Причины возникновения СДВГ
СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:
- Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
- Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
- Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
- Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
- Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
- Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.
Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.
Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности
Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.
Диагностические критерии DSM-5
Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
- другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
- неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.
Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:
не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
не может удерживать внимание на играх, задачах;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности.
СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:
- постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
- уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
- не может спокойно играть или работать;
- активно двигается в неуместных ситуациях;
- при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
- очень много говорит, речь торопливая.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:
- симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
- несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
- симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
- симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.
Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.
Опрос и осмотр
В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:
- когда начались первые проявления заболевания;
- какие симптомы появились у ребенка;
- как развивались симптомы заболевания.
Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:
- особенности поведения ребенка, внешний вид;
- оценка состояния черепно-мозговых нервов;
- оценка двигательной активности.
Данные анамнеза
Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:
- токсикозы у матери во время беременности;
- риск прерывания беременности;
- хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
- резус-конфликт матери и плода;
- патологические роды и родовые травмы;
- фебрильные судороги;
- менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
- наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.
Объективные методы обследования
В качестве объективных методов исследования используются:
- электроэнцефалография;
- ЭХО-ЭГ;
- нейросонография;
- компьютерная томография;
- допплерография.
Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.
Нейропсихологическое исследование
Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.
Психологический анализ
Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще
Классификации СДВГ
У специалистов, работающих с детьми, очень часто возникают сомнения в постановке диагноза СДВГ. Обусловлено это тем, что огромное количество нейропсихологических синдромов могут включать в себя проявления СДВГ.
Представленная классификация СДВГ объединяет взгляды отечественных и зарубежных ученых. Выделяют три вида СДВГ .
1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности — СДВГ, тип с преобладанием невнимательности.
Людмила Аполлоновна Ясюкова
Семинар-практикум
Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности (диагностика, лечение и психологическая коррекция минимальных мозговых дисфункций)
Подробнее
Симптоматика:
- неспособность сосредотачиваться на деталях;
- ребенок якобы не слышит просьбы взрослых при прямом обращении;
- трудности при организации деятельности;
- отсутствие желания выполнять задания, работу;
- проблема с устойчивостью внимания при выполнении заданий;
- высокая отвлекаемость на внешние раздражители;
- отмечается забывчивость.
2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания — СДВГ, преимущественно гиперактивно-импульсивный тип.
Симптоматика:
- выкрикивает, не дослушав вопрос, перебивает, вмешивается в разговор;
- суетлив, не может дождаться своей очереди отвечать, делать действие и т.д.;
- находится в постоянном движении;
- высокая разговорчивость;
- беспорядочная ходьба, бег;
- не заинтересован в спокойных играх.
3. Комбинированный вариант — СДВГ, сочетанный тип. Отмечается симптоматика из первой и второй групп.
Представленные виды СДВГ не ограничиваются тремя группами. Зарубежные специалисты выделяют еще одну, получившую название «Остальные формы СДВГ без другой классификации». Эта группа расстройств, в которой ярко представлены симптомы гиперактивности, импульсивности, невнимательности, не отвечающие критериям СДВГ. Это могут быть симптомы невнимательности у лиц старше 7 лет при начале расстройства, соответствующие критериям СДВГ. Для этой нозологической группы частичные нарушения внимания также могут сопровождаться следующими поведенческими характеристиками: гипоактивностью, медлительностью, рассеянностью, задумчивостью и т.д.
В неврологической литературе отмечается еще 2 классификации: по форме проявления СДВГ (простая, осложненная — церебрастенический, неврозоподобный, сочетанный варианты); по происхождению СДВГ (генетического, органического, смешанного, криптогенного генеза).
Ученые выделяют еще и сопутствующие расстройства при СДВГ.
- Расстройства поведения, которые, в свою очередь, делятся на оппозиционные и асоциальные. При данном виде расстройств ребенку свойственны реакции оппозиции, агрессивное поведение.
- Расстройства речи, расстройства школьных навыков, ЗПР, расстройства сна, заниженная самооценка, энурезы (ночные) .
Ж. Айкарди, обобщая опыт изучения заболеваний нервной системы у детей, выделяет 5 групп сопутствующих расстройств при СДВГ: а) наиболее распространенными являются нарушения развития координации и расттройства обучения; б) расстройство поведения, оппозиционно-вызывающее расстройство; в) расстройства аутистического спектра; г) тики; д) депрессивные и биполярные расстройства .
Методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Основу терапии составляет работа психолога с гиперактивным ребенком, членами семьи, которая направлена на коррекцию поведения. Специалисты используют методы групповой и индивидуальной психотерапии, что позволяет социализировать школьника или подростка. Пациент учится сдерживать эмоции на фоне окружающего шума, визуальной стимуляции с помощью игровых методик.
Большое значение имеет медикаментозная терапия. Детям могут назначить следующие таблетки:
- транквилизаторы;
- антидепрессанты;
- психостимуляторы;
- витаминный комплекс, содержащие магний, витамины группы В;
- ноотропы.
Они стимулируют развитие и работу определенных зон головного мозга, нервной системы, устраняют раздражительность, импульсивность, помогают справиться с нарушениями сна. Лекарства могут давать побочные эффекты, поэтому необходимо строго придерживаться дозировки.
В качестве дополнительного метода врачи рекомендуют препараты – селективные ингибиторы обратного захвата норадреналина. Они снижают уровень гормона стресса в крови, регулируют психомоторную функцию. Это позволяет корректировать поведение, снижает перевозбуждение, раздражительность, устраняет вспышки гнева.
Дополнительно врачи рекомендуют физиотерапию. Наиболее эффективные методики:
- упражнения из комплекса физкультуры;
- посещение бассейна;
- расслабляющий и общеукрепляющий массаж;
- лечение ультрафиолетом;
- электросон;
- кинезиотерапия.
В качестве дополнения для коррекции неврологических патологий рекомендуется метод биологической обратной связи (БОС). Лечение проходит в виде игры, позволяя ребенку самостоятельно регулировать эмоции и уровень активности.
С ребенком занимаются психолог и логопед. Одновременно рекомендуются занятия, направленные на устранение дисграфии, дефектов речи.
Современные методы лечения позволяют сдерживать развитие СДВГ у детей. Коррекция поведения помогает справиться с эмоциональной нестабильностью, адаптироваться в обществе. Комфортная обстановка в семье и школьном коллективе повышает эффективность терапии в любом возрасте.
Статьи и новости
Терапия СДВГ
В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик . Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты . Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно . Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста .
Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ :
- Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
- Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
- Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
- Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
- После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
- Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.
AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста .
Проблемы, которые сопровождают СДВГ
Сложности в обучении
Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.
Конфликты с братьями и сёстрами
Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.
Проблемы со сном
Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.
Расстройства или заболевания
До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.
СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .
Гнев и детская агрессия
Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .
Курение, алкоголизм, употребление наркотиков
Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.
Разница между СДВГ и СДВ
СДВ означает синдром дефицита внимания, в том время как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Гиперактивность – ключевое различие между обоими терминами. Основная разница между СДВГ и СДВ заключается в том, что дети с СДВГ чрезвычайно гиперактивны и не могут усидеть на месте даже в течение короткого периода времени
У них имеются проблемы с вниманием. Именно поэтому нередко поведение ребенка с СДВГ принимают за буйство, хотя никакого отношения к нему оно не имеет.
Дети же с СДВ, напротив, считаются капризными, изолированными, застенчивыми. Они никогда не будут срывать занятия и могут оставаться незамеченными в повседневной жизни.
Оба расстройства, и СДВГ, и СДВ, влияют на способность человека концентрироваться на повседневных делах, таких как выполнение домашнего задания, общение с другими детьми и др.
СДВ является подтипом СДВГ и часто используется вместо СДВГ учителями и родителями. Он официально известен как СДВГ- 1) преимущественно невнимательный тип.
В целом существует три типа СДВГ, два других – 2) преимущественно гиперактивно-импульсивный тип СДВГ и 3) комбинированный тип СДВГ (это проявляется симптомами как невнимательного, так и гиперактивно-импульсивного типов).
В отличие от СДВГ, дети, страдающие СДВ, не могут следовать инструкциям, которые они получают от родителей и учителей. Выполнение простых заданий вызывает у них огромные сложности. Таких детей считают забывчивыми или беспечными. Поскольку они медленно реагируют и не могут обработать большие объемы информации, то могут казаться окружающим вялыми, апатичными. У родителей может появиться ощущение, что ребенок их игнорирует или просто упрямится.
Симптомы СДВ (СДВГ-невнимательный тип) едва ли внешне можно отнести к серьезному расстройству. Они приглушены по сравнению с другими формами СДВГ, такими как гиперактивность и импульсивность
Это приводит к тому, что такие люди перестают обращать на себя внимание, и это состояние может затем продолжаться в подростковом и взрослом возрасте без лечения
Родители пациентов с СДВ должны помнить, что игнор со стороны детей не является умышленным. Ученики с синдромом дефицита внимания просто не способны обрабатывать информацию, которая позволяет им сосредоточиться на важных вещах в жизни.
Диагностические критерии СДВГ
Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.
Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:
- Беспокойные движения руками и ногами.
- Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
- В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
- Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
- Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
- Постоянно находится в движении.
- Чересчур болтлив.
- Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
- Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
- Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
- Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.
Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:
Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
Ребенок часто теряет свои вещи.
Легко отвлекается на внешние раздражители.
Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.
При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.
Симптомы и признаки СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется повышенной активностью и неусидчивостью ребенка. Процессы возбуждения значительно преобладают над торможением, поэтому такие дети испытывают серьезные трудности в учебе, не могут контролировать поведение и запоминать информацию.
По мнению специалистов в области психиатрии, в различной степени синдром СДВГ проявляется у 18% детей, то есть почти у каждого пятого ребенка. Проблема впервые проявляется в младшем возрасте, но сохраняется и в старшем возрасте и даже у 3−5% взрослых.
Синдром гиперактивности – заболевание, которое требует углубленной диагностики. Только врач может отличить непослушного непоседу от ребенка, который нуждается в комплексном лечении. Характерные симптомы синдрома дефицита внимания у детей дошкольного и школьного возраста:
Невнимательность. Одно из основных проявлений СДВГ
Ребенок не может концентрировать внимание на определенной задаче, часто отвлекается, что приводит к многочисленным ошибкам. Ему сложно запоминать текст или выучить стихотворение
Такие дети отличаются рассеянностью, забывают о просьбах взрослых и друзей, теряют вещи, ключи. Они не могут довести начатую работу до конца, быстро переключаются на более интересное дело.
Гиперактивность. Дети, имеющие диагноз СДВГ, отличаются шумным и активным поведением. Они непоседливые и неусидчивые, не могут долгое время оставаться в спокойном состоянии. Для них характерны нервные тики, стереотипные движения руками, ногами, подвижная мимика лица. Они часто выглядят неуклюжими, угловатыми. С трудом выполняют работу, которая требует ловкости и мелкой моторики, не любят собирать паззлы, конструкторы.
Импульсивность. Дети с расстройством СДВГ выполняют домашнюю работу и задания в спешке, поэтому часто допускают простые ошибки. Наблюдается сложность в общении со сверстниками, часто возникают конфликты. Гиперактивным школьникам сложно соблюдать правила игры, принимать условия сверстников.
СДВГ у детей дошкольного возраста диагностировать сложно. В раннем возрасте при неврологическом расстройстве наблюдаются гипертонус мышц, нарушение сна, перевозбуждение. Ребенок остро реагирует на любые раздражители, посторонних людей.
По мере роста выявляются следующие симптомы:
- неправильное восприятие визуальной информации (сложно перерисовать картинку);
- импульсивность ребенка;
- повышенная утомляемость;
- речевые дефекты;
- сложности с произношением некоторых звуков.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей в дошкольном возрасте сопровождается плохим аппетитом, бессонницей, навязчивыми привычками (откусывание ногтей). Нередко наблюдается заикание.
У кого может быть СДВГ?
Это расстройство, которое в основном встречается у детей, и его трудно диагностировать.
Мужчины в три раза чаще страдают СДВГ, чем женщины: синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностирован у примерно 10% мужского населения, тогда как только 5% слабого пола могут иметь признаки этого расстройства.
Кроме того, средний возраст постановки диагноза составляет 7 лет, в то время как типичные симптомы появляются, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 6 лет.
Чем тяжелее степень заболевания, тем раньше оно выявляется. Однако это не то расстройство, которое встречается только у детей, люди старше 18 лет также могут иметь дело с СДВГ.
Дети, живущие за чертой бедности, сталкиваются с повышенным риском развития СДВГ, чем их ровесники из семей с более высоким доходом.
Типы СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности делится на три основных типа:
- Невнимательный тип
- Гиперактивно-импульсивный тип
- Комбинированный тип
Чтобы определить тип СДВГ, необходимо изучить симптомы. Диагноз является полным, если симптомы оказывают влияние на повседневную жизнь.
Эти признаки необходимо тщательно контролировать, так как они могут изменяться с течением времени. Мы уже подробно обсуждали невнимательный тип. Давайте также рассмотрим другие типы:
Гиперактивный/Импульсивный тип
Этот тип СДВГ определяется различными симптомами гиперактивности и импульсивности, а также незначительными следами невнимательности.
Ребенку с таким типом СДВГ сложно усидеть на месте: он будет постоянно болтать, говорить вне очереди, не задумываясь о последствиях.
Комбинированный тип
Как следует из названия, этот тип представляет собой сочетание невнимательного и гиперактивно-импульсивного поведения, в котором проявляются симптомы обеих категорий.
Дети с комбинированным типом СДВГ проявляют гиперактивность в дошкольном возрасте. Такое поведение характерно и для школы, и для дома, и для других мест.
Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?
У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:
- Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
- Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
- Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
- Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
- Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)
Симптомокомплекс СДВГ
Симптомокомплекс СДВГ включает невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Также могут наблюдаться расстройства тревожного спектра.
Нарушения внимания
Дети с дефицитом внимания способны сохранять концентрацию не более нескольких минут. Эта проблема сильно влияет на школьную успеваемость. Ребенок не может выполнить задание до конца, быстро переключается на сторонние раздражители. Из-за выраженной отвлекаемости он не может дослушать учителя до конца, упускает важные детали при обучении.
Также дети с СДВГ склонны к забывчивости: они часто теряют школьные принадлежности и учебники, а на рабочем месте у них царит беспорядок.
Гиперактивность (избыточная двигательная активность)
Дети с СДВГ — это бесконечный двигатель. Они не способны длительно находиться в состоянии покоя и пребывают в постоянном движении. Такое поведение проявляется вне зависимости от обстановки: даже в самом спокойном коллективе такой ребенок будет постоянно стремиться к бесцельным движениям. Если дефицит внимания становится заметен в школьном возрасте, то гиперактивность — наиболее раннее проявление СДВГ. Родители начинают отмечать повышенную активность своего ребенка уже на первом-втором году жизни.
Гиперактивность проявляется не только в активных движениях (постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле), но и деструктивным поведением в коллективе. Ребенок с СДВГ может отвлекать одноклассников от учебы, мешать проведению уроков и т. д.
Несмотря на достаточно яркие проявления, диагностировать гиперактивность сложно. Во время визита к врачу ребенок испытывает волнение в неизвестной обстановке. Это тормозит проявления гиперактивности на приеме у специалиста. Чрезмерная подвижность более выражена у мальчиков. Поэтому маловыраженные симптомы у девочек могут затруднять постановку диагноза.
Импульсивность (недостаток контроля поведения)
Ребенок не ждет от окружающих инструкций и быстро реагирует на ситуацию. Это связано с особенностями функционирования головного мозга, а не проблемами в воспитании. Например, он стремится максимально быстро выполнить задание учителя, но не может адекватно оценить его требования. Импульсивность детей с СДВГ дополняется небрежностью, невнимательностью и легкомыслием.
Дополнительная симптоматика
На этом проявления СДВГ у человека не заканчиваются. Этот симптомокомплекс может быть дополнен рядом неврологических и поведенческих расстройств:
- легкие неврологические нарушения. У ребенка могут диагностироваться тремор, гиперкинезы, повышение сухожильных рефлексов и нарушения координации движений. Они могут быть объективно выявлены во время неврологического приема;
- эмоциональная лабильность. У ребенка наблюдается частая смена настроения, повышенная тревожность и раздражительность. Маленькие дети испытывают беспокойство, становятся плаксивыми. Родители видят, что их ребенок более эмоционален в сравнении со сверстниками;
- нарушения восприятия. Чаще всего поражается зрительный анализатор (ребенок не может обвести контуры простых рисунков). Но также может нарушаться ориентация в пространстве, он может неправильно читать буквы, воспринимать звуки на слух и т. д.;
- невротические привычки. У ребенка появляются симптомы, свидетельствующие о внутреннем напряжении. Он может грызть ноги, сосать большой палец, постоянно сжимать пальцы и т. д.;
- нарушения сна. Пожалуй, этот симптом родители могут заметить с самого рождения. У ребенка с самых первых дней нарушены естественные биоритмы: сон днем и бодрствование ночью. У подростков сопровождается поздним засыпанием и тяжелым утренним пробуждением;
- повышенная психическая утомляемость. Ребенок быстро устает даже от незначительных нагрузок, могут появляться головные боли;
- тики и заикание. Это не обязательные симптомы СДВГ, но они также могут наблюдаться у детей и становиться поводом для обращения к специалисту.
Причины возникновения СДВГ у детей
Ниже приведены основные причины возникновения СДВГ у детей.
1. Гены
Данные показывают, что СДВГ может передаваться по наследству от родителей или родственников. У ребенка, у которого диагностирован СДВГ, скорее всего, есть родственник, который страдает этим заболеванием.
2. Диета
Некоторые диетические компоненты могут способствовать развитию СДВГ. Например, дети и подростки, злоупотребляющие рафинированным сахаром, жиром, натрием, в 2 раза чаще имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности.
3. Травма головного мозга
Дети, страдающие от черепно-мозговой травмы или травмы, вызванной ударом по голове, инсультом или опухолью головного мозга, могут испытывать нерегулярные импульсы и двигательную активность наряду с проблемами, связанными с вниманием. 4
Социальные обстоятельства
4. Социальные обстоятельства
СДВГ, как известно, усугубляется некоторыми стилями воспитания и социальными обстоятельствами. Напряженная обстановка дома также может ухудшить симптомы заболевания.