Суть процесса самообразования воспитателя старшей группы ДОУ

Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя

Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист — своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.

Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.

Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.

Анкета № 1

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.

Я стремлюсь изучить себя.

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я много читаю.

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

Я верю в свои возможности.

Я стремлюсь быть более открытым человеком.

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность не пугает меня.

Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС

Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.

Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС

Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.

Оформление титульного листа

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №…).
  2. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
  4. Название темы.
  5. Учебный год.
  6. Возрастная группа.

Оформление второй страницы

Тема: «…».

Цель: «…».

Задачи (примерный перечень):

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • организовать работу кружка, создать учебную программу;
  • оформить в группе уголок…;
  • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  • подготовить (принять участие) в семинаре…;
  • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».

Таблица: формы работы по месяцам

МесяцФормы работы
С детьмиПедагогамиСамообразованиеРодителями
СентябрьДиагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей
  • Организовать работу кружка;
  • создать учебную программу;
  • изучить литературу
ОктябрьЗанятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь
ДекабрьОформить в группе уголок…Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Январь
ФевральПодготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
АпрельРазвлечение «…»
МайДиагностикаНаписание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
ИюньВыставка детских работОрганизовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программуКонсультация для родителей: «…»
Июль
Август

Выход темы (представление практического применения)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

  • провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
  • подготовить (участвовать, провести) семинар;
  • провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
  • оформить папку-передвижку;
  • составить сборник консультаций для родителей;
  • составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.

Оформление списка литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство – для каждого пункта в списке.

Как оформить тетрадь по самообразованию

Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.

Оформление титульного листа

Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №…)
  2. Наименование документа (Тетрадь…)
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
    3. Квалификационная категория и дата её присвоения.
  4. Дата начала ведения.

Внутренние страницы

Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.

Таблица: план работы по месяцам (бланк)

Перспективный план самообразования педагога

План должен содержать следующие данные:

  1. ФИО воспитателя.
  2. Группа.
  3. Стаж работы.

Памятка по самообразованию

Возможная
проблема

Пути
решения

1.
Не могу определиться с темой самообразования

¨Выделите из
многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений
за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и
решение которой могло бы дать 
устойчивые положительные результаты.

¨Определите
актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения
воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно –
правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так
же статистические данные.

2.
При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор
литературы:

¨Просмотр и обзор
оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает
чтение осмысленным и целенаправленным.

¨Ответьте на
вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из
предложенного в оглавлении содержания?

Составление
плана изучения конкретной выбранной литературы

¨Начните с
изучения традиционных методик по данной проблеме

¨Включите
современные взгляды на проблему

¨Используйте опыт
работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не
могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨По мере чтения
выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨Записывайте
наиболее важные, на ваш взгляд,  в
собственной формулировке, используя 
различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта;
обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное
для себя условными символами.

¨Записывайте
вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨Пользуйтесь
справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4.
При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨Составьте план
или схему полученных при изучении материалов.

¨Представьте,
«проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5.
Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется
значимость информации.

¨Ответьте на
вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной
теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с
детьми.

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема:_________________________________________________________

Дата начала работы над темой _____________________________________________

Предполагаемая дата окончания работы над темой ___________________________

ЦЕЛЬ: ___________________________________________________________________

Задачи: ____________________________________________________________________

Примерные задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);

Разработать перспективный план работы с детьми;

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете по теме: «_____________________________________»;

Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «___________________________________________________________________»;

ЭТАПЫ

СРОКИ

ФОРМА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ

1.
Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2.
Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3.
Практический

1. Внедрение передового
педагогического опыта;

системы мер, направленных на
решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4.
Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

5.
Внедренческий

1. Использование опыта самим
педагогом в процессе

дальнейшей работы.

2. Распространение опыта среди коллег.

Практические выходы, например:

  1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
  1. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: «______________________________________________________________»;

  1. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «________________________________________________________»;

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

(квалификационная категория)

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Памятка по самообразованию

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выбореПодбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  • Включите современные взгляды на проблему
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

(https://festival.1september.ru/articles/417088/(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .

Общая картина работы педагога по самообразованию

Тему самообразования я уже неоднократно затрагивала на страницах блога, но вот о плане вроде не говорила еще. Как ни крути, но в начале каждого учебного года все воспитатели должны выбрать и утвердить этот самый план. Тему выбираем в соответствии с планом работы ДОУ, а также с индивидуальным планом работы на год.

То есть, если у вас тема развитие мелкой моторики посредством пальчикового театра, то весь год по плану вы должны обязательно реализовывать свою тему с детками. Вот мы весь учебный период фиксируем этапы самообразования в специальную тетрадь, где отмечаем все, что было сделано именно по теме.

Что включает в себя работа по самообразованию:

  • Изучение тематической литературы (скрупулезно записываем всех авторов и названия их работ);
  • Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
  • Проведение открытых занятий для коллег, выступление с докладами, рефератами, консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
  • Практическая деятельность с детками: занятия, кружки, диагностика, праздники, утренники и т.п.

К концу учебного года обязательно пишем отчет по самообразованию и выступаем с ним на педагогическом совете. Аттестация тоже не пройдет гладко без качественно составленных материалов по проделанной работе. Если подойти к вопросу не как к обязаловке, а как к возможности углубить свои знания и приобрести новые навыки, то процесс самостоятельной подготовки вас захватит. Глядишь, и на авторскую методичку хватит материала!

Ведь для современного педагога стремление к самосовершенствованию должно быть естественным. Мы не имеем права быть закостенелыми, старозаветными, что ли. Наши детки постоянно ставят нас в тупик, поэтому поиск новых форм обучения и развития современных дошкольников – наша первейшая задача. А для этого нужно учиться, учиться…

Тем более что в современном мире информация теряет свою актуальность через 5 лет. Это так статистика утверждает. Итого, знания, которые нам вложили в голову в училище или институте, устарели…

Чтобы не вам искать долго тематические материалы, этот труд взяла на себя я.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий