Как обеспечить дома ребенку полную безопасность?
Опытные родители и психологи предлагают обеспечить дома для ребенка спокойную, безопасную обстановку, чтобы иметь возможность оставлять его одного.
На самом деле, ничего сложно в этом нет, но некоторое время не модернизацию жилища, потребуется:
Потребуется убрать подальше все вещи, которые представляют опасность. Речь идет о колющих и режущих предметах, спичках, лекарствах
Делать это стоит без присутствия малыша.
Необходимо закрыть балконы и окна
Ребенок не всегда понимает, что на сетку опираться нельзя, иначе ты упадешь.
Важно уделить внимание обучению пользования ребенком газовой плитой, чайником или ТВ. В дальнейшем это пригодиться, да и родителям будет спокойнее, зная, что ребенок может сам согреть себе чай без осложнений.
Проверить, имеются у чада необходимое количество еды, да и ребенок знает, где расположена пища и питье.
Четко объяснить ребенку, что именно можно делать, а что нельзя, пока родители отсутствуют.
Все перечисленные советы обеспечат ребенку безопасность, а родителям спокойствие на периоды, когда их малыш будет оставаться дома в одиночестве.
Ребенок без присмотра на улице
На улице наших детей тоже подстерегает множество опасностей. Чтобы их избежать, с детьми нужно постоянно говорить о том, как себя вести и чего опасаться.
Во-первых, нужно определить допустимые маршруты ребенка. Путь от школы до дома должен быть оговорен в точности. Пусть это будет самый безопасный путь, освещенный и многолюдный. Ребенок должен понимать, что уходить с маршрута нельзя ни при каких обстоятельствах.
Во-вторых, строго побеседовать о том, что вступать в разговоры с неизвестными людьми нельзя, особенно выкладывать им подробности семейной жизни. Односложные ответы «Я не знаю», «Мама не разрешает мне говорить с незнакомыми» могут помочь избавиться от непрошеных гостей.
В-третьих, научить ездить в транспорте. То есть общие правила безопасности должны быть усвоены как дважды два. Кроме того, ребенок должен быть проинструктирован по поводу того, что делать, если нечаянно проехал свой маршрут или сел не в тот автобус. Он может обращаться за помощью к водителю или к кондуктору, к человеку в форме.
В-четвертых, рассказать о возможности угрозы на улице со стороны воров, бандитов. По возможности не нужно давать ребенку дорогие вещи. А уж если без этого нельзя, ребенок должен понимать, что лучше сразу отдать телефон или плеер, и не быть покалеченным.
В-пятых, не приучать к лифту.
Умение пользоваться и применять на практике эти несложные правила поведения не только обеспечат спокойствие и безопасность малышу, но и, возможно, в некоторых ситуациях спасут ему жизнь.
Обучение самостоятельности
Ниже приведена таблица с возрастными рекомендациями о том, с какого возраста вы можете начать обучение ребенка самостоятельности.
Возраст ребенка | Навыки самостоятельности |
---|---|
3-4 года | Умывание и чистка зубов под присмотром родителя, одевание одежды, уборка игрушек |
5-6 лет | Самостоятельное одевание, пользование туалетом, поддержание порядка в комнате, помощь при приготовлении простых завтраков |
7-8 лет | Приготовление простых закусок и напитков, вынос мусора, поддержание личной гигиены |
9-10 лет | Самостоятельное готовка простых блюд, ответственность за выполнение домашних заданий, приход домой после школы |
11-12 лет | Самостоятельное график занятий и учебы, ответственность за заботу о домашних животных, маленьких братьев или сестер |
У каждого ребенка разные способности и скорость развития, поэтому рекомендуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Знание, что ваш ребенок обладает навыками самостоятельности, позволит вам чувствовать себя увереннее, когда приходит время оставить его одного дома.
Публикация «Консультация для родителей „С какого возраста можно оставлять ребенка одного“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
Соответственно вовсе не возраст является критерием, определяющим готовность ребенка остаться в одиночестве. Это скорее особенности его темперамента и характера, наличие навыков самостоятельного и безопасного поведения в отсутствие взрослых определяют решение родителей оставить ребенка одного дома.
И эти навыки у ребенка необходимо сформировать. Поэтому с 5-6 лет:
– предоставляйте малышу максимум свободы в Вашем присутствии. Не следите за каждым его шагом. Создавайте иллюзию свободы, когда малыш сможет на некоторое время остаться один в комнате и заняться своими делами, в то время, пока Вы находитесь в другой. Если Вам это по каким-либо причинам делать не хочется, можете оставлять открытыми межкомнатные двери, чтобы незаметно время от времени наблюдать за его поведением. Таким образом, ребенок учится первым шажкам самостоятельности. Он привыкает спокойно играть в отсутствие мамы, зная, что хотя она не с ним, но все равно где-то рядом.
– разрешайте ребенку самому обсуживать себя на кухне. Пусть он сам нальет в стакан сок, наложит еду на тарелку. Научите его пользоваться микроволновкой. В ней легко и быстро ребенок может разогреть себе пищу. Причем микроволновка в данном случае будет более безопасной, чем газовая или электрическая плиты. Можно оставлять ребенку пищу в мультиварке или термосе. Младшие школьники уже в состоянии научиться аккуратно снять крышку с этих приборов и переложить еду в тарелку.
– Ребенок должен четко запомнить, что есть вещи, которых ему никогда нельзя делать. К этому относится правило: никому, даже знакомым людям, не открывать дверь в отсутствие взрослых. Не сообщать по телефону посторонним людям, что взрослых нет дома. Не играть с электрическими приборами: утюгом, стиральной машиной, феном, пылесосом. Не пользоваться газовой плитой. Не выходить на балкон и не открывать окна. Более того, сами взрослые не должны оставлять окна открытыми, если ребенок находится в квартире один. Список этих постулатов Вы можете дополнить исходя из собственных требований или особенностей характера ребенка. Главное условие, чтобы Ваш малыш запомнил, осознал эти правила и не пытался их нарушить.
Чтобы решить для себя, готов ли Ваш ребенок остаться на некоторое время без присмотра, ответьте на следующие вопросы:
– Ребенок может самостоятельно играть около 2-х часов, не контролируя при этом, где находятся родители?
– Боится ли ребенок находится в комнате с закрытой дверью?
– Сформированы ли у ребенка навыки самостоятельного поведения? Речь идет об определенных обязанностях, которые он самостоятельно выполняет: застилает свою постель, чистит зубы, наводит порядок в комнате и т. д. Причем выполнять это он должен регулярно без дополнительного контроля со стороны родителей.
– Засыпает ли ребенок без ночника?
– Знает ли ребенок правила своего поведения дома в отсутствие взрослых? Что он может делать, а что нет? Может ли он объяснить почему нельзя делать то или иное действие?
-Умеет ли ребенок пользоваться телефоном?
– И главное, дает ли сам ребенок согласие остаться один?
Если Вы ответили на данные вопросы положительно, то Ваш малыш способен ненадолго остаться один в квартире. Но, ненадолго – это не значит, что на весь день! Одиночество только в умеренных дозах может пойти на пользу и быть относительно безопасным для Вашего малыша!
Как приучить ребёнка оставаться одному дома
Мы составили несколько правил для родителей, которые уверены, что их ребёнок к этому готов.
Правило 1. Оставляйте одного постепенно
Не уезжайте сразу на неделю к друзьям. Сначала выходите к соседям на полчаса, потом на час в магазин и так постепенно увеличивайте время.
Правило 2. Поговорите о технике безопасности
Обсудите разные чрезвычайные ситуации и возможности выхода.
Например, если дома загорелась плита, то нужно позвонить маме или папе, а потом пожарным по номеру 01. Обязательно сообщить фамилию и имя свои и родителей, назвать домашний адрес. Выйти из квартиры на улицу. Если ребёнок учится в младших классах, не стоит рассказывать, как тушить пожар самостоятельно.
Если началось землетрясение, то нужно срочно выйти на улицу и отойти подальше от любого здания. Лучше всего — на спортивное поле.
Если в квартиру ворвались грабители, нужно спрятаться в шкафу, нише или под кроватью и написать сообщение родителям. Ни в коем случае не попадаться им на глаза и не вступать в диалог.
Если дома отключили свет, у ребёнка должен быть фонарик вместо свечей.
Научите ребёнка в обязательном порядке проверять закрытую воду, выключенный свет и бытовую технику. И напомните, чтобы он ни при каких обстоятельствах не открывал дверь незнакомым людям.
Правило 4. Обсудите время отсутствия
Скажите точно, во сколько вы выйдете из дома и во сколько вернётесь. Обязательно обозначьте, где будете, на случай, если ребёнок не сможет дозвониться вам напрямую. И старайтесь не опаздывать.
Правило 5. Расспросите, чем ребёнок будет заниматься
Если у него возникают сложности с планированием своего дня, помогите придумать занятия. Можно воспользоваться методом «деловые часы»: обозначить временные промежутки для каждого занятия.
Чем занять детей, которые остаются одни дома
Помните: ваш ребенок должен быть занят! Если ему станет скучно, он найдет себе занятие самостоятельно, и им может оказаться, например, помощь маме с глажкой белья, поиск запрещенных предметов или еще чего похуже.
Поэтому заранее подумайте — чем занять чадо.
Речь пойдет о детях 7-9 лет (деток помладше оставлять одних просто нельзя, а дети после 10-12-ти лет уже вполне способны занять себя сами).
- Скачайте ребенку его любимые мультики и установите их последовательный показ (вдруг, малыш не умеет пользоваться пультом или потерял его).
- Дайте ему задание, например, нарисовать несколько красивых больших рисунков для домашней «выставки» к папиному приходу. А заодно — красиво расставить игрушки в комнате, построить замок из конструктора, украсить дом-коробку для кота (заранее обклейте ее белой бумагой) или нарисовать эскизы тех игрушек, что вы вместе сошьете после вашего возвращения.
- Если вы позволяете ребенку сидеть за ноутбуком, установите для него полезные и интересные программы (желательно, развивающие) — за компьютером время летит незаметно, и чадо просто не заметит вашего отсутствия.
- Предложите ребенку поиграть в «пиратов». Пусть он спрячет свою игрушку (клад) и нарисует для вас особую пиратскую карту. После возвращения найдите «сокровища» под звонкий хохот ребенка.
- Оставьте ребенку журналы с раскрасками, кроссвордами, комиксами и пр.
- Если где-нибудь на полке лежит пачка ненужных глянцевых журналов, можно предложить малышу сделать коллаж. Задайте тему, выдайте лист ватмана, клей и ножницы.
- Купите набор для моделирования. Мальчишек хлебом не корми — дай что-нибудь склеить (самолеты, танки и пр.). Можно приобрести подобный набор, состоящий из объемных пазлов (для него клей не нужен, если вдруг вы боитесь, что кошку приклеят к ковру). Девочке можно взять набор для создания замка принцессы (фермы и пр.) или набор для создания одежды бумажной кукле.
Планируйте занятия для чада, исходя из ЕГО интересов, а не своих требований. Иногда лучше отойти от принципов, если на кону безопасность вашего ребенка.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами
Нам очень важно знать Ваше мнение!
Здравый смысл
Шансы на то, что за 14 лет у мамы с папой ни разу не возникнет необходимости срочно отлучиться куда-то без ребенка, конечно же, равны нулю
Рано или поздно такой момент наступит, поэтому важно, чтобы сам ребенок был готов к этому. Чтобы определить уровень его готовности, нужно понять, имеются ли следующие признаки:
- Ребенок способен заниматься чем-то самостоятельно не менее 2 часов подряд, не нуждаясь в подсказках и помощи взрослых.
- Он не «теряет» своих родителей, если их нет в поле зрения. Например, когда мама на кухне готовит обед, а сам малыш играет в соседней комнате.
- Его уже не пугает темнота, он не нервничает в замкнутом пространстве (скажем, когда играет в комнате при закрытой двери).
- Ребенок точно знает, что можно, а что нельзя, и почему. Осознает, что нарушение обоснованных запретов может привести к негативным и даже опасным последствиям.
- Вы часто замечаете, что в ролевых играх сын или дочь часто исполняет ведущую роль, образ кого-то старшего и более опытного. К примеру, предпочитает быть доктором, когда играет в «больничку», или родителем, когда играет в «дочки-матери».
- Ребенок не проявляет жестокости и стремится избежать боли сам. Он прекрасно понимает, что такое боль и какие действия могут ее причинить.
- Он знает, как пользоваться телефоном, как связаться с родителями.
- Ребенок не злопамятный и отходчивый: быстро забывает обиды, не имеет склонности копить и утаивать злость.
- Способен объективно оценивать собственное поведение: понимает, когда поступил плохо, когда хорошо и почему. Может предугадать реакцию родителей на свои поступки.
- Чадо имеет свои домашние обязанности. Родители могут поручать ему убирать на место свои игрушки, кормить кота, заправлять постель и пр. Ему нравится эта ответственность, он с удовольствием выполняет порученное.
- Ребенок уже привык к определенному распорядку дня и соблюдает его, сам того не замечая: кушает, ложится спать и встает примерно в одно и то же время. Маме с папой уже не нужно постоянно напоминать ему, когда и что делать.
Чем больше пунктов совпадают с поведением вашего ребенка, тем больше в нем готовности остаться одному дома. В идеале должно быть не менее 8–9, другой результат говорит о том, что ребенок еще не готов и пока с этим следует повременить.
Мнение психолога: со скольких лет оставлять ребенка дома одного
Психологи не рекомендуют оставлять детей дома одних до 7 лет. Спящие младенцы до года могут выпасть из кроватки, отрыгнуть и захлебнуться, неловко перевернуться и задохнуться. Малыши 2-3 лет очень пугаются и плачут, когда обнаруживают отсутствие взрослых. После четырех лет, наоборот, могут сильно пошалить, залезть в розетку, включить газ, открыть воду, выпасть из окна и другое.
Если шестилетний ребенок спокойный и послушный, в некоторых случаях мама может оставить его на 20-30 минут, но нужно обязательно обсудить все нюансы. Малыш должен знать, когда мама вернется, что делать, если будут звонить в дверь, как позвонить маме или папе.
Специалисты настоятельно рекомендуют:
первое отсутствие взрослого не должно длится более 15 минут;
перед уходом примите меры предосторожности – закройте двери на балкон, отключите газ, обесточьте опасные розетки, уберите режущие инструменты;
обязательно согласуйте свой уход, дети должны знать, куда вы уходите и через сколько вернетесь;
придумайте для дошкольника интересное задание (нарисовать картинку, раскрасить страничку, собрать машинку);
если уйти вас вынуждают не обстоятельства, а желание сделать сына или дочь более самостоятельными, не торопитесь, до 7 лет не следует заниматься такими экспериментами;
если у ребенка сложный характер, он страдает фобиями и плачет один, не стоит бросать его и после семи лет, в этом случае лучшим вариантом будет консультация у психолога;
возвращайтесь вовремя, никогда не опаздывайте. Дети очень мнительные и могут сильно испугаться
Даже подростки боятся, когда родители не приходят вовремя.
После возвращения обязательно поговорите с малышом, спросите, что он без вас делал. Беседа должна быть доверительной и проходить в дружественном тоне. Расскажите, как вас оставляли родители, поделитесь своими переживаниями
Внимание к детям дает удивительные результаты
Как оставить ребенка одного дома: разбираемся по пунктам
Предлагаем несколько правил и рекомендаций для мам и пап, которые оценили уровень самостоятельности своих домой и уверены в том, что их ребёнок точно готов к «автономному плаванию».
Да – постепенности, нет – резким шагам
Нельзя оставить ребёнка сразу на неделю, тем самым проверяя его готовность и независимость. Нужно приучать к одиночеству постепенно. К примеру, сперва мама уходит из квартиры на 30 минут, затем – на 1 час, затем время отсутствия увеличивается. Переходить к большему временному промежутку стоит лишь после того, как ребёнок успешно доказал свою самостоятельность: поиграл, сделал уроки, поел, ничего не разрушил и т.д.
Изучение техники безопасности
Итак, ребенок один дома, а значит, возможны всяческие неприятные ситуации, а значит, он должен знать, как себя вести в чрезвычайных условиях.
Но эти знания не приходят сами по себе, их нужно донести до малыша и подростка.
Нельзя открывать чужим людям (и вообще – посторонним, даже если они знакомы ребёнку). Ответ всегда один – мама запретила открывать дверь. Других объяснений не нужно.
Если дома чувствуется запах газа или горит какой-либо бытовой прибор, необходимо позвонить родителям и пожарным. Обязательно следует выйти из помещения на улицу. Не нужно самому тушить мелкий (!) пожар (исключение – хладнокровные подростки).
При отключении света можно достать фонарик. Никаких свечей и спичек.
Можно разогревать пищу в микроволновке, воду в электрочайнике
При этом важно следить за тем, чтобы бытовые приборы были отключены после работы.
Список правил можно продолжить. Идеальный вариант – убрать подальше все опасные предметы: ножи, лекарства, бытовую химию.
Знание своих данных – сила
Вы не можете продумать все чрезвычайные ситуации и варианты их решения силами ребёнка. Если огласить список всех опасностей, которые подстерегают маленького человека в пустой квартире, можно добиться обратного эффекта – появления страхов и боязни одиночества. Важнее то, знает ли ребёнок, куда ему обращаться в случае ЧП.
В первую очередь, ребёнок должен позвонить родителям. Значит, необходимо убедиться в том, что в его телефоне есть ваш номер, но лучше продублировать его на бумаге. Запишите и прикрепите стикер на холодильник. Сюда же можно добавить номера всех экстренных служб, а также домашний адрес. На тот случай, если малыш запаникует и забудет его при звонке в пожарную или газовую службу.
Заряженный телефон
Телефон – это важнейший способ коммуникации в нынешнее время. Поэтому обязательно убедитесь в том, что смартфон заряжен, на счету достаточно денег для звонков. Предупредите о том, что ребёнок всегда должен быть на связи: отвечать без промедления, самому звонить в оговорённые промежутки времени.
Помощь близких
На первое время можно договориться с бабушкой, родственником, живущим рядом, или соседкой, которой вы доверяете на 100 процентов, о том, что они будут заходить в гости и проведывать маленького «робинзона крузо». Насколько это необходимо – решать только вам и ребёнку.
Время отсутствия
Обязательно расскажите, на сколько минут/часов вы выходите из дома и когда вернётесь. Предупредите, если вы задерживаетесь. Ну и постарайтесь не опаздывать, особенно если ребёнок один дома в вечернее время.
Узнайте, чем ребёнок станет заниматься
Поинтересуйтесь планами на время вашего отсутствия. Если ребёнок не может распланировать свой день, попробуйте составить расписание. К примеру, выполнение уроков, домашние хлопоты, игры, чтение книг, просмотр телевизора, дневной сон.
После возвращения обязательно поинтересуйтесь, чем занимался малыш всё это время. Подростки обычно не любят рассказывать о своих занятиях, но тут всё зависит от степени доверительности детско-родительских отношений.
Один дома — как понять, что ребенок готов?
- Он спокойно обходится без мамы от получаса до 2-3 часов и даже более.
- Он не боится играть в комнате при закрытой двери, не страдает клаустрофобией и не боится темноты.
- Он умеет пользоваться средствами связи (телефон, «мобильник», скайп и пр.).
- Он сможет набрать ваш номер (или папин) и сообщить о проблеме.
- Он знает, что такое «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Что фрукты нужно мыть, к окнам подходить опасно, двери чужим не открывают, а розетки — источник тока.
- Он способен налить себе воды и взять из холодильника йогурт, молоко, колбасу для бутерброда и пр.
- Он уже достаточно ответственный, чтобы убирать разбросанные игрушки, чашку ставить в раковину, ложиться спать вовремя, мыть руки перед едой и пр. Вам уже не приходится контролировать такие мелочи.
- Он не впадет в истерику (или обиду), если вы оставите его на час-два.
- Он знает, что полиция приезжает, если позвонить на «02», скорая — на «03», а пожарная — «01».
- Он способен позвонить соседям в случае какой-либо опасности или проблемы.
- Он понимает — почему мама должна ненадолго оставить его в одиночестве.
- Он не против стать на пару часов взрослым и самостоятельным.
Каждый положительный ответ — это «плюс балл» к уровню самостоятельности вашего чада. Если вы набрали 12 баллов, мы можем вас поздравить — ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы провести без вас пару часов.
Однозначно нельзя оставлять малыша одного дома, если вы ответили отрицательно на большинство вопросов теста.
Возраст «самостоятельности»
В США есть запрет на нахождение дома одному, если подростку меньше 15 лет, в отдельных штатах возраст увеличен до 16–17 лет. В штате Невада детям до 21 года нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21:00. В Европе «возраст самостоятельности» ограничен цифрой 16. В Японии мальчики с 12, а девочки с 11 лет могут оставаться дома без взрослых, в Индии – с 8-10.
Законодательство РФ не предусматривает ограничений и возрастных границ, по достижении которых родители могут оставить малолетнего ребёнка одного (без присмотра). К малолетним относятся дети до 14 лет (п. 2 ч. 1 ст. 398 УПК РФ). С одной стороны, родители вправе самостоятельно решать, с какого возраста оставить ребёнка одного
С другой, важно понимать, что если в отсутствии родителей произойдёт чрезвычайная ситуация, то они понесут административную или уголовную ответственность
За консультацией мы обратились к начальнику отдела организации деятельности комиссий администрации Яковлевского городского округа Ольге Юрченко:
– Согласно Семейному кодексу РФ, именно родителям (или опекунам) отведена главная роль в защите прав и интересов детей. До достижения ребёнком совершеннолетия они отвечают за его жизнь, здоровье, психическое и физическое развитие. Статья 125 УК РФ регламентирует ответственность за оставление в опасности, которая заключается в заведомом оставлении ребёнка в угрожающем его жизни или здоровью положении. Ответственность по данной статье наступает только в том случае, когда родитель или иной взрослый имел реальную возможность и был обязан оказать необходимую помощь ребёнку. Эта статья предусматривает до 80 тысяч рублей штрафа и лишение свободы на срок до 1 года.
Поясню: в нашей стране малолетним считается ребёнок, не достигший 14-летнего возраста. Также родители могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 ч.1 КоАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних» (предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 500 рублей)
Если последствия были страшнее и ребёнок погиб, следователи могут возбудить уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». Санкции этой статьи УК предусматривают до двух лет тюрьмы
Кроме того, если ребёнка систематически оставляют в опасности, органы опеки могут поставить семью на учёт как неблагополучную (даже если семья вполне благополучная), впоследствии может встать вопрос даже об ограничении или лишении родительских прав, – отметила Ольга Ивановна.
Руководство для ребенка
Проверь, есть ли в доме достаточно еды и воды. Перед тем как родители уйдут, убедись, что у вас достаточно продуктов, чтобы перекусить. Заранее определите, что можно есть без помощи взрослых.
Не забывай о безопасности. Запомни, что делать в случае возникновения пожара или аварии. Узнай номер экстренных служб и где находится огнетушитель и аптечка. Не разрешай незнакомым людям входить в дом.
Не открывай дверь незнакомцу. Если кто-то звонит в дверь и ты не знаешь этого человека, не открывай дверь. Скажи им, что твои родители не могут быть сейчас дома и спроси, зачем им нужно это. Если они не уходят, позвони своим родителям или другому взрослому, чтобы они знали о ситуации.
Оставайся внутри дома. Пока родители не вернулись, оставайся в пределах дома. Это гарантирует твою безопасность и позволит предотвратить возможные неприятности.
Не забывай о правилах поведения. Не играйся с опасными предметами или огнем. Не готовь еду на плите без разрешения родителей. Будь аккуратным и следуй указаниям.
Знай, где находятся соседи и родственники. Узнай, где находятся соседи или родственники, которым ты доверяешь. Если возникнут какие-либо проблемы или ты почувствуешь себя неуютно, знай, что есть к кому обратиться помощь.
Будь ответственным и осторожным. Помни, что ты взрослеешь и обязан выполнять свои обязанности. Будь ответственным за то, что происходит в доме, и помогай по мере своих сил.
Следуя этому руководству, ты сможешь насладиться временем, проведенным один дома, и стать более независимым. Не забывай, что всегда можно обратиться к родителям или другим взрослым, если возникнут какие-то проблемы.