопротивление последнего.
Сказкотерапия позволяет:
- лучше понимать причинно-следственные связи своих и чужих поступков, внешних событий;
- осознавать свои возможности и скрытые потенциалы;
- определить ценности в жизни;
- познакомиться с разными вариантами мироощущения;
- строить осмысленное конструктивное взаимодействие с окружающими людьми;
- ощутить внутреннюю гармонию.
Чаще всего этот метод применяется среди детей. Сложная жизненная ситуация, с которой в силу юного возраста ребенок не может справиться, представляется в виде сказки. Это помогает ему осознать проблему в доступной форме и найти нужное решение. А работа с психологом воспринимается как игра в мире знакомых сказочных героев и сюжетов. В возрасте 2-3 лет у человека возникает интерес к сказке, он начинает запоминать несложные действия персонажей.
Взрослым рекомендуется после прочтения сюжета обязательно обсуждать ее с малышом, способствуя осмыслению мудрости, которой учит сказка. Примерно в 4 года у ребенка формируется способность отделять сказочную действительность от реальности. Нужно учить его искать соответствия и контрасты с реальной жизнью, обращаться к приобретенному опыту. Тогда естественным образом формируется способность действовать осознанно, изучать собственные возможности; взаимодействовать созидательно, принимать решения.
Для подростков и взрослых актуальны когнитивный (анализ сказки, обсуждение) и творческий аспекты произведения. Обсуждение помогает изменить или расширить взгляд на рутинные ситуации, задуматься о духовных ценностях. В творчестве у человека развиваются познавательные процессы, фантазия, реализуются скрытые способности.
Сказкотерапия признана одним из эффективных методов работы с особыми детьми в дошкольном возрасте: как сопутствующее лечение она применяется в логопедической практике, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью. Одна из функций — диагностическая: на занятиях выявляется психическое развитие человека, отношение к себе и окружающим, определяются мотивы поведения. С учетом возраста, речевого статуса пациента, степени выраженности отклонения и особенностей его психики применяют также музыкальную, танцевальную терапию. При серьезных нарушениях, требующих длительного курса занятий со специалистом, сказкотерапия позволяет развивать речевые функции, формировать познавательные способности, усваивать причинно-следственные связи и социальные нормы в доступной для ребенка игровой форме.
Как создать терапевтическую сказку?
- Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
- Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
- Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребенок. Например ( «Дед и баба отвели курочку рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать . но у него ничего не получалось» и т. д.)
- Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.
- Проговаривать вывод, привлекая ребенка.
Чтобы мы не делали, какие бы новые или давно забытые технологии, формы, методы и приемы не использовали, главным и самым важным заданием является и остается обеспечить, создать и поддержать ребенка, помочь чувствовать себя счастливым, беззаботным, настоящим ребенком.
Сказкотерапия, как метод психологической коррекции
Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы. В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.
Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.
С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:
- трудности с приемом пищи;
- ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
- ревность из-за появления в семье второго ребенка;
- потеря близкого человека, питомца;
- гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
- фобии.
В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.
Как подбирать сказки для метода
Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.
Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях
Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги. Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании
Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью. Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.
Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.
Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.
Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.
Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.
Чего можно добиться различными методами сказкотерапии
Ребенок часто не может выразить дословно свои мысли и желания. На почве невысказанности появляются капризы – “не хочу в детский сад”, “ не буду есть эту кашу”, “не хочу ложиться спать” и другие. Это очень раздражает, особенно молодых родителей.
Создается впечатление, что ребенок намеренно делает все не так, как нужно.Ф В таких ситуациях родители начинают упрекать ребенка, отчитывать. Но нравоучения не помогают ребенку увидеть себя со стороны, понять свои ошибки. Поэтому все замечания взрослых оказываются бесполезными, не достигающими главной цели – повлиять на свое чадо, исправить поведение в лучшую сторону.
С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая рассказ, маленький человечек как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком обдумать несколько вариантов действий главного героя в различных ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более правильным. Так у детей формируется видение хорошего и плохого поступка человека, он учится думать наперед, предполагать ход жизненных событий при совершении определенных действий.
Например, художественные сказки ярко показывают малышам различные черты характера: для хвастунишек подойдет сказка “Заяц-хвастун”, а при отсутствии чувства ответственности можно прочесть “Приключения Незнайки”. После прочтения малышу сказки можно разобрать поведение главных героев и последствия их поступков. Поразмыслив, ребенок найдет схожесть своих поступков и главных героев, сделает выводы и будет стараться исправиться. Выслушав рассуждения чада, родители смогут лучше понять его характер, взгляд на окружающий мир, причину тех или иных поступков, и правильно на них отреагируют в следующий раз. Так два разных поколения смогут понять друг друга, сблизиться духовно.
С какими проблемами помогает справиться сказкотерапия?
Специалисты, которые работают с детьми, применяют сказкотерапию для решения широкого спектра задач:
- поиска мотива конфликта, ссоры или обиды, которые могут возникнуть у ребенка в семье, детском саду или школе. Выявления скрытой причины самоизоляции от сверстников, отрицания правил поведения, агрессии по отношению к детям и взрослым или аутоагрессии. Помощи при проблемах с учебой, внутренних страхах, переживаниях и тревогах, чувстве неполноценности и неуверенности в себе;
- приучения к новой социальной роли при возрастных кризисах (например, к самостоятельности в детском саду);
- развития мыслительных процессов и логики. Совершенствования внимания, памяти, усидчивости;
- воспитания духовности, передачи истинных ценностей. Транслирования фундаментальных понятий любви, добра, ответственности, честности, справедливости и т. д.
Взрослые посредством сказочных историй лучше узнают себя и постигают нюансы межличностных отношений. Короткие увлекательные рассказы помогают свежим взглядом взглянуть на окружающий мир, увидеть новое в привычных явлениях.
Сказкотерапия для взрослых направлена на комплексную помощь и глубокую проработку проблем:
- выявление подсознательных страхов, мешающих воспринимать мир таким, каков он есть;
- поиск решения жизненных задач и способов преодоления проблем, анализ возможных действий и их последствий;
- выявление детских травм, запрятанных глубоко в подсознании;
- эмоциональное насыщение, снятие блокировок на определенные чувства (например, преодоление шаблонных установок «нельзя злиться на родителей» или «мужчины не плачут»);
- помощь в принятии личных положительных и «отрицательных» качеств.
Для того чтоб получить дополнительные инструменты для работы, специалист может пройти обучение на арт-терапевта.
Суть метода
В некоторых случаях силовые методы воспитания оказываются неэффективными и наносят еще большую травму. Поэтому воздействовать на сознание и подсознание малыша необходимо косвенно, показывая ему примеры конструктивного поведения, которое позволяет мирно решить проблему взаимодействия с родителями, социумом.
Сказкотерапия один из методов, который разрешен в работе с детьми самого маленького возраста. Необходимо понимать — ребенок осознает историю, рассказанную взрослым, через некоторое время, поэтому моментальные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это можно считать удачей.
Плюс метода в том, что он не имеет возрастных ограничений — подходит для сформировавшихся личностей, малышей, подростков. Правда, при этом подбираются разные литературные жанры — романы, детективы, сказки, былины, притчи.
В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами. Психолог с помощью сказок проводит первоначальную диагностику, коррекцию, профилактику мышления и поведения.
Творим терапевтическую сказку шаг за шагом
Еще наши предки понимали, что определенные вещи объяснять малышу лучше с помощью волшебных историй. В сказке сразу понятно, где хорошо, а где зло, плохие поступки героя осуждено, а хорошие – вознаграждены.
У главного героя всегда есть шанс получить помощь сверхъестественных сил и исправиться со злом.
С помощью специально созданной сказки легко преодолеть определенные проблемы в развитии ребенка и социализации.
ШАГ 1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ ИЛИ СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ КОРРЕКЦИИ.
Общаемся с родителями , наблюдаем за ребенком для определения проблемы. Это может быть плохой сон, рассеянность, агрессия, плаксивость, жадность, обидчивость и прочее.
ШАГ 2. КАК РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Определив проблему, вспоминаем, как ребенок проявляет проблемное поведение. Наиболее характерные примеры записываем, чтобы потом использовать их в сказке.
ШАГ 3. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.
После того как проявления проблемного поведения выяснены, следует проанализировать возможные последствия такого поведения. Например с жадным ребенком другие дети не хотят дружить.
ШАГ 4. ВЫБИРАЕМ ГЕРОЯ СКАЗКИ.
Выбирая героя сказки, следует придерживаться определенных требований. Герой должен быть одинакового пола и возраста с ребенком, для которого создают сказку, и иметь схожее поведение. Но имя ему следует дать другое,чтобы не вызвать у ребенка сопротивление. Лучше, если имя и фамилия героя будут веселым и забавным, ведь юмор положительно настроит ребенка.
ШАГ 5. РАССКАЗЫВАЕМ О ТОМ, КАКИМ СЧАСТЛИВЫМ БЫЛ ГЕРОЙ, ПОКА НЕ НАЧАЛ ПЛОХО СЕБЯ ВЕСТИ.
Теперь можно сочинять сказку. Сначала рассказываем о том, каким счастливым был герой, пока не начал плохо себя вести. Сколько было друзей, как они к нему относились, Но однажды злые силы околдовали героя и так далее…
ШАГ 6. ОПИСЫВАЕМ В СКАЗКЕ, КАК ГЕРОЙ ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Следует описать как герой проявляет проблемное поведение в трех различных ситуациях. Ведь для сказок свойственны повторы (отгадать 3 загадки, выполнить 3 задания, преодолеть 3 препятствия) – так ребенок лучше усвоит и запомнит сказку. Необходимо показать, как с каждым плохим поступком герой становится менее счастливым, чтобы ребенок понял к чему приводит плохое поведение.
ШАГ 7. ВВОДИМ В СКАЗКУ ПЕРСОНАЖА ВРОДЕ МУДРОЙ ФЕИ.
Далее вводим в сказку персонаж Мудрой Феи, Совы, Мудреца, Василисы Премудрой и т. д. или доброго волшебника. Он подскажет главному герою выход из проблемной ситуации и подтолкнет его к изменениям, научит, как следует вести себя.
ШАГ 8. СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.
В конце рассказываем, как герой сказки осознал ситуацию и исправился, изменил свое поведение. Представляем героя еще счастливей, чем в начале сказки.
Конечно, можно придумывать терапевтические сказки по-своему, или интуитивно. Но для начала такая пошаговая схема пригодится.
В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?
«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.
Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.