Общая картина работы педагога по самообразованию
Тему самообразования я уже неоднократно затрагивала на страницах блога, но вот о плане вроде не говорила еще. Как ни крути, но в начале каждого учебного года все воспитатели должны выбрать и утвердить этот самый план. Тему выбираем в соответствии с планом работы ДОУ, а также с индивидуальным планом работы на год.
То есть, если у вас тема развитие мелкой моторики посредством пальчикового театра, то весь год по плану вы должны обязательно реализовывать свою тему с детками. Вот мы весь учебный период фиксируем этапы самообразования в специальную тетрадь, где отмечаем все, что было сделано именно по теме.
Что включает в себя работа по самообразованию:
- Изучение тематической литературы (скрупулезно записываем всех авторов и названия их работ);
- Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
- Проведение открытых занятий для коллег, выступление с докладами, рефератами, консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
- Практическая деятельность с детками: занятия, кружки, диагностика, праздники, утренники и т.п.
К концу учебного года обязательно пишем отчет по самообразованию и выступаем с ним на педагогическом совете. Аттестация тоже не пройдет гладко без качественно составленных материалов по проделанной работе. Если подойти к вопросу не как к обязаловке, а как к возможности углубить свои знания и приобрести новые навыки, то процесс самостоятельной подготовки вас захватит. Глядишь, и на авторскую методичку хватит материала!
Ведь для современного педагога стремление к самосовершенствованию должно быть естественным. Мы не имеем права быть закостенелыми, старозаветными, что ли. Наши детки постоянно ставят нас в тупик, поэтому поиск новых форм обучения и развития современных дошкольников – наша первейшая задача. А для этого нужно учиться, учиться…
Тем более что в современном мире информация теряет свою актуальность через 5 лет. Это так статистика утверждает. Итого, знания, которые нам вложили в голову в училище или институте, устарели…
Чтобы не вам искать долго тематические материалы, этот труд взяла на себя я.
Приложение 1
Рекасон №220-286-815 Приложение 1
Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)
Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.
Ι. Мотивационный компонент
1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.
ΙΙ. Когнитивный компонент
1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.
ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент
1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.
ΙV. Гностический компонент
1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.
V. Организационный компонент
1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.
VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности
1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.
VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)
1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.
Литература:
Коджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Просвещение. 1993
Автор — Даниленко Мария.
Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС
Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.
Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС
Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.
Оформление титульного листа
Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:
- Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад общеразвивающего вида №…).
- Наименование документа (план по самообразованию педагога).
- Сведения о педагоге:
- Ф.И.О. педагога.
- Стаж работы.
- Квалификационная категория и дата её присвоения.
- Название темы.
- Учебный год.
- Возрастная группа.
- Год.
Оформление второй страницы
Тема: «…».
Цель: «…».
Задачи (примерный перечень):
- повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
- разработать перспективный план работы с детьми;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- организовать работу кружка, создать учебную программу;
- оформить в группе уголок…;
- подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
- подготовить (принять участие) в семинаре…;
- подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».
Таблица: формы работы по месяцам
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей |
| Консультация для родителей: «…» | |
Октябрь | Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка | |||
Ноябрь | Оформление папки передвижки. Тема: «…» | |||
Декабрь | Оформить в группе уголок… | Оформление папки передвижки. Тема: «…» | ||
Январь | ||||
Февраль | Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…» | |||
Март | ||||
Апрель | Развлечение «…» | |||
Май | Диагностика | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | |
Июнь | Выставка детских работ | Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу | Консультация для родителей: «…» | |
Июль | ||||
Август |
Выход темы (представление практического применения)
Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:
- провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
- подготовить (участвовать, провести) семинар;
- провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
- оформить папку-передвижку;
- составить сборник консультаций для родителей;
- составить отчёт о проделанной работе за учебный год.
В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.
Оформление списка литературы
В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке.
Как оформить тетрадь по самообразованию
Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.
Оформление титульного листа
Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:
- Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад общеразвивающего вида №…)
- Наименование документа (Тетрадь…)
- Сведения о педагоге:
- Ф.И.О. педагога.
- Стаж работы.
- Квалификационная категория и дата её присвоения.
- Дата начала ведения.
- Год.
Внутренние страницы
Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.
Таблица: план работы по месяцам (бланк)
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
сентябрь | |||
Перспективный план самообразования педагога
План должен содержать следующие данные:
- ФИО воспитателя.
- Группа.
- Стаж работы.
Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете. Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития. Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития. Данные заносятся в таблицу. Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу. Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное) Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах, К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах. Занесите данные в таблицу:
Темы по самообразованию для старших воспитателей
29 мая, 2018 admin
Темы по самообразованию
для старших воспитателей
Уважаемы коллеги!
Представляю вам основные формулировки тем методического и организационно-управленческого характера.
Вы сами можете разнообразить формулировки, взяв начало предложения от одной формулировки, а окончание – от другой.
- Методическое сопровождение развития творческих способностей воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
- Организация единого информационного пространства в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
- Реализация эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
- Проектирование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
- Организация условий для развития познавательной активности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
- Реализация эффективной модели взаимодействия педагогов ДОУ с родителями по речевому (познавательному или др.) развитию детей дошкольного возраста.
- Методическое сопровождение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по речевому (познавательному или др.) развитию воспитанников.
- Реализация образовательной области «Речевое развитие» (познавательное или др.) в процессе взаимодействия педагогов и родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
- Организация образовательного пространства в дошкольной образовательной организации на основе художественно-эстетического развития (речевого или др.) воспитанников.
- Методическое сопровождение образовательных инициатив семьи в условиях дошкольной образовательной организации.
- Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере (или в области) художественно-эстетического (речевого или др.) развития воспитанников.
- Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации. (Это про ИКТ).
- Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессионально значимых компетенций, необходимых для организации познавательной (игровой, коммуникативной или др.) деятельности воспитанников.
- Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ на основе регионального содержания.
- Формирование у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для реализации регионального содержания в дошкольном учреждении.
- Методическое сопровождение образовательных инициатив педагогов в условиях реализации регионального содержания.
- Методическое сопровождение проектной (или игровой, или исследовательской деятельности, или др.) в дошкольной образовательной организации.
- Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
- Методическое сопровождение реализации эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
- Формирование профессиональных компетенций у педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- Методическое сопровождение взаимодействия педагогов и детей на основе игровых технологий.
- Формирование профессиональных компетенций педагогов в вопросах оздоровления и физического развития воспитанников.
- Повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством эффективного применения информационно-коммуникационных технологий.
- Повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
- Методическое сопровождение сетевого взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами.
Опубликовано в рубрике СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ, Темы по самообразованию
Анкета № 1
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.
Я стремлюсь изучить себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
Я анализирую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности.
Я стремлюсь быть более открытым человеком.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
Я получаю удовольствие от освоения нового.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.
Необходимость профессионального развития воспитателя
Перед воспитателем, составляющим план по самообразованию, стоят сложные цели по формированию и воспитанию подрастающего поколения.
Уделять внимание развитию интеллектуальных способностей ребёнка.
Использовать все возможности для раскрытия творческого потенциала малыша.
Поддерживать живой интерес дошкольника к сезонным изменениям, природным явлениям и экологии окружающего мира.
Развивать с каждым ребёнком социальные навыки общения.
Учить беречь и охранять своё здоровье. Формировать устойчивые представления о ЗОЖ, последствиях вредных привычек и безопасном поведении.
Воспитывать любовь к родному краю, национальным традициям, истории и традициям своего народа.
Знакомить с культурными ценностями, проводить мероприятия, направленные на повышение эстетического воспитания.
Поведение ребёнка за столом — часть воспитательного процесса
Важно! Готовя план по самообразованию воспитателя, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета
Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС)
Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета. Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС).
План работы по самообразованию
План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы, считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.
При составлении плана работы по самообразованию воспитателю нужно обратить внимание на следующее:
- Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
- Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
- Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
- Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
- Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
- Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
- В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
- В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
- Нужно запланировать анализ полученных результатов.
- Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.
Советы педагогам, занимающимся самообучением
- Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один. Такой метод учит вырабатывать своё мнение.
- Учитесь работать с библиотечными каталогами, а также правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом. Это сохранит вам время и поможет точно находить нужный литературный источник.
- Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты. Это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете.
- Будьте открыты к инновациям в образовании. Создавайте компьютерные презентации и видеоролики, представляя свои наработки.
- Делитесь опытом с коллегами, и тогда заслужите репутацию флагмана в дошкольном образовании.
Самообразование воспитателя — это не только ведение тетрадей, составление докладов, папок и стендов. Организовывайте самообразование правильно, и это станет стимулом и для развития личности, и для повышения профессиональной педагогической компетентности.
Анкета № 2
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале: 5 – да (препятствуют или стимулируют); 4 – скорее да, чем нет; 3 – да и нет; 2 – скорее нет; 1 – нет.
Собственная инерция.
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
Методическая работа в ДОУ.
Обучение на курсах.
Пример и влияние коллег.
Пример и влияние руководителей.
Организация труда в ДОУ.
Внимание к этой проблеме руководителей. Доверие
Доверие.
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
Занятия самообразованием.
Интерес к работе.
Возрастающая ответственность.
Возможность получения признания в коллективе.
Формы повышения квалификации педагогов
Формы повышения квалификации воспитателей имеют свои особенности:
- Педагогический совет. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.
- Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.
- Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.
- Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей — старший воспитатель детского сада или методист. Старший педагогический сотрудник детского дошкольного учреждения может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. Кроме методиста, к проведению консультаций могут привлекаться специалисты: детские психологи, педиатры, логопеды.
- Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.
- Изучение педагогического опыта. Включает в себя:
- изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.). Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является ведение «Методической папки воспитателя».
- посещение открытых занятий
- презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.
- Педагогический тренинг. Привлекая к сотрудничеству опытного педагога или психолога, можно развивать разнообразные педагогические способности воспитателей, отрабатывать навыки работы с детьми, обучать новым педагогическим технологиям. Педагогический тренинг направлен не только на саморазвитие, но и на самоанализ.
Интернет-магазин «УчМаг» – скорая методическая помощь
Детский сад – это платформа для подготовки детей к сложной жизни в школьный период, когда формируется жизненная позиция и личность гражданина. Хочу заметить, что, несмотря на мой иногда шутливый тот и не совсем научный язык изложения в статьях, я как педагог вполне осознаю ту ответственность, которая лежит на мне. Что я дам сегодня каждому воспитаннику, с тем он пойдет в первый класс.
Благодарить будут меня учителя начальной школы или ругать, зависит от моей компетентности и заинтересованности в эффективности приложенных усилий. Поэтому прошу молодых коллег не рассматривать планирование работы, в том числе самообразование как никому ненужную трату времени, отписки для начальства. Мы работаем не от себя, не как частная лавочка, а как представители государственной системы образования.
Пусть она далеко не совершенна, но другой нет. В связи с вышесказанным, предлагаю серьезно относиться к разработке индивидуального плана работы и постараться, чтобы он отражал наше стремление дать детям солидный багаж для сложного путешествия из детства в отрочество. Эх, как я закрутила?
Итак, не буду голословной моралисткой, а помогу молодым коллегам практическим советом: купите в «УчМаге» пособие «Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е. и др.). К ней прилагается ежедневное планирование. Есть отдельно рабочая программа средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет) и подготовительная группа (6-7 лет).
ФГОС весьма строг по вопросам планирования деятельности, но именно эта программа полностью одобрена и рекомендована всеми, кому не лень в нашей системе образования. Кстати, здесь есть и готовый примерный план самообразования.
Также рекомендую вам принять участие в офлайн-вебинаре «Планирование методической работы по программе «Радуга», что тоже весьма благоприятно скажется на вашем кругозоре как педагога.
План самообразование воспитателя в ДОУ темы по ФГОС 2 младшая группа
Одной из приоритетных задач в воспитании детей 2-4 лет является формирование речевого аппарата ребёнка. Правильная, чётко произносимая, разборчивая речь помогает маленькому человеку социализироваться. Умение выражать мысли и эмоции с помощью слов способствует стабилизации общего психологического фона дошкольника, помогает избежать недопонимания со стороны сверстников и взрослых, упрощает процесс понимания.
Одним из наиболее действенных способов воздействия на детские речевые центры считается работа по развитию мелкой моторики ребёнка. Разрабатывая гибкость и ловкость пальцев рук, достигается дополнительная стимуляция расположенных на ладонях «точек», отвечающих за активизацию рецепторов речи.
Рисование пальчиками
Именно поэтому в первые месяцы учебного года в планы по саморазвитию включаются новые образовательные приёмы:
- Пальчиковые игры.
- Инновационные способы рисования.
- Заучивание и проговаривание стихов, речёвок и потешек с помощью движений и хороводных игр.
- Работа с разнообразными материалами, направленная на дополнительное сенсорное развитие.
Нельзя забывать! Добиться наилучшего результата воспитателю поможет взаимодействие с родителями воспитанников.
Обязательно включить беседы о проделываемой работе, а также общие рекомендации и индивидуальные задания для работы с малышами в готовый план по самообразованию воспитателя.
Родительское собрание
Самообразование воспитателя средней группы по темам ФГОС
Основной отличительной чертой детей в четырёхлетнем возрасте можно смело назвать повышенную двигательную активность и ярко выраженное желание получать понятные ответы на многочисленные, ежедневно возникающие у ребенка вопросы.
Воспитанники должны учиться говорить полными предложениями и иметь для этого достаточный словарный запас. Для расширения активной лексики следует использовать дидактические игры, наглядно отражающие изучаемую тему.
Сюжетно-ролевые игры, включенные в план по самообразованию воспитателя, персонифицируют разного рода абстрактную деятельность, помогают познакомиться с понятиями и ситуациями, пока ещё неизведанными в реальной жизни. Это помогает приобрести основы жизненного опыта и в случае возникновения подобных обстоятельств в реальности — поступить правильно.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Важное требование! Дети овладевают темой в формате непосредственной образовательной деятельности (НОД). Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям
Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление
Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям. Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление.
Нельзя забывать! Занятие должно быть строго регламентировано по времени, не давая детскому организму «застояться».
Планирование смены интеллектуальной деятельности на ритмическую составляющую урока сохраняет общую динамику и помогает восприятию материала.
Во время занятий по ИЗО (лепка, рисование, аппликация и другое) важно не забывать, что воспитатель поэтапно проговаривает задание и одновременно выполняет описанные действия вместе с ребятами. В случае необходимости, оказывает малышу помощь, объясняет, в чём заключается ошибка
Составление плана по самообразованию старшего воспитателя поможет детально проработать весь творческий процесс, оценить возможные детские затруднения и рассчитать реальное время, которое понадобится на изготовление поделки.
В темах самообразования воспитателей в ДОУ по ФГОС (средняя группа) отображается работа в следующих направлениях:
- устранение возможных дефектов речи с помощью речевых упражнений, скороговорок;
- знакомство с классификацией разных групп предметов, явлений и понятий;
- закрепление навыков гигиены и самообслуживания;
- работа с уголком природы, наблюдение за природными изменениями, обсуждение народных примет;
- использование пальчикового, перчаточного, настольного театра по народным сказкам с участием воспитанников;
- привлечение родителей к изготовлению наглядных дидактических пособий, оздоровительной дорожке закаливания, украшений и атрибутов, подчеркивающих приметы меняющихся времён года и праздников.
Тематический уголок «Времёна года»
Стоит задуматься! Выполняя поручения воспитателя, взрослые показывают ребёнку заинтересованность его жизнью вне дома, получают дополнительные темы для бесед и дарят малышу возможность ценить и гордиться умениями родных ему людей.
Составляем план по самообразованию: пошаговая инструкция
Как правильно составить план работы по самосовершенствованию:
- Титульный лист оформляем согласно общеизвестным канонам, его можно просто скачать в Интернете. Но обязательно указываем название дошкольного учреждения, пишем, что это план по самообразованию педагога такого-то (ФИО, стаж, категория), прописываем тему, срок работы (с сентября 2017 по май 2017) и возрастную группу детей;
- Следующие страницы: тема, цель, задачи. Тему знаем, цель исходит напрямую из темы. Задачи такие: повысить уровень знаний в вопросе путем изучения соответственной литературы, посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.
Также к задачам относится разработка перспективного плана работы в соответствии с темой самообразования, подготовка диагностики в начале и конце года, создание учебной программы, организация кружка для детей и другая практическая деятельность, которую вы планируете провести. Это еще может быть оформление уголка, проведение консультаций, семинара, лекции.
Как видите, ничего сложного. А еще проще – скачать специальную форму плана и по образцу составить свой план.
Пока я вас не утомила, буду заканчивать. На прощание попрошу сделать мне одолжение: поделитесь ссылочкой с товарищами и если еще не оформили подписку – милости прошу в нашу компанию!
Темы по самостоятельному образованию
Тему может дать методист детского сада, а можно выбрать её самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.
Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:
- Каждый учебный год новая тема.
- Обширная тема на несколько лет.
Тема должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования детей. Целесообразно рекомендовать тематику для самообразования педагогов с учётом их опыта и педагогического стажа.
Молодым специалистам:
- Ценности личностно-ориентированного подхода в образовании
- Развитие педагогического мастерства
- Формирование педагогических умений и способностей.
Воспитателям с опытом работы более 5 лет:
- Проектирование учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении
- Развитие умений анализа научно-методической литературы, применения теоретических знаний на практике, применение творческого подхода.