Сензитивные периоды по Выготскому
Несмотря на то, что Лев Семёнович Выготский говорил о социальной природе сензитивности, в его классификации много схожего с классификацией Марии Монтессори. Основное отличие — небольшие сдвиги возрастных рамок для каждого периода.
1. 1,5-3 года. Период яркого речевого восприятия и пополнения лексикона. В этом же возрасте ребёнок восприимчив к иностранным языкам, развитию мелкой моторики, к формированию порядка и различным манипуляциям с объектами (схватить, завязать, бросить и пр.).
2. 3-4 года. Этот сензитивный период является благоприятным для знакомства малыша с цифрами и буквами, а также для подготовки к письму. На данном этапе у детей развиваются осознанная речь, навыки формирования своих мыслей, понимание, а также очень активно — все органы чувств.
3. 4-5 лет. Данный сензитивный период характеризуется появлением интереса к музыке и к точным наукам. Знания детей о формах, размерах, параметрах значительно расширяются и укрепляются. Кроме того, ребёнок проходит путь интенсивного социального развития.
4. 5-6 лет. Период благоприятен для формирования навыков чтения и письма. На этом же этапе ребёнок закрепляет социальные навыки и расширяет свои знания о желательном и нежелательном поведении.
5. 8-9 лет. На этом сензитивном этапе языковая восприимчивость ребёнка достигает вторичного пика. Поэтому данный период благоприятен для обучения иностранным языкам, закреплению норм родного языка, а также для развития воображения.
Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития
Определение 1
Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.
Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции
Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности. Замечание 1
Замечание 1
В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.
В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.
Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:
Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития
Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.
Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.
Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.
В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.
Замечание 2
Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.
Основные сензитивные периоды в жизни ребенка
В своих работах Мария Монтессори особое внимание уделяла эволюции ребенка до 6 лет. За первые годы жизни ребенок обрабатывает и усваивает колоссальный объем информации
Это время «впитывающего разума».
Единого мнения по количеству сенсорных периодов до сих пор не существует. Сама Монтессори конкретные вехи не выделила, только обозначила общие границы и характерные особенности. Ее последователи не смогли прийти к единому мнению.
Сензитивные периоды по Монтессори
Возраст | Название сензитивного этапа | Особенности этапа |
0 – 3 | Духовный эмбрион | Происходит активное знакомство с внешним миром. Учится распознавать эмоции и отношение к нему окружающих людей |
3 – 6 | Строитель самого себя | Совершенствование органов чувств, ребенок учится анализировать свои ощущения, формируется представление о себе самом и окружающем мире. Мария Монтессори считала, что развитость органов чувств, умение анализировать свои ощущения, напрямую связаны с эстетическим восприятием мира, воображением и эмоциональным интеллектом |
6 – 9 | Исследователь | Попытка познать и разобраться во всем, что окружает. Время постоянного «почему» |
9 – 12 | Ученый | Сензитивный период по Монтессори, когда ребенок приобретает умения и знания предыдущих поколений. Зарождается интерес к научным знаниям |
Наибольшую популярность получила классификация сензитивных этапов, разработанная последователем Марии Монтессори Полом Эпштейном. Он не только расширил понятие сензитивных периодов развития, но и определил границы и функции каждого из них.
Эпштейн выделил 11 сензитивных периодов:
Сензитивный период,
возраст (лет)
Название
Описание
2 – 4
Сензитивный период порядка
Порядок в окружающем пространстве, в отношениях с людьми, во времени
0 – 1,5
Движения и действия
Стремление к действию, движения становятся осмысленными
1,5 – 4
Мелких предметов
Интерес к изучению мелких предметов, деталей
2,5 – 6
Вежливости и этикета
Начинается с подражания взрослым, к 6 годам становится частью личности
2,5 – 6
Совершенствование чувств
Внимание к ощущениям, получаемым через органы чувств, ребенок учится дифференцировать свои ощущения и анализировать их
3,5 – 6
Письма
Стремление рисовать цифры и буквы
3 – 5,5
Чтения
Возникает интерес к буквам, учится составлять из них слова и предложения
0 – 6
Сензитивный период развития речи
Погружение в языковую среду, постепенное овладение речью
4 – 6
Пространства
Ориентирование в пространстве, понимание расположения предметов, интерес к мозаикам и пазлам
2 – 6
Музыки
Интерес к музыкальным произведениям, пора формирования слуха и чувства ритма
4 – 6
Математики
Возникает понятие количества и простейших математических действий
Проблема сензитивных периодов развития еще не закрыта и находится в процессе изучения. Результаты последних исследований показывают, что, возможно, совсем скоро сензитивные периоды развития способностей и их возрастные границы будут пересмотрены. Одно из направлений современных исследований — сензитивное пренатальное развитие ребенка. Основоположник школы — Лазарев М.Л.. Доктор Лазарев М.Л. разработал авторскую школу сензитивного внутриутробного развития малыша. В основе концепции лежат исследования, доказывающие, что, еще находясь в утробе матери, ребенок не только воспринимает звуки, но и способен испытывать тактильные, вкусовые ощущения и готов к общению и восприятию информации.
Принципиально другой взгляд на сензитивные периоды обучения применяет педиатр и исследователь — Скиллер П.. Он предлагает использовать понятие «благоприятный период» и указывает на существование его повтора в процессе взросления.
Благоприятный период для развития | Первый (наиболее яркое развитие способностей) | Следующий |
Эмоциональной сферы | 0 – 2 года | 2—5 (в меньшей степени в любом дальнейшем возрасте) |
Физической активности | ||
Зрения | 2—5 | |
Речи | от 4 до 8 месяцев | с 8 месяцев до 5 лет. Сензитивный период речи — один из немногих, который совершенствуется в процессе всей жизни |
Музыкальных способностей | до 3 лет | 3—10 |
Интеллекта | до 4 лет | 4—10 |
Изучение неродного языка | 5—10 лет | По мнению Скиллера, дальнейшее изучение иностранного языка в большей степени зависит от упорства и способностей, развитых в первый этап |
Несмотря на многочисленные разногласия среди исследователей, все сходятся в одном: повлиять каким-то образом на сензитивные периоды развития навыков и их продолжительность нельзя. Только своевременное удовлетворение сензитивных потребностей малыша способствует гармоничному развитию личности.
Сензитивный период в психологии
Сензитивный (сенситивный) период развития – это такой этап восприимчивости ребенка к определенным действиям, который способствует максимально быстрому обучению и усвоению им каких-либо знаний и навыков.
Характеристика и особенности
Знания о чувствительности ребенка в сензитивном периоде позволяют родителям создавать благоприятную среду для психического развития чада.
Важно! Именно в сензитивный этап необходимо обучать малыша тем или иным навыкам. Если пропустить благоприятный период, восполнить потери будет практически невозможно
Ребенок играет
Каждый сензитивный период характеризуется рядом особенностей:
начинается этап медленно, обнаружить его проблематично, поэтому важно учитывать возрастные интервалы;
каждый период имеет «точку максимального проявления»;
сензитивный период – недолгий, дойдя до наивысшей точки, идет на спад.
Окно возможности
В сензитивный период ребенок легко и почти бессознательно учится новому, овладевает навыками или развивает свои интеллектуальные способности.
Но такие периоды кратки. Как только ребенок овладевает навыком или узнает то, что его интересует, сензитивный период заканчивается. И если в нужное время он не получает правильного опыта и стимулов, окно возможности обучения закрывается.
Этими навыками можно овладеть, но теперь на это потребуются годы упорной работы и тренировок. Вот почему, например, выучить один или несколько языков относительно просто детям в возрасте двух-трех лет, когда они находятся всензитивном периоде активного развития речи, и гораздо сложнее это сделать большинству взрослых.
Итак:
- Дети проходят сензитивные периоды развития, когда они особенно легко усваивают определенные виды деятельности. Некоторые из этих возможностей больше не возникают.
- Во время сензитивных периодов дети особенно интересуются отдельными аспектами окружающей их среды.
- При правильных стимулах в нужное время дети способны обучаться практически бессознательно.
Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет
Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения
Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать
Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды
, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.
Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии
эмоциональной сферы
Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым
Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства
Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.
Сензитивность как свойство темперамента
Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека. К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения. Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.
Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.
Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным. Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными способностями, упрямым характером, и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.
Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.
Понятие сензитивного периода речевого развития
Сензитивный период в развитии ребенка – это период, когда у него возникает особая чувствительность и способность к обучению определенным навыкам. Он наступает в определенные временные рамки и связан с развитием определенной системы в организме. Сензитивные периоды включают периоды развития двигательных навыков, восприятия, а также речевого развития.
Сензитивный период речевого развития начинается примерно в возрасте 1 года и продолжается до 7 лет. В течение этого периода ребенок осваивает звуки, слова, грамматику и другие аспекты языка, а также развивает способность к общению и пониманию речи.
Сензитивный период речевого развития включает несколько этапов:
- Этап лепки звуков. В начале сензитивного периода ребенок просто издает звуки, отражая похожие звуки, которые услышал от родителей и окружающих. Он активно использование своих голосовых органов, чтобы тренироваться в эмиссии различных звуков. Этот этап является базой для последующего освоения речи.
- Этап слушания и понимания. В этом этапе ребенок начинает слушать и понимать речь взрослых, а также осознавать свои первые слова и фразы. Он начинает понимать свою речь и использовать ее в коммуникации.
- Этап произношения слов. На этом этапе ребенок активно начинает произносить слова и фразы. Он изучает правильное произношение звуков, осваивает слоги и слова, а также начинает использовать их в повседневной коммуникации.
- Этап грамматического развития. В этом этапе ребенок начинает осваивать грамматические правила, формирует грамматическую структуру фраз и работает над своими речевыми навыками.
Сензитивный период речевого развития играет важную роль в формировании языковых навыков у ребенка. В этот период ребенок лучше воспринимает и запоминает информацию, связанную с речью, а также быстро осваивает речевые навыки и правила. Поэтому родители и педагоги должны обеспечить подходящую стимуляцию и поддержку ребенка в этот период, чтобы он мог максимально использовать свои возможности и потенциал в области речи и коммуникации.
Сенситивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет
Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки — из-за того, что нарушен порядок.
Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.
Далее мы переходим к порядку в отношениях. Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными
Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.
Сенситивный период развития социальных навыков
Начиная с двухлетнего возраста, ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Вообще, овладение другими формами поведения происходит само собой, в процессе бессознательного наследования и последующего воспроизведения моделей поведения взрослых, сверстников, тому, что он видел и пережил на улице, в кругу семьи.
Сенситивный период для восприятия порядка затрагивает возраст от нуля до трех лет. Ребенок обучается порядку, по сути, автоматически. Ему принадлежат игрушки, для которых родителями отведено свое место, у него есть кровать, где он спит, стульчик для кормления, своя посуда. Он видит поведение родителей и запоминает его. Он знает, в какой одежде и обуви ходит мама, а в какой отец. И ему очень не нравится, если кто-то из членов семьи нарушает порядок, нося не свою одежду или обувь.
Кроме того, ребенок с рождения привыкает к определенному временному порядку и порядку в отношениях.
Родители вырабатывают определенный режим дня для своего чада. При этом, малыш быстро привыкает к последовательности действий и может устраивать истерики при их несоблюдении. К примеру, ребенок знает, что его купают, читают ему сказку, дают воды и укладывают спать. Он требует от родителей именно этой последовательности действий.
Дети любят последовательность во всем. Все требования родителей должны быть четкими и конкретными и они должны придерживаться последовательности в своих действиях. Если они разрешили сегодня сделать что-то, то ребенку непонятен запрет этого действия завтра.
Так, формируется порядок в дальнейшей жизнедеятельности ребенка.
Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду
Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.
Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.
Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.
Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.
Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.
Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.
О роли и значении для родителей
Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:
- начало медленное, его непросто обнаружить, поэтому необходимо точно знать конкретные возрастные интервалы;
- точка максимума – это наибольшая степень проявления признака, максимальной интенсивности, ее можно выявить без проблем;
- спад, постепенное снижение интенсивности.
Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.
Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.
Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:
- понимать, что именно происходит с малышом в тот или иной период;
- разбираться с тем, когда приблизительно наступит следующий этап, и успеть к нему подготовиться.
Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.
Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.
Сенситивные периоды развития
Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат.
Сенситивный (или сензитивный) означает «чувствительный». Что такое сенситивные периоды развития ребенка? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сенситивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.
Что такое адаптация?
В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.
Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:
- отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
- нужно взаимодействовать с другими детьми;
- уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
Как применять свои знания?
Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать
Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.
Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.
лат. sensus – чувство, ощущение] – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех-пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды – кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции. В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок-взрослый» на данной возрастной стадии. О.А.Карабанова
20 февраля 2016
·
Текст:
Людмила Селенская
·
Фото:
GettyImages