Сенсорное развитие детей 2-3 лет и раннего возраста через дидактические игры

Ход деятельности.

В: «Ребята, по-моему, за дверью кто-то стучит? Кто же это?» (Выходит и приносит в группу письмо и посылку).

— «Посмотрите, здесь письмо! Пишет вам Дедушка Мороз: «Для того, чтобы получить от меня подарки, вы должны выполнить все мои задания».

Задание первое.

В: Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме или ёлочке (Прочтение одного или двух стихотворений хором, далее по желанию детей).

В:«Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание».

Второе задание.

На полу 2 ручейка.

В: «Посмотрите ребята, эти ручейки покрыты льдом! Почему? (ответы детей) Правильно, вода зимой замерзает. А одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеёк, а теперь узкий. Давайте перешагнём через широкий ручеек (дети делают большой шаг). А теперь перейдем через узкий ручеек (дети делают маленький шаг).

«Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?» (Побуждать детей использовать слова шире — уже).

«Задание выполнили? Попробуем открыть посылку. Она по-прежнему не открывается».

Задание третье.

В: «Посмотрите, ребята, на посылке какое – то изображение. Что это?»

Дети: «Ёлочки».

В: «Они одинаковые или разные?» (ответы детей).

В: «Ёлочки бывают большие и маленькие. Давайте соберем ёлочку сначала высокую. Какие геометрические фигуры мы будем использовать?»

Дети : «Большие зелёные треугольники».

В : «Теперь низкую. Какие геометрические фигуры будем использовать?»

Дети : «Маленькие зеленый треугольники».

В : «Какая ёлочка выше? Какая ниже? Давайте поиграем. Мы с вами будем ёлочками. Изобразите высокую ёлочку, а теперь низкую. С заданием справились?»

Дети : «Да».

В : «А посылка не открывается».

Задание четвертое. «Нужно раскрасить карточки».

В : «Это что?»

Дети: «Рукавички».

В : «Одна рукавичка раскрашенная, а вторая нет, нужно исправить ошибку, вы сможете?»

Д: «Да!»

В : «Давайте исправлять!»

В : «Все справились?»

Д : «Да!»

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть посылку?» (Ответы детей).

Посылка открывается — дети находят подарки от Деда Мороза — сладости.

2. «Матрешки – соседки».

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

3. Закрепить умение различать и называть цвета.

Развивающие.

1. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

– речевое развитие,

– художественно-эстетическое развитие,

– физическое развитие,

– познавательное развитие,

– социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: 2 матрешки (большая и маленькая, 2 домика (большой и маленький, 2 елочки (большая и маленькая, 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких, ленты (короткие и длинные, цветы из цветной бумаги.

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны

Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Ход деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.

В: Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая – это Леля, старшая сестра, а другая маленькая – это Ляля, младшая. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая, а это матрешка маленькая (спросить у детей какая).

Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?».

В: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького – маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лес по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.

В лесу воспитатель находит корзину с цветными ленточками и предлагает детям вытянуть каждому по ленточке. Назвать цвет ленточки, длинную или короткую они вытянули.

В: Теперь, дети, отправляемся домой.

Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей : Дети, посмотрите, уже на улице цветы появились, а у наших матрешек совсем нет цветов около домиков. Давайте соберем большие цветы для старшей матрешки и маленькие для младшей.

Дети собирают цветы. Перед тем как положить цветок рядом с домиком, ребенок называет его цвет и размер.

В: Посмотрите дети, как обрадовались цветам наши матрешки! Они говорят вам спасибо, и хотят угостить вас конфетами!

Дети благодарят матрешек за угощение и прощаются с ними.

Заключение

Предложенные в данной работе упражнения, для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами

Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей

Согласно рекомендациям Л. А. Венгера, все предложенные нами упражнения можно разделить на следующие типы:

1. Задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

2. Задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

3. Задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);

4. Задания на развитие глазомера.

В работе предложены два конспекта комплексных занятий, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет. Такие упражнения необходимы, так как в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий.

Литература

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144с. : ил.

2. Методические рекомендации по использованию материалов и пособий для сенсорной комнаты : Учебное пособие для воспитателей, студентов, пед. учебн. заведений. – Тольятти. 2001. – 148 с.

3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. – М. : «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. – Ярославль «Академия развития», 1998.

Направления развития

На сегодня в практике педагогического воспитания существует несколько систем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Наиболее распространенные из них две: система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Родители имеют возможность отдать свое чадо в детский сад, где применяется та или иная методика (см. также: что это значит – детский сад комбинированного вида или типа?). Чем отличаются данные системы дидактического развития от общепризнанных, стоит ли их так отделять? Разберем каждую из них, чтобы понять, стоит ли отдавать малыша в особый детский сад.

Система Марии Монтессори

В основу системы воспитания Марии Монтессори заложена мысль о том, что ребенок должен познавать окружающий мир с помощью всевозможных предметов вокруг себя

Важно наполнить место пребывания ребенка различными вещами для манипуляций. Должна быть возможность выбора, чтобы хотя бы что-то из предложенного вызвало у него интерес

Мария Монтессори была убеждена, что главное в развитии дошкольника помочь развить его силы и способности: слух, зрение, мускулатуру. Сама основательница системы разработала для развития детей массу упражнений, каждая группа которых направлена на развитие одного конкретного органа чувств.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: логопедические игры для развития речи у детей 3-4 лет

Создательница метода предполагала научить ребенка тактильному восприятию через работу с различными видами тканей, дощечек, металлических пластин – гладких и шершавых. Все действия с предметами ребенок должен осуществлять самостоятельно.

Система Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель заложил в основу своей системы воспитания цель развить у детей познавательные и творческие способности посредством практической деятельности. Развивающие занятия имеют своей целью совершенствование моторики, а также они попутно рассказывают ребенку о свойствах предметов. «Дары Фребеля» – материал для занятий, разработанный лично автором системы, который состоит из шести даров. Особенностью дидактических сенсорных пособий является то, что большинство из них создано по принципу «от целого – к части и обратно». Крупные детали «разбираются» на множество маленьких.

Поняв суть и значение каждой из систем, вы сможете выбрать наиболее подходящую и использовать ее в домашнем воспитании. Каждая мама в состоянии сделать такую сенсорную среду у себя дома своими руками.

Игра будет полезной и эффективной, если в ее основе лежит развитие и воспитание ребенка, его комплексное совершенствование в физическом и психическом плане. Полезной и эффективной игра будет тогда, когда ее целью ставится воспитание личности ребенка, его комплексное развитие в физическом и психическом плане. Игры с предметами подразумевают сенсорное воспитание детей-дошкольников. Любая из них призвана быть развивающей. Приведем примеры дидактических упражнений и игр.

Ход игры:

1. Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки по цвету.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

2. А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

3. Загадка.

Пушистая вата

Плывет куда-то

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

Воспитатель: Да это же туча. Воспитатель раздает детям тучки.

Давайте сделаем тучке синий дождик. Дети выбирают из коробки синие прищепки. Делают тучке дождик.

Дождик пошёл спрятал солнышко.

4. Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Молодцы! Помогли солнышку.

Варианты игр:

воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам:

– желтые, синие, зеленые и красные.

-Солнышку сделать разноцветные лучики чередуя желтый, зеленый, красные цвета

-Елочке справа прикрепить желтые иголочки, а с лева синие.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. Успешность познавательного, речевого, физического, художественно -эстетического, социально -коммуникативного развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!

Литература

1. Венгер Л. А, Пилюгина Э. Г,Венгер Н. Б «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М-«Просвещение»,1988

2. Пилюгина Э. Г «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» М- «Просвещение»,1983

3. Интернет ресурсы

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление

Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию

В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорика позволяет улучшить внимание.

обогатить словарный запас;
сформировать правильную структуру речи;
улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
развить фантазию;
получить полную информацию об окружающей действительности;
улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи. Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп

Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Ход игры.

Педагог рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».

5. Игра «Цветная дорожка».

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах, находить одинаковые цвета, используя геометрические формы.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики.

Ход игры. Выкладываем разноцветную дорожку. Расстояние между кругами должно быть не менее 50 см.

Педагог показывает и отдает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.

6. Игра «Цветной паровозик».

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Ход игры. Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Педагог предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Эталоны формы.

Эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур.

(10 занятий)

Цель: научить детей различать и называть геометрические формы

1. Игра «Подбери фигуру».

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Педагог показывает круг и, обводя его пальцами, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводя его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник

Обводя фигуры, фиксирует внимание на углах. Исправляет неточные и ошибочные ответы детей

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными».

2. Игра «Подбери по форме».

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Понятие сенсорики

Сенсорика происходит от латинского слова ‘sensus’, что означает восприятие. Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное восприятие.

Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное расположение, размер. До трехлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сенсорные коробки для детей от 1 года

Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного воспитания крохи – как он видит, слышит и осязает мир вокруг себя.

В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет (подробнее в статье: что должен уметь делать ребенок в 2-3 года?)? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста – это:

  • базовый фундамент для умственного развития;
  • развитие наблюдательности и внимания;
  • положительное влияние на эстетические чувства;
  • расширение воображения;
  • возможность освоения новых способов познания предметов и мира;
  • приобретение сенсорных эталонов;
  • постижение навыков учиться и изучать;
  • помощь в увеличении словарного запаса;
  • влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий