СДВГ — что это за диагноз у ребенка?

Причины возникновения СДВГ

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности

Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.

Диагностические критерии DSM-5

Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:

  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.

Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.

СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:

не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
не может удерживать внимание на играх, задачах;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности.

СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:

  • постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
  • уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в неуместных ситуациях;
  • при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
  • очень много говорит, речь торопливая.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:

  • симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
  • симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
  • симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.

Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.

Опрос и осмотр

В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:

  • когда начались первые проявления заболевания;
  • какие симптомы появились у ребенка;
  • как развивались симптомы заболевания.

Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:

  • особенности поведения ребенка, внешний вид;
  • оценка состояния черепно-мозговых нервов;
  • оценка двигательной активности.

Данные анамнеза

Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:

  • токсикозы у матери во время беременности;
  • риск прерывания беременности;
  • хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • патологические роды и родовые травмы;
  • фебрильные судороги;
  • менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
  • наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.

Объективные методы обследования

В качестве объективных методов исследования используются:

  • электроэнцефалография;
  • ЭХО-ЭГ;
  • нейросонография;
  • компьютерная томография;
  • допплерография.

Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.

Нейропсихологическое исследование

Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.

Психологический анализ

Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще

Классификации СДВГ

У специалистов, работающих с детьми, очень часто возникают сомнения в постановке диагноза СДВГ. Обусловлено это тем, что огромное количество нейропсихологических синдромов могут включать в себя проявления СДВГ.

Представленная классификация СДВГ объединяет взгляды отечественных и зарубежных ученых. Выделяют три вида СДВГ .

1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности — СДВГ, тип с преобладанием невнимательности.


Людмила Аполлоновна Ясюкова

Семинар-практикум
Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности (диагностика, лечение и психологическая коррекция минимальных мозговых дисфункций)
Подробнее

Симптоматика:

  • неспособность сосредотачиваться на деталях;
  • ребенок якобы не слышит просьбы взрослых при прямом обращении;
  • трудности при организации деятельности;
  • отсутствие желания выполнять задания, работу;
  • проблема с устойчивостью внимания при выполнении заданий;
  • высокая отвлекаемость на внешние раздражители;
  • отмечается забывчивость.

2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания — СДВГ, преимущественно гиперактивно-импульсивный тип.

Симптоматика:

  • выкрикивает, не дослушав вопрос, перебивает, вмешивается в разговор;
  • суетлив, не может дождаться своей очереди отвечать, делать действие и т.д.;
  • находится в постоянном движении;
  • высокая разговорчивость;
  • беспорядочная ходьба, бег;
  • не заинтересован в спокойных играх.

3. Комбинированный вариант — СДВГ, сочетанный тип. Отмечается симптоматика из первой и второй групп.

Представленные виды СДВГ не ограничиваются тремя группами. Зарубежные специалисты выделяют еще одну, получившую название «Остальные формы СДВГ без другой классификации». Эта группа расстройств, в которой ярко представлены симптомы гиперактивности, импульсивности, невнимательности, не отвечающие критериям СДВГ. Это могут быть симптомы невнимательности у лиц старше 7 лет при начале расстройства, соответствующие критериям СДВГ. Для этой нозологической группы частичные нарушения внимания также могут сопровождаться следующими поведенческими характеристиками: гипоактивностью, медлительностью, рассеянностью, задумчивостью и т.д.

В неврологической литературе отмечается еще 2 классификации: по форме проявления СДВГ (простая, осложненная — церебрастенический, неврозоподобный, сочетанный варианты); по происхождению СДВГ (генетического, органического, смешанного, криптогенного генеза).

Ученые выделяют еще и сопутствующие расстройства при СДВГ.

  1. Расстройства поведения, которые, в свою очередь, делятся на оппозиционные и асоциальные. При данном виде расстройств ребенку свойственны реакции оппозиции, агрессивное поведение.
  2. Расстройства речи, расстройства школьных навыков, ЗПР, расстройства сна, заниженная самооценка, энурезы (ночные) .

Ж. Айкарди, обобщая опыт изучения заболеваний нервной системы у детей, выделяет 5 групп сопутствующих расстройств при СДВГ: а) наиболее распространенными являются нарушения развития координации и расттройства обучения; б) расстройство поведения, оппозиционно-вызывающее расстройство; в) расстройства аутистического спектра; г) тики; д) депрессивные и биполярные расстройства .

Методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Основу терапии составляет работа психолога с гиперактивным ребенком, членами семьи, которая направлена на коррекцию поведения. Специалисты используют методы групповой и индивидуальной психотерапии, что позволяет социализировать школьника или подростка. Пациент учится сдерживать эмоции на фоне окружающего шума, визуальной стимуляции с помощью игровых методик.

Большое значение имеет медикаментозная терапия. Детям могут назначить следующие таблетки:

  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • психостимуляторы;
  • витаминный комплекс, содержащие магний, витамины группы В;
  • ноотропы.

Они стимулируют развитие и работу определенных зон головного мозга, нервной системы, устраняют раздражительность, импульсивность, помогают справиться с нарушениями сна. Лекарства могут давать побочные эффекты, поэтому необходимо строго придерживаться дозировки.

В качестве дополнительного метода врачи рекомендуют препараты – селективные ингибиторы обратного захвата норадреналина. Они снижают уровень гормона стресса в крови, регулируют психомоторную функцию. Это позволяет корректировать поведение, снижает перевозбуждение, раздражительность, устраняет вспышки гнева.

Дополнительно врачи рекомендуют физиотерапию. Наиболее эффективные методики:

  • упражнения из комплекса физкультуры;
  • посещение бассейна;
  • расслабляющий и общеукрепляющий массаж;
  • лечение ультрафиолетом;
  • электросон;
  • кинезиотерапия.

В качестве дополнения для коррекции неврологических патологий рекомендуется метод биологической обратной связи (БОС). Лечение проходит в виде игры, позволяя ребенку самостоятельно регулировать эмоции и уровень активности.

С ребенком занимаются психолог и логопед. Одновременно рекомендуются занятия, направленные на устранение дисграфии, дефектов речи.

Современные методы лечения позволяют сдерживать развитие СДВГ у детей. Коррекция поведения помогает справиться с эмоциональной нестабильностью, адаптироваться в обществе. Комфортная обстановка в семье и школьном коллективе повышает эффективность терапии в любом возрасте.

Статьи и новости

Терапия СДВГ

В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик . Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты . Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно . Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста .

Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ :

  1. Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
  2. Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
  3. Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
  4. Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
  5. После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
  6. Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.

AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста .

Проблемы, которые сопровождают СДВГ ​

Сложности в обучении 

Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.

Конфликты с братьями и сёстрами 

Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.

Проблемы со сном 

Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.

Расстройства или заболевания 

До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.

СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .

Гнев и детская агрессия 

Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков 

Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.

Разница между СДВГ и СДВ

СДВ означает синдром дефицита внимания, в том время как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Гиперактивность – ключевое различие между обоими терминами. Основная разница между СДВГ и СДВ заключается в том, что дети с СДВГ чрезвычайно гиперактивны и не могут усидеть на месте даже в течение короткого периода времени

У них имеются проблемы с вниманием. Именно поэтому нередко поведение ребенка с СДВГ принимают за буйство, хотя никакого отношения к нему оно не имеет.  

Дети же с СДВ, напротив, считаются капризными, изолированными, застенчивыми. Они никогда не будут срывать занятия и могут оставаться незамеченными в повседневной жизни.

Оба расстройства, и СДВГ, и СДВ, влияют на способность человека концентрироваться на повседневных делах, таких как выполнение домашнего задания, общение с другими детьми и др. 

СДВ является подтипом СДВГ и часто используется вместо СДВГ учителями и родителями. Он официально известен как СДВГ- 1) преимущественно невнимательный тип.

В целом существует три типа СДВГ, два других – 2) преимущественно гиперактивно-импульсивный тип СДВГ и 3) комбинированный тип СДВГ (это проявляется симптомами как невнимательного, так и гиперактивно-импульсивного типов).

В отличие от СДВГ, дети, страдающие СДВ, не могут следовать инструкциям, которые они получают от родителей и учителей. Выполнение простых заданий вызывает у них огромные сложности. Таких детей считают забывчивыми или беспечными. Поскольку они медленно реагируют и не могут обработать большие объемы информации, то могут казаться окружающим вялыми, апатичными. У родителей может появиться ощущение, что ребенок их игнорирует или просто упрямится. 

Симптомы СДВ (СДВГ-невнимательный тип) едва ли внешне можно отнести к серьезному расстройству. Они приглушены по сравнению с другими формами СДВГ, такими как гиперактивность и импульсивность

Это приводит к тому, что такие люди перестают обращать на себя внимание, и это состояние может затем продолжаться в подростковом и взрослом возрасте без лечения

Родители пациентов с СДВ должны помнить, что игнор со стороны детей не является умышленным. Ученики с синдромом дефицита внимания просто не способны обрабатывать информацию, которая позволяет им сосредоточиться на важных вещах в жизни.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
Ребенок часто теряет свои вещи.
Легко отвлекается на внешние раздражители.
Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Симптомы и признаки СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется повышенной активностью и неусидчивостью ребенка. Процессы возбуждения значительно преобладают над торможением, поэтому такие дети испытывают серьезные трудности в учебе, не могут контролировать поведение и запоминать информацию.

По мнению специалистов в области психиатрии, в различной степени синдром СДВГ проявляется у 18% детей, то есть почти у каждого пятого ребенка. Проблема впервые проявляется в младшем возрасте, но сохраняется и в старшем возрасте и даже у 3−5% взрослых.

Синдром гиперактивности – заболевание, которое требует углубленной диагностики. Только врач может отличить непослушного непоседу от ребенка, который нуждается в комплексном лечении. Характерные симптомы синдрома дефицита внимания у детей дошкольного и школьного возраста:

Невнимательность. Одно из основных проявлений СДВГ

Ребенок не может концентрировать внимание на определенной задаче, часто отвлекается, что приводит к многочисленным ошибкам. Ему сложно запоминать текст или выучить стихотворение

Такие дети отличаются рассеянностью, забывают о просьбах взрослых и друзей, теряют вещи, ключи. Они не могут довести начатую работу до конца, быстро переключаются на более интересное дело.

Гиперактивность. Дети, имеющие диагноз СДВГ, отличаются шумным и активным поведением. Они непоседливые и неусидчивые, не могут долгое время оставаться в спокойном состоянии. Для них характерны нервные тики, стереотипные движения руками, ногами, подвижная мимика лица. Они часто выглядят неуклюжими, угловатыми. С трудом выполняют работу, которая требует ловкости и мелкой моторики, не любят собирать паззлы, конструкторы.

Импульсивность. Дети с расстройством СДВГ выполняют домашнюю работу и задания в спешке, поэтому часто допускают простые ошибки. Наблюдается сложность в общении со сверстниками, часто возникают конфликты. Гиперактивным школьникам сложно соблюдать правила игры, принимать условия сверстников.

СДВГ у детей дошкольного возраста диагностировать сложно. В раннем возрасте при неврологическом расстройстве наблюдаются гипертонус мышц, нарушение сна, перевозбуждение. Ребенок остро реагирует на любые раздражители, посторонних людей.

По мере роста выявляются следующие симптомы:

  • неправильное восприятие визуальной информации (сложно перерисовать картинку);
  • импульсивность ребенка;
  • повышенная утомляемость;
  • речевые дефекты;
  • сложности с произношением некоторых звуков.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей в дошкольном возрасте сопровождается плохим аппетитом, бессонницей, навязчивыми привычками (откусывание ногтей). Нередко наблюдается заикание.

У кого может быть СДВГ?

Это расстройство, которое в основном встречается у детей, и его трудно диагностировать.

Мужчины в три раза чаще страдают СДВГ, чем женщины: синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностирован у примерно 10% мужского населения, тогда как только 5% слабого пола могут иметь признаки этого расстройства.

Кроме того, средний возраст постановки диагноза составляет 7 лет, в то время как типичные симптомы появляются, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 6 лет. 

Чем тяжелее степень заболевания, тем раньше оно выявляется. Однако это не то расстройство, которое встречается только у детей, люди старше 18 лет также могут иметь дело с СДВГ.

Дети, живущие за чертой бедности, сталкиваются с повышенным риском развития СДВГ, чем их ровесники из семей с более высоким доходом.  

Типы СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности делится на три основных типа:

  1. Невнимательный тип
  2. Гиперактивно-импульсивный тип
  3. Комбинированный тип

Чтобы определить тип СДВГ, необходимо изучить симптомы. Диагноз является полным, если симптомы оказывают влияние на повседневную жизнь.

Эти признаки необходимо тщательно контролировать, так как они могут изменяться с течением времени. Мы уже подробно обсуждали невнимательный тип. Давайте также рассмотрим другие типы:

Гиперактивный/Импульсивный тип

Этот тип СДВГ определяется различными симптомами гиперактивности и импульсивности, а также незначительными следами невнимательности.

Ребенку с таким типом СДВГ сложно усидеть на месте: он будет постоянно болтать, говорить вне очереди, не задумываясь о последствиях.

Комбинированный тип 

Как следует из названия, этот тип представляет собой сочетание невнимательного и гиперактивно-импульсивного поведения, в котором проявляются симптомы обеих категорий.

Дети с комбинированным типом СДВГ проявляют гиперактивность в дошкольном возрасте. Такое поведение характерно и для школы, и для дома, и для других мест. 

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Симптомокомплекс СДВГ

Симптомокомплекс СДВГ включает невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Также могут наблюдаться расстройства тревожного спектра.

Нарушения внимания

Дети с дефицитом внимания способны сохранять концентрацию не более нескольких минут. Эта проблема сильно влияет на школьную успеваемость. Ребенок не может выполнить задание до конца, быстро переключается на сторонние раздражители. Из-за выраженной отвлекаемости он не может дослушать учителя до конца, упускает важные детали при обучении.

Также дети с СДВГ склонны к забывчивости: они часто теряют школьные принадлежности и учебники, а на рабочем месте у них царит беспорядок.

Гиперактивность (избыточная двигательная активность)

Дети с СДВГ — это бесконечный двигатель. Они не способны длительно находиться в состоянии покоя и пребывают в постоянном движении. Такое поведение проявляется вне зависимости от обстановки: даже в самом спокойном коллективе такой ребенок будет постоянно стремиться к бесцельным движениям. Если дефицит внимания становится заметен в школьном возрасте, то гиперактивность — наиболее раннее проявление СДВГ. Родители начинают отмечать повышенную активность своего ребенка уже на первом-втором году жизни.

Гиперактивность проявляется не только в активных движениях (постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле), но и деструктивным поведением в коллективе. Ребенок с СДВГ может отвлекать одноклассников от учебы, мешать проведению уроков и т. д.

Несмотря на достаточно яркие проявления, диагностировать гиперактивность сложно. Во время визита к врачу ребенок испытывает волнение в неизвестной обстановке. Это тормозит проявления гиперактивности на приеме у специалиста. Чрезмерная подвижность более выражена у мальчиков. Поэтому маловыраженные симптомы у девочек могут затруднять постановку диагноза.

Импульсивность (недостаток контроля поведения)

Ребенок не ждет от окружающих инструкций и быстро реагирует на ситуацию. Это связано с особенностями функционирования головного мозга, а не проблемами в воспитании. Например, он стремится максимально быстро выполнить задание учителя, но не может адекватно оценить его требования. Импульсивность детей с СДВГ дополняется небрежностью, невнимательностью и легкомыслием.

Дополнительная симптоматика

На этом проявления СДВГ у человека не заканчиваются. Этот симптомокомплекс может быть дополнен рядом неврологических и поведенческих расстройств:

  • легкие неврологические нарушения. У ребенка могут диагностироваться тремор, гиперкинезы, повышение сухожильных рефлексов и нарушения координации движений. Они могут быть объективно выявлены во время неврологического приема;
  • эмоциональная лабильность. У ребенка наблюдается частая смена настроения, повышенная тревожность и раздражительность. Маленькие дети испытывают беспокойство, становятся плаксивыми. Родители видят, что их ребенок более эмоционален в сравнении со сверстниками;
  • нарушения восприятия. Чаще всего поражается зрительный анализатор (ребенок не может обвести контуры простых рисунков). Но также может нарушаться ориентация в пространстве, он может неправильно читать буквы, воспринимать звуки на слух и т. д.;
  • невротические привычки. У ребенка появляются симптомы, свидетельствующие о внутреннем напряжении. Он может грызть ноги, сосать большой палец, постоянно сжимать пальцы и т. д.;
  • нарушения сна. Пожалуй, этот симптом родители могут заметить с самого рождения. У ребенка с самых первых дней нарушены естественные биоритмы: сон днем и бодрствование ночью. У подростков сопровождается поздним засыпанием и тяжелым утренним пробуждением;
  • повышенная психическая утомляемость. Ребенок быстро устает даже от незначительных нагрузок, могут появляться головные боли;
  • тики и заикание. Это не обязательные симптомы СДВГ, но они также могут наблюдаться у детей и становиться поводом для обращения к специалисту.

Причины возникновения СДВГ у детей

Ниже приведены основные причины возникновения СДВГ у детей. 

1. Гены

Данные показывают, что СДВГ может передаваться по наследству от родителей или родственников. У ребенка, у которого диагностирован СДВГ, скорее всего, есть родственник, который страдает этим заболеванием.

2. Диета

Некоторые диетические компоненты могут способствовать развитию СДВГ. Например, дети и подростки, злоупотребляющие рафинированным сахаром, жиром, натрием, в 2 раза чаще имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. 

3. Травма головного мозга

Дети, страдающие от черепно-мозговой травмы или травмы, вызванной ударом по голове, инсультом или опухолью головного мозга, могут испытывать нерегулярные импульсы и двигательную активность наряду с проблемами, связанными с вниманием. 4

Социальные обстоятельства

4. Социальные обстоятельства

СДВГ, как известно, усугубляется некоторыми стилями воспитания и социальными обстоятельствами. Напряженная обстановка дома также может ухудшить симптомы заболевания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий