Как распознать синдром рассеянного внимания у детей и что с этим можно сделать?

Признаки синдрома рассеянного внимания

Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания). Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения). То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.

Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:

при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
ему сложно соблюдать требования и правила;
он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
практически никогда такой малыш не завершает начатого;
рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
непослушен, часто делает все назло, шумит;
характеризуется повышенной тревожностью;
ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
зачастую имеет сложности с письмом.. Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность

При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения

Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.

Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.

Что такое СДВГ и почему он возникает

Синдром дефицита внимания c гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных расстройств развития детского возраста, которое выражается в трудностях с концентрацией внимания, повышенной двигательной активностью и может серьезно повлиять на успеваемость детей и их социальные взаимодействия.

В настоящее время выделяют несколько типов этого нарушения:

  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;

  • синдром гиперактивности без дефицита внимания;

  • сочетание дефицита внимания и гиперактивности.

По последним данным, примерно 7% детей школьного возраста страдают СДВГ. У мальчиков, как правило, в два раза чаще наблюдается это состояние.

Не существует точного ответа, почему это расстройство встречается у детей. Есть данные, что целый ряд причин мог повлиять на развитие СДВГ у ребенка.

Анатомо-функциональные особенности мозга

Есть данные, что у детей с СДВГ зоны мозга, отвечающие за самоконтроль и внимание, имеют более низкий уровень активности, чем у других людей. Кроме того, ряд ученых объясняют проявления этого расстройства тем, что в головном мозге нарушен баланс между определенными нейромедиаторами — химическими веществами, которые передают информацию от одних клеток мозга к другим.

Генетическая предрасположенность

Если у родителей есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (или другой тип этого нарушения), то на 25% выше шансы, что их ребенок также будет иметь данное расстройство развития.

Недоношенность. У детей, рожденных раньше срока, выше шансы к развитию СДВГ.

Прием алкоголя, наркотиков, курение в разы повышает риски развития СДВГ.

В редких случаях токсическое влияние некоторых факторов среды может приводить к формированию СДВГ.

Несмотря на то, что отсутствует единое мнение относительно возникновения этого расстройства, совершенно точно можно утверждать: на сегодняшний день нет доказательств того, что к формированию СДВГ приводит:

  • вакцинация;

  • пищевая аллергия;

  • пищевые добавки;

  • злоупотребление сахаром в рационе.

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо

Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Возраст

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Защитная реакция

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом

Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно. Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Как эффективно развивать внимание у младших школьников

У младших школьников преимущественно развито непроизвольное внимание, поэтому им свойственно часто отвлекаться. При этом устойчивость произвольного внимания у них кратковременна

Для детей в возрасте 7-8 лет характерно удерживание произвольного внимания не больше 15 минут. Ученики первых и вторых классов еще не имеют способностей надолго концентрироваться на работе, особенно если она монотонная и не вызывает у них никакого интереса, поэтому дети легко отвлекаются.

Дети младшего школьного возраста должны уметь сосредоточиться на учебном задании, сохранять на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, быстро и гибко переключаться с одного задания на другое. Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:

Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • объем (концентрация сразу на нескольких предметах и удержание их в уме);
  • устойчивость (удержание информации о предмете в течение длительного периода);
  • концентрация (удержание информации о предмете в кратковременной памяти);
  • избирательность (концентрация внимания на нужном объекте);
  • распределение (выполнение нескольких действий одновременно, без ошибок);
  • переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой);
  • произвольность (концентрация внимания по требованию).

Свойства внимания начинают развиваться у детей на протяжении дошкольного возраста. Но с походом в школу, на этом развитие не закачивается, а наоборот – требует еще большей постоянной систематической тренировки. Родителям следует тщательно следить за развитием всех вышеперечисленных свойств внимания, так как нарушение каждого из них ведет к нарушению деятельности и поведения ребенка.

В данной статье подобраны для детей упражнения для концентрации внимания и его основных свойств.

Вопрос-ответ:

Как определить, что у ребенка рассеянное внимание?

Если ребенок часто теряет концентрацию во время выполнения задания, легко отвлекается и трудно сконцентрироваться на одной задаче, это может быть признаком рассеянного внимания

Также дети с рассеянным вниманием могут делать много ошибок из-за недостаточного внимания к деталям и испытывать трудности с организацией своего времени

Каковы причины рассеянного внимания у детей?

Рассеянное внимание у детей может иметь различные причины. Одной из основных причин является генетическая предрасположенность

Если один из родителей или близких родственников также страдает от рассеянного внимания, то есть вероятность, что это наследственное состояние передастся и на ребенка. Также факторами, влияющими на развитие рассеянного внимания, могут быть недостаток сна, неправильное питание, экологические условия, а также стресс и недостаток физической активности.

Как можно помочь ребенку с рассеянным вниманием?

Для помощи ребенку с рассеянным вниманием можно использовать различные методы

Важно создать удобные условия для обучения, например, убрать все лишние отвлекающие предметы, создать тихую обстановку и установить четкую структуру занятий. Также полезно использовать визуальные и звуковые подсказки, чтобы помочь ребенку ориентироваться в времени и пространстве

Применение техник релаксации и физической активности может также помочь улучшить концентрацию и внимание у ребенка

Также полезно использовать визуальные и звуковые подсказки, чтобы помочь ребенку ориентироваться в времени и пространстве. Применение техник релаксации и физической активности может также помочь улучшить концентрацию и внимание у ребенка.

Существуют ли лекарственные препараты для улучшения рассеянного внимания у детей?

Да, существуют лекарственные препараты, которые могут помочь улучшить рассеянное внимание у детей. Однако принятие решения о назначении лекарственных препаратов должно осуществляться только врачом и быть основано на детальном анализе состояния ребенка

Лекарственная терапия может быть эффективной частью комплексного подхода к лечению рассеянного внимания, но не является единственным способом помощи ребенку.

Лабиринты для младших школьников

Следующая книга О. Наумова «Лабиринты для детей. Средний уровень 7+» содержит лабиринты среднего уровня сложности и рекомендована детям с 7 лет. Хотя для первоклассников будет интересен и предыдущий вариант.

Лабиринты среднего уровня (их в книге тоже 50) уже удобно использовать не только для развития вышеперечисленных навыков и умений, но при совершенствовании техники чтения ребенка и развития навыков скорочтения. Для этого, напомню, ребенок проходит лабиринт только глазами, не используя палец или карандаш.

Для ребят еще постарше или же для тех, кому лабиринты среднего уровня даются уже легко, есть 50 достаточно сложных для прохождения лабиринтов. Они также разнообразной формы, структуры и все более усложняются к концу книги. Их вы найдете в книге О. Наумова «Лабиринты для детей. Сложный уровень 9+»

Работу с лабиринтами трудно переоценить

Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память. В результате ребёнок становится более внимательным, ему становится легче  понимать прочитанное, проще найти ответы на вопросы, выделить главную мысль. Проявите терпение и настойчивость

Преодоление рассеянности процесс не быстрый, но вполне реальный. Желаю удачи!

Проявите терпение и настойчивость. Преодоление рассеянности процесс не быстрый, но вполне реальный. Желаю удачи!

Особенности патологии

Синдромом дефицита внимания называют гиперкинетическое расстройство, для которого характерна гиперактивность, не свойственная возрасту ребенка, а также неустойчивым вниманием. При данной патологии полностью отсутствует устойчивая мотивация к видам деятельности, требующих от ребенка усилий воли. Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности

Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности.

Выявить патологию можно по таким проявлениям:

Гиперактивность. Для этого состояния характерны активность и возбудимость, не укладывающиеся в общепринятые нормы. Такое поведение ребенка доставляет много проблем не только его окружению, но и ему самому. Причиной развития такого состояния является ослабленная нервная система, при ее переутомлении и возникает гиперактивность.

Нарушение внимания. Если речь идет о СДВГ, то данный симптом рассматривается как основной

Внимание является сложной психической функцией, и если она нарушена мозг не в состоянии сфокусироваться на определенном объекте. Если на ребенка воздействуют внешние раздражители, то его внимание начинает очень быстро переключаться с одного объекта на другой. Этот процесс также могут запустить случайно возникшие образы и ассоциации.
 Импульсивность

Ребенок не может контролировать свое поведение так, как этого требует от него окружающая среда. Например, во время занятия он начинает свою деятельность еще до того, как получит конкретные указания. Окружающие в этом усматривают беспечность, легкомысленность и невнимательность.

Этот процесс также могут запустить случайно возникшие образы и ассоциации.
 Импульсивность. Ребенок не может контролировать свое поведение так, как этого требует от него окружающая среда. Например, во время занятия он начинает свою деятельность еще до того, как получит конкретные указания. Окружающие в этом усматривают беспечность, легкомысленность и невнимательность.

Такая патология, как СДВГ, не означает, что у ребенка обязательно будет низкая умственная активность. Могут отсутствовать сопутствующие психические или соматические заболевания.

Почему ребенок рассеянный?

Наверное, этот вопрос задают все родители, наблюдая, как их отпрыск мучается над решением элементарной задачи по математике. Существует несколько гипотез, на которые ссылаются ученые, стараясь объяснить механизм развития рассеянности у детей. Перечислим основные факторы:

  • Наследственность. Ученые доказали экспериментальным путем, что существует ген, отвечающий за наше поведение. Некоторые особенности этой структурной единицы могут являться причиной проблем с запоминанием и рассеянности.
  • Родовые травмы. Асфиксия и повреждения головного мозга при прохождении родовых путей матери способны вызвать серьезные нарушения поведения у ребенка.
  • Заболевания матери в период беременности тоже могут привести к аномалиям развития плода и различным нарушениям.
  • Вредные привычки. Если женщина курила и употребляла крепкие напитки во время беременности, эти привычки могут иметь очень отдаленные негативные последствия.

Резус-конфликт часто приводит к нарушениям психомоторики у ребенка.

Кроме этих пяти причин причиной, СРВ могут стать различные патологии внутренних органов и головного мозга. Часто данный синдром является спутником гиперактивности. И эта связь объясняется просто: при дефиците внимания ребенок эмоционален сверх меры.

Виды рассеянности

Виды расстройств при рассеянном внимании, связанные с отсутствием фокусировки на определенных предметах подразделяются на:

Истинная рассеянность — это полное отсутствие фиксации внимания на определённых предметах.

Ложная рассеянность развивается при длительных монотонных действиях. Долговременные механические движения ведут к переутомлению или бессоннице. Чрезмерная концентрация дает ложную рассеянность. Находясь в состоянии рассеянности человек не замечает или слабо контролирует происходящие рядом с ним события .

Статья: Синдром рассеянного внимания у детей

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Профессорская или поэтическая рассеянность, появляется у человека, когда процессы головного мозга длительное время заняты умозаключениями или мечтательностью.

Школьная рассеянность, характеризуется малым временным интервалом сосредоточения на одной задаче при обучении. Подобный синдром рассеянного внимания (СРВ) бывает у дошкольников и подростков школьного возраста, связанных с гиперактивностью.

Старческая рассеянность обуславливается замедлением биологических процессов в организме. Происходят сбои функции переключения внимания и слабое сосредоточение на предметах.

Рекомендации родителям детей с СРВ

Создание структурированной среды: Детям с СРВ легче функционировать в структурированной среде

Важно создать четкий распорядок дня с определёнными правилами и последовательностью действий.

Позитивное подкрепление: Используйте систему вознаграждения для поощрения желаемого поведения. Это может быть настольная игра после выполнения домашних заданий или поход в парк за активное участие в обучении.

Модификация поведения: Техники модификации поведения помогут управлять проявлениями СРВ

К примеру, тайм-менеджмент научит ребёнка более эффективно распределять своё время на задачи.

Организация физической активности: Физические упражнения способствуют повышению концентрации и уменьшению импульсивности. Занимающиеся спортом дети часто показывают лучшие результаты в управлении своим поведением.

Диета и здоровый образ жизни: Сбалансированное питание оказывает положительное влияние на поведение ребёнка. Важно следить за тем, чтобы его рацион был богат омега-3 жирными кислотами, белками и сложными углеводами. Кроме того, крайне важен достаточный ночной сон.

Использование медикаментозной терапии при необходимости: В некоторых случаях требуется прием медикаментов для коррекции состояния под контролем врача-психиатра. Точная дозировка и тип препарата должны определяться индивидуально.

Помимо всех вышеупомянутых методов, очень полезно поддерживать открытый контакт со школой или другим образовательным заведением для координации усилий по его образованию и развитию. И самое главное – не забывайте про любовь и терпение к своему чаду; это ключевые составляющие успеха в любых начинаниях.

Рис. 3 — Диагностика СРВ у детей и подростков

Коррекция СДВГ

Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.

Каких врачей нужно посетить 

Важно записаться на прием к следующим специалистам:

  1. Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
  2. Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
  3. Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
  4. Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.

Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.

А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?

Что могут сделать родители ​

Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей

Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?

  1. Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.

Что здесь может помочь:

  • общение с психологом;
  • медикаментозное лечение в случае необходимости;
  • поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.

2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием

Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть

3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.

4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу

Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки

5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.

А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.

Почему именно такой вид терапии работает лучше?

Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.

Творчество и интуиция

Дети с СДВ очень креативны, имеют нестандартное мышление и удивительно интуитивны. Они чувствительны, что означает, что они могут легко обижаться, но это также означает, что они сострадательны и щедры. Они могут быстро разобраться в сути дела, когда другие все еще пытаются понять проблему. Они видят связи, которые пропускают другие, и настойчивы, когда другие могут сдаться.

Как родители, вы должны дать вашим детям уверенность и заставить их чувствовать, что они вполне нормальные. Вам нужно уделять гораздо больше времени и внимания сильным сторонам, талантам и интересам вашего ребенка, чем его СДВ и слабым сторонам. Вы должны быть тем маяком спокойствия во время эмоциональных бурь вашего ребенка, которых будет немало. И вы должны переориентировать мышление на позитив, когда компас начинает двигаться в сторону негатива.

Важно

Дети работают над собой, принимают лекарства только тогда, когда им нужно работать и концентрироваться. Но большей частью это проблема воспитания, психологии и общения.

Алена Парецкая, врач, медицинский обозреватель

 1,831 total views,  4 views today

Причины возникновения синдрома дефицита внимания у подростков

Генетические факторы могут сыграть важную роль в появлении синдрома дефицита внимания у подростков. Если один из родителей страдает от этого синдрома, вероятность, что его ребенок также будет страдать от него, выше.

Недостаток внимания в детском возрасте может привести к возникновению синдрома дефицита внимания у подростков. Если маленький ребенок не получает достаточно внимания и заботы со стороны родителей, это может вызвать нестабильность эмоционального состояния и проблемы в поведении в более позднем возрасте.

Факторы окружающей среды также могут повлиять на появление синдрома дефицита внимания у подростков. Подростки, избыточно потребляющие сладкую и жирную пищу, могут страдать от снижения внимательности и концентрации внимания. Влияние токсичных веществ, содержащихся в окружающей среде, также может привести к возникновению подобных проблем.

Социальные факторы, такие как стресс и депрессия, также могут способствовать появлению синдрома дефицита внимания у подростков. Если подросток страдает от пересмотренности и неуверенности в себе, это может привести к повышенному уровню стресса и в конечном итоге к появлению симптомов дефицита внимания.

Причины заболевания

Европейские и американские медики ведут исследования синдрома уже не одно десятилетие. Между тем причины его пока достоверно не установлены. Среди основных факторов возникновения патологии принято называть:

  • генетическую предрасположенность,
  • родовые травмы,
  • никотин и алкоголь, употребляемые будущей мамой,
  • неблагоприятное течение беременности,
  • стремительные или преждевременные роды,
  • стимуляцию родовой деятельности,
  • травмы головы в раннем возрасте,
  • менингит и другие инфекции, затрагивающие ЦНС.

Возникновению синдрома способствуют психологические проблемы в семье или болезни неврологического характера. Некоторый отпечаток могут накладывать и педагогические ошибки родителей, излишняя строгость в воспитании. Но основной причиной болезни называют все же недостаток гормонов норадреналина и дофамина. Последний считается родственником серотонина. Уровень дофамина повышается в моменты занятий, которые человек считает приятными для себя.

Интересный факт: поскольку дофамин и норадреналин человеческий организм способен получать из некоторых пищевых продуктов, существуют теории, что причиной СДВГ у детей является неправильное питание, к примеру, жесткие вегетарианские диеты.

Принято выделять три типа заболевания.

  1. Синдром может быть представлен гиперактивным поведением, но без признаков дефицита внимания.
  2. Дефицит внимания, не сопряженный с гиперактивностью.
  3. Гиперактивность в сочетании с дефицитом внимания.

Коррекция гиперактивного поведения проводится комплексно и включает различные методики, среди которых есть как медикаментозные, так и психологические. Европейцы и американцы, при обнаружении дефицита внимания у детей, для лечения применяют психостимуляторы. Такие препараты эффективны, но непредсказуемы в последствиях. Российские специалисты рекомендуют преимущественно методики, не включающие фармакологические средства. Лечить синдром с помощью таблеток начинают, если все прочие способы не дали результата. При этом используются препараты ноотропного действия, стимулирующие мозговое кровообращение или натуральные успокоительные.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий