Методика «Музыка для детей» Карла Орфа
Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место. Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении
Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.
Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.
Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:
• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога; • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры; • методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями; • методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.
На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.
Гудкова Екатерина Анатольевна
20.08.2011 01:41
66914
Проголосуйте за статью : 4.05, 42
Геза Силвей и «Colourstrings» («Цветные струны»)
Венгерский педагог, во многих вопросах следовавший системе Золтана Кодая, разработал систему, предназначенную для обучения игре на скрипке и виолончели детей от 18 месяцев до 18 лет. При этом принципы оставались одними и теми же на протяжении всего обучения, менялась лишь суть и сложность заданий.
Раздел методики для самых маленьких называется Colourstrings Music Kindergarten. Обучение малышей, представленное в форме путешествия, базируется на использовании визуальных образов и цветовой гаммы. Каждой струне присваивается свой цвет и свой образ.
Сегодня среди музыкальных педагогов методика используется лишь единицами. Чтобы работать по ней, необходимо пройти курс обучения с получением сертификата Colourstrings-педагога. В Украине одним из таких учителей является доктор педагогических наук и основатель киевской музыкальной студии «Музыка — детям!» Екатерина Завалко.
Екатерина и Сергей Железновы: «Музыка с мамой»
Изначально созданная для детей от 4 до 6 лет, готовящихся к поступлению в музыкальную школу, методика постепенно была расширена. В неё вошли упражнения и для малышей раннего возраста — песенки, потешки, пальчиковые музыкальные игры, аэробика и многие другие виды деятельности.
Авторы создали множество дидактических пособий, видео и аудиоматериалов в помощь родителям, желающим всесторонне развивать малыша посредством музыки. Уроки может проводить любой взрослый вне зависимости от того, есть ли у него специальное образование.
Семья Железновых создала также свой сайт, на котором можно связаться с авторами методики и задать им вопрос либо ознакомиться с новинками их продукции.
Заниматься с малышом по данной методике можно и бесплатно, просто включая ему онлайн музыкальные видеоуроки.
Вальдорфская система
Об этой педагогической системе, возникшей в начале прошлого века под руководством немецкого педагога Рудольфа Штайнера, уже много лет не утихают споры. Одни считают, что эта система держит детей в оранжерейных условиях. И им будет трудно, когда они позже попадут в реальную жизнь. Другие, напротив, убеждены, что благодаря именно такому, лишённому насилия над личностью ребёнка, воспитанию, вырастают по настоящему свободные, гармонично развитые люди. Для нас, в рамках темы музыкального воспитания в семье, очевидно, что у этой системы воспитания многое можно позаимствовать. Что же именно?
Сначала эмоциональное воспитание — потом интеллектуальное.
Другими словами, музыка, разговаривающая на языке эмоций, становится важной основой раннего развития ребёнка. Причём в вальдорфских детских садах и школах не развивают специально ритм, слух, музыкальную память, но много поют и двигаются под музыку
Кроме того, все учителя, работающие в этом направлении, играют на том или ином музыкальном инструменте. Сами же простые инструменты (ударные, игрушечные, шумовые), как мы уже упоминали, лежат открыто и каждый ребёнок может на них поиграть.
Обучение без оценок и экзаменов.
Есть дети, у которых оценки и, особенно, экзамены вызывают негативное отношение к самому процессу обучения. В том числе, музыкального
Может быть, как раз отсутствие оценивающего фактора в вальдорфской системе способствуют важному преимуществу этой школы: школу, работающую по системе Штайнера, дети посещают охотно. В отличие от обычной, в которую они ходят без особого энтузиазма
Не исключено, что это феномен (обучение без оценок и экзаменов) мог бы распространиться и на вальдорфские музыкальные школы. Если бы такие появились.
Движение под музыку.
Это тоже находка Рудольфа Штайнера. Включается музыка самого различного характера, не обязательно танцевального, и дети, самостоятельно (или подражая родителям) двигаются под неё. Как правило, таким движениям детей учить не надо. Они придумывают их сами. Меняется характер музыки, меняются движения. Один из авторов наблюдал, как это происходит в рамках вальдорфского садика в Израиле.
Занятия происходили на улице, в летнее время. Участвовала группа детей — 10 мальчиков и девочек от 3 до 7 лет. Здесь же стояли, составляя игровое пространство по системе Штайнера, старые, выброшенные настоящие вещи: холодильник, небольшой автомобиль, газовая плита и др. Включается музыка, и воспитатель начинает двигаться в её ритме. К нему присоединяются дети. Не все, а только те, которые хотят подвигаться под музыку. Их большинство. Остальные продолжают играть, время от времени подключаясь к танцующим. Иногда дети подражают воспитателю. Иногда друг другу. Автор тоже принимал участие в танце. Создаётся удивительная, дружеская, непосредственная атмосфера общения. Атмосфера, которая, вообще, характерна для вальдорфской школы.
Такой принцип свободного движения под музыку, конечно же, вполне реально применить в домашних условиях.
Много праздников.
Это также специфика школы Штайнера, которую мы рекомендуем для каждой семьи. В вальдорфских школах и садиках постоянно что-то празднуется: начало и окончание сезона — весны, лета, зимы, осени. Отмечаются всевозможные национальные праздники. И особенно, ярко и весело — дни рождения. В программе — игры, песни, игра на музыкальных инструментах, вручение подарков, чтение стихов и многое другое
Подготовка к праздникам становится важной составной частью педагогического процесса
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Нарушение лексики у детей с ОНР
- Высшее образование в США по педагогике
- Вахтеров Василий Порфирьевич, российский педагог, учёный
- Организация контроля качества образовательных результатов при обучении
- Задачи гражданского воспитания
- Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского
- Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
- Теория оперантного научения
- Аудит профессиональной компетенции педагогов доо
- Методика воспитания эстетической культуры личности
Музыкальное воспитание по системе Карла Орфа
Выполнила студентка 3 курса
Группы 2
Макарчик Диана Евгеньевна
Старший преподаватель: Латышко А.Б.
Дата «6» мая 2015г.
Что такое ”Шульверк” К. Орфа
Шульверк — это пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям.
Орф очень заботился о качестве материала, с которым дети соприкоснутся впервые, поэтому основу Шульверка составил южно-немецкий фольклор: магический и классический календарный. В последних томах Орфом использован фольклор и других европейских народов: французский, датский, шведский, английский.
Интерпретация фольклора — вот идея Шульверка.
«Целенаправленные звуки ранних лет» — Sounds of Intent in the Early Years (SoI–EY)
Авторами методики стала целая группа педагогов и учёных — профессоров Университета Рокхемптона, преподавателей Иствудской детской школы и членов Международного исследовательского центра музыкального образования (iMerc).
Методика предназначена для детей от 6 недель до 7 лет с любым уровнем музыкальных способностей. Гибкая программа позволяет заниматься даже с малышами и подростками с особыми потребностями.
Специальная карта продвижения позволяет без труда отмечать успехи каждого ученика и планировать следующие занятия.
Родителям и педагогам, желающим применять методику на практике, предлагается бесплатный онлайн-ресурс, при регистрации на котором все материалы станут доступными для скачивания.
Система Карла Орфа
Карл Орф в 1924 году основал школу гимнастики, музыки и танца, где много времени уделял работе с начинающими музыкантами.
Первое, против чего выражал протест Карл Орф — это навязывание детям каких-либо шаблонов. Он стремился познакомить ребёнка со всем богатством музыкального мира, охватывающим как прошедшие, так и грядущие времена со всеми жанрами и направлениями, не ограниченными какими-либо рамками.
Так появилась прогремевшая на весь мир антология музыки для детей в пять томов, которая успешно используется и сегодня — «Шульверк. Музыка для детей».
Говоря современным языком, Орф создал своеобразную интерактивную программу обучения детей музыке. Уверенный в том, что наилучший способ познать что-либо — это попробовать себя в роли творца, автор методики положил в её основу практические упражнения для маленьких учеников.
Орф создал серию пьес, предназначенных для исполнения малышами. Их простота позволяла участвовать в процессе даже самым маленьким исполнителям, а также разнообразить исполнение по собственному вкусу.
Пьесы представляли собой фольклорные мотивы разных народов, и для их исполнения требовался специальный инструментарий, по большей части ― шумовые инструменты. Приветствовались и ритмические приёмы, используемые детьми без применения инструментов — хлопки, притопы, щелчки пальцами. Малышам предлагалась роль не слушателей и даже не обычных исполнителей, а соавторов.
Помимо пьес, в методику вошли речевые упражнения, задания из области художественной декламации, танцы и рекомендации для педагога.
Материал по теме:
Колыбельные: роль и влияние на развитие малыша
Шиничи Сузуки (Синъити Судзуки)
Автор методики — японский скрипач, вынужденный во время второй мировой войны зарабатывать на хлеб обучением детишек игре не скрипке. Фабрика по производству скрипок, принадлежавшая его отцу, была разрушена. Сузуки, преподававшему до войны в Императорской музыкальной школе, пришлось заняться частным преподаванием. Уже работая со своими первыми учениками, среди которых был и Кодзи Тоёда, скрипач создал собственную систему. Она позволяла обучать игре на музыкальных инструментах с раннего возраста. При этом автор проводил параллель между освоением ребёнком родного языка и умением музицировать.
Несмотря на то, что педагогическому мастерству Сузуки нигде не учился, он достиг в нём немалых успехов. Сотрудничая с другими педагогами (например, Гленом Доманном), автор методики был твёрдо уверен, что каждый ребёнок обладает безграничным возможностями, в том числе и музыкальными — нужно лишь уметь их развить.
Обучение предусматривает воспроизведение ребёнком мелодий на слух, а знакомство с нотной грамотой переносится на более поздний период. В этом и заключается сходство методики с обучением языку: вначале малыш учится понимать речь и говорить, и лишь спустя годы — читать и писать.
Чтобы научить малыша играть по этому методу, родителям придётся и самим стать для него домашними преподавателями и обеспечить среду, подталкивающую к освоению музыкального искусства. Нередко случается так, что родители приобретают вторую, взрослую скрипку и учатся вместе с малышом. Посещение концертов, выставок, прослушивание произведений также входит в обязательную программу обучения. Вся работа ведётся в позитивном ключе.
В 1997 году была открыта международная Академия Методики Шиничи Сузуки. Сегодня система применяется для обучения детей игре не только на скрипке, но и на других инструментах.
В то же время среди поклонников классической школы бытует мнение, что данная методика научно не обоснована и наносит лишь вред. Несмотря на это, метод Сузуки применяется во многих странах и пользуется спросом среди родителей, хотя стоимость таких уроков выше, чем занятия по классической программе.
Отечественные системы
Прошлый век для нашей страны ознаменовался небывалым ростом уровня образования населения. Воспитанию детей придавали огромное значение. Ведущие педагоги и психологи бросали все свои силы на разработку и систематизацию воспитательно-образовательных программ
Художественно-эстетическому воспитанию уделялось большее внимание, как основе развития полноценной личности. Музыкальное воспитание детей стало не роскошью, а необходимостью
Тем, что в нашей стране музыкальное воспитание доступно для детей от 2 лет, стоит гордиться – это большая редкость в мире.
Система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского
Имя Дмитрия Кабалевского знают даже те, кто к музыке не имеет ни малейшего отношения. Величайший педагог, композитор, почетный президент Международного общества музыкального воспитания ISME, он один из первых понял, что сухое, педантичное обучение музыки не приносит желаемых результатов, а лишь отталкивает подрастающее поколение от всего, что с ней связано. Он говорил о том, что музыка не должна быть оторванной от повседневной жизни. Отнюдь, она должна стать ее частью. Музыку нужно познавать, впитывать, а не учить по слогам, как грамоту.
Три кита в музыке – песня, марш и танец. Кабалевский считал, что на этих «китах» строится весь музыкальный мир. Именно эти три составляющие являются связью между сложным музыкальным искусством, и нашей обычной жизнью.
Еще одной важной мыслью учения Кабалевского стал принцип «добывания знаний». Не нужно рассказывать детям о чем либо
Нужно провоцировать их на то, чтоб они сами вас спросили. Побуждать интерес, стимулировать мышление, а не пичкать готовым продуктом (знаниями). Диалог, а не лекция должен стать основой музыкального занятия. Дети – активные участники процесса, а не пассивные слушатели. Музыка не должна обрушиться на них, как волна, они должны сами войти в нее, постепенно погружаясь все глубже и глубже, наслаждаясь процессом.
Система воспитания супругов Никитиных
Согласно методике этих активных и педагогически продвинутых родителей, воспитывать ребенка нужно «сразу, а не потом». Первый год жизни они называют «годом запуска». Многие наивно считают, что маленькие дети не способны воспринимать информацию, но это совершенно не так. Создать гармоничную развивающую среду вокруг маленького человечка, и он сам начнет брать оттуда то, что ему нужно и сколько нужно. Не мешать, а помогать – основа родительского воспитания.
Казалось бы, что к музыке методика Никитиных не имеет никакого отношения, но это не совсем так. Если взять их методику в контексте, то она вполне применима в музыкальном воспитании.
Павел Тюленев – раннее, самое раннее музыкальное воспитание
Идея методики Тюленева в том, чтобы начинать музыкальное развитие ребенка с самого рождения. За основу были приняты исследования института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), которые подтверждают, что первые три года мозг ребенка развивается с огромной скоростью, поглощая такое количество информации, которое потом будет уже недоступно. Дети до трех лет подобны губке, которая вбирает максимум, поэтому начинать обучение нужно сразу. Павел Тюленев призывает учить ребенка музыке, как только он появился на свет.
- Карточки с изображением нот. Яркие крупные карточки он советует прикреплять к стенкам кровати малыша таким образом, чтобы он мог их хорошо видеть. Изображение нот и частей фортепианной клавиатуры должны быть повсюду. Здесь срабатывает зрительная память, которая впоследствии поможет быстро освоить музыкальную грамоту;
- Музыкальный инструмент в постоянной доступной близости. Инструмент (в этом случае, лучше всего синтезатор), Павел советует ставить в плотную к кроватке малыша, чтобы он мог свободно дотянуться до клавиатуры своими ручками. Трогая своими крохотными пальчиками клавиши пианино, он слушает его звучание, постепенно улавливает связь между своими действиями и звуком инструмента;
- Дать ему возможность самому творить музыку. Для этого нужно, чтобы ребенок имел свободный доступ к музыкальным инструментам. Дети инстинктивно тянутся к музыке – это факт. Произвольно играя на инструменте, запоминают его звучание, познают соотношения звуков по высоте и длительности звучания. Они пробуют различную комбинацию и слушают. Это действует лучше, чем любые уроки теории в будущем;
- Убрать все лишнее. Все то, что не имеет никакого смысла для развития ребенка – прочь с его поля зрения. Ничего не должно отвлекать – телевизор, ненужные «взрослые» вещи не должны засорять окружающую среду малыша.
Система Марии Монтессори
Кроме того, Мария была верующим человеком и считала, что дети наиболее точно и адекватно выражают замысел Бога, замысел Творца, и они способны сами найти свой путь. Родители при этом более наблюдатели, чем воспитатели.
Система Золтана Кодаи
Замечательный венгерский композитор, как и Д. Кабалевский, большое значение придавал музыкальному воспитанию детей. Вот несколько основных положений его системы.
Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.
Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.
Воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания. Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.
Как метод раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно папам и мамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни.
Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.
Система Дмитрия Кабалевского
У выдающегося музыканта и композитора ХХ века был яркий педагогический талант и дар провидца. Он смог в настоящем разглядеть будущее. Ещё в шестидесятые годы, будучи почётным президентом Международного общества музыкального воспитания ИСМЕ Дмитрий Борисович один из первых почувствовал приближающуюся опасность. Он предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. О приближении времени, когда великое искусство станет шоу-бизнесом, молодёжь попадет под влияние, мы бы сказали даже, под зависимость, от низкопробной, развлекательной массовой культуры.
Нечто похожее сегодня произошло. Не будем лукавить. Классическая музыка у большинства подрастающего поколения вызывает отторжение и дискомфорт, как музыка скучная и никому не нужная.
Как переломить ситуацию? Возможно ли это?
Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе. Эти уроки, составленные из перемешанных в произвольных пропорциях частей (пение, слушание музыки, нотная грамота) были, за редким исключением, скучны и неинтересны. А, главное, оторваны от настоящего музыкального искусства, от жизни. Уроки и музыкальное искусство существовали как два параллельных мира и, практически, не пересекались.
Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось. В чём её суть? Кабалевский говорил, что музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих — песне, танце, марше. Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны на песне, танце и марше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.Чайковского становится не просто конкретным маршем, но одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, как нечто уже ему знакомое, скажем, в третьей части шестой симфонии П.Чайковского или в финале фортепианного концерта Д.Кабалевского. То же самое происходит с песней и танцем.
«Движение музыкальной мысли, — пишет композитор, — получая пищу из окружающей среды, продолжится и будет всё более набирать силу».
Другое важное направление системы Д.Кабалевского мы бы назвали методом Сократа. Дети, по мысли Дмитрия Борисовича, приходят к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов, от которых они засыпают, а сами
Размышляя и разговаривая о музыке. При помощи наводящих вопросов учителя. В нашем случае, папы или мамы. Ну, например:
— Что нужно для того, чтобы получилась песня?— Композитор.— А ещё?
Ребёнок задумался. Напойте ему какую-нибудь известную песню без слов.
— Чего здесь не хватает?— Слов.— Верно. Значит, кто ещё сочиняет песню?— Поэт.— А кто нужен, чтобы исполнить песню?— Певец. Музыкант.— Правильно. Какие бывают песни?
Вы поёте детскую песню.
— Какая это песня — взрослая или детская?— Детская. — Какие ещё бывают песни? — Взрослые. — А ещё? Как называется песня, которую маленьким детям поют перед сном?— Колыбельные.— А песни о войне? — Военные.
И т.д. и т.п. Подобные разговоры о музыке, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.